- Что такое дефицит общения в психологии
- Виды дефицита общения
- Признаки дефицита общения у детей
- Чем опасен дефицит общения
- Задержка в развитии речи
- Затруднения в психическом развитии и его возможные нарушения
- Ослабление эмоционального контакта в семье
- Проблемы со здоровьем
- Задержка в развитии социальных навыков и неспособность адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам
- Как не допустить дефицита общения
- Игры для профилактики дефицита общения
- Часто задаваемые вопросы о дефиците общения
- Какова частота случаев дефицита общения у людей?
- Как называют ребенка с дефицитом общения?
- К чему приводит дефицит общения с папой у мальчика?
- Материалы основаны на следующих источниках:
О чем речь? Дефицит общения – недостаточная по количеству и качеству коммуникация ребенка с другими людьми: родителями, членами семьи, сверстниками, педагогами. Он приводит к задержкам речевого и психоэмоционального развития, замкнутости, изменениям в поведении, трудностям во взаимоотношениях с окружающими и ухудшением общего самочувствия.
На что обратить внимание? Чтобы не допустить дефицита общения, необходимо больше разговаривать с ребенком, интересоваться его успехами, вместе заниматься домашними делами и чаще организовывать совместный отдых. Также очень важно говорить детям слова поддержки и хотя бы 15-20 минут ежедневно тратить на общение без гаджетов и посторонних раздражителей.
Что такое дефицит общения в психологии
С латинского deficit – «недостаток» – это состояние, при котором ребенок испытывает недостаток в качественных и количественных контактах с окружающими. Дефицит социального взаимодействия чаще всего наблюдается в закрытых детских учреждениях, таких как больницы, интернаты, детские дома и т.д., а также в семьях, где родители либо не уделяют ребенку должного внимания, либо имеют заболевания, мешающие полноценному взаимодействию.

У детей постарше дефицит социального общения чаще всего связан с их личностными качествами и затруднениями в построении взаимоотношений с другими людьми и их поддержке. Недостаток коммуникации обусловлен различными факторами, включая:
- трудности с выражением эмоций;
- замкнутость;
- стеснительность;
- некоммуникабельность;
- затруднения в установлении контактов с окружающими.
Дефицит общения в младенческом возрасте и раннем детстве нередко вызывает различные отклонения в психическом развитии, замедляя формирование ключевых когнитивных и эмоциональных навыков.
В процессе коррекционной работы важно не только увеличить объем общения, но и обеспечить его качество, ориентируясь на возрастные особенности ребенка и его предыдущий опыт. С этой целью проводится диагностика уровня коммуникативного развития ребенка, после чего устраняются выявленные недостатки.
Виды дефицита общения
С раннего возраста каждый человек вступает в социальные взаимодействия: посещает детский сад, общается с родными и сверстниками, а затем обучается в школе и университете. Весь жизненный путь сопровождается социализацией. Однако дефицит общения в детстве (со взрослыми и другими детьми) может повлиять на дальнейшее развитие ребенка и часто приводит к сложностям с социумом в целом.

Существует несколько типов дефицита живого общения, с которыми человек может столкнуться на разных этапах своего взросления.
- Голод на стимуляцию
Люди, испытывающие этот вид дефицита общения с другими людьми, полностью лишены коммуникации. Всего за несколько дней их психоэмоциональное состояние ухудшается. Для детей такая изоляция особенно вредна.
- Голод на узнавание
Этот тип дефицита коммуникации возникает, когда человек оказывается в новой среде. Даже находясь среди людей, он может чувствовать себя одиноким. Подобное состояние характерно для тех, кто впервые оказался в чужой стране или новом коллективе.
Прием заявок до
{date}
Прием заявок до
{date}
Прием заявок до
{date}
- Голод на необходимость качественного общения
Проблема заключается не в отсутствии общения, а в его низком качестве, когда диалоги не приносят эмоционального удовлетворения или глубины. К примеру, ребенок может испытывать нехватку общения, если его взаимодействие ограничивается только одноклассниками или случайными собеседниками в интернете, с которыми он не может открыто выражать свои мысли.
- Голод на события
Человек может находиться в окружении интересных людей и активно взаимодействовать с ними, но при этом ощущать нехватку еще чего-либо в своей жизни. Таким личностям недостаточно просто разговоров – они стремятся к ярким событиям и насыщенной жизни. Зачастую люди заполняют этот пробел слухами и сплетнями, но такой способ не приносит настоящего удовлетворения.
- Голод на признание
Эти люди стремятся к популярности и признанию. Им важно добиться успеха в своей сфере и заслужить уважение окружающих.

