- Понятие ответственности
- Формирование ответственности у детей дошкольного возраста
- Воспитание ответственности у детей младшего школьного возраста
- Воспитание социальной ответственности у подростков
- Советы родителям по формированию ответственности
- Поощряйте самостоятельность
- Не сравнивайте ни с кем своего ребенка
- Не навязывайте ребенку свои цели
- Не путайте ответственность с послушанием
- Подкрепляйте права обязанностями
- Разграничивайте зоны ответственности
- Будьте примером
- Готовьте подростка к трудностям
- Учите решать проблемы
- Обсуждайте с ребёнком последствия поступков
- Часто задаваемые вопросы о формировании ответственности детей
- Как передать ответственность ребенку?
- Как превратить поступки, в которых не хватает ответственности, в навыки?
- Как связать ответственность с правами?
- Материалы основаны на следующих источниках:
Что подразумевает? Формирование ответственности у детей предполагает создание условий, ситуаций, требующих выполнения задач и поручений ими. Азы закладываются еще в возрасте 3—5 лет, когда малыши уже могут выполнять посильные обязанности. В младших классах у детей происходит выработка сознательного отношения к ответственности как личностному качеству.
Почему важно воспитывать? Ответственность — умение отвечать за свои поступки и способность принимать решения, планировать свою деятельность, оценивать последствия своих действий и корректировать их при необходимости. Это качество помогает ребенку стать самостоятельным, уверенным в себе и успешным во взрослой жизни.
Понятие ответственности
Способность человека понимать, к каким последствиям приведут его действия, и готовность решать потом возникшие проблемы называется ответственностью. Взрослые люди должны уметь ее нести, проживать наступающую после их действий или бездействия реальность.
С другой стороны, ответственность — это внутреннее чувство человека. Это некая собранность перед вызовами внешнего мира, умение не пропустить «удар» судьбы в виде различных ситуаций, социальных задач, трудных решений.

Если попытаться собрать вместе проявления ответственности в виде поступков, то она выглядит так:
- умение делать самостоятельный выбор, принимать решения;
- выполнение своих обещаний в общении с людьми, договоренностей;
- способность быть верным своему слову, выполнять обязательства;
- успешная реализация социальных задач.
Говоря о формировании чувства ответственности у детей, нужно понимать, что взрослые должны стараться создать вокруг ребенка условия и контекст, когда названные выше качества можно будет проявить.
Формирование ответственности у детей дошкольного возраста
У детей дошкольного возраста степень развития самосознания пока еще небольшая.
Понятно, что быть ответственным — означает понимать, какое поведение разрешено, допустимо, а какое — нет. Естественно, дошкольник к этому не готов. Только очень постепенно он осваивает нормы и правила взрослого мира, и далеко не всегда это происходит сразу идеально.
Двухлетний ребенок при всем нашем желании не способен увидеть связь между своими поступками и грядущими последствиями, его нужно направлять и обучать.
В три года начинается период проявление личного «я» ребёнка. Ребенок, возможно, и усвоил некоторые требования старших, однако повышается интерес и желание делать по-своему. Здесь важно четкое обозначение границ, что допустимо, а что запрещено.
Прием заявок
до: 05.05
Прием заявок
до: 05.05
Правил необходимо придерживаться последовательно и системно, так кризис трех лет перенести будет легче. В процессе соблюдения установленных требований ребенок растет как личность, приобретает первую ответственность.
В возрасте 3,5—5 лет ребенок нуждается в контроле и подсказках родителей: как поступать, когда и что следует выполнить для учебы или здоровья, режима дня. Хорошо, если у малыша уже определена своя зона ответственности: убрать игрушки после игры, протереть пыль на доступных местах, подмести пол, пропылесосить, сложить свои вещи.
Должны быть простые домашние обязанности, которые были бы интересны ребенку и доставляли удовольствие. Обычно дети этого возраста посещают детский сад, где у ребенка тоже идет формирование социальной ответственности: как осторожно обращаться с игрушками, какие правила соблюдать в течение дня, как общаться со старшими и сверстниками.
Если малыш садик не посещает, родители сами должны научить его всему этому. Ребенок должен нести личную ответственность за свои дела. Важно, чтобы он не стал ведомым, а умел отвечать за себя и свои решения и понимать последствия.
Стоит отметить одну довольно распространенную ошибку: исправление на глазах у малыша его ошибок. К примеру, игрушки убраны, однако не в том порядке или не туда, как нужно маме. Однако ребенок, по сути, совершил правильное, ответственное действие. А мама начинает, ворча и ругаясь, перекладывать их, как ей удобно.
Для маленького человека подобные действия имеют негативные последствия! В нем закрепляется этот опыт: взрослые им недовольны. Вряд ли малыш будет и впредь хотеть складывать свои вещи, ведь его не поблагодарили за это.
Не закрепили в положительном ключе проявленную ответственность. Желание нести ее угасает, ведь все равно мама знает, как лучше и будет недовольна.
Что способствует формированию ответственности у детей в возрасте 5—7 лет? Ребенок уже отдает себе отчет, какое поведение нравится, какое — неприемлемо. Дети оценивают свои и чужие поступки сами по последствиям и по ответной реакции старших.
Они учатся видеть мотивы поступков, которые могут оказаться противоположны последствиям. Например, во время мытья посуды разбилась тарелка. Малыши более раннего возраста в этом видят только плохое событие, в то время как пятилетний ребенок и старше понимает, что здесь основное — желание помочь маме, а тарелка разбилась нечаянно.
Именно эта начинающая формироваться способность понимать и оценивать чужие и свои основные мотивы является серьезным потенциалом ответственности. Внешне у всех детей она формируется в период от 5 до 10 лет.
Ошибочно требовать от дошкольника высокого уровня исполнения. Его зона ответственности пока невелика: опрятный внешний вид, чистые личные вещи, бережное отношение к игрушкам и другим предметам.
Все на уровне его возраста и заботиться об этой части своей ответственности ребёнку проще, когда его чаще подбадривают, отказываются от критики, порой превращая процессы в игру.
Воспитание ответственности у детей младшего школьного возраста
В этом возрасте список дел, за которые ребенок отвечает персонально, расширяется. Помимо уроков, это могут быть уход за домашним питомцем, покупка хлеба для семьи. Список пополняется с возрастом доступными для исполнения задачами, повседневными и долгосрочными.
Важно добиться уровня, когда сын или дочь делают это без напоминаний. Однако нужно проявлять терпение и оказывать помощь, потому что уровня самоконтроля младших школьников пока недостаточно, чтобы в полной мере нести ответственность за эти задачи. Формирование ответственности у детей заключается в том, чтобы вовремя напомнить ребенку о возложенных на него обязанностях.

Все, что он способен выполнить сам, не должно быть сделано старшими. То есть не надо садиться с ним за уроки рядом, но стоит поинтересоваться, все ли домашние задания он сделал, прежде чем пошел гулять и принялся играть. Поможет написанный красиво, крупно и ярко список обязанностей. Его можно повесить на магнитную доску или холодильник.
Можно использовать трекеры привычек, где сам ребёнок сможет отмечать ежедневно выполненное дело и развивать самоконтроль.
Младшие школьники уже умеют читать. Однако все они любят, когда вслух им читают взрослые. Такая традиция сближает. Полезно будет познакомить ребенка с книгами, где герои не боятся взять на себя ответственность, в том числе и за других:
- Л. Пантелеев «Честное слово».
- А. Волков «Волшебник Изумрудного города».
- В. Осеева «Динка».
- А. П. Гайдар «Тимур и его команда».
- А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
- В. Крапивин «Мальчик со шпагой».
- А. Бруштейн «Дорога уходит вдаль…».
- В. Астафьев «Конь с розовой гривой».
Этот список можно продолжить, ориентируясь на возраст и развитие ребенка.
Воспитание социальной ответственности у подростков
Когда дело касается подростков, старшие развивают в них уже не столько самостоятельность, сколько надежность, обязательность. Именно эти качества влияют на дальнейшую жизнь ребенка и его взаимоотношения с социумом — жизнью за рамками его семьи. Воспитать сына или дочь ответственным человеком — социальный долг родителей.
