- Составляющие коммуникативных навыков у детей
- «Область желания»
- «Область знания»
- «Область умений»
- Особенности формирования коммуникативных навыков у детей
- Роль семьи в развитии коммуникативных навыков у детей
- 10 игр на развитие коммуникативных навыков у детей
- Советы родителям по развития коммуникативных навыков у детей
- Часто задаваемые вопросы о развитии коммуникативных навыков у детей
- Как помочь ребятам научиться формировать свою точку зрения?
- В чем польза ведения дневника?
- Почему важно развивать коммуникативные навыки у детей?
- Материалы основаны на следующих источниках:
О чем речь? Развитие коммуникативных навыков начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всего детства. Используя разнообразные методы и подходы, особенно игры, родители учат детей общаться со взрослыми и сверстниками.
Почему это важно? Дети, обладающие развитыми коммуникативными навыками, легче находят общий язык с окружающими, успешнее справляются с учебными и жизненными задачами, а также имеют больше шансов на построение крепких социальных связей.
Составляющие коммуникативных навыков у детей
Любой полезный навык правильнее развивать с раннего возраста: малыши прекрасно запоминают информацию, однако важно это делать соотнося с возрастом ребенка и его ближайшими зонами развития. Одна из наиболее важных способностей – умение общаться с людьми и доводить до них свои мысли и желания. Благодаря этому человек легко социализируется и становится успешным.
Коммуникативные навыки – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие с людьми в процессе общения. Их можно развивать на практике, используя специальные методики и проявив некоторую настойчивость.
Л. Чернецкая, автор книги «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников», считает, что навык коммуникации состоит из 3 элементов, которые и нужно формировать в детях:
«Область желания»
Требуется наработать потребность в общении: ребенок должен хотеть разговаривать с окружающими. Без этого прогресс в развитии коммуникативных навыков у детей невозможен. Взрослый может себя замотивировать, а ребенок так не умеет.

В случае отсутствия интереса к общению со сверстниками возможны 2 группы причин:
- физиологические, связанные с нарушением функций головного мозга;
- психологические, вызванные эмоциональными травмами (проблемы в семье, негативный опыт общения с ровесниками).
«Область знания»
Имеется в виду то, насколько у ребенка сложились представления о правилах и нормах эффективного общения. В силу того, что сам он изначально не представляет, какими они должны быть, задача родителей – научить малыша, как поддерживают разговор, находят выход из запутанной ситуации, решают конфликты.
«Область умений»
Эта составляющая процесса развития социально-коммуникативных навыков у детей делится на несколько способностей:
- правильно адресовать сообщение;
- привлечь к себе внимание собеседника;
- аргументировать собственную точку зрения;
- поддерживать доброжелательный тон;
- быть толерантным;
- заинтересовать собеседника своей позицией;
- активно слушать;
- проявлять эмпатию;
- урегулировать конфликты и споры.
Ребенок с развитыми навыками коммуникации обладает высоким уровнем сформированности всех трех вышеназванных «областей».
Особенности формирования коммуникативных навыков у детей
Детей дошкольного возраста принято делить на несколько групп, каждая из которых имеет уникальные особенности, связанные с общением:
- От рождения до 2 лет.
Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста начинается с контактов с ограниченным кругом лиц, когда усваиваются основы взаимодействия между людьми.
- 2–4 года.
Периодически малыш способен вступать в эмоционально-практическую связь со сверстниками – играть с ними, разговаривать.
Прием заявок
до: 14.04
- 4–6 лет.
Ситуативно-деловой этап коммуникаций, осуществляемый в основном в игровой форме. Ребенок общается со взрослыми и другими детьми, изучает мир, правила поведения, разные стороны организации жизнедеятельности.
- 7 лет.
У детей к этому возрасту складывается комплекс избирательно-постоянных предпочтений в коммуникации, где ребенок общается с определенным кругом людей. В него входят родители, члены семьи, воспитатели, друзья.
С течением возраста дети расширяют свои знания о навыках взаимодействия с окружающими, проявляя интерес к неизвестным сторонам личности. Полученный опыт позволяет им давать оценку себе и собственным возможностям.
Роль семьи в развитии коммуникативных навыков у детей
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста во многом определяется активной позицией взрослых, контактирующих с ребенком. Ребята получают информацию о правильном общении, морально-этических нормах из мира взрослых.

