- Устройство внимания ребенка
- Причины невнимательности у ребенка
- Ребенок плохо воспринимает информацию на слух
- Неусидчив
- Не удерживает строчку при чтении, делает глупые ошибки в тетради
- Упражнения для тренировки внимательности
- Что делать родителям невнимательного ребенка
- Часто задаваемые вопросы о невнимательном ребенке
- Может ли отсутствие этого навыка быть защитной реакцией?
- Какие специалисты помогут?
- Где ребенка могут научить этому и другим когнитивным навыкам?
- Материалы основаны на следующих источниках:
О чем речь? Невнимательный ребенок выглядит мило в 2-3 года, но к школьному возрасту неспособность концентрироваться на задачах должна насторожить. Причины рассеяности не связаны с интеллектом, даже умные дети могут не справляться с объемом поступающей информации.
На что обратить внимание? Причины рассеянности лежат в особенностях работы нервной системы. Для развития внимания необходимо использовать упражнения, игры, а также ввести режим дня и помочь ребенку следовать ему.
Устройство внимания ребенка
Прежде чем мы с вами начнем разбираться с причинами невнимательности школьника, давайте рассмотрим, что такое внимание и как оно функционирует.
Внимание – это способность мозга сосредотачиваться на значимой информации и деятельности.
В течение одной минуты мозг может получать несколько десятков тысяч сигналов, например, телесные ощущения, ароматы, цвета, текстовая информация и прочее. Если бы стали воспринимать их одновременно, то могли бы не выдержать и сойти с ума. Поэтому наше сознание имеет защитный механизм, который дифференцирует поступающую информацию на значимую и менее актуальную на момент восприятия. Это и есть внимание.

Существует большое количество характеристик, относящихся к вниманию. У каждого человека они развиты в разной степени. Если вы решили бороться с невнимательностью ребенка в школе, сначала обратите внимание на то, как он ведет себя в бытовых ситуациях, как выполняет домашние задания. Из этих наблюдений вы сможете сделать вывод о том, на какое качество из перечисленных ниже стоит обратить внимание:
- Концентрация — способность направлять внимание на конкретную задачу и удерживать его, замечать и анализировать свойства объектов. От того, насколько вы можете делать это, зависят ваша собранность и наблюдательность. Чтобы оптимизировать эту способность, используйте лабиринты, головоломки, игры на поиск отличий и прочее.
- Устойчивость внимания — это умение концентрироваться в течение долгого периода, например, на конкретном объекте и игнорировать отвлекающие стимулы. Если эта функция хорошо развита у ребенка, он отличается усидчивостью, способностью доделать начатое до конца. Чтобы улучшить это качество внимания можно использовать пазлы, медитативные головоломки и задачки-картинки с перепутанными линиями.
- Объём внимания можно сравнить с оперативной памятью компьютера. Он дает возможность удерживать в фокусе большое количество информации. Чем больше объем внимания, тем легче ребенку перерабатывать информацию, анализируя ее, сравнивая и обобщая. Это качество можно улучшить, тренируя логическое мышление малыша.
- Распределение внимания подразумевает способность к многозадачности. Для школьника – это возможность слушая учителя, одновременно конспектировать и запоминать факты. Чтобы сформировать навык нужны игры, как правило, на электронных носителях, где необходимо следить за несколькими объектами, а также настольные игры здесь тоже могут быть полезными.
- Переключаемость внимания. Работоспособность ребенка во многом зависит от его умения быстро реагировать на смену информации, переключаться с одного вида деятельности на другой. Повысить скорость навыка можно с помощью игр и задач на выявление различий, которые проходят в ограниченный по времени срок, ребусов, головоломок с поиском объектов и прочее.
Причины невнимательности у ребенка
Невнимательный – не значит, глупый. Рассеянность часто присуща детям с высокоразвитым интеллектом. Но их мозг не может справиться с большим потоком информации и ее обработкой.
Самой частой причиной того, почему ребенок невнимательный, может быть незрелость некоторых древних механизмов мозга. В частности, ответственных за непроизвольное внимание. По каким-то причинам они не успели сформироваться к моменту обучения в школе.
