Заказать звонок

Развитие самооценки ребенка: этапы, особенности, основные сложности

18.03.2025
854
Время чтения: 7 минут
Обновлено: 18.03.2025
Сохранить статью:
Развитие самооценки ребенка

О чем речь? Развитие самооценки ребенка происходит поэтапно по мере взросления. В младшем возрасте закладывается фундамент восприятия себя и своих качеств. Далее идет эмоциональное подкрепление на основе мнений окружающих, сравнивания себя со сверстниками. Важная задача родителей — помочь ребенку сформировать здоровое отношение к себе.

Как проявляется? Самооценка ребенка — его субъективное мнение о себе, оценка собственных способностей, качеств и значимости. Она проявляется в уверенности или ее отсутствии, в том, как ребенок реагирует на успехи и неудачи, в его общении со сверстниками и мотивации к учебе и внеклассной деятельности.

Какую роль играет самооценка в жизни ребенка

Первым человеком, который ввел понятие «самооценка», был Уильям Джеймс — известный американский психолог и философ Его нередко называют отцом современной психологии. Еще в 1890 году он определил самооценку как результат деления достижений на ожидаемые от себя результаты. В работе под названием «Психология» он не просто раскрывает понятие. Он также анализирует причины, влияющие на формирование самооценки.

Какую роль играет самооценка в жизни ребенка
Источник: freepik / freepik.com

Нельзя недооценивать влияние самооценки на развитие ребенка, поскольку именно она играет ключевую роль в формировании его личности. Она напрямую связана с тем, будет ли человек чувствовать себя счастливым. Ребенок или взрослый с адекватной самооценкой имеет положительное восприятие себя.

Он обладает чувством самоуважения и уверенностью в собственных силах, осознанием личных способностей и возможностей, позитивным настроем ко всем видам деятельности. Самооценка влияет на поведение человека, его решения, взаимоотношения с окружающими и обществом в целом.

По мере взросления маленький ребенок начинает получать оценки своих действий и поведения сначала от родителей, а позже и от общества. Они помогают ему в будущем самостоятельно оценивать свои поступки и восприятие себя. Так складывается представление малыша о себе, собственной значимости и важности для других.

Эрик Берн, американский психолог и психотерапевт, считал, что самооценка идеальна лишь при рождении, после чего она подвергается изменениям. Положительные будут благоприятно влиять на развитие самооценки ребенка, тогда как отрицательные — наоборот, негативно. Самооценка является непостоянной величиной, которая может изменяться в зависимости от обстоятельств.

Этапы формирования самооценки ребенка

Малыш появляется на свет без четких представлений о том, как нужно себя вести, и без сформированной самооценки. Он опирается на опыт людей, окружающих его, и их мнения.

Прием заявок 

до: 14.04

Важную роль в становлении самооценки играет как положительная, так и отрицательная оценка им своей внешности. Влияет также мнение о ней главных для него взрослых. Помимо этого, на развитии самооценки ребенка сказываются его отношения с родителями и определение его успехов в учебе другими взрослыми людьми, чье мнение имеет для него значение.

Формирование самооценки состоит из четырех основных периодов:

  • 1 этап — с момента рождения до 18 месяцев.

Закладываются основы доверия к окружающему миру и положительного отношения к себе. В первый год жизни формируется привязанность. Положительная эмоциональная оценка от родителей способствует созданию у ребенка здоровой самооценки.

  • 2 этап — от 18 месяцев до 3—4 лет.

В этот период развивается чувство независимости или подневольности, смотря, какая реакция на попытки проявить самостоятельность следует от родителей и других взрослых. Уровень развития самооценки у ребенка дошкольного возраста тесно связан с ростом его автономии.

Поддержка стремлений к самостоятельности и любопытству формирует надежную основу для развития у ребенка высокой самовосприятия. Не стоит обрубать на корню все попытки маленького человека сделать какое-то дело самому, попробовать что-то новое, выполнить элементарные дела. Чрезмерной заботой вы способствуете снижению внутренней мотивации и стремления.

  • 3 этап — от 4 до 6 лет.