В разные моменты жизни каждому из нас может не хватать общения в той или иной форме. Этот период может остаться незамеченным, но также он способен привести к депрессии или психозу. Но что значит дефицит общения для детей? Взрослые, пережившие нехватку коммуникации в раннем возрасте, обычно сталкиваются с серьезными трудностями в установлении социальных контактов на протяжении всей жизни.
Признаки дефицита общения у детей
О нехватке общения у ребенка могут свидетельствовать 5 тревожных сигналов.
- Замкнутость. Малыш, который раньше был активным и разговорчивым, начинает избегать общения, отказывается от совместного времяпрепровождения. За таким поведением часто скрывается просьба: «Я одинок и нуждаюсь в помощи».
- Эмоциональные изменения. Ребенок утратил прежнюю жизнерадостность, часто выражает недовольство своим настроением, испытывает страхи и тревогу.
- Поведенческие изменения. У чада начали проявляться вспышки гнева, агрессия, участились инциденты с плохим поведением, он стал участвовать в конфликтах и ссорах. Это может быть способом привлечь внимание, даже если выражается в негативной форме.
- Заниженная самооценка. В разговоре начинают проскакивать фразы типа «Я вам не важен» или «Меня никто не слышит». С помощью таких посланий дети обычно пытаются донести, что ощущают себя одинокими.
- Частые простуды и жалобы на недомогание. Когда ребенок болеет, родители проявляют больше нежности и начинают позволять то, что обычно было запрещено. Это проявление психосоматики: малыш начинает болеть чаще, порой не осознавая причины.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids

Уже скачали 527 человек
Если вы заметили какие-либо из этих симптомов у своего чада, спросите себя, достаточно ли вы уделяете внимание коммуникации с ним. Возможно, причиной изменений в поведении и самочувствии является именно дефицит общения родителей с детьми.
Чем опасен дефицит общения
Дети и подростки – это возрастная группа, еще не достигшая эмоциональной и психологической зрелости, поэтому у них наблюдается выраженная потребность в коммуникации. Если эта нужда остается неудовлетворенной, могут возникнуть негативные последствия.
Задержка в развитии речи
Проблемы с развитием речи у детей часто связаны именно с дефицитом общения. Это вполне естественно: для развития речевых навыков ребенок должен слышать и участвовать в разговорах. Если малыш больше взаимодействует с гаджетами, чем с людьми, риск логопедических и неврологических проблем возрастает.

Затруднения в психическом развитии и его возможные нарушения
Если в младенчестве и раннем возрасте ребенок испытывал дефицит общения со взрослыми, вероятность психических отклонений увеличивается, а их коррекция в будущем усложняется, в особенности, если нехватка коммуникации проявлялась достаточно сильно.
Ослабление эмоционального контакта в семье
Дети, испытывающие дефицит личностного общения, замыкаются в себе и испытывают трудности в выражении своих эмоций. Им сложно справляться со стрессом, так как они не ощущают опоры и безопасности. Отсутствие связи с родителями лишает ребенка чувства уверенности и защищенности.
Проблемы со здоровьем
Нехватка положительных эмоций в общении с близкими может стать фактором, вызывающим стресс, тревогу и депрессию. Это может повлиять на общее самочувствие, привести к расстройствам сна, аппетита и другим проблемам.
Задержка в развитии социальных навыков и неспособность адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам
Недостаток коммуникации с родителями может привести к трудностям в обучении, а также повлиять на дальнейшую личную жизнь и карьеру. Вот почему дети, выросшие в неблагополучных семьях или детских домах и имевшие дефицит общения, часто не могут добиться успеха в карьере и имеют трудности в формировании крепкой семьи.
В конечном итоге дефицит общения со значимыми взрослыми часто становится причиной поведенческого расстройства у детей. Если семья не поддерживает и не понимает ребенка, он обращается к сверстникам или взрослым, которые могут предложить ему ложные ценности и неправильные модели поведения.
Это явление особенно характерно для подростков, которые требуют оценки и одобрения от взрослых. Когда дома нет взаимопонимания, они ищут его на улице, часто сталкиваясь с плохими компаниями и различными рисками.
Как не допустить дефицита общения
Безусловно, тяжело поддерживать достаточный уровень общения с ребенком, когда родители работают целый день, часто на нескольких работах, и при этом занимаются хозяйственными обязанностями, такими как кормление, уборка, стирка и так далее.

