- Особенности подросткового возраста
- Почему подросток ничего не хочет
- Как разобраться в истинной причине подростковой апатии
- Придумывайте наводящие вопросы
- Поймите, каких занятий ребенок избегает
- Подумайте, возможно, сопротивление связано только с родительскими просьбами
- Не заставляйте заниматься неинтересной для ребенка деятельностью
- Как помочь подростку, если он ничего не хочет
- Часто задаваемые вопросы об апатии подростка
- Что делать родителям, если подросток ничего не хочет делать по дому, только лежать с телефоном в руках?
- Может ли причина пассивного состояния подростка скрываться в конфликте с одноклассниками и преподавателями?
- Нужно ли обращаться к психологу?
- Материалы основаны на следующих источниках:
О чем речь? «Мой ребенок-подросток ничего не хочет делать, я за него беспокоюсь» – частый запрос родителей на приеме у психологов. Переходный возраст – сложный этап в жизни детей. Происходит смена приоритетов, интересов, круга знакомств, отчего подросток может запутаться в своих желаниях и вовсе потерять их.
Что делать? В первую очередь убедиться, что апатия вызвана не депрессией. Если за отсутствием желания стоит что-то другое – перегруз от учебы и секций, смена интересов, раздражение от чрезмерной родительской опеки – стоит поговорить с ребенком по душам, выслушать его, задать вопросы, совместно найти выход из сложившейся ситуации.
Особенности подросткового возраста
Очень часто в семьях встречаются ситуации, когда подросток ничего не хочет. Этот случай прямо противоположен тому, где ребенок связывается с сомнительной компанией, стремится попробовать в жизни как можно больше и побыстрее. Как реагировать, если у него нет никаких желаний, интересов и увлечений?

С 11 до 16 лет ребенок стремительно меняется как внешне, так и внутренне. Это сказывается на его поведении, характере и взгляде на окружающий мир. У младших школьников, как правило, доминирует учебная деятельность.
В подростковый период — интимно-личностное общение с друзьями. Родители даже могут наблюдать, что дети до 11 лет предпочитают посещать школу, чтобы узнавать что-то новое, интересное. А подростки с 12 до 16 лет ходят в учебное заведение с целью пообщаться со сверстниками. Происходит кардинальная трансформация мотивов, интересов и поведения.
В некоторых случаях преобразование происходит стремительно и агрессивно. Ребенок выражает протест, все критикует и оспаривает, приобретает вредные привычки, меняет стиль одежды, вступает в неформальные сообщества. Конечно, родителям сложно понять и принять такое поведение. Но, по мнению психологов, оно считается нормальным и предсказуемым.
Больше вопросов и огорчений вызывает ситуация, когда ребенок-подросток ничего не хочет, избегает любого общения, игнорирует просьбы родителей и полностью закрывается от всего мира. Так проявляется кризис возраста 11–16 лет. Внутренний мир в этот период претерпевает серьезные трансформации и необходимо самому адаптироваться к новой реальности.
В большинстве случаев у подростка все же есть определенные желания. Но они не воспринимаются родителями серьезно. Желания носят в основном иррациональный характер и основываются на чувствах и эмоциях.
Почему подросток ничего не хочет
Причина 1. Подросток принципиально отрицает все, что говорят папа и мама, чтобы самостоятельно найти свой путь.
10–14 лет — наиболее сложный переходный период, когда ребенок стремительно меняется. Ему в это время очень тяжело: нужно принять свой новый внутренний мир, выяснить отношения с родителями и не сойти с ума. Внутренние опоры, которые были до этого возраста, уже не работают. Приходится искать новые ориентиры и понимать иные желания.

