- Понятие эмоционального интеллекта
- Особенности эмоционального интеллекта у младших и старших школьников
- Диагностика эмоционального интеллекта школьников
- Польза развития эмоционального интеллекта у школьников
- Социальные взаимодействия
- Саморегуляция и дисциплина
- Успех в учебе
- Мотивация и целеполагание
- Адаптация к изменениям
- Люди с развитым ЭИ склонны к уменьшению проявлений домогательств и агрессии
- Общие рекомендации по развитию эмоционального интеллекта у школьников
- Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта у школьников
- Часто задаваемые вопросы об эмоциональном интеллекте школьника
- Какой тест на оценку ЭИ является наилучшим?
- Какую литературу для развития эмоционального интеллекта младших школьников полезно читать?
- Над развитием эмоционального интеллекта школьника может работать только взрослый?
- Материалы основаны на следующих источниках:
Почему важен? Развитый эмоциональный интеллект у школьника способствует выстраиванию хороших отношений со сверстниками и педагогами, помогает в учебе, позволяет адекватно реагировать на возможные стрессы.
Что делать для его улучшения? Следовать рекомендациям психологов: вести себя с ребенком определенным образом, использовать направленные на достижение цели игры и специальные упражнения.
Понятие эмоционального интеллекта
Эмоции — это реакция организма, которая возникают в ответ на события в окружающем мире. Они отражают внутреннее состояние человека, и связь между его мотивами и действиями. Эмоции помогают интерпретировать происходящее.

Нет плохих или хороших чувств, все они полезны. Вопрос в том, как мы их проявляем дальше, здесь уже могут быть более «вредные» варианты для нас самих. Эмоциональный интеллект — это умение замечать, анализировать и влиять на чувства как на свои, так и на чужие.
Эмоциональный интеллект включает в себя пять основных аспектов:
- Самопознание. Человек анализирует эмоции, понимает, как они влияют на его мысли и поступки, знает о своих преимуществах и слабостях, может выбрать способы справиться с неуверенностью, поддержать себя, чтобы не опускать руки.
- Самоконтроль. Умение управлять своим поведением, эмоциями, мыслями и реакциями на различные ситуации, принимать рациональные решения в изменяющихся обстоятельствах.
- Эмпатия. Способность сопереживать другим, понимать и развивать взаимовыгодные отношения, улучшать коммуникацию, вдохновлять и направлять людей.
- Мотивация. Понимание своей цели, ощущение силы, которая побуждает к действию.
- Социальные навыки. Человек способен анализировать невербальные сигналы и эмоции окружающих, замечать их проблемы и потребности, ему будет легче общаться в коллективе и выстраивать подходящие социальные связи.
Впервые термин «эмоциональный интеллект» (ЭИ) введен Джоном Майером и Питером Сэловеем в 1990 году в работе с тем же названием. Широкое распространение этого понятия в нашей стране произошло после публикации журналиста Дэниэла Гоулмана, который в 1995 году выпустил книгу «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence (EI)). Он опирался на теорию Майера и Сэловея, но добавил свое видение и предложил новый термин — Emotional Quotient (EQ).
Особенности эмоционального интеллекта у младших и старших школьников
Изучение его считается относительно новой областью. Сейчас все чаще и все больше обсуждаются проблемы, связанные с эмоциональным состоянием детей.
Характеристики ЭИ младших школьников:
- Испытывают страх перед новым опытом и низкими оценками в учебе.
- Подвержены резким изменениям в эмоциональном состоянии.
- Нечетко распознают свои и чужие чувства.
- Прямолинейны и откровенны в выражении эмоций.
- Оптимистично и позитивно настроены.
- Реагируют эмоционально на происходящие события.
На данном этапе формирования эмоционального интеллекта школьника можно выделить три категории детей: с повышенной чувствительностью; со стабильной чувствительностью; с недостаточным выражением эмоций.
Прием заявок
до: 14.04
Особенности ЭИ подростков:
- Выражают эмоции нестабильно, им трудно контролировать чувства.
- Осознают свою уникальность и неповторимость.
- Противопоставляют себя окружающим, что может привести к конфликтам и другим трудностям.
- Не осознают изменения в своем эмоциональном состоянии.
