- История развития системы образования в России
- Аспекты знаний
- Основные цели системы образования
- Задачи системы образования
- Функции современного образования
- Роль родителей в системе образования
- Часто задаваемые вопросы о целях системы образования
- Какие цели и задачи новой системы образования?
- Что является новой целью образования по ФГОС?
- Какова цель системы дополнительного образования?
- В чем заключается цель системы дошкольного образования?
- Материалы основаны на следующих источниках:
О чем речь? Цель системы образования заключается в развитии способностей ребенка, необходимых для полноценной жизни в обществе. Во время школьного обучения дети учатся быть грамотными, эрудированными, воспитанными, всесторонне развитыми.
Почему важно образование? Образование помогает детям достигать успехов и вносить свой вклад в жизнь общества. Важно стремиться к получению ребенком качественных знаний и постоянному совершенствованию им своих навыков.
История развития системы образования в России
Термин «образование» появился в российской педагогике во второй половине XVIII века. Первым, кто его использовал, был русский просветитель и общественный деятель Н. И. Новиков. В те времена понятия «образование» и «воспитание» были тождественны между собой.
В указах Петра l, которые провозглашали открытие школы математических и навигационных наук, Морской академии и Академии наук, употреблялось слово «учение». В книге В. Н. Татищева «Разговор о пользе наук и училищ» термины «воспитание» и «образование» также не были использованы.

Эти два понятия получили распространение только в период активных преобразований в учебном процессе. В системе образования началось формирование дополнительных целей. Если вначале основная задача заключалась в том, чтобы научить читать и писать, то со временем появилась потребность в воспитании личности человека. Постепенно это направление стало приоритетным. Термин «учение» утратил актуальность. Все чаще стали использовать понятие «воспитание».
В XVIII—XIX веках слова «образование» и «просвещение» стали синонимами, а понятие «знания» начали рассматривать в отдельности.
Аспекты знаний
Приведем три аспекта знаний, которые связаны друг с другом:
- Теоретический. Это научные обобщения вместе с фактическим материалом.
- Практический. Под этим аспектом понимается реализация полученных знаний на практике.
- Мировоззренческо-нравственный. Знание включает мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи.
Что понимать под термином «образование»? Это приобретение разного рода знаний и практических навыков. Для повышения результативности, развития в нужном направлении образовательный процесс должен проходить под контролем со стороны государства.
Основные цели системы образования
Цели — это важнейший элемент системы образования. Их содержание определяется множеством факторов. К ним, например, можно отнести социальный контракт, особенности образовательной системы, цели учебных программ, задачи школ и институтов. Из перечисленных факторов социальный контракт является самым значимым, поскольку отражает намерения конкретной страны.
К главным целям системы образования в России относятся: организация учебного процесса на базе современных научных достижений; формирование гармонично развитой личности, обладающей высокой нравственностью, способной реализовать потенциал как в собственных интересах, так и интересах общества.
Прием заявок
до: 05.05
Прием заявок
до: 05.05
Многие высшие и средние специальные учебные заведения составляют профессиограммы для разработки программ профессионального обучения. Это своего рода модель выпускника, в которой отражены коммуникативные навыки, понимание сильных и слабых личностных качеств, готовность к самореализации с учетом особенностей современного мира.
Профессиональные знания формируются в процессе освоения учебной программы, объем которой зависит от специфики предмета, индивидуальных способностей студента, длительности курса обучения.
Знания и умения, которыми овладевает учащийся, помогают ему понять, как устроен окружающий мир, сформировать целостное научное мировоззрение.
Особое место в системе российского образования отводится развитию творческого потенциала, умению применять полученные знания в самых разных ситуациях. Выпускник учебного заведения должен уметь самостоятельно находить пути решения возникших проблем, недостающие сведения.
Для развития творческого потенциала недостаточно обладать только энциклопедическими знаниями.
При формировании целей обучения необходимо учитывать потребности каждого ученика, находить баланс между его интересами и общественными запросами. Такой подход к подаче знаний позволит достигнуть наилучших результатов.
Задачи системы образования
Перечислим основные задачи системы современного образования в Российской Федерации:
- Предоставлять возможность каждому гражданину удовлетворять свою потребность в образовании, повышать уровень образования населения в целом.
- Создать систему обучения, которая в полной мере отвечает нуждам граждан, а также нормам российского и международного права.
- Способствовать адаптации нынешнего и будущих поколений к условиям современного общества.
- Оказывать содействие в реализации своих прав представителям всех слоев населения, независимо от их национальности, физических и умственных способностей, вероисповедания, идеологии.
- Создавать равные условия всем категориям граждан для получения образования.
- Повышать уровень патриотизма у подрастающего поколения. Образование должно стать базой для формирования устойчивой морально-этической позиции, демократических устоев в обществе, которые предполагают уважительное отношение к свободе личности, чужой культуре и ценностям.
- Обеспечить гармоничное развитие подрастающего поколения. Учебные заведения должны помочь людям раскрыть творческий потенциал, стимулировать интерес к самообразованию.
- Способствовать развитию активной жизненной позиции, стремлению получать профессиональные знания, трудиться. В процессе получения образования человек должен получить навыки, необходимые для построения карьеры, а также научиться учитывать современные требования рынка труда.
- Разрабатывать образовательные программы в соответствии с новейшими исследованиями и открытиями. Система образования должна своевременно корректироваться путем обновления всех ее модулей. Учебный процесс должен отвечать современным культурным, научным и технологическим требованиям.
- Обеспечить благоприятные условия для интеграции знаний из поколения в поколение.
- Внедрять программы, созданные на базе информационных технологий. Развивать открытое образование, которое подразумевает возможность дистанционного обучения.
