Заказать звонок

Самостоятельные решения ребенка: зачем нужны и как научить принимать

22.04.2025
1000
Время чтения: 12 минут
Обновлено: 22.04.2025
Сохранить статью:
Самостоятельные решения ребенка: зачем нужны и как научить принимать

О чем речь? Решения ребенка необходимы для развития уверенности в себе, ответственности и умения достигать поставленных целей. В процессе взросления дети сами будут проявлять самостоятельность, но задача взрослых – направить ее в нужное русло.

На что обратить внимание? Родители должны позволить ребенку принимать решения и в безопасной атмосфере сталкиваться с возможными последствиями своих действий. Также необходимо давать маленькому человеку совершать ошибки и не торопиться «причинять добро».

Признаки и этапы развития самостоятельности у ребенка

Чтобы определить, кто же такой самостоятельный ребенок, можно посмотреть на критерии и признаки этого состояния:

  • ребенок проявляет инициативу;
  • находит творческий подход к разнообразным деятельностным задачам;
  • ответственен за достижение поставленных целей;
  • начинает проявлять настойчивость;
  • может контролировать и оценивать собственные действия.

Прежде чем читать следующую информацию, обратите внимание, что это не жесткие правила, и возраст указан приблизительный. Ваш подход и отношение к сыну или дочери должны быть индивидуальными. Опираясь на это, вы сможете сделать обоснованное предположение о том, как действовать в той или иной ситуации.

  • К 1 году малыш уже может выполнять самостоятельные действия, такие как сидеть, брать игрушку и так далее.
  • От 2 до 3 лет – развивается инициатива, но одновременно с этим ребенок начинает подражать взрослым. В это время необходимо дать ему возможность испытать чувство удовлетворения от его собственных действий. Данный период называется кризисом трех лет. В этом возрасте появляется популярная фраза «Я сам». Главное, стараться поощрять самостоятельность малыша, конечно же, не забывая о безопасности.
  • 3–4 года – маленький человек осознает свою значимость при выполнении действий, которые выполняет сам.
  • 4–5 лет. Самостоятельные действия – это те, которые ребенок выполняет автоматически и все задачи решает привычным для него способом.
  • 5–6 лет. Характер самостоятельности становится устойчивым. Появляется творческое самовыражение и снова возрастает инициативность.
  • 6–10 лет. Основные виды деятельности: учебная и игровая. Учебная деятельность – необходимость мышления, поиск путей решения для новых ситуаций, определение задач и нахождение подходов к их решению. Игровая деятельность – практика в сюжетно-ролевых играх, умение вживаться в роль, принятие самостоятельных решений в соответствии с правилами, умение контролировать не только игру, но и свое поведение.
  • 10–12 лет. Начало подросткового возраста. Ребенок сопротивляется заботе и нежности родителей, становится непослушным и активно отделяется от них. В это время подростку необходимо внимание, участие и обсуждение со старшими начала взросления.
  • 12–14 лет. Период активной борьбы за независимость, стремление проводить время отдельно, уединение в комнате. В этот период ребенок ничего не рассказывает о своей жизни, кратко отвечает на вопросы, часто спрашивает о своих правах, может не контролировать слова. В ходе обсуждений важно найти баланс между правами и обязанностями, также родителям нужно научиться не брать на свой счёт эмоциональные реакции подростка, отделять свои переживания от чувств ребенка, использовать «Я-сообщение».
  • 14–16 лет. Пик независимости, сверстники и другие взрослые становятся примером. Юный человек предпочитает прислушиваться к своему мнению либо к мнению авторитетного для него взрослого. Слова родителей в этом возрасте не имеют для него ценности. К сожалению, думает, что именно с ним ничего не произойдет. Главное в этом периоде – учитывать мнение подростка (иначе он не будет считаться с вашим), оказывать ему поддержку и не навязывать свое видение ситуации. Говорите с позиции «Я», о своих чувствах, а не о том, как он плохо поступает. Бессмысленно запрещать общаться с друзьями, которые вам не нравятся, это будет стимулировать сопротивление и отдаление ребенка.
  • 16–18 лет. Выход из подросткового кризиса, «возвращение в себя». Молодой человек прислушивается к родителям, просит их о помощи, перенимает от них то, что они считают важным, а также их черты и качества.

Как научить ребенка принимать самостоятельные решения

Научить ребенка принимать самостоятельные решения можно по схеме А. Бикеевой.

