- Что такое тревожность
- Виды тревожных расстройств у детей
- Причины тревожности у детей
- Признаки тревожности у детей
- Как определить тревожность у детей
- Критерии тревожности у детей (по П. Бейкеру и М. Алворду)
- Признаки тревожности у ребенка (по Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко)
- Как помочь тревожному ребенку
- Поддерживать уверенность в себе
- Откорректировать отношения внутри семьи
- Помогать со снятием стресса и напряжения
- Профилактика детской тревожности
- Часто задаваемые вопросы о тревожности у детей
- Каковы могут быть последствия повышенного беспокойства?
- Что стоит прочитать, чтобы справляться с тревожностью детей?
- В чем причина развития тревожности у детей разных возрастных групп?
- Материалы основаны на следующих источниках:
О чем речь? Тревожность у детей – повышенное беспокойство и эмоциональные переживания без видимых окружающим на то причин. Она может быть вызвана генетикой, нездоровой обстановкой в семье, школьными стрессами, травмирующими событиями и сопровождается страхом, ухудшением самочувствия, заниженной самооценкой, стремлением к изоляции, а также проблемами во взаимоотношениях со сверстниками.
На что обратить внимание? Чтобы помочь ребенку преодолеть тревожность, важно поддерживать его, вернуть уверенность в себе, откорректировать отношения в семье и помогать снять напряжение. Назначают антидепрессанты, транквилизаторы, успокоительные средства, а также используют внушение, гипноз и другие психотерапевтические методы.
Что такое тревожность
Тревожность у детей – одна из главных причин обращения к психологу. Это состояние проявляется чрезмерным волнением, беспокойством и внутренним напряжением. Тревога часто возникает из-за ощущения угрозы или ожидания неприятных событий. Даже когда, по мнению родителей, все хорошо, ребенок с повышенной беспокойностью может бояться неизвестности и предчувствовать опасность.
Повышенная тревожность у детей делится на два вида:
- Ситуативная. Такая тревога проявляется только в стрессовых ситуациях. Она умеренная и часто полезна, так как помогает избежать опасности или быстрее справиться с задачей. В обычной обстановке ребенок чувствует себя спокойно и не испытывает дискомфорта.
- Личностная. Это постоянное состояние, оно сохраняется даже в благополучных условиях. Тревога становится частью характера, влияя на мотивацию, самооценку, общение с другими. Ребенок ощущает постоянное напряжение и неопределенную угрозу. Контакт с окружающим миром вызывает у него дискомфорт и страх перед возможной опасностью.
Согласно данным кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики РНИМУ им. Н. И. Пирогова, в России тревожные расстройства встречаются у 9–32 % детей и подростков. С возрастом риск растет. И девочки страдают от таких расстройств в 1,5 раза чаще, чем мальчики.

Похожие данные встречаются в исследованиях ученых из других стран. Эксперты Национального института психического здоровья США утверждают, что каждый двенадцатый ребенок от 3 до 17 лет страдает от беспокойства, среди подростков 13–18 лет цифра выше: до каждого четвертого. В 20 % случаев эмоциональная тревожность у детей проявляются в виде специфических страхов, которые родители часто игнорируют.
Виды тревожных расстройств у детей
Они могут проявляться в разных формах, каждая из которых характеризуется уникальными симптомами. Общая их черта – длительное беспокойство, которое не соответствует ситуации и негативно влияет на повседневную жизнь ребенка, снижая его психологический комфорт. Не стоит ставить диагноз ребенку самостоятельно, лучше это доверить неврологу или психиатру. В зависимости от особенностей клинической картины выделяют типы тревожных расстройств (ТР):
- Генерализованное (ГТР). Этот тип тревожности у детей и подростков характеризуется чрезмерным и непропорциональным волнением, которое длится несколько месяцев. Проявления ГТР могут включать постоянное беспокойство и тревогу по поводу обычных вещей: школьные задания, отношения с друзьями или самочувствие. Дети способны испытывать и физические симптомы: боли в животе или головные без видимой причины.

- Социальное ТР проявляется в виде избегания общественных ситуаций, постоянного страха осуждения со стороны сверстников и ощущения собственной неполноценности. Это состояние часто связано с повышенной школьной тревожностью у детей. Без должного внимания это способно ухудшить качество жизни ребенка и его способность к обучению.
- Сепарационное ТР — это состояние, при котором дети испытывают сильную тревогу, связанную с разлукой с родителями, воспитателями или другими значимыми людьми.
