- Что значит навязанные цели
- Как отличить навязанную цель
- Как не навязывать цели ребенку, а помочь формулировать свои
- Часто задаваемые вопросы о навязанных целях
- Каковы последствия навязывания цели ребенку?
- Как избежать навязывания целей ребенку?
- Стоит ли давать советы детям?
- Материалы основаны на следующих источниках:
О чем речь? Навязанные цели сбивают с толку, пуская по ложному пути. И хорошо, если это безобидный шампунь по совету из телевизора. Но ведь бывает и так, что родители настаивают на поступлении ребенка в медицинский вуз, по окончании которого тот и не собирался работать врачом, ему всегда хотелось стать художником.
Что учесть? Цели бывают родными и навязанными. Отличить одни от других можно, если включить критическое мышление и задать себе пару вопросов. Важно делать это с завидной периодичностью, не позволять другим навязывать себе цели и не делать этого по отношению к своим детям.
Что значит навязанные цели
Навязанными называют цели, возникающие у человека под влиянием окружающих. К примеру:
- выбрать юридический факультет, следуя желанию родителей;
- решить отдохнуть в Таиланде, поскольку туда ездят все коллеги;
- копить деньги на дорогой гаджет под воздействием рекламы.
Такие случаи нередки: будучи социальными существами, мы подвержены влиянию других. В глобальных вопросах распознать навязанные цели проще, однако в повседневности мы их зачастую не замечаем. Мы читаем рекомендованные книги, покупаем рекламируемые товары и продолжаем жаловаться на жизнь.
Не всегда навязанные цели нам вредят. Предлагая их, окружающие могут действовать из лучших побуждений. Тем не менее, такие цели значительно отличаются от «родных» целей, которые мы ставим перед собой сами.
Наши собственные цели возникают спонтанно, основываясь на внутренних стремлениях и потребностях.
Хотя внешне обе категории целей выглядят похожими, ключевое отличие заключается в мотивации. Именно сомнительная природа этой мотивации делает навязанные цели проблемой.

К примеру, когда человек движется к навязанной цели, он может испытывать ощутимое внутреннее сопротивление, вплоть до саботажа. А если цель все же достигается, вместо радости приходит чувство разочарования.
Как отличить навязанную цель
Цели пронизывают всю нашу жизнь, фактически определяя ее смысл.
Без достижения целей наше существование превращается в пассивное течение, где решения принимаются другими людьми: купить автомобиль для семейных поездок, трудиться сверхурочно ради повышения, стремиться к высоким заработкам ради престижного образования детей и прочее.
Прием заявок
до: 05.05
Прием заявок
до: 05.05
Нередко мы движемся к целям, заданным чужими ожиданиями, стараясь угодить общественному мнению. Например, родители видят своего ребенка хирургом, продолжателем семейной династии, тогда как он мечтает стать веб-дизайнером. В итоге молодой человек идет учиться медицине, пытаясь оправдать родительские надежды. В России такая практика стала привычной: первое образование получают «для мамы», а уже потом учатся для себя.
Другой пример — стремление соответствовать стандартам красоты, навязанное глянцевыми журналами. Девушка, вдохновившись красивыми картинками, хочет быть моделью и ставит перед собой цель похудеть, но не предпринимает для этого реальных шагов. Вместо того, чтобы поменять тип питания, заняться спортом, она ведет свою обычную жизнь. В результате цель остается невыполнимой, а девушка страдает от низкой самооценки и чувства вины.

Действительно ли вы стремитесь к тому, чего хотите, или исполняете желания других? Это понять непросто, учитывая тот факт, что человек может преследовать сразу несколько целей: материальных, духовных, профессиональных, связанных со здоровьем и личностным ростом.
Что поможет определить истинность ваших целей.
- Интерес.
Даже путь к цели должен быть интересным. Если вам приходится заставлять себя двигаться вперед, а мысль о достижении вызывает равнодушие или даже отторжение, значит, цель не ваша.
- Задайте себе вопросы: «Что мне действительно нужно? Для чего? Для кого?»
Ответы могут открыть неожиданную правду. Например, желание купить машину на деле окажется потребностью в женском внимании, или же попыткой сбежать от рутины. Главное – отвечайте на вопросы честно.
- Отбросьте все лишнее.
Человек развивается, когда его внимание не отвлекают выдуманные кем-то цели. Тогда он способен устранить внешние препятствия и осознать свои истинные стремления.
Действительно ли вам необходима эта шуба, дорогой телефон и навязанное обществом стремление соответствовать стандартам потребления? В сущности, многие импульсивные покупки — это попытка компенсировать недостаток положительных эмоций, убеждение, что «если я получу желаемое, то стану счастливым». Однако счастье так и не приходит.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids
- Начните делать то, что хочется лично вам.
У окружающих это может вызвать отторжение или недоумение, ведь все привыкли, что вы живете согласно их желаниям. Попробуйте — и, возможно, вы заметите завистливые взгляды тех, кто подумал: «И правда, почему нельзя было так сделать раньше?» Кто, собственно, мешает вам жить своей жизнью?
- Когда цель достигнута, но вы не испытываете никаких эмоций.
«Все вроде получилось, но радости нет совсем», — это явный признак того, что цель была не вашей. Достижение цели должно приносить удовольствие, счастье и удовлетворение. Если же этих чувств нет, значит, вы воплотили в жизнь чужие мечты.
Как не навязывать цели ребенку, а помочь формулировать свои
Дети любят мечтать, но не каждому удается трансформировать свои мечты в четкие цели и настойчиво следовать им. Можно ли поддержать ребенка в процессе поиска жизненных ориентиров и выбора пути?

