- Что мешает ребенку все успеть
- Правила детского тайм-менеджмента
- Простые техники тайм-менеджмента
- Метод «10 минут»
- «Есть лягушек на завтрак»
- «Нарезаем сыр»
- «Поедание слона»
- Таблица Эйзенхауэра
- Техника картинок
- Организация свободного времени в семье
- Часто задаваемые вопросы об организации времени ребенка
- Как научить малыша тайм-менеджменту?
- Когда начинать освоение азов тайм-менеджмента?
- Как организовать детский досуг?
- Как можно мотивировать ребенка на выполнение задач по плану?
- Материалы основаны на следующих источниках:
Для чего? Организация времени ребенка помогает ему планировать свой день и рационально распределять задачи. Это позволяет детям избежать прокрастинации и чувства перегруженности. Когда ребенок знает, что и когда ему нужно сделать, он ощущает уверенность и спокойствие.
Как научиться? Если родители умеют правильно планировать свой день и все успевать, ребенок постепенно будет учиться на их примере. Поэтому чем раньше он узнает, зачем нужны ежедневник, список дел, часы и прочие вещи такого плана, тем лучше.
Что мешает ребенку все успеть
- Бардак.
Ребенку трудно сконцентрироваться на каком-то деле, если его детская больше похожа на свалку, чем на место игр и развития. Причинами этого могут быть не только лень, неорганизованность, но и неграмотное хранение. Вещи, которые ребенок использует ежедневно, не должны лежать в дальнем углу.
Родителям надо продумать систему хранения в детской. Самые необходимые вещи должны быть под рукой. Отличный способ решить эту проблему – подобрать органайзеры и системы хранения для различных вещей.
- Отвлекающие факторы.
Даже взрослый не может весь рабочий день концентрироваться исключительно на деле. Как правило, из 8 часов он максимально сосредоточен только 2. Оставшееся время уходит на решение незначительных вопросов, беседы с коллегами, перекусы и т. д. Ребенку организовать время гораздо сложнее.
В отличие от взрослых, он не может заставить себя заняться делом, не отвлекаясь. Поэтому родителям нужно ограничивать время пользования гаджетами. Они отвлекают детей надолго. Также детям может мешать шум вокруг. Работающий телевизор, говорящие взрослые тоже могут отвлекать.

- Опоздания.
Когда кто-то не успевает, другая сторона тратит свое время на ожидание. А это ценный ресурс. Тот, кто опаздывает, обычно мало успевает. Научиться появляться вовремя — навык, который пригодится ребенку во взрослой жизни.
Перебороть привычку опаздывать поможет осознанное решение всегда выходить заранее, а не в последний момент. Свободное время в ожидании можно занять изучением книги. Подойдет «читалка» в телефоне.
- Откладывание дел на потом.
Прокрастинация не то же самое, что лень. Ребенок может отнекиваться от выполнения домашнего задания, отказываться ходить в школу из-за того, что у него проблемы с одноклассниками или педагогами. Также у него может быть хроническая усталость вследствие слишком насыщенного ритма жизни. Не нужно делать вид, что все нормально.
Преодолевайте трудности вместе с ребенком. Обсудите, что именно нужно сделать. Если задача большая и сложная, то ее можно разбить на подзадачи. Это здорово уменьшит проблему. Если вы не справляетесь, то обратитесь за помощью к специалисту.
Правила детского тайм-менеджмента
Правило № 1. Не торопите ребенка. Родители должны понимать, сколько времени потребуется на выполнение того или иного дела. Проанализируйте в течение дня, сколько времени:
- нужно ребенку на то, чтобы спокойно собраться утром;
- занимает дорога до школы и обратно;
- уходит на выполнение домашнего задания;
- свободного в течение дня у ребенка;
- требуется на кружки и секции, которые он посещает;
- нужно ребенку на подготовку ко сну.
Если родитель постоянно торопит малыша словами: «торопись, не успеешь», то помимо нервозности может сформироваться привычка спешить. Запомните: опаздывает не он, а его родные. Именно они не могут организовать время ребенка и постоянно его подгоняют. Вы можете завести будильники, которые будут сигнализировать о том, что через 10-15 минут необходимо выходить. Тогда у ребенка появится время доделать свои дела и спокойно выйти.
Прием заявок
до: 14.04
Правило № 2. Не нужно выбирать дополнительные занятия за ребенка. Он должен сам найти секцию, которая ему по душе. Тогда он будет посещать ее с желанием. Занимайтесь организацией времени ребенка с учетом его прав и намерений, а не только его обязанностей.
Правило № 3. Порядок на рабочем столе ― логика в голове. Учитывайте, что ребенок может сосредоточиться, если в зоне его внимания не более 5 предметов. Если на рабочем столе царит хаос, то ни о какой концентрации не может быть и речи.
На выполнение домашнего задания ребенок будет тратить много времени и нервов родителей. Приучите ребенка каждый вечер раскладывать вещи на столе по своим местам. Начать лучше еще до школы. Рабочее место должно быть не столько чистым, сколько удобным.
Правило № 4. Выделите зоны в детской комнате. Например, для игр, сна, учебы. Ребенок должен понимать, где он может отдохнуть, где почитать, а где порезвиться.

