- В каком возрасте дети обычно заводят друзей
- Почему ребенку сложно найти друзей
- В каких ситуациях родителям стоить бить тревогу
- Какие качества помогут ребенку найти друзей
- Умение быть частью коллектива
- Хорошо развитая речь
- Способность просить прощения
- Эмпатия
- Вежливость
- Навык активного слушания
- Эмоциональный контроль
- Как помочь ребенку найти друзей
- Типичные ошибки родителей
- Часто задаваемые вопросы о способности ребенка заводить друзей
- Что оказывает наибольшее влияние на способность ребенка находить друзей?
- Как помочь ребенку найти друзей во дворе?
- Какие книги помогут маленькому человеку в поисках друзей?
- Материалы основаны на следующих источниках:
Как ребенку найти друзей? Прежде всего следует развивать в нем такие качества, как понимание, вежливость, умение контролировать эмоции, быть частью группы, способность просить прощения, слушать и слышать. Также важны четкая речь и навыки коммуникации.
На что обратить внимание? Чтобы помочь ребенку обрести друзей, родителям следует учить его взаимопомощи, формулировать позитивный взгляд на мир, создать условия для общения со сверстниками и быть готовыми всегда выслушать и поддержать.
В каком возрасте дети обычно заводят друзей
Все родители мечтают о счастье для своих детей. Общение является важной составляющей нашей жизни, ведь без него трудно чувствовать себя полноценной частью общества. Проблемы в этой области зачастую тяжело воспринимаются как детьми, так и взрослыми.
С какого возраста ребенок начинает нуждаться в друзьях:
- В раннем детстве малыши учатся взаимодействовать друг с другом, однако главную роль в процессе их социализации играют взрослые – родители, родственники и воспитатели. Общение детей на данном этапе часто бывает непостоянным и кратковременным.
- До 3-х лет ребенка, даже если он будет находится в кругу сверстников, больше будут интересовать игрушки, а не окружающие дети. Это объясняется особенностями развития в раннем возрасте, когда основное внимание сосредоточено на познании мира через предметы и собственные ощущения. Игрушки становятся инструментом исследования, позволяющим ребенку понять форму, цвет, текстуру и функциональность окружающих вещей.
- А вот с 4-х лет, когда дети начинают активно играть в ролевые игры («я продавец, ты покупатель»), общение приобретает новые краски. В этом возрасте происходит значительный скачок в социальном развитии. Ребенок начинает осознавать себя частью коллектива, проявляет интерес к взаимодействию с другими детьми и учится выстраивать отношения на основе общих интересов и правил. Ролевые игры становятся важным инструментом для развития социальных навыков, таких как умение договариваться, делиться, сопереживать и решать конфликты. Они позволяют ребенку примерять на себя различные социальные роли и лучше понимать окружающий мир.
- В младших классах школы беседы ребенка с одноклассниками и другими сверстниками становятся более осознанными и независимыми, они занимают важное место в его повседневной жизни. Тем не менее большая часть детского досуга проходит под присмотром взрослых: семейные праздники, дни рождения, спортивные игры и прочие мероприятия организуются семьей или школой. Этот возраст особенно важен для развития навыков общения.
- В подростковом периоде близкие отношения с ровесниками приобретают первостепенное значение. Как найти друзей ребенку в 12 лет? Важно подготовиться к этому этапу заранее, развивая хорошие коммуникативные способности и стремление к общению. Трудности в этой области могут вызвать у подростка серьезные разочарования, привести к фрустрации, усилить чувство изоляции.

Родители должны обращать внимание на то, как их ребенок взаимодействует с другими детьми и ведет себя во время общих игр. В начальных классах ему не обязательно иметь много близких друзей. Однако, если в данном случае можно не паниковать, но стоит действовать, чтобы вовремя выявить возможные трудности. Как же ребенку найти друзей?
Почему ребенку сложно найти друзей
Прежде чем волноваться из-за того, что ваш сын или дочь не приглашает домой друзей или не гуляет с одноклассниками на выходных, попробуйте разобраться в ситуации и определить причины.
- Отсутствие потребности в общении. Есть дети, которым комфортно в одиночестве, они не стремятся к контактам со сверстниками, предпочитая общение со взрослыми. Возможно, ваш ребенок – интроверт, человек, сосредоточенный на своем внутреннем мире. Общение может быть разным. И потребность в общении есть у интроверта. Но он может ее реализовывать в школе на переменах и потребности еще за пределами школы общаться с кем-то может и не быть
- Индивидуальные характеристики и особенности личности. Некоторым детям сложнее налаживать связи из-за природной стеснительности или замкнутости. Они могут испытывать тревогу, социальную неловкость или проблемы с низкой самооценкой, что мешает им завязывать новые знакомства.
