- Проблемы школьников разных возрастов
- Младшие классы
- Средние классы
- Старшие классы
- Топ-9 проблем современных школьников
- Эмоциональное неблагополучие, связанное с разладом в семьях
- Несамостоятельность, избалованность
- Зависимость от гаджетов
- Излишняя перегруженность
- Погоня за успехом
- Высокая конкуренция
- Ухудшение здоровья
- Социальное расслоение
- Ранняя ответственность за выбор
- Внешние признаки проблем в школе у ребенка
- Способы помочь школьнику справиться с проблемами
- Часто задаваемые вопросы о проблемах школьников
- С какими проблемами могут сталкиваться родители школьников?
- Какие школьные проблемы могут возникать у школьников в учёбе?
- Как помочь ребёнку справиться с симптомами психологического неблагополучия?
- Что делать, если у ребёнка не складываются отношения с определённым педагогом?
- Материалы основаны на следующих источниках:
О чем речь? Проблемы школьников часто взаимосвязаны, создавая порочный круг. Например, плохие оценки приводят к стрессу и заниженной самооценке, что, в свою очередь, еще больше усложняет учебу.
Что нужно помнить? Каждый ребенок уникален, и проблемы, с которыми он сталкивается, требуют индивидуального подхода. Уделяя внимание и оказывая заботу, у взрослого получится разрешить любые проблемы школьника.
Проблемы школьников разных возрастов
Проблемы, с которыми встречаются школьники, можно разделить на три ключевые категории:
- Освоение учебного материала.
- Взаимодействие с одноклассниками и другими учащимися.
- Отношения с педагогами.
Одиннадцать лет школьного обучения представляют собой значительный промежуток времени в жизни ребенка и подростка. За этот период любознательный первоклассник превращается в почти взрослого человека, готового вступить во взрослую жизнь.
Весь школьный путь можно условно разделить на три ключевых этапа: начальную, среднюю и старшую школу. Каждый из этих периодов сопровождается специфическими психологическими проблемами у русских школьников, которые требуют особенного внимания и подхода.
Младшие классы
Период младшего школьного возраста, который охватывает возраст от 6 до 11 лет, соответствует обучению в 1–4 классах обычной школы. В этот период основными проблемами школьников становятся адаптация к новым условиям и формирование самостоятельности. Какие проблемы школьников могут возникнуть практически сразу после того, как ребенок впервые окажется в школьной обстановке:
- Дети начинают школьное обучение без достаточных навыков взаимодействия как с одноклассниками, так и с учителями. Это особенно затруднительно для тех, кто не имел опыта общения в яслях или детском саду. В результате уровень готовности таких детей к учебному процессу остается на низком уровне, а также могут возникнуть проблемы общения у школьников.
- В возрасте 7 лет детям важно много двигаться и сидеть за партой – физически трудно. Особенно трудно это дается детям с потребностями в физической активности.
- Темперамент детей варьируется: одни являются чрезмерно активными, в то время как другие, попадая в незнакомую обстановку, испытывают страх и подавленность. В результате часто робкие и неуверенные в себе дети становятся жертвами задиристых одноклассников.
- Современные дети с раннего возраста активно используют смартфоны и планшеты, что способствует развитию зрительной памяти. Однако восприятие информации на слух у них часто оказывается слабым, что приводит к проблемам в обучении школьников и затрудняет понимание и запоминание слов учителя на уроках.
- Современные образовательные стандарты зачастую являются слишком высокими. К примеру, от детей ожидается, что они будут уметь читать, писать и считать ещё до начала школы, в то время как их родители обучались этим навыкам только в 1 классе. Учителя нередко дают задания сложной структуры, а учебные материалы могут быть недостаточно ясными. Это создает дополнительные трудности в процессе освоения учебного материала.
- Из-за учебных проблем младший школьник часто оказывается не в состоянии справиться с выполнением домашних заданий самостоятельно, и на помощь приходят родители. К сожалению, такая поддержка часто приводит к конфликтам. Родители могут повышать голос, ругать и критически отзываться о способностях своего ребенка. В итоге у ученика формируется страх, снижается уверенность в себе и возникает ощущение беспомощности.
- Учителя часто проявляют предвзятость к ученикам, начиная с первых дней обучения, когда они делят детей на удобных (тихие, послушные, всегда все делают, родители постоянно ходят к учителю), и неудобных (которые плохо концентрируют внимание, у них нетребовательные родители). Это деление далеко от объективности. Дети чувствуют несправедливость и реагируют на нее по-разному: некоторые начинают плохо себя вести, в то время как другие теряют интерес к учебе.
