Заказать звонок

Проблемы школьников: примеры, признаки, способы помощи

15.04.2025
1014
Время чтения: 14 минут
Обновлено: 15.04.2025
Сохранить статью:
Проблемы школьников: примеры, признаки, способы помощи
Содержание
  1. Проблемы школьников разных возрастов
  2. Младшие классы
  3. Средние классы
  4. Старшие классы
  5. Топ-9 проблем современных школьников
  6. Эмоциональное неблагополучие, связанное с разладом в семьях
  7. Несамостоятельность, избалованность
  8. Зависимость от гаджетов
  9. Излишняя перегруженность
  10. Погоня за успехом
  11. Высокая конкуренция
  12. Ухудшение здоровья
  13. Социальное расслоение
  14. Ранняя ответственность за выбор
  15. Внешние признаки проблем в школе у ребенка
  16. Способы помочь школьнику справиться с проблемами
  17. Часто задаваемые вопросы о проблемах школьников
  18. С какими проблемами могут сталкиваться родители школьников?
  19. Какие школьные проблемы могут возникать у школьников в учёбе?
  20. Как помочь ребёнку справиться с симптомами психологического неблагополучия?
  21. Что делать, если у ребёнка не складываются отношения с определённым педагогом?
  22. Материалы основаны на следующих источниках:

О чем речь? Проблемы школьников часто взаимосвязаны, создавая порочный круг. Например, плохие оценки приводят к стрессу и заниженной самооценке, что, в свою очередь, еще больше усложняет учебу.

Что нужно помнить? Каждый ребенок уникален, и проблемы, с которыми он сталкивается, требуют индивидуального подхода. Уделяя внимание и оказывая заботу, у взрослого получится разрешить любые проблемы школьника. 

Проблемы школьников разных возрастов

Проблемы, с которыми встречаются школьники, можно разделить на три ключевые категории:

  1. Освоение учебного материала.
  2. Взаимодействие с одноклассниками и другими учащимися.
  3. Отношения с педагогами.

Одиннадцать лет школьного обучения представляют собой значительный промежуток времени в жизни ребенка и подростка. За этот период любознательный первоклассник превращается в почти взрослого человека, готового вступить во взрослую жизнь.

Весь школьный путь можно условно разделить на три ключевых этапа: начальную, среднюю и старшую школу. Каждый из этих периодов сопровождается специфическими психологическими проблемами у русских школьников, которые требуют особенного внимания и подхода.

Младшие классы

Период младшего школьного возраста, который охватывает возраст от 6 до 11 лет, соответствует обучению в 1–4 классах обычной школы. В этот период основными проблемами школьников становятся адаптация к новым условиям и формирование самостоятельности. Какие проблемы школьников могут возникнуть практически сразу после того, как ребенок впервые окажется в школьной обстановке:

  1. Дети начинают школьное обучение без достаточных навыков взаимодействия как с одноклассниками, так и с учителями. Это особенно затруднительно для тех, кто не имел опыта общения в яслях или детском саду. В результате уровень готовности таких детей к учебному процессу остается на низком уровне, а также могут возникнуть проблемы общения у школьников.
  2. В возрасте 7 лет детям важно много двигаться и сидеть за партой – физически трудно. Особенно трудно это дается детям с потребностями в физической активности.
  3. Темперамент детей варьируется: одни являются чрезмерно активными, в то время как другие, попадая в незнакомую обстановку, испытывают страх и подавленность. В результате часто робкие и неуверенные в себе дети становятся жертвами задиристых одноклассников.
  4. Современные дети с раннего возраста активно используют смартфоны и планшеты, что способствует развитию зрительной памяти. Однако восприятие информации на слух у них часто оказывается слабым, что приводит к проблемам в обучении школьников и затрудняет понимание и запоминание слов учителя на уроках.
  5. Современные образовательные стандарты зачастую являются слишком высокими. К примеру, от детей ожидается, что они будут уметь читать, писать и считать ещё до начала школы, в то время как их родители обучались этим навыкам только в 1 классе. Учителя нередко дают задания сложной структуры, а учебные материалы могут быть недостаточно ясными. Это создает дополнительные трудности в процессе освоения учебного материала.
  6. Из-за учебных проблем младший школьник часто оказывается не в состоянии справиться с выполнением домашних заданий самостоятельно, и на помощь приходят родители. К сожалению, такая поддержка часто приводит к конфликтам. Родители могут повышать голос, ругать и критически отзываться о способностях своего ребенка. В итоге у ученика формируется страх, снижается уверенность в себе и возникает ощущение беспомощности.
  7. Учителя часто проявляют предвзятость к ученикам, начиная с первых дней обучения, когда они делят детей на удобных (тихие, послушные, всегда все делают, родители постоянно ходят к учителю), и неудобных (которые плохо концентрируют внимание, у них нетребовательные родители). Это деление далеко от объективности. Дети чувствуют несправедливость и реагируют на нее по-разному: некоторые начинают плохо себя вести, в то время как другие теряют интерес к учебе.

Результатом указанных проблем обучения младших школьников становятся низкие академические достижения и негативные эмоции, включая разочарование, уныние и сомнения в собственных силах. Тем не менее в некоторых ситуациях поддержка родителей и внимательных учителей может сыграть ключевую роль в преодолении страха перед усвоением новой информации и способствовать повышению успеваемости.

Проблемы школьников разных возрастов
Источник: freepik/ freepik.com

В большинстве случаев ученик переходит в 5 класс, не раз до этого уже встретившись с определенными проблемами образования младших школьников.

Средние классы

Средний школьный возраст охватывает период с 11–12 до 14–15 лет и соответствует обучению в 5–7 классах. В это время учащиеся сталкиваются с увеличением числа и серьезности проблем. Вот какие трудности могут возникнуть у ученика при поступлении в 5 класс:

  1. Количество предметов возросло, что, в свою очередь, требует усвоения большего объема информации.
  2. Учебный материал становится более сложным, а темы все больше взаимосвязаны. Если ученик застревает на каком-то этапе или что-то упускает, то впоследствии восстановить утраченные знания становится крайне трудно, а иногда даже невозможно без помощи репетиторов. После таких неудач успеваемость может резко упасть. Эти проблемы могут возникнуть даже у талантливых детей.
  3. Ранее все дисциплины вел один педагог. Теперь же за каждый предмет отвечает отдельный преподаватель. Каждый из них работает в нескольких параллелях и за день взаимодействует с большим количеством учеников. В отличие от учителей начальных классов, у них нет возможности уделять внимание каждому ребенку.
  4. Каждый педагог обладает своими уникальными чертами характера и стилем преподавания. Ученикам иногда сложно адаптироваться к этим особенностям, что может провоцировать у них психологический стресс.
  5. Средний школьный возраст совпадает с началом полового созревания, что вызывает значительные изменения в психике и поведении подростков. Гормональные изменения могут приводить к провокационному отношению школьников к взрослым, конфликтам и участию в травле одноклассников.

Некоторые родители, вместо того чтобы углубиться в понимание возрастной психологии своего ребенка и предложить поддержку, предпочитают игнорировать неадекватное поведение или даже содействовать его проявлениям. В результате это лишь усугубляет существующие психолого-педагогические проблемы младших школьников.

Прием заявок 

до: 14.04

Снижение успеваемости в этот период – естественный процесс. Ребенок больше сконцентрирован на себе, чем на учебе. Здесь ему может потребоваться помощь взрослых.

Старшие классы

Дети старшего школьного возраста обучаются в 8-11 классах. Основные проблемы, с которыми сталкиваются школьники, касаются выбора профессии и определения своего будущего пути.

У большинства молодых людей решение о предстоящем принимается только к окончанию школы, но часто они начинают заранее беспокоиться о своих перспективах. Эта неопределенность порождает душевный дискомфорт и тревожные чувства.

На этом этапе появляется страх перед сдачей экзаменов. Ребенок может чувствовать сильное психоэмоциональное напряжение и важно, чтобы родители не давили и не концентрировали внимание только на том, что теперь вся жизнь ребенка зависит от результатов экзаменов. Здесь нужно больше поддержки, понимания, техник работы с эмоциями у ребенка и родителя, так как сейчас сложно всем.

Также формируются различные психологические конфликты. Например, подростки могут сталкиваться с родителями, которые настойчиво советуют или даже принуждают их к выбору профессии, не соответствующей их желаниям. Кроме того, внутренний конфликт может возникнуть у старшеклассника, который разрывается между стремлением заниматься тем, что ему по душе, и желанием выбрать путь, обещающий большие финансовые и карьерные возможности. 

Проблемы школьников разных возрастов
Источник: pressfoto/ freepik.com

Противоположная проблема возникает у старшеклассников, которые уже определились с выбором специальности и берут на себя значительное количество учебной нагрузки. Чтобы успешно поступить в желаемое учебное заведение, им необходимо углубленно изучать ряд предметов. Этот процесс может приводить к стрессу, что, в свою очередь, вызывает такие чувства, как бессонница, раздражительность и постоянное беспокойство о своих результатах.

Топ-9 проблем современных школьников

Современные дети-школьники сталкиваются с рядом проблем, которые у ребят прошлых поколений возникали весьма редко. Некоторые из трудностей, возникающие у учащихся, были совершенно незнакомы детям предыдущих десятилетий. Рассмотрим следующие примеры проблем школьников.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с разладом в семьях

Современное эмоциональное неблагополучие у школьников, согласно мнению психологов и социологов, связано с кризисом семейных отношений. Разводы родителей стали более распространенными, и многие не могут прийти к соглашению по проблемам воспитания школьников, часто начиная новые отношения. В результате отцы нередко оказываются равнодушными к своим детям, порой полностью игнорируя их потребности. В итоге значительное число школьников растет в неполных семьях, что негативно сказывается на их эмоциональном состоянии.

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1745272198.png

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет 

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1745273045.png

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет 

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1745272758.png

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет 

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям. 

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день. 
И подготовили материалы, которые действительно работают. 

1742234616.png

Александра Платчихина

Методист академии Ukids

1742234789.png

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет 

1745272535.png

Дети болезненно реагируют на напряженность в отношениях между родителями и распад семьи. В результате у школьников могут развиться сильное чувство одиночества и ощущение, что их никто не ценит.

Семейные проблемы родителей школьников требуют решения и внимания. Родителям важно регулярно общаться с детьми и демонстрировать им свою любовь. Матери не следует запрещать ребенку общаться с отцом, даже если родители не живут вместе. В то же время отец не должен высказываться негативно о матери и настраивать ребенка против нее.

Если отец проживает в другом городе, он может время от времени звонить своему ребенку и поддерживать общение через социальные сети.

Если мать планирует второй брак, ей важно заранее рассказать об этом ребенку. Младшему школьнику следует объяснить, что мама никогда его не оставит и будет продолжать заботиться о нем.

Подростки особенно остро воспринимают приход отчима в семью. Школьнику необходимо наладить с ним взаимопонимание и найти общие интересы.

Наличие обоих родителей у ребенка не всегда означает, что он воспитывается в счастливой семье. Иногда мама и папа могут задерживаться на работе до позднего вечера и не находить времени для общения с ребенком даже в выходные. Кроме того, в современных семьях случаются проблемы с алкоголизмом и наркоманией.

Родители подобного типа не проявляют заботы об эмоциональном состоянии своих детей, не предлагают им советы и не делятся своим жизненным опытом. Отсутствие надзора и контроля со стороны взрослых приводит к серьезным последствиям для школьников. У детей наблюдается снижение успеваемости и проявление агрессии. У подростков могут развиться вредные привычки, а также повыситься риск суицидальных состояний.

Топ-9 проблем современных школьников
Источник: freepik/ freepik.com

Родителям важно находить время для общения с ребенком, особенно в выходные дни. Например, можно устроить совместные занятия спортом, посетить выставку или музей, а также проводить вечера за настольными играми или книгами вместе. Тогда проблем с чтением у школьников не возникнет.

Некоторые родители боятся избаловать ребенка и поэтому прекращают обнимать и хвалить его, даже когда он добивается успехов. В результате ребенок испытывает сильные переживания, считая, что родители его разлюбили. Важно не стесняться проявлять любовь, так как эмоциональная поддержка детей — одна из основных задач родителей.

Если родителям не удается справиться с семейными конфликтами, следует воспользоваться поддержкой психолога. Не стоит опасаться обращаться к профессионалам за помощью.

