Заказать звонок

Глухие и слабослышащие дети: особенности обучения и воспитания

09.04.2025
689
Время чтения: 9 минут
Обновлено: 09.04.2025
Сохранить статью:
Глухие и слабослышащие дети

О чем речь? Глухие и слабослышащие дети требуют особого подхода к воспитанию и обучению. Понимание особенностей нарушений слуха, а также своевременная диагностика и коррекция играют важнейшую роль в обеспечении полноценной и счастливой жизни подопечных.

На что обратить внимание? Родителям важно набраться терпения и научить ребенка постоянно пользоваться слуховым аппаратом. Также необходимо подготовить его к общению со сверстниками в детском саду или школе.

Особенности развития глухих и слабослышащих детей

В процессе познания окружающего мира ключевое место занимают ощущения и восприятие. У людей с тугоухостью из-за проблем с работой слухового аппарата особое значение имеет визуальное мироощущение. У ребят с такими проблемами зрение становится основным инструментом для изучения происходящего и развития речи. У них отлично развита способность определения цветов и форм. Глухие и слабослышащие дети способны замечать особенные детали и нюансы, окружающие их, что отличает их от здоровых сверстников.

Особенности развития глухих и слабослышащих детей
Источник: kuprevich/ freepik.com

Дети с развитым слухом могут ошибаться в определении схожих цветов и смешивать их (синий и фиолетовый, белый и серый). Глухие ребятишки, наоборот, способны точно различать оттенки. В их изобразительных работах обычно содержится много деталей. Рисунки, выполненные по памяти, у таких детей также отличаются большей полнотой.

У слабослышащих людей преобладает аналитический тип восприятия. Они могут научиться понимать речевые звуки, ориентируясь на визуальные сигналы. Каждый звук языка обладает уникальным артикулярным образом, который глухой ребенок воспринимает и запоминает визуально. В процессе регулярных тренировок он может научиться отличать их даже для сложных словосочетаний.

Кроме того, в развитии глухих дошкольников значимую роль играют осязание и двигательные ощущения. Кинетический и слуховой анализаторы тесно связаны. От этого взаимодействия зависит то, как быстро ребенок будет постигать мир вокруг себя.

При нарушениях работы слухового анализатора речь становится вялой, нечеткой и плохо различимой. У глухих детей глухота негативно сказывается не только на кинетических ощущениях артикуляционного аппарата, но приводит к дискоординации при перемещении и неуклюжести в походке. Это обусловлено отсутствием слухового контроля во время выполнения движений.

Глухим детям трудно заниматься спортом, выполнять навыки, которые кажутся слышащим простыми. Особенно если они требуют точной координации и работы вестибулярного аппарата.

Двигательные ощущения имеют большое значение в процессе овладения устной речью у глухих детей. Их здоровые сверстники могут использовать звуки и говорение для исправления ошибок или неправильного произношения. А слабослышащие полагаются на кинестетические ощущения, возникающие при движениях артикуляционного аппарата.

Особенности развития глухих и слабослышащих детей
Источник: freepik/ freepik.com

У глухих школьников часто диагностируют расстройства работы вегетативной нервной системы, повышенную утомляемость, нарушение координации и моторных функций, изменчивость эмоций. Независимо от возраста, способность сосредоточиться у неслышащих учащихся ниже по сравнению с одноклассниками. Зрительные анализаторы принимают на себя почти все внешние раздражители, из-за чего организм ребенка быстро утомляется.

Правила воспитания глухих и слабослышащих детей

Основным необходимым ресурсом при этом является терпение. Дети не могут быстро усваивать информацию, долго ее анализируют, иногда просто не слышат, что произносят родные. Поэтому не надо их ругать, важно дать понять, что они всегда могут рассчитывать на поддержку и любовь в семье.

Прием заявок 

до: 14.04

Родитель может чувствовать вину, что у него такой ребенок. Можно рассмотреть особенности ребенка, как возможность получить дополнительные сильные стороны. Точно родитель не виноват, что ребёнок имеет такую трудность. Даже если есть ошибка родителя важно убрать это напряжение.

