- Принципы воспитания как система требований
- 2 основополагающих принципа воспитания в педагогике
- Принцип природосообразности
- Принцип культуросообразности
- 6 основных принципов воспитания в современной педагогике
- 10 правил воспитания Макаренко
- 4 принципа воспитания Соловейчика
- Постулат № 1. Внутренняя свобода
- Принцип № 2. Отношения между детьми и взрослыми
- Принцип № 3. Самостоятельность ребенка как цель
- Принцип № 4. Главная ценность — развитие
- Часто задаваемые вопросы о принципах воспитания в педагогике
- Чем различаются принципы и закономерности воспитания в советской и современной педагогике?
- В чем заключаются отличия между принципами воспитания в российской и зарубежной педагогике? Каковы их основные характеристики?
- Насколько важен принцип гуманизма в педагогике?
- Какие труды о принципах воспитания в педагогике стоит изучить?
- Материалы основаны на следующих источниках
Какой цели служат? Принципы воспитания в педагогике заключаются в обеспечении эффективного и гармоничного развития личности ребенка. Они помогают педагогам выбирать оптимальные методы и подходы, учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ученика.
Зачем используются в системе образования? Принципы воспитания способствуют созданию благоприятной образовательной среды, в которой дети могут раскрыть свой потенциал, научиться взаимодействовать с окружающими и подготовиться к жизни в обществе.
Принципы воспитания как система требований
Для современного общества взращивание молодежи — одна из приоритетных задач. Для ее решения нужно осознавать, что процесс обучения должен быть основан на понимании объективных закономерностей в развитии ребенка как полноценной личности.
Принципы воспитания в педагогике — это ключевые положения, которые отражают определенные требования к форме, содержанию, методам и подходам образовательной системы. Они способны оказать глубокое влияние на жизнь детей наряду с педагогической работой.

Развитие сознания ребенка происходит постепенно, через процесс активной жизненной деятельности. При этом дети нередко оказывают сопротивление воспитательным мерам, предпринимаемым взрослыми, отдаляются от них, противятся действиям педагогов.
Поэтому успешный формирующий процесс требует не только прямого влияния, но также косвенного, опосредованного и долгосрочного воздействия на поведение и мировоззрение ребенка посредством продуманного обогащения различных аспектов его жизни.
Важно отметить, что принципы воспитания и развития в педагогике не делятся на главные и второстепенные (которые можно отложить на другое время), поскольку равнозначное внимание к каждому из них помогает избежать нарушений и отклонений в образовательном процессе.
Они не являются универсальными правилами общения с детьми и учениками, не заменяют опыт, знания и мастерство преподавателей. Если воспитательная работа педагога несет отпечаток авторитаризма и негативных эмоций, она может вызвать у ребят лишь отрицательные реакции.
Поэтому крайне важно сочетать внимательное и уважительное отношение к детям с высокими требованиями, поддерживая порядок, опираясь на позитивные качества учащихся.
Прием заявок
до: 05.05
Прием заявок
до: 05.05
Постепенно раскрывая перед школьниками перспективы их развития, стоит помнить о трудностях, которые неизбежно возникают у детей в процессе становления личности. В любой деятельности требуется приложение значительных усилий, как умственных, так и физических, особенно когда речь идет о постоянном освоении навыков поведения и совершенствовании уже приобретенных.
2 основополагающих принципа воспитания в педагогике
Одним из ключевых принципов воспитания в науке педагогике является постулат природосообразности. Еще к ним причисляют аксиому о культуросообразности.
Принцип природосообразности
Он подразумевает, что педагоги в своей деятельности должны руководствоваться факторами естественного развития ребенка. Этот принцип нашел свое отражение в работах многих выдающихся философов, мыслителей и воспитателей прошлого. Рассмотрим примеры.