Несамостоятельность, избалованность

Сегодня родители зачастую делают ребенка центром своего внимания, удовлетворяя все его капризы и не способствуя его самостоятельности. Негативные последствия такого воспитания становятся явными. Дети не учатся отстаивать свое мнение и не умеют принимать самостоятельные решения. Они постоянно следуют указаниям родителей и не задумываются о своем будущем.

Дети начальной школы часто не способны самостоятельно собрать свой рюкзак, правильно разместив в нем учебники и тетради. Девочки-подростки не умеют готовить простые блюда или наводить порядок, а мальчики зачастую не помогают с мытьем посуды или уборкой своих комнат.

Школьники также могут столкнуться с нравственными проблемами. Ребенка могут избаловать как неработающие матери, так и те, кто чрезмерно занят. В первом случае они делают все за ребенка, не приучая его к домашним делам. Во втором — пытаются компенсировать отсутствие своей заботы дорогими игрушками и гаджетами.

Если материальное положение семьи станет хуже, младший школьник будет продолжать требовать новые вещи и может закатить истерику. Подростки могут начать вести себя агрессивно по отношению к взрослым или даже прибегнуть к кражам.

Зависимость от гаджетов

Зависимость от цифровых устройств является одной из серьезных проблем школьников поколения Альфа (термин, введенный австралийским социологом Марком Маккриндлом в статье о проблемах школьников для детей, рожденных после 2010 года). У них наблюдаются уникальные поведенческие особенности.

Одной из проблем современных младших школьников является взаимодействие с гаджетами практически с рождения. Первоклассники уже освоили использование телефонов и планшетов: они просматривают мультфильмы, играют в видеоигры и находят нужную информацию.

У некоторых детей формируется зависимость от игр. Они игнорируют домашние задания, отказываются гулять, проводя все время за экранами телефонов или компьютеров. Эти дети перестают различать реальность и виртуальную игру. Таким школьникам требуется помощь психологов и медицинских работников.

Топ-9 проблем современных школьников
Источник: EyeEm/ freepik.com

Подростки активно обмениваются мнениями в социальных сетях и используют интернет в поиске информации для своих проектов. Тем не менее они могут начать общаться с незнакомыми людьми и посещать сомнительные сайты.

Чтобы предотвратить это, родителям стоит включить на устройствах функцию родительского контроля. Эта программа будет ограничивать доступ к нежелательному контенту.

Цифровые устройства несут с собой и другие риски. С их помощью школьники могут мгновенно получать доступ к любой информации. Дети рано начинают понимать, что запоминать новый учебный материал не требуется, так как интернет дает ответы на все вопросы. В результате у учащихся наблюдается ухудшение когнитивных навыков.

Педагоги отмечают, что из-за зависимости от гаджетов дети стали значительно реже читать книги. Как следствие, учащиеся делают много ошибок в своих письменных заданиях и не способны адекватно оценивать прочитанную информацию.

Современные эксперты в области проблем психологии школьников обращают внимание на проблему клипового мышления у школьников поколения Альфа. Они не анализируют и не сопоставляют свои знания, а просто транслируют информацию, которую удалось быстро найти в интернете.

Преодолеть зависимость от цифровых устройств бывает довольно сложно. Родителям следует читать ребенку книги перед сном и знакомить их с детскими журналами. Полезно также записывать детей на занятия танцами или в музыкальные кружки. В выходные дни можно всей семьей поиграть в настольные игры или устроить пикник на свежем воздухе.

Не всегда полезно полностью изолировать детей от технологий, так как это может привести к социальным проблемам у младших школьников. Одна женщина, мама школьника, делилась, что с раннего возраста пыталась оградить сына от гаджетов: она не позволяла ему иметь телефон и запрещала забирать устройства у старших членов семьи.

Вместо этого она постоянно читала ему книги. Когда мальчик пошел в школу, он долго не мог завести друзей и чувствовал себя изолированным. Его одноклассники увлеченно играли в онлайн-игры и не проявляли интереса к общению с теми, кто не участвовал в этих играх.

Излишняя перегруженность

Еще одна проблема младших школьников в школе – это высокая учебная нагрузка. В 1–4 классах обычно 5 уроков, а в средней и старшей бывает 6–7. По большинству предметов задаются домашние задания, на выполнение которых уходит много времени. Учителя отмечают, что учебники написаны сложным языком и содержат термины, непонятные детям, что затрудняет понимание текстов.