- Относительно небольшое количество времени, проведенное в социуме. Ребенок, который проводит мало времени в обществе сверстников или редко участвует в групповых активностях, массовых мероприятиях, может испытывать трудности с поиском друзей. Также серьезное влияние на недостаток общения оказывает чрезмерное увлечение виртуальным миром, которое уменьшает реальные социальные контакты.
- Гиперопека. Когда дома ребенку позволяют слишком много, он может пытаться перенести эту модель поведения на общение с окружающими, в том числе со сверстниками, что вызывает неприятие с их стороны. Если дома границы очень размыты, то ребенку в социуме сложнее осознавать, что нельзя брать чужое без спроса он может говорить со всеми в авторитарном тоне и это может отпугивать других ребят
- Неблагоприятная обстановка в семье, включающая агрессию, грубость, конфликты, а также проявление насилия, может повлиять на способность ребенка строить здоровые отношения вне дома.
- Наличие в классе сложившихся дружеских групп, войти в которые для новых участников бывает очень нелегко, что способно пошатнуть самооценку ребенка.
Прием заявок
до: 05.05
Прием заявок
до: 05.05
Помимо проблем психологического характера немаловажную роль могут играть экономические факторы. Финансовое положение семьи влияет на доступ к определенным видам досуга и статусным вещам. В школах, где большинство семей обучающихся имеет примерно одинаковый уровень дохода, дети из семей с более низким материальным положением могут находиться в некоторой изоляции от остальных, считаться изгоями.
В каких ситуациях родителям стоить бить тревогу
Как помочь ребенку найти верных друзей? С чего начать?
С возраста 4–5 лет значимость общения со сверстниками для маленького человека заметно увеличивается. Обратите внимание на следующие признаки возможной проблемы и начните действовать, если ваш ребенок:
- проявляет агрессию по отношению к другим детям;
- жалуется, что у него нет друзей или сверстники отказываются общаться с ним;
- не хочет идти в детский сад или школу;
- не приглашает друзей в гости и сам не получает приглашений, не созванивается с ребятами;
- часто пребывает в одиночестве;
- проводит большую часть времени за компьютером, чтением или просмотром телевизора.
Обучение построению отношений с окружающими подобно обучению математике или катанию на велосипеде. Для успешного освоения этих навыков важна поддержка родителей.
Какие качества помогут ребенку найти друзей
Если вы задались вопросом: «Как ребенку найти хороших друзей?», необходимо объяснить ему, какие черты характера способствуют быстрому вхождению в любой коллектив:
Умение быть частью коллектива
Индивидуалистам, привыкшим выделяться, может быть сложно адаптироваться в новом коллективе, где другие участники уже привыкли друг к другу. Например, ребенку-интроверту очень непросто при переходе в новый класс/школу.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids
И ребенку, и взрослому полезно обрести способность видеть интересы других и помогать им.
Хорошо развитая речь
Недостаточные навыки общения могут помешать вашему ребенку в налаживании контактов. Малыши, которые мало разговаривают дома, не сочиняют разных историй и небылиц, не ведут монологи наедине с собой, с трудом заводят беседу, знакомятся со сверстниками.

Разговорчивые же дети, напротив, быстрее обретают друзей, умеют договариваться и отстаивать свою точку зрения.
Способность просить прощения
Умение признавать ошибки и просить прощения приходит к человеку с самого раннего детства. Если ребенок понимает, что причинил другому человеку боль или неудобство, способен извиниться за свой поступок, он сможет стать хорошим другом, а выстраиваемые им отношения будут более надежными и доверительными.
Готовность признать свою ошибку – довольно непростой момент в коммуникации. Он требует критического мышления, здоровой самооценки и умения видеть себя со стороны. Эти навыки нужно развивать с малых лет.
Эмпатия
Если ребенок хочет найти новых друзей, но не знает как, ему следует познакомиться с таким понятием, как эмпатия. Дети часто стараются избегать странных, нелюдимых сверстников. Причиной для насмешек могут быть отличные от окружающих одежда, внешность, уровень достатка семьи и так далее.
Понимание чувств и эмоций других поможет избежать конфликтов. Человек, умеющий общаться с разными людьми, всегда будет окружен друзьями и товарищами.
Чтобы развить этот ценный навык, необходимо, прежде всего, научиться понимать себя и свои эмоции. Понимание собственных чувств помогает лучше воспринимать и чувства других людей. После просмотра мультиков или прочтения книг полезно говорить о переживаниях персонажей, задавать вопросы об их мотивации. «Почему герой поступил именно так? Что он чувствовал в этот момент?» – подобные вопросы стимулируют развитие эмпатии и помогают лучше понимать чужую точку зрения.
