- Суть семейных отношений
- Принципы взаимоотношений между членами семьи
- Модели взаимоотношений между членами семьи
- Авторитарный стиль семейного воспитания
- Либерально-попустительский стиль семейного воспитания
- Гиперопекающий стиль воспитания
- Отчужденный стиль семейного воспитания
- Хаотический стиль семейного воспитания
- Демократический стиль семейного воспитания
- Проблемы взаимоотношений между членами семьи
- Недостаток внимания
- Чрезмерная опека родителей
- Проблемы с подростками в период переходного возраста
- Решение проблем между детьми в семье
- Родители должны быть в хороших отношениях между собой
- Подключайте эмоциональный интеллект на каждом этапе воспитания ребенка
- Помогите детям налаживать комфортные и приятные взаимоотношения друг с другом
- В конфликтах, возникающих между детьми, не отдавайте кому-то предпочтение
- Здоровые отношения в семье всегда отражаются на детях
- Игры на сближение членов семьи
- «Совместная история»
- «История предмета»
- «Совместный рисунок»
- «Сходства и отличия»
- «Ручки»
- Часто задаваемые вопросы о взаимоотношениях между членами семьи
- Можно ли наладить отношения с ребенком, если он не хочет слышать просьбы?
- Если мама кричит на детей вечерами, к каким последствиям это приведет?
- Как взаимоотношения между членами семьи влияют на то, каким ребенок вырастет?
- Материалы основаны на следующих источниках:
О чем речь? Взаимоотношения между членами семьи являются фундаментом брака и детско-родительских отношений. От их качества зависят физическое и психологическое здоровье детей, их настоящее и будущее.
На что обратить внимание? Отношения внутри семьи не бывают без конфликтов. Важно бережно вести себя в таких ситуациях и взрослым, и детям. На родителей также накладывается обязательство по регулированию отношений между братьями и сестрами.
Суть семейных отношений
Наши предки во времена собирательства чтили женщин. Эта форма общества называлась матриархатом, она была связана с выживанием рода, потому что девушки отвечали за поддержание семейного очага, вместе с мужчинами добывали еду и содержали дом. Когда было изобретено оружие, то главенствовать стал патриархат. Мужчина занял первое место в семье, потому что он охотился, защищал жилище от нападения хищников и врагов.

Сегодня до сих пор актуальны разговоры о матриархате и патриархате. Однако современные отношения изменились, все чаще в обществе говорят о равноправии. Роли в семье стали распределяться поровну, муж и жена совместно принимают решения, убираются, готовят, заботятся о детях. Взаимоотношения между членами семьи тоже строятся на принципе равноправия.
Сам жизненный путь семьи принято делить на несколько этапов.
- Создание семьи. Люди начинают жить вместе, они строят одно будущее на двоих. Для них главное на этом этапе — узнать друг друга получше, научиться справляться с конфликтами, находить общие решения и искать единые цели.
- Рождение детей. Партнеры заводят потомство, что создает родительскую ответственность. Теперь в паре оба отвечают за то, чтобы дети росли в нормальной среде, взрослым приходится делить обязанности и находить время после работы на воспитание малышей и занятие домашними делами.
- Семья с подростками. Непростой период, который нужно проходить вместе. Дети конфликтуют и пытаются сепарироваться от родителей, поэтому последним важно отпустить контроль и дать подросткам возможность сделать осознанный выбор.
- Этап «опустевшего гнезда». Дети вырастают и уезжают из семейного дома. Теперь родители могут посвятить время себе, заняться тем, о чем давно мечтали, но не находили времени и ресурса.
- Старость. В этот период жизнь как будто бы замедляется, важно сохранить доверительные отношения в паре, поддерживать друг друга, принимать помощь от родных и близких, заниматься внуками и больше отдыхать.
Под семьей понимают не просто людей, которые живут в одном пространстве. Это целая система в социуме, имеющая определенные ценности, традиции и собственные установки. Семейный сценарий строится на том, какие отношения были в роду, как предыдущие поколения передавали опыт воспитания.
Психологи предлагают пройти упражнение «Невидимые нити». Всех членов семьи просят встать в круг, вокруг талии участников завязывают нить. Если кто-то двигается вперед, всем приходится делать шаг. В реальной семье происходит то же самое. Если у кого-то проблемы, то все домочадцы ощущают стресс и переживают.
Прием заявок
до: 14.04
Выделяют подсистемы родственных связей. По ним можно понять, какие бывают взаимоотношения между членами семьи.
