Заказать звонок

Дидактические игры как средство развития детей: виды и примеры

09.10.2025
866
Время чтения: 12 минут
Обновлено: 09.10.2025
Сохранить статью:
Дидактические игры как средство развития детей
Содержание
  1. Что собой представляет дидактическая игра
  2. Структура любой дидактической игры
  3. Задача
  4. Действия
  5. Правило
  6. Результат
  7. Виды дидактических игр для развития детей
  8. Игры с предметами
  9. Настольно-печатные игры
  10. Словесные игры
  11. Популярные дидактические игры для развития детей
  12. Дидактические игры как средство развития детей 3-4 лет
  13. Дидактические игры как средство развития для детей 4-5 лет
  14. Дидактические игры как средство развития для детей 5-6 лет
  15. Дидактические игры как средство развития для детей 6-7 лет
  16. Дидактические игры как средство развития для детей школьников
  17. Часто задаваемые вопросы о дидактических играх как средстве развития детей
  18. Сколько времени продолжается дидактическая игра?
  19. Можно ли использовать дидактические игры как средство развития для детей в домашнем обучении?
  20. Нужно ли время от времени менять дидактические игры?

О чем речь? Дидактические игры как средство развития хорошо зарекомендовали себя в детском саду и школе. И никто не запрещает заниматься ими дома. Главное — понимать отличия дидактической игры от других типов.

Что учесть? В основе занятий лежат задача, действие, правило и результат — такова структура игры. Она будет везде одинакова независимо от вида. Ну а содержание можно придумать самому или воспользоваться готовыми вариантами.

Что собой представляет дидактическая игра

Существуют разные формы обучения. Дидактическая игра как средство развития детей является одним из способов с помощью многоплановых методов правильно воспитать личность, привить базовые навыки воспитанникам дошкольных учреждений младшего возраста. Процесс довольно сложный, но действенный.

Главной ролью дидактической игры является получение ребенком нового опыта взаимодействия через восприятие определенных жизненных ситуаций. Малыш учится понимать окружающий мир. С помощью метода он пробует общаться с другими детьми и воспитателем.

Что собой представляет дидактическая игра
Источник: freepik / freepik.com

Дидактическая игра всегда чему-то обучает. Взрослые проводят их в воспитательных и образовательных целях. Процесс не выстраивается открыто, во время игры ребенок усваивает полученную информацию, а через правила и простые действия понимает, как нужно поступать в той или иной ситуации.

Такой способ был изобретен еще в народной педагогике прошлого. Дидактическая игра использовалась для развития умственных способностей, объяснения правил поведения, воспитания. Сегодня мы видим, что эта традиция широко шагнула в современную педагогику.

В любой системе работы детских садов активно используются дидактические игры, их проведению уделяется особое внимание и педагогами, и детьми — им нравится этот вид проведения досуга.

Структура любой дидактической игры

Процесс как средство развития детей проходит через несколько этапов.

Задача

Важно поставить цель дидактической игры. А затем — задачу, которую можно решить, подключив интеллектуальные способности. При выполнении заданий дети используют разные типы мышления, тренируют память и учатся быть наблюдательными.

Ребенок в процессе игры может работать с несколькими видами задач:

  • Сравнить предметы. Педагог задает требования: найти группу предметов и распределить по признакам — выше или ниже, темнее или светлее, больше или меньше.
  • Изучить картинки, на которых нарисованы объекты, и найти подходящие в реальной жизни. Распределить их по типу, материалу, цвету.
  • Определение предмета по описанию. Педагог начинает перечислять признаки, по которым воспитанники должны понять, что за вещь или явление были описаны.
  • Упражнение на внимание и память. Педагог дает набор предметов, показывает, как они друг за другом расположены, после чего просит детей отвернуться на несколько минут. В это время он убирает одну из вещей, а другие может переставить местами. Задача воспитанников — найти все отличия.

Действия

Чтобы решить эту задачку, детям нужно совершить какое-то действие. Педагог будет следить за уровнем активности, помогать воспитанникам в совместной игре, чтобы они были нацелены на общий результат.

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

21 способ, чтобы ребёнок начал делать уроки с интересом и сам за 7 дней
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1757514991.png
1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

21 способ, чтобы ребёнок начал делать уроки с интересом и сам за 7 дней

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1757514814.png
1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

21 способ, чтобы ребёнок начал делать уроки с интересом и сам за 7 дней
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1757514721.png

21 способ, чтобы ребёнок начал делать уроки с интересом и сам за 7 дней
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям. 

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день. 
И подготовили материалы, которые действительно работают. 

1742234616.png

Александра Платчихина

Методист академии Ukids

1742234789.png

Уже скачали 527 человек

1757514483.png

В дидактической игре любое действие должно соответствовать требованиям:

  • Совершить его надо ради достижения определенной цели.
  • Детям должно быть интересно действовать в процессе всей игры.

Грамотно составленная дидактическая игра для того и придумана, чтобы воспитанники не понимали ее скрытой цели — обучения.

Правило

Все дети должны быть ознакомлены с условиями игры и неукоснительно их соблюдать. Педагог рассказывает, в чем они заключаются в самом начале игрового процесса. Затем он выстраивает границы, показывает, какие возможности есть у детей для решения задачи, какие ограничения существуют.

Чем больше запретов, тем труднее ориентироваться в правилах, поэтому важно понятно и просто донести их, сделав игру максимально увлекательной.

Результат

Без итога любая игра перестает быть дидактической. В данном случае каждый участник должен стремиться дойти до поставленной цели. Признает достижения ребенка педагог, он со стороны может подбадривать и комментировать действия.

Воспитанникам важно получить от процесса удовольствие, они не думают о том, какие навыки и знания приобрели. А педагог понимает, какие качества были «прокачаны»: внимание, скорость реакции, память, мышление.

Любой педагог оценивает эффективность от игры по ее результатам, удалось ли ребенку достигнуть поставленных целей. Воспитатель смотрит, насколько хорошо дети овладели новыми знаниями и навыками в ходе развлекательного занятия.

Виды дидактических игр для развития детей

Все они как средство делятся по определенным типам. Бывают те, что направлены на улучшение коммуникативных навыков, есть те, которые позволяют больше узнать об окружающем.

Игры с предметами

Помогают детям через определенный предмет получить новые знания о реальности. Например, в ходе этих занятий ребята трогают разные вещи, сравнивают их по цветам, величинам, изучают материал, из которого они изготовлены.

Такая игра ценна тем, что позволяет осознавать, что у всех предметов есть разные свойства и параметры. Очень хорошо, если для занятий педагог использует натуральные материалы, взятые из природы. Это могут быть ветки, листья, цветки, палочки, камни, семена цветов и растений, овощи, фрукты, ягоды.

Такие предметы вызывают у ребенка неподдельный интерес и желание поиграть с ними. К этим занятиям относят: «Опиши, что это такое», «Не ошибись», «Что сначала, что потом» и др.

Настольно-печатные игры

Подойдут детям, которые только знакомятся с миром вокруг, познают пространство, хотят понять природу, состоящую из растений и животных. В качестве предметов используют лото, домино, парные карточки.

Настольно-печатные игры
Источник: freepik / freepik.com

С помощью этих игр можно помочь ребенку освоить новые понятия, развить логику и память, математические способности. Ребенок учится принимать решения, моделирует различные ситуации из реальной жизни.

Словесные игры

Кроме наглядных пособий подойдут и простые занятия, которые направлены на развитие навыков у детей.

Малышам предлагают самостоятельно или в группе описать определенный предмет, подобрать к нему характеристики, рассказать, какого он цвета, какой формы, длины и ширины. Затем им можно сравнить эти предметы по обозначенным параметрам. За основу можно взять слова, обозначающие природные явления.

Популярные дидактические игры для развития детей

Дидактические игры — это эффективный способ совместить обучение и увлекательный процесс, помогающий детям развивать ключевые навыки. Какие виды игр наиболее популярны и как они влияют на познавательные способности ребенка?

Дидактические игры как средство развития детей 3-4 лет

Для малышей важно подобрать занятия на развитие памяти, речи и внимания.

