- Почему важно разговаривать с ребенком
- Как создать атмосферу доверия при разговоре с ребенком
- Какие темы можно обсудить с ребенком
- Дошкольный возраст (0–6 лет)
- Младший школьный возраст (7–11 лет).
- Подростковый возраст (с 12 лет)
- О чем не следует говорить с ребенком
- Часто задаваемые вопросы о темах для разговора с ребенком
- Как разговорить замкнутого малыша?
- Как увлечь ребенка интересным разговором?
- Как начать разговор с ребенком?
- Материалы основаны на следующих источниках:
О чем говорить с ребенком? Темы могут быть любые: повседневные дела, погода, увлечения и планы на будущее. Полезно также вместе фантазировать и искать варианты решения вымышленных ситуаций. Главное – дать понять ребенку, что его уважают и ценят его точку зрения.
Почему важно? Разговоры на разные темы позволяют лучше узнать детей, укрепить эмоциональную связь, развить критическое мышление и предотвратить проблемное поведение. Обсуждение не только школьных тем показывает ребенку, что он интересен родителям как личность, а не только как ученик.
Почему важно разговаривать с ребенком
Начальный опыт общения малыш обретает с родителями, и это очень важный момент воспитания. С первых дней жизни ребенок получает навыки коммуникации, которые влияют на его характер и дальнейшую жизнь. По мере интеллектуального развития значимость общения со старшими возрастает.
Очень плохо, когда взрослые не знают, о чем говорить с ребенком. В настоящее время, далекое от стабильности, необходимо помочь ему сформировать позитивное мировоззрение, умение противостоять вызовам и стрессам, дать прочные жизненные ориентиры. Вот почему нужно как можно чаще разговаривать с ребенком. Иначе как узнать, что у него на душе, какие внутренние проблемы его тревожат?

Некоторые родители плохо себе представляют, о чем нужно говорить с ребенком, особенно в раннем возрасте. Общение сводится к несложным требованиям относительно сна, еды, одежды, гигиены и других навыков. Однако именно в дошкольном возрасте человек наиболее восприимчив, и в это время закладываются его поведенческие и мировоззренческие модели.
Поскольку возможности познания у него ограничены, он формируется, глядя на родителей. Общаясь с ними, он копирует их психические реакции, привычки. Позже, в школе, он начинает проявлять индивидуальность, но основа остается.
Чтобы понять, о чем говорить с маленьким ребенком, нужно прежде всего осознать, что перед вами личность. Как и взрослого, малыша необходимо внимательно выслушать, тогда общение будет полноценным, а не формальным. Встречая понимание и искреннее сопереживание с вашей стороны, ребенок ответит тем же.
Очень часто родители не относятся серьезно к детским переживаниям и мелким неприятностям, считая, что это быстро пройдет и забудется. Им это просто не интересно. Ребята это чувствуют, им кажется, что их не любят, и это закладывает основу для будущего взаимного отчуждения. Постепенно ребенок привыкает держать все в себе и не делиться с родителями. Не удивительно, что такие предки не знают, о чем говорить с ребенком дома, на прогулке, на отдыхе.
На этом проблемы не заканчиваются. Человек – существо социальное, ему необходимо общение. Ребенок, проблемы которого не замечают родители, находит общение вне дома. Он доверится любому, кто проявит сочувствие и внимание. Так маленький человек попадает в неподходящую компанию, которая оказывает плохое влияние и может испортить ему жизнь. К сожалению, в таких случаях родители не в силах исправить ситуацию.
Взрослые очень болезненно воспринимают пренебрежение со стороны детей. Однако чувство уважения должно быть взаимным. Проявите максимум серьезности и внимания к тому, что говорит ребенок. Будьте терпеливы, если вам кажется, что тема разговора не очень значительна.
Постепенно, когда вы узнаете, чем живет ваш ребенок, придет и настоящий интерес. Более того, вам тоже захочется поделиться с ним. Ваши отношения станут более близкими, теплыми, доверительными. Привычка к общению сослужит хорошую службу. Если у маленького человека действительно возникнут проблемы, вы сможете вовремя помочь.
Как создать атмосферу доверия при разговоре с ребенком
Большинство родителей стремятся к тому, чтобы наладить близкие отношения с детьми. Это важно, когда ребята маленькие, и еще важнее, когда они вступают в подростковый возраст. Вот почему папам и мамам необходимо знать, о чем говорить с маленьким ребенком.
Важно также помнить, что нельзя обманывать доверие своего чада. Если такое случится, восстановить его практически невозможно. Следующие правила помогут вам избежать ошибок в общении с малышом.
- Нельзя сверх меры контролировать ребенка.
Ничто так не портит отношения, как гиперопека со стороны родителей. Когда ребенку не оставляют личного пространства, контролируют его переписку, круг общения, досуг, это давит на его психику. Он перестает доверять взрослым, становится скрытным. С одной стороны, у него развивается хронический стресс, с другой – он привыкает во всем полагаться на вас, из него вырастает человек, не способный принимать решения.
- Не обвиняйте и не наказывайте ребенка на основании чужих слов.
Когда родители, не разобравшись в сути и причине конфликта с участием их чада, сразу начинают его обвинять, ставить в пример других, «хороших» детей, это сильно обижает ребенка. Ребята очень страдают, сталкиваясь с несправедливостью. Поэтому внимательно выслушайте точку зрения, выясните ход событий.
О чем нужно говорить с ребенком, если он действительно виноват? Вместе проанализируйте причину ссоры, неправильного поступка, примите решение, как верно уладить конфликт. Главное – дать ребенку возможность все объяснить. Если вам не нравится его поступок, объясните, почему. Он должен понять, что вы все равно любите его.
- Относитесь с уважением к мнению ребенка.
Если вы всегда настаиваете на своем, не давая малышу возможности проявить самостоятельность, это не позволяет установить с ним хорошие отношения. Ребенок должен иметь право голоса. С ним даже необходимо советоваться.
Во-первых, ребенок часто правильно оценивает ситуацию и видит суть вещей. Во-вторых, это повышает его самооценку и придает уверенности, развивает навыки коммуникации. Он учится принимать решения и нести за это ответственность. Родители таким образом узнают его приоритеты, желания, потребности.

- Не допускайте, чтобы ребенок вас боялся.
Ваша резкая негативная реакция на каждый проступок (например, плохие оценки, замечания классного руководителя) пугает чадо, внушая ему чувство вины. Еще до начала общения ребенок боится неудовольствия и обидных слов, поэтому он предпочитает не говорить правду и всячески избегает бесед с вами.
О каком взаимном доверии тут может идти речь? Со временем ребенок привыкнет скрывать любую информацию о себе. Он не чувствует себя членом дружной любящей семьи и втайне завидует детям, у которых открытые, теплые отношения с родителями. Отругав ребенка сгоряча, взрослые потом могут и извиниться, но это не помогает вернуть его доверие.
Помните: негатив, который проявляете по отношению к малышу, в будущем предстанет в виде отсутствии уважения, любви, сочувствия. Если рассматриваете ребенка не как личность, а как объект воспитания, вам будет трудно добиться от него искренности.
Какие темы можно обсудить с ребенком
Многие хотят знать, о чем нельзя говорить с ребенком, так как опасаются нарушить некие табу. Однако психологи уверены, что запретных тем для общения с детьми нет. Просто нужно использовать средства коммуникации, понятные ребятам. Они очень любят своих родителей и с удовольствием слушают их рассказы о работе и любые другие. Дети увлеченно пересказывают сюжеты книжек и мультфильмов, задают множество вопросов на самые разные темы. Первые знания о строении мира, законах природы малыши получают от родителей, дедушек и бабушек.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids

Уже скачали 527 человек
Предлагайте ребенку высказать свое мнение по разным темам. Задавайте открытые вопросы, то есть требующие развернутого ответа. Приучайте чадо вести содержательные диалоги.
Дошкольный возраст (0–6 лет)
Малышам детсадовского возраста отвлеченные абстрактные темы вряд ли будут понятны. Предметом разговора должны быть привычные, понятные, хорошо знакомые вещи, люди и явления. Отличная тема для общения – это сам малыш, его игрушки, книжки, развлечения, полезные навыки. Задавайте ему вопросы так, чтобы ответ требовал элементарного анализа и работы мысли. Так развиваются навыки общения, пополняется словарный и понятийный запас, создается традиция семейного досуга.