- Супружеская связь. Это отношения исключительно между женой и мужем. Управление семейным бюджетом, распределение домашних обязанностей, воспитание детей. Если решения принимаются вместе, то ячейка общества стабильная и надежная.
- Родительская. Это отношения между взрослыми и их детьми. Здесь важны забота, внимание, поддержка на любом из этапов. Сначала родители заботятся о чадах, а потом — наоборот.
В каждой подсистеме есть свои взаимосвязи, которые лучше не разрушать, иначе это окажет влияние на всех родственников. Гармония и баланс — основа для любой ячейки общества.
Принципы взаимоотношений между членами семьи
В основе системы ценностей лежит обучение. Если выбрать определенный набор принципов, то можно эффективно организовать воспитательный процесс. Таким образом, можно выделить некоторые аспекты взаимоотношения между членами семьи.
- Принцип целенаправленности. Родители, перед тем как заняться воспитанием ребенка, выстраивают определенный план, в котором прописано, какую цель они преследуют. Важно, чтобы данный процесс был построен на семейных ценностях, доброте и честности.
- Принцип научности. Сегодня существует масса научно-популярной литературы о воспитании детей. Стоит быть избирательным при выборе нужного метода. Важно отметать лженаучные течения, непроверенные факты и разные теории, которые не имеют доказательств. Ребенка тоже следует приучать к тому, что окружающий мир требует познания. Изучая педагогику, родителям нужно рассматривать все стадии взросления чада.
- Принцип уважения к личности ребенка. На определенной стадии родители думают, что их отпрыск находится в полной от них зависимости. Однако с малых лет у малыша формируется характер, появляются вкусы и предпочтения. Не стоит искусственно навязывать детям убеждения, которые кажутся им непривычными. Воспитывать нужно на своем примере, а не с помощью подавления.
- Принцип гуманности. У ребенка есть права и свободы, которые гарантированы ему государством. Поэтому следует уважать маленького человека как личность, не нарушать базовый принцип равноправия.
- Принцип последовательности. Воспитание — процесс, который требует постоянного участия обоих родителей.
- Принцип систематичности. Еще один важный аспект, который требует соблюдения разных методов воспитания, но последовательно.
- Принцип согласованности. Обучать современного ребенка непросто. Сегодня кроме родителей этим занимаются воспитатели, учителя, репетиторы, менторы, педагоги в различных секциях и кружках. Пример взаимоотношения между членами семьипри этом должен быть решающим.
Модели взаимоотношений между членами семьи
Семейные модели взаимодействия могут варьироваться в зависимости от культурных, социальных и индивидуальных особенностей, создавая уникальную динамику внутри каждой семьи.
Понимание типов взаимоотношений помогает выявить как сильные стороны семейных связей, так и потенциальные зоны для улучшения.
Авторитарный стиль семейного воспитания
Он основан на подчинении ребенка родителям. Его действиями регулярно руководят, он отчитывается о проделанной работе и получает обратную связь. Зачастую воспитательный процесс связан с наказанием, малыша могут бить, осуждать, запрещать ему какие-то действия.
Поэтому дети вырастают лишенными родительской любви и заботы. Они с годами сами ожесточаются и передают полученный опыт уже своим детям.

Ребенок вырастает послушным, на первый взгляд кажется, что цель воспитания выполнена. Но на самом деле такие дети обычно становятся невротиками, им трудно контролировать свою жизнь, они страдают от нереализованности и подавленности истинных чувств и эмоций.
Иногда под воздействием авторитарного родителя человек становится конфликтным, жестоким и даже агрессивным. Адаптация в обществе идет тяжело, поэтому ребенку требуется приложить много усилий, чтобы помочь себе формировать здоровые паттерны поведения.
Либерально-попустительский стиль семейного воспитания
Метод называют гипоопекой. Он подразумевает общение с ребенком на равных. До определенного возраста ему разрешают делать все, что он захочет. На любые крики, просьбы родители реагируют спокойно, не помогает включаться в нормы и правила общества.
Поэтому ребенок не видит границ и не знает, как правильно взаимодействовать со взрослыми в обществе. Из таких детей обычно вырастают эгоистичные и конфликтные персоны, для которых свои границы важней, чем правила в обществе.
При этом они мало, что умеют, пытаясь перекинуть ответственность на других людей. Выстроить грамотные взаимоотношения между членами семьи им становится трудно.
