- Адаптации первоклассников по ФГОС
- 8 условий адаптации первоклассников в школе
- Проблемы адаптации первоклассников в школе
- Как помочь ребёнку в процессе адаптации к школе
- Совет 1. Определитесь со своим состоянием
- Совет 2. Оказывайте ребенку поддержку во время адаптации
- Совет 3. Следите за здоровьем ребенка
- Совет 4. Будьте любознательны
- Совет 5. Помогайте
- Часто задаваемые вопросы об адаптации первоклассников в школе
- Когда начинается адаптация первоклассников в школе?
- Как понять, что ребенок хорошо адаптируется к школе?
- Какова роль учителей в адаптации школьников?
- Материалы основаны на следующих источниках:
О чем речь? Адаптация первоклассников в школе – непростой, но очень важный процесс. Выпускной в детском саду знаменует переход на новый уровень – школьный. Возрастает ответственность, у детей появляются новые обязанности.
Как помочь? На успешность адаптации влияют характер ребенка, атмосфера дома, манера общения учителя. Чтобы помочь первокласснику, родителям нужно контролировать свои эмоции, хвалить малыша за успехи и обсуждать возникающие проблемы. Ребенок должен чувствовать поддержку взрослых.
Адаптации первоклассников по ФГОС
Процесс привыкания учащегося в школе называют адаптацией. Важно, чтобы первоклассник смог успешно социализироваться. Для этого необходимо:
- установить контакт с учителем;
- успешно усвоить круг обязанностей и научиться следовать требованиям школы;
- выстроить хорошие отношения с одноклассниками;
- не конфликтовать в классе;
- пройти процесс обучения, усвоить нужные навыки и знания.
Так как в начальной школе действуют правила федерального государственного образовательного стандарта, то перечень критериев, необходимых для достижения адаптации, стал гораздо шире. Теперь, согласно образовательным нормам, при организации процесса обучения в начальной школе следует обращать внимание на такие подходы, как здоровьесберегающий, личностно-ориентированный, системно-деятельностный.
Конечно, не следует одинаково относиться ко всем школьникам. Нужно применять индивидуальный подход, используя методику «Я-концепции» для каждого ребенка. Если следовать требованиям, то первоклассники в условиях государственного стандарта смогут успешно приспособиться по двум направлениям:
- Физическая адаптация. Оценке подвергается одноименное состояние ребенка, его обучаемость, работоспособность. Также оцениваются самочувствие, аппетит, обострение различных заболеваний, уровень активности после ночного сна.
- Психологическая адаптация первоклассников к школе – здесь оценке подвергают такие параметры, как успеваемость, мотивация к учебе, психологические реакции, настроение, способность анализировать свои успехи и неудачи.

Получается, что процесс адаптации первоклассников к обучению в школе касается всех сторон жизни ребенка. В период поступления в образовательное учреждение малыш переживает изменения, которые влияют на его состояние. Если охарактеризовать общими словами уровни адаптации, то о них можно сказать следующее:
- Высокий уровень. Когда ребенок очень быстро привыкает в школе, процесс адаптации длится от двух до шести недель. Малыш хочет учиться, легко усваивает материал программы, быстро решает задачи, хорошо самоорганизуется, выполняет все поручения учителя, заводит друзей среди одноклассников, не болеет.
- Средний уровень. Первоклассник привыкает к школе в течение двух-трех месяцев, учреждение не вызывает у него негативных эмоций. Иногда он устает или имеет проблемы с вниманием. Понимает все объяснения от учителя, усваивает материал учебной программы. Способен быть усидчивым и внимательным, выполняет домашнее задание, решает задачи во время урока. Дружит со многими одноклассниками.
- Низкий уровень. Ребенку трудно в школе, он не хочет туда ходить. Малыш часто нарушает дисциплину, не усваивает материал, не слушает учителя. Он регулярно испытывает усталость, подавленность, не интересуется учебой, жалуется на здоровье и самочувствие. Мало общается со сверстниками в классе, не запоминает их имена.
Без поддержки от психолога и правильно организованного учебного процесса педагогом период адаптации первоклассников в школе достигается большинством детей на среднем уровне.
В соответствии с госстандартом в школе должны быть созданы специальные условия, которые направлены на создание комфортной среды для развития здоровья и состояния ребенка, чтобы он мог гармонично и всесторонне развиваться.
8 условий адаптации первоклассников в школе
Условия адаптации первоклассников в школе можно обеспечить при соблюдении определенных правил:
- организация среды для благоприятного учебно-познавательного процесса, согласно шестилетнему возрасту;
- создание комфортных условий для коммуникации;
- оздоровительно-профилактическая работа;
- создание щадящих условий во время школьных занятий, чтобы дети постепенно привыкали к распорядку;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм;
- проведение мероприятий после уроков;
- создание положительного образа ученика в глазах родителей;
- мониторинг уровня адаптации первоклассников.

Без профессионального уровня учителя сложно добиться соблюдения вышеупомянутых условий.
Проблемы адаптации первоклассников в школе
Трудности адаптации первоклассников в школе возникают почти всегда. Чтобы ребенок успешно привык к новой среде и ее внутренним процессам, ему нужно избавиться от эмоционального дискомфорта, однако не все дети могут сразу адаптироваться, они испытывают множество проблем, например:
- Постоянная неуспеваемость – появляется при неспособности влиться в учебный процесс и при низкой работоспособности.
- Нежелание учиться – возникает, если дети не получают нужного внимания, они перестают слушаться педагога и погружаются в свой внутренний мир.
- Демонстрация негативных эмоций – ребенок плохо себя ведет, игнорирует правила дисциплины, хочет обратить на себя внимание, которое считает безусловным принятием.
- Вербализм – ребенок очень болтлив, любопытен, при этом образное и логическое мышление у него не развиты на нужном уровне. Школьник выглядит смышленым, однако на деле не справляется с учебой. У него может быть завышена самооценка, такое отношение мешает ему нормально учиться.
- Лень и апатия – проявляется из-за нежелания получать новые знания, неуверенности в своих силах, особенностей характера. Ребенок учится медленно, не стремится достичь успеха, интерес к школьной жизни постепенно пропадает.

Для решения указанных проблем в адаптации ребенка нужно найти их источник, мотивировать школьника к положительным изменениям, поддерживать в эмоциональном и моральном планах.
Как помочь ребёнку в процессе адаптации к школе
Перед проведением диагностики адаптации первоклассников в школе нужно разобраться в себе.
Совет 1. Определитесь со своим состоянием
Все знают правила безопасности в транспорте: сначала обеспечьте кислородом себя, а затем наденьте маску на ребенка. Взрослые не замечают, что испытывают сильный стресс, когда их ребенок готовится пойти в школу. Эта нервозная атмосфера влияет на состояние малыша.
Прием заявок до
{date}
Прием заявок до
{date}
Прием заявок до
{date}
Если родитель сможет осознать свою ответственность и избавиться от негативных эмоций без вреда для ребенка, то будет спокойно реагировать на любые изменения в состоянии первоклассника, окажет ему поддержку и поможет справиться с трудностями.
Важно быть честным, не прятать истинные чувства, проговаривать с малышом проблемные моменты, но не перекидывать на него вину. Дети хорошо чувствуют, если родители скрывают от них эмоции. Чада перестают в таком случает доверять взрослым и замыкаются в себе.
Совет 2. Оказывайте ребенку поддержку во время адаптации
Зачастую родители слишком многое требуют от своего ребенка, говоря ему о том, что пора взрослеть, становиться самостоятельным. Однако поход в школу еще не означает, что первокласснику не нужны поддержка и забота.
Важно сказать ребенку, что любая ошибка – это опыт, на котором можно учиться. Объясните, что всегда будете поддерживать и понимать малыша, даже, если у него будет не получаться. Подчеркивайте сильные стороны, не акцентируйте внимание на слабостях, больше хвалите и мотивируйте.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids

Уже скачали 527 человек
Ваш дом должен стать для ребенка местом силы, куда он всегда может прийти и высказать все, что накопилось на душе. Создайте расслабляющую атмосферу, не требуйте, не напирайте на малыша в период адаптации, ему нужно избавиться от страха и тревоги.
Совет 3. Следите за здоровьем ребенка
Важно, чтобы в рассматриваемый этап жизни чада соблюдался определенный распорядок. Школьник должен высыпаться – необходимо отдыхать около девяти с половиной часов. Лучше ложиться в постель в девять вечера. Следите за питанием, рацион малыша должен содержать все необходимые витамины и микроэлементы.
Если первоклассник соблюдает режим, то процесс адаптации проходит легче. Иногда дети начинают болеть из-за сильного стресса, поэтому контролируйте уровень эмоций, следите, чтобы ребенок не переутомлялся.
Совет 4. Будьте любознательны
Важно всегда быть в курсе дел в школе. Это поможет не упустить момент, когда у первоклассника возникнут трудности адаптации. Недостаточно просто поинтересоваться у ребенка тем, чем его кормили в школе, больше разговаривайте о прожитом дне, расспрашивайте об эмоциях и впечатлениях.

Если проявите интерес хотя бы пару раз, ребенок со временем сам будет рассказывать о том, что ему понравилось или нет в учебном процессе. Не бойтесь прямо спрашивать о том, кто раздражает, а кто, наоборот, вызывает положительные эмоции у вашего первоклассника.
Совет 5. Помогайте
Существуют разные программы адаптации первоклассников в школе. На первых порах ребенок может выглядеть растерянным. Он не привык самостоятельно планировать учебный процесс, его нужно поддержать. Одного учителя в этом нелегком деле будет недостаточно.
Возьмите за привычку помогать ребенку с уроками, контролируйте соблюдение дисциплины дома, не нужно взваливать на школьника бремя ответственности в первые месяцы учебы.
Часто задаваемые вопросы об адаптации первоклассников в школе
Когда начинается адаптация первоклассников в школе?
Только ребенок переступает порог учебного заведения, как можно считать, что начинается период адаптации. Длится он от нескольких недель до полугода, все зависит от индивидуальных показателей малыша.
Как понять, что ребенок хорошо адаптируется к школе?
У малыша возникает интерес к учебному процессу, ему интересно общаться с одноклассниками, он получает положительные эмоции от присутствия на уроках, хорошо ладит с учителем, не испытывает стресс и тревогу.
Какова роль учителей в адаптации школьников?
Педагог играет одну из важных ролей в этом процессе. Он может быть понимающим, в меру строгим и справедливым, способен создать дружелюбную и уютную атмосферу в классе. Все это помогает детям успешно адаптироваться к обучению.

Период адаптации первоклассников в школе включает множество аспектов, которые требуют внимания не только со стороны учителя, психолога, но и родителей. Важно создать комфортную атмосферу как в классе, так и дома.
Ребенку будет трудно в первые дни привыкать к новому распорядку, поэтому родителям стоит поддержать его, помочь справиться с первыми вызовами и проблемами, вселить в него веру в себя. Тогда путь в мир знаний наполнится новыми открытиями, будет светлым и комфортным.
Источник изображения на шапке: freepik/ freepik.com
Материалы основаны на следующих источниках:
- Иващук Л. А. Первые шаги ребенка в школе: проблемы адаптации первоклассников //Манаш Қозыбаев атындағы Солтүстiк Қазақстан мемлекеттiк университетiнің хабаршысы. – 2015. – С. 41.
- Багрова В. Б. АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ» //XX Областная научно-практическая конференция. – 2015. – С. 36.
- Баранова А. С. АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.«ВАШ РЕБЁНОК СТАЛ УЧЕНИКОМ» //Ответственный редактор. – 2016. – №. 4. – С. 106.