- Почему необходимо хвалить ребенка
- Когда можно хвалить ребенка
- Как правильно хвалить ребенка
- Какими словами нужно хвалить ребенка
- Что будет, если не хвалить ребенка
- Часто задаваемые вопросы о похвале ребенка
- Возможно ли переборщить с такой оценкой?
- Можно ли проявлять похвалу в денежном эквиваленте?
- Что еще, кроме денег, можно использовать в качестве поощрения?
- Действительно ли похвала идет на пользу ребенку?
- Материалы основаны на следующих источниках:
Как хвалить ребенка? Делать это нужно правильно. Есть много важных моментов, но основными, по мнению психологов, считаются два. Во-первых, одних лишь слов вроде «Молодец!» или «Умница» для уже подросших детей недостаточно. Во-вторых, похвала – это оценка. И подвергаться ей должны не люди, а действия.
На что обратить внимание? Хвалить ребенка нужно регулярно, но без фанатизма. Если умиляться всему, что он делает, в будущем тот наверняка получит моральную травму, когда осознает реальное положение дел. Или, что еще хуже, вырастет в человека с совершенно неадекватной самооценкой.
Почему необходимо хвалить ребенка
В первые годы жизни малыш от всех только и слышит, какой он умница, красавец, молодец. У родителей вызывают восторг его первые шаги, рисунки и слова. Потом ребенок растет, одобрений он удостаивается все реже. Бытует мнение, что сына или дочь можно перехвалить и тогда в дальнейшем они станут зависимы от комплиментов. Но важно осознать изначальную роль одобрения, любому просто необходимо положительное мнение о своей персоне от окружающих.
У психологов есть единое мнение касательного того, что выражать похвалу поступкам детей и подростков нужно больше. Для этого есть причины:
- Установление доверительных отношений между ребенком и родителями. Поддержка от взрослых в виде одобрения действий малыша очень хорошо способствует появлению у него ощущения, что он нужен, его любят и ценят. Для ребенка очень важно знать, что родителям не все равно и они придут на помощь в любой ситуации.
- Становление адекватной самооценки. У ребенка больше шансов стать уверенным в себе человеком, если родители его постоянно хвалят. Ощущение стабильной поддержки дает ребенку веру в свои силы, ему не страшно ошибиться, пробовать снова и снова, несмотря на неудачи.
- Создание стимула к развитию. Когда ребенка постоянно осуждают, у него пропадает желание действовать, а когда хвалят, ему хочется продолжать и улучшать результаты. К примеру, у испытывающего трудности в изучении литературы и подвергающегося постоянной критике рано или поздно полностью пропадет интерес к гуманитарным наукам. И напротив, у родителей, которые находят любые мелочи, чтобы подбодрить, ребенок будет с интересом познавать новое.
Когда можно хвалить ребенка
Хорошим родителям очень важно развить умение хвалить ребенка. При этом нужно осознавать, что признание не терпит злоупотребления, такие знаки внимания не должны становиться рутиной. Дети в раннем возрасте быстро привыкают к этому, теряя способность адекватно оценивать реакцию взрослых.
Прием заявок до
{date}
Прием заявок до
{date}
Прием заявок до
{date}
Подростки, в свою очередь, очень стесняются неуместной похвалы. Здесь нужно использовать всю свою проницательность и чувство меры, тогда ваше одобрение и положительный отклик смогут реально помочь развитию молодого человека.
Таким образом, ребенка обязательно нужно хвалить в следующих случаях:
- довел до конца какое-то дело;
- продемонстрировал одобряемую вами черту характера;
- сам смог что-то сделать;
- выполнил вашу просьбу;
- проявил дружелюбие и отзывчивость;
- был смелым в сложной ситуации;
- совершил что-то трудновыполнимое.

Слова родителей становятся ценнейшим удобрением для роста и становления молодого побега. Они подпитывают правильную самооценку, стимулируют и поддерживают ребенка в сложных для него обстоятельствах, когда помощь действительно необходима.
Как правильно хвалить ребенка
Родителям нужно стать настоящими мастерами, чтобы научиться верному выражению одобрения. Хорошие советы о том, как надо хвалить ребенка, предлагают современные психологи:
- Не стоит отговариваться стандартными фразами.
Таких слов одобрения великое множество: «умница», «отлично», «здорово» и так далее. Но подобная похвала очень символическая. Этим способом не закрывается психологическая потребность ребенка в одобрении, не усиливается связь между родителями и детьми. Похвала – это в первую очередь положительная оценка действий, и она должна быть адекватной.
Если хотите правильно выразить одобрение, проговорите ситуацию, с которой ребенок справился. К примеру, он выучил произведение, отметьте достижение развернуто: «какое большое стихотворение тебе удалось выучить! И прочитал ты его с таким выражением!»
Признайте, что всегда есть причина для похвалы: арифметический пример с ошибкой может быть написан очень красивым почерком. А пропущенная в хоккейном матче шайба совершенно не значит, что не было других красивых моментов. Подмечая сильные стороны своего ребенка, вы даете понять, что его старания не прошли даром. Обязательно обращайте внимание на самые необычные и новые затеи своего потомка, стимулируя к развитию навыков и талантов.
- Выражайте одобрение значимых поступков.
Не обязательно хвалить все действия ребенка без исключения. Он должен совершить что-то действительно стоящее, добиться какого-то результата. Если ребенок в действительности не проявил усердия, то слова о том, какой он умница и как старался, будут сказаны впустую.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids

Уже скачали 527 человек
К тому же, обилие подбадривающих и мотивирующих фраз превращается в «белый шум». Подмечайте именно те его проявления, которые считаете значимыми, чтобы эмоция была не поддельной.
- Хвалите за движение к результату.
Ребенок каждый день осваивает какие-то навыки, и с первого раза получается далеко не все. В связи с этим, одобрения заслуживает не только достижение цели, но и само движение к ней, даже в случае полного провала.
«Как ровненько ты написал все слова, буковка к буковке! Конечно жаль, что позабыл проверить орфографические ошибки», «Я восхищена твоим воодушевлением, ты перемыл всю посуду в раковине! Хоть и разбил при этом две чашки и тарелку».
- Избегайте чрезмерного проявления энтузиазма.
Ребенок просто наловчился рисовать квадратик в виде домика, не нужно заламывать руки и в восхищении кричать, что это произведение искусства и достойно выставки в музее. Он либо не воспримет всерьез ваши слова, либо, еще хуже, будет в дальнейшем неадекватно оценивать собственный достижения. Таким образом, рано или поздно он встретиться с тем, что реальная ситуация и ваша оценка будут кардинально расходиться.

Так или иначе он осознает, что его художественные навыки не совсем такие, как превозносили их родители. Если это произойдет слишком поздно, тогда его самооценка будет неадекватно завышена.
- Не допускайте проявления сарказма.
Ни в коем случае не давайте язвительных замечаний к тому, в чем ребенок проявил старание. Часто бывает, что родители, казалось бы, одобряя его действия, добавляют к похвале какой-то ядовитый комментарий или двойной смысл: «Неужели ты убрался в своей комнате? Наконец-то она не похожа на свинарник!», «В кои-то веки ты соизволил поздороваться! Даже не похоже на тебя!» Такие высказывания причиняют ребенку боль.
К тому же он не до конца понимает, как ему реагировать на эти слова, не способен дать адекватный ответ. В дальнейшем у него исчезает всякое желание пытаться что-то сделать и делиться с родителями своими достижениями. В связи с этим не стоит пользоваться подобными высказываниями.
- Избегайте снисходительности.
Перед тем как хвалить ребенка, постарайтесь исключить слова, которые по смыслу звучат пренебрежительно. Например, «сойдет», «неплохо» и так далее. После такого одобрения ребенок не ощутит удовольствия или гордости за свои успехи.
- Не допускайте сравнения с кем бы то ни было.
Одобрять нужно то, чего ребенок достиг самостоятельно, а не проводить сравнения с другими детьми. Вспомним, как часто хвалят за оценки в школе, сравнивая с одноклассниками или чадами друзей: «Вот у тети Маши сын получил четверку за сочинение, а у тебя пятерка!» Эффективнее восхититься тем, как он интересно высказал в тексте свою мысль, или не сделал ни одной грамматической ошибки в этот раз.
Оценивать достижения ребенка можно только в сравнении с его собственными прошлыми результатами. Так наглядно видна динамика его развития, повышается его самооценка. Если ребенок никак не может решить трудный пример, напомните ему, что недавно изучал не менее сложную тему и успешно справился, хоть и не с первого раза.
- Будьте открытыми в своих чувствах.
Сообщайте ребенку, какие эмоции вызывают в вас его поступки. Такой шаг будет способствовать тому, что его действия будут оценены, вы сможете показать свою заинтересованность, и ребенку дадите пример правильного выражения чувств. К примеру, когда он убрался в своей комнате, скажите: «Я очень счастлива, что ты так хорошо и быстро все сложил по местам». Идеально будет еще спросить, какие ощущения испытывает ребенок, справившись с задачей.
- Не используйте одобрение и осуждение одновременно.
Когда похвала уже сказана, может возникнуть желание добавить претензию или осуждение: «Вчера ты замечательно помыл посуду, но почему не сделал все уроки?», «Ты большой молодец, что помог мне донести продукты из магазина, а зачем ты испачкал ботинки в луже?» Такие слова не только лишают одобрение значимости, но и обижают ребенка.

