Заказать звонок

Как тренировать память ребенку: принципы, упражнения, игры

05.02.2025
877
Время чтения: 10 минут
Обновлено: 05.02.2025
Сохранить статью:
Как тренировать память ребенку

Как тренировать память ребенку? Начинать нужно в раннем возрасте, уже с 3-4 месяцев необходимо говорить с малышом, называть предметы и описывать свои действия. С 2 лет включают игры и упражнения.

На что обратить внимание? Главное правило развития памяти — никакого принуждения. Если упражнение не нравится, подбирают другое. Также можно рассмотреть авторские методики развития, например, Монтессори.

Правила тренировки памяти у ребенка

С помощью механизмов запоминания человек сохраняет и может по желанию воспроизвести необходимую информацию (все то, о чем он слышал, что видел или читал). Память — это базовая функция психики. Именно ее развитие является основным критерием подготовки к школе, а также важно для будущего познания мира.

Развитая память — цель всех методик и упражнений для раннего формирования личности. Среди методов существуют различные, подходящие под возраст ребенка. Не нужно думать, что все ограничивается лишь заучиванием стихотворений.

Есть естественные механизмы, по которым память начинает развиваться уже с младенчества. Молодой матери не нужно задумываться о том, как тренировать ее у ребенка. С первых недель он сам запоминает, как пахнет его мама, как крепко спится на папиных руках и как щекочет щеку дедушкина борода.

Детская память не контролируется сознанием, а потому действует спонтанно. Примерно в 6 месяцев дети начинают запоминать эмоции. Если когда-то его напугал лающий пес, то при встрече с ним ребенок испугается.

Правила тренировки памяти у ребенка
Источник: freepik / freepik.com

До 2 лет идет развитие моторной памяти, а до года формируется участок мозга, который отвечает за развитие речи и изучение новых слов. С 2 до 6 лет дети активно задают вопросы. Маленькие почемучки узнают все о мироздании и очень быстро заучивают знания. Конечно, лучше всего воспринимается та информация, которая получена в игровой форме.

А вот с 6 до 12 лет растет качество долговременной памяти. Усидчивость и мотивация уже позволяют приложить усилия, чтобы что-то заучить. Начиная с пубертата память работает как у взрослых. Поэтому тренировать ее у ребенка следует при помощи получения новых знаний и применения этого опыта.

Вот некоторые нюансы при развитии памяти у детей:

Проще всего ребенку запомнить новое через тактильные ощущенияИменно касания и ощупывание предмета дают полную информацию о нем ребенку. Пример – известная история о том, что можно сколько угодно твердить, что плита горячая, но ребенок не отреагирует на это. Но если он прикоснется к горячей конфорке — мгновенно запоминает это
События, окрашенные эмоциями, запоминаются лучшеСогласно исследованиям, ребята из многодетных семей или тех, где проживает несколько поколений под одной крышей, лучше усваивают информацию. Потому, что ребенок умеет взаимодействовать сразу с несколькими людьми, контакт более интенсивный и продолжительный. Так у малыша больше эмоций и воспоминаний. Негативные события, чувственно окрашенные, тоже запомнятся: развод, стрессы и др. Например, ребенок лучше запомнит стихотворение, прочитанное мамой с интонацией, окрашивая эмоциями каждую строку.
Проанализируйте информацию, чтобы запоминатьЕсли после похода в цирк поговорить о том, как ребенку понравилось представление, то можно тренировать его память. Спросите, кто из выступающих запомнился и понравился, какие эмоции вызвал или узнайте, помнит ли малыш, какого цвета были ботинки клоуна
Моторика улучшает запоминаниеФизкультура, особенно на воздухе, улучшает кровоснабжение головного мозга. Это позитивно сказывается на способности к запоминанию, в целом на все когнитивные процессы. Гуляйте почаще и не пренебрегайте физическими упражнениями, чтобы гармонично развивать мозг ребенка
Экранное время должно быть ограничено (это не только телефон, но и также планшет, компьютер, телевизор)Из-за большой частоты смены кадров на мониторах устройств нервная система малыша перегружается. Процессы памяти и концентрация внимания ухудшаются. Современные нейропсихологи рекомендуют максимально отстраниться от гаджетов. С 2 лет экранное время не должно быть более двух часов (а до двух желательно вообще не показывать мультфильмы). Разделите эти 2 часа на 4 отрезка по 30 минут. Это будет безопаснее, чем один раз смотреть видео 120 минут

Как тренировать память ребенка

Развитие памяти у ребенка играет важную роль в его обучении и личностном росте. В данном разделе будут рассмотрены основные подходы, направленные на совершенствование этого навыка.