Сложный период, как правило, может выражаться в виде бунта, часто беспричинного. Любые предложения родных воспринимаются в штыки и принципиально не рассматриваются всерьез.
Причина 2. Подросток или очень загружен работой, или, наоборот, слишком свободен.
У современных детей есть больше информации, чем у их родителей в подростковом возрасте. Кроме школы, спортивных кружков, секций изобразительного искусства, репетиторов ребенок успевает следить за социальными сетями, блогерами, играть в компьютерные игры и прочее. Иногда информации так много, что подросток просто не может справиться с ней и выгорает.
Прием заявок до
{date}
Прием заявок до
{date}
Прием заявок до
{date}
В возрасте 14-15 лет, когда впереди экзамены, выбор будущей профессии, у подростка особенно проявляется недостаток эмоционального ресурса.
Причина 3. Все желания и потребности ребенка исполняются в тот же момент.
В семьях, где подростка окружают чрезмерной опекой и заботой и удовлетворяют даже самые незначительные прихоти мгновенно, он не понимает, как это – хотеть и не получить.
В таких случаях ребенок даже не желает напрягаться и проявлять активность, энтузиазм, прилагать усилия, чтобы что-то попросить.
Причина 4. Чрезмерная опека или, напротив, ее отсутствие.
Так называемая гиперопека лишает ребенка даже малейшего желания проявлять какую-нибудь активность. Дети в таких семьях вырастают обычно вялыми, безынициативными, инфантильными.
Явление, противоположное гиперопеке, – гипоопека. В этом случае родители пускают воспитание ребенка на самотек. Отсутствие навыков планирования и самоконтроля у подростка приводит к нежелательным последствиям. Например, у ребенка слишком много свободного времени, и он проводит его максимально легко и в удовольствие, играя в компьютерные игры, листая соцсети.
Причина 5. Депрессия, эмоциональная ломка.
Очень часто родители подростков замечают, что их чадо грустит, отказывается от еды, много молчит и проводит время в одиночестве. Такое поведение нельзя игнорировать и надеяться, что «само рассосется».
Стремительный рост, изменения в организме, скачки гормонов, новый взгляд на мир могут серьезно пошатнуть психику подростка. В этот период ребенок начинает задумываться о смысле жизни, искать подсказки у друзей и знакомых, предаваться философским размышлениям.
Проявление юношеского максимализма, желание доминировать, первая любовь, ссоры и непонимание могут привести подростка к эмоциональному истощению. Специалисты выделяют два типа расстройства: соматическое и душевное. Депрессия считается нарушением второго вида.
Причина 6. Считывание поведения родителей.
Как правило, в большинстве случаев ребенок перенимает поведение своих пап и мам. Это может происходить осознанно и на уровне подсознания. Подросток, который наблюдает пассивное и ленивое времяпрепровождение в семье, считает правильным вести себя точно так же.

В случаях, когда подросток ничего не хочет делать, помогут советы психолога.
Как разобраться в истинной причине подростковой апатии
Придумывайте наводящие вопросы
Первый вопрос: сколько времени ты ничего не хочешь?
Очень важно определить, в какой период произошел так называемый щелчок, который переключил сознание подростка. Возможно, триггером послужило какое-то слово или событие? Если ребенок вспомнит, когда именно это произошло, то половина проблемы уже решена.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids

Уже скачали 527 человек
Естественное любопытство и задор присутствуют в детях с раннего возраста. Неустанные поиски ответов на наивные вопросы, жажда познания мира побуждают малыша все время исследовать, проявлять любопытство и непосредственность. Однако очень часто ребенок сталкивается с препятствиями (наказание от родителей, запреты в детском саду и школе и так далее). Как правило, многие дети не выдерживают такого сопротивления, и их интерес угасает.
Второй вопрос: как ты сейчас живешь? Какие дела и занятия придают тебе силы и желания двигаться дальше?
Активный ранний подъем, ежедневные гигиенические процедуры, зарядка – это уже неплохое начало дня. Немногословные ответы, проведение свободного времени за игрой в приставку или просмотр фильмов вместо помощи по дому – это нормально. Возможно, ребенок просто устал и хочет восстановить таким образом энергию. А вот если подросток ничего не хочет делать, только лежать длительное время, – нужно срочно обращаться к специалисту.
Поймите, каких занятий ребенок избегает
Занятия танцами, спортивные секции или изучение иностранных языков – это та деятельность, где нужно прилагать усилия для достижения хороших результатов. Но зачастую подростку просто лень это делать.
Бывают и такие истории, когда ребенку с самого первого класса все задания даются очень легко. Например, чтобы выучить стихотворение достаточно его два раза прочитать, сложные для других детей темы он понимает сразу. Но вдруг появляется задача, которую просто решить не получается, и у подростка возникает апатия, депрессия и нежелание что-либо делать. Так происходит обычно из-за того, что ребенок не привык прилагать усилия.
Подумайте, возможно, сопротивление связано только с родительскими просьбами
Иногда взрослые чрезмерно давят на свое чадо, в приказном тоне объясняя ему, что, когда и как надо делать. Вместо беспрекословного исполнения поручений они, как правило, встречают стену равнодушия и даже возмущение. В этой ситуации следует несколько сбавить обороты и дать подростку немного свободы действий.
Не заставляйте заниматься неинтересной для ребенка деятельностью
Очень часто родители заставляют подростка заниматься тем, чем считают нужным. Необходимо в первую очередь понять, чего хочет он сам. Возможно, ему нравится рисовать, а вы отправили его в музыкальную школу. Может, он с детства терпеть не может конструктор, а вы его записали на авиамоделирование. Таких примеров множество. Всегда учитывайте желания подростка.

