Заказать звонок

Как дети воспринимают окружающий мир: основные особенности

15.12.2024
1227
Время чтения: 8 минут
Обновлено: 15.12.2024
Сохранить статью:
Как дети воспринимают окружающий мир основные особенности
Содержание
  1. Особенности восприятия ребенком окружающего мира
  2. Особенности зрения
  3. Особенности работы вкусовых рецепторов
  4. Ощущение времени
  5. Использование одного источника информации в качестве главного
  6. Непосредственность и высокая эмоциональность
  7. Игра и бурное воображение
  8. Зависимость от взрослых
  9. Восприятие детьми окружающего мира в зависимости от возраста
  10. Дети в возрасте до двух лет
  11. Дети в возрасте от двух до семи лет
  12. Дети в возрасте от семи до 11 лет
  13. Дети в возрасте после 11 лет
  14. Постижение детьми окружающего мира в зависимости от типа восприятия
  15. Аудиал
  16. Визуал
  17. Кинестетик
  18. Дискрет (дигитал)
  19. Часто задаваемые вопросы о восприятии детьми окружающего мира
  20. От каких факторов зависит восприятие мира ребенком?
  21. В чем отличие восприятия мира в детском возрасте от восприятия взрослым человеком?
  22. Каким образом можно поддержать восприятие мира ребенком?
  23. Материалы основаны на следующих источниках:

Почему важно понимать? Знание, как дети воспринимают окружающий мир, помогает взрослым наладить с ними полноценный контакт, выбрать оптимальный способ помощи в их интеллектуальном и эмоциональном развитии.

На что обратить внимание? Особенности постижения окружающего мира ребенком зависят прежде всего от двух факторов: его возраста и типа восприятия. Их обязательно нужно учитывать в процессе воспитания и обучения.

Особенности восприятия ребенком окружающего мира

Способность ребенка к осмыслению событий и явлений постепенно развивается, проходя путь от интуитивного и эмоционального восприятия к более логическому и структурированному пониманию. Остановимся на каждой из особенностей и рассмотрим подробнее.

Особенности зрения

Маленькие дети видят иначе, чем взрослые люди. Некоторые считают, что мир в глазах новорожденных выглядит перевернутым, но это неверно. На сетчатке, согласно оптическим законам, изображение действительно перевернуто, но это не означает, что ребенок видит все вверх ногами. Его зрительный анализатор пока не развит, поэтому изображение он вообще никак не воспринимает.

Особенности зрения
Источник: gpointstudio / freepik.com

Предметное зрение у малыша развивается на протяжении первых двух месяцев жизни. Связано оно с центральной макулой сетчатки, ответственной за восприятие желто-красных цветов. По этой причине малышам рекомендуют дарить игрушки красного и желтого цветов, поскольку они для детей более понятны.

Детям от 2-3 лет уже родители могут помочь в развитии зрительных анализаторов. В зависимости от интересов ребенка можно подобрать способы, развивающие остроту зрения, глазомер, пространственное восприятие. Более активные ребята могут познавать мир преимущественно через окружающую среду, прогулки на свежем воздухе; менее активные — через рисование или мозаику.

Особенности работы вкусовых рецепторов

Дети испытывают более яркие вкусовые ощущения, чем взрослые. Уже с раннего возраста язык может различать горький, сладкий, соленый и кислый вкус. При этом, как утверждает профессор Дженифер Фишер из Темпльского университета, выбор в первую очередь падает на сладкое и соленое. Это является объяснением относительно того, почему дети не любят здоровую еду (каши, овощи и так далее). Эта пища имеет более слабые вкусовые характеристики, не совпадающие с детскими предпочтениями.

Хорошим решением для ребенка считается пробовать разную пищу. Можно предложить распробовать продукт, поискать нотки, которые до этого малыш не замечал. Ни в коем случае не заставляйте есть то, что он не хочет, и то, к чему ребенок не готов. Знакомство с едой должно быть мягким, без насилия.

Ощущение времени

Дети не понимают выражения «Время летит незаметно». Для них время тянется намного дольше, чем для взрослых. Профессор Дэвид Иглман из медицинского колледжа в Бэйлоре считает, что причина кроется в том, что дети постоянно что-то открывают для себя, каждый день многое узнают, даже если не понимают этого.

Поэтому им так сложно усидеть на одном месте. Если вам нужно переждать с ребенком длинную очередь, например, чтобы попасть к врачу, приготовьте заранее какую-нибудь интересную игру и периодически меняйте развлечение. Иначе ожидание превратится в ад и для вас, и для малыша.