Самое сложное в этом возрасте: многие подростки неохотно идут на контакт со взрослыми, так как ведущей деятельностью является общение со сверстниками.
Диагностика эмоционального интеллекта школьников
Психодиагностические исследования должны проводиться компетентными специалистами, не стоит самостоятельно интерпретировать результаты. Для ознакомления ниже приведены методики и тесты для диагностики эмоционального интеллекта школьников:
- Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций», нужно, чтобы ребенок за 15 минут дорисовал детали к трем фигурам, чтобы создать смысловую картину. Результаты помогут определить эмоциональное отношение ребенка к миру людей или вещей.
- Методика «ЭмИн». В рамках этого теста ребенку предлагается ответить на 40 вопросов, выбрав один из четырех вариантов ответа от «полностью согласен» до «полностью не согласен». По итогам можно определить межличностный и внутриличностный ЭИ.
- Тест Холла. На приведенные 30 утверждений необходимо дать оценку от +3 (полностью согласен) до -3 (совершенно не согласен). Результаты по шкале позволяют оценить уровень эмоциональной грамотности и управления чувствами,внутренней мотивации, эмпатии и способности помогать другим управлять переживаниями.
- Тест SREIT. В данном опроснике содержатся 33 утверждения, которые необходимо оценить по шкале от 1 (совершенно не про меня) до 5 (точно про меня).На основании полученных данных можно делать выводы об общем уровне ЭИ и его трех компонентах: эмоциональном выражении и оценке, эмоциональной регуляции и использовании чувств для решения проблем.
- Тест ЭмIQ—2. На каждый из 66 вопросов — пять вариантов ответа. По результатам можно оценить общий уровень ЭИ и пять его ключевых аспектов: самоанализ и самозащита, самоконтроль, выражение чувств, эмпатия и самооценка способности к эмпатии.
- Тест Гоулманазаключается в предоставлении участнику 10 ситуаций и нескольких вариантов действий в каждой из них. Цель — оценить навыки контроля над своими эмоциями и умение адекватно отвечать на поведение окружающих.
- Тест Майера-Саловея-Карузо по ЭИ (MSCEIT)основан на выполнении задач и предназначен для измерения четырех аспектов эмоционального интеллекта: обнаружение чувств, использование, понимание и управление ими. В отличие от тестов, основанных на самооценке, MSCEIT предлагает участникам решать проблемы, связанные с переживаниями, а не просто оценивать свои навыки в этой области.
Польза развития эмоционального интеллекта у школьников
Взрослые люди с развитым ЭИ успешнее справляются с нагрузками на работе, обладают высокой степенью стрессоустойчивости и гибкостью в психологическом плане. Однако важность формирования эмоционального интеллекта необходима и для детей, включая школьников, по следующим причинам.
Социальные взаимодействия
ЭИ играет важную роль в установлении успешных межличностных взаимодействий с одноклассниками и учителями. Дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта проявляют большую эмпатию, лучше осознают чувства и потребности других, умеют разрешать конфликты и поддерживать здоровые взаимоотношения.
Положительная динамика контактов в классе способствует созданию благоприятной образовательной среды.
Саморегуляция и дисциплина
Одним из важных аспектов ЭИ является способность контролировать свои чувства. В контексте школьной среды это особенно актуально, поскольку ученики часто попадают в стрессовые ситуации, которые могут привести к неблагоприятным последствиям.

Дети, осваивающие навыки саморегуляции, могут быстрее подобрать подходящий вариант для проявления чувств. Например, использовать Я-позицию в конфликте или уйти и взять паузу и т.д.
Успех в учебе
Развитие ЭИ способствует укреплению полученных знаний, так как чувства играют важную роль в усвоении информации. На наши переживания у организма уходят силы, соответственно, меньше энергии остается на другие сферы, в том числе обучение.
Нам сложнее фокусировать внимание, те же гормоны не дают обращаться к рациональной части мышления в полной мере, поэтому надо уметь прожить и отрегулировать чувства, чтобы они не руководили нами.
Люди с высоким уровнем ЭИ лучше справляются с предэкзаменационной тревогой и стрессом. Они умеют эффективно контролировать свои эмоции и управлять временем, что помогает им лучше сосредотачиваться на учебе и достигать поставленных целей.