Цели наших детей часто формируются под давлением общественных стандартов, модных тенденций и даже неисполненных желаний родителей. Один молодой человек провел девять лет в стране, которую выбрал не сам, а по просьбе любимого деда. Вернувшись домой, он начал новую жизнь, осознав, что раньше жил не своими мечтами.
Участие взрослых в формировании детских целей – явление нормальное и естественное. Главное, чтобы оно основывалось на понимании истинных потребностей и стремлений ребенка. Чтобы защитить ребенка от навязанных целей, стоит уделять внимание его базовым ценностям.
Если вы еще не ввели в свою семейную практику вечернюю беседу с вопросом: «Как прошел твой день?», настоятельно рекомендуем это сделать. Эта простая фраза создает теплую атмосферу и укрепляет связь между поколениями.
Обсудив прошедшие события, предложите ребенку выбрать самое значимое из них и объяснить, почему именно оно кажется важным. Такой подход полезен по нескольким причинам. Во-первых, вы всегда будете в курсе происходящего в жизни вашего ребенка. Во-вторых, ребенок научится отделять главное от второстепенного. Наконец, это поможет ему осознанно формировать свои жизненные приоритеты.
Особенно полезно, если ребенок будет записывать ключевые события дня в своем ежедневнике, отмечая, что именно делает их важными для него. Так он сможет сохранить воспоминания о самых ярких моментах и возвращаться к ним спустя время. В тайм-менеджменте такой подход называется «Мемуарник». Можно составить таблицу, которую ребенок будет заполнять каждый день.
День недели | Главное событие | Ценности |
Понедельник | Получил четверку по географии | Успешная учеба |
Вторник | Встретил Колю | Дружба, общение |
Среда | Не упал на роликах | Спортивная победа |
Четверг | Пять за контрольную по математике | Успешная учеба |
Пятница | ||
Суббота | ||
Воскресенье | ||
Итог недели | Не упал на роликах | Спортивная победа |
В завершение недели можно обсудить, какие события оказались самыми интересными и значимыми, почему они оставили яркий след в памяти.
Поскольку школьная жизнь делится на учебные четверти, полугодия и каникулы, стоит выделять ключевые события для каждого из этих периодов. Например, можно отметить важнейшие моменты учебной четверти или летних каникул.

Создав семейный мемуарник, можно фиксировать значимые события для всей семьи. Отличной семейной традицией станет обсуждение итогов года за праздничным столом в последний день уходящего года.
Этот инструмент легко адаптировать для маленьких детей, используя цветной календарь. Радостные дни можно закрашивать яркими оттенками, а скучные – нейтральными. Можно ввести различные цветовые обозначения: знакомство с новыми друзьями обозначается красным, обучение чему-то новому – зеленым и так далее.
Эта методика использовалась еще в советских пионерских лагерях, где дети перед сном раскрашивали календарь в зависимости от настроения прошедшего дня. Руководство лагеря внимательно отслеживало эмоциональное состояние детей, а эффективность работы вожатых оценивалась по цветовой гамме календарей. Появление черного цвета считалось чрезвычайным происшествием.
Часто задаваемые вопросы о навязанных целях
Каковы последствия навязывания цели ребенку?
Для ребенка навязанные цели – это те, которые родители или другие взрослые устанавливают перед ним, без учета его интересов и желаний.
Последствиями от таких действий для ребенка могут быть:
- стресс и давление, так как ребенок вынужден соответствовать ожиданиям взрослых, игнорируя свои собственные интересы;
- чувство вины, ведь ощущение необходимости компенсировать неудачи взрослых снижает самооценку и усиливает тревогу;
- ограничение самовыражения, которое провоцирует конфликт: родители настаивают на карьере, которая не входит в планы и желания ребенка.
Как избежать навязывания целей ребенку?
Родителям следует прислушаться к следующим рекомендациям:
- Осознавайте свои ожидания. Поймите, что ваши нереализованные амбиции не должны влиять на выбор детей.
- Учитывайте интересы ребенка. Поддерживайте его мечты, даже если они отличаются от ваших.
- Поощряйте самостоятельность. Разнообразные занятия помогут ребенку найти свое призвание и укрепить уверенность.
- Будьте открыты к общению. Важно эмоционально поддерживать детей, понимать их нужды, помогать преодолеть тревоги и страхи.
Стоит ли давать советы детям?
Несомненно, советы нужны и важны, однако важно находить баланс между поддержкой и наставничеством. Стимулируйте интерес и развитие ребенка, помогая ему достигать именно его целей, а не навязанных кем-то.
Самопознание требует усилий, но результат оправдывает затраченные действия. Только «родные» цели ведут к счастью и самореализации. Не давайте другим диктовать, по какому пути вам идти. И не делайте этого по отношению к вашим детям.
Источник изображения на шапке: Vectorarte / freepik.com
Материалы основаны на следующих источниках:
- Архангельский Г. и др. Тайм-менеджмент. Полный курс: Учебное пособие. – Альпина Паблишер, 2023.
- Кузина О. Е. Финансовая грамотность россиян (динамика и перспективы) //Деньги и кредит. – 2012. – №. 1. – С. 68-72.
- Алексеев А. П. Теория аргументации в эпоху манипуляций //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. – 2013. – №. 5. – С. 67-77.