Гиперопекающий стиль воспитания
Этот способ воспитания связан с постоянным надзором. Ребенка лишают самостоятельности, делая его физически, ментально и психологически зависимым от взрослых. Обычно такое происходит в семье, где есть только один родитель либо если в воспитании принимают участие бабушки и дедушки: они чаще склонны к гиперопеке.
За ребенком все время присматривают, не оставляя ни на минуту, постоянно опекают, решают за него, что есть, как одеваться, куда ходить. Во взрослой жизни такой человек становится потерянным, он плохо социализирован, поэтому не знает, как себя правильно вести. Зачастую бывает невротиком или тревожной личностью без представлений о себе и собственной жизни.
Отчужденный стиль семейного воспитания
Стиль предусматривает воспитание, которое строится на индифферентном отношении к ребенку. Родители заняты собой и карьерой, базовые потребности отпрыска не закрываются или ими занимается посторонний человек.
Развитием, взглядами ребенка никто не интересуется, он растет в изоляции, подвержен страхам и сомнениям. Такие дети вырастают очень пугливыми, закрытыми, зачастую агрессивными, так как не имеют представлений о любви и заботе. Им может помочь только общество, когда попадется наставник, который проявит участие и поможет человеку социализироваться.
Хаотический стиль семейного воспитания
Такой метод, считают психологи, совмещает в себе несколько подходов, но не имеет последовательности при применении. Поэтому малыш постоянно подвержен стрессу. Один день им занимаются, с ним играют, в другой день на него все время кричат или не обращают внимания.
Подрастая, ребенок начинает выстраивать защиту, он предпочитает эмоционально отстраниться от ненадежных родителей, поэтому во взрослой жизни такой человек будет очень подозрительным, осторожным и недоверчивым. У ребенка формируется тревожность, которая может легко перерасти в паранойю. Личность теряет управляемость, внутренний мир такого человека очень хаотичен.
Демократический стиль семейного воспитания
Этот стиль воспитания строится на равноправии и бережном взаимоотношения между членами семьи.
Когда в ребенке видят личность с ранних лет, поощряют его самостоятельность, помогают, но не заставляют учиться. Все нужды и потребности отпрыска при этом учитываются. С ним регулярно играют, направляют на него свою любовь и заботятся о нем. Родители помогают мотивироваться на дисциплину, собранность, интерес к учебе и физическому развитию.
Дети в таких семьях более открыты, они активные и в меру любознательные. Во взрослом мире интерес к жизни у них не пропадает, они становятся уверенными в себе, но всегда находят опору и поддержку в семье. Считается, что этот стиль воспитания является самым эффективным.
Проблемы взаимоотношений между членами семьи
Конфликты не возникают на пустом месте. У всего есть причины. В семье люди конфликтуют из-за множества обстоятельств. Рассмотрим, как взаимоотношения между членами семьи приводят к недопониманию.
Недостаток внимания
Дела, работа и бытовые трудности часто отнимают много времени. На воспитание не хватает сил и ресурсов. Поэтому дети не получают желаемого внимания, эмоциональной вовлеченности от своих родителей. Нередко это приводит к конфликтам, ребенок капризничает, позволяет себе шалости или, напротив, игнорирует своих близких, демонстрируя презрение.

Часто к конфликту может привести рождение второго ребенка. Старший в семье начинает к нему ревновать, требовать больше внимания, но на первых этапах его не получает, что усиливает его тревогу и озлобленность. Для решения проблемы нужно обратиться к проверенным способам урегулирования ситуации:
- Следуйте заведенным традициям. Можно каждое утро встречать вместе, завтракать, убираться, параллельно общаться и обсуждать планы. Выходные тоже нужно проводить вместе, можно ходить в кино, театр, на прогулку. Такие ритуалы сближают, каждый член семьи будет чувствовать себя особенным.
- Старайтесь уделять равное время каждому ребёнку. Проследите, какие способы выбирают ваши дети. Например, один ребенок очень любит задушевные разговоры перед сном, а другому нравится играть на спортивной площадке. Подумайте, когда детям с вами хорошо, и дарите им свою любовь, независимо от того, кто кажется вам в текущий момент ближе. Таким образом, каждый ребенок будет чувствовать себя уникальным и любимым.
- Не делайте из старших детей вторых родителей. Зачастую первого ребенка заставляют следить за младшими. Это приводит к тому, что у старшего просто нет детства, а остальные не воспринимают его как брата или сестру. К тому же в таких взаимоотношениях появляется зависть и нередко озлобленность. Родители должны оставаться родителями, а дети — детьми.