Прием заявок
до: 05.05
Прием заявок
до: 05.05
Или есть особенности функционирования мозга, возможно, в какой-то отдел поступает недостаточное количество кислорода, что мешает его полноценному функционированию. Такой ребенок прикладывает большое количество усилий, чтобы «не летать в облаках» во время урока. Но, к сожалению, не всегда справляется, так как происходит это незаметно для него.

Часто педагоги считают, что если ребенок стал невнимательным, то ему нужно больше трудиться, но это не так. Такие дети, как правило, работают на пределе своих возможностей, и мозг в какой-то момент вынужден отключиться, чтобы обеспечить ему отдых. Чтобы полностью понять состояние ребенка, изучите 5 важных фактов о внимании:
- Внимание само по себе не функционирует. Условие его активности – определенная деятельность. Можно неаккуратно или внимательно двигаться, слушать, смотреть. Школьник способен очень пристально смотреть, а вот сопровождающую вербальную информацию не усвоить из-за нетщательного слушания.
- Внимание бывает направленным или произвольным. А бывает автоматическим, когда не приходится прикладывать для этого усилий. Произвольное внимание формируется на базе ненаправленного. Чтобы на уроке активировать первое, школьнику важно обнаружить какой-либо стимул путем применения второго – это может быть голос учителя, например. Одновременно с этим он должен игнорировать другие отвлекающие сигналы, быстро реагировать и переключаться на другой знак.
- Сейчас точные зоны мозга, отвечающие за внимание, еще не определены. Хотя ученые выявили, что за регуляцию этой способности отвечают многие структуры. Это и лобные доли, и мозолистое тело, средний мозг и гиппокамп, таламус и прочие.
- Дефицит внимания у ребенка часто сопровождается импульсивностью, гиперактивностью (СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Но зачастую невнимательный ребенок бывает еще и медлительным.
- Отсутствие данного навыка — это вершина айсберга. Как правило, у таких детей при обследовании диагностируют целый комплекс особенностей функционирования нервной системы, которые в сфере его поведения проявляются как невнимательность.
Почему так происходит? Давайте разберемся, из каких нарушений в работе нервной системы состоит дефицит внимания.
Ребенок плохо воспринимает информацию на слух
Нет, проблем этой системой у него нет. Но его мозг не способен верно обработать поступающую через слух информацию. Можно подумать, что ребенок плохо различает звуки, потому что:
- Постоянно переспрашивает.
- Не всегда отзывается, когда к нему обращаются.
- Может в ответ на вопрос задать встречный – «Что?». Если вы сделаете паузу, часто отвечает правильно.
- В шумной атмосфере воспринимает речь хуже.
- Не может запомнить просьбу, если она состоит из нескольких компонентов.
Неусидчив
Большинство учащихся с трудом могут спокойно переждать, пока идет урок. Они качаются на стуле, ерзают, крутятся. Часто в основе причин такого поведения лежит проявление дисфункций вестибулярной системы.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids
Для ребенка все эти движения — компенсаторная стратегия, позволяющая думать. Необходимость сидеть спокойно блокирует мыслительную деятельность таких детей. Низкий мышечный тонус часто присутствует при нарушениях вестибулярной системы и тогда ребенок:
- Может «стекать» со стула.
- Все время наваливается всем телом на парту.
- Держит руками голову.
- Обвивает ножки стула ногами.
Не удерживает строчку при чтении, делает глупые ошибки в тетради
Нарушения в вестибулярной системе. Это то, что часто влечет за собой проблемы в усвоении чтения и письма, ведь она является регулятором мышечного тонуса и автоматических движений глаз. Если вестибулярная система плохо функционирует, глаза не могут привыкнуть к постоянной смене положения головы. У ребенка складывается зрительное ощущение, что буквы или строчки прыгают. Поэтому проблемы возникают и при списывании с доски.
Упражнения для тренировки внимательности
Что делать если ребенок невнимательный? Этот навык поддается развитию. Но заниматься этим нужно с раннего детства и системно. Итак, если видите, что ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания, найдите время, чтобы ему помочь. Перед вами несколько практических упражнений. Стоит преподносить данные задания ребёнку как увлекательную и интересную игру, а не как очередное сложное задание.
- Таблица Шульте – это сетка, в которой в произвольном порядке располагаются числа от 1 до 25. Задача ребенка – указать все цифры в правильном порядке за как можно более короткий временной отрезок. Можно устроить соревнование с самим собой и сверяться со своими прошлыми результатами.
- «Послушай и сделай как я» – задача ребенка воспроизвести заданный ритм, который прохлопали в ладоши. Также можно стучать по разным предметам, например, по пустой банке, столу, пустой коробке и пр. Здесь происходит развитие внимания, слуховой памяти.
- «Попробуй описать меня» – участники располагаются друг перед другом. Ребенку предлагается изучить внешний вид визави, затем отвернуться и ответить на вопросы, например, «Какой рисунок на футболке?», «Какого цвета обувь» и так далее. Тренируются внимание и зрительная память.
- «Дорисуй» – ребенок должен добавить недостающие на картинке элементы.
- «Раскрась вторую половинку» – необходимы частично закрашенные рисунки. Остальное ребенок должен заполнить в точности, как первую зону. Можно усложнить задание, предложив запомнить, как выглядит первая часть и дорисовать по памяти.
- Пересказ – подразумевает краткое изложение прочитанного, выделение смысла и оценку содержания. То же самое можно проделать с просмотренным мультфильмом. Можно сделать еще интереснее – представь, что ты кинокритик или сказкокритик – тот, кто отлично разбирается в таких произведениях. Как бы ты рассказал, о чём это произведение тому, кто его никогда не слышал.
- «Стрелка» – ребенок должен сфокусировать на 2-3 минуты взгляд на секундной стрелке часов, наблюдая за ее движением, не отвлекаясь.
- «Найди и назови предмет» – ребенок получает картинки с замаскированными изображениями (зашумленные) объектов. Его задача найти и назвать все. Такой рисунок можно найти в интернете.
- «Угадай строчку» – ребенок должен послушать песню, которую вы ему предложите. Затем уберите из нее одну или две строки. Ребенок должен вспомнить, каких слов не хватает.
- «Читаю и считаю» – предложите ему, читая небольшой текст, в процессе еще и посчитать количество слов в нем.
В развитии нуждаются все виды внимания – моторно–двигательное, зрительное, слуховое. Выполняйте эти задания ежедневно по 20–25 минут, и обязательно увидите результат.

Игр на развитие и концентрацию внимания огромное количество – вы точно не заскучаете:
- Шахматы, шашки, нарды.
- Загадки и кросс-, чайнворды.
- Конструирование и сбор пазлов.
- Мозаики и головоломки.
- Задачи на логическое мышление.
- Судоку и ребусы.
- Различные настольные и онлайн-игры для концентрации внимания.
Что делать родителям невнимательного ребенка
Очень невнимательный ребенок всегда что-то забывает, теряет, может даже сбиться с пути, пока витает в облаках. Для него это стресс, поэтому исключите повышение голоса, не ругайте, учитывайте его особенность. Ваша задача – найти причину невнимательности. И сделать все, чтобы устранить ее.
Помогите ребенку развить память и внимание, содействуйте в выполнении домашнего задания и проверяйте результат. Если родители активно участвуют в учебном процессе школьника, это всегда положительно сказывается на его успеваемости. Не забывайте про похвалу, ее отсутствие приводит к снижению мотивации и ощущению отсутствия смысла в своих действиях.

С самого первого момента обучения ребенка в школе необходимо заинтересовать его этим – через игру, рассказ интересных случаев из своей жизни. Важно, чтобы ему хотелось погрузиться в мир знаний, чтобы он не считал занятия рутиной. Приведем пример. Дочь совсем не хочет ходить на уроки финансовой грамотности в первом классе, ей непонятно, зачем все это знать.
Родители решили простым языком рассказать ей про значимость денег, про то, для чего они работают и что лично ей даст эта информация. После беседы дочь стала более внимательна к предмету.
Приучайте невнимательного ребенка к порядку постепенно и ненавязчиво. На своем примере учите складывать вещи на места, научите собирать портфель с вечера, чтобы ничего не забыть.
Чтобы более эффективно организовать школьника, помогите ему составить режим дня, указывая в нем важные дела, время выполнения домашнего задания, проверку его родителями и самостоятельный сбор портфеля. Вот пример:
Время |
Действие |
07:00 — 07:10 |
Просыпаемся |
07:10 — 07:20 |
Умываемся, делаем утреннюю гимнастику |
07:20 — 07:35 |
Вкусно завтракаем |
07:35 — 08:05 |
Собираемся, одеваемся, выходим в школу |
08:05 — 08:30 |
Путь в школу |
08:30 — 13:05 |
Уроки |
13:05 — 13:30 |
Путь домой |
13:30 — 13:40 |
Гигиена, переодевание |
13:40 — 14:00 |
Сытно обедаем |
14:00 — 16:00 |
Время отдыха, секции и кружки |
16:00 — 18:00 |
Работа над домашним заданием |
18:00 — 18:30 |
Ужин |
18:30 — 20:00 |
Отдых |
20:00 — 21:00 |
Подготовка к отдыху |
21:00 — 07:00 |
Ночной сон |
Для начала проходите весь график вместе со школьником. Он понемногу перейдет к самостоятельному продолжению начатого вместе дела. Таким образом он научится планировать свою занятость, без посторонней помощи реализуя свой план.
Большую роль играет обстановка в комнате. Важно зонировать пространство на рабочее место и площадь для отдыха. Это поможет ему ни на что не отвлекаться во время выполнения домашнего задания. Если на столе будут игрушки и посторонние предметы, это будет мешать, ведь игры всегда в приоритете для ребенка.

Если родители желают, чтобы ребенок стал более внимателен, нужно над этим хорошенько потрудиться. Причем развивать и воспитывать важно не только его, но и себя. Ведь дети – это наше отражение, они берут пример с нас, делают выводы о происходящем. Приучите себя к порядку, распределите свое время так, чтобы выделить в нем интервал, который посвятите малышу. Качественное общение с родителем – важный фактор, влияющий на развитие ребенка.
Часто задаваемые вопросы о невнимательном ребенке
Может ли отсутствие этого навыка быть защитной реакцией?
Безусловно. Если ребенок постоянно занят на секциях, кружках, чередуя это с репетиторами по разным предметам, не удивляйтесь, что к концу дня он не может быть внимательным и пропускает ваши слова мимо ушей.
Детская психика требует очень бережного обращения. Большое количество информации, физические и психологические нагрузки ведут к снижению качества внимания. Так организм ребенка защищает себя от перенапряжения и стресса.
Какие специалисты помогут?
Их три – невролог, психолог и нейропсихолог. Именно к ним нужно обратиться, если ребенок невнимателен на уроках. Они расскажут вам, чем можно помочь такому малышу. Причем чем раньше найдутся причины невнимательности, тем быстрее можно помочь ребенку.
Где ребенка могут научить этому и другим когнитивным навыкам?
В Академии Ukids:
- Развивают способности ребенка для комфортной жизни.
- Способствуют созданию безопасного пространства для удобства.
- Помогают родителям и развитию детей.
- Развивают самые ключевые навыки ребенка.
- Корректируют поведение и выстраивают внутренние опоры.
- Актуализируют жизненные навыки и создают здоровые основы личности.
- Раскрывают потенциал ребенка и учат применять его.
- Помогают детям в жизни твердо стоять на ногах.
Семье приходится непросто, если их ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания. Родителям необходимо выделять много времени на помощь в преодолении этих сложностей, на создание ситуаций успеха и учебной мотивации. Привить интерес к школьным предметам или кружкам, поощрять начинания, помогать завершать каждое начатое дело – это основное содействие любящих родителей для невнимательного ребенка.
Важно, чтобы невнимательность не стала клише и штампом для ребёнка, стоит отказаться от таких ругательств в его адрес, так как ребенок может взять на себя эту роль и нести её дальше даже неосознанно. Не дайте процессу идти, как получится. С невнимательностью можно справиться.
Источник изображения на шапке: EyeEm/ freepik.com
Материалы основаны на следующих источниках:
- Каюмов Д. Д. Внимательным родителям невнимательных детей (рекомендации для родителей).
- Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие //М.: Мозаика-синтез. – 2011.
- Кащенко В. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. – Litres, 2020.