Результатом указанных проблем обучения младших школьников становятся низкие академические достижения и негативные эмоции, включая разочарование, уныние и сомнения в собственных силах. Тем не менее в некоторых ситуациях поддержка родителей и внимательных учителей может сыграть ключевую роль в преодолении страха перед усвоением новой информации и способствовать повышению успеваемости.

В большинстве случаев ученик переходит в 5 класс, не раз до этого уже встретившись с определенными проблемами образования младших школьников.
Средние классы
Средний школьный возраст охватывает период с 11–12 до 14–15 лет и соответствует обучению в 5–7 классах. В это время учащиеся сталкиваются с увеличением числа и серьезности проблем. Вот какие трудности могут возникнуть у ученика при поступлении в 5 класс:
- Количество предметов возросло, что, в свою очередь, требует усвоения большего объема информации.
- Учебный материал становится более сложным, а темы все больше взаимосвязаны. Если ученик застревает на каком-то этапе или что-то упускает, то впоследствии восстановить утраченные знания становится крайне трудно, а иногда даже невозможно без помощи репетиторов. После таких неудач успеваемость может резко упасть. Эти проблемы могут возникнуть даже у талантливых детей.
- Ранее все дисциплины вел один педагог. Теперь же за каждый предмет отвечает отдельный преподаватель. Каждый из них работает в нескольких параллелях и за день взаимодействует с большим количеством учеников. В отличие от учителей начальных классов, у них нет возможности уделять внимание каждому ребенку.
- Каждый педагог обладает своими уникальными чертами характера и стилем преподавания. Ученикам иногда сложно адаптироваться к этим особенностям, что может провоцировать у них психологический стресс.
- Средний школьный возраст совпадает с началом полового созревания, что вызывает значительные изменения в психике и поведении подростков. Гормональные изменения могут приводить к провокационному отношению школьников к взрослым, конфликтам и участию в травле одноклассников.
Некоторые родители, вместо того чтобы углубиться в понимание возрастной психологии своего ребенка и предложить поддержку, предпочитают игнорировать неадекватное поведение или даже содействовать его проявлениям. В результате это лишь усугубляет существующие психолого-педагогические проблемы младших школьников.
Прием заявок
до: 14.04
Снижение успеваемости в этот период – естественный процесс. Ребенок больше сконцентрирован на себе, чем на учебе. Здесь ему может потребоваться помощь взрослых.
Старшие классы
Дети старшего школьного возраста обучаются в 8-11 классах. Основные проблемы, с которыми сталкиваются школьники, касаются выбора профессии и определения своего будущего пути.
У большинства молодых людей решение о предстоящем принимается только к окончанию школы, но часто они начинают заранее беспокоиться о своих перспективах. Эта неопределенность порождает душевный дискомфорт и тревожные чувства.
На этом этапе появляется страх перед сдачей экзаменов. Ребенок может чувствовать сильное психоэмоциональное напряжение и важно, чтобы родители не давили и не концентрировали внимание только на том, что теперь вся жизнь ребенка зависит от результатов экзаменов. Здесь нужно больше поддержки, понимания, техник работы с эмоциями у ребенка и родителя, так как сейчас сложно всем.
Также формируются различные психологические конфликты. Например, подростки могут сталкиваться с родителями, которые настойчиво советуют или даже принуждают их к выбору профессии, не соответствующей их желаниям. Кроме того, внутренний конфликт может возникнуть у старшеклассника, который разрывается между стремлением заниматься тем, что ему по душе, и желанием выбрать путь, обещающий большие финансовые и карьерные возможности.

Противоположная проблема возникает у старшеклассников, которые уже определились с выбором специальности и берут на себя значительное количество учебной нагрузки. Чтобы успешно поступить в желаемое учебное заведение, им необходимо углубленно изучать ряд предметов. Этот процесс может приводить к стрессу, что, в свою очередь, вызывает такие чувства, как бессонница, раздражительность и постоянное беспокойство о своих результатах.
Топ-9 проблем современных школьников
Современные дети-школьники сталкиваются с рядом проблем, которые у ребят прошлых поколений возникали весьма редко. Некоторые из трудностей, возникающие у учащихся, были совершенно незнакомы детям предыдущих десятилетий. Рассмотрим следующие примеры проблем школьников.