Из-за усталости, как физической, так и эмоциональной, родителям часто не хватает ни сил, ни времени на полноценное общение с детьми. При этом даже в условиях очень плотного расписания важно находить моменты для общения с ребенком: во время утренних сборов, по пути в школу или в детский сад, за готовкой или ужином, укладывая малыша спать.
- Помимо рутины, важно узнать, что интересного случилось с ребенком в течение дня, что было для него особенно приятным и запоминающимся. К тому же, все малыши обожают делиться своими планами и мечтами.
- Дети младшего возраста с большим интересом рассказывают о своих любимых персонажах и играх. Если чада почувствуют, что их увлечения вам интересны, они с радостью станут отличными собеседниками. Младшие школьники будут безмерно рады, если вы включитесь в их дела и занятия, а также обратитесь к ним за советом.
- Подросткам труднее начать разговор, поскольку они боятся раскрыться и показаться уязвимыми. Поэтому имеет смысл самому начать беседу, например, поделившись тем, как прошел ваш день, или обсудив последние новости.
- Теплые слова очень важны для детей. Похвала и одобрение близких людей способны не только улучшить настроение, но и дать большую энергию для новых достижений.
- Введите ритуал для регулярного взаимодействия, который можно назвать «наши 15 минут». И пусть это будет только ваше время. Подарочки же в форме записок или напоминаний помогут укрепить позитивное настроение и сформировать благоприятную атмосферу в отношениях.
- Часто семьи сплачиваются на спортивных состязаниях. Для ребенка крайне важно чувствовать поддержку родителя, который болеет за него с трибун.
Если вам не удается установить контакт с детьми самостоятельно, лучше не тянуть и обратиться за профессиональной помощью. Индивидуальные и групповые занятия с психологом помогут разобраться в ситуации и выстроить здоровую коммуникацию.
Игры для профилактики дефицита общения
Игровая деятельность – основной вид активности ребенка, поэтому для профилактики последствий недостатка общения можно применить различные методики.
- «Угадай, на что я смотрю»
Ребенок или взрослый загадывает предмет, описывая его особенности и применение, а второй участник пытается отгадать, что это.

- «К чему это относится?»
Родитель называет объект, а ребенок придумывает обобщающее понятие, к которому этот объект относится.
К примеру: медведь – это животное, карась – представитель рыб, диван – элемент мебели и так далее.
- «Назови лишний предмет»
Вы загадываете несколько слов, объединенных общей темой, но одно из них выбивается из ряда. Ребенок должен найти лишнее.
- «Бывает – не бывает»
Попросите малыша оценить утверждение, используя фразы «бывает» или «не бывает». Например: зимой растут одуванчики.
- «Угадай слово»
Загадайте слово и попросите ребенка угадать, что вы задумали, приводя наводящие слова. Например: мягкое, пушистое, говорит «мяу» (котенок).
- «Скажи наоборот»
Взрослый предлагает малышу прилагательное или глагол, а чадо называет слово с противоположным значением. Например: теплый – холодный, смеется – плачет, высокий – низкий, открывает – закрывает.
- «Кто больше слов придумает»
Родитель называет предмет, а ребенок подбирает к нему прилагательные. Пример: собака — пушистая, дружелюбная, веселая. В следующий раз ребенок произносит слово, а ваша задача — подобрать к нему характеристики.
Помимо речевых игр, важно развивать у детей навыки пересказа текстов, сказок, создания описательных и повествовательных рассказов, отгадывания загадок и выразительного чтения стихов.
Подобные занятия помогают ребенку развиваться гармонично и правильно, а также усиливают эмоциональную связь с родителями.
Часто задаваемые вопросы о дефиците общения
Какова частота случаев дефицита общения у людей?
Согласно статистическим данным ВЦИОМ, более 20 % россиян сталкиваются с дефицитом общения, а у подростков этот показатель достигает 42 %.
Как называют ребенка с дефицитом общения?
Таких детей называют асоциальными. Это не болезнь и не синдром, а просто стиль жизни. У ребенка возникает дефицит общения, если он не находится в обществе сверстников (садик, школа, двор) и по каким-то причинам не общается с семьей в достаточном объеме.
К чему приводит дефицит общения с папой у мальчика?
У таких детей часто наблюдается искаженное восприятие мужского самосознания. Мальчик, который растет без отца, может сформировать искаженные взгляды на мужественность. В будущем ему будет трудно усвоить ключевые нормы мужского поведения, что может привести к неуверенности в себе.
Поскольку дети и подростки находятся на этапе формирования, их тяга к общению особенно велика. Все дети хотят найти друзей, им важно находиться в коллективе и получать удовольствие от общения и игр. Отсутствие должной коммуникации приводит к проблемам в учебе, социализации, а также со здоровьем.
Чтобы восполнить дефицит общения и связанных с ним негативных последствий, родителям важно находить время для взаимодействия с детьми, поддерживать их начинания, делиться опытом и знаниями, а также создавать здоровую и уютную атмосферу в семье. Важно осознавать, что общение с ребенком — это не только долг, но и возможность наладить гармоничные и крепкие отношения, которые положительно скажутся на росте и развитии чада.
Источник изображения на шапке: EyeEm/ freepik.com
Материалы основаны на следующих источниках:
- Сушкова О. В. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ //57 СОВРЕМЕННАЯ. – 2015. – С. 180.
- Леонова И. В. Развитие коммуникативных и речевых навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра //Современное педагогическое образование. – 2020. – №. 2. – С. 157-162.
- Любицкая К. А., Шакарова М. А. Коммуникация семьи и школы: ключевые особенности на современном этапе //Вопросы образования. – 2018. – №. 3. – С. 196-215.