Топ-9 проблем современных школьников
Источник: DC Studio/ freepik.com

Учащихся вынуждают участвовать во внеклассных мероприятиях, конкурсах и олимпиадах. Дети посещают различные кружки и секции, а некоторые родители записывают их на занятия по музыке, спорту или искусству. Старшеклассники часто занимаются с репетиторами, готовясь к ОГЭ и ЕГЭ. В результате у детей и подростков почти не остается времени для прогулок и отдыха, что приводит к повышенной тревожности и раздражительности.

Погоня за успехом

Одержимость успехом своих детей — это еще одна крайность, с которой сталкиваются современные мамы и папы. Они мечтают видеть своего ребенка отличником, самым умным и образцовым учеником в классе, а также победителем разнообразных олимпиад, конкурсов и спортивных состязаний.

Излишне строгие родители жестко критикуют своего ребенка за каждую четверку, отправляют его на множество секций и требуют выдающихся результатов в каждой из них.

Иногда можно встретить детей с чрезмерной самовлюбленностью, которые по своей инициативе стремятся занимать первые позиции в любых начинаниях. Необходимо помнить, что высокие нагрузки и постоянная конкуренция с ровесниками могут вызвать нервные срывы.

Высокая конкуренция

Одна из проблем развития современных школьников – стремление не только к успехам в учебе, но и к популярности среди сверстников. Подростки часто задаются вопросами о своем статусе в коллективе и мнении одноклассников. Поиск ответов на эти волнующие вопросы может быть болезненным, что иногда приводит к ухудшению учебных результатов и напряженности в общении с окружающими.

Ухудшение здоровья

Минздрав отмечает ухудшение здоровья среди детей. В России только 12 % школьников можно считать здоровыми. У многих из них диагностируются анемия и нарушения работы пищеварительной системы. Основные причины проблем жизни школьников — неблагоприятная экологическая обстановка, недостаток прогулок на свежем воздухе и неправильное питание.

Регулярное использование гаджетов приводит к ухудшению зрения. Сидячий образ жизни способствует возникновению ожирения и проблем с опорно-двигательным аппаратом. Частые стрессы и перегрузки негативно влияют на психическое здоровье школьников, увеличивая риск развития неврозов и депрессий. К тому же с каждым годом возрастает число случаев суицидов среди детей и подростков.

Педагоги и родители обязаны тщательно контролировать здоровье детей. Необходимо регулярно проходить ежегодные медицинские осмотры. При возникновении даже незначительных подозрений на наличие заболеваний необходимо незамедлительно обращаться к врачам.

Социальное расслоение

Рассмотрим социальные проблемы современных школьников. В школу ходят дети из семей с разным уровнем достатка: как богатых, так и бедных. Часто одноклассники могут изводить ребенка, который носит недорогие кроссовки и использует простой кнопочный телефон. Дети с ограниченными возможностями также могут обучаться в одном классе со здоровыми сверстниками, но нередко становятся жертвами насмешек.

В школьной среде иногда оказываются дети разных национальностей и конфессий. Каждый ребенок рискует стать жертвой буллинга.

Классные руководители, а также другие педагоги и школьные психологи должны активно вмешиваться, чтобы остановить любые попытки издевательств, и обсуждать с обидчиками недопустимость их поведения.

Ранняя ответственность за выбор

В современных российских школах активно вводится профильное обучение, позволяющее старшеклассникам выбирать предметы для углубленного изучения. Подростки 14–15 лет способны анализировать свои интересы и склонности, что помогает им определяться с будущей профессией. Однако для детей 11–12 лет подобная задача более сложная, и внедрение профильного обучения в этом возрасте нецелесообразно.

Множество проблем, с которыми сталкиваются современные школьники, можно решить через сотрудничество родителей, учителей и психологов.

Внешние признаки проблем в школе у ребенка

Многие родители понимают, что у ребенка возникают трудности в учебе, только когда их приглашают в школу. Проблемы в отношениях с одноклассниками могут оставаться тайной на протяжении нескольких лет.