Процесс воспитания ребенка, имеющего нарушения слуха, надо строить на обучении основным навыкам: понимать и произносить устную речь, писать и читать, разбирать слова по губам. Даже если у него есть хорошо подобранный слуховой аппарат, в определенные моменты он может его забыть, потерять. Чтобы не утратить возможность общения, малыш должен уметь сопоставлять движения губ с определенными звуками и составлять слова.

Дети с нарушением слуха часто нервничают, когда не могут определить, откуда исходит звук. Поэтому для эффективного общения с ними важно использовать мимику и жесты, чтобы передать интонации произносимых фраз.

С ранних лет ребенку нужно рассказывать, что окружающие воспринимают мир иначе. Ему нужно понимать, что слишком громкие звуки могут страшить, раздражать или отвлекать других. Это важно, чтобы при общении со сверстниками он не мог случайно обидеть или испугать кого-то.

Ребенку с нарушениями слуха нельзя ограничивать общение. Наблюдая за сверстниками, он научится взаимодействовать в коллективе, общаться, дружить и находить общие интересы. Окружение может состоять как из слабослышащих, так и из совершенно здоровых детей. Главное, чтобы все знали, что у ребенка есть особенности, и не воспринимали его предвзято. Обычно за таким процессом следят внимательные воспитатели, поэтому родителям не стоит беспокоиться.

Правила воспитания глухих и слабослышащих детей
Источник: freepik/ freepik.com

Главной особенностью глухих и слабослышащих детей является то, что они требуют большего внимания и участия педагогов, имеющих профессиональное образование. Чтобы упростить воспитание, важно с ранних лет приучить ребенка пользоваться специальными устройствами для корректировки слуха. Это позволит ему легче усваивать разнообразную информацию и быстро адаптироваться в новом окружении. Постепенно слабослышащие дети привыкают к жизни в обычном обществе и успешно учатся в школе вместе со сверстниками.

Подготовка ребенка с нарушением слуха к детскому саду

Специализированная реабилитация для таких дошкольников подразумевает посещение обычного детского сада, чтобы ребенок смог адаптироваться к слышащему окружению. Чем раньше начнется этот процесс, тем легче и быстрее он пройдет.

Самая сложная и неоднозначная проблема для семей с ребенком, имеющим нарушения слуха, это принятие его физической особенности. Все ситуации индивидуальны. Если малыш родился тугоухим и с раннего возраста знает, для чего нужны импланты, он просто не знает другой жизни. Тогда процесс адаптации для него происходит естественно в ходе его развития. Совсем другое дело, если слух был нормальным, а затем ухудшился, например, после обострения болезни. Принять такое изменение бывает нелегко в любом возрасте.

Важную роль в этом играет настрой родителей. Если они воспринимают особенности ребенка как трагедию, он будет чувствовать себя необычным и изолированным. Воспитывая оптимистичный настрой, родители помогают детям легче проходить реабилитацию.

Поддерживайте ребенка в установлении дружеских отношений с новым устройством. Важно, чтобы он начал воспринимать слуховой аппарат или речевой процессор как часть себя, а не как что-то мешающее. Сурдопедагог рекомендует научить ребенка не избегать общения. Если другие дети проявляют интерес к аппарату, разрешите им рассмотреть его и потрогать.

Позвольте вашему ребенку рассказать, насколько устройство удобно и полезно, а также о возможностях, которые оно открывает. При правильном подходе дети не только не будут смеяться над малышом, но и, возможно, захотят иметь такой же замечательный помощник.

Как играть с глухими и слабослышащими детьми

Семья является основополагающим фактором в воспитании и развитии ребят с нарушениями слуха. Родители выступают в роли главных наставников. Для маленьких слабослышащих и детей с глухотой особенно важно организовывать разнообразные игры и занятия, способствующие их психоэмоциональному развитию. Это могут быть пятиминутки, формирующие основные двигательные навыки, опыты с сюжетными игрушками, работа с конструктором, использование дидактических материалов и различных предметов для обучения.