Увы, подростки подолгу могут оставаться инфантильными в смысле ответственности. Однако ситуация исправима. И хотя выше мы говорили о том, что формирование социальной ответственности у ребенка следует начинать с дошкольного периода, это не значит, что все пропало. Родители тинейджеров должны бороться за качественное взросление их чада терпеливо и настойчиво. Это непросто.
Есть основные правила для достижения успеха:
- Будьте образцом для подражания.
Всем известно, что воспитывают поступки, а не поучительные беседы и нотации. Никакой политики двойных стандартов подросток не позволит.
Если мать требует от сына пунктуальности, а сама всегда опаздывает на встречу с ним, когда это важно, то ответственность и пунктуальность могут не быть ценностями ребёнка.
- Показывайте варианты решения возникающих в жизни подростка проблем.
Часто тинейджеры прячутся от ответственности просто потому, что понятия не имеют, как подступиться к задаче. Не изолируйте ребенка от семейных трудностей, делитесь тем, как с чем-то справились сами.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids
Обсуждайте собственные планы подростка и то, как он собирается достичь цели. Помощь предлагайте ненавязчиво и только там, где сам он явно не справится.
- Делитесь с подростком своими взрослыми правами и обязанностями по принципу «больше обязанностей — больше прав».
По мнению британских исследователей детской психологии, выполнение ежедневных домашних поручений развивает у детей эмпатию, ответственность, самостоятельность, укрепляет семейные отношения.
- Максимально понятно объясняйте подростку последствия тех или иных его решений, учите его грамотно расставлять приоритеты: если сразу после школы он примется за компьютерные игры, то потом просидит полночи с уроками. Результат: не выспится и может опоздать в школу, а оценки снизятся.
- Разрешите подростку прочувствовать на собственном опыте последствия безалаберности.
Это сложно перенести, однако будет полезный опыт для ребенка. Если отныне он сам собирает портфель, то не нужно проверять, взял ли он с собой контурные карты на географию или спортивную форму на физкультуру.
Если после школы он попал под дождь и потом не поставил мокрую обувь сушиться, то вечером ему не в чем будет идти гулять. Да, поначалу дискомфорт неизбежен и для ребенка, и для родителей. Но результат стоит того, чтобы немного потерпеть.
Советы родителям по формированию ответственности
С помощью этих рекомендаций можно помочь ребенку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым.
Поощряйте самостоятельность
Без нее не ждите формирования чувства ответственности у детей. Если так сложилось, что вы постоянно напоминаете ребенку расписание уроков, моете за него тарелку и чашку, не позволяете самостоятельно передвигаться по городу, то он остается «ребенком» надолго.
Продумывайте и давайте подростку посильные задания. Например, предложите ему самому решить, какие продукты купить для ужина. Пусть возьмет то, что посчитает нужным, и увидит, что из этого можно приготовить. Конечно, всегда хвалите и благодарите за всякое проявление самостоятельности.
Не сравнивайте ни с кем своего ребенка
Сравнения — это несправедливый упрек. Они причиняют боль, которую дети могут даже не осознавать. Помните, что психика каждого ребенка развивается уникально и со своей скоростью. Если кто-то самостоятельно делает уроки в 1 классе, это не значит, что ваш ребенок к такому готов.

Относитесь к развитию сына и дочери бережно. Фраза «А вот я в твои годы!..» запрещена. Можно помогать ребенку учиться сравнивать себя с собой в прошлом — то как он умел делать что-то раньше и как умеет сейчас.
Не навязывайте ребенку свои цели
Спрашивайте, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте. Попробуйте лишь мягко скорректировать ее, если получится.
Не путайте ответственность с послушанием
Если подросток обучен действовать под чутким руководством взрослого, это еще не ответственность. Это пока только исполнительность. Ответственностью мы называем стремление к самостоятельным решениям, новым знаниям и готовность отвечать как за хорошие, так и за плохие последствия поступков.