  • Запомни фигуры.

Эта игра состоит из распечатанных листов с разноцветными картинками. Можно изготовить карточки самостоятельно или же заказать готовую форму. Покажите малышу фигуры и спросите, запомнил ли он порядок.

Затем перемешайте картинки и попросите ребенка разложить все в ранее представленном порядке. Если упражнение не получается с первого раза, помогите или же дайте более простой вариант.

  • Логические цепочкии.

Для этой игры необходимы карточки, на которых будут похожие картинки. Например, как растет цветок: от семечка до яркого растения с распустившимися лепестками. Предложите ребенку расставить карточки по порядку.

Затем можно показать процесс не только роста, но и увядания растения. Такие дидактические игры развивают логическое и аналитическое мышление. Ребенок учится видеть взаимосвязи между предметами, сопоставляя их с реальной жизнью. Благодаря тому, что педагог в игре просит объяснить выбор, у малыша развиваются речевые навыки.

  • Найди отличия.

В три года ребенок должен видеть сходства и различия предметов. Для этого подойдет соответствующая игра. Нужно показать ребенку похожие изображения, на которых что-то отличается. Например, на одном рисунке с котом есть шляпа, а на другом нет.

Дидактические игры как средство развития детей 3-4 лет
Источник: freepik / freepik.com

Начать можно с простых примеров, постепенно усложняя задачу. Развивает память, логическое мышление и речь одновременно. Не нужно брать очень сложные и детализированные изображения, помогайте малышу, если он запутается, почаще хвалите и поддерживайте.

Дидактические игры как средство развития для детей 4-5 лет

В этом возрасте важно развивать в ребятах способность быть внимательными, давая упражнения на развитие общего мышления и логики, можно внедрять элементы математических задач. Дидактические игры для пятилеток уже немного сложнее.

  • Задачки для ума.

Полезная и хорошая игра для детей четырех лет — на развитие мышления. Возьмите картинки с животными, растениями и машинами: кот, дерево, автомобиль. Добавьте к ним рисунки с предметами и животными: яблоко, колесо, котенок. Теперь попросите подобрать предметы друг к другу.

Например, колесо и автомобиль можно соединить, яблоко растет на дереве, а котенок тянется к маме-кошке. Ребенок будет понимать взаимосвязь, попросите в процессе объяснить свой выбор. Например, если он выберет дерево и кота, пусть расскажет, что кошка решила забраться на дерево, так как испугалась машины.

  • Изучаем цифры.

Пять лет — возраст, чтобы учиться считать. Возьмите карточки, пластиковые фигурки, палочки, игрушки и цифры. Теперь можно составлять разной сложности задачки, просить сложить предметы вместе, посчитать, сколько животных нарисовано на картинке, затем запомнить показанные цифры.

Можно класть с вещами палочки и просить положить к каждым игрушкам столько фигурок, сколько будет показано на картинке.

  • Цифры по порядку.

Теперь вы можете научить ребенка числовому порядку. Для этого разложите картинки с цифрами и попросите расставить карточки от единицы до десяти и наоборот. Затем следует добавить изображения предметов, например, нужно сосчитать, сколько животных нарисовано на картинке и подставить к ним карточки с нужным числом.

Такие упражнения в игровой форме позволяют легче усваивать новый материал. Чтобы усложнить задачу, создайте последовательность из цифр и картинок с животными, уберите один из рисунков и попросите ребенка продолжить последовательность.

Дидактические игры как средство развития для детей 5-6 лет

Если в пять лет ребенок учится считать, то в шесть он уже умеет и читать, и писать. Ребенку можно предлагать игры разной сложности, главное, чтобы они были увлекательны и познавательны.

  • Прочитай по первым буквам.

Возьмите карточки, на которых нарисованы различные предметы. Придумайте слово, выложите по порядку карточки и попросите ребенка назвать каждый предмет по очереди. После этого ему нужно назвать по очереди первые буквы слов, обозначающих предметы, а затем соединить их и получить готовое слово.