Первым, кто сформулировал этот постулат, был Ян Амос Коменский. В труде «Великая дидактика» он подчеркивал, что человек, будучи частью природы, подчиняется ее основным законам, которые действуют как в животном и растительном мире, так и в обществе людей.
Коменский считал, что образование и воспитание призваны превращать возможности, заложенные от рождения, в реальные способности. Его подход основывался не только на общих законах природы, но и на особенностях психологии личности детей. Свою систему он строил, опираясь на их возрастные особенности.
Позднее этот принцип воспитания детей стал основой педагогических теорий.
Идея природосообразности была развита французским философом Жан-Жаком Руссо (1712—1778). Он полагал, что воспитание должно соответствовать натуре ребенка, предоставляя ему возможность формироваться естественно.
По его мнению, первоочередной задачей является развитие внутренних способностей, включая органы чувств, и происходить оно должно в обычной среде. Таким образом, Руссо создал теорию свободного воспитания, основанную на возрастной периодизации детей.
Другой известный педагог, Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827), создатель приюта для беспризорников и сирот, рассматривал воспитание как средство раскрытия природных сил и способностей человека.
Он выступал за гармонию и всестороннее развитие. И в то же время утверждал, что естественные задатки ребенка требуют поддержки со стороны взрослого. Песталоцци сравнивал воспитание с построением здания на прочном фундаменте — естественности, подчеркивая важность следования обычным законам развития.
Педагог считал, что любое взращивание ребят, построенное не на принципе природосообразности — это движение по ложному пути.
Следующий ученый родом из Германии — Адольф Дистервег. Он продолжил линию мысли И. Г. Песталоцци, считая принцип природосообразности вечным и неизменным, как сама натура человека.

По мнению А. Дистервега, в воспитании ребенка нужно следовать процессам его естественного развития. Также он акцентировал внимание на важности учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников при обучении.
В русской педагогике эти идеи нашли отражение в трудах Константина Дмитриевича Ушинского (1824—1871), который в труде «Человек как предмет воспитания» писал о важности знания основных законов человеческой природы для эффективного просвещения и обучения, а также об умении применять их в развитии детей, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
Развитие идеи природосообразности прослеживается в работах известных советских педагогов, таких как П. П. Блонский, Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, Ю. К. Бабанский, Т. И. Ильина, Г. И. Щукина и другие. В трудах об обучении и воспитании детей эти ученые акцентировали внимание на учете возрастных и индивидуальных особенностей ребят.
Принцип культуросообразности
Другим примером принципов воспитания в педагогике является этот постулат. Он выступает как продолжение аксиомы природосообразности. Его необходимость продиктована сущностной человеческой природой.
Персона рождается как биологическое существо. А формирование ее личности происходит благодаря усвоению социального опыта, передаваемого от одного поколения другому посредством воспитания и образования.
Философы и педагоги еще в античном обществе пришли к осознанию глубокой взаимосвязи между становлением личности и культурой. Были сформулированы два ключевых тезиса:
- персона развивается путем приобщения к культуре;
- главное достояние любой из них — сам человек.
В прошлом многие педагоги подчеркивали важность приобщения молодежи к культуре как ключевого фактора формирования высоконравственной личности.
Принцип культуросообразности впервые был предложен немецким педагогом А. Дистервегом. Он считал, что в воспитании должны учитываться конкретные условия бытия человека, а также место и время, в которое он живет. По его мнению, культура — это коллективное наследие. Оно создано поколениями предшественников и продолжает формироваться в настоящем.
Культурная среда оказывает огромное влияние на человека как личность, также как природные условия — на флору и фауну конкретного места. Несмотря на заложенные природой с рождения данные, человек — это продукт своего временного периода.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids
В русской педагогике эту идею развивал К. Д. Ушинский. Он настаивал на важности начального этапа образования, включающего обучение письму, чтению, счету, знакомство с религией, историей, географией и культурой родного края.
Идея народности также прослеживается в работах М. В. Ломоносова и В. Г. Белинского. Ушинский подчеркивает уникальность каждой нации, обусловленную историческим развитием, географическими и природными факторами.