- Паническое расстройство характеризуется внезапными одноименными атаками, возникающими без видимой причины.
- Фобии представляют собой иррациональные страхи перед ситуациями, которые не несут реальной опасности: темноты, одиночества, боязнь замкнутых/открытых пространств, др.
Прием заявок
до: 05.05
Прием заявок
до: 05.05
Тревожные расстройства могут возникать как самостоятельные нарушения или быть связаны с другими патологиями центральной нервной системы. К таким заболеваниям относятся нарушения развития речи, школьных навыков, синдром дефицита внимания и гиперактивности, последствия перинатальных травм, эпилепсия, мигрень, нейроинфекции, расстройства аутистического спектра.
Причины тревожности у детей
Они остаются до конца не изученными. Вероятно, это результат взаимодействия нескольких факторов, среди которых наиболее важными являются:
- Генетическая предрасположенность. Она играет значительную роль в развитии детской тревожности. Если в семье были случаи подобных расстройств, иных психических нарушений, вероятность, что малыш столкнется с подобными проблемами, значимо выше.
- Семейная обстановка. Домашняя атмосфера оказывает огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Конфликты между родителями, постоянная критика или недостаток внимания могут вызвать у детей чувства беспокойства и неуверенности.

- Стрессы, связанные со школой и обучением. Тревожность у детей младшего школьного возраста может сформироваться под воздействием различных факторов, связанных с образовательным процессом. К таким факторам относятся контрольные работы, экзамены, сложности в общении с одноклассниками.
- Перенесенные психологические и физические травмы. Травмы любого типа могут иметь долгосрочные последствия для психики ребенка. Это единичное происшествие, например, несчастный случай, и длительное воздействие: систематическое издевательство или потеря близкого человека и др.
- Навязанные страхи. Иногда тревожность у детей формируется под влиянием опасений, которые внушают взрослые или средства массовой информации. Родители, воспитатели или другие значимые взрослые могут невольно способствовать развитию тревожности, чрезмерно оберегая ребенка.
- Недостаток навыков саморегуляции. Способность справляться со стрессом и эмоциями зависит от уровня их развития. Если эти навыки не формируются должным образом, например, из-за гиперопеки, то даже незначительные ситуации перенапряжения могут вызывать чрезмерную тревожность у детей 6 лет и младше.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids
Каждый случай беспокойства ребенка уникален. Важно обращать внимание на любые изменения в поведении и сразу обращаться за помощью к специалистам. Раннее вмешательство может предотвратить развитие серьезных психологических проблем в будущем.
Признаки тревожности у детей
Чаще всего повышенное беспокойство и страхи появляются в раннем возрасте и варьируются в зависимости от стадии взросления. Поэтому важно, чтобы родители своевременно замечали первые признаки зарождающегося беспокойства у ребенка:
- Физические симптомы.
Тревожное состояние часто выражается через разные проблемы со здоровьем. Это боли головные и в животе, тошнота, учащенное сердцебиение, потливость, затрудненное дыхание и др. Ребенок может жаловаться на постоянную усталость и вялость днем. Дети с тревожностью сталкиваются с трудностями при засыпании. Их отдых становится прерывистым и неглубоким, могут возникать кошмары или даже бессонница. Недостаток качественного сна усиливает симптомы тревожности.
- Психологические признаки.
Психологическая природа тревожности у детей выражается в виде постоянного беспокойства и страха. Они склонны видеть негативные стороны в любой ситуации и ожидать худшего исхода. Кроме того, ребенок может становиться раздражительным и напряженным, что негативно сказывается на его способности концентрироваться и выполнять учебные задания.

- Социальная симптоматика.
Программа тревожности у детей и подростков значительно влияет на их взаимодействие с обществом. Они могут избегать социальных контактов, замыкаться в себе и испытывать трудности в установлении и поддержке дружеских отношений. Это часто сопровождается снижением самооценки и ощущением собственной неполноценности.
- Поведенческая симптоматика.
Тревожные дети могут избегать ситуаций, вызывающих стресс, сопротивляться выполнению повседневных задач, демонстрировать снижение успеваемости в школе, проводить больше времени за экраном телефона или изменять пищевые привычки.
В целом тревожные ребята чрезмерно обеспокоены. Иногда их пугает не само событие, а его предчувствие, они ожидают худшего. Они чувствуют себя беспомощными, боятся начинать что-то иное, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они самокритичны и имеют низкую самооценку.