Внешние признаки проблем в школе у ребенка
Источник: help-me-please/ freepik.com

Выявить, что у ребенка есть актуальные проблемы младших школьников, бывает непросто. Если в семье налажены доверительные отношения, ребенок может сам рассказать о своих трудностях. Однако многие дети предпочитают молчать из-за стыда, страха наказания или опасения показаться ябедами. В таких ситуациях родители могут обратить внимание на определенные признаки, указывающие на возникшие сложности.

  • Скрытность

Ребенок перестал делиться событиями, происходящими на переменах, и не сообщает о новостях своих друзей. На вопросы он отвечает лаконично и не проявляет желания углубляться в обсуждение.

  • Смена настроения

Вечером ребенок ведет себя спокойно, но стоит только напомнить о школе, как он начинает расстраиваться. Утром же настроение подростка остается плохим – его портят мысли о необходимости идти в школу.

  • Медлительность

Ученик старается потянуть время, собираясь как можно медленнее, чтобы отложить выход из дома.

  • Частые болезни

Головная боль, усталость, кашель, насморк, озноб или ломота в теле — все это тревожные симптомы. Если они исчезают в выходные, это может быть поводом для беспокойства.

  • Агрессия или аутоагрессия

Ребенок часто ведет себя агрессивно или испытывает тревогу, срывая свои эмоции на других детях в семье или домашних животных. Он может тянуть за волосы, кусать себя или проявлять аутоагрессию через другие действия.

  • Пропадают и портятся вещи

Дети могут быть невнимательными и время от времени терять вещи, например, рюкзак или тетрадь. Однако если это происходит с регулярной частотой, стоит задуматься о возможных проблемах.

  • Социальная изоляция

Ребёнок не проявляет интереса к общению с одноклассниками и отказывается участвовать в школьных праздниках или совместных мероприятиях.

  • Прогулы

Часто учащиеся пропускают занятия по разным причинам: от проблем мотивации школьника и потери интереса к учебе до социальных факторов, таких как давление со стороны сверстников или сложности в семье. Прогулы могут приводить к отставанию в учебе, ухудшению успеваемости и даже к негативным последствиям для психического здоровья.

Способы помочь школьнику справиться с проблемами

Для решения проблем поведения младших школьников необходимо объединить усилия родителей, учителей и самого ребенка. Специалисты советуют разнообразить внеучебную деятельность, включая спорт, туризм и кружки, а также развивать коммуникацию на основе общих интересов. В сложных ситуациях помощь психолога или психотерапевта может быть крайне полезной для преодоления трудностей и негативных эмоций.

Способы помочь школьнику справиться с проблемами
Источник: freepik/ freepik.com

Медикаментозная поддержка способна оказать положительное влияние. Существуют препараты, ориентированные на эмоциональную сферу детей и подростков, которые позволят смягчить эмоциональные переживания и уменьшить симптомы тревоги и стресса.

Ребенок легче войдет в школьный режим, если в семье царит дисциплина и установлен распорядок дня, включая регулярное время подъема и отхода ко сну.

Формирование личности невозможно без развития ответственности. Для ее укрепления полезно поручать подростку выполнение регулярных обязанностей, соответствующих его возрасту и способностям. Это могут быть такие задачи, как уборка в комнате, выгуливание домашних животных, помощь в приготовлении пищи. И их нельзя игнорировать.

Не следует выполнять за подростка те задания, с которыми он испытывает трудности: важно, чтобы он учился преодолевать сложности самостоятельно. Это поможет ребенку быстрее адаптироваться к требованиям, предъявляемым в школе.

Подросток должен обладать следующими навыками:

  • Быть способным самостоятельно собирать тетради, учебники и школьные принадлежности. Этот навык следует формировать еще в детском саду, за год до поступления в школу.
  • Ребенку можно оказывать поддержку, но не стоит напоминать ему о забытом предмете. Столкнувшись с отсутствием нужной вещи, школьник лучше усвоит, что важно все заранее проверять. Если он не может запомнить, разумнее всего проконтролировать наличие нужных предметов в рюкзаке перед выходом. Для детей, которые еще не умеют читать и писать, картинки могут стать отличной альтернативой списку.
  • Способность различать чистую и грязную одежду и обувь — важный навык, который поможет ребенку подготовиться к школе. Хотя это простая задача, она играет значительную роль в развитии ответственности в детском возрасте.
  • Ребенок должен научиться не только собирать вещи и принадлежности, но и соблюдать временные рамки: приходить в школу вовремя и не опаздывать на уроки. Тайм-менеджмент — ключ к дисциплине, отсутствие которой может стать проблемой для развития младших школьников.
  • Обращайте внимание на различия в подготовке к школе в разные дни. Например, в дни уроков физкультуры комплект принадлежностей будет иным. Совместно с ребенком составьте календарь, в котором отметьте особые дни подготовки.