Введение ребенка в различные сферы культуры социума — бытовую, физическую, духовную, интеллектуальную и политическую — представляет собой непростую задачу. Ее решают совместно семья и общество.
Также в этом помогают разнообразные образовательные организации и социальные объединения. Это, например, школы, детские сады, иные учреждения, молодежные организации). Если ребенок развивается гармонично, он постепенно осваивает культуру окружающего мира и естественно интегрируется в социум.
Тем не менее, процесс восприятия ребятами культуры не является пассивным, дети сами становятся активными ее создателями. Участие в ансамблях, кружках, художественных студиях и различных секциях помогает ребенку глубже погрузиться в мир искусства и творчества.
Особая роль отводится развитию креативных способностей у детей с особенностями развития или трудностями в воспитании. Примером служит опыт работы с глухими детьми, которые, вопреки стереотипам, успешно занимаются пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах и работой за компьютером.
Однако такие случаи остаются исключением. И успех в работе с этими ребятами часто достигается в основном благодаря усилиям увлеченных учителей.
6 основных принципов воспитания в современной педагогике
Актуальная система образования активно применяет различные стандарты обучения молодого поколения. Помимо вышеупомянутых принципов воспитания в педагогике, основными сегодня также являются:
- Постулат гуманизма. Здесь внимание акцентируется на уважении к личности ребенка, признании его гражданских прав и возможностей. Воспитатели стремятся поддерживать атмосферу доверия и высоких ожиданий, веря в потенциал каждого на пути к самосовершенствованию.
- Принцип научности. Основывается на учете возрастных, половых и психофизиологических особенностей ребят. Педагоги широко применяют достижения научных дисциплин, изучающих человеческое поведение и развитие (таких как педагогика и психология).
- Аксиома ненасилия и толерантности. Данный постулат требует от преподавателей и воспитателей проявлять терпимость и избегать любых форм физического или психологического давления на детей.
- Принцип связи воспитания с реальной жизнью. Подразумевает, что формирующие мероприятия должны быть тесно связаны с конкретными социальными, экономическими, экологическими и иными условиями, в которых живут ученики.
- Постулат открытости воспитательной системы. Он заключается в сочетании различных формирующих моделей и личного опыта учеников. Реализуется через создание открытых образовательных учреждений, таких как детские сады, социально-культурные, общественно-педагогические и обучающие комплексы.
- Принцип вариативности деятельности. Предполагает стремление к соответствию содержания занятий меняющимся интересам, нуждам и способностям ребят.
10 правил воспитания Макаренко
Антон Макаренко — один из величайших педагогов не только Советского Союза, но и всего мира. ЮНЕСКО признала его и Марию Монтессори основоположниками современной концепции формирования личности.
Антон Семенович Макаренко первым стал изучать принципы воспитания в педагогике, затрагивал такие темы, которые сейчас воспринимаются как очевидные истины. Он был убежден, что во всем мире недооценивают значимость любви в данном процессе.
По мнению А. С. Макаренко, эмоциональное здоровье ребенка нельзя сформировать без чувства.
Рассмотрим несколько ключевых мыслей педагога:
- Ваш личный пример — основа воспитания.
Вы влияете на ребенка не только словами, но и своим поведением. Каждый нюанс вашего настроения, каждый поступок он видит, чувствует. Даже минимальные изменения тона невероятным образом улавливаются детьми.
Если же вы вовсе не следите за своим поведением, произносите матерные и ругательные слова, постоянно кричите и устраиваете скандалы, можете даже не пытаться разговаривать с ребенком о правильных поступках. Ведь он видит ваш пример.

Своим поведением вы учите ребенка, как нужно и можно себя вести, и делаете это плохо. Всегда следите за своими действиями и речью.
- Искренность и простота — основа воспитательного процесса.
