Заказать звонок

Ребенок не любит читать: что делать родителям?

02.07.2025
902
Время чтения: 10 минут
Обновлено: 02.07.2025
Сохранить статью:
Ребенок не любит читать
Содержание
  1. Причины нелюбви ребенка к чтению
  2. Книга — не авторитет
  3. Информационная перегрузка
  4. Нехватка времени
  5. Лень прилагать усилия
  6. Страх столкнуться с собой
  7. Скука как барьер
  8. Какие гибкие навыки развивает чтение
  9. Эмпатия и эмоциональный интеллект
  10. Критическое мышление и аналитические способности
  11. Коммуникативные навыки (устные и письменные)
  12. Креативность и воображение
  13. Концентрация внимания и усидчивость
  14. Расширение кругозора и адаптивность
  15. 3 общих совета по развитию любви к чтению
  16. Не заставляйте читать
  17. Выделяйте время для чтения
  18. Делегируйте задачи
  19. Чтение и опосредованное развитие гибких навыков
  20. Коммуникация
  21. Эмоциональный интеллект
  22. Критическое мышление и решение проблем
  23. Креативность
  24. Адаптивность и гибкость
  25. Ответственность и самостоятельность
  26. Как чтение напрямую развивает Soft Skills
  27. Стратегические рекомендации
  28. Метод чтения вслух
  29. Создавайте связь между книгой и реальностью
  30. Стратегически выбирайте книги
  31. Практические советы как «зацепить» детей книгой
  32. Создание личного книжного пространства
  33. Адвент-календарь с рассказами
  34. Семейное книжное дерево
  35. «Доска достижений»
  36. Семейный спектакль
  37. Часто задаваемые вопросы о нелюбви ребенка читать
  38. Это нормально, что ребенок не любит читать? Стоит ли сильно беспокоиться?
  39. Ребенок не любит читать, нужно ли заставлять?
  40. К кому обратиться за помощью, если ребенок не любит читать, и ничего не помогает?

О чем статья? Ребенок не любит читать по многим причинам: нет примера в семье, гиперактивность, проблемы с речевым аппаратом, нежелание пробовать что-то новое. Однако, когда чтение перестает быть обязательством и становится дверью в увлекательные миры, даже самый стойкий «нечитайка» изменит свое отношение к литературе. Главное — не сдаваться и верить, что интерес к книгам можно пробудить в любом возрасте.

Что делать? Борьба с нелюбовью к чтению — не битва за количество прочитанных страниц, а поиск радости и смысла в мире книг. Давление редко приводит к положительным результатам. Гораздо эффективнее создавать позитивные ассоциации: совместное чтения вслух, обсуждение сюжета, поиск книг по интересам ребенка. Чтение играет огромную роль в развитии гибких навыков (soft skills) у детей. Это не просто усвоение информации, а комплексный процесс, который затрагивает множество аспектов личности ребенка.

Причины нелюбви ребенка к чтению

Нежелание ребенка читать может быть вызвано целым комплексом факторов — от психологических особенностей до ошибок в подходе к обучению. В этом разделе мы разберем ключевые причины, которые могут отталкивать детей от книг.

Книга — не авторитет

В среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет) у детей активно развивается речь и эмоциональная сфера, формируется их самосознание. Они начинают проявлять интерес ко всему вокруг себя. Однако в современном мире малыши могут исследовать окружающую действительность через экраны компьютеров и телевизоров.

Книга – не авторитет
Источник: freepik / freepik.com

В отличие от нашего детства, когда книги были основным источником знаний и настоящим сокровищем, современный ребенок не любит читать. Важно помнить, что гаджеты относятся к материальным благам, а книги — это духовное богатство.

Необходимо донести до малыша мысль о том, что знания — это единственный актив, который никто не сможет отнять, в отличие от мобильного телефона.

Информационная перегрузка

Какие дети не любят читать? Те, которые растут в условиях современного мира и окружены изобилием информации. В такой насыщенной среде их мозг быстро утомляется и потому не способен усваивать новые знания.

Место для книг в их сознании оказывается ограниченным: между яркими рекламами и новыми мультфильмами прячется таблица умножения и другие важные данные.

Чтобы освободить пространство для новых знаний, необходимо дать мозгу отдых. Поездка на каникулы к бабушке в деревню или время, проведенное на природе вдали от экранов и гаджетов, могут помочь. Ребенок будет готов обратиться к книге только тогда, когда ощутит «голод» к интересной информации. В этом случае он не сможет устоять перед искушением почитать.

Нехватка времени

Мы живем в постоянном движении, словно белки в колесе: реалии современного мира настолько стремительны, что остановиться практически невозможно. В этот «скоростной» ритм идеально вписываются гаджеты: они быстрые, удобные и позволяют экономить время. С ними ты всегда в курсе событий и ощущаешь себя частью прогресса.

Прием заявок до 
{date}

Прием заявок до 
{date}

Прием заявок до 
{date}

Книги же представляют собой совершенно иную реальность, это возможность отдохнуть от суеты. Они замедляют ход времени и напоминают: «Важно найти немного времени, чтобы остановиться и погрузиться в чтение».

Лень прилагать усилия

Чтение требует активного мышления, а в современном мире, где информация подается в готовом виде, это может показаться слишком сложным. Мы живем в эпоху, когда проще «потреблять» контент, чем «осмысливать» его. Чтобы погрузиться в книгу, нужно приложить усилие, начать анализировать и вдумываться, что порой бывает достаточно сложно.

Страх столкнуться с собой

Почему дети не любят читать? Чтение — это не только погружение в текст, но и встреча с собственными мыслями и чувствами. Для многих эта задача не по силам, так как они не умеют распознавать и обрабатывать свои эмоции, что делает этот процесс пугающим.

Скука как барьер

Еще одной преградой на пути к чтению является ассоциация этого процесса со скукой. У большинства людей чтение нагоняет тоску, что, в свою очередь, сдерживает порыв взять книгу в руки.

Какие гибкие навыки развивает чтение

Чтение и развитие гибких навыков (soft skills) у детей тесно и неразрывно связаны. Книга выступает не просто источником знаний или развлечением, а мощным тренажером для целого комплекса личностных качеств, необходимых для успешной жизни в современном мире.

Эмпатия и эмоциональный интеллект

Погружаясь в художественные произведения, ребенок начинает понимать внутренний мир персонажей, их эмоции и мотивацию. Он переживает различные ситуации вместе с героями и учится воспринимать мир их глазами.

Если чтение отсутствует, у малыша могут возникнуть трудности в распознавании эмоций других людей и в способности ставить себя на их место. У него будет меньше возможностей «тренировать» себя для адекватного понимания сложных социальных взаимодействий.

Критическое мышление и аналитические способности

Чтение требует от ребенка анализа сюжета, оценки действий персонажей, выявления причинных связей и понимания подтекста, а также умения различать факты и мнения, особенно в научной литературе.

Если чтение не практикуется, ребенку будет сложнее обрабатывать информацию из различных источников, выявлять скрытые мотивы, формировать свое личное мнение и решать сложные задачи.

Коммуникативные навыки (устные и письменные)

Чтение обогащает словарный запас, знакомит с разнообразными стилями речи и грамматическими конструкциями. Это способствует более четкому выражению мыслей, формированию логичных высказываний и лучшему пониманию собеседника.

Если чтение не практикуется, речь может стать менее выразительной, а словарный запас — ограниченным. Это может привести к трудностям в ясном изложении мыслей как в устной, так и в письменной форме, а также к проблемам с пониманием сложных текстов или инструкций.

Креативность и воображение

Текстовые произведения создают образы в сознании читателя. Ребенок самостоятельно «достраивает» внешний вид персонажей, обстановку и события, что является отличной тренировкой для фантазии.

Креативность и воображение
Источник: fxquadro / freepik.com

Если чтение отсутствует, воображение может развиваться медленнее. Это затрудняет генерацию новых идей и поиск нестандартных решений.

Концентрация внимания и усидчивость

Чтение требует сосредоточенности на протяжении определенного времени, что развивает способность не отвлекаться и тренирует навык концентрации.

Если чтение не практикуется, могут возникнуть трудности с фокусированием на задачах, которые требуют длительного внимания (уроки, сложные проекты).

Расширение кругозора и адаптивность

Книги открывают доступ к различным культурам, эпохам, точкам зрения и научным фактам. Это делает мышление более гибким и помогает легче воспринимать новое, а также адаптироваться к нестандартным ситуациям.

Если чтение не практикуется, кругозор может оставаться узким, ограниченным привычной средой. Это затрудняет понимание и принятие людей с другими, отличными от ваших, взглядами.

3 общих совета по развитию любви к чтению

Привить ребенку любовь к чтению — задача, требующая терпения и правильного подхода. Рассмотрим три универсальных совета, которые помогут создать благоприятную среду для формирования интереса к книгам.