  • Объясните, что значит жить с принятым решением

Самое главное – дать понять ребенку, что, приняв решение, он должен жить с ним какое-то время. Можно рассказать пример из своей жизни, чтобы поразмыслить об этом. Например: «Пару лет назад мы решили переехать в большую квартиру, хоть она и в пригороде. Сейчас, когда мы это сделали, мы живем дальше».

  • Учите пониманию, что любое принятое решение будет иметь последствия

Часто одно намерение может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. На примерах их собственной жизни оцените решения, которые вы когда-то принимали, с разных сторон. Сделайте это вместе с ребенком, не боясь быть самокритичным.

Прием заявок 

до: 05.05

Прием заявок 

до: 05.05

Исправить негативные последствия сделанных выводов не так-то просто. Дети не могут предсказать результаты своих действий, они живут только сегодняшним днем. Обсудите вместе всевозможные варианты: «Если ты так поступишь, то это приведет к…» Узнайте у него, какое решение он хотел бы принять. Какие могут быть для него последствия из-за этого? На эти вопросы могут ответить дети в возрасте 6–7 лет.

  • Объясните, кто несет ответственность за принятое решение

Ребенок должен понимать, что она лежит на том, кто это сделал. «Если ты сам принял какое-либо решение, то ты за него и будешь отвечать».

  • Обсудите сегодняшние намерения

Также можно вместе с ним провести анализ собственных выводов.

  • Репетиция будущих решений

Заранее подумайте о тех решениях, которые ребенок будет принимать в ближайшее время. Поговорите с ним о возможных последствиях. Однако нельзя заставлять ребенка 6–7 лет думать о том, как он будет учиться в школе, если он еще даже не умеет самостоятельно одеваться. А через какое-то время оцените, правильным ли было это мнение.

Как научить ребенка принимать самостоятельные решения
Источник: EyeEm/ freepik.com
  • На постоянной основе тренируйтесь с ребенком в принятии решений

Ребенок не умеет тренировать сам себя. Задача родителей – создавать ситуации, в которых он должен принимать самостоятельные решения. Пока мы все делаем за наших детей и отвечаем за последствия, они остаются социально незрелыми вне зависимости от своего биологического возраста.

  • Всегда давайте детям делать маленький выбор, а не большой

Дети еще не в силах принимать самостоятельные решения, которые будут судьбоносными, а если как можно чаще предлагать им делать выбор в чем-то малом, то можно развить у них способность выбирать вообще.

Например, не позволяйте ребенку определять, в какой школе он хочет учиться. Данный вопрос можно обсудить вместе с родителями, но за такое ответственное решение должны отвечать только взрослые.

Неуместны и такие вопросы, как «Как ты хочешь провести это лето?» Маленький человек, может, и сам не знает, как он хочет его провести. Именно родители должны предложить ему что-нибудь интересное и полезное и дать возможность выбрать.

Разумным решением было бы предоставлять ребенку право выбора в малом, на постоянной основе. Это будет отличной тренировкой для растущего человека, позволяющая ему самостоятельно принимать важные решения.

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям. 

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день. 
И подготовили материалы, которые действительно работают. 

1742234616.png

Александра Платчихина

Методист академии Ukids

1742234789.png

Уже скачали 527 человек

Анализируя деятельность вместе со взрослым, а затем самостоятельно, ребенок постепенно придет к пониманию того, что достижение желаемого результата будет зависеть и от него самого. Это является основой для принятия ответственности за итоги своей деятельности, а затем за свою жизнь и за жизнь других людей.

Упражнения для развития самостоятельных решений ребенка

Не весь опыт приходит к ребенку из реальной жизни. Игровая деятельность, а также чтение художественной литературы и просмотр фильмов – основные источники опыта для детей любого возраста.

  1. Чтение и обсуждение книг

С самого раннего возраста опыт героев книг очень важен для развития малыша, так как это позволяет ему сопереживать персонажам произведений и ставить себя на их место. Просто прочитать книгу недостаточно, важно уделить время обсуждению прочитанного: что случилось если бы; почему это случилось; как бы ты повел себя на месте персонажа и так далее. Существует бесчисленное множество форматов, но самое главное, чтобы ребенок был действительно вовлечен в чтение.

  1. Ролевые игры

Фантазия и ролевые игры – важнейшие компоненты для гармоничного развития маленького человека. Изображать супергероев, которые спасают мир, представлять себя врачом или продавцом – все эти занятия позволяют детям ставить себя на место других людей. Воображаемые роли развивают способность понимать других, анализировать ситуации и принимать самостоятельные решения в зависимости от характера игры.