Развитие самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста основывается на первых представлениях о том, каким он может стать человеком. В зависимости от процесса социализации, у него возникает чувство вины или проявление инициативы. Самооценка ребенка в этом возрасте зависит от того, насколько велика строгость и жесткость установленных родителями правил, и какова степень контроля с их стороны.

  • 4 этап — от 6 до 14 лет.

Этот возраст характеризуется развитием трудолюбия и самовыражением в продуктивной работе. Опасности данного периода включают в себя недостаток практических навыков и низкий статус среди сверстников. Такие факторы с большой вероятностью могут привести к занижению самооценки у ребенка. Он может утратить веру в свою способность выполнять работу наравне с другими. Самооценка даже очень талантливых детей может изменяться из-за их представлений о себе как о способных и творческих личностях.

Уровни самооценки ребенка

С психологической точки зрения их выделяют три. Оценивая это качество, важно учитывать различные особенности, а не ограничиваться понятиями «хорошо» и «плохо». Необходимо более углубленно подходить к данному вопросу, учитывая различные особенности.

Низкая самооценка

Рассмотрим черты, которые свидетельствуют о такой ситуации:

  • неуверенность в себе и своих силах;
  • нерешительность;
  • чрезмерная застенчивость;
  • излишняя осторожность.

Детям, у которых наблюдаются такие качества, крайне необходима поддержка и одобрение окружающих. Их внутренний комплекс неполноценности мешает ставить перед собой амбициозные цели, а средства по их достижению иногда оказываются неэффективными и не достойными. Они склонны зацикливаться на неудачах, их страшат перемены в течении событий.

Низкая самооценка
Источник: freepik / freepik.com

Из таких детей часто вырастают замкнутые, завистливые, чрезмерно критичные, требовательные к себе и другим, иногда даже жестокие и мстительные люди. Они убеждены в своей неуспешности, не видят реальных возможностей и не ценят собственных достижений. Среди внешних признаков низкой самооценки можно отметить:

  • втянутую в плечи голову;
  • нерешительные движения и жесты;
  • постоянно бегающий взгляд, уход от прямого зрительного контакта.

Подобные проявления у ребенка должны насторожить родителей и заставить их принять меры, чтобы исправить положение.

Завышенная самооценка

Такие дети часто жалуются на отсутствие друзей. Ситуация возникает потому, что они постоянно пытаются доказать свое превосходство окружающим и требуют от них признания собственной исключительности. Они считают, что их недооценивают.

Мнение родителей и окружающих для таких детей не имеет большого значения. Они берутся за сложные задачи, рискуя столкнуться с неудачей из-за чрезвычайной самоуверенности. В случае провала они винят обстоятельства или других людей, но ни в коем случае не себя. Любая критика воспринимается ими как придирки.

У детей с завышенной самооценкой со временем могут развиться такие черты, как грубость, агрессивность, жестокость и проблемы в общении с окружающими. Эти особенности проявляются и внешне:

  • высоко поднятый подбородок и прямая осанка;
  • уверенный, прямой взгляд;
  • командный тон голоса.

Дети с завышенной самооценкой желают быть лучшими во всем, они не терпят полумер. Такое стремление к лидерству заслуживает одобрения, однако важно объяснить ребенку, что не все методы достижения целей приемлемы.

Адекватная самооценка

Успех в обществе, реализация в профессиональной деятельности и гармоничные отношения с окружающими во многом зависят от способности человека объективно оценивать свои силы и возможности. Поэтому очень важно развивать у ребенка с ранних лет адекватную самооценку.

Такой ее уровень помогает спокойно воспринимать конструктивную критику, здраво оценивать свои силы и возможности реализации поставленных целей. Реальная самооценка дает человеку ощущение внутреннего равновесия и гармонии, что способствует проявлению позитивного отношения к людям вокруг. Он может максимально раскрыть свои сильные стороны, компенсируя за счет них слабые.

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1745272198.png

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет 

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1745273045.png

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет 

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1745272758.png

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет 

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям. 

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день. 
И подготовили материалы, которые действительно работают. 