Примеры открытых вопросов ребенку:
- Какая игра тебе нравится больше всего?
- Как сделать, чтобы все ребята были счастливы?
- Что дети не любят больше всего?
- Что ты умеешь делать лучше всех?
- Что ты любишь больше, зиму или лето? Почему?
- Что бы ты подарил маме на день рождения?
- Какие животные тебе нравятся больше всех?
- Какую профессию ты выберешь, когда станешь взрослым?
- Почему твои мама и папа – самые лучшие?
- За что ты любишь свою бабушку?
- Почему сегодняшний день был таким интересным?
- Как ты можешь показать своей сестренке/братику, что любишь ее/его?
- Чему ты сегодня научился?
Младший школьный возраст (7–11 лет).
Порядок жизни и окружение ребенка значительно изменяются. Он встречается с незнакомыми людьми – учителями, одноклассниками, узнает много информации. Мир становится больше и интереснее. Теперь проблема того, о чем говорить с ребенком, решается намного легче.
Привычные для взрослых вещи для него становятся настоящими открытиями: они хотят знать все. Особенно интересно общаться с детьми, любознательными от природы. Немного воображения – и вы сможете придумать десятки вопросов, которые потребуют от ребенка большой смекалки, например:
- Почему все любят путешествовать?
- На других планетах тоже живут люди? Они похожи на нас?
- Что ты будешь делать, если попадешь на необитаемый остров?
- Для чего древние люди изобрели искусство?
- Зачем человек приручил домашних животных?
- Что такое душа?
- На кого из знаменитых людей ты бы хотел быть похожим?
- Что такое любовь? Можно ли влюбиться на всю жизнь?
- Почему одни люди добрые и веселые, а другие злые и мрачные?
- Если бы тебе предложили исполнить любое желание, что бы ты выбрал?
- Почему взрослые часто не понимают детей?
- Кто твой самый лучший друг и почему?
- Зачем нужна семья?
- Почему люди не бросают вредные привычки, если они приводят к болезням?
- Говорят, что старших нужно уважать. А если это – очень плохой человек?
- Почему дети хотят побыстрее стать взрослыми?
- Можно ли сделать так, чтобы всегда быть счастливым?
Подростковый возраст (с 12 лет)
На протяжении детства ребенок меняется до неузнаваемости – как внешне, так и по характеру. Один из переломных моментов – пубертатный период, когда ребенок превращается в юношу или девушку. Часто этот момент переживается как кризисный. У подростков возникает много комплексов и претензий к окружающим. Большинство из ребят предпочитает не делиться с родителями своими переживаниями. Иногда отчуждение становится настоящей проблемой.

Подросток склонен отрицать все, что предлагают родители, отчаянно отстаивая свою самостоятельность. Можно ли сохранить с ним доверительные отношения? Как вернуть прежнюю любовь и тепло? Прежде всего показать, что вы уважаете его личность и интересы, считаетесь с его мнением и намерены советоваться с ним, как со взрослым. Соответственно и вопросы для бесед должны в этом убеждать, например:
- Кто тебе больше нравится: молодежь или поколение твоих родителей?
- С какого человека ты бы хотел брать пример?
- Чтобы ты стал делать, если бы приближался конец света?
- Какое место на земле самое лучшее для жизни и почему?
- Опиши свои достоинства и недостатки?
- Что бы ты изменил в прошлом, если бы мог?
- Что ты посоветуешь девочке, которую считают некрасивой?
- Может ли невзрачный человек быть счастливым?
- Куда бы ты поехал в отпуск с родителями?
- Что бы ты изменил в своей школе, чтобы она нравилась всем ученикам?
- Хочешь ли ты скорее стать взрослым? Если да, то почему?
- Каких людей ты считаешь хорошими?
- Какие черты в человеке ты осуждаешь?
- Что в этом мире мешает людям быть счастливыми?
О чем не следует говорить с ребенком
Откровенность, открытость в отношениях – это большое счастье. Но есть темы, которые совершенно не годятся для беседы с детьми. О чем нельзя говорить с ребенком? Это вещи, сложные для его понимания, события, которые наносят вред репутации, интимные секреты и многое другое.