Эмоциональное неблагополучие, связанное с разладом в семьях
Современное эмоциональное неблагополучие у школьников, согласно мнению психологов и социологов, связано с кризисом семейных отношений. Разводы родителей стали более распространенными, и многие не могут прийти к соглашению по проблемам воспитания школьников, часто начиная новые отношения. В результате отцы нередко оказываются равнодушными к своим детям, порой полностью игнорируя их потребности. В итоге значительное число школьников растет в неполных семьях, что негативно сказывается на их эмоциональном состоянии.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids

Уже скачали 527 человек
5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Дети болезненно реагируют на напряженность в отношениях между родителями и распад семьи. В результате у школьников могут развиться сильное чувство одиночества и ощущение, что их никто не ценит.
Семейные проблемы родителей школьников требуют решения и внимания. Родителям важно регулярно общаться с детьми и демонстрировать им свою любовь. Матери не следует запрещать ребенку общаться с отцом, даже если родители не живут вместе. В то же время отец не должен высказываться негативно о матери и настраивать ребенка против нее.
Если отец проживает в другом городе, он может время от времени звонить своему ребенку и поддерживать общение через социальные сети.
Если мать планирует второй брак, ей важно заранее рассказать об этом ребенку. Младшему школьнику следует объяснить, что мама никогда его не оставит и будет продолжать заботиться о нем.
Подростки особенно остро воспринимают приход отчима в семью. Школьнику необходимо наладить с ним взаимопонимание и найти общие интересы.
Наличие обоих родителей у ребенка не всегда означает, что он воспитывается в счастливой семье. Иногда мама и папа могут задерживаться на работе до позднего вечера и не находить времени для общения с ребенком даже в выходные. Кроме того, в современных семьях случаются проблемы с алкоголизмом и наркоманией.
Родители подобного типа не проявляют заботы об эмоциональном состоянии своих детей, не предлагают им советы и не делятся своим жизненным опытом. Отсутствие надзора и контроля со стороны взрослых приводит к серьезным последствиям для школьников. У детей наблюдается снижение успеваемости и проявление агрессии. У подростков могут развиться вредные привычки, а также повыситься риск суицидальных состояний.

Родителям важно находить время для общения с ребенком, особенно в выходные дни. Например, можно устроить совместные занятия спортом, посетить выставку или музей, а также проводить вечера за настольными играми или книгами вместе. Тогда проблем с чтением у школьников не возникнет.
Некоторые родители боятся избаловать ребенка и поэтому прекращают обнимать и хвалить его, даже когда он добивается успехов. В результате ребенок испытывает сильные переживания, считая, что родители его разлюбили. Важно не стесняться проявлять любовь, так как эмоциональная поддержка детей — одна из основных задач родителей.
Если родителям не удается справиться с семейными конфликтами, следует воспользоваться поддержкой психолога. Не стоит опасаться обращаться к профессионалам за помощью.
Несамостоятельность, избалованность
Сегодня родители зачастую делают ребенка центром своего внимания, удовлетворяя все его капризы и не способствуя его самостоятельности. Негативные последствия такого воспитания становятся явными. Дети не учатся отстаивать свое мнение и не умеют принимать самостоятельные решения. Они постоянно следуют указаниям родителей и не задумываются о своем будущем.
Дети начальной школы часто не способны самостоятельно собрать свой рюкзак, правильно разместив в нем учебники и тетради. Девочки-подростки не умеют готовить простые блюда или наводить порядок, а мальчики зачастую не помогают с мытьем посуды или уборкой своих комнат.
Школьники также могут столкнуться с нравственными проблемами. Ребенка могут избаловать как неработающие матери, так и те, кто чрезмерно занят. В первом случае они делают все за ребенка, не приучая его к домашним делам. Во втором — пытаются компенсировать отсутствие своей заботы дорогими игрушками и гаджетами.
Если материальное положение семьи станет хуже, младший школьник будет продолжать требовать новые вещи и может закатить истерику. Подростки могут начать вести себя агрессивно по отношению к взрослым или даже прибегнуть к кражам.
Зависимость от гаджетов
Зависимость от цифровых устройств является одной из серьезных проблем школьников поколения Альфа (термин, введенный австралийским социологом Марком Маккриндлом в статье о проблемах школьников для детей, рожденных после 2010 года). У них наблюдаются уникальные поведенческие особенности.
Одной из проблем современных младших школьников является взаимодействие с гаджетами практически с рождения. Первоклассники уже освоили использование телефонов и планшетов: они просматривают мультфильмы, играют в видеоигры и находят нужную информацию.