Вежливость
Правила этикета во все времена остаются актуальными. Дети видят, как к ним относятся окружающие, делая выводы. Этикет должен соблюдаться не только в речи, но и в таких понятиях, как поддержка, уважение границ собеседника и защита своих друзей.
Навык активного слушания
Люди ценят тех, кто способен внимательно слушать и проявлять интерес к их словам. В общении с человеком, погруженным только в свои собственные проблемы, мало полезного и приятного.

Что значит быть активным слушателем? Это означает обращать внимание на детали разговора, задавать уточняющие вопросы:
- «То есть ты имеешь в виду, что…?»
- «Можешь рассказать подробнее об этом моменте?»
- «Правильно ли я понял, что тебе важно…?»
Такое поведение сделает вас приятным собеседником и станет первым шагом на пути к дружбе.
Эмоциональный контроль
Неспособность управлять своими чувствами и чрезмерная эмоциональность могут отпугнуть потенциальных друзей. Человек не всегда в состоянии понять, что именно он чувствует, проявляя гнев, разговаривая на повышенных тонах.
Научите ребенка распознавать свои эмоции и контролировать их проявление. Для того чтобы производить на окружающих хорошее впечатление, нужно постоянно работать над собой.
Как помочь ребенку найти друзей
Дружба – одна из основ формирования личности. Чтобы наши дети росли счастливыми, и вокруг нас было как можно меньше несчастных людей, нужно учить подрастающее поколение правильному построению дружеских отношений.
Как помочь ребенку найти друзей в саду, школе или во дворе? Рассмотрим рекомендации психологов, которые могут оказаться полезными для выстраивания детьми дружеских связей:
- Всегда слушайте ребенка
Будьте открыты для разговоров с вашим ребенком и предлагайте помощь. Это позволит ему делиться радостью и печалью, возникающими в процессе построения дружбы. Если у него возникают проблемы в отношениях, старайтесь не осуждать его и не печалиться. Ведь дети боятся расстроить родителей и при неверной реакции могут вовсе перестать делиться с вами своими переживаниями.
- Помогите отличить настоящих друзей от простых знакомых
Объясните маленькому человеку, каким должен быть настоящий друг. Поговорите о том, что такое дружба и откуда она берется. Создайте вместе список идеальных качеств хорошего друга, чтобы ребенку было легче ориентироваться в выборе окружения.
- Подавайте личный пример
Не стоит досаждать нравоучениями. Делитесь историями своей детской дружбы, рассказывая о ссорах и примирениях, интересных событиях.

Старайтесь именно делиться воспоминаниями, а не навязывать свое мнение. Привлекайте своих друзей, приглашайте их в гости и проводите время вместе. Если у них есть дети, поддерживайте их общение с вашим ребенком.
- Учите своих детей взаимовыручке
Ребенку необходимо объяснять важность поддержки и взаимопомощи в дружбе. Способность понимать нужды друзей и готовность прийти на помощь образуют прочные связи.
- Формируйте положительное мировосприятие
Поддерживайте позитивное отношение ребенка к себе и окружающему миру. Учите его вежливости и доброте, объясняйте, что положительный настрой привлекает людей и помогает в сложных ситуациях, а веселые люди гораздо быстрее и легче находят себе друзей.
- Развивайте физические качества
Развивать ребенка нужно не только в интеллектуальном, но и в физическом плане. Спортивные занятия не только укрепляют тело, но и повышают уверенность в себе. Запись в команду поможет ребенку найти единомышленников и завести друзей.
- Старайтесь создавать условия для общения
Организовывайте детские праздники, позволяйте ребенку приглашать гостей и самому ходить в гости. Старайтесь постепенно расширять его круг общения, водите на секции, кружки, в художественную студию или музыкальную школу, где общие интересы сплачивают ребят.
- Постарайтесь не вмешиваться в отношения ребенка без острой необходимости
Позвольте сыну или дочке решать возникающие проблемы и конфликты самостоятельно. Вмешивайтесь только тогда, когда дети не могут найти решение сами, и всегда учитывайте их мнение. Чрезмерная опека способна оттолкнуть от него сверстников.

- Научите искусству беседы
Зачастую дети не могут построить отношения, потому что не знают, с чего начать. Порекомендуйте начинать разговор с простых слов и вопросов, например «Привет, как дела?» Затем можно перейти к обсуждению каких-либо тем, интересных для обоих собеседников. Это облегчит поиск общего языка с новыми знакомыми. Также полезным навыком для юного человека станет умение делать искренние комплименты.
Для того чтобы беседа получилась оживленной, нужно просто найти общие темы. Тогда ребенок сможет поддержать разговор, а не завести его в тупик.
