- Важность развития эмоций у детей
- Возрастные особенности развития эмоций у детей
- Первые эмоции человека
- Что дальше
- Дошкольник и ученик начальных классов
- Эмоции подростков
- Как родителям развивать эмоции у детей
- Методы развития эмоционально-волевой сферы у детей
- Часто задаваемые вопросы о развитии эмоций у детей
- Что влияет на развитие эмоций у детей?
- Как общаться с ребенком, чтобы развивать и поддерживать его эмоциональную сферу?
- Каковы причины возникновения проблем, связанных с эмоциями?
- Материалы основаны на следующих источниках:
О чем речь? Развитие эмоций у детей закладывает базу здоровой психики. Задача взрослого – помочь ребенку осознать свои чувства и ощущения, научить его правильно их выражать и справляться с ними.
На что обратить внимание? Развитие эмоций у детей зависит от их возраста и начинается с первых дней жизни. Родители должны создать среду, в которой ребенок сможет выражать то, что чувствует, и получит адекватную реакцию и наставление.
Важность развития эмоций у детей
Неотъемлемой частью становления здоровой психики человека является своевременное и грамотное развитие эмоций у детей и подростков.
День за днем каждый человек встречается с различными эмоциями. Они могут проявляться совершенно по-разному, в том числе в зависимости от возраста. Маленькие дети выражают чувства через слезы и крик, например, если не хотят ложиться спать или кто-то отобрал у них любимую игрушку, через звонкий смех, когда поделились с другом смешной шуткой и так далее.

Все мы разные, а это значит, что эмоции мы проявляем тоже по-разному. Впервые с подобными ощущениями каждый человек знакомится еще в младенчестве, смотря на мамино улыбающееся лицо. Малыш уже понимает – его здесь ждали, он любим.
До того как младенец научится разговаривать, он будет выражать свои эмоции без использования слов: с помощью слез, крика, улыбок, смеха. Уже сейчас ребенок может обозначить, что он хочет, а что нет.
После маленький человек начинает запоминать то, как эмоции выражают его родители, а также фиксирует их действия: «Я плачу – они утешают, я разбрасываю игрушки – они ругают». Ребенок намного более чувствителен и уязвим, чем взрослые.
Достаточно естественно для нас выражение положительных эмоций, таких как радость или восторг, а вот отрицательные ощущения – злость, агрессия и обида зачастую воспринимаются нами негативно. Выражать их словно запрещено. Отрицательные эмоции копятся в нас капля за каплей, но порой выхода найти не могут. Особенно такая проблема ярко проявляется у детей.
То, как ребенок будет выражать эмоции, может зависеть от разных факторов:
- разрешают или запрещают родители малышу выражать свои эмоции (и отрицательные и положительные);
- какая реакция на проявление чувств у других;
- понимание того, какими могут быть эмоции, а также того, как их можно конструктивно выразить.
Развитие эмоционального интеллекта – очень важный процесс, так как каждому человеку очень важно понимать свои ощущения, также справлять с ними, а научиться этому лучше всего в детском возрасте.
Возрастные особенности развития эмоций у детей
Первые эмоции человека
Еще будучи совсем маленьким, человек сталкивается с тремя основными эмоциями. К ним относятся:
- гнев;
- радость;
- страх.
Первые проявления этих эмоций происходят с помощью языка тела и мимики: улыбка, крик, слезы и так далее. Конечно, на данный момент маленький человечек еще не понимает того, что чувствует.
Однако малыш быстро растет, а это значит, что и смысл его эмоций стремительно меняется.
Ребенку еще нет и месяца, а он испытывает радость от того, что ему комфортно: тепло, сухо, ничего не беспокоит. Вот такие первые поводы для счастья были у каждого из нас.
Радость становится более социальной эмоцией, когда ребенку исполняется один месяц. Сейчас он начинается улыбаться от голоса близких людей: мамы и папы. В три месяца эти ощущения становится уже ярче, малыш, радуясь, начинает гулить и дрыгать ногами и руками.
Что дальше
Спустя полгода у чада начинает проявляться так называемая сепарационная тревога. Она проявляется в том, что ребенок начинает плакать и нервничать, когда близкий человек вдруг пропадает из поля его зрения.
Прием заявок
до: 14.04
Сепарационная тревога пропадает практически полностью к двум годам, так как в это время отмечается интенсивное развитие памяти. Ребенок уже понимает, что мама и папа не пропадают насовсем, а лишь уходят на некоторое время.
Приблизительно в возрасте одного года и трех месяцев начинаются первые проявления чувства эмпатии, а также тех эмоций, которые направлены на самоосознание. К примеру, ребенок начинает расстраиваться тогда, когда плачет кто-то другой или искренне радуется, когда люди его хвалят.
В полтора года человек становится уже более самостоятельным. В это время малыш уже умеет высказывать свои желания: какую игрушку взять с собой, что будет есть или пить. Очень часто звучат слова: «мой», «моё», «нет», «дай» и так далее.