Дидактические игры как средство развития для детей 5-6 лет
Источник: freepik / freepik.com

Например, у вас такие картинки: «мяч — аист —муха — арбуз» все вместе это даст слово «мама». Можно давать более сложные слова, состоящие из множества букв. Такое упражнение развивает скорость мышления и логику.

  • Сложная игра «Найди отличия».

Ребенок уже привык находить отличия в картинке. Но когда ему исполнится пять-шесть лет, можно усложнить задание. Например, подготовьте картинки, где предстоит найти до 15 отличий, причем некоторые из них довольно незаметные.

Пусть ребенок параллельно объясняет, где он нашел несостыковки, какие элементы отсутствуют или добавлены. Такая игра развивает навыки, которые пригодятся в школе, когда нужно будет находить ошибки в словах и предложениях.

  • Слова противоположности.

Ребенок учится понимать, какие явления противопоставлены, выявлять несоответствия, находить различия. Поэтому ему можно предложить игру на поиск антонимов. Например, начните со слова и предложите ребенку продолжить. «стоять — сидеть», «луна — солнце», «маленький — большой», «сложный — легкий», «низкий — высокий».

Можно подготовить разные категории понятий, чтобы дошкольник учился понимать, как их можно объединить. Например, создать категории «явления природы», «ощущения», «действия».

Дидактические игры как средство развития для детей 6-7 лет

Когда ребенок готовится пойти в школу, ему важно обладать навыками речи, письма, математическими способностями, понимать, как устроен мир, видеть закономерности, запоминать визуально и на слух. Мелкая моторика у таких детей уже хорошо работает, поэтому им можно предложить смастерить поделки в качестве игры.

  • Что лишнее.

Учите детей воспринимать информацию на слух. Необязательно все время использовать карточки, показывать предметы, достаточно просто рассказать о них или называть. Определите тему, о которой поведаете ребятам. Это может быть «зима». Затем перечислите все факты, которые соответствуют этому времени года.

Например, «выпал снег», «лежат сугробы», «дети лепят снеговика», «скоро Новый год», «ребята кидаются снежками», «чтобы не замерзнуть, все носят шубы, шапки и варежки», «расцвела сирень». Попросите детей назвать факт, который не соответствует заявленной теме и попросите объяснить, почему.

  • Хорошо или плохо.

Дидактические методы хороши, когда нужно объяснить смысл жизненных ситуаций. Например, следует показать правила гигиены. Для этого можно использовать карточки. На одной нарисован ребенок, который валяется в грязной луже, а на другой — мальчик, который умывается.

Спросите у детей, какую картинку можно обозначить словом «хорошо», а какую — «плохо» и почему. Так вы узнаете об отношении детей к тем или иным ситуациям, сможете поработать над их поведением.

  • Чем это делают.

Игра для развития памяти. Подойдет детям дошкольного возраста. Возьмите предметы и спросите о том, для чего они нужны. Например: «с помощью чего рисуют», «на чем можно это изобразить», «с помощью чего можно убрать карандашные черточки». Затем предложите взять подходящие к вопросам предметы. За верный ответ можно давать ребенку балл, в конце определив победителя.

Дидактические игры как средство развития для детей школьников

В начальных классах уже проще управлять вниманием ребят. Школьники становятся более спокойными и готовы к началу учебной деятельности.

Конечно, не нужно отказываться от игрового формата, он будет поддерживать в детях любознательность к миру и увеличивать их стремление познавать новое. Важно использовать групповые дидактические занятия, они учат детей командной работе.

  • Назови признаки.

Сначала выберите примеры предметов из школьной жизни, которые будете описывать. Например, спросите: «опишите, какого цвета, какой формы рюкзак Ани, сколько в нем кармашков, есть ли на них молнии?»

Дидактические игры как средство развития для детей школьников
Источник: freepik / freepik.com

Затем предложите найти похожие вещи и их описать. Чем больше предметов и характеристик названо, тем лучше. Школьники учатся определять признаки.

  • Скажи правильно.

Еще одно полезное упражнение, которое поможет научиться устанавливать логические связи. Учитель говорит неправильные утверждения, предлагая ребенку обнаружить ошибку. В конце ученик должен дать верный ответ. Например, педагог говорит: «Собака мяукает», «Слон волосатый», «Груша квадратная». Если ребенок не согласен со словами учителя, он должен объяснить, почему.

  • Где это растет или чье это.

Игра, которая поможет соотносить доли и целое, находить связь между предметами. Например, нужно соотнести животных и части их тела, растения и их среду обитания. Можно спросить детей, где растут яблоки, сливы, морковка, арбузы. Пусть ребенок самостоятельно делает выбор и объясняет, почему он предпочел тот или иной вариант.

Часто задаваемые вопросы о дидактических играх как средстве развития детей

Дидактические игры сегодня помогают детям разного возраста быстро учиться и осваивать правила, которые в обычной жизни приходится разжевывать не по одному разу. Особенность таких занятий — наличие одного верного ответа.

Сколько времени продолжается дидактическая игра?

Удерживать внимание ребенка нужно в зависимости от его возраста. Дошкольникам лучше играть не больше 15 минут, младшеклассникам следует уделить этим занятиям около 25 минут. Если дети увлечены, проявляют искренний интерес, то не стоит их прерывать, а завершить начатое.

Можно ли использовать дидактические игры как средство развития для детей в домашнем обучении?

В условиях семьи тоже можно их применять. Если родители посвящают время своим детям, то продуктивность в школе растет на 40%, показывают исследования.

Нужно ли время от времени менять дидактические игры?

Чтобы ребенок не терял интерес к этим занятиям, их нужно периодически замещать. Также следует усложнять задания, если ребенок без труда и быстро с ними справляется. Лучше вводить новый вариант раз в неделю: у ребят должно быть время, чтобы освоить условия и понять, как верно действовать.

Это учит ребенка принимать нужные решения, тренирует память, прокачивает математические навыки. И позволяет в развлекательной форме осваивать важные жизненные правила.

Материал основан на следующих источниках:

  • Давыдова Е. Н., Кобозева И. С. Дидактическая игра: сущность и содержание //Научное обозрение. Педагогические науки. — 2019. — №. 3-1. — С. 69-72.
  • Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст). — 2006.
  • Степанова О. А., Рыдзе О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. — 2003.

Изображение в шапке статьи: pressfoto / freepik.com

Вам также может понравиться
Ребенок-интроверт: особенности характера и поведения

Ребенок-интроверт: особенности характера и поведения

Какой? Ребенок-интроверт отличается замкнутостью и склонност...

Развивающие мультфильмы для детей
04.11.2025

Развивающие мультфильмы для детей

О чем речь? Как бы родители ни старались, в современном мире...

Как перестать завидовать и начать жить своей жизнью
02.11.2025

Как перестать завидовать и начать жить своей жизнью

О чем речь? Зависть — естественная человеческая эмоция, но и...

Что такое пассионарность: простыми словами о природе силы, которая двигает историю
01.11.2025

Что такое пассионарность: простыми словами о природе силы, которая двигает историю

О чем речь? Понятие «пассионарность» давно стало одним из са...

Капризный ребенок: советы родителям

Капризный ребенок: советы родителям

О чем речь? Капризный ребенок кричит, плачет, топает ногами,...

Ребенок не хочет гулять: почему так бывает и что делать

Ребенок не хочет гулять: почему так бывает и что делать

О чем речь? Ребенок не хочет гулять — знакомая многим родите...

Когнитивный диссонанс: что это простыми словами и как он управляет нашими решениями
26.10.2025

Когнитивный диссонанс: что это простыми словами и как он управляет нашими решениями

О чем речь? Современный человек ежедневно сталкивается с сит...

Принцип Парето простыми словами: что такое правило Парето и как применять закон 80/20

Принцип Парето простыми словами: что такое правило Парето и как применять закон 80/20

О чем речь? Сегодня, когда информации больше, чем времени, в...

Что такое невербальная коммуникация: виды, значение и примеры невербальных средств общения

Что такое невербальная коммуникация: виды, значение и примеры невербальных средств общения

О чем речь? Сегодня невербальная коммуникация играет решающу...

Забрать подарок

Забрать подарок

Cеминар для
родителей
с психологом
Записаться бесплатно