И не ждите, что дети вам будут отвечать мгновенно: услышанное они воспринимают с задержкой в семь секунд.

Чтобы развить ощущение времени у ребенка, можно попробовать фиксацию базовых задач по минутам. Обращайте внимание на то, сколько времени потратил малыш на гигиенические процедуры, сколько на прием пищи и на другие занятия.

Для более длительных промежутков можно указывать на то, что наступило определенное время года. Такая практика помогает ребенку ощутить продолжительность времени.

Использование одного источника информации в качестве главного

Маленькие дети воспринимают окружающий мир несколько однобоко, хотя и обладают бурной фантазией. Психологи из Британии и Италии провели исследования, которые показали, что до восьмилетнего возраста дети активно воспринимают информацию, полученную только от одного из органов чувств.

Они не научились сопоставлять сведения о мире, идущие из разных источников. Это взрослые могут собрать воедино звук, запах и тактильные ощущения, а дети нет. Итальянские психологи проводили эксперименты с участием детей 5—10 лет и взрослых. Им было дано два кубика, и нужно было сказать, какой из них больше.

Кубик можно было трогать, смотреть на него или делать все одновременно. Лучше задание смогли выполнить взрослые и дети, которым было больше 8 лет. Маленькие дети показывали один результат вне зависимости от способа.

Это доказывает то, что дети пользуются одним источником информации, не обращая внимания на дополнительные данные, получаемые из других источников.

Непосредственность и высокая эмоциональность

Дети воспринимают окружающий мир непосредственно и эмоционально. Все события находят у них сильный эмоциональный отклик, в котором участвует также и интуиция. Детские эмоции и реакции могут быть мгновенными и очень сильными.

Непосредственность и высокая эмоциональность
Источник: pressfoto / freepik.com

Взрослые должны помнить, что дети могут отреагировать неожиданно и не всегда логично. Необходимо помогать детям понимать их чувства и поддерживать эмоциональную безопасность. Дайте ребенку понять, что чувства и эмоции — это нормально. Покажите, что вы можете поддержать малыша в любом его состоянии. Вместе с этим проговаривайте его чувства в данный момент: «Тебе грустно?», «Ты злишься?», «Ты доволен?», «Ты устал?». Нет плохих или хороших чувств.

Игра и бурное воображение

Дети всегда воспринимают мир через воображение и элемент игры. Игра для них является способом изучения и понимания реальности. С помощью воображения они создают свой мир и проигрывают разнообразные сценарии. Благодаря игре и воображению у детей развивается фантазия, познавательная функция и креативность. Взрослым нужно давать детям пространство для творчества и поощрять игровую деятельность. Малыши могут создать себе воображаемый мир из окружающих их предметов, а ребятам постарше можно предложить настольные игры.

Зависимость от взрослых

Помните, что дети в большой степени зависят от вас, именно вы помогаете им понимать и анализировать все, что происходит вокруг.

Дети задают много вопросов родителям, педагогам и другим взрослым людям, просят их объяснить то или иное событие или явление. Вы должны быть готовы дать ответы на их вопросы и оказать помощь в понимании новых ситуаций или явлений. Первое время дети воспринимают себя через отношение к ним близкого человека, поэтому ваша реакция на ребенка и его действия сыграет важную роль в выстраивании собственного самоощущения вашего чада.

Восприятие детьми окружающего мира в зависимости от возраста

Когнитивное развитие, то есть становление мыслительной функции, проходит в четыре этапа, каждый из которых обладает собственными характеристиками:

Дети в возрасте до двух лет

До этого возраста мир ребенка состоит из того, что он чувствует, видит и слышит. Его опыт формируется из лиц, голосов и эмоций окружающих людей. В этом он находит счастье, страх, радость или грусть. На этой основе происходит дальнейшее формирование эмоциональных функций и интеллекта. Дети воспринимают эмоциональные ответы окружающих людей, например слезы или смех, и реагируют на них.

Дети в возрасте от двух до семи лет

В этом возрасте у детей развивается способность к восприятию движения и форм объектов. Они уже умеют различать предметы и формы, отслеживать движение в пространстве. Это способствует лучшему пониманию того, что они чувствуют и видят. Также у детей развивается умение находить отличия в движении объектов и видеть закономерности. Например:

  • Скорость — дети выделяют быстрое и медленное движение.
  • Траектория — они способны увидеть закономерности в перемещении, например, пересекающиеся или параллельные траектории.
  • Направление — дети понимают, в каком направлении передвигается предмет.
  • Предсказуемость — они могут предугадать, куда будет дальше двигаться объект, основываясь на его поведении до этого.