Не стоит прибегать к строгости ради видимости авторитета. Важно быть честным и искренним, пусть ваше настроение соответствует ситуации.
- У каждого родителя должно быть четкое понимание целей воспитания.
Вы должны осознавать, какого результата хотите достичь. Это поможет избежать многих ошибок и неверных решений.
- В воспитании должен быть баланс контроля, запретов и дозволенности.
Необходимо знать, чем занимается ребенок, но при этом давать ему свободу. Важно развивать в нем умение справляться с трудностями самостоятельно, распознавая негативные помыслы и действия.
- Воспитательная работа требует от человека навыков организатора и рационального использования времени.
Некоторые моменты, которые люди считают мелочами, требуют серьезных временных затрат. А ведь именно из таких мелочей и состоит наша жизнь.
- Помогайте ребенку, но не навязывайте свою заботу.
Поддерживайте его, но давайте шанс решать проблемы самостоятельно. Ваша поддержка должна быть ненавязчивой, но ощутимой. Не запрещайте ребенку пробовать новое, не пугайте его, останавливая на полпути, давайте возможность завершить начатое дело. Он должен видеть, что вам интересны его увлечения, понимать, что вы в него верите.
- Помните, что нельзя платить ребенку деньги, чрезмерно поощрять за успехи или наоборот, наказывать за неудачи.
А главное — нельзя критиковать его на глазах у других. Труд должен приносить удовольствие. Удовлетворение от проделанной работы и ваша похвала — лучшая мотивация для ребенка.
- Учите детей любить, ценить и распознавать чувство.
Любовь и уважение к себе — залог счастья и внутреннего достоинства.
- Не жертвуйте собственным благополучием ради ребенка.
Родители, пренебрегающие своим счастьем, показывают детям неправильный пример. Если ребенок видит, что мама печальна, все силы и ресурсы отдает своим ребятам, он непроизвольно будет поступать также во взрослой жизни.
- Воспитывайте счастливого ребенка.
Нельзя научить этому состоянию. Но можно создать условия, в которых дитя сможет почувствовать себя счастливым.
4 принципа воспитания Соловейчика
Идеи известного педагога, писателя и философа Симона Соловейчика стали основой педагогики сотрудничества. В ней воспитание рассматривается не как одностороннее воздействие учителя на ребенка, а как открытый диалог между ними.
Основные идеи педагогики сотрудничества включают учение без принуждения, опережение в подготовке, свободу выбора, сотрудничество учителей и ребят, развитие творческих способностей и самоуважение ребенка. Здесь педагоги и дети считаются равноправными партнерами.
Первые выполняют функции опытных наставников, предоставляя вторым необходимую самостоятельность для получения знаний, опыта и формирования жизненных позиций.
Инструментами педагогики сотрудничества могут быть интересные рассказы, откровенные беседы, объективные оценки, поощрение успехов в творчестве, личный положительный пример, встречи с привлекающими внимание личностями, совместное решение проблем и прочее.
Давайте рассмотрим четыре принципа воспитания в педагогике, разработанные Симоном Соловейчиком.
Постулат № 1. Внутренняя свобода
Она является ключевым понятием в работах С. Л. Соловейчика. Он утверждает, что свободе нельзя научить, ее можно только воспитать. В школе она заключается не в отсутствии дисциплины, а в праве ребенка мыслить без ограничений, задавать вопросы и чувствовать себя полноценной личностью. Только свободолюбивый учитель способен передать эти ценности ученику. Соловейчик пишет: «…Дети тянутся к свободным людям, доверяют им, восхищаются ими, благодарны им».
Также, по его мнению, снисходительное отношение к ребенку, чрезмерная критика, одергивание и принижение разрушают его интерес к учебе. Школьные задания должны быть сложными, но вдохновляющими, позволяя ребятам по-настоящему развиваться. И речь не о загруженности по горло уроками, занятиями и кружками.