Выразили одобрение – скажите себе стоп. Критику оставьте на следующий раз, когда возникнут подходящие обстоятельства.
- Будьте честными.
Дети очень хорошо чувствуют, когда похвала идет не от сердца. Они, даже будучи совсем маленькими, замечают обман и показное восхищение. Конечно, после тяжелого рабочего дня может не хватать моральных сил на адекватную реакцию на рассказы ребенка. Иногда кажется, что проще отделаться банальным «Умница!» и отправиться на отдых.
Однако это может больно задеть ребенка. Для него очень важно видеть вашу открытость и готовность разделить его радостные эмоции. Когда навалилась сильная усталость, лучше откровенно признаться: «Я сегодня совсем без сил, но я на самом деле рад за тебя. Давай вернемся к твоему рассказу, когда я немного приду в себя».
Какими словами нужно хвалить ребенка
Существуют фразы, которые для любого возраста детей будут понятны и дороги. Эти выражения поддерживают их самооценку и уверенность в себе:
- «Ты хорошо потрудился!»
- «У тебя выходит очень здорово!»
- «Я вижу, как много усилий ты вложил в это дело, чтобы все удалось!»
- «Твое усердие было не напрасно!»
- «Как много сил ты потратил на это!»
- «Как хорошо ты поработал, и получилось просто замечательно!»
- «Вот это да, как же ты справился?!!»
- «Покажешь мне, как ты смог это сделать?»
Что будет, если не хвалить ребенка
Ребенок, не получающий одобрения своих действий, может выдать следующие негативные проявления:
- Психический срыв. Из-за отсутствия положительной обратной связи от родителей ребенок будет чувствовать злость и досаду.
- Уменьшение мотивации. Родители, проявляющие безразличие к успехам ребенка, не помогают ему научиться правильному поведению и снижают стимул к развитию.
- Отсутствие желания познавать мир. Все усилия ребенка направляются только на то, чтобы выжать из взрослых слова одобрения.
- Неадекватная самооценка. Когда ребенка в детстве очень редко хвалят, то он вырастет человеком с заниженной самооценкой. Есть вероятность развития дисфункционального перфекционизма и желание угодить всем вокруг, чтобы его похвалили.
Отсутствие одобрения аналогично равнодушию. Ребенок будет добиваться внимания родителей, не обращающих внимания на его успехи, вызывающими действиями (капризы и баловство).
Часто задаваемые вопросы о похвале ребенка
Возможно ли переборщить с такой оценкой?
Некоторые виды похвалы и правда способны деформировать жизненные принципы ребенка: чрезмерная, расходящаяся с реальностью или в сравнении с другими детьми. Он может стать слишком зависимым от чужого мнения, например, зарабатывать хорошие оценки в школе не из интереса к предметам, а ради одобрения.
Может быть и наоборот, он будет принимать восхищение своими действиями, как само собой разумеющееся, и станет эгоистом. В дальнейшем при таких проявлениях может понадобиться помощь психолога.
Можно ли проявлять похвалу в денежном эквиваленте?
Для подростков такая форма поощрения вполне приемлема. Поскольку в детском возрасте происходит репетиция самостоятельной жизни. Ничто не мешает прикладывать усилия и в ответ получать поощрение деньгами. Хотя давать ребенку деньги за каждую пятерку – это явный перебор и прекрасный пример того, как не надо хвалить детей.
Более эффективно использовать денежное вознаграждение за продолжительные успехи. К примеру, за хорошее окончание класса. Можно обсудить с ребенком заранее, какой подарок или денежную сумму он получит за хорошие оценки в конце определенного периода.
Что еще, кроме денег, можно использовать в качестве поощрения?
Для некоторых семей денежные отношения с ребенком совершенно неприемлемы. Тогда в качестве эквивалента можно использовать: жетоны, бусины, ракушки, бумажные карточки и любые другие способы, отражающие его поведение. Записи успехов ребенка, оформленные в виде таблицы, помогут ему видеть динамику своих усилий и результатов.
Для подростков можно в качестве поощрения использовать более широкие рамки свободы. В этом возрасте очень важно доверие родителей и возможность проявить свою самостоятельность. Поэтому можно разрешить ему прийти домой позже обычного или не будить его утром в выходной.
Действительно ли похвала идет на пользу ребенку?
Безусловно да. Для примера приведем интересный случай. В одной из школ организовали исследование: в произвольном порядке отобрали несколько учеников и характеризовали их преподавателям как исключительно способных. Под конец учебного года самые хорошие показатели учебы были именно у этих детей, при том, что никто не проводил оценку их талантов.

Выбранные дети стали успешнее в учебе по следующим причинам: в первую очередь, учителя очень часто поддерживали их и внимательнее относились, ожидая от них больших успехов. К тому же и сами дети, вдохновленные гармоничным взаимодействием с педагогами, проявляли больше интереса к предметам.
В завершении затронем еще один немаловажный нюанс. Каждый ребенок расценивает похвалу в свой адрес очень индивидуально. Одним важно словесное выражение. Другим ласковый взгляд родителей и улыбка. Кому-то требуется телесный контакт: объятие, похлопывание по плечу и так далее. Обращайте внимание в общении с ребенком на разные виды похвалы, а лучше используйте их поочередно, чтобы выявить самый действенный.
Источник изображения на шапке: freepik/ freepik.com
Материалы основаны на следующих источниках:
- Денисенкова Н. С. Как поощрять ребенка //Современное дошкольное образование. – 2009. – №. 2. – С. 64-67.
- Денисенкова Н. С. За что хвалить ребенка? //Современное дошкольное образование. – 2009. – №. 1. – С. 72-77.
- Лебедева О. Э. Практическая психология ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НА РЕБЕНКА: АНАЛИЗ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГОВ.