- Понятие самоценности личности
- Важность самоценности у детей
- Основы самоценности
- Влияние на эмоциональное развитие
- Развитие социальных навыков
- Влияние на успехи в учебе
- Этапы формирования самоценности у детей
- Роль родителей и педагогов в формировании самоценности ребенка
- Часто задаваемые вопросы о самоценности личности
- Какая разница между самоценностью и самооценкой?
- Какие признаки свидетельствуют о проблемах с самоценностью у ребенка?
- Что делать, если у ребёнка в 7 лет не сформировалось чувство самоценности?
- Материалы основаны на следующих источниках:
Что означает? Самоценность личности — осознание своей уникальности и важности. Она формируется с раннего возраста за счет взаимодействия с родителями и окружающим миром. Дети, которые чувствуют свою ценность, растут уверенными в себе и способны справляться с трудностями.
Как помочь развить? Важно уделять внимание его успехам и достижениям, даже самым маленьким. Поддержка родителей играет ключевую роль: похвала за усилия укрепляет веру в собственные силы. Не менее значимо давать ребенку право на ошибку, учить извлекать уроки из неудач — это поможет ему понять, что промахи являются частью роста.
Понятие самоценности личности
Чтобы глубже осознать свою самоценность, задайте себе простой вопрос: «Кто я?». Поразмышляйте над этим вопросом, не торопитесь с ответом. Как показывает опыт, многие затрудняются дать четкий ответ на этот, казалось бы, очевидный вопрос. Наше представление о себе, как о школьнике, сыне, дочери, студенте, профессионале, родственнике или просто человеке, формирует основу нашей самоценности.
Самоценность человеческой личности — это не просто сумма наших социальных ролей, это нечто гораздо более глубокое, что объединяет все эти роли воедино. Она заключается в способности видеть себя многогранным человеком, ценным самого по себе, независимо от выполняемых функций. Это осознание того, что мы можем быть разными и в то же время оставаться целостными личностями, способными к постоянному развитию.
Самоценность — это глубокое осознание своей уникальности и ценности, независимо от внешних оценок и обстоятельств. Это внутренний стержень, вокруг которого строится все наше мировоззрение, отношения с окружающими и восприятие мира. Самоценность личности — это не данность, а результат постоянной работы над собой. И хотя у некоторых людей она проявляется с рождения, для большинства это путь самопознания и развития.
Важность самоценности у детей
Самоценность — это понимание себя как личности, осознание своей уникальности и значимости в этом мире. Она является фундаментом, на котором строится личность ребенка, определяя его отношение к себе, окружающим людям и всему, что его окружает. Почему же так важно, чтобы ребенок чувствовал свою ценность?
Основы самоценности
Самоценность формируется в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим миром, начиная с первых лет жизни. На нее оказывают влияние семейная атмосфера, общение с родителями и сверстниками, а также социальные условия.

Дети, которые растут в атмосфере любви и принятия, с большей вероятностью будут иметь высокую самоценность.
Влияние на эмоциональное развитие
Самоценность ребенка напрямую влияет на его эмоциональное состояние. Дети, которые верят в себя, менее подвержены стрессу и тревоге. Они легче преодолевают трудности и извлекают ценные уроки из своих ошибок. Напротив, низкая самоценность может стать причиной постоянной неуверенности и привести к развитию депрессии и других эмоциональных проблем.
Развитие социальных навыков
Дети с высокой самоценностью, как правило, легче заводят друзей и строят отношения с окружающими. Они открыты к общению, не боятся высказывать свое мнение и чувства, что способствует развитию их коммуникативных навыков.
Некоторые из них естественным образом принимают на себя роль лидера в детских коллективах, однако это не является обязательным показателем развитой личности — каждый ребенок может найти свою комфортную роль в общении со сверстниками.
Влияние на успехи в учебе
Самоценность оказывает огромное влияние на успехи ребенка в учебе. Дети, уверенные в своих силах, более мотивированы к познанию нового, они готовы преодолевать трудности и не боятся искать поддержки, когда это необходимо. Напротив, дети с низкой самоценностью часто избегают сложных задач, опасаясь неудач, что негативно сказывается на их учебных достижениях.
Этапы формирования самоценности у детей
Хорошая самоценность личности человека закладывается в младенчестве. Когда ребенок ощущает безусловную любовь и принятие от родителей, он формирует чувство безопасности и уверенности в себе. Спокойное и одобряющее отношение родителей в первые годы жизни ребенка является ключевым фактором для формирования здоровой самоценности.
Когда родители откладывают на потом удовлетворение потребностей ребенка, говоря: «Ничего страшного, поплачет и успокоится» или «Мы заняты, подожди немного», у малыша формируется глубокое чувство незащищенности, словно мир вокруг него враждебен.
Прием заявок до
{date}
Прием заявок до
{date}
Прием заявок до
{date}
В домах малюток царит гнетущая тишина. Малыши лежат неподвижно, не издавая ни звука. Эта безмолвность говорит не о спокойствии, а о глубокой отчаянии. Ребенок, который неоднократно пытался привлечь внимание криком или плачем, но так и не дождался ответа, перестает верить в то, что его услышат. Он замыкается в себе, подавляя свои эмоции.
Формирование самоценности личности ребенка — это длительный процесс, особенно активный в первые годы жизни. Для здорового развития самоценности крайне важна позиция родителей: их готовность принимать эмоции ребенка, поддерживать его инициативу и уважать личные границы.
К сожалению, многим взрослым бывает сложно проявлять такое принятие, особенно после трех лет, когда ребенок начинает активнее проявлять самостоятельность. Осознанное родительство и работа над своими реакциями помогают создать среду, в которой самоценность ребенка может развиваться естественным и здоровым образом:
- Когда ребенок плачет, мы не злимся и не раздражаемся. Вместо этого мы стараемся понять, что его беспокоит: «Что тебя расстроило?Как я могу тебе помочь? Что может тебя порадовать?» Искренняя забота родителей в такие моменты очень важна.
- Когда ребенок шалит, например, рассыпает муку, чтобы сделать «снежного ангела», мы не думаем о грязной уборке. Наоборот, мы восхищаемся его фантазией: «Как здорово ты придумал! Помнишь, где наш пылесос, помочь тебе или сам уберёшь?» В первом случае, когда мы злимся, мы подавляем детскую инициативу.
- Учимся выстраивать диалог с ребенком, когда ему тяжело или его желания расходятся с нашими. Важно помогать ребенку осознавать свои границы и потребности, искать компромиссы и бережные способы достижения договоренностей. Такой подход формирует у ребенка навыки конструктивного общения и помогает сохранять доверительные отношения в семье.
- Позволяем ребенку проявлять свое «я», даже если его поведение нам неудобно или если он чего-то не хочет.
Когда мы безусловно принимаем ребенка, мы закладываем фундамент его самоценности. Каждый день мы говорим ему: «Ты замечательный такой, какой есть». И эта уверенность сопровождает его всю жизнь, делая его счастливым человеком.

Воспитание — это комплексный процесс, в котором установление границ играет важнейшую роль. Четкие и понятные границы создают для ребенка безопасное пространство, где он может развиваться и познавать мир, чувствуя поддержку и заботу родителей.
Самоценность не возникает, когда мы постоянно недовольны ребенком и предъявляем ему претензии.
Особенно сложно, когда в семье есть маленькие дети. Родители часто пытаются утихомирить старших, шепча: «Тише, тише, ты разбудишь малыша!» Но разве справедливо заставлять старшего ребенка сдерживаться? Ведь малыш привык к шуму и спокойно спит на фоне обычной детской суеты. Гораздо лучше сказать: «Вижу, как тебе весело, пойдём в соседней комнате поиграем и дверь за собой закроем», показать старшему ребенку, что его любят и ценят.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids

Уже скачали 527 человек
Родители, к сожалению, часто выбирают краткосрочное решение — в моменте остановить активность старшего, порой и в грубой, резкой форме. Так они создают более комфортные условия для младшего ребенка. Но старший ребенок в этот момент переживает не лучшие времена.
Он закаляется, но в негативном смысле: переставая чувствовать себя важным, он теряет уверенность в себе. Ведь наша самооценка во многом зависит от того, насколько ценными мы ощущаем себя в глазах значимых для нас людей, особенно родителей.
Роль родителей и педагогов в формировании самоценности ребенка
Формирование здоровой самоценности личности у ребенка — это совместная задача родителей и педагогов. Необходимо создать такую атмосферу, в которой ребенок будет чувствовать себя уверенно, сможет проявлять свои способности, экспериментировать и не бояться ошибок.
Как же повысить самоценность личности у ребенка? Для этого можно использовать следующие рекомендации:
- Позитивная содержательная обратная связь: помогайте ребёнку понять, что конкретно вышло успешно у него, а в чём его точки роста.
- Уважение к чувствам: поощряйте ребенка открыто выражать свои эмоции и всегда относитесь к ним с уважением. Это заложит фундамент для здорового отношения к себе.
- Поддержка в трудностях: помогите ребенку понять, что неудачи — это нормальная часть жизни и возможность для роста. Объясните, что ошибки не определяют его ценность.
- Пример для подражания: Покажите ребенку на собственном примере, как важно верить в себя и свои возможности.
Часто задаваемые вопросы о самоценности личности
Самоценность — это прочный фундамент, который невозможно поколебать внешними факторами. Она формируется изнутри и остается неизменной. В то же время самооценка — это скорее отражение нашего восприятия себя в данный момент, она может меняться под влиянием различных факторов.
Какая разница между самоценностью и самооценкой?
У этих понятий значительные отличия:
- Самоценность — это внутреннее ощущение собственной ценности и значимости, которое не зависит от внешних обстоятельств. Это состояние покоя и удовлетворенности собой, когда мы принимаем себя со всеми своими достоинствами и недостатками. Человек с высокой самоценностью чувствует внутреннюю гармонию, независимо от того, что происходит вокруг него. Он не ищет одобрения у других, а строит свою жизнь, исходя из собственных ценностей и желаний.
- Самооценка — это социальное явление, которое может быть разным в разных сферах жизни. Например, человек может быть успешен в работе, но при этом страдать от низкой самооценки в личных отношениях.
Самооценку можно повысить с помощью специальных упражнений, но для формирования самоценности человеческой личности требуется гораздо больше времени и глубокая внутренняя работа.
Какие признаки свидетельствуют о проблемах с самоценностью у ребенка?
Насторожиться стоит, если вы заметили следующее:
- Ребенок сильно зависит от того, что о нем думают другие.
- Он сомневается в своих силах и возможностях.
- Ему постоянно кажется, что он недостаточно хорош.
- Счастье вашего ребенка тесно связано со счастьем окружающих.
- В общении с другими детьми он постоянно сравнивает себя с ними, стараясь быть «не хуже».
Что делать, если у ребёнка в 7 лет не сформировалось чувство самоценности?
Заметьте то, что уже сейчас вы можете делать и говорить иначе: заметить успех ребёнка, пусть он и будет незначительным, поблагодарить его за то, что он делает каждый день, рассказать о том, как вы рады, что он у вас есть. Это непросто, особенно когда у вас несколько детей и каждый тянет в свою сторону. Но именно так вы поможете ему поверить в себя и развить чувство собственного достоинства. Все в ваших руках, и ваши усилия обязательно окупятся!
Материалы основаны на следующих источниках:
- Аминов Н. А., Жамбеева З. З. Разноуровневые связи» самоценности» личности подростка в структуре интегральной индивидуальности //Мир науки, культуры, образования. — 2015. — №. 5. — С. 232-234.
- Просандеева Л. Е. Самоценность личности в процессе ее социализации //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2010. — №. 12-1. — С. 85-89.
- Сибгатулина А. А., Марина И. Е. Чувство самоценности как составляющая развития гармоничной личности //Педагогика и психология: проблемы развития мышления. Развитие личности в изменяющихся условиях. — 2020. — С. 191-196.
Изображение в шапке статьи: gpointstudio / freepik.com