1742234616.png

Александра Платчихина

Методист академии Ukids

1742234789.png

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет 

1745272535.png

Представленные выше описания помогут понять уровень самооценки ребенка. А внимательный подход к его развитию и воспитанию позволит скорректировать ее в нужном направлении.

Что влияет на развитие самооценки ребенка

На ее формирование действуют следующие ключевые факторы:

  • Мнение взрослых людей.

В раннем детстве авторитет родителей чрезвычайно велик, и дети целиком полагаются на их точку зрения. Негативное влияние может оказывать и чрезмерная похвала, и постоянные упреки.

  • Собственный опыт.

По мере взросления у детей накапливается личный жизненный багаж. Они начинают прислушиваться к мнению окружающих, анализировать и корректировать свое поведение.

  • Общение со сверстниками.

В процессе детских игр и взаимодействия с одногодками развиваются важные личностные качества: умение работать в команде, распределять роли, устанавливать контакт с окружающими. Общение способствует формированию адекватной самооценки, снижает эгоцентризм.

Основные сложности в развитии самооценки ребенка

Трудности могут возникнуть, если:

  • Ребенок не ощущает права на собственное психологическое пространство: ему сложно выражать свое мнение, делиться чувствами, устанавливать собственные правила. Он чувствует себя неуспешным и отвергнутым в семье.
  • «Я» ребенка смешивается с «Я» других. Например, у него общие желания с матерью, или он мгновенно испытывает те же эмоции, что и раздраженный отец.
  • Ребенок неправильно оценивает соотношение своих желаний и возможностей.
  • Он не думает о том, что нужно учитывать надежды, чувства и потребности других людей, не развивает навыков здорового общения.
  • У ребенка отсутствуют навыки самообслуживания, соответствующие его возрасту. В результате он чувствует себя абсолютно беспомощным.
  • Отсутствует умение справляться с трудностями. Ребенок не умеет обсуждать волнующие его вопросы, выражать чувства, преодолевать препятствия.
  • В школе он ощущает себя отверженным, обреченным на неудачу.
  • Будучи подростком, он/она испытывает сложности с самореализацией, общением.

6 советов как развить здоровую самооценку ребенка

Основа самооценки человека закладывается в раннем возрасте через взаимодействие с родителями, так как они являются для малыша целым миром. Когда он попадает в общество (идет в детский сад или начинает гулять с другими детьми на игровой площадке), у него уже должно быть заложено чувство, что он хороший человек, и базовое доверие к жизни.

Слушать ребенка

Родителям важно внимательно относиться к тому, что он говорит, чего хочет. Это показывает ему, что его мысли и желания ценны для вас. Ребенок чувствует себя важным, понимая, что его слышат. Подсознательно он усваивает, что его мысли, желания и потребности имеют значение.

Давать ребенку право говорить «нет»

Если малыш не согласен с вами или чем-то не доволен, родителям следует уважительно относиться к его мнению и не настаивать, чтобы он «подстроился». В дальнейшем это поможет ему защищать свои интересы и не уступать более настойчивым людям.

Предоставлять право выбора

В ситуациях, касающихся непосредственно ребенка, важно предоставлять ему альтернативы и интересоваться его мнением. Например, пусть выбирает одежду для прогулки, книгу для чтения перед сном или игрушку для поездки самостоятельно.

Предоставлять право выбора
Источник: freepik / freepik.com

Однако варианты должны соответствовать возрасту ребенка: чем он младше, тем меньше альтернатив ему следует предлагать.

Позволять детям принимать участие в домашних делах

Важно поручать ребенку выполнение бытовых обязанностей, соответствующих его возрасту. Это придаст ему уверенности в своих силах и покажет, что он может заботиться не только о себе, но и о членах семьи.

Хвалить ребенка развернуто

Отзыв должен быть конкретным и давать полезную обратную связь о действиях и поступках малыша, его словах и реакциях.

Учить ребенка принимать свои промахи и ошибки

Малыши могут драматизировать события, которые взрослым кажутся незначительными. Например, ребенок может расстроиться, если воспитатель похвалил рисунок другого воспитанника, а его оставил без внимания.