Часто задаваемые вопросы о проблемах школьников

С какими проблемами могут сталкиваться родители школьников?

Объем домашнего задания может быть чрезмерным, занимая 3–5 часов в день, и ребенок не всегда справляется без помощи взрослого. Это приводит к необходимости постоянного контроля и давления со стороны родителей, чтобы дети выполняли уроки.

Какие школьные проблемы могут возникать у школьников в учёбе?

Боязнь низких оценок и экзаменов, чрезмерная нагрузка в школе и трудные отношения с учителями могут сильно сказываться на эмоциональном состоянии ребенка.

Как помочь ребёнку справиться с симптомами психологического неблагополучия?

При психологических проблемах младших школьников родителям следует акцентировать внимание не на оценках ребенка, а на его индивидуальных достижениях: как тщательно он пишет в тетради, с какой скоростью запоминает стихотворения и какие уникальные рисунки создает.

Что делать, если у ребёнка не складываются отношения с определённым педагогом?

Сначала полезно оценить ситуацию и выяснить, как учитель взаимодействует с другими учениками.

Современные дети сталкиваются с проблемами, вызванными новыми технологиями, системой образования и социальной средой. Родителям следует разобраться в этих причинах и разработать способы поддержки. Вместо того чтобы запрещать компьютерные игры, разумнее предложить детям интересные альтернативы для досуга.

Многие трудности, с которыми сталкиваются дети и подростки, также касаются взрослых. Поэтому необходимо применять комплексный подход: если вы хотите, чтобы ваш ребенок меньше смотрел телевизор, уделял больше времени чтению или занимался спортом, просто требовать этого недостаточно. Важно показывать собственный пример.

Источник изображения на шапке: gpointstudio/ freepik.com

Материалы основаны на следующих источниках:

  • Макарова Л. П., Соловьёв А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников //Молодой ученый. – 2013. – №. 12. – С. 494-496.
  • Вавилов Ю. П. Проблемы учебной неуспеваемости школьников //Ярославский педагогический вестник. – 2016. – №. 2. – С. 19-24.
  • Безруких М. М. Здоровье школьников, проблемы, пути решения //Сибирский педагогический журнал. – 2012. – №. 9. – С. 11-16.

Вам также может понравиться
Цель системы образования и роль родителей в ней
21.04.2025

Цель системы образования и роль родителей в ней

О чем речь? Цель системы образования заключается в развитии ...

Формирование ответственности у детей разных возрастов

Формирование ответственности у детей разных возрастов

Что подразумевает? Формирование ответственности у детей пред...

Невнимательный ребенок: причины, последствия, исправление
21.04.2025

Невнимательный ребенок: причины, последствия, исправление

О чем речь? Невнимательный ребенок выглядит мило в 2-3 года,...

Как развить уверенность у ребенка: основные правила

Как развить уверенность у ребенка: основные правила

В чем сложность? Развить уверенность в себе у ребенка предст...

Тревожность у детей: причины, симптомы и советы родителям

Тревожность у детей: причины, симптомы и советы родителям

О чем речь? Тревожность у детей – повышенное беспокойство и ...

Творческое воображение ребенка: как формируется и чем полезно

Творческое воображение ребенка: как формируется и чем полезно

Что это? Творческое воображение ребенка – способность создав...

Формирование и смена социальных ролей детей

Формирование и смена социальных ролей детей

Как появляются? Социальные роли детей формируются в различны...

Система оценок в школе: для чего нужна и какие бывают
17.04.2025

Система оценок в школе: для чего нужна и какие бывают

О чем речь? Система оценок в школе – совокупность критериев,...

Самооценка у детей и варианты ее развития

Самооценка у детей и варианты ее развития

О чем речь? Самооценка у детей начинает формироваться с само...

Забрать подарок

Забрать подарок

Бесплатный семинар
для родителей
с психологом
Записаться