- Помогите осознать свои сильные стороны
Особенно важно это для стеснительных детей. Подчеркивайте, что каждая слабость уравновешена силой. Например, молчаливый ребенок может быть отличным слушателем. А тот, кто не очень хорошо поет, может прекрасно рисовать. У каждого человека есть свои таланты и сильные стороны. Важно развивать их, не тратя время на то, что не получается.
Поддержка родителей на этом этапе крайне необходима. Нужно наблюдать за ситуацией и вовремя вмешиваться, не пуская дело на самотек. Но усердствовать тоже не стоит.
Типичные ошибки родителей
Главный принцип «не навреди» в отношениях с детьми особенно актуален. Иногда родители, стремясь помочь, наносят вред своим детям, перегибая палку. Следующие рекомендации позволят избежать таких ошибок:
- Не заставляйте общаться принудительно
Коммуникация должна происходить естественно, исходя из внутренней мотивации. Принуждение, например, уговоры поиграть с другими детьми вряд ли принесут пользу. Живой человек не должен, как робот, исполнять команды.
- Не призывайте ребенка игнорировать проблему
Советы вроде «Зачем тебе друзья, ты можешь общаться с нами» или «Лучше сосредоточься на учебе» не решат вопрос об одиночестве маленького человека. Важно помочь ему осознать проблему и вместе найти пути по ее решению.

- Не обесценивайте сверстников ребенка
Это одна из серьезных ошибок родителей. Утверждения типа «Ты умнее их, найди друзей получше» дезориентируют ребенка, хотя кажутся поддержкой. Вместо этого лучше направлять его на конструктивное взаимодействие.
- Не делайте все за ребенка
Родители, пытающиеся контролировать каждый шаг своих детей, в том числе общение со сверстниками, лишают их возможности самостоятельно развивать навыки взаимодействия.
«Это Павел, он хочет с вами поиграть, возьмите его в свою игру» – такое вмешательство в общение ребенка с другими детьми не поможет ему, а только навредит. Важно позволить ему проходить этот путь самостоятельно, чтобы он научился эффективно общаться.
Часто задаваемые вопросы о способности ребенка заводить друзей
Что оказывает наибольшее влияние на способность ребенка находить друзей?
Эмоциональный интеллект очень помогает прижиться в коллективе. Он включает в себя умение распознавать и понимать эмоции окружающих, предсказывать их действия и своевременно улавливать намерения.
Как помочь ребенку найти друзей во дворе?
Можно предпринять следующие меры:
- Сначала выйдите во двор вместе. Изучите игровую зону и познакомьтесь с местными детьми.
- Подготовьте ребенка к тому, что не все дети сразу идут на контакт, и это нормально. Нужно спокойно относиться к такой ситуации.
- Позвольте ему присмотреться к сверстникам, узнайте, во что они играют, как общаются между собой и что обсуждают.
- Подскажите ребенку, что, если его зовут присоединиться к игре, лучше согласиться, даже если правила ему неизвестны. Можно честно сказать, что ранее в подобной игре не участвовал, но с удовольствием будешь учиться, если другие помогут.
- Позвольте ему приглашать детей к себе домой. Домашняя обстановка способствует развитию дружеских отношений.
Также можно записать ребенка в кружок или спортивную секцию, где дети, объединенные общими интересами, легче находят общий язык.
Какие книги помогут маленькому человеку в поисках друзей?
Как помочь ребенку найти друзей в классе и не только? Следующие издания будут полезны в этом:
- Н. Фьюти «Клюф и Алли»;
- З. Соунс «Лисенок Гаспар»;
- Л. Мэле «Друзья-динозаврики. Испытание»;
- А. Херцог «Чур я первый!»;
- А.Х. Бенджамин «Настоящие друзья».
Еще одной хорошей книгой является произведение Ирины Чесновой «Каждый ребенок желает знать. Как найти друзей и быть хорошим другом».
Мы осознаем, что дружба привносит в нашу повседневную жизнь радость, легкость, обогащает нас интеллектуально и эмоционально. Но как быть, если ребенок не находит друзей?
Несмотря на кажущуюся простоту, правильное построение дружбы – это целый процесс, выстраиваемый по конкретному алгоритму. Важно не отчаиваться, действовать аккуратно и терпеливо, тогда достичь положительных результатов будет вполне возможно.
Источник изображения на шапке: EyeEm/ freepik.com
Материалы основаны на следующих источниках:
- Бекназарова А. Ю. Ребёнок-первоклассник отказывается идти в школу. Советы родителям //Педагогика и психология: перспективы развития. – 2020. – С. 232-233.
- Фромм А. Азбука для родителей. Как договориться с ребенком в любой ситуации. – Litres, 2017.
- Ломакина Г. Гиперактивный ребенок. Как найти общий язык с непоседой. – Litres, 2011.