- Не сравнивайте малышей между собой. Не позволяйте себе говорить неприятные вещи об одном из детей при другом. Это сильно влияет на психику, провоцирует конфликты и разрушает семью.
- Не только говорите приятные слова, но и совершайте хорошие поступки. Проводите время с детьми, уважайте их интересы и заботьтесь о том, чтобы каждый получал необходимое количество внимания и заботы.
Родители, в чьей семье несколько детей, зачастую выгорают. Можно временно давать себе отдых, переключать внимание, а заботу о родных поручать няне или другим родственникам.
Чрезмерная опека родителей
Избавиться от этой проблемы можно, если осознать ее корни. Часто родители проявляют гиперопеку, потому что сами росли в такой среде. За них все время принимали решения, тревожились об их выборе, требовали вести себя так, как принято. Поэтому выросший ребенок продолжает следовать привычному сценарию при воспитании уже своих детей.
Может возникать и обратная ситуация: родитель недополучил заботы, ласки и любви, а теперь ребенку хочет дать всего сполна и перебарщивает.
Чтобы избежать конфликтных ситуаций, нужно учиться доверять ребенку. Прежде всего, необходимо заметить за собой признаки тревожности и работать над проблемой. После ее устранения нужно обратить внимание на то, как ребенок проявляет себя и благодарить его за бережные, созидательные действия и помощь. Постепенно открывая ему путь к самостоятельной жизни, родитель сможет отпустить вожжи и позволить чаду самому решать, что он хочет делать в будущем.
Проблемы с подростками в период переходного возраста
Взаимоотношения между членами семьи, где есть подростки, всегда полны конфликтов. В этот период важно понимать, что это временное явление, его нужно пережить достойно, не создавая неприятные ситуации на пустом месте. Ребенку важно иметь возможность отдалиться, чтобы потом в необходимый момент вернуться за помощью и поддержкой.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids

Уже скачали 527 человек
5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Рекомендации по общению с подростком:
- Больше слушайте, не навязывайте мнение. Подростки очень обидчивы на любую критику, они воспринимают все в штыки. Дайте возможность ребенку доверять вам, если он захочет поделиться, то молча выслушайте его. Если же подросток будет закрываться, не настаивайте. Скажите, что готовы подождать его и включиться в беседу в любой момент.
- Не критикуйте. В этом возрасте дети не умеют правильно воспринимать критику. Даже комплименты кажутся им чем-то противным. Поэтому старайтесь спокойно и нейтрально общаться со своим ребенком. Учитесь давать содержательную обратную связь
- Не обесценивайте. Чувства и эмоции человека в этот период могут быть противоречивыми. Это не означает, что им не нужно уделять внимание. Поддерживайте подростка во время тяжелых периодов, уважительно относитесь к его переживаниям.
- Предложите ребенку чему-то научить вас. Например, вы можете попросить подростка рассказать о современной музыке или фильмах. Можно вместе посмотреть ролики в интернете или популярный сериал.
- Не критикуйте интересы и окружение. В этот период у подростка может появиться компания, которая кажется родителям подозрительной. Не говорите ребенку, что его друзья никуда не годятся. Также не критикуйте увлечения подростка. Он просто закроется и перестанет доверять вам. Со временем, если вы будете поддерживать ребенка, он сам откажется от тлетворного влияния и ненадежных друзей.
Подросток внешне всегда отталкивает родителя, но это не означает, что ему чужды близость и желание быть рядом.
Решение проблем между детьми в семье
Выделяют несколько этапов здоровых взаимоотношений между членами семьи.
Родители должны быть в хороших отношениях между собой
Если близкие люди сами находятся или состояли в ненадежных отношениях, были созависимы, в их семьях применялись жестокие наказания, то воспитательные меры по отношению к своим детям не принесут желаемых плодов.
Для начала нужно разобраться со своим состоянием, понять, понять его лучше. После того как родители преодолеют кризис, им нужно наладить отношения между собой. Ребенок, который все время видит конфликты между мамой и папой, с большой долей вероятности вырастет с высоким уровнем тревожности. Повышается риск продолжения семейного сценария.
Подключайте эмоциональный интеллект на каждом этапе воспитания ребенка
Если у родителей развито эмпатия, то они умеют определять свои чувства и бережно выражать свои эмоции. В таких семьях конфликты чаще решаются конструктивно. Детей учат проявляться, безопасно проживать свои эмоции.
Если они хотят плакать, им разрешают это делать, если они в гневе — родители уважают их чувства и позволяют им злиться. В процессе взросления родители помогают ребенку разобраться в своем эмоциональном мире, выражают ребенку поддержку и сочувствие. Со временем малыши учатся определять, какие чувства они испытывают и почему.
Также детей обучают снимать напряжение экологично, не задевая своих родных. Это делает их отзывчивыми, внимательными и заботливыми, при этом не приходится скрывать свои чувства от близких, что помогает развитию эмоционального интеллекта.
Помогите детям налаживать комфортные и приятные взаимоотношения друг с другом
Взаимоотношения между членами семьи должны быть примером для младших детей.
Малыши смотрят на то, как общаются их родители. Если вы будете проявлять одинаковое внимание ко всем, они начнут копировать поведение, принятое в семье. Например, можно подсказать старшему ребенку, что младший хотел бы у него чему-то поучиться. Таким образом у детей наладится коммуникация, появятся общие интересы.
Просите их вместе делать уборку по дому, отправляйте в совместные походы. Не ругайте одного из детей при других. Лучше поговорить наедине, нежели публично унижать. Старайтесь сделать так, чтобы всем хватало внимания и заботы, в противном случае ревность и соперничество могут разрушить отношения между братьями и сестрами.
В конфликтах, возникающих между детьми, не отдавайте кому-то предпочтение
Если дети поссорились, не стоит назначать кого-то ответственным и прилюдно отчитывать. Лучше сдержаться и спокойным голосом объяснить, что в конфликте есть ответственность двух сторон. Важно уметь сочувствовать детям, ведь они пока не способны контролировать свои эмоции, но и молчать, если произошла несправедливость, тоже не стоит.
Здоровые отношения в семье всегда отражаются на детях
Братья и сестры, которые будут видеть, что их родители не ссорятся и всегда поддерживают друг друга, станут брать с них пример. Поэтому важно соблюдать эмоциональный баланс, укреплять взаимоотношения между членами семьи с помощью общих ценностей и традиций.
Игры на сближение членов семьи
Для того чтобы семья стала крепче, можно использовать способы, которые рекомендуют психологи. Игры на развитие самоконтроля, самоанализ и понимание своих эмоциональных состояний позволят экологично выражать чувства, прислушиваться к своим близким и уметь доносить свои потребности до остальных.
В качестве примера приведем пять психологических игр, которые способствуют сближению семьи. Они усилят взаимопонимание между детьми и взрослыми.
Следует отметить, что в играх могут принимать участие от двух человек. Важно, чтобы в качестве ведущего выбрали кого-то из взрослых.
«Совместная история»
Правила очень простые. Один из членов семьи начинает рассказывать историю из жизни, следующий продолжает ее. Можно придумывать факты, использовать смешную и нелепую лексику, можно рассказывать правдивые случаи из быта. Все зависит от атмосферы и настроения. Если у кого-то не получается вспомнить интересный факт, то остальные могут ему помочь.

Игра помогает разрядить обстановку, создает эффект командной работы, усиливает эмоциональную связь семьи за счет общих воспоминаний. Если же таких событий было немного, это помогает осознать потребность детей чаще бывать с родителями.
Каждый рассказ обязательно должен закончиться хорошим финалом.
«История предмета»
Ребенку и родителю предлагают описать любой предмет, который ему дорог. Затем ведущий задает вопросы о том, почему он так важен, какая история, связанная с ним, первой приходит на ум. Участников просят поделиться своими чувствами и впечатлениями, когда они видят эту вещь. После можно спросить, что будет, если этот предмет придется отдать.
Если ребенок не может вспомнить какие-то факты, или у него возникают сложности с описанием, то взрослому стоит подключиться на этом этапе и помочь с формулировками. Когда малыш начнет рассказывать какие-то негативные чувства, родителю обязательно стоит прислушаться и сделать для себя выводы.
Важно задавать дополнительные вопросы, чтобы составить полную картину произошедшего. В конце рассказа можно поблагодарить друг друга за доверие и обсудить итоги. Например, сравнить жизнь предмета с тем, что происходит в реальности. Дети задумаются, а родители узнают много нового о своих отпрысках.
«Совместный рисунок»
Еще одно интересное упражнение, которое поможет раскрыться каждому члену семьи в ходе совместного творческого процесса. Нужно взять большой лист бумаги, выдать каждому цветные карандаши или фломастеры. Один из участников начинает творить, другой присоединяется и дорисовывает набросок, затем третий человек вступает в игру. В конце должна получиться единая картина с каким-то сюжетом.
Можно обсудить, с какими трудностями члены семьи столкнулись в процессе рисования, были ли их идеи слишком разные, брал ли кто-то инициативу в свои руки слишком часто. Далее ведущий задает вопросы о том, что можно сказать о рисунке, веселый он или грустный, можно ли по нему сказать что-то о положении семьи. Детей не нужно перебивать, стоит разрешить им говорить все, что приходит на ум. Такой анализ не только сближает семью, но и помогает ответить на сложные вопросы, которые возникают в ходе воспитания.
«Сходства и отличия»
Игра, которая поможет раскрыть индивидуальные черты каждого из членов семьи. Упражнение очень хорошо действует на подростков. Нужно выбрать участников и разбить их на две группы, каждому нужно придумать по пять сходств и различий между собой и соседом.
После того, как участники составят своим списки, их нужно озвучить и обсудить, с чем дети и родители согласны, а что им кажется в корне неверным. Осуждать друг друга запрещено, можно только спокойно высказывать свое мнения, подкрепляя его аргументами. Игра поможет наладить взаимоотношения между членами семьи.
«Ручки»
Это упражнение направлено на то, чтобы уладить отношения после возникшего конфликта. Зачастую люди держат эмоции внутри, а это разрушительно действует на психику. Можно помочь себе избавиться от негативных чувств, для этого следует включить медленную музыку и расслабиться.
Затем родители и дети встают друг напротив друга и закрывают глаза. Все должны молчать. Ведущий произносит слова «Ваши руки встречаются», после чего участники берутся за руки. Он говорит: «Ваши руки являются друзьями, но они иногда ссорятся. Сейчас такой момент, но им пора оставить плохое позади. Мы хотим помириться».
Во время этих слов участникам запрещено расцеплять руки. Они продолжают держаться друг за друга и молча слушать ведущего. После того, как он призовет к перемирию, участники открывают глаза и отпускают руки. Через несколько минут можно обсудить чувства и эмоции друг друга.
Обычно ведущий задает вопросы о том, что каждый человек испытывал в моменте, хотелось ли ему спрятаться, уйти, наоборот, взяться за руки покрепче. Были ли внутри сокрыты эмоции, подавлял ли их человек или попросту не испытывал. В конце можно спросить, готов ли каждый из участников конфликта простить другого.
Игры можно проводить не только среди детей, но и организовывать их для взрослых. Такая безболезненная терапия в игровой форме действительно помогает лучше понимать и чувствовать друг друга. Важно, чтобы взрослые участники не испытывали скепсис по отношению к психологии и были готовы открыться.
Часто задаваемые вопросы о взаимоотношениях между членами семьи
Семейные взаимодействия закладывают в личность все, что дает ощущение безопасности и надежности. Дети — отражение своих родителей. Поэтому так важно заняться проработкой своих комплексов, травм и искаженных установок перед тем, как воспитывать потомство.
Можно ли наладить отношения с ребенком, если он не хочет слышать просьбы?
Угрозы, требования, крики и применение физического наказания тут не помогут. Нужно понять, почему возникло недопонимание, и работать над причиной.
Если мама кричит на детей вечерами, к каким последствиям это приведет?
Малыши будут расти в постоянном стрессе, они начнут избегать эмоциональной близости, потому что страх и желание защищаться станут для них первоочередными. Если мама не в духе, ей важно говорить об этом спокойно.
Как взаимоотношения между членами семьи влияют на то, каким ребенок вырастет?
Это имеет прямое отношение к тому, каким чадо станет. Родители закладывают в детей черты характера, способы коммуникации, свои страхи и желания. Если ребенка с ранних лет подавляли и решали за него, что делать, он вырастет безвольным и тревожным человеком.
Чрезмерная опека тоже не принесет ничего хорошего. Ребенок будет считать себя исключительным, эгоистичные черты помешают ему строить нормальные отношения.
Никто не совершенен, но важное и базовое чувство — это любовь. Без него ни один человек не сможет вырасти сильным и эмпатичным. Важно уважать мнение всех членов своей семьи и заботиться о каждом из них.
Материалы основаны на следующих источниках:
- Аптикиева Л. Р., Аптикиев А. Х., Бурсакова М. С. Семья как фактор личностного развития ребёнка //Вестник Оренбургского государственного университета. — 2014. — №. 7 (168). — С. 185-190.
- Вдовина М. В. Конфликтные взаимоотношения поколений в семье и их регулирование //Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. — 2008. — №. 3. — С. 315-321.
- Захаров А. И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье //Вопросы психологии. — 1981. — №. 3. — С. 58-68.
Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com