- Почему важно правильно выбрать профессию
- Кем мечтали стать дети в последнее столетие
- 1920-е
- 1930-е
- 1940-е
- 1950-е
- 1960-е
- 1970-е
- 1980-е
- 1990-е
- 2000-е
- 2010-е
- Кем хотят стать дети сейчас
- Врач
- Программист
- Разработчик игр
- Киберспортсмен
- Блогер
- Дизайнер
- Как помочь ребенку определиться с профессией
- Часто задаваемые вопросы о том, кем хотят стать дети
- Кем мечтают стать дети в разном возрасте?
- Как помочь подростку разобраться, кем он хочет стать?
- Что влияет на выбор профессии у детей?
Кем хотят стать дети? Если в прошлом столетии все мечтали стать врачами, учителями, юристами и космонавтами, то сейчас наступила эра новых специальностей. Программисты, разработчики игр, киберспортсмены и блогеры набирают популярность. Не уступают им дизайнеры и представители индустрии красоты.
На что обратить внимание? Чтобы ребенок получил востребованную и интересную для него профессию, важно учитывать его предпочтения и приоритеты. А для этого следует расширять его кругозор, отдавать в различные секции и кружки, поощрять стремления. Для старшеклассников будут полезны тесты на профориентацию: они помогут определиться тем, кто не знает, кем хочет стать.
Почему важно правильно выбрать профессию
По данным Роструда, только 27% россиян трудятся по полученной специальности. Хотя при этом 70% сами выбирали свою профессию, еще 20% — пошли по совету родителей и близких. И лишь 3% людей перед этим действительно прошли профориентацию.
Опрос Фонда «Общественное мнение» показывает: несмотря на то что 70% довольны своей работой, 60% россиян все равно жалуются на низкую зарплату.
Как видно, выбор профессии — это не мелочь, а важный этап, к которому стоит подходить вдумчиво и заранее.

Почему важно помогать детям в выборе профессии:
- Растет уверенность в себе. Когда ребенок понимает, к чему он стремится и чем хочет заниматься, это избавляет его от чувства растерянности и пустоты после окончания школы. У него появляется внутренний ориентир.
- Учеба становится осознаннее. Если школьник знает, что предметы связаны с его будущей профессией, ему легче учиться. Он начинает углубляться в важные темы, потому что понимает, зачем это ему нужно.
- Больше стабильности. Профессия, к которой есть интерес и способности, в будущем помогает добиться финансовой устойчивости и облегчает поиски себя.
- Широкие карьерные горизонты. Когда дело нравится, человек учится с удовольствием, вкладывается в развитие, а значит, и перспективы у него совсем другие. Можно вырасти в классного специалиста и получать от этого кайф.
- Самоопределение. Выбор профессии — это не только про работу. Это про понимание себя: что мне нравится, что у меня хорошо получается, в чем я хочу быть полезным. Это основа для взрослой жизни.
По исследованию платформы «Профилум», только 17,5% старших школьников точно знает, кем хочет стать. Еще около 68% хотя бы примерно определились. Остальным пока сложно с этим, поэтому выбор впереди.
И это нормально. Чем младше ребенок, тем чаще у него меняются интересы. Сегодня он мечтает стать космонавтом, завтра — блогером, а через неделю — ветеринаром. Взрослым важно не торопить, но при этом внимательно присматриваться: к чему у него тянется душа, что у него получается. И обязательно учитывать его желания.
Становится заметно, кем дети хотят стать в детстве, если внимательно понаблюдать за ними — без давления, без «должен», просто с искренним интересом. Это и есть отправная точка понимания, которую стоит беречь и развивать, а не перекраивать под ожидания взрослых.
Кем мечтали стать дети в последнее столетие
А вы помните, как выбирали свою профессию?
Что сыграло решающую роль — мнение родителей, совет друзей, ваши склонности или расчетливый взгляд на рынок труда?
Пока вы вспоминаете этот момент, давайте вернемся в прошлое и посмотрим, как менялись детские мечты о профессии в России и СССР за последние сто лет. Сравнение этого с тем, кем хотят стать современные дети, — уже само по себе увлекательное путешествие во времени. Это дает не только представление об эпохе, но и повод для размышления: насколько изменились ценности, технологии и представления целых поколений о профессии.
1920-е
После революции и гражданской войны в моде были героизм и служение Родине. Многие мальчишки мечтали стать красноармейцами, а девочки — медсестрами.