До двухлетнего возраста

Способность запоминать появляется у грудничков уже с 3-4 месяцев. Первыми они учатся различать и запоминать лица и голоса тех, кто за ними ухаживает. Затем малыш узнает свои игрушки и предметы в комнате. Помните, что даже с таким маленьким ребенком важно говорить, комментировать свои действия и называть предметы.

Тренировка детей 2—6 лет

В это время быстрее всего идет развитие навыка запоминания. Ребенок задает миллион вопросов, отовсюду звучит «А почему?», ему интересно устройство мира. Тогда же запоминают цифры, алфавит, учатся писать и выполнять несложные арифметические действия.

Запечатление информации в эти годы непроизвольное. Все также хорошо учатся простые сюжеты и эмоционально окрашенные факты и события. Сухую информацию дети почти не воспринимают.

Тренировка детей 2—6 лет
Источник: freepik / freepik.com

Для облегчения запоминания можно научить ребенка ассоциативным способам, мнемотехнике. Узнайте, с чем у него соотносится вещь, а при назывании ассоциации просите произнести слово.

Играми также можно отлично развивать память. Вот наиболее популярные и простые:

  • Игра в слова. Произнесите вслух несколько названий предметов, а затем попросите ребенка повторить последовательность. Через некоторое время цепочку слов можно удлинить. Важно, чтобы ребенок повторял названия, сохраняя порядок.
  • Поиск отличий. Просите находить различия на картинках с похожими изображениями. Такая игра — хорошая тренировка памяти, развитие внимания и способности сосредотачиваться на чем-либо.
  • В магазине. Поручите ребенку запомнить список покупок из трех—пяти продуктов. А в магазине спросите, что надо купить. Усложните задачу, увеличив число позиций в списке.

Если что-то из предложенного малышу не по душе, не нужно давить и заставлять в это играть. Выбор подобных упражнений очень большой. Подберите то, что ему будет интересно.

Как тренировать память ребенку 6—12 лет

Старт школьной жизни — это тяжелый для детей период. Иногда он совпадает с так называемым кризисом социализации. Ребенок переживает адаптацию в новом коллективе, отсутствие дневного сна, увеличенный объем требований и ответственности.

Если с раннего возраста развитием памяти не занимались отдельно, то важно начать обучающие процессы в 6-7 лет. Это благоприятно скажется на успеваемости и способностях ребенка запоминать факты.

Хорошим эффектом обладают следующие методики разностороннего развития памяти:

  • развивающие игры(особенно эффективны игры с карточками “Мемо”, “Дубль”, “Твинити”);
  • чтение и пересказ книг;
  • обучение иностранному языку.

Сочетайте эти методики, выбирая те упражнения, которые нравятся вашему малышу. Такой способ, как насильная зубрежка неинтересных стихов, не поможет тренировать память ребенку.

Чтобы продолжать развитие памяти в возрасте 6—12 лет, есть отдельные техники по возрасту:

  • Запомни предметы. Покажите картинку, изображающую несколько вещей. Через 15—20 секунд уберите ее и попросите перечислить все, что на ней было. При желании можно попросить повторить рисунок по памяти на другом листе.
  • Найди отличия. Изображения для поиска особенностей должны быть очень детализированы. Такие задачки подходят и для тренировки внимательности.
  • Сравни списки. Напишите перечень из десяти или более слов, чтобы ребенок их запомнил. Потом дайте другой список, где упоминается часть понятий из предыдущего. Пусть ребенок найдет новые слова или те, что повторяются.