Конечно, полуторагодовалый ребенок не может быть тотально самостоятельным, поэтому возникают первые конфликты с родителями, благодаря которым малыш знакомится с такими эмоциями, как обида, злость, раздражение. Такие ощущения конструктивно он выражать еще не умеет, поэтому показывает их пинаясь, крича, кусаясь и так далее.
Однако не всё так критично: чувства пропадают достаточно быстро. Так, например, после двадцатиминутной истерики, посвященной тому, что для молока ему поставили синюю чашку вместо красной, ребенок с радостью через пять минут бежит за котом по квартире.
Ближе к четырем годам малыш начинает понимать, что он испытывает, и предпринимает первые попытки контроля своих эмоций. Трехлетки часто уже могут объяснить, что их беспокоит, или поделиться своей радостью.
В этом же возрасте ребенок впервые сталкивается с чувством стыда и вины, происходит стремительное развитие социальных эмоций у детей одновременно с осознанием базовых норм поведения в обществе.
Дошкольник и ученик начальных классов
Пятилетний ребенок испытывает уже целый спектр эмоций от радости до гнева, а также умеет идентифицировать их у других людей, в том числе изображенных на картинках и фотографиях.
Кроме того, дошкольник уже может управлять своим эмоциональным состоянием в определенных ситуациях.
Злость ребенок в этом возрасте может выражать уже не только действиями, но и словами, умеет сдерживать слёзы и говорить о том, что его расстраивает или злит. Некоторые свои эмоции в дошкольном возрасте дети уже умеют неплохо скрывать от окружающих.
Ученик начальных классов достаточно много времени уделяет общению со своими ровесниками, а не с родителями, а это значит, что он переходит на новый этап самостоятельности.
Младший школьник уже не понаслышке знаком с различными социальными нормами и понимает, что эмоции можно выражать по-разному: всё зависит от ситуации.
Эмоции подростков
Не секрет, что подростковый возраст самый сложный, в том числе и с точки зрения развития эмоций у детей.
Эмоциональный фон подростков весьма нестабилен. Там, где час назад была радость, сейчас уже тотальная апатия.
Ребенок задумывается о том, чего бы хотел достичь в жизни, пытается найти себя, много думает о своих интересах и ценностях. Очень часто все эти поиски истины сопровождаются страхами и неуверенностью.

Мнение одноклассников и друзей в этом возрасте играет огромное значение, гораздо большее, чем родительское. Когда подросток получает одобрение от его ровесников, то он испытывает истинную радость и эйфорию.
В этом же возрасте начинается поиск справедливости, в следствие чего подростки очень бурно выражают своё недовольство. Выражение своего мнения и вовсе может больше походить на настоящий бунт.
Подростковый возраст заканчивается, эмоциональный фон становится более сбалансированным. Поведение вчерашнего ребенка уже становится похожим на действия взрослого человека. Однако стрессовые ситуации по-прежнему могут приводить к некоторой эмоциональной нестабильности.
Как родителям развивать эмоции у детей
Развитие эмоций и чувств у детей – это то, на что обязательно стоит обращать внимание родителям. Ниже мы собрали несколько простых советов.
- Дайте ребенку высказаться, выслушайте его точку зрения
Как дитя может научиться выражать свои эмоции, если взрослые элементарно не дают ему это сделать? Покажите малышу, что говорить о своих чувствах с близкими людьми – это нормально и безопасно.
Вместо того, чтобы давать готовые ответы или направлять его в определенное русло, мы создаем пространство для самостоятельного размышления. Вопрос «Как ты себя чувствуешь, когда рассказываешь о том, что не получилось?» приглашает ребенка исследовать свои эмоции и вербализировать их.
- Признавайте важность эмоций
Ребенок должен понимать, что чувствовать и испытывать эмоции должен каждый нормальный человек, и этого не нужно бояться. Не обесценивайте проблемы чада. То, что вам кажется пустяком, для него может быть настоящей трагедией.
Укреплять важность эмоций можно через фразы: это нормально злиться (испытывать злость), когда тебя обижают, мне бы тоже было неприятно. Когда мы говорим: «Я понимаю, почему ты расстроен», мы даем ребенку понять, что его чувства имеют право на существование. Эмпатия и способность поставить себя на его место – ключ к глубокому и значимому общению.
- Заведите «словарик» эмоций
Задавайте ребенку вопросы относительно его эмоционального состояния и фиксируйте ответы вместе с ним: «Я счастлив», «Мне грустно», «Мне одиноко», «Я злюсь» и так далее.
- Обозначайте свои собственные чувства
Не забывайте о том, что дети часто копируют поведение своих родителей. А это значит, что если умеете конструктивно выражать свои эмоции, то ребенку будет проще научиться это делать на вашем примере.