  1. Настольные игры

Настольные игры – еще она прекрасная возможность проверить решения и их последствия. Игры в кругу семьи укрепляют родственные связи, приучают детей к необходимости соблюдать правила, способствуют развитию памяти, внимания и мышления, а также учат анализировать ход игры и выбирать наилучший исход.

  1. Самостоятельные игры со сверстниками

От первой игры в песочнице до командных спортивных игр – самостоятельные игры со сверстниками являются отличным источником социального опыта, особенно если родители придерживаются политики «не вмешиваться».

Во время игр дети знакомятся с правилами и последствиями их нарушений, учатся выстраивать стратегию и использовать союзников, ищут способы для предсказывания поведения соперников и получают свой первый опыт в разрешении конфликтов.

Ошибки родителей, мешающие развитию самостоятельности детей

В основном самостоятельность у детей тормозят сами родители. Семь наиболее популярных фраз, которые мешают развитию ребенка:

«Давай я лучше сделаю сама»

Родители очень часто делают то, что могут сделать их дети. Желание проявить заботу и выполнить все лучше и быстрее вполне понятно.

Но это эффективно только здесь и сейчас. В будущем ребенок не сможет самостоятельно навести порядок в своей комнате, разогреть себе еду или выбрать свой жизненный путь, потому что «мама все равно может сделать это лучше, чем я».

Чтобы этого избежать, необходимо, по возможности, позволять ребенку выполнять посильные дела в собственном темпе.

«Молодец, но я немного поправлю»

После этой фразы родители все переделывают за ребенка (например, перемывают посуду, перезаправляют постель и так далее). Этим они обесценивают детский труд и снижают его оценку. И в следующий раз сын или дочь будет менее охотно это делать или не станет делать совсем.

Вместо этого лучше отмечать свою гордость за труд и старания ребенка, что родители видят, как он учится и с каждым разом у него получается все лучше.

«Давай помогу»

Ребенок не просит вас о помощи, но вы уже стоите за его спиной, готовые помочь. Просить о помощи – это еще один навык, которому нужно научиться.

Опережая просьбу, вы только делаете хуже и приучаете малыша к тому, что весь мир должен ему помогать. Но в жизни далеко не все так радужно. Никто не станет читать его мысли и приходить на помощь просто так.

Ошибки родителей, мешающие развитию самостоятельности детей
Источник: freepik/ freepik.com

Лучше сказать ребенку, что родители рядом, если ему понадобится помощь, чтобы ребенок чувствовал право ее запросить. Можно отражать состояние ребенка и интересоваться процессом: «как дела? какие у тебя впечатления от выполнения этого дела?»

«Какой у тебя беспорядок, я сейчас приберусь»

Не нужно вторгаться в личное пространство ребенка и наводить порядок в его личных вещах. С самого раннего возраста, когда дети начинают понимать такие просьбы, как «дай», «положи», «отнеси» и другие, учите их собирать свои игрушки в коробку и понемногу отпускайте ситуацию.

Для подростка лучшее, что вы можете сделать – помочь ему выбрать подходящую систему хранения вещей и договориться о порядке. С этого момента его территория становится зоной его ответственности.

«Ты опять пролил воду! Не трогай, если не умеешь!»

Не ругайте ребенка за то, что он пытается что-то сделать самостоятельно. Похвалите его за проявленную инициативу, пожалейте за неудачу, скажите, что у него все получится, и научите, как это сделать правильно.

«Ты должен это сделать, потому что я так сказала»

При таких тоталитарных отношениях дети вырастают послушными и безропотными, но в то же время абсолютно несамостоятельными.

Лучше искренне попросить о помощи. Здесь же можно отмечать важность и значимость этой помощи, подчеркивать экспертность ребенка: «Дорогой, боюсь, без тебя не справлюсь» – главное, не лукавить

«Ой, ты забыл сделать реферат на завтра, ложись спать, я все сделаю»

Данная ситуация может появиться только в том случае, если у вас ребенок полностью самостоятелен, но сегодня у него что-то пошло не так, и делая за него реферат, вы хотите ему помочь. Но если такое случается очень часто, то вы оказываете ему медвежью услугу, не показывая, к чему могут привести его действия или бездействие.

Каждый раз, когда вы решаете что-то предпринять за сына или дочь, ответьте на несколько вопросов: попросил ли он меня об этом? является ли это желанием облегчить мою жизнь? он слишком маленький, чтобы сделать это самостоятельно? что я хочу от этого получить? И только после всего принимайте решение.