Для подростков и учеников старшей школы

Так как скорость мышления у этих детей намного быстрее, то и задачи можно давать как для более опытных людей. Полезными будут упражнения:

  • Рассказ, как прошел день. Это естественный способ запоминания, который позволит установить между ребенком и родителем доверительные отношения и поддерживать эмоциональную близость. Важно не задавать дежурные фразы, а искренне интересоваться, что произошло, что понравилось и вызвало эмоции.
  • Игры. Для поддержки памяти и эмоциональной близости с подростком используйте настольные игры. Хотя они не всегда нацелены на развитие памяти, их механика и взаимодействие способствуют тренировке когнитивных функций. Например, такие игры как «Тик-так бум», «Медведь» и «Манчкин» не только развлекают, но и вовлекают игроков в процесс активного мышления и запоминания. Настольные игры становятся отличной платформой для общения, где каждый игрок может проявить свои навыки, делиться идеями и строить стратегии.
  • Запоминание портретов с именем и фамилией. На листе под фото человека пишут его данные, а затем просят ребенка запомнить. Через время необходимо будет соотнести изображения людей с их именами и фамилиями.
  • Запоминание логически не связанного текста. Это может быть просто последовательность рандомных слов, для которых сложно построить ассоциативный ряд.
  • Счет в уме. В свободном порядке умножать числа на одну и ту же цифру. Ребенок должен отвечать в быстром темпе.
  • Метод двадцати слов. На запоминание 20 названий дается 90 секунд, после чего нужно воспроизвести максимальное их число вслух или написать на бумаге.
  • Пересказ. Здесь за основу можно брать то, что подходит вашему ребенку. Фильмы, прочитанные рассказы — пересказать можно все.
  • Цветные слова. Названия тонов фиксируют другой краской, например «зеленый» — фиолетовым. Задача — как можно быстрее произнести тот цвет, каким написано слово.
  • Арифметика на время. Задача проста: решить несложные примеры как можно быстрее. Конечно, важно не только проверять правильность, но и со временем усложнять задания.
  • Разнонаправленная работа руками. Например, одной чертить в воздухе квадрат, а другой — овал. Вместо фигур можно воспроизводить буквы или цифры.
  • Работу двух полушарий можно стимулировать рисованием или письмом обеими руками.

Авторские методики тренировки памяти ребенка

Авторские методики тренировки памяти ребенка представляют собой уникальные подходы, разработанные с учетом индивидуальных особенностей развития детей. В данном разделе будут рассмотрены основные принципы этих методик, их значимость и потенциал для повышения когнитивных способностей.

Технология Домана

Американский автор Г. Доман, который работал с детьми, страдающими тяжелыми поражениями центральной нервной системы, создал свою методику. Также ее можно встретить под названием «паттернинг» или «методика Домана-Делакато».

Технология Домана
Источник: freepik / freepik.com

Главной идеей метода является использование специальных карточек с изображениями и словами, что позволяет детям знакомиться с новыми понятиями и расширять свой словарный запас. Обучение проходит в игровой форме, что способствует не только запоминанию информации, но и создает положительную атмосферу для обучения.

Ее принцип основан на том, что тренировать память ребенка, как и другие психические процессы, лучше с раннего детства. Основные моменты:

  • упражняться можно уже с шестимесячного возраста;
  • важно поощрение и позитивное подкрепление;
  • атмосфера для занятий должна быть хорошей, как и настроение «ученика»;
  • длительность упражнения короткая, чтобы малыш не утомлялся;
  • весь материал должен быть разным, но логически упорядоченным;
  • занятия проводятся регулярно;
  • проверка знаний и их оценка не допускаются.

Этой методикой пользуются психологи и воспитатели детских садов, что позволяет им проводить разностороннюю подготовку к школьным занятиям. Согласно теории Домана, с шестилетнего возраста начинаются процессы истинного обучения, постепенно вытесняющие естественное развитие.

Методика Монтессори

Еще одна популярная стратегия развития, названная по фамилии итальянского врача и педагога Марии Монтессори. Она также известна как «Методика раннего развития». Монтессори предлагает дать ребенку свободу развития в сочетании с безопасной средой.

Примеры реализации методики включают использование специально подготовленной среды, где дети могут свободно выбирать виды деятельности.

К примеру, в классе могут находиться материалы для практических занятий, такие как наборы для работы с геометрическими фигурами или природными элементами. Эти материалы помогают развивать не только когнитивные навыки, но и моторику.

Базовые постулаты:

  • раннее начало практикования даст лучшие результаты;
  • непроизвольная память имеет ведущее значение: малыш сам выбирает формы, методы, техники занятий;
  • ведущая деятельность всегда игровая;
  • занятия заканчиваются, когда малыш устанет;
  • взрослые больше наблюдают, чем активно вмешиваются в процесс познания;
  • память развивается наравне с интеллектом, воображением, моторикой, логикой и речью.