Памятка родителям:
- Объясняйте ребенку правила вашего дома и семьи понятно, доступно и наглядно. Показывайте, рассказывайте, отвечайте на все вопросы.
- Дозируйте информацию. Если ее слишком много, то не ждите 100 % усвоения.
- Учитывайте, что ребенок запомнит не с первого и даже не со второго раза. Помогут стикеры с напоминанием. Вместо назидательного «собери игрушки» лучше говорить «пожалуйста, не забудь убрать все после игры».
- Помогайте ребенку планировать свое время. Детям не хватает опыта для рационального подхода к вопросам тайм-менеджмента. Они могут запланировать больше дел, чем в состоянии сделать.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids

Уже скачали 527 человек
5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Ведите списки дел. Для малышей младшего школьного возраста и дошкольников дела можно зарисовывать. К этому можно подойти максимально творчески. Придумайте награду. Чем ребенок сможет заняться, когда выполнит все дела. Обязательно делайте перерывы на отдых.
- Позвольте ребенку отслеживать свои успехи в выполнении поставленных задач. Так вы поможете ему развивать личную ответственность и самоконтроль. Не ругайте его, если что-то пошло не так, как планировалось. Спросите, почему он не успел что-то сделать, и подумайте вместе, как исправить ситуацию.
- Всегда поддерживайте ребенка. Интересуйтесь его делами, спрашивайте о том, как он провел день, какие у него были успехи и неудачи.
Простые техники тайм-менеджмента
Метод «10 минут»
Ребенок долго откладывает выполнение дела? Вероятно, оно сложное или не нравится ему. Избегание в этом случае закономерно. Поможет техника «10 минут» (можно и более продолжительное время). Родителю нужно сказать ребенку: «Удели этому делу только 10 минут, а потом занимайся тем, что хочешь». Вероятно, за это время он увлечется процессом.
Если ребенок постоянно отвлекается, используйте технику «выращивание помидор». Установите таймер на 25 минут. За это время ребенку нужно «вырастить помидоры» – сконцентрироваться на деле, не отвлекаясь ни на что. По истечении 25 минут он может делать все, что хочет, но в течение 5 минут.
Затем снова «выращивайте помидоры» до успешного завершения дела. Ребенок с большим желанием возьмется за сложные или нелюбимые задачи, зная, что скоро передышка. Игровой элемент делает процесс интересным.
«Есть лягушек на завтрак»
Под «лягушкой» подразумевается какое-то сложное дело, за которое ребенок не хочет браться. Техника заключается в том, чтобы начинать день именно с «земноводного». После сложного или нелюбимого дела ребенок с легкостью выполнит все остальные.
«Нарезаем сыр»
Организовать время ребенка можно так: пусть выполняет все в той последовательности, которая ему удобна. Например, он делает домашнее задание по геометрии. Сначала решает самую легкую задачу. Затем пропускает ту, над которой нужно думать. Так школьник сначала делает те задания, которые ему даются легко, а в конце приступает к самому трудному. Ребенку проще возвращаться к сложной задаче, выполнив большую часть работы.
«Поедание слона»
Техника тайм-менеджмента, которую описал в своей книге Глеб Архангельский. Ребенку трудно браться за масштабные задачи. Поэтому нужно их упрощать. Ведь никто не ест слона целиком.