- Оказывать действенную помощь одаренным детям. Педагоги должны быть заинтересованы в осуществлении научной деятельности.
- Пропагандировать здоровый образ жизни, развивать у детей позитивное отношение к спорту еще в дошкольных учреждениях.
- Формировать у населения щадящее отношение к природе, повышать экологическую ответственность.
- Создавать и оптимизировать единое образовательное пространство РФ.
Функции современного образования
Кроме целей и задач, которые направлены на повышение качества преподавания как в дошкольных, школьных, так и высших учебных заведениях, система современного образования предусматривает организацию процесса обучения, который выполняет ряд важных функций:
- Мотивационная. Опытные педагоги умеют вызвать у детей интерес к тем или иным школьным дисциплинам. Обучаясь в школе, дети получают мотивацию для изучения разных предметов, что впоследствии облегчает выбор профессии.
- Информационная. Во время уроков школьники получают информацию, которая оказывает влияние на формирование мировоззрения, обогащает в духовном плане, развивает необходимые профильные навыки.
- Интегрирующая. Со временем знания, полученные в школе, люди начинают использовать в реальной жизни. Это одна из ключевых функций. Человек на практике убеждается, что образование приносит существенную пользу. Это мотивирует продолжать обучение, получать профессиональные навыки.
- Координирующая. В процессе учебы дети на практике применяют освоенные ими методы для реализации тех или иных задач.
- Воспитательная. Она охватывает процесс формирования у молодых людей духовных ценностей, развивает трудолюбие, целеустремленность, прививает усидчивость и настойчивость.
Стандартная модель выпускника средней школы позволяет определить, насколько успешно учебное заведение реализует образовательные программы.
Считается, что главная цель системы обучения достигнута, если выпускник осознает себя целостной личностью, ведет здоровый и разумный образ жизни, строит позитивные планы на будущее, с сознанием дела выполняет гражданские обязанности, стремится к постоянному самосовершенствованию.

Такой человек может самостоятельно принимать решение относительно выбора профессии, нести ответственность за совершенные поступки, а также обладать способностью критически мыслить.
Говоря о целях системы образования, следует отметить вклад учителей, без которых достигнуть их не представляется возможным. Именно они занимаются дидактической обработкой учебных материалов, приспосабливают их к условиям обучения, делают доступным для понимания школьниками.
Процесс преподавания ведется с учетом возрастных и личностных особенностей детей, их уровня подготовки, других факторов, влияющих на восприятие учебных материалов.
Роль родителей в системе образования
Трудно переоценить роль родителей в обучении детей. Их активное участие в образовательном процессе позитивно сказывается на успеваемости учеников.
Эмоциональная поддержка взрослых придает ребенку уверенности в своих силах, настраивает на позитивное отношение к учебному процессу. Дети, которые чувствуют заинтересованность и заботу родителей, как правило, демонстрируют высокий уровень навыков, легко приспосабливаются к школьному режиму, обладают высокой самооценкой. Они легче преодолевают трудности, возникающие на их жизненном пути.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids
Родители могут помочь организовать рабочее пространство, в котором ребенок не будет отвлекаться на посторонние факторы, сможет без проблем выполнять домашние задания, а также сосредотачиваться на учебном процессе, развивать навыки самоконтроля.
Взрослым необходимо регулярно общаться с ребенком, интересоваться его достижениями, возникающими трудностями или неудачами. Такой подход помогает ученику лучше ориентироваться на своем пути — замечать свои успехи, подмечать те места, где еще требуется тренировка и побольше позаниматься.
В результате между ним и родителями устанавливается прочная связь. Он понимает, что родитель готов поддерживать и в случае успехов, и в случае сложностей и неудач.
Хорошо, если папа и мама оказывают ребенку помощь при выполнении домашних заданий. Однако здесь следует придерживаться разумного баланса. Это должна быть помощь, а не выполнение за него уроков. Задавайте больше уточняющих вопросов, давайте направление, которое поможет найти правильный ответ. Это развивает критическое мышление и сообразительность.
Если родители посещают школьные собрания, принимают участие в родительских конференциях, то ребенок понимает, что родитель в курсе школьных дел. Он чувствует поддержку, активно вовлекается в учебный процесс.
Часто задаваемые вопросы о целях системы образования
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что цели системы образования в России затрагивают практически все сферы человеческого развития. Это не только получение теоретических и практических знаний, навыков, но и формирование социальных позиций. Образованный человек — это гармонично развитая личность с высоким уровнем культуры и нравственности.
Какие цели и задачи новой системы образования?
Задача современного образования — формирование личности, которая стремится к приобретению знаний, необходимых для развития в профессиональной и культурной сфере, обладает чувством ответственности и демонстрирует способность удовлетворять собственные потребности без ущерба для общества.
Что является новой целью образования по ФГОС?
Воспитание гражданина Российской Федерации с высоким уровнем ответственности, инициативности, творческого потенциала, стремлением к получению новых знаний.
Какова цель системы дополнительного образования?
Дополнительное обучение необходимо для удовлетворения растущих потребностей в области науки и культуры.
В чем заключается цель системы дошкольного образования?
Дошкольное образование призвано стимулировать познавательную активность детей. Развивать не только любознательность, но и логическое, и образное мышление младшего поколения.
Материалы основаны на следующих источниках:
- Ильин А. Н. Квалифицированный потребитель-цель системы образования? //Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. — 2014. — №. 4. — С. 49-57.
- Медведева Н. В. Инновационный подход к управлению системой образования //Материалы Ивановских чтений. — 2012. — №. 2. — С. 96-100.
- Самохин В. Ф., Чернолес В. П. Педагогические инновации в системе профессионального образования: цели и сущность //Инновации в образовании. — 2006. — №. 6. — С. 4-9.
Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com