Дети в возрасте от семи до 11 лет

У детей этой возрастной категории уже развивается представительное восприятие, то есть они могут воспринимать информацию как сцену или изображение. Они способны:

  • формировать мысленные картинки — с помощью воображения они могут визуализировать полученную информацию или создавать новые идеи;
  • сопоставлять и распределять сцены или изображения, основываясь на их характеристиках;
  • использовать образное мышление — для лучшего понимания информации они пользуются аналогиями и метафорами.

Благодаря этому дети лучше воспринимают и воспроизводят информацию, что имеет большое значение для их развития и обучения.

Дети в возрасте после 11 лет

С этого возраста дети понимают абстрактные понятия и сложные отношения, например равенство и справедливость. Они начинают более критически мыслить и оценивать свой опыт. В таком возрасте дети отлично понимают метафоры, символику и сарказм. Этот этап развития является базовым для последующего обучения и формирования более совершенного мышления.

Дети в возрасте после 11 лет
Источник: pch.vector / freepik.com

Нужно помнить, что дети с разной скоростью проходят все эти этапы. Кто-то из них быстрее переходит к следующей стадии, а кто-то остается на более ранних этапах дольше. Также необходимо понимать, что дети могут возвращаться к предшествующим этапам в процессе своего развития, роста и обучения.

Постижение детьми окружающего мира в зависимости от типа восприятия

Выделяют три вида восприятия: визуал, аудиал и кинестетик. С недавнего времени также выделяют и четвертый тип — дискрет (восприятие посредством логического мышления). Это не означает, что ребенок принадлежит полностью только к одному типу. Просто есть доминантный тип восприятия и менее выраженные. Бывает и так, что примерно равнозначными являются два вида, а два остальных значительно меньше проявляются.

Аудиал

У такого ребенка основным каналом восприятия является слуховой. Для развития аудиалов очень важно общение. Эти дети предпочитают заниматься в небольших группах, чтобы иметь достаточное внимание педагога.

Нередко аудиалов считают надоедливыми, поскольку они в подробностях рассказывают весь свой день, а при решении задач размышляют вслух. Последовательность своих действий аудиалы также зачастую проговаривают.

Рекомендации для обучения детей-аудиалов:

  • Для учебы и игр им нужно тихое место, чтобы была возможность сосредоточиться.
  • Не нужно заставлять ребенка читать, если он с удовольствием слушает то, что рассказывают родители.
  • Следует предлагать им музыку и аудиосказки — они это любят.
  • Родители должны стараться говорить эмоционально, обращать внимание на интонацию.
  • Нужно учить ребенкапроговаривать то, что он делает, не только вслух, но также и про себя.

Визуал

Основной канал восприятия мира — зрительный. Такие ребятишки отлично запоминают таблицы, схемы, рисунки, графики, выделенные слова. Они тяжело усваивают инструкцию, сказанную устно, часто переспрашивают несколько раз. У них образные воспоминания, в голове они часто проигрывают разные ситуации. Таким детям легче запомнить, как пишется слово, чем правило, почему его нужно писать именно так.

Рекомендации для обучения детей-визуалов:

  • Для обучения хорошо использовать ручки, закладки, маркеры, карандаши, стикеры.
  • Нужно обращать внимание на коммуникацию, поскольку визуалы предпочитают находить информацию не в общении с друзьями, а в книгах или в Сети.
  • Можно воспользоваться методикой «глобального чтения» — подписать все предметы, которые есть дома. Так же можно изучать и иностранный язык.
  • Для усвоения информации подойдут карточки с изображением предмета и подписью.

Кинестетик

Основной канал восприятия мира — мышцы, кожа, нос. Кинестетики трогают, нюхают и кусают мир вокруг. Часто такие дети любят конструировать, разбирать игрушки, чтобы посмотреть, что у них внутри. Ребенок может отказаться даже от интересной сказки, если мама его во время чтения не будет гладить. Даже дети школьного возраста любят прикосновения и объятия. Кинестетикам нравятся подвижные игры.

Часто о таких детях говорят, что они практики, потому что писать они учатся раньше, чем читать.

Рекомендации для обучения кинестетиков:

  • Для обучающего процесса подойдет все, что можно потрогать: камни, объемные предметы, фигуры.
  • Для подачи информации можно использовать красочные словари и энциклопедии.
  • Для запоминания слова ребенок должен написать его несколько раз.
  • Полезно ходить в зоопарки, на выставки, интерактивные площадки, в музеи.

Дискрет (дигитал)

Основной канал восприятия мира — логика. Такие дети изучают мир посредством логики, знаков и цифр. Если аудиалу важно слышать, визуалу — смотреть, а кинестетику — пробовать, то дискрет все анализирует. Он говорит ровно, безэмоционально, в его речи нет интонаций и оттенков.

Например, в хлебе дискрет не увидит вкусный продукт, он исследует его состав, вред и пользу, оценит, должен ли он входить в рацион, изучит его виды. Он тоже берет информацию из окружающего мира, но, пока не осмыслит ее логически, не может ее воспринимать.

Дискретность приближена к предыдущему пункту, но отличается тем, что дискрету нужно сначала понять, как делать правильно, а потом действовать.

Считается, что детей-дискретиков не существует и такие черты характерны для подросткового и взрослого возраста.

Рекомендации для обучения дискретов:

  • Акцентировать внимание на знаках, цифрах и схемах.
  • Знакомить с разнообразными эмоциями.
  • Для обучения можно использовать все, что разбирается, включая пульт от телевизора.

Определить, к какому типу относится ребенок, можно, используя тест. Есть более простые тесты, для детей младшего возраста. В них учитываются три типа. Есть более сложные тесты, учитывающие все виды восприятия.

Часто задаваемые вопросы о восприятии детьми окружающего мира

Восприятие окружающего мира ребенком является уникальным и непростым процессом, требующим внимательного отношения со стороны взрослых.

От каких факторов зависит восприятие мира ребенком?

То, как дети воспринимают окружающий мир, зависит от различных факторов, в том числе от интеллектуального развития, возраста, опыта, коммуникации со взрослыми, культурного окружения.

В чем отличие восприятия мира в детском возрасте от восприятия взрослым человеком?

Дети по-другому воспринимают окружающий мир. Они делают это более эмоционально и непосредственно, с элементами игры и воображения. Дети смотрят на мир через собственные чувства и фильтры.

Каким образом можно поддержать восприятие мира ребенком?

Взрослые могут это делать, давая детям возможность играть, изучать, спрашивать и обсуждать все, что их интересует. Также важно разрешать детям проявлять свои чувства и эмоции.

Дети по-другому видят объективную реальность, и это важно учитывать в общении с ними, обучении и воспитании. Поддерживайте своего ребенка в его восприятии мира, чтобы помочь ему развиваться и стать самостоятельным творческим человеком.

Материалы основаны на следующих источниках:

  • Добря М. Я. Специфика языковой картины мира ребенка //Мир науки, культуры, образования. – 2012. – №. 6. – С. 29-32.
  • Куликовская И. Э. Педагогические условия становления целостной картины мира дошкольников. – 2002.
  • Шингаркина Д. А. Особенности восприятия и осмысления мира взрослых детьми старшего дошкольного возраста //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2008. – №. 60. – С. 510-515.

Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com

Вам также может понравиться
Умение помогать другим – воспитываем детей правильно

Умение помогать другим – воспитываем детей правильно

Что предполагает? Умение помогать другим — способность прояв...

Умение договариваться: основные правила

Умение договариваться: основные правила

Для чего нужно? Умение договариваться является важным навыко...

Умения слушать и слышать: чем различаются и почему важно иметь навык активного слушания

Умения слушать и слышать: чем различаются и почему важно иметь навык активного слушания

Почему важно? Умения слушать и слышать ребенка способствуют ...

Умение аргументировать: правила и способы развития

Умение аргументировать: правила и способы развития

О чем речь? Умение аргументировать — важный навык во взросло...

Профильный класс: плюсы, минусы и особенности
12.03.2025

Профильный класс: плюсы, минусы и особенности

О чем речь? Профильный класс — тип обучения, при котором осн...

Распорядок дня школьника: для чего нужен и как составить
12.03.2025

Распорядок дня школьника: для чего нужен и как составить

О чем речь? Распорядок дня школьника влияет на успеваемость ...

Развитие эмпатии у детей: какие есть способы и почему это важно

Развитие эмпатии у детей: какие есть способы и почему это важно

О чем речь? Развитие эмпатии у детей — важнейшая часть воспи...

Академия Ukids: как мы помогаем, но не делаем за других?

Академия Ukids: как мы помогаем, но не делаем за других?

Работа в компании — это не просто выполнение задач, а возмож...

Психологический климат в семье и его влияние на развитие детей
11.03.2025

Психологический климат в семье и его влияние на развитие детей

О чем речь? Психологический климат в семье — эмоциональная а...

Забрать подарок

Забрать подарок