Страна начинала строиться заново, поэтому особым уважением пользовались инженеры, железнодорожники, врачи, учителя и агрономы. Эти профессии действительно были жизненно необходимы молодой советской республике.
1930-е
Индустриализация набирала обороты: «Пятилетку — в четыре года!». Стройки века, вроде Беломорканала и Магнитки, делали рабочих, строителей и инженеров настоящими героями времени.
А еще именно в эти годы официально задекларировали соцреализм — направление в искусстве, служащее идеалам социализма. В обществе стали популяризировать творчество, поэтому дети стали мечтать о том, чтобы писать книги, рисовать, играть на сцене.
1940-е
Война оставила неизгладимый след: многие дети мечтали быть военными, летчиками. Хотели защищать страну, как герои фронта.
После Победы перед страной встала задача восстановления, и поэтому на первый план снова вышли рабочие, строители, агрономы, медики. Эти профессии олицетворяли надежду на будущее.
1950-е
Послевоенные годы все еще требовали восстановления страны. Детям продолжали рассказывать о важности врачей, строителей, инженеров, учителей, пожарных и милиционеров. А в 1957 году случилось то, что захватило умы целого поколения: запуск первого спутника Земли. С этого момента все стали мечтать стать космонавтами. Фраза «Я хочу в космос!» звучала из каждого школьного класса.
1960-е
Два события определили дух этих лет. Первое — полет Гагарина. Он стал кумиром, и мечта покорить космос стала массовой. Второе — наступление «оттепели». Люди начали дышать свободнее, ожило искусство, расцвела авторская песня, стала популярна поэзия, появилось телевидение. Детям хотелось быть артистами, поэтами, режиссерами, музыкантами.
1970-е
В эпоху застоя предпочтения мало изменились. По-прежнему в почете были «героические» профессии: космонавт, летчик, пожарный и даже ученый. Все так же уважаемыми оставались врачи, учителя, инженеры.
А еще в это время появляется интерес к кибернетике — науке будущего. Айтишников тогда не называли так, как сегодня, но идеи о «человеке, работающем с машинами» уже будоражили детское воображение. Параллельно расцветал кинематограф, — дети снова мечтали о творчестве.
1980-е
Олимпиада-80 зажгла спортивный дух: школы и дворы заполнились будущими чемпионами. Также в эти годы расцветает русский рок, в страну проникает западная мода, а в искусство — соц-арт. Дети мечтают быть музыкантами, модельерами, художниками. Все больший интерес вызывают программирование и робототехника, — технологии начинают захватывать умы.
1990-е
Часто говорят, что в девяностых все хотели быть бизнесменами, но это упрощенный взгляд. На деле дети выбирали профессии, которые казались надежными, такие как программист, юрист, экономист, бухгалтер. А еще мечтали стать моделями, актрисами, певцами, парикмахерами. Все смешалось: романтика, прагматика и дух новой свободы.
2000-е
По данным HeadHunter, дети, пошедшие в школу в начале двухтысячных, чаще всего хотели стать дизайнерами. Следом шли врачи и актеры. Также среди популярных профессий были ветеринар, археолог, художник, предприниматель, программист, певец и, конечно, космонавт. Начали активно развиваться маркетинг, реклама, менеджмент, но тогда это еще были «профессии из будущего».
2010-е
Кажется, логично было бы предположить, что дети мечтали о профессиях в финансовой и маркетинговой сферах. Но реальность оказалась другой. В 2016 году портал Znanija.com провел опрос среди школьников, которые в числе лидеров указали профессии врача и ветеринара. В десятке популярных направлений также оказались ИТ, дизайн, творчество, «силовые» профессии.

История наглядно показывает: с течением времени меняются и детские мечты о профессии. Какие-то специальности уходят в прошлое, на смену им приходят новые. Но во все времена главным остается — найти дело, которое не просто дает доход, а действительно радует и зажигает внутри. Именно поэтому так важно прислушиваться к тому, кем хотят стать дети, когда вырастут, — ведь в этих мечтах уже заложены их таланты, интересы и путь к самореализации.
Кем хотят стать дети сейчас
Современные дети все чаще выбирают профессию осознанно.
В приоритете те направления, где можно помогать людям. Рассмотрим, какие профессии сейчас особенно популярны среди подростков.
Врач
Во время пандемии дети увидели, насколько важна работа врачей. Они поняли, что от этих людей зависят жизни, а еще — что такая работа должна достойно оплачиваться. Поэтому интерес к медицине снова вырос.
Сейчас подростков интересуют не только обычные направления — терапия или хирургия. Все чаще они выбирают профессии на стыке наук и направлений: биохакинг, диетологию, превентивную медицину.
Особенно много девочек мечтают стать врачами-косметологами, чтобы помогать людям хорошо выглядеть и чувствовать себя лучше. А кто-то тянется к науке: изобретать лекарства, изучать, как устроен организм, проводить исследования — все это снова вызывает живой интерес.
Программист
Сегодня программист — это не только тот, кто разрабатывает сайты. Эти специалисты нужны почти везде: от медицины до производства. Кто-то делает приложения, другие пишут коды для роботов на заводе, третьи создают системы безопасности, а кто-то — игры.
Профессия продолжает стремительно развиваться. Спрос огромный, а зарплаты уверенно растут. Многие подростки уже в школе начинают изучать программирование и делать свои первые проекты.
Разработчик игр
«Сидит в телефоне весь день», — говорят взрослые. Но если присмотреться, ребенок не всегда просто играет. Некоторые уже в десять лет пробуют делать свои игры, например, в Roblox или Unity. Это не баловство, а реальный путь к профессии.
Игры могут быть полезны. Например, в школах Швеции ввели уроки на основе Minecraft, а более 400 учебных заведений в разных странах используют его для обучения. Через игру дети учатся строить, решать задачи, понимать законы природы и даже изучать историю.
Киберспортсмен
Киберспорт — это не просто игры. Это соревнования, тренировки, команды. С призами, как в обычном спорте. Россия, кстати, стала первой страной, которая признала киберспорт официальным видом спорта.
Игры требуют концентрации, быстрой реакции, умения справляться с напряжением. А еще это одна из немногих сфер, где неважно, кто ты: здесь пол, возраст, внешность — не имеют значения.
Блогер
Многие дети с раннего возраста заводят свои сообщества и каналы. Они смотрят блогеров, пробуют себя в роли ведущих, учатся говорить и держаться на камеру. Быть блогером — это серьезная работа.

Нужно уметь писать сценарии, снимать, монтировать, работать со звуком, оформлять контент и продвигать себя. Даже если блогерство не станет основной профессией, навыки точно пригодятся в других сферах: от продюсирования до SMM.
Дизайнер
Рисовать вручную необязательно — современные дизайнеры работают в цифровой среде. Особенно популярны среди подростков:
- графический дизайн (баннеры, обложки);
- моушн-дизайн (анимация);
- 3D-моделирование;
- UI/UX (удобные интерфейсы сайтов и приложений).
Многие работают фрилансерами: берут заказы в интернете, сами выбирают график и живут там, где хотят. Это дает свободу и независимость — то, к чему стремится новое поколение.
Еще одна интересная черта современных подростков — они не стремятся в офисы и большие коллективы. Им важна свобода и минимум живого общения. Поэтому подрастающее поколение выбирает гибкие форматы, где можно работать из дома и общаться через мессенджеры.
Как помочь ребенку определиться с профессией
Главное здесь — не наступить на одни и те же грабли, на которые так часто натыкаются взрослые. Многие родители бессознательно «перекладывают» на детей свои несбывшиеся мечты.
Например, мама, которая в юности хотела стать врачом, но пошла по другому пути, может уговаривать дочку выбрать медицинский вуз. Это хорошо, если у ребенка и правда есть к этому интерес или способности. А если нет? Тогда это уже не про заботу, а про давление.
Еще одна частая ошибка — начинать «лепить» из ребенка будущего специалиста чуть ли не с детского сада. А ведь никто не знает, как будет выглядеть рынок труда через 10 лет. То, что сегодня кажется востребованным, может устареть уже завтра.
Так что же делать? Важно не столько предугадывать будущее, сколько научиться слышать и понимать самого ребенка. Особенно сейчас, когда все чаще встают вопросы, кем хотят стать дети в будущем и как им не потеряться среди сотен новых профессий, трендов и ожиданий взрослых.
Можно опереться на метод, который помогает найти свой внутренний стержень — это икигай. Чтобы найти свое место в жизни, японская философия предлагает ответить на четыре простых, но глубоких вопроса.
- Что мне по-настоящему нравится?
- В чем я хорош?
- Как я могу быть полезен другим?
- Что может стать делом, приносящим доход?
Обсудите это с ребенком без давления. Такие разговоры помогают лучше понять, в каком направлении стоит двигаться, чему учиться, какие навыки развивать и в какой вуз в будущем пойти.
Кроме того, будет полезно:
- записывать ребенка в кружки, пробовать разные направления;
- наблюдать, что его по-настоящему увлекает;
- использовать профориентационные программы — сегодня их много, и они стали намного глубже, чем просто тесты.
Важно помнить: увлечения и мечты меняются с возрастом. Мир сегодня — это не про одну профессию на всю жизнь. Мы все учимся, переучиваемся, осваиваем новое. Поддержка родителей — это не про контроль, а про то, чтобы быть рядом, когда ребенок ищет свое. И быть готовыми идти за ним, а не тащить за собой.
Часто задаваемые вопросы о том, кем хотят стать дети
Чтобы помочь подросткам сориентироваться в этом многообразии, важно с раннего возраста рассказывать о том, как устроен рынок труда, какие профессии появляются, исчезают, трансформируются. И главное — давать ребенку возможность попробовать себя в разной деятельности, чтобы он сам понял, от чего у него загораются глаза.
Кем мечтают стать дети в разном возрасте?
Интересно наблюдать, как меняются детские мечты в зависимости от возраста. Вот как это обычно выглядит:
- 6-9 лет. Ребенок уже размышляет, кем хочет быть, но желания еще очень расплывчатые. Кто-то хочет спасать животных, кто-то — стать рок-звездой, а кто-то — стричь и делать красивые прически. В этом возрасте интересы только формируются, поэтому профессии существуют скорее как образы или мечты, чем как осознанный выбор.
- 10-13 лет. Здесь уже появляется чуть больше осознанности, но решение все еще не окончательное. Хочется стать шеф-поваром, руководителем компании, блогером. Большое влияние оказывает окружение: друзья, одноклассники, авторитетные взрослые. Мечты становятся реалистичнее, но часто связаны с тем, что на слуху.
- 14-16 лет. В этом возрасте подростки уже задумываются серьезно: идти ли в 10—11 класс, или выбрать колледж, на какие экзамены делать ставку, что сдавать и куда поступать. Популярные желания: стать киберспортсменом, видеомонтажером, медийным специалистом. Но важно, чтобы выбор делался не под влиянием моды, а исходя из личных интересов, навыков и склонностей.
Как помочь подростку разобраться, кем он хочет стать?
Начать можно с простого: предложить пройти профориентационный тест. Он не даст готового ответа, но станет хорошим импульсом к размышлению. Вот несколько вариантов:
- Тест Климова.
- Методика Джона Холланда.
- Тест Баррета.
Найти их легко: в интернете много доступных и бесплатных вариантов. Такие тесты помогают взглянуть на свои сильные стороны и предпочтения чуть шире.
Что влияет на выбор профессии у детей?
Чаще всего на вопрос, кем он хочет стать, ребенок отвечает с точки зрения того, что видит в соцсетях, фильмах или играх. Поэтому в списке мечтаний оказываются такие профессии, как блогер, стример, бизнесмен, дизайнер или чиновник.
Это нормально, так как обычно дети выбирают то, что популярно и понятно. Но влияют и другие факторы: личные способности, увлечения, мнение семьи, учителей, а также то, насколько реально перспективной окажется эта профессия.
Если посмотреть на данный вопрос глубже, станет понятнее, кем хотят стать дети. Ведь они чаще всего выбирают те профессии, с которыми сталкиваются каждый день или которые популярны в медиа: врач, учитель, водитель, певец, блогер. Но на самом деле выбор гораздо более широк, чем они себе представляют.
Материал основан на следующих источниках:
- Зырянова Н. М. Образ мира у детей старшего дошкольного возраста //Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — ООО «Мозаика-Синтез», 2015. — Т. 1. — С. 90.
- Обухова Л. Ф., Котляр И. А. Современный ребенок: шаги к пониманию //Психологическая наука и образование. — 2010. — Т. 15. — №. 2. — С. 5-19.
- Егорова М. С. и др. Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире. — 2001.
Изображение в шапке статьи: mdjaff / freepik.com