Такие занятия крайне важны не только для ребенка, но и для его родителей. В работе с глухими и слабослышащими детьми необходимо помнить, что в процессе подобной игры на первом месте стоит эмоциональное взаимодействие и подражание малыша взрослому, а не речевое общение. Этот контакт способствует развитию доверия и уверенности у ребенка, создавая благоприятные условия для его роста и обучения.

Как играть с глухими и слабослышащими детьми
Источник: EyeEm/ freepik.com

Взрослый, играя с ребенком, должен не только обучать. В общении следует подстраиваться под ситуацию, доносить задания спокойно и доходчиво, стараться поддерживать внимание и интерес малыша. Эмоциональная помощь во время занятий создает оптимальные условия для понимания речи, повторения и запоминания первых слов и полноценных фраз.

Вот некоторые игры, которые подойдут для упражнений с детьми, использующими индивидуальные слуховые аппараты:

  1. В процессе взрослому нужно не только показывать, а называть используемые предметы, описывая действие. Например, кукла плачет, овечка скачет или ест траву. После этого можно предложить ребенку повторить увиденное действие и «озвучить» его, используя приемы звукоподражания (например, слоги «гав-гав», «ко-ко», «хрю-хрю»), лепетные или полные слова («погремушка», «неваляшка», «кукла»).
  2. Мама или папа может продемонстрировать, как движется медведь – медленно, большими шагами, дополнить это словами: «Мишка по лесу идет – топ-топ». Затем предложить ребенку повторить, как шагает зверь, побуждая его произнести услышанную фразу так, как он сможет.
  3. Речь педагога или родителя должна быть естественной и эмоционально окрашенной, ее надо сопровождать мимикой, выразительными жестами. Не нужно перегружать разговор лишними словами, лучше повторять одни и те же фразы, чтобы ребенок быстрее их запомнил. Важно поощрять его к использованию разнообразных жестов (например, «да», «там», «здравствуй», «до свидания») и выразительных поз (для вопросов, осуждений, восторга и т. д.).
  4. Ребенка нужно регулярно побуждать к повторению звукоподражаний, легких и сложных слов, фраз, поощряя каждую попытку. При этом не стоит настаивать. Со временем, благодаря многократному воспроизведению речи и фраз, он начнет использовать их самостоятельно.
  5. Во время совместных занятий нужно развивать слух малыша и расширять его знания о звуках в окружающем мире. Для этого надо сопровождать звуком каждое действие.
1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1745272198.png

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет 

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1745273045.png

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет 

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1745272758.png

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет 

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям. 

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день. 
И подготовили материалы, которые действительно работают. 

1742234616.png

Александра Платчихина

Методист академии Ukids

1742234789.png

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет 

1745272535.png

Например, перед тем как достать игрушку, обратите внимание ребенка на звуки, например, шум за дверью и спросите: «Что там гремит? Давай скорее посмотрим!» Если нужно разбудить куклу, которая заснула, малышу можно показать будильник. Несколько раз включить его, дать послушать, как он громко звонит.

Продемонстрировать, как от этого звука кукла просыпается, со словами: «Вставай, Маша! Пойдем пить чай!» Играя с кубиками, перед постройкой высокой башни, можно постучать деталями, произнести: «Тук-тук», и попросить ребенка повторить этот звук.

Часто задаваемые вопросы о глухих и слабослышащих детях

Какие моменты особенно важны при воспитании такого ребенка?

Запоминание слов и фраз, которые мы употребляем ежедневно, происходит постоянно. Нужно при каждом удобном случае дублировать голосом все действия, например: «идем», «садись», «одеваемся», «держи», «дай», «рисуй» и т. д. Ребенок лучше повторяет действия и учится связывать с ними речь, особенно если этот процесс для него важен и интересен. Вот почему наиболее значимы в процессе общения и развития малыша действия, интегрированные в режим дня, который желательно оставлять стабильным.