Первым делом его нужно «разделать» или разбить крупное дело на «кусочки». Рассмотрим на примере уборки в детской комнате. Ребята с нежеланием берутся за это, понимая, какой объем работы их ждет. Разобьем дело на несколько подпунктов: собрать игрушки, пропылесосить, разложить вещи. Так любая крупная задача решается поэтапно и легче.
Таблица Эйзенхауэра
Эта техника помогает распределить дела по значимости и срочности. Ребенок иначе расставляет приоритеты, чем взрослые. Ему гораздо важнее поиграть в компьютер, чем пропылесосить пол в комнате. Логично, что с таким подходом он не успевает выполнять многие дела. Родитель может научить ребенка распределять задачи по важности. Матрица Эйзенхауэра состоит из 4 пунктов:
- приоритетное и срочное;
- срочное, но не приоритетное;
- несрочное, но не приоритетное;
- несрочное и не приоритетное.
Это позволит ребенку рационально распределять свое время. Он сможет ориентироваться на матрицу и выполнять задачи по их приоритетности. Отметим: распределять дела надо совместно, ведь понятия срочности и важности значимо отличаются у ребенка и родителей.
Техника картинок
Способ точно понравится дошкольникам благодаря игровому элементу. Предложите ребенку делать задания по карточкам. Родителям нужно подготовить картинки, на которых изображены детские обязанности.
Например, утренняя зарядка, чистка зубов, уборка игрушек. Каждое утро доставайте карточки и показывайте их ребенку. Выполнив задание, он должен положить картинку в специальную коробку. Обязательно давайте ребенку небольшие награды. Это прекрасная мотивация для успешного выполнения всех заданий.
Организация свободного времени в семье
Выбор совместного досуга определяет не семейный бюджет. Организация свободного времени ребенка ― задача родителей. Каждая семья может интересно проводить совместный досуг. Помимо воспитательного момента, это еще и возможность быть вместе с пользой.
Совместный отдых очень сближает и оставляет приятные воспоминания. Родители узнают много нового о своем ребенке, поймут, что ему интересно. Это способствует установлению доверительных отношений. Время от времени можно выбирать необычные занятия для совместного досуга. Это гарантирует незабываемые эмоции у всех членов семьи.
Помните, что совместный отдых является важной составляющей воспитания малышей. Каждый человек помнит счастливые моменты из детства. Досуг может стать основой семейных традиций и системы ценностей. В дальнейшем ваши дети будут передавать их своему потомству.

Варианты совместного досуга родителей и детей:
- Интеллектуальные занятия: игры на логику, разгадывание кроссвордов, сканвордов, ребусов, загадок, собирание пазлов из большого числа деталей.
- Творчество: рукоделие, рисование, декорирование, создание открыток, поделки и т. д.
- Труд: забота о питомцах, посадка и уход за горшечными или садовыми растениями, облагораживание участка вокруг дома и т. д.
- Физическая активность: совместное посещение фитнес-зала, бассейна, утренняя пробежка, катание на коньках, лыжах.
- Веселые и динамичные занятия с ребятами.
Игры — это кладезь информации о детях. В процессе вы увидите, что интересно ребенку, насколько он целеустремлен, пугают ли его сложности, как он справляется с проигрышем.
Часто задаваемые вопросы об организации времени ребенка
Как научить малыша тайм-менеджменту?
Самый эффективный способ ― игровая форма. Ни в коем случае не нужно заставлять ребенка и диктовать ваши условия. Помните, что хороший результат требует времени и череды ошибок. Лучший урок для детей ― пример родителей.
Когда начинать освоение азов тайм-менеджмента?
Ребенок учится организовывать свое время в начальной школе. В возрасте 7-8 лет закладываются привычки планировать график, ставить задачи и цели и организовывать себя на их выполнение, договариваться с окружающими о совместных делах. Они закрепляются на всю жизнь человека.
Как организовать детский досуг?
Учитывайте, что отдых должен быть в определенное время. Например, перед сном ― не лучший вариант для интеллектуальных игр. Вечером можно погулять или почитать.
Как можно мотивировать ребенка на выполнение задач по плану?
Придумайте приятные сюрпризы. Ребенок будет ждать поощрения и стараться качественно выполнить запланированное дело.
Каждый человек уникален. Поэтому и подход к организации времени ребенка должен быть индивидуальным. Важно брать в расчет специфику его характера, способности, увлечения, потребности. С таким подходом вы сможете заинтересовать ребенка и научить его азам тайм-менеджмента.
Источник изображения на шапке: EyeEm / freepik.com
Материалы основаны на следующих источниках:
- Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Свободоспособность как результат развития субъектности ребенка в процессе педагогической поддержки //Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2014. – Т. 20. – №. 2. – С. 143-147.
- Рыжова Н. А. Проект как современная форма взаимодействия педагога и ребенка //Дошкольное образование—развивающее и развивающееся. Новый взгляд на фундамент образо-вательной системы. Сб. № 1/М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. авт. учреждение «Федеральный ин-т развития образования»(ФГАУ «ФИРО»), ред. журн.«Обруч»;[под ред. Ходаковой НП].—М.: Обруч, 2014. – 2014. – С. 19.
- Степанова Н. А., Лещенко С. Г., Хаидов С. К. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, технологии //Современные проблемы науки и образования. – 2017. – №. 5. – С. 254-254.