Пример использования Я-высказываний в общении с детьми может выглядеть так: вместо того чтобы кричать «Ты вечно разбрасываешь свои игрушки! Сколько можно повторять?», попробуйте сказать: «Я чувствую раздражение, когда вижу игрушки, разбросанные по всей комнате, потому что мне трудно поддерживать порядок. Мне было бы очень приятно, если бы ты помог мне их собрать».
- Ищите нестандартные варианты выражения сложных чувств
Через рисование, спорт, творчество можно выразить многое.
Примеры игр, как это можно реализовывать на практике, многообразны и зависят от вашей креативности. Например, после тяжелого дня можно завести традицию, приходя домой, включать музыку и танцевать свою злость.
Это не просто разрядка, это способ перевести негативные эмоции в физическую активность, трансформировать их в энергию движения. Другой пример: создайте «коробку благодарности», куда каждый вечер записывайте три вещи, за которые вы благодарны прошедшему дню. Это помогает сместить фокус с негатива на позитив.
Еще один вариант – «игра в ассоциации». Выберите случайное слово и в течение минуты записывайте все ассоциации, которые приходят в голову. Важно помнить, что цель игр – не соревнование или достижение результата, а процесс, удовольствие и перезагрузка.
- Попробуйте составлять план того, как решить ту или иную ситуацию
К примеру, ребенок сильно поссорился с лучшим другом и грустит об этом. Помогите ему придумать шаги, которые помогут понять, по какой причине произошла ссора, что стоит предпринять, чтобы помириться.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids

Уже скачали 527 человек
5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

- Обсудите героев книг и фильмов
Во время совместного просмотра или чтения, обсуждайте то, как себя повел герой, почему он это сделал, какие эмоции испытал. Спросите у ребенка, как бы он поступил на месте этого героя.
- Формируйте «я-позицию»
Очень важно, чтобы малыш умел обозначать чувства «от первого лица», а не искать виноватых вокруг себя.
Методы развития эмоционально-волевой сферы у детей
Развитие эмоций у детей дошкольного возраста лучше всего получается через игру, так как именно она является ведущей деятельностью в этом периоде. Игры и разные упражнения помогут понять малышам их основные эмоции.
Психологи предлагают следующие практики, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы:
- Угадай мультфильм или сказку без слов. Ведущий должен только с помощью мимики и жестов описать героя, а остальные отгадать, о ком идет речь.
- Угадай, кто ты. Такая игра больше всего подходит для маленькой компании. Все игроки получают маски разных эмоций, но еще не знают, какая из них им досталась. Один игрок надевает свой атрибут, а остальные должны с помощью мимики и жестов показать ему, какой эмоцией он «является».
- Мимическая гимнастика. Такую практику можно выполнять и дома, и в детском саду. Вспоминайте героев разных сказок и показывайте их эмоции: смех Буратино, печаль Пьеро и так далее.
- Уходи, злоба. Чтобы ребенок не выплескивал свой негатив на своих сверстников или родителей, дайте ему это сделать в форме игры. Пусть малыш ляжет на коврик, вокруг него разложите подушки и мягкие игрушки. Разрешите ребенку закатить «истерику»: бить кулаками по полу, кричать и визжать.

Даже самый высокий интеллект с низко развитой эмоциональной сферой не приведет человека к успеху, поэтому родителям необходимо принимать активное участие в этом вопросе с самого раннего детства ребенка.
Часто задаваемые вопросы о развитии эмоций у детей
Что влияет на развитие эмоций у детей?
Общение со сверстниками, нахождение в определенном обществе, компании, Интернет и телевидение – всё то, с чем маленький человек сталкивается каждый день.
Как общаться с ребенком, чтобы развивать и поддерживать его эмоциональную сферу?
Одобрять и хвалить, при этом проговаривая то, что он сделал особенно хорошо. Просите ребенка самого прокомментировать свои действия и определить, какие эмоции он испытал в этот момент. Постарайтесь отойти от стандартных: «Умничка» и «Молодец». Эти фразы не только не воспринимаются как похвала, но и даже вызывают некоторую тревожность.
Каковы причины возникновения проблем, связанных с эмоциями?
Можно перечислить несколько основных:
- сильные эмоциональные переживания негативного характера, например, серьезные семейные конфликты;
- нет поддержки взрослых;
- предъявляются завышенные требования к ребенку.
Развитие эмоций у детей в психологии – непростой, но очень важный процесс, который включает в себя целый комплекс действий, в которых принимают участие и взрослые, и дети.
Источник изображения на шапке: maryna_auramchuk / freepik.com
Материалы основаны на следующих источниках:
- Красавина А. В. EDN CAJGUI УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ //EDN LXNXCZ Н34 Ответственный редактор: кандидат педагогических наук, доцент, ЕЛ Сорокина Редакционная коллегия. – 2024. – С. 188.
- Ахметзянова А. И., Артемьева Т. В. Взаимосвязь прогнозирования и позитивной социализации детей с нарушениями в развитии //Психологические исследования. – 2020. – Т. 13. – №. 69. – С. 5-5.
- Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и метод. рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет. – Мозаика-синтез, 2008.