Такие дети считают себя хуже других, что некрасивы, глупы и неуклюжи. Они постоянно ищут одобрения и поддержки от взрослых в своих действиях.
Как определить тревожность у детей
Перед тем, как делать выводы о беспокойстве ребенка, важно понаблюдать за его поведением в течение недели. Обратите внимание на моменты обучения, игры, общения с другими и время на улице. Для определения тревожности у детей используют различные критерии и тесты. Среди них:
Критерии тревожности у детей (по П. Бейкеру и М. Алворду)
Обратите внимание на следующие проявления:
- Постоянное беспокойство.
- Трудности с концентрацией внимания.
- Напряженные мышцы, особенно в области лица и шеи.
- Раздражительность.
- Проблемы со сном.
Если хотя бы один из этих признаков постоянен, можно предположить наличие тревожности.
Признаки тревожности у ребенка (по Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко)
С помощью данного опросника можно самостоятельно определить уровень тревожности. Отметьте наличие (+) или отсутствие (-) следующих признаков:
- Быстро устает при работе.
- Испытывает трудности с концентрацией.
- Любое дело вызывает сильное беспокойство.
- Выполняя задания, напряжен и скован.
- Часто смущается.
- Постоянно вспоминает напряженные ситуации.
- В незнакомой обстановке краснеет.
- Жалуется на страшные сны.
- Холодные и влажные руки.
- Частые расстройства стула.
- Сильно потеет при волнении.
- Плохой аппетит.
- Засыпает с трудом, спит беспокойно.
- Склонен к страхам, пуглив.
- Легко расстраивается и беспокоен.
- Не может сдержать слез.
- Тяжело переносит ожидание.
- Избегает новых дел.
- Не уверен в себе и собственных силах.
- Боится трудностей.
Чем больше признаков совпадает, тем выше вероятность, что ребенок испытывает тревожность.

Для определения уровня тревожности ребенка подсчитайте количество отметок «плюс»:
- Высокая — 15–20 баллов.
- Средняя тревожность — 7–14.
- Низкая — 1–6 баллов.
Кроме этого опросника, существует множество других методов диагностики тревожности у детей. Их могут применять как родители, так и специалисты. Тесты на тревожность у детей помогают своевременно выявить признаки расстройств, принять необходимые меры помощи ребёнку и семье в целом.
Как помочь тревожному ребенку
Психотерапевты считают, что родители играют ключевую роль в борьбе с детской тревожностью. Изменив подход к воспитанию и скорректировав свое поведение, они могут помочь ребенку почувствовать себя увереннее и преодолеть страхи. Что для этого нужно:
Поддерживать уверенность в себе
Отмечайте успехи ребенка искренне не только лично, но и при других членах семьи или друзьях. Избегайте излишней критики, особенно на повышенных тонах или в присутствии посторонних. Делайте замечания спокойно, не унижая достоинство. Не повторяйте одну и ту же претензию многократно, чтобы она не теряла значения.
Не ставьте ребенку в пример более успешных сверстников, особенно при наличии признаков тревожности у детей 10 лет. В этот период ребята максимально уязвимы психологически, а такие сравнения лишают веры в свои силы. Избегайте уничижительных выражений, связанных с поведением или учебой, чтобы не формировать у ребенка образ неудачника.
Никогда не наказывайте ребенка за страхи. Вместо этого разберитесь вместе с ним, что стало причиной беспокойства. Помогайте ему понять, что многие страхи необоснованны, используя игровые и шуточные формы. Это учит ребенка справляться с тревогой в безопасной обстановке.
Откорректировать отношения внутри семьи
Не допускайте конфликтов в присутствии детей. Не втягивайте их во «взрослые» проблемы и не перекладывайте ответственность за свои неудачи на ребенка. Важно не формировать у него чувство вины за ошибки родителей.
Проводите больше времени с детьми: выезжайте на природу, занимайтесь творчеством, общайтесь доверительно. Интересуйтесь их делами, поддерживайте в сложные моменты и помогайте находить решения.
Помогать со снятием стресса и напряжения
Используйте методики, которые помогут ребенку расслабиться. Для маленьких подходят объятия, поглаживания, игры. Для подростков дыхательные упражнения, релаксация и уход за домашними животными. Старайтесь ограничивать просмотр передач и фильмов с жестокими сценами. Они могут усилить страхи и беспокойство.