Часто задаваемые вопросы о самостоятельных решениях ребенка

Как нужно относиться к ошибкам?

Ошибки – это нормально. Ошибки учат людей жить в этом мире. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Важно отражать чувства ребенка и напоминать, что вы его любите с любыми результатами деятельности.

Ошибки не делают людей хорошими или плохими, а лишь подсказывают, где мы пока в чем-то не разобрались, и где можно приложить усилия. И когда возможные интенсивные эмоциональные реакции пройдут можно предложить вместе подумать, как эти ошибки исправить, предотвратить в следующий раз.

С какого возраста необходимо воспитывать самостоятельность?

Важно давать ребенку проявлять себя самостоятельно посильно возрасту. Ребенок дошкольного возраста уже может выбирать цвет одежды, прибрать свои игрушки или протереть раковину. На первых порах родители должны руководить выполнением этих заданий, а потом – только напоминать.

Часто задаваемые вопросы о самостоятельных решениях ребенка
Источник: pvproductions/ freepik.com

В младшем школьном возрасте ребенок может сам собирать рюкзак. В любом случае, детям нужна помощь в самоорганизации, но важно, чтобы это была именно помощь, а не лишение какой-либо ответственности. Например, составить чек-лист проверки рюкзака, научить пользоваться будильниками как напоминания, составить распорядок дня и так далее.

Для чего нужна самостоятельность?

Школьники, которые не умеют принимать самостоятельные решения, зависят от сверстников и взрослых. Они становятся неуверенными в себе и отказываются получать новые знания, так как считают, что их накажут, если они совершат ошибку. Такие дети считают, что у них все равно не получится или они обязательно опозорятся и окажутся плохими.

Поэтому важно помогать детям учиться принимать самостоятельные решения. Для этого детям необходимо давать возможность сделать выбор самим. Только тогда, а позже и во взрослом возрасте они смогут отстаивать свою позицию, быть уверенными в собственных силах, не перекладывая ответственность на других людей и смогут самостоятельно строить жизнь, какую захотят.

Источник изображения на шапке: freepik/ freepik.com

Материалы основаны на следующих источниках:

  • Быкова А. Самостоятельный ребенок, или Как стать «ленивой мамой». – Litres, 2016.
  • Годфри Д. Как научить ребенка обращаться с деньгами //М.: Добрая книга. – 2006.
  • Крылова Н. Б. Индивидуализация ребёнка в образовании: проблемы и решения //Школьные технологии. – 2008. – №. 2. – С. 34-41.
Вам также может понравиться
Как понять, чего ты хочешь, и откуда берется неуверенность в собственных желаниях

Как понять, чего ты хочешь, и откуда берется неуверенность в собственных желаниях

Как понять, чего ты хочешь? В первую очередь важно прислушат...

Инициатива детей: почему важна и как поддержать

Инициатива детей: почему важна и как поддержать

О чем речь? Инициатива у детей начинает проявляться в возрас...

Дефицит общения: как наладить продуктивную коммуникацию с детьми
13.05.2025

Дефицит общения: как наладить продуктивную коммуникацию с детьми

О чем речь? Дефицит общения – недостаточная по количеству и ...

Волнение у детей: причины, признаки, советы родителям

Волнение у детей: причины, признаки, советы родителям

Почему возникает? Волнение у детей – естественная реакция на...

Адаптация первоклассников в школе: первые шаги во взрослую жизнь
12.05.2025

Адаптация первоклассников в школе: первые шаги во взрослую жизнь

О чем речь? Адаптация первоклассников в школе – непростой, н...

Художественно-эстетическое развитие детей: как и зачем приобщать их к прекрасному

Художественно-эстетическое развитие детей: как и зачем приобщать их к прекрасному

Почему это важно? Художественно-эстетическое развитие детей ...

Школьная дезадаптация детей: причины, проявления, коррекция
12.05.2025

Школьная дезадаптация детей: причины, проявления, коррекция

Что такое? Школьная дезадаптация детей — неспособность ребен...

Формирование функциональной грамотности в школе: задачи, инструменты, этапы
12.05.2025

Формирование функциональной грамотности в школе: задачи, инструменты, этапы

О чем речь? Формирование функциональной грамотности в школе ...

Финансовая грамотность для детей: как развить и почему это важно

Финансовая грамотность для детей: как развить и почему это важно

О чем речь? Финансовая грамотность для детей преподается в ш...

Забрать подарок

Забрать подарок

Бесплатный семинар
для родителей
с психологом
Записаться