Мотивация и целеполагание
ЭИ способствует постановке и достижению значимых целей. Дети, обладающие высоким EQ, проявляют большую настойчивость в учебе и стремление к достижению успеха благодаря высокой мотивации. Они более глубоко осознают свои сильные и слабые стороны и и понимают, на что и как за счет этих сторон могут влиять в процессе обучения.
Адаптация к изменениям
Школьная среда сталкивает детей с рядом перемен: встреча с новыми педагогами, переход в другие классы, изменение в учебном процессе. Развитие эмоционального интеллекта облегчает адаптацию к этим трансформациям и приспособление к новым обстоятельствам. Ученики с развитым EQ открыты для нового опыта и способны находить общий язык с незнакомыми людьми в новых ситуациях.
Люди с развитым ЭИ склонны к уменьшению проявлений домогательств и агрессии
Учащиеся, которые способны осознавать и уважать чувства других, реже проявляют насилие и, скорей всего, станут защищать тех, кто подвергается агрессивным действиям. Найдут способы для защиты и поддержки, в том числе более безопасные — не просто грудью закрывать и жертвовать собой, а помогут обратиться ко взрослым за помощью.
Многие считают, что успех зависит только от развития умственных способностей. Иногда родители и учителя стараются заполнить ребенка знаниями так интенсивно, что может быть непосильно для них.
Однако помимо академических знаний также важно уделить внимание эмоциональному росту. Поддерживать детей в понимании и контроле своих чувств, учить их умению общаться и поддерживать теплые отношения с окружающими — это не менее важно для успешного развития.
Например, в ходе исследования, проведенного в Стэнфордском университете, ученые наблюдали жизнь добровольцев с детства и до пожилого возраста и пришли к выводу: уровень IQ не является надежным критерием успеха.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids

Уже скачали 527 человек
5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Высококвалифицированные специалисты и руководители не обязательно были более умными, чем те, кто проработал всю жизнь на более низких должностях. На самом деле, ключ к успеху заключается в развитом эмоциональном интеллекте: умение разрешать конфликты, настойчивость, способность откладывать сиюминутное удовольствие в пользу большой награды в будущем. Интересно, что участники исследования проявляли эти качества еще в подростковом возрасте.
Общие рекомендации по развитию эмоционального интеллекта у школьников
- Создайте безопасную обстановку.
Это необходимо как детям, так и взрослым. Важно знать, что есть такое место, где тебя всегда примут, даже в самом тяжелом настроении, поймут, не осудят, поддержат.
- Не пренебрегайте чувствами ребенка.
Если он расстраивается по какой-то причине, например, из-за неудовлетворительной оценки, отразите его эмоции, нормализуйте ошибки, выразите сочувствие. После того, как вы дадите время ребенку побыть с этими чувствами, попробуйте предложить заняться чем-то, что нравится ребенку, например предложите ему поиграть на улице, а потом вместе подумайте, как можно исправить ошибки.

Физическая активность поможет лучше себя чувствовать и эмоционально, так как выделяются необходимые для этого гормоны.
- Расширяйте словарь эмоций.
Нейробиологи утверждают, что невозможно эффективно контролировать свои чувства, если мы не можем дать им точное определение.
Например, грусть может проявляться в разных формах: потерянность, уныние, отчаяние. Отличать эти нюансы очень важно: каждое чувство требует индивидуального подхода для регуляции.
- Научите ребенка описывать свои эмоции словами.
Например, можно сказать «ты такой радостный, что мы погуляли после школы», или «я понимаю, что ты огорчился, когда мы не зашли в магазин».
- Обсуждайте с ребенком эмоции.
Делитесь своими чувствами. Например, можно рассказать, что вы расстроились из-за разбитой чашки. Или вас очень обрадовала какая-то новость на работе. Опишите, как это отразилось на вашем настроении и как повлияло на ваш день.
Даже трехлетний ребенок поймет эти истории. Главное, оставаться устойчивым, чтобы дети не вставали в позицию родителя, не перекладывать на них ответственность за ваши чувства и переживания.
- Узнавайте вместе художественную литературу.