Методика Монтессори, в отличие от метода Домана, учит, как тренировать память ребенка и в школьный период.

Часто задаваемые вопросы о тренировке памяти ребенка

Каждый разговор, даже самый простой, наполняет его ум новыми значениями и ассоциациями. Когда мы задаем открытые вопросы и искренне интересуемся, как прошел его день или чем он занимался в садике, мы способствуем созданию связей в его памяти. Эти моменты кажутся обыденными, но именно они помогают развитию навыков общения и критического мышления.

Что ухудшает качество этой способности?

У большинства людей объем памяти довольно велик с рождения. Если стали замечать ухудшение ее или способности запоминать новую информацию, то важно найти причину. Часто у детей этому способствуют: стресс, нехватка витаминов, недостаточное количество воды, поражения нервной системы органического характера. Посетите педиатра, чтобы начать разбираться в проблеме.

Есть ли действенные методики?

Считается, что спидкубинг (сборка кубика Рубика на скорость) очень полезна. В это время нужно просчитывать дальнейшие действия и запоминать последовательности. На начальном этапе игроки осваивают около 8 комбинаций. А вот профи помнят уже до двухсот. Тем, кто занимается спидкубингом, очень легко заучивать факты из школьной программы и стихотворения.

Какие настольные игры полезны для памяти?

Чтобы поддерживать способность в хорошей форме, чередуйте следующие игры:

  • «Мемо» во всех его вариациях. Подберите тематики, интересующие ребенка. Существуют версии для мальчиков, для девочек. Вариант с животными обычно нравится всем;
  • «Шапка-невидимка»;
  • «Носочные монстры», где нужно найти пару носку;
  • «Головоноги» (развивает память и фантазию, чтобы придумать имена).

Память и внимание — это важнейшие функции психики. Без них невозможна нормальная работа нервной системы и развитие малыша. Если хотите тренировать память ребенка, то начинать это следует буквально с момента, как он родился.

Важно помнить, что нельзя сравнивать себя с другими родителями или следовать неким идеальным стандартам.

Материалы основаны на следующих источниках:

  • Кобякова Н. В. Развитие памяти у младших школьников //Итоги научно-исследовательской деятельности 2017: изобретения, методики, инновации. — 2017. — С. 452-453.
  • Круглова А. Тренируем память. Простые упражнения для простого запоминания. — Litres, 2022.
  • Черемошкина Л. Как развивать внимание и память ребенка. — Litres, 2019.

Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com

Вам также может понравиться
Что такое семья для детей: как создать здоровую атмосферу дома
14.03.2025

Что такое семья для детей: как создать здоровую атмосферу дома

Что такое семья для детей? Это фундамент, который предоставл...

Умение помогать другим – воспитываем детей правильно

Умение помогать другим – воспитываем детей правильно

Что предполагает? Умение помогать другим — способность прояв...

Умение договариваться: основные правила

Умение договариваться: основные правила

Для чего нужно? Умение договариваться является важным навыко...

Умения слушать и слышать: чем различаются и почему важно иметь навык активного слушания

Умения слушать и слышать: чем различаются и почему важно иметь навык активного слушания

Почему важно? Умения слушать и слышать ребенка способствуют ...

Умение аргументировать: правила и способы развития

Умение аргументировать: правила и способы развития

О чем речь? Умение аргументировать — важный навык во взросло...

Профильный класс: плюсы, минусы и особенности
12.03.2025

Профильный класс: плюсы, минусы и особенности

О чем речь? Профильный класс — тип обучения, при котором осн...

Распорядок дня школьника: для чего нужен и как составить
12.03.2025

Распорядок дня школьника: для чего нужен и как составить

О чем речь? Распорядок дня школьника влияет на успеваемость ...

Развитие эмпатии у детей: какие есть способы и почему это важно

Развитие эмпатии у детей: какие есть способы и почему это важно

О чем речь? Развитие эмпатии у детей — важнейшая часть воспи...

Академия Ukids: как мы помогаем, но не делаем за других?

Академия Ukids: как мы помогаем, но не делаем за других?

Работа в компании — это не просто выполнение задач, а возмож...

Забрать подарок

Забрать подарок