У некоторых детей формируется зависимость от игр. Они игнорируют домашние задания, отказываются гулять, проводя все время за экранами телефонов или компьютеров. Эти дети перестают различать реальность и виртуальную игру. Таким школьникам требуется помощь психологов и медицинских работников.

Подростки активно обмениваются мнениями в социальных сетях и используют интернет в поиске информации для своих проектов. Тем не менее они могут начать общаться с незнакомыми людьми и посещать сомнительные сайты.
Чтобы предотвратить это, родителям стоит включить на устройствах функцию родительского контроля. Эта программа будет ограничивать доступ к нежелательному контенту.
Цифровые устройства несут с собой и другие риски. С их помощью школьники могут мгновенно получать доступ к любой информации. Дети рано начинают понимать, что запоминать новый учебный материал не требуется, так как интернет дает ответы на все вопросы. В результате у учащихся наблюдается ухудшение когнитивных навыков.
Педагоги отмечают, что из-за зависимости от гаджетов дети стали значительно реже читать книги. Как следствие, учащиеся делают много ошибок в своих письменных заданиях и не способны адекватно оценивать прочитанную информацию.
Современные эксперты в области проблем психологии школьников обращают внимание на проблему клипового мышления у школьников поколения Альфа. Они не анализируют и не сопоставляют свои знания, а просто транслируют информацию, которую удалось быстро найти в интернете.
Преодолеть зависимость от цифровых устройств бывает довольно сложно. Родителям следует читать ребенку книги перед сном и знакомить их с детскими журналами. Полезно также записывать детей на занятия танцами или в музыкальные кружки. В выходные дни можно всей семьей поиграть в настольные игры или устроить пикник на свежем воздухе.
Не всегда полезно полностью изолировать детей от технологий, так как это может привести к социальным проблемам у младших школьников. Одна женщина, мама школьника, делилась, что с раннего возраста пыталась оградить сына от гаджетов: она не позволяла ему иметь телефон и запрещала забирать устройства у старших членов семьи.
Вместо этого она постоянно читала ему книги. Когда мальчик пошел в школу, он долго не мог завести друзей и чувствовал себя изолированным. Его одноклассники увлеченно играли в онлайн-игры и не проявляли интереса к общению с теми, кто не участвовал в этих играх.
Излишняя перегруженность
Еще одна проблема младших школьников в школе – это высокая учебная нагрузка. В 1–4 классах обычно 5 уроков, а в средней и старшей бывает 6–7. По большинству предметов задаются домашние задания, на выполнение которых уходит много времени. Учителя отмечают, что учебники написаны сложным языком и содержат термины, непонятные детям, что затрудняет понимание текстов.

Учащихся вынуждают участвовать во внеклассных мероприятиях, конкурсах и олимпиадах. Дети посещают различные кружки и секции, а некоторые родители записывают их на занятия по музыке, спорту или искусству. Старшеклассники часто занимаются с репетиторами, готовясь к ОГЭ и ЕГЭ. В результате у детей и подростков почти не остается времени для прогулок и отдыха, что приводит к повышенной тревожности и раздражительности.
Погоня за успехом
Одержимость успехом своих детей — это еще одна крайность, с которой сталкиваются современные мамы и папы. Они мечтают видеть своего ребенка отличником, самым умным и образцовым учеником в классе, а также победителем разнообразных олимпиад, конкурсов и спортивных состязаний.
Излишне строгие родители жестко критикуют своего ребенка за каждую четверку, отправляют его на множество секций и требуют выдающихся результатов в каждой из них.
Иногда можно встретить детей с чрезмерной самовлюбленностью, которые по своей инициативе стремятся занимать первые позиции в любых начинаниях. Необходимо помнить, что высокие нагрузки и постоянная конкуренция с ровесниками могут вызвать нервные срывы.
Высокая конкуренция
Одна из проблем развития современных школьников – стремление не только к успехам в учебе, но и к популярности среди сверстников. Подростки часто задаются вопросами о своем статусе в коллективе и мнении одноклассников. Поиск ответов на эти волнующие вопросы может быть болезненным, что иногда приводит к ухудшению учебных результатов и напряженности в общении с окружающими.
Ухудшение здоровья
Минздрав отмечает ухудшение здоровья среди детей. В России только 12 % школьников можно считать здоровыми. У многих из них диагностируются анемия и нарушения работы пищеварительной системы. Основные причины проблем жизни школьников — неблагоприятная экологическая обстановка, недостаток прогулок на свежем воздухе и неправильное питание.