Родители и воспитатели должны помнить о следующих задачах:
- показывать нормы правильной коммуникации в обществе и культивировать это в ребенке;
- укреплять потребность в общении с окружающими;
- оказывать помощь в усвоении сути социальных ролей, что играют люди в обществе;
- воспитывать навыки говорить, слушать, определять и разделять эмоции собеседника;
- привить понимание того, что конфликты можно решать вербальным путем, сохраняя выдержку и самообладание.
Навыки общения нужны детям для социальной адаптации и умственно-психического развития. Сформированный уровень коммуникативных умений обеспечит ребенку комфортную интеграцию в коллектив класса и является, кроме прочего, признаком готовности к школе.
10 игр на развитие коммуникативных навыков у детей
Главный вид деятельности для дошкольника – игра. Разные виды этих занятий помогают решить задачу наработки коммуникативных навыков на:
- установку контакта;
- бессловесное общение;
- речевую выразительность;
- разрешение спорных ситуаций;
- умение сопереживать.
Игровые ситуации учат ребенка понимать, что у других детей есть собственные мнения и желания, помогают отстоять свою позицию, приучают выстраивать, реализовывать общекомандные планы.
Кроме развития коммуникативных навыков у детей через игру существуют и иные методы – разъяснение, пример взрослых, выполнение просьб, наблюдение. Мы выбрали несколько игр, которые помогут ребятам научиться формулировать мысли, развить наблюдательность, различать интонации и мимику других людей.
- «Привет!»
Количество игроков – от 2 и более. Цель – здороваться по очереди, каждый раз используя новый вариант (пожать руку, сказать «как дела?» и так далее).

Условие победы – придумать больше всех способов поприветствовать друзей.
- «Кто я?»
Сложить в непрозрачную емкость (пакет, коробку) игрушки.
Вытаскивайте по одной (не подглядывая), далее расскажите от первого лица историю машинки, куклы или мячика: имя, характер, любимые занятия, настроение.
- «Рисуем вместе».
Участвуют два игрока. Выбираем тему рисунка, что-то простое – рыбка, солнышко, домик. Далее на столе раскладывается лист чистой бумаги формата А2. Игроки начинают одновременно рисовать заданный предмет, каждый на своей стороне.
Будет замечательно, если получится аккуратно совместить половинки в единое целое. Не важно, если домик в итоге выйдет не слишком симметричным, так даже оригинальнее. Рисунок нужно раскрасить яркими цветами.
- «Кому комплимент?»
Каждый игрок, обращаясь к кому-то из товарищей говорит фразу «Мне очень нравится, как ты…». Далее нужно придумать окончание, сказав что-нибудь приятное собеседнику. Ценно стараться делать упор не на внешности человека, а на его умениях, талантах. И не обязательно серьезных. «Мне очень нравится, как ты красиво завязываешь бантики кукле» – это прекрасный комплимент.
- «Эффект домино».
Из костей домино, поставленных на ребро, на пару с ребенком выложите фигуру: ставьте детали поочередно, аккуратно, не роняя предыдущие. А в конце дайте малышу возможность толкнуть первую деталь – вот это да!
- «Телефон».
Прекрасная игра, помогающая развитию коммуникативных навыков у детей младшего возраста. В качестве телефонного аппарата можно использовать любой предмет (так даже интереснее). Первый участник говорит: «Здравствуйте. Позовите, пожалуйста…» – и описывает представителя какой-то профессии (саму ее называть нельзя). Второй игрок, задавая вопросы, должен понять, о ком идет речь. Если дети помладше, можно «пригласить к телефону» их любимые игрушки и домашних питомцев.
- «У зеркала».
Первый игрок будет «отражением» второго ребенка в «зеркале». Цель – максимально точно отобразить каждое движение, мимику, жесты, не отставая от оригинала.

Самое главное (и самое трудное) условие — не засмеяться при этом.
- «Крокодил».
Всем известная игра для больших компаний отлично помогает развивать социальные умения и навыки. Для детей разумнее выбирать простые образы: герои любимых мультфильмов, сказочные персонажи, животные, предметы мебели, бытовая техника. Заранее нарисуйте на карточках нужные изображения, вытягивайте по очереди и можно играть.
Также можно рассмотреть разновидность этой игры — “эмоциональный крокодил”. Участники в мешочек помещают карточки с разными эмоциями, потом по очереди вытягивают и показывают их, а другие угадывают. Это хорошая тренировка эмпатии для построения эффективной коммуникации
- «Птицы, звери и цветы».
Участники внимательно следят за водящим, который чеканит мячик, говоря «птицы, звери и цветы». Периодически игрушка бросается одному из игроков и произносится любое из этих трех слов. Участник должен не только поймать мяч, но и назвать пример птицы, зверя или цветка. Тот, кто не справился с задачей, становится водящим.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids

Уже скачали 527 человек
5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

- «Сочиняю на ходу».
Сложите в пакет картинки, с изображениями цветов, предметов, овощей, птиц… Первый игрок вытягивает карточку и начинает сочинять историю об этом предмете. Следующий участник достает другую карточку. Его задача встроить в рассказ нового персонажа. И так далее. Поначалу составлять связный рассказ может непросто, это нормально. Ценно поддерживать ребят, давать им возможность ошибаться, мягко помогать
Советы родителям по развития коммуникативных навыков у детей
Возможно, некоторые рекомендации покажутся очевидными, однако это служит лишним доказательством того, что они на самом деле важны и нужны.
- Разговаривайте со своими детьми.
Ребенок не общителен? Провоцируете его разговоры с вами: придумайте интересную для него тему, задавайте вопросы открытого типа, чтобы дети могли высказать свою позицию, поощряйте длительные размышления.
Не надо философствовать и говорить на отвлеченные темы. Сделайте диалог актуальным для ребенка, рассуждая о том, что находится вокруг него, но при этом вводите в общение новые понятия, концепции, теории.
- Попросите описать свой день.
Стимулируйте детей делиться рассказами о том, как прошло время. Обычная история, когда подросток в ответ на вопрос «Как дела в школе?» отвечает «Хорошо» и идет в свою комнату.

Задайте вопрос иначе: «Что тебе сегодня понравилось в школе, а что нет?» , “Чем не понравилось?”, «Что порадовало/удивило/разозлило?”. Такая постановка требует анализа прожитого дня и описания своих эмоций. Прекрасное занятие, способствующее развитию коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта у детей.
- Дополняйте сказанное ребенком.
Общение в формате интервью – весьма унылое мероприятие. Возьмите в привычку дополнять последнюю фразу ребенка. Например, малыш показал свой рисунок. Похвалите его за старание и творческий подход, а потом спросите: «Что ты хочешь нарисовать в следующий раз?». Или задайте вопросы по рисунку, например: “А кто живет в этом доме?Какой характер у этого мишки? Что он любит?”
- Научите ребенка языку тела.
Известно, что значительный пласт информации во время контактов мы передаем с помощью невербального общения. Помогите ребенку ориентироваться в нем.
Есть еще интересная методика развития коммуникативных навыков у детей – попросить ребенка показать, как на экране двигаются персонажи мультфильмов или сказок. Подберите эпизод, когда киногерои переживают какие-то ярко выраженные чувства.
Предложите проанализировать, как выглядят герои, когда чувствуют различные эмоции: “Ого, смотри как он сжал кулаки и стиснул зубы, как будто сейчас зарычит. Кажется, он очень сильно разозлился? А как ты выглядишь, когда злишься? Давай вместе попробуем показать злость»
- Читайте вместе.
По большому счету, не важно, с чем именно вы решили ознакомиться. Оптимально, если книга содержит много диалогов. Пусть ребенок выбирает каждый вечер одни и те же книги – развитие коммуникативных навыков у детей происходит благодаря лучшему пониманию характеров персонажей, запоминанию сюжетной линии и используемых слов.
- Спрашивайте мнение.
Навыки коммуникации требуют умения анализировать собственные эмоции. Поэтому попросите ребенка взвешенно принимать решения. Это может выглядеть как что-то простое, например: «Как считаешь, когда нам надо пойти в библиотеку?» Может быть вариант сложнее: «На твой взгляд, куда бы нам в этом году съездить в отпуск? Почему именно туда? А что ты думаешь насчет этого места?”» Самое важное – научить детей взвешивать плюсы и минусы каждого решения.
- Поощряйте ребенка вести дневник.
Это хороший метод научить правильно излагать собственные мысли. Ежедневные размышления о поступках, чувствах помогут детям чувствовать себя более подготовленным к ответам на вопросы. Дневник помогает лучше понимать причины своих переживаний и конструктивнее их презентовать другим.

- Предложите формы обратной связи.
Можно использовать форматы “Я — позиция” и “принцип бутерброда”. На своем примере вы можете помогать ребенку осваивать техники конструктивной обратной связи.
“Я — позиция” предполагает общение через призму своих ощущений, но в общении с ребенком вы можете направить его при высказывании своих чувств, например: “Разозлился, что я зашла к тебе без стука? Тебе сейчас хотелось побыть одному?».
А “принцип бутерброда” можно использовать в контексте вопросов, направленных ребенку. Можно спрашивать у ребенка, что ему понравилось в рисунке, например, что бы он еще добавил, изменил, улучшил, что бы похвалил?
Часто задаваемые вопросы о развитии коммуникативных навыков у детей
Как помочь ребятам научиться формировать свою точку зрения?
Лучший способ – регулярно обсуждать с ними прочитанные книги, просмотренные фильмы, поступки героев, интересоваться его мнением в бытовых вопросах, давать выбор и спрашивать аргументацию: «Почему хочешь такую игрушку? Чем нравится?»
В чем польза ведения дневника?
Записывание событий прошедшего дня, пережитых эмоций поможет ребенку научиться грамотно формулировать мысли. В дальнейшем это поможет ему анализировать свои чувства и эмоции, почему то или иное событие вызвало конкретную реакцию.

Почему важно развивать коммуникативные навыки у детей?
Это умение контактировать с окружающим миром, верно понимая и транслируя информацию, что поможет в будущем отстаивать свою позицию, добиваться желаемых результатов переговоров, решать конфликтные ситуации, строить теплые