- Нужно ли показывать мультфильмы детям от 1 до 2 лет?
- Чем заменить мультфильмы?
- Когда всё же можно включить мультфильм
- Мультфильмы и сказки для детей от 2 до 3 лет
- Что выбрать вместо развивающих мультфильмов
- «Пластилинки»
- «Четыре машинки»
- «Синий трактор»
- Полезные мультики для детей от 3 до 5 лет
- Фиксики (4+)
- Смешарики
- Мультфильмы для детей от 5 до 7 лет
- Смешарики
- Пожарный Сэм
- Развлечёба
- Просто о важном. Про Миру и Гошу
- Организация просмотра мультфильмов для детей дома
- Часто задаваемые вопросы
- Можно включать любые развивающие мультфильмы для детей?
- Все ли развивающие мультфильмы для детей безопасны?
- Как организовать грамотный просмотр мультфильмов для детей?
О чем речь? Как бы родители ни старались, в современном мире невозможно оградить детей от гаджетов. Вероятно, вы тоже хотя бы иногда включаете своим детям мультики. В раннем возрасте важно смотреть добрый и познавательный контент, который формирует у ребят правильные моральные качества, эмпатию, уважение к себе и окружающим.
На что обратить внимание? Развивающие мультфильмы для детей — это не только весело, но и полезно. Они повышают интеллект, помогают малышу лучше узнать себя, вызывают любознательность к миру, учат необходимым навыкам, рассказывают о дружбе, и правилах поведения, объясняют простые природные явления, знакомят с современными технологиями и др.
Нужно ли показывать мультфильмы детям от 1 до 2 лет?
Современные специалисты — неврологи, офтальмологи и психологи — не рекомендуют детям до 3 лет смотреть мультфильмы, даже развивающие. В этом возрасте мозг и зрительная система только формируются, и яркие, быстро меняющиеся кадры могут перегружать нервную систему.
Однако в реальной жизни полностью исключить экран бывает сложно — особенно если в семье есть старшие дети. Поэтому, если уж без этого не обойтись, контролируйте время:
- около 1 года — не более 5–10 минут в день,
- после 1,5 лет — максимум 10–20 минут в день.
Чем заменить мультфильмы?
Если вам нужно на 10–15 минут занять малыша, попробуйте другие безопасные и полезные способы:
- Дайте ребёнку восковые мелки или карандаши, чтобы рисовать на кафеле в ванной — это увлекательно, легко смывается, и вы сможете спокойно перевести дух.
- Используйте простые игрушки или сенсорные активности: пересыпание круп, пирамидки, кубики, мягкие книги.
- Если хочется «фонового» контента, выберите аудиосказку или песенку, а не видео.
Когда всё же можно включить мультфильм
Иногда бывают ситуации, когда без мультика не обойтись — например, в дороге. В таком случае:
- Выбирайте короткие простые сказки — «Репка», «Колобок», «Теремок».
- Следите, чтобы цвета были мягкими, речь — спокойной и размеренной, а кадры — менялись медленно.
- Лучше, если это будет спокойная история без избыточной стимуляции, а не яркий «развивающий» мультфильм.
Мультфильмы и сказки для детей от 2 до 3 лет
В возрасте 2–3 лет ребенок уже многое понимает, у него активно растет словарный запас, формируются эмоции и воображение. Однако основой развития всё ещё должны оставаться сказки, а не развивающие мультфильмы.
Не нужно переживать, что малыш «чего-то не успеет» или «отстанет» — наоборот, спокойные сюжеты и простые истории помогают развивать речь, эмоциональный интеллект и фантазию, а также благотворно влияют на нервную систему.
Что выбрать вместо развивающих мультфильмов
Если хочется включить что-то на экране — пусть это будет добрая сказка или спокойный мультфильм:
- Советский «Винни-Пух» или «Крошка Енот» — отличное начало. В них размеренный темп, мягкие цвета, добрый юмор и понятные эмоции.
- Короткие аудиосказки или чтение вслух тоже замечательно работают: малыш тренирует внимание и воображение.
Если вы всё же выбираете мультфильм, отдавайте предпочтение медленным и визуально спокойным историям, где нет быстрой смены кадров и ярких вспышек.
«Пластилинки»
Добрые мультфильмы с героями, вылепленными из пластилина. Серии разбиты по темам — «Зверушки», «Растения», «Циферки» и др.
Каждая история короткая, спокойная и помогает малышу рассматривать формы, цвета и эмоции героев. Персонажи ведут себя по-разному, что стимулирует развитие эмпатии и понимания чувств других.
Если ребенку понравятся герои, предложите вместе полепить из пластилина — это замечательно развивает мелкую моторику и фантазию.
Минус — иногда герои могут действовать чуть сложнее, чем понимает малыш, поэтому полезно мягко комментировать происходящее.
«Четыре машинки»
Мультфильмы о четырех разноцветных машинках, которые учат цвета, формы и счет. Темы подаются наглядно и подробно — каждой посвящена отдельная серия.
Однако этот контент уже ближе к обучающему и лучше подходит детям от 3 лет, когда внимание становится более устойчивым. Для двухлетки серии могут быть избыточно информативными.
«Синий трактор»
Любимый многими мультфильм с песнями и повторяющимися сюжетами. Но стоит быть аккуратными: яркие цвета и быстрая смена кадров перегружают нервную систему маленького ребенка.
Если начать знакомство с мультфильмами с «Синего трактора», малышу потом может быть сложно воспринимать спокойный, вдумчивый контент — он покажется «скучным». Поэтому лучше оставить этот мультик на потом, когда ребенку исполнится 3–4 года.
Полезные мультики для детей от 3 до 5 лет
С 3 лет дети начинают более тонко чувствовать мир, выстраивать отношения с окружающими людьми. У них повышается любознательность и начинается этап “почемучек”. Развивающие мультфильмы для детей помогут в интересной и простой форме расширить кругозор ребят.
Фиксики (4+)
Развивающие мультфильмы для детей, которые в каждой серии знакомят ребят с интересными особенностями современной техники. Дети узнают, как пользоваться приборами, без которых в современном мире не обойтись и узнают много других полезных вещей.
Этот мультфильм для детей более старшего возраста тоже будет интересным и познавательным.
Минус полезного мультика для детей — учит утаивать возникающие проблемы от родителей. Вам важно проговаривать с ребёнком, что маленькие дети не должны самостоятельно чинить приборы и в целом нельзя утаивать какие-либо проблемы от родителей.

Смешарики
Развивающие мультфильмы для детей представлены не в классическом формате «Смешариков», а в виде трёх отдельных сборников:
- Смешарики. Азбука безопасности (про правила дорожного движения)
- Смешарики. Азбука здоровья (про спорт и важность заботы о себе)
- Смешарики. Азбука доброжелательности (про этикет и эмоции)
Любимые герои учат важным правилам и помогают детям оставаться в безопасности на улице, заботиться о себе, выстраивать хорошие отношения с друзьями и окружающими людьми.

Развивающие мультфильмы для детей про мир, где всё сделано из бумаги. Главные герои сталкиваются с разными сложными ситуациями и разгадывают детективные загадки.
Во время мультика ребёнок не только наблюдает за приключениями персонажей, но и учится делать поделки из бумаги, ножниц и клея. Это хорошо развивает мелкую моторику и воображение.

Мультфильмы для детей от 5 до 7 лет
В этот период дети активно готовятся к школе и знакомятся с важными социальными навыками. Развивающие мультфильмы для детей уже должны иметь продуманный сюжет и через игру учить базовым вещам: счёту, чтению, правилам поведения в обществе, стремлению исследовать мир вокруг. Также важно, чтобы они развивали логику и эмоциональную сферу.
Смешарики
Развивающие мультфильмы для детей, которые являются ответвлениями от классических «Смешариков»:
- Смешарики. Пин-код (про научные достижения)
- Смешарики. Финансовая грамотность (про бюджет и финансы)
Любимые герои разбираются в более сложных темах: научных исследованиях и экспериментах, ставят опыты и изобретают новые технологии, узнают, кто придумал деньги, зачем они нужны, и как правильно ими пользоваться.
У ребёнка формируется ответственность, появляется тяга учиться и экспериментировать.
Пожарный Сэм
Развивающий мультфильм для детей, где в каждом эпизоде главный герой Сэм вместе с друзьями устраняет пожары, спасает людей и рассказывает о важных аспектах своей работы.
Ребёнок узнаёт про технику безопасности, как избежать случайных возгораний и несчастных случаев.
Минус для детей — действия происходят не в нашей стране, поэтому некоторые детали могут отличаться (например, форма пожарных). Поэтому вам нужно пояснять некоторые моменты.