Чтение книг — отличный способ развивать способность к сопереживанию. Оно помогает детям сформировать модель психического состояния человека, что позволяет им осознать чувства других людей.
Увлекательные и трогательные детские книги и мультфильмы пропитаны эмоциональными переживаниями. Например, история о Малыше и Карлсоне или о Нильсе и диких гусях.
Чтобы чувства контролировать, их надо заметить.
А если мы считаем что-то плохим, мы не хотим в себе это замечать — это стыдно. Тогда будет сложнее признать и принять сложные эмоции, соответственно — регулировать их не получится.
Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта у школьников
Есть много приемов для младших школьников, приведем лишь несколько для понимания того, в каком направлении нужно двигаться.
- Игры для развития эмоционального интеллекта.
В игре «Зеркало» вы показываете чувства с помощью жестов и мимики, а ребенок должен угадать, что вы изображаете. Затем можно поменяться местами и дать ребенку шанс показать свои эмоции, а вы угадываете их. Игру можно проводить вдвоем или группой.
Занятие «Я радуюсь, когда…»: По очереди с ребенком продолжаете фразу и делитесь ситуациями или моментами, которые вызывают у вас радость.
- Упражнения на работу с эмоциями.
«Подушка злости». Предоставьте ребенку возможность выплеснуть свои негативные эмоции на подушку, которую можно бить, пинать, топтать.
«Дневники добра». Заведите блокнотики: «Дневник побед», в который можно записывать то, что получилось впервые; «Дневник радостных воспоминаний» с лучшими моментами дня; «Дневник успеха» с лучшими достижениями. Эти блокноты сохранят позитивные эмоции и моменты.
Часто задаваемые вопросы об эмоциональном интеллекте школьника
Эмоциональный интеллект — это неотъемлемая часть нашего психологического мироощущения, позволяющая осознавать, понимать и регулировать чувства, как собственные, так и окружающих.
Какой тест на оценку ЭИ является наилучшим?
Выбор подходящего зависит от целей и индивидуальных характеристик опрашиваемого. Рекомендуется пройти с психологом несколько тестов и проанализировать результаты для достижения наиболее точной оценки.
Какую литературу для развития эмоционального интеллекта младших школьников полезно читать?
Эти книги будут способствовать развитию ЭИ ученика:
- «Как я зол!» Книга Натальи Евдокимовой о том, как победить злость. Герои Том, Фил и Нита сочиняют песню о жестоком Какъязоле и совершают добрые поступки.
- «Где живут эмоции?» В книге Виктории Шиманской представлены задания по развитию ЭИ.
- Энциклопедия «Почему я смеюсь, почему я боюсь?» Виолэн Рифоло содержит описание эмоций, которые сопровождаются веселыми картинками. В конце книги предлагаются интересные задания, физические и дыхательные упражнения.
Над развитием эмоционального интеллекта школьника может работать только взрослый?
Нет. Взрослый должен направлять. Для школьников важно развиваться в среде сверстников. Ровесник — это нужный компаньон, с которым детям очень важно научиться находить общий язык и понимать друг друга.
Взаимодействуя с детьми, они постоянно оттачивают навыки самовыражения и контроля над своими эмоциями. Общение со сверстниками часто сопровождается разногласиями, конфликтами, обидами. Поэтому важность организованного времяпровождения, такого как настольные игры, экскурсии, образовательные проекты, становится еще более значимой.
В образовательной среде в процессе обучения и взаимодействия с учениками, развитие эмоционального интеллекта становится ключевым моментом для успешного становления личности и гармоничных отношений в учебном процессе.
Материалы основаны на следующих источниках:
- Варданян Ю. В., Вдовина Н. А., Семенюк А. А. Исследование эмоционального интеллекта и коммуникативости младших школьников //Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — №. 5. — С. 51.
- Гукаленко О. В. Развитие эмоционального интеллекта как фактор учебной и социальной успешности школьников: теоретический обзор //Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. — 2022. — №. 2. — С. 14-28.
- Краснов М. В., Григорьева М. Н. Эмоциональный интеллект городских школьников //Вестник Чувашского университета. — 2014. — №. 2. — С. 281-285.
Изображение в шапке статьи: автор / freepik.com