По мере взросления разница между его и чужими достижениями будет все заметнее. В школе его успехи будут оценивать учителя, затем преподаватели в вузе, потом начнется здоровая конкуренция на работе.

Поэтому с малых лет малышу нужно объяснять, что ошибаться — это нормально, и вместо того чтобы грустить о неудачах, лучше подумать о том, как улучшить результат своей деятельности.

Часто задаваемые вопросы о развитии самооценки ребенка

Развитие здоровой самооценки у ребенка — это долгий и непрерывный процесс, требующий от родителей огромного терпения и понимания.

Как понять, что у малыша с ней проблемы?

Уровень развития самооценки у дошкольников часто меняется и колеблется. Существует множество методик, позволяющих выявить области, требующие корректировки. Эти технологии разработаны на основе вопросов, задаваемых непосредственно ребенку.

Из каких составляющих состоит самооценка малыша?

Основными являются эмоциональная (основанная на восприятии ребенком отношения к нему со стороны взрослых) и интеллектуальная (основанная на рефлексии и сравнении себя с другими детьми) части.

Какие ошибки родителей могут негативным образом повлиять на самооценку ребенка?

  • Унижение малыша и постоянная критика (замечания, оскорбления).
  • Сравнение с другими детьми (подрывает его уверенность в себе).
  • Излишняя опека (лишает возможности проявлять самостоятельность).
  • Завышенные ожидания (у ребенка отсутствует право на ошибки и здоровое психологическое развитие).
  • Игнорирование чувств (невнимание к эмоциям маленького человека).
  • Необоснованное навешивание ярлыков (использование фраз вроде «ты ленивый», «ты не справишься», «ты ничего не умеешь»).
  • Придирки к мелочам (акцентирование внимания на недостатках, игнорирование и обесценивание достоинств).

Поддержка, одобрение, поощрение, честная обратная связь и безусловная любовь — это то, что нужно малышу от ближайших членов его семьи для нормального формирования самовосприятия и психики в целом.

Материалы основаны на следующих источниках:

  • Ишмаметьева Е. В. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте //Начальная школа плюс До и После. — 2004. — №. 6. — С. 17-22.
  • Соколова Е. Т., Чеснова И. Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей //Вопросы психологии. — 1986. — №. 2. — С. 12.
  • Юнгман И. В., Жукова Л. А. Влияние тревожности на формирование самооценки ребенка //Наука и современность. — 2016. — №. 43. — С. 150-154.

Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com

Вам также может понравиться
Цель системы образования и роль родителей в ней
21.04.2025

Цель системы образования и роль родителей в ней

О чем речь? Цель системы образования заключается в развитии ...

Формирование ответственности у детей разных возрастов

Формирование ответственности у детей разных возрастов

Что подразумевает? Формирование ответственности у детей пред...

Невнимательный ребенок: причины, последствия, исправление
21.04.2025

Невнимательный ребенок: причины, последствия, исправление

О чем речь? Невнимательный ребенок выглядит мило в 2-3 года,...

Как развить уверенность у ребенка: основные правила

Как развить уверенность у ребенка: основные правила

В чем сложность? Развить уверенность в себе у ребенка предст...

Тревожность у детей: причины, симптомы и советы родителям

Тревожность у детей: причины, симптомы и советы родителям

О чем речь? Тревожность у детей – повышенное беспокойство и ...

Творческое воображение ребенка: как формируется и чем полезно

Творческое воображение ребенка: как формируется и чем полезно

Что это? Творческое воображение ребенка – способность создав...

Формирование и смена социальных ролей детей

Формирование и смена социальных ролей детей

Как появляются? Социальные роли детей формируются в различны...

Система оценок в школе: для чего нужна и какие бывают
17.04.2025

Система оценок в школе: для чего нужна и какие бывают

О чем речь? Система оценок в школе – совокупность критериев,...

Самооценка у детей и варианты ее развития

Самооценка у детей и варианты ее развития

О чем речь? Самооценка у детей начинает формироваться с само...

Забрать подарок

Забрать подарок

Бесплатный семинар
для родителей
с психологом
Записаться