Развивающие мультфильмы для детей этого возраста отличаются более сложным визуальным рядом, захватывающим сюжетом и учебным уклоном.
Мультики должны пробуждать у ребёнка интерес к школьным дисциплинам и помогать легче их усваивать, развивать критическое мышление, логику и эмоциональную сферу.
Развлечёба
Развивающие мультфильмы для детей, затягивающие школьника в удивительный мир знаний. Рыжий кот Кубокот на мини-уроках разбирает разные школьные предметы, тренирует внимательность и память, устраивает викторины для проверки знаний.
Каждая серия мультика посвящена отдельному предмету, поэтому ребёнок точно не запутается, глубоко изучит тему и сможет применить полученную информацию в школе.
Просто о важном. Про Миру и Гошу
Развивающие мультфильмы для детей про обычную семью. Брат с сестрой Гоша и Мира попадают в разные затруднительные ситуации, но решают их через разговоры с родителями.
В мультфильме затрагиваются важные жизненные темы: ссора с другом, кого-то без причины обижают, почему обман хуже ошибки и др.
Полезный мультик для детей создавался при участии психологов и показывает, как важно выстраивать доверительные отношения с ребёнком и проговаривать с ним значимые вопросы, даже если это сложно.
Организация просмотра мультфильмов для детей дома
Сегодня развивающие мультфильмы для детей представлены в большом многообразии, поэтому выбрать увлекательный мультик для девочки или интересный мультик для мальчика — задача не из простых. Но выше мы подсказали вам решение этой проблемы.
Однако также важно учитывать и ряд дополнительных моментов, чтобы точно не навредить ребёнку.
Советы безопасного просмотра мультфильмов для детей:
- Ребёнок должен быть сыт — намного проще сначала накормить его в спокойной атмосфере без отвлекающих факторов, а затем включить полезный мультик для детей. Иначе вам будет тяжело перевести внимание малыша с яркого экран на тарелку. А кушать под мультфильмы не рекомендуется, так пища усваивается хуже.
- Посадите ребёнка на расстоянии 2-3 метров от экрана — если малыш будет ходить туда-сюда, то непременно подойдёт слишком близко. В перспективе это приведёт к ухудшению зрения.
- Ограничивайте время просмотра мультфильмов для детей — не более 15 минут в день для малышей до 3 лет, не более 30 минут для дошкольников и не более 50 минут для младших школьников. Длительный просмотр мультиков перегружает нервную систему, вызывая: истерики, капризы, проблемы с аппетитом и сном.
- Обратите внимание на качество мультика — развивающие мультфильмы для детей должны быть комфортными для глаз и ушей, а все их персонажи — реалистичными (чем младше ребёнок, тем более натуральными должны быть герои).
- Не используйте мультфильмы для детей, как способ отвлечь малыша и заняться своими делами — важно быть рядом, общаться и пояснять, происходящее на экране. Это не только поможет ребёнку усвоить сюжет мультика, но и будет развивать его речь.
В жизни родителей случаются разные ситуации, или сам малыш может иметь непростой характер. Поэтому иногда намного проще включить развивающие мультфильмы для детей, чтобы на пару часов занять непоседу. Однако постарайтесь не злоупотреблять этим. Помните, что ответственность за здоровье вашего ребёнка лежит на вас.
Часто задаваемые вопросы
Можно включать любые развивающие мультфильмы для детей?
Нет. Важно, чтобы полезные мультики для детей походили возрасту и полноценно развивали. Слишком сложный или, наоборот, слишком простой сюжет приведёт к потере интереса у ребёнка.
Все ли развивающие мультфильмы для детей безопасны?
Нет, не все. Есть мультики, которые негативно влияют на нервную систему и психику. После них детская нервная система перевозбуждается: ребенок становится гиперактивным или плаксивым, появляются проблемы со сном или аппетитом. В нашей статье мы подобрали безопасные варианты
Как организовать грамотный просмотр мультфильмов для детей?
Не включайте мультики на планшете или телефоне — это портит зрение. Посадите ребенка перед компьютером или телевизором на расстоянии 2-3 метров. Во время просмотра малыш не должен бегать, подходить к экрану или есть. Следите за временем: не больше 30 минут в день. Если уже есть проблемы со зрением — не больше 15 минут.
Материал основан на следующих источниках:
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Педагогика, 2018. — 192 с.
Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Академия, 2019. — 352 с.
Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М.: Питер, 2020. — 464 с.
Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com