Принцип № 2. Отношения между детьми и взрослыми
Когда грудничок плачет в кроватке и зовет маму, которая в это время готовит еду на кухне, зачастую она не торопится, если слышит по голосу малыша, что все в порядке. Женщина заканчивает работу, после чего подходит. Она не упрекает ребенка: «Чего кричишь! Иду!». А будто с повинной: «Устал звать меня? Вот мама плохая, не подходит к своему малышу…».
Соловейчик отмечает, что маленькие дети нуждаются в беспрекословном признании их потребностей и желаний, а также в уверенности, что окружающий их мир — добрый и справедливый.
Этот своеобразный идеализм дает ребенку чувство защищенности. Без него маленький человек постоянно бы испытывал страх.
Постепенно, по мере роста ребенка, родителям и учителям необходимо вводить элементы реальности, признавая трудности окружающего мира и поддерживая в их преодолении.
Не стоит вечно ограждать чадо от несправедливости, учите его принимать факт ее существования, жалейте, и вместе с ним переживайте все невзгоды.
Принцип № 3. Самостоятельность ребенка как цель
Еще одним важным принципом воспитания в педагогике по Соловейчику является постепенное отделение малыша от родителей. Это подготовка его к взрослой самостоятельной жизни. Основная цель воспитания, по его мнению, состоит в том, чтобы вырастить здорового, развитого и уверенного в себе человека, способного обходиться без постоянной поддержки окружающих.
Родители должны понимать, что ребята не обязаны всегда вести себя безупречно. Неудачи, плохие оценки, ушибы, недовольство их действиями со стороны старших — неизбежные спутники возраста.
«Нормальные дети при посторонних всегда ведут себя хуже, чем обычно», — утверждает С. Л. Соловейчик, добавляя: такое поведение ребенка свидетельствует о его попытке установить контакт с внешним миром, что вполне естественно, родителям не следует этого стыдиться.
Принцип № 4. Главная ценность — развитие
Симон Соловейчик подчеркивает: становление ребенка включает в себя не только умственную, но и физическую активность. Бег, игры и даже шалости — неотъемлемые составляющие этого процесса. Родители должны понимать, что стремление к движению и исследованию мира — естественный этап взросления, и не стоит пытаться подавлять его ради собственного комфорта.
Кроме того, участие ребенка в различных кружках и секциях не всегда гарантирует его развитие. Задача родителей — внимательно наблюдать за реакцией чада и помогать находить такие занятия, которые действительно стимулируют его рост и поддерживают интерес к миру.
Некоторые виды деятельности могут совершенно не подходить вашим детям, это следует учитывать. Проявление интереса ко всему вокруг куда важнее для ребенка, чем идеальная учеба и примерное поведение.
Соловейчик написал несколько книг, содержащих практические советы и теоретические рассуждения о воспитании, а также различные иллюстрации. Для школьников и их родителей особенно значима «Учение с увлечением» — цельная система принципов воспитания в педагогике.
Она включает в себя разные знания — от азов психологии и воспитания, иллюстрированных письмами ребят, до сложных психических феноменов, которые участвуют в мыслительных процессах человека, в частности, школьного обучения.
А главное, информация изложена очень интересно и живо, легко воспринимается. Еще один его труд, заслуживающий особого внимания, — книга «Педагогика для всех», которая предназначена для будущих родителей.
Часто задаваемые вопросы о принципах воспитания в педагогике
В формировании личности ребенка в педагогике ключевую роль играют принципы воспитания. Они используются в образовательном процессе и определяют методы и подходы к деятельности. С их помощью создаются условия для гармоничного развития учеников.
Чем различаются принципы и закономерности воспитания в советской и современной педагогике?
В советском образовании основной упор делался на традиционное обучение с помощью лекций, конспектов и механического запоминания материала. Инициатива учащихся была недопустима, а проверка знаний проводилась формально и стандартно.