Не заставляйте читать

Что делать, если ребенок не любит читать? Избегайте навязывания данного процесса, особенно если он увлечен чем-то другим, даже компьютерными играми. Если книга будет представлена как альтернатива времяпрепровождению малыша («лучше бы почитал»), это может вызвать обратный эффект.

Лучше предложите оба варианта, чем заставлять выбирать только один. Если вы уже начали читать вместе, но заметили, что ребенку стало скучно, отложите книгу на более подходящее время. То же самое касается и обсуждения изученного: если разговор не идет, не настаивайте.

Выделяйте время для чтения

Важно находить моменты для данного процесса, когда ребенок еще не утомился. С дошкольниками это сделать гораздо проще, а вот детям постарше лучше не предлагать книгу сразу после занятий и кружков, так как ребята могут быть уставшими.

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям. 

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день. 
И подготовили материалы, которые действительно работают. 

1742234616.png

Александра Платчихина

Методист академии Ukids

1742234789.png

Уже скачали 527 человек

Если взрослому сложно сосредоточиться на чтении после рабочего дня, то ребенку будет еще труднее. Найдите более подходящее время, и не загружайте досуг лишними развлечениями.

Делегируйте задачи

Для тех, кто стремится к идеалу, есть важное напоминание из книги Риммы Раппопорт: если у вас нет возможности регулярно и качественно поддерживать интерес ребенка к чтению, не пытайтесь вымучивать это время. Лучше проведите его за чем-то, что приносит удовольствие. Попробуйте передать чтение на попечение другим близким людям.

Чтение и опосредованное развитие гибких навыков

Они развиваются через общение, игру, решение проблем и рефлексию. Чтение здесь — отличный помощник.

Коммуникация

Обсуждение книг учит выражать мысли, слушать других, аргументировать свое мнение. Разыгрывание диалогов из произведений или придуманных ситуаций. Просите пересказать сюжет, описать персонажа, поделиться впечатлениями о дне. Активно слушайте.

Эмоциональный интеллект

Обсуждайте чувства героев («Как ты думаешь, что он чувствовал?», «А как бы ты поступил на его месте?»). Это учит понимать эмоции других. Помогайте ребенку распознавать и называть свои чувства и ощущения окружающих в реальной жизни.

Истории показывают разные модели поведения и способы справляться с трудными эмоциями (гнев, обида, страх).

Критическое мышление и решение проблем

Почему герой так поступил? Какие были последствия? Были ли другие варианты? Что можно было сделать иначе? Задавайте гипотетические вопросы по ходу чтения или после. Отвечайте на них, ищите ответы вместе (в книгах, в интернете).

Креативность

Можете устроить творческий вечер по мотивам книг: рисование, лепка, поделки и так далее. Придумывайте истории вместе, начинайте фразу — пусть ребенок продолжит. Дайте малышу возможность просто играть с подручными материалами (коробки, ткань, природное сырье) — это развивает воображение.

Адаптивность и гибкость

Книги знакомят с разными культурами, жизненными обстоятельствами, учат, что мир многообразен и изменчив.

Ответственность и самостоятельность

Научите бережно обращаться с книгами, ставить их на место. Если договорились почитать вечером — выполняйте обещание (и ждите того же от ребенка, если он дал слово что-то изучить сам).

Как чтение напрямую развивает Soft Skills

  • Расширяет словарный запас и улучшает коммуникацию.
  • Развивает эмпатию через погружение в мир персонажей.
  • Стимулирует критическое мышление через анализ сюжетов и мотивов.
  • Подпитывает креативность новыми идеями и образами.
  • Учит решать проблемы, наблюдая за героями.
  • Расширяет кругозор, делая ребенка более адаптивным.

Стратегические рекомендации

Чтение — это не просто навык, а целый мир, полный приключений, эмоций и открытий. Но что делать, если ребенок скорее согласен на любые уговоры, чем взять в руки книгу?

Метод чтения вслух

Читайте ребенку вслух, даже несмотря на то, что он научился это делать самостоятельно. Такая практика — не просто каприз, а важный шаг для поддержания интереса к книгам после дошкольного возраста.

С точки зрения биологии восприятие информации на слух и общение — это «первичные инструменты когнитивного развития», тогда как чтение и письмо — «вторичные». Ребенку легче воспринимать информацию на слух, чем на бумаге, и это актуально не только для дошкольного возраста.

Чтение вслух помогает детям осваивать более сложные книги, чем те, которые они могут прочитать самостоятельно.

Создавайте связь между книгой и реальностью

Ищите возможность ненавязчиво связать прочитанное с жизненными ситуациями. Например, в какой-то момент можно спросить: «Как бы поступил этот персонаж?» Исследуйте, куда можно сходить или что посмотреть, чтобы у прочитанного появился резонанс в реальной жизни.

Это не обязательно должны быть музеи или театры. Можно отправиться в лес, на тематический фестиваль или даже просто посмотреть, как работают экскаваторы, если ребенку это интересно. Книги обогащают нашу жизнь, и наоборот, реальный опыт делает чтение более значимым.

Стратегически выбирайте книги

Какие же выбрать книги для детей, не любящих читать? Для дошкольников важнее не само содержание книги, а яркие эмоции, которые она вызывает — будь то радость или грусть. Книга должна противостоять экранному контенту.

Если дети постарше не проявляют интереса к чтению, попробуйте опираться на их внекнижные увлечения. Пусть хобби станут не преградой, а стимулом для чтения.

Стратегически выбирайте книги
Источник: freepik / freepik.com

Постарайтесь избавиться от снобизма или консерватизма и смело экспериментируйте с жанрами. На шкале от «ребенок вообще не читает» до «знает книгу наизусть» существует множество промежуточных станций.

Если хотите вырастить читателя, поддерживайте дружбу с любым текстом. Выбирайте «правильные» книги для детей, которые не любят читать.

Пусть это будут фэнтези, комиксы, нонфикшн или короткие рассказы, например, притчи о Ходже Насреддине. Короткие форматы легче воспринимаются, особенно учитывая «слайдовое мышление» современных детей и подростков.

Практические советы как «зацепить» детей книгой

Почему дети не любят читать книги, и как с этим бороться? Вот несколько методов, которые помогут заинтересовать детей. Не все из них могут подойти каждому ребенку, но они проверены родителями и педагогами.

Создание личного книжного пространства

Детям очень нравится иметь доступ к книгам. Обустраивайте для них уютный уголок: можно установить специальную полку, где произведения будут стоять обложками вперед. Если позволяет площадь, оборудуйте место для чтения — подушку, матрасик или кресло.

Главное, чтобы ребенок чувствовал себя хозяином своего маленького книжного мира. Для старших детей можно использовать их интерес к тайнам и запретному, разместив несколько книг на труднодоступных полках или в малоиспользуемых шкафах.

Адвент-календарь с рассказами

Попробуйте заменить традиционные сладости в новогоднем адвент-календаре на увлекательные истории, сказки и стихи. Подготовьте их заранее, распечатайте и разместите по окошкам — по одной на каждый день. Читайте их вместе под елкой, наслаждаясь мандаринами и конфетами. Пусть это станет частью праздничной атмосферы.

Семейное книжное дерево

Создайте большое дерево, распечатав или нарисовав его. На ветвях разместите маленькие фотографии членов семьи. Попросите всех поделиться своими любимыми книгами из детства и подпишите названия под фотографиями. Это не только объединит семью, но и вдохновит ребенка на чтение.

«Доска достижений»

Создайте визуальный способ отслеживания успехов в чтении. Это может быть специальная полка для прочитанных книг, самодельный плакат-календарь. Можно также разработать систему значков и медалей. Главное, чтобы ребенок мог видеть и оценивать свои достижения.

Для старших детей может быть интересна электронная закладка, которая отслеживает время чтения — своего рода «шагомер» для книг.

Научные исследования подтверждают, что активное участие ребенка в процессе обучения способствует лучшему усвоению материала. Выявлено, что среди школьников вовлеченность стимулируется ощущением успеха и понимания. Для поддержания этого чувства детям очень помогает четкая визуализация своих задач и достижений.

Семейный спектакль

Этот метод подходит не всем, но, если у вас есть склонность к театральным выступлениям и достаточно участников, можно организовать спектакль к ближайшему семейному празднику. Выберите интересную историю, адаптируйте ее, вживайтесь в роли, создавайте костюмы и декорации — каждый ребенок будет увлечен этой книгой и станет настоящим поклонником сюжета.

Часто задаваемые вопросы о нелюбви ребенка читать

Важнейшие инструменты родителей и педагогов в этой ситуации — терпение, понимание и креативный подход. Вместо того чтобы давить и принуждать, ищите путь к сердцу вашего ребенка: предлагайте разнообразные жанры и форматы, создавайте уютную атмосферу для чтения и, что самое главное, подавайте собственный пример.

Это нормально, что ребенок не любит читать? Стоит ли сильно беспокоиться?

Отсутствие интереса к чтению — довольно распространенная проблема, особенно в наше время. Однако паниковать не стоит. Важно разобраться в причинах. Поводы для беспокойства могут возникнуть, если:

  • Вы замечаете четкие признаки трудностей с данным процессом, такие как жалобы, избегание чтения вслух, медленный темп или непонимание текста.
  • Неприязнь к чтению сказывается на учебных успехах в школе.
  • Ребенок полностью отказывается от книг, даже если они связаны с его хобби.
  • Раньше он любил читать, но внезапно потерял интерес.

Ребенок не любит читать, нужно ли заставлять?

Определенно нет. Принуждение только создаст негативные ассоциации. Вместо этого лучше использовать подходы, которые мотивируют.

Например, можно установить «время для чтения» (15-20 минут в день), когда вся семья занимается данным процессом или другими тихими занятиями с книгами и журналами. Однако выбор материалов и сам процесс должны оставаться свободными и непринужденными.

К кому обратиться за помощью, если ребенок не любит читать, и ничего не помогает?

  • Учитель. Он наблюдает за ребенком в учебной обстановке и может оценить его навыки чтения по сравнению с другими детьми.
  • Школьный психолог поможет выявить эмоциональные причины отказа от изучения книг, такие как тревожность или протест.
  • Логопед. Если есть подозрения на речевые проблемы или трудности с техникой чтения.
  • Нейропсихолог. Для диагностики возможных затруднений с обработкой информации, вниманием и памятью.
  • Детский психолог. Если проблема более глубокая и связана с общими поведенческими или эмоциональными трудностями.

Почему современные дети не любят читать? Это сложный вопрос, требующий немалых усилий со стороны родителей и педагогов. Не стоит воспринимать нежелание ребенка читать как приговор.

Это сигнал о том, что необходимо внимательнее изучить причины и потребности малыша. Как мы уже отметили, за этим могут скрываться различные факторы — от обычной скуки до трудностей с восприятием текста.

Путь к книгам может быть непростым, но трансформация чтения из обязанности в удовольствие — это инвестиция в будущее вашего ребенка, которая непременно принесет плоды.

Материал основан на следующих источниках:

  • Локалова Н. П. Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению //Начальная школа. — 2007. — №. 12. — С. 14-19.
  • Шамшеева Н. А. Как научить ребёнка любить читать книгу //Материалы международной научно-практической конференции «Социальные информационно-коммуникационные технологии, краеведение и музейная педагогика в социализации учащихся, студентов и иных социально незащищённых групп населения.—Воронеж, 30 марта-1 апреля 2015г.—Под редакцией Латышева ОЮ-М.: Изд-во «Мариинская галерея», 2016.—786с. — С. 677.
  • Кругликова А. Ю. Отчего дети не читают //МБУК ЦБС г. Таганрога Центральная городская детская библиотека имени М. Горького Культурно-просветительская Ассоциация «Библиотерапия» Методико-библиографический отдел.

Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com

Вам также может понравиться
Обидчивый ребенок: что делать родителям

Обидчивый ребенок: что делать родителям

О чем речь? Обидчивый ребенок страдает от недостатка (по его...

Как дети помогают родителям и почему это важно
14.07.2025

Как дети помогают родителям и почему это важно

Как дети помогают родителям? Доверяя ребенку посильные задан...

Цели в учебе для школьников: примеры и принципы постановки
11.07.2025

Цели в учебе для школьников: примеры и принципы постановки

Зачем нужны? Цели в учебе помогают школьнику сосредоточиться...

Ребенок отвлекается на уроках: причины и способы решения проблемы
09.07.2025

Ребенок отвлекается на уроках: причины и способы решения проблемы

В чем проблема? Если ребенок отвлекается на уроках, это не з...

Ребенок не сосредотачивается: возможные причины и пути их устранения

Ребенок не сосредотачивается: возможные причины и пути их устранения

О чем речь? Если ребенок не сосредотачивается, значит, у нег...

Ребенок за компьютером: оптимальные условия использования техники

Ребенок за компьютером: оптимальные условия использования техники

Что главное? Ребенок за компьютером должен находиться соглас...

Ребенок говорит, что его не любят: что делать родителям
26.06.2025

Ребенок говорит, что его не любят: что делать родителям

В чем причина? Ребенок говорит, что его не любят, когда ощущ...

Поколение А: все, что нужно знать о современных детях

Поколение А: все, что нужно знать о современных детях

О чем речь? Поколение А — яркие, творческие, одаренные люди,...

Забрать подарок

Забрать подарок

Персональный план
развития ребенка
Получить бесплатно