Регулярное использование гаджетов приводит к ухудшению зрения. Сидячий образ жизни способствует возникновению ожирения и проблем с опорно-двигательным аппаратом. Частые стрессы и перегрузки негативно влияют на психическое здоровье школьников, увеличивая риск развития неврозов и депрессий. К тому же с каждым годом возрастает число случаев суицидов среди детей и подростков.
Педагоги и родители обязаны тщательно контролировать здоровье детей. Необходимо регулярно проходить ежегодные медицинские осмотры. При возникновении даже незначительных подозрений на наличие заболеваний необходимо незамедлительно обращаться к врачам.
Социальное расслоение
Рассмотрим социальные проблемы современных школьников. В школу ходят дети из семей с разным уровнем достатка: как богатых, так и бедных. Часто одноклассники могут изводить ребенка, который носит недорогие кроссовки и использует простой кнопочный телефон. Дети с ограниченными возможностями также могут обучаться в одном классе со здоровыми сверстниками, но нередко становятся жертвами насмешек.
В школьной среде иногда оказываются дети разных национальностей и конфессий. Каждый ребенок рискует стать жертвой буллинга.
Классные руководители, а также другие педагоги и школьные психологи должны активно вмешиваться, чтобы остановить любые попытки издевательств, и обсуждать с обидчиками недопустимость их поведения.
Ранняя ответственность за выбор
В современных российских школах активно вводится профильное обучение, позволяющее старшеклассникам выбирать предметы для углубленного изучения. Подростки 14–15 лет способны анализировать свои интересы и склонности, что помогает им определяться с будущей профессией. Однако для детей 11–12 лет подобная задача более сложная, и внедрение профильного обучения в этом возрасте нецелесообразно.
Множество проблем, с которыми сталкиваются современные школьники, можно решить через сотрудничество родителей, учителей и психологов.
Внешние признаки проблем в школе у ребенка
Многие родители понимают, что у ребенка возникают трудности в учебе, только когда их приглашают в школу. Проблемы в отношениях с одноклассниками могут оставаться тайной на протяжении нескольких лет.

Выявить, что у ребенка есть актуальные проблемы младших школьников, бывает непросто. Если в семье налажены доверительные отношения, ребенок может сам рассказать о своих трудностях. Однако многие дети предпочитают молчать из-за стыда, страха наказания или опасения показаться ябедами. В таких ситуациях родители могут обратить внимание на определенные признаки, указывающие на возникшие сложности.
- Скрытность
Ребенок перестал делиться событиями, происходящими на переменах, и не сообщает о новостях своих друзей. На вопросы он отвечает лаконично и не проявляет желания углубляться в обсуждение.
- Смена настроения
Вечером ребенок ведет себя спокойно, но стоит только напомнить о школе, как он начинает расстраиваться. Утром же настроение подростка остается плохим – его портят мысли о необходимости идти в школу.
- Медлительность
Ученик старается потянуть время, собираясь как можно медленнее, чтобы отложить выход из дома.
- Частые болезни
Головная боль, усталость, кашель, насморк, озноб или ломота в теле — все это тревожные симптомы. Если они исчезают в выходные, это может быть поводом для беспокойства.
- Агрессия или аутоагрессия
Ребенок часто ведет себя агрессивно или испытывает тревогу, срывая свои эмоции на других детях в семье или домашних животных. Он может тянуть за волосы, кусать себя или проявлять аутоагрессию через другие действия.
- Пропадают и портятся вещи
Дети могут быть невнимательными и время от времени терять вещи, например, рюкзак или тетрадь. Однако если это происходит с регулярной частотой, стоит задуматься о возможных проблемах.
- Социальная изоляция
Ребёнок не проявляет интереса к общению с одноклассниками и отказывается участвовать в школьных праздниках или совместных мероприятиях.
- Прогулы
Часто учащиеся пропускают занятия по разным причинам: от проблем мотивации школьника и потери интереса к учебе до социальных факторов, таких как давление со стороны сверстников или сложности в семье. Прогулы могут приводить к отставанию в учебе, ухудшению успеваемости и даже к негативным последствиям для психического здоровья.
Способы помочь школьнику справиться с проблемами
Для решения проблем поведения младших школьников необходимо объединить усилия родителей, учителей и самого ребенка. Специалисты советуют разнообразить внеучебную деятельность, включая спорт, туризм и кружки, а также развивать коммуникацию на основе общих интересов. В сложных ситуациях помощь психолога или психотерапевта может быть крайне полезной для преодоления трудностей и негативных эмоций.