Как правильно готовить ребенка с тугоухостью к началу обучения в обычной школе?

Если у детей отсутствуют серьезные отклонения и с первого года жизни они проходили целенаправленное коррекционное обучение, посещали детский сад, то к 3–7 годам их общий уровень развития может приблизиться к возрастным нормативам даже при наличии тяжелой тугоухости.

Обучение глухих и слабослышащих детей можно проводить в обычной школе. Такие ученики владеют развернутой речью, могут общаться со сверстниками и педагогами, рассказывать о том, что видели, делиться событиями из жизни. Они воспринимают обращенную к ним речь как зрительно, так и слухом, умеют читать, напевать песни, рассказывать стихотворения.

Что нужно знать родителям перед оформлением слабослышащего ребенка в детский сад или школу?

Первое, что нужно сделать – уведомить классного руководителя или воспитателя о соблюдении расстояния, на котором ребенок слышит звуки без слухового аппарата и с ним. Эта информация будет полезна педагогу для правильного общения с малышом.

Часто задаваемые вопросы о глухих и слабослышащих детях
Источник: freepik/ freepik.com

Глухие и слабослышащие дети – это ребята, сталкивающиеся с особыми сложностями в жизни из-за проблем со слухом. Но при поддержке родителей, педагогов и специальных методов обучения они могут успешно развиваться, осваивать речь, интегрироваться в общество. Начиная заниматься с ними, нужно не забывать, что польза от уроков будет только в том случае, если организовать их увлекательно и весело, чтобы малыш получал удовольствие.

Не забывайте поощрять, хвалить и поддерживать ребенка. Помните: даже с самыми простыми задачами, например, катанием мяча, сбором пирамиды, кормлением куклы, связаны важные воспитательные и нравственные аспекты.

Источник изображения на шапке: satura86/ freepik.com

Материалы основаны на следующих источниках:

  • Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – Совет. спорт, 2004.
  • Королева И. В., Янн П. А. Дети с нарушениями слуха. – 2013.
  • Кошелева Е. А. Психологические особенности глухих и слабослышащих людей и их проявления в общении //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – Т. 14. – №. 2-3. – С. 672-675.
Вам также может понравиться
Цель системы образования и роль родителей в ней
21.04.2025

Цель системы образования и роль родителей в ней

О чем речь? Цель системы образования заключается в развитии ...

Формирование ответственности у детей разных возрастов

Формирование ответственности у детей разных возрастов

Что подразумевает? Формирование ответственности у детей пред...

Невнимательный ребенок: причины, последствия, исправление
21.04.2025

Невнимательный ребенок: причины, последствия, исправление

О чем речь? Невнимательный ребенок выглядит мило в 2-3 года,...

Как развить уверенность у ребенка: основные правила

Как развить уверенность у ребенка: основные правила

В чем сложность? Развить уверенность в себе у ребенка предст...

Тревожность у детей: причины, симптомы и советы родителям

Тревожность у детей: причины, симптомы и советы родителям

О чем речь? Тревожность у детей – повышенное беспокойство и ...

Творческое воображение ребенка: как формируется и чем полезно

Творческое воображение ребенка: как формируется и чем полезно

Что это? Творческое воображение ребенка – способность создав...

Формирование и смена социальных ролей детей

Формирование и смена социальных ролей детей

Как появляются? Социальные роли детей формируются в различны...

Система оценок в школе: для чего нужна и какие бывают
17.04.2025

Система оценок в школе: для чего нужна и какие бывают

О чем речь? Система оценок в школе – совокупность критериев,...

Самооценка у детей и варианты ее развития

Самооценка у детей и варианты ее развития

О чем речь? Самооценка у детей начинает формироваться с само...

Забрать подарок

Забрать подарок

Бесплатный семинар
для родителей
с психологом
Записаться