Мечты могут меняться с возрастом. То, что было интересно вчера, сегодня уже не имеет значения.
Как помочь подростку, если он ничего не хочет
Психологи дают полезные советы родителям, у которых такая ситуация.
- Наладьте контакт со своим чадом. Разговаривайте чаще по душам, а не формально. Интересуйтесь эмоциональным состоянием, настроением, желаниями ребенка, а не отметками и достижениями в спорте.
- Перестройте свою систему ценностей. Специалисты советуют родителям ставить себя на первое место. Нужно заниматься своим внутренним миром и самовоспитанием в первую очередь. Только реализованная и довольная мама сможет подарить ребенку любовь, нежность и вырастить уверенную в себе личность. Не стоит допускать фатальную ошибку и жертвовать всем ради детей.
- Используйте «Я-обращения», а не «Ты-высказывания». Такая форма общения с подростком позволяет донести ему свои просьбы максимально корректно и лояльно. Здесь исключено давление и принуждение, а право выбора стоит непосредственно за ребенком. Например, в порывы гнева мама может сказать: «Ты неисправим, ведешь себя неподобающим образом, позоришь нас». Психологи советуют сформулировать свою речь так: «Мне неприятны подобные поступки, и они могут привести к печальным последствиям. Мне бы очень хотелось, чтобы ты услышал меня».
- Не скрывайте своих чувств. Говорите подростку, какие эмоции вы проживаете в данный момент, что вас тревожит, а что радует.
- Не исполняйте прихоти сразу. Некоторые родители стремятся реализовать все желания ребенка в тот же миг, как они возникнут. Не следует делать этого. Подросток должен захотеть чего-то по-настоящему так, чтобы не лениться самостоятельно приложить к этому усилия.

- Смените диктаторское поведение на дружественную беседу. Пренебрежение мнением и видением ситуации подростка часто провоцирует безынициативность. Ребенок думает: «Если меня не слышат, зачем вообще что-то говорить?» Нужно обсуждать любые темы с чадом на равных, спрашивать его мнение, учитывать его пожелания.
- Пересмотреть нагрузку подростка. Некоторые родители хотят, чтобы их ребенок был всесторонне развит. Для этого помимо школы записывают его на спортивные, музыкальные, художественные секции и к репетиторам. Первое время ребенок может тянуть все это бремя и не роптать. Но в конечном итоге такая нагрузка скажется как на физическом, так и на психическом состоянии школьника не в лучшую сторону. Нужно провести с подростком беседу и обсудить, от каких секций следует на время отказаться, чтобы снизить напряжение.
- Если у ребенка много свободного времени, найдите ему занятие. Пассивное времяпрепровождение может также появляться из-за незнания подростком, чем ему заняться. Поддерживайте ребенка во всех начинаниях, предлагайте интересные и полезные занятия, интересуйтесь его делами и мягко намекайте, что хобби должно быть у каждого.
Часто задаваемые вопросы об апатии подростка
Что делать родителям, если подросток ничего не хочет делать по дому, только лежать с телефоном в руках?
Многие видят проблему именно в гаджете. Но это только следствие, а причина кроется совсем в другом. Изъятие телефона может быть рассмотрено подростком как нарушение его личных границ. Такое поведение может привести к конфликту и разрушить доверие к родителям.
Также не стоит тайно читать переписки в телефоне, просматривать контакты в социальных сетях и следить за подростком. Наиболее экологичным и рациональным выходом из проблемы станет доверительная беседа.
Может ли причина пассивного состояния подростка скрываться в конфликте с одноклассниками и преподавателями?
Травля ребенка в школе может не проявляться в жесткой форме. Поэтому родитель не всегда вовремя замечает проблему. С подростком следует регулярно разговаривать, спрашивать его о школьной жизни, одноклассниках, праздничных мероприятиях в учебном заведении.
Нужно ли обращаться к психологу?
Если у родителя не получается достучаться до ребенка и выяснить причины его состояния, то однозначно нужно разговаривать с профессионалом. Это может быть психолог, психиатр или психотерапевт.
В социуме сложилось стереотипное мнение, что проблемы с психикой у человека – это своеобразное клеймо на всю жизнь. Но все эти паттерны – пережиток прошлого. В первую очередь нужно ориентироваться на физическое и душевное состояние ребенка, так как игнорирование проблемы может привести к серьезным последствиям.
Родителям нужно понять, что к подростку нужен особый подход. Следует проанализировать ситуацию, выбрать оптимальный стиль поведения, попросить прощения у ребенка, если обидели или слишком надавили на него. Не стоит ожидать мгновенного результата. Наберитесь терпения, проявляйте заботу, понимание и поддержку даже в тех ситуациях, когда кажется, что он неправ.
Источник изображения на шапке: freepik/ freepik.com
Материалы основаны на следующих источниках:
- Ахмадов Н. Р. Подростковый суицид. причины и профилактика //ВЕСТНИК ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ. – 2021. – С. 28.
- Чуева Е. Н. Самоповреждающее поведение детей и подростков //Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2017. – №. 1 (29). – С. 71-77.
- Андреева А. Д. Как помочь ребенку пережить горе //Вопросы психологии. – 1991. – №. 2. – С. 87-96.