Подкрепляйте права обязанностями
Детям нравится, когда мы с ними советуемся, когда они принимают участие в распределении обязанностей. Пример: на семейном совете можно устроить обсуждение того, кто и что посильное возрасту будет готов делать на предстоящей неделе (или месяце), пусть ребенок выберет то дело, что ему приятнее, назначит себе время выполнения, придумает, как будет сам себе напоминать, подумает о том, какая помощь взрослых может пригодиться.
Разграничивайте зоны ответственности
Возьмите листок бумаги и выпишите все, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребенке. Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас.
То, что влияет на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните ему, что приводит к негативным реакциям и последствиям.
Предложите и ребенку составить такой список про родителей. Очень честно будет спокойно это обсудить и подумать, что можно начинать исправлять уже сейчас.
Будьте примером
Дети всегда наблюдают за нами и перенимают тип поведения. Они тонко подмечают, как вы реагируете на трудности и выполняете обещания. Если уж призываете подростка к ответственности, то нужно и самому ее демонстрировать.
Готовьте подростка к трудностям
Не допускайте в отношениях гиперопеки! Из-за нее ваши дети вступят во взрослую жизнь неподготовленными. Подросток должен понимать многогранность мира взрослых, где у каждого свои задачи и обязательства.
Учите решать проблемы
Чаще всего дети не видят путь от запроса до результата. Взрослым проще решить проблему, чем объяснять, как это делается. Однако именно это еще одна из причин, почему не формируется ответственность у детей. Позволяйте ребенку самому что-то делать: готовить еду, чинить велосипед, заполнять документы. Не ругайте, когда у него не получается. Обучайте терпеливо.
Обсуждайте с ребёнком последствия поступков
Если родители просто ругают ребенка за безответственность, за невыполнение родительских просьб, то ситуация повторится еще много раз.
Должны последовать естественные последствия. Но не наказание! Подросток должен понять, что безответственность разрушает договоренности, и испытать на себе последствия. Например, ребёнок разбил стакан с водой.
Наказание — теперь перемоешь всю посуду, или будешь без гаджетов, или не пойдёшь гулять. Естественное последствие — помочь найти совок и тряпку и убрать за собой.
Часто задаваемые вопросы о формировании ответственности детей
В заключение можно сказать, что формирование ответственности у детей — это важный и многогранный процесс, который требует от взрослых терпения, внимания и последовательности. Поддержка и поощрение от старших, их положительный пример играют ключевую роль в этом деле.
Как передать ответственность ребенку?
Это нужно делать постепенно, опираясь на возможности ребенка. Например, не вмешиваться, если он не просит помощи, когда занят. Если ребенку трудно, и он готов принять помощь, возьмите на себя только то, с чем он точно не справится.
Как превратить поступки, в которых не хватает ответственности, в навыки?
Например, проблема, когда ребенок забывает выключить свет в ванной, может превратиться в будущий навык всегда проверять, потушен ли свет. Стоит обсудить вместе с подростком, как добиться положительного результата там, где это пока сложно.
Как связать ответственность с правами?
В подростковом возрасте работает связка «права — обязанности». С взрослением ребенка важно помогать ему расширять не только спектр обязанностей, но и круг прав, что он имеет. Со временем он может сам выбирать себе одежду или место для летнего отдыха: поехать с семьей на море или к бабушке с дедушкой в деревню.
Зато при достаточных усилиях мы помогаем детям стать успешнее. Формирование данной черты личности — это вклад в будущее ребенка и общества в целом.
Материалы основаны на следующих источниках:
- Данькова Е. Н. Педагогическая технология формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста //Челябинск. — 2008.
- Дементий Л. И., Гроголева О. Ю. Особенности ответственности в дошкольном и младшем школьном возрасте //Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — ООО «Мозаика-Синтез», 2016. — №. 5. — С. 562-564.
- Иванова И. П. Формирование ответственности у детей младшего школьного возраста //Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития. — 2020. — С. 12-16.
Изображение в шапке статьи: prostooleh / freepik.com