Медикаментозная поддержка способна оказать положительное влияние. Существуют препараты, ориентированные на эмоциональную сферу детей и подростков, которые позволят смягчить эмоциональные переживания и уменьшить симптомы тревоги и стресса.
Ребенок легче войдет в школьный режим, если в семье царит дисциплина и установлен распорядок дня, включая регулярное время подъема и отхода ко сну.
Формирование личности невозможно без развития ответственности. Для ее укрепления полезно поручать подростку выполнение регулярных обязанностей, соответствующих его возрасту и способностям. Это могут быть такие задачи, как уборка в комнате, выгуливание домашних животных, помощь в приготовлении пищи. И их нельзя игнорировать.
Не следует выполнять за подростка те задания, с которыми он испытывает трудности: важно, чтобы он учился преодолевать сложности самостоятельно. Это поможет ребенку быстрее адаптироваться к требованиям, предъявляемым в школе.
Подросток должен обладать следующими навыками:
- Быть способным самостоятельно собирать тетради, учебники и школьные принадлежности. Этот навык следует формировать еще в детском саду, за год до поступления в школу.
- Ребенку можно оказывать поддержку, но не стоит напоминать ему о забытом предмете. Столкнувшись с отсутствием нужной вещи, школьник лучше усвоит, что важно все заранее проверять. Если он не может запомнить, разумнее всего проконтролировать наличие нужных предметов в рюкзаке перед выходом. Для детей, которые еще не умеют читать и писать, картинки могут стать отличной альтернативой списку.
- Способность различать чистую и грязную одежду и обувь — важный навык, который поможет ребенку подготовиться к школе. Хотя это простая задача, она играет значительную роль в развитии ответственности в детском возрасте.
- Ребенок должен научиться не только собирать вещи и принадлежности, но и соблюдать временные рамки: приходить в школу вовремя и не опаздывать на уроки. Тайм-менеджмент — ключ к дисциплине, отсутствие которой может стать проблемой для развития младших школьников.
- Обращайте внимание на различия в подготовке к школе в разные дни. Например, в дни уроков физкультуры комплект принадлежностей будет иным. Совместно с ребенком составьте календарь, в котором отметьте особые дни подготовки.
Часто задаваемые вопросы о проблемах школьников
С какими проблемами могут сталкиваться родители школьников?
Объем домашнего задания может быть чрезмерным, занимая 3–5 часов в день, и ребенок не всегда справляется без помощи взрослого. Это приводит к необходимости постоянного контроля и давления со стороны родителей, чтобы дети выполняли уроки.
Какие школьные проблемы могут возникать у школьников в учёбе?
Боязнь низких оценок и экзаменов, чрезмерная нагрузка в школе и трудные отношения с учителями могут сильно сказываться на эмоциональном состоянии ребенка.
Как помочь ребёнку справиться с симптомами психологического неблагополучия?
При психологических проблемах младших школьников родителям следует акцентировать внимание не на оценках ребенка, а на его индивидуальных достижениях: как тщательно он пишет в тетради, с какой скоростью запоминает стихотворения и какие уникальные рисунки создает.
Что делать, если у ребёнка не складываются отношения с определённым педагогом?
Сначала полезно оценить ситуацию и выяснить, как учитель взаимодействует с другими учениками.
Современные дети сталкиваются с проблемами, вызванными новыми технологиями, системой образования и социальной средой. Родителям следует разобраться в этих причинах и разработать способы поддержки. Вместо того чтобы запрещать компьютерные игры, разумнее предложить детям интересные альтернативы для досуга.
Многие трудности, с которыми сталкиваются дети и подростки, также касаются взрослых. Поэтому необходимо применять комплексный подход: если вы хотите, чтобы ваш ребенок меньше смотрел телевизор, уделял больше времени чтению или занимался спортом, просто требовать этого недостаточно. Важно показывать собственный пример.
Источник изображения на шапке: gpointstudio/ freepik.com
Материалы основаны на следующих источниках:
- Макарова Л. П., Соловьёв А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников //Молодой ученый. – 2013. – №. 12. – С. 494-496.
- Вавилов Ю. П. Проблемы учебной неуспеваемости школьников //Ярославский педагогический вестник. – 2016. – №. 2. – С. 19-24.
- Безруких М. М. Здоровье школьников, проблемы, пути решения //Сибирский педагогический журнал. – 2012. – №. 9. – С. 11-16.