Причины, заставляющие мудрых родителей избегать некоторых тем, следующие:
- Нежелание открывать подробности личной жизни.
Есть вещи, секреты и тайны, которые не должны стать достоянием гласности. Они не предназначены для посторонних ушей. Люди заботятся о том, чтобы о них никто никогда не узнал.
- Информация, неподходящая для детей.
Очень многие вещи и явления относятся к миру взрослых, их неуместно обсуждать с ребятами. Всему свое время.
- Информация, приносящая вред или опасность.
Есть много фактов, которые могут шокировать ребенка и даже нанести ему психотравму. Они могут надолго выбить их из колеи, повергнуть в тревожное состояние. Есть также информация, которая способна подтолкнуть ребенка к опасным действиям и привести к непоправимым последствиям. Взвешивайте свои слова, когда общаетесь с малышами и подростками.
- Моральные и этические соображения.
В мире много жестоких вещей, насилия и несправедливости. Мы на протяжении всей жизни учимся принимать и преодолевать это. Но детей необходимо оберегать от знания темных сторон реальности. Некоторые происшествия могут разрушить неокрепшую психику ребенка, породить страхи и даже нежелание жить.

К запрещенным темам относятся также сплетни, слухи, порочащие людей, несчастья, случившиеся в далеком прошлом, обвинения, которые не были доказаны, личные трагедии из тех которые стараются забыть. Некоторые аспекты взрослых отношений также неприемлемы для передачи детям. В силу непонимания ребенок сделает ложные выводы, что вызовет болезненную реакцию.
Часто задаваемые вопросы о темах для разговора с ребенком
Как разговорить замкнутого малыша?
Возможно, вы выбираете неподходящий момент для общения, когда ребенок чем-то озабочен. Не настаивайте на разговоре. Перенесите его на другое время, когда настроение ребенка будет спокойным. Он охотнее пойдет на контакт во время какого-нибудь увлекательного занятия, которое нравится вам обоим.
Как увлечь ребенка интересным разговором?
Рецепт тот же, что и при коммуникации со взрослым собеседником. Используйте юмор, неожиданные повороты сюжета, демонстрируйте эрудицию, вовлекайте в разговор вопросами, которые затрагивают за живое, организуйте общий досуг, посещайте вместе интересные мероприятия, вызывающие яркие эмоции и желание ими поделиться.
Как начать разговор с ребенком?
Задайте неформальный вопрос, требующий развернутого ответа. Не спрашивайте: как дела? Уточните: что сегодня тебе особенно понравилось в школе? Попросите рассказать, как ребенок пообщался с лучшим другом, какие у них общие планы на выходные, на каникулы. Спросите, как он готовится к соревнованиям, олимпиаде, слету. Попросите рассказать о неудаче: «Что сегодня было для тебя труднее всего?»
Искренние разговоры с ребенком – необходимая практика. Это фундамент его успешной коммуникации с окружающими во взрослой жизни. Во время таких бесед старшие хвалят ребенка за хорошие решения и поступки, вместе с ним анализируют ошибки и неудачи. Таким образом малыш учится спокойно и мудро относиться к препятствиям и преодолевать их. Он начинает верить в собственные силы, в свое право на самостоятельные решения и поступки.
Не стоит рассматривать разговоры с ребенком лишь как часть воспитательного процесса. В ходе такой коммуникации взрослые тоже извлекают для себя много полезного. Во-первых, это счастье и удовольствие от сближения с ребенком. Во-вторых, это построение крепкой дружеской связи на всю жизнь. В основе ее лежат глубокая любовь, преданность и взаимное уважение. Эти чувства придают глубокий смысл нашей жизни.
Источник изображения на шапке: freepik/ freepik.com
Материалы основаны на следующих источниках:
- Шустова Л. А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению //Вопросы психологии. – 1990. – №. 2. – С. 8-13.
- Винникот Д. В. Разговор с родителями //М.: Независимая фирма “Класс. – 1994.
- Гиппенрейтер Ю. Счастливый ребенок: новые вопросы и новые ответы. – Litres, 2016.