В современной России принципы воспитания в педагогике значительно отличаются. Появляются новые методики, основанные на использовании интерактивных технологий, проектных заданий, акцентируется внимание на самостоятельности и креативности учеников.
В советской педагогике отношения между учителем и ребенком строились по принципу строгой иерархии. Слово первого было непререкаемым, а второй занимал подчиненное положение.
В современной российской педагогике преподаватели демонстрируют большую лояльность, давая ученикам возможность выражать индивидуальность и собственные взгляды на многие вещи.
В чем заключаются отличия между принципами воспитания в российской и зарубежной педагогике? Каковы их основные характеристики?
- В зарубежной педагогике основой являются самообучение и самоконтроль ребят. Российская же система образования сосредоточена на передаче ученикам обширных теоретических знаний, при этом часто игнорируется практика.
- В зарубежных школах ребята имеют возможность сами определять интересующие их дисциплины. Это помогает лучше подготовиться к будущей профессиональной карьере благодаря узкой направленности обучения. В наших школах выбор предметов диктуется требованиями Министерства образования.
- Основная цель обучения в России — предоставление фундаментальных знаний, в то время как западные системы делают акцент на приобретении практических навыков.
Насколько важен принцип гуманизма в педагогике?
Он занимает центральное место в образовательном процессе, поскольку ставит в центр внимания ребенка и его всестороннее развитие, которым занимается как его семья, так и школа.
Гуманизм в воспитании детей начал рассматриваться еще в трудах Сократа. Он считал, что процесс должно происходить в атмосфере любви и уважения. По его мнению, благодаря гуманизации образовательного процесса можно воспитать человека, который будет самостоятельным и всесторонне развитым.
Позднее древнегреческий философ Аристотель продолжил в своих трудах эту мысль, утверждая, что главной задачей педагога является становление души. Ребенок, который развит духовно, имеет гораздо больше шансов на достижение высоких результатов и получение возможностей для самореализации в жизни.
Дальнейшее развитие гуманистической педагогики связано с именем Жан-Жака Руссо. Он подчеркивал важность уважения личности ребенка, его прав и свобод. Ученый считал, что взрослым необходимо считаться с возможностями, способностями и интересами детей. Следует отметить, что именно Ж. Ж. Руссо первым предложил создание развивающей среды, в которой основная роль отведена ребятам.
Какие труды о принципах воспитания в педагогике стоит изучить?
Тем, кто интересуется данными вопросами, предлагаем ознакомиться с работами следующих выдающихся педагогов:
- Макаренко Антон Семенович, «Педагогическая поэма»;
- Сухомлинский Василий Александрович, «Сердце отдаю детям»;
- Ушинский Константин Дмитриевич, «Человек как предмет воспитания»;
- Песталоцци Иоганн Генрих, «Как Гертруда учит своих детей»;
- Корчак Януш, «Как любить ребенка»;
- Выготский Лев Семенович, «Мышление и речь»;
- Амонашвили Шалва Александрович, «Как живете, дети»;
- Соловейчик Симон Львович, «Педагогика для всех».
Понимая и применяя различные принципы, педагоги занимаются воспитанием детей, учитывая их потребности и индивидуальные особенности. Важно понимать, что высоких результатов в развитии молодого поколения, которое готово к счастливой и гармоничной жизни в современном мире, возможно добиться только при тесном сотрудничестве педагогов, самих ребят и их родителей.
Материалы основаны на следующих источниках
- Овчинникова Ю. А., Свинаренко В. Г., Козырев Н. А. Конструктор принципов воспитания как средство повышения качества воспитательной работы и педагогической рефлексии //Современные научные исследования и инновации. — 2015. — №. 9-2. — С. 59-70.
- Царев В. Е., Кузьмичева И. А. Психолого-педагогические принципы воспитания поступком в концепции К. Оллред //Вопросы психологии. — 1988. — №. 6. — С. 134-141.
- Смирнов И. П., Ткаченко Е. В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. — 2005.
Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com