Запомните, мы снимаем тревожность у детей самостоятельно, только если она не усиливается. Если же сохраняется или становится более выраженной, обратитесь к специалисту. Психиатр может назначить лечение: антидепрессанты, транквилизаторы или успокоительные средства. Также применяются внушение, гипноз и другие методы психотерапии.

Справиться с повышенной тревожностью у детей помогает только комплексный подход. При этом главное внимание уделяется не лекарствам или физиотерапии, а методам психологической помощи, которые составляют основу лечения.
Профилактика детской тревожности
Тревожность у малышей и подростков успешно поддается коррекции с помощью психологических методов. Для достижения результата важно использовать их регулярно в повседневной жизни.
Рекомендации для родителей:
- Уважайте авторитет окружающих. Избегайте комментариев, подрывающих доверие ребенка к значимым людям. Например, не стоит говорить: «Учителя ничего не понимают, слушай только бабушку».
- Будьте последовательны. Не меняйте правила без объяснений. Если раньше что-то разрешалось, не запрещайте это без причины. Особенно важно соблюдать эту рекомендацию при признаках тревожности у детей 5 лет.
- Оценивайте возможности. Не требуйте от ребенка того, что ему трудно выполнить. Помогайте справляться с учебой, поддерживайте его усилия и хвалите за любой успех.
- Доверяйте и принимайте. Поддерживайте честное и уважительное общение. Принимайте ребенка таким, какой он есть, с его сильными и слабыми сторонами.
- Найдите увлечение. Если учеба дается тяжело, помогите выбрать кружок или занятие, которое доставит удовольствие и повысит самооценку.
- Обсуждайте трудности. Вместе ищите решение сложных ситуаций. Учите, как правильно реагировать на конфликт или отвечать в стрессовых моментах, например, у доски.
Регулярные занятия спортом снижают физическое напряжение, помогают укрепить уверенность и снизить тревожность у детей и родителей. Выбирайте активности, которые приносят ребенку радость и удовольствие.
Часто задаваемые вопросы о тревожности у детей
Каковы могут быть последствия повышенного беспокойства?
Чрезмерная тревожность у детей старшего дошкольного возраста приводит к развитию хронической усталости, снижению продуктивности и ограничивает возможности для раскрытия талантов.
Вместо того, чтобы направлять энергию на развитие, ребенок тратит ее на подавление эмоций и страхов. Если проблему не решить, она может привести к неврозам, депрессиям и изменениям личности. Тревожные дети часто испытывают трудности в общении с окружающими, со сверстниками, взрослыми, могут стать зависимыми от лидеров, попасть в плохие компании.
Что стоит прочитать, чтобы справляться с тревожностью детей?
Вот несколько книг, которые могут помочь в борьбе с проблемой:
- Микляева А. В., Румянцева П. В. «Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция».
- Костина Л. «Игровая терапия с тревожными детьми».
- Кулинцова И. Е. «Коррекция детских страхов с помощью сказок».
- Виола Ражкова, Дарья Меньщикова. «Как помочь тревожному ребенку».
- Артем Демиденко. «Детская тревожность: Как снизить страхи и стресс».
Рекомендуется использовать комплексный подход и работать в сотрудничестве с психологом и педагогами.
В чем причина развития тревожности у детей разных возрастных групп?
В возрасте от одного года до трех лет часто появляются ночные тревоги. На втором году жизни самыми распространенными являются боязнь неожиданных звуков, одиночества, боли, а также связанный с этим страх перед медицинскими работниками.
В возрасте от трех до пяти лет дети обычно боятся изоляции, темноты, замкнутых пространств. Тревожность у детей 7 лет развивается на фоне страха смерти. В период от семи до одиннадцати лет ребята больше всего боятся быть не теми, о ком говорят хорошо, кого уважают, ценят и понимают.
Тревожность у детей – не просто временное явление, а серьезное психологическое препятствие, которое может существенно влиять на их развитие и качество жизни. Очень важно разобраться в причинах состояния, чтобы вовремя поддержать ребенка и помочь ему справиться с проблемой
Источник изображения на шапке: sunnyn/ freepik.com
Материалы основаны на следующих источниках:
- Акарачкова Е. С. и др. Стресс и тревожность у детей: причины и методы коррекции //Фарматека. – 2018. – Т. 1. – №. 354. – С. 28-35.
- Илларионова И. В. Особенности проявления тревожности у детей 4-7 лет //Вестник Вятского государственного университета. – 2009. – Т. 3. – №. 2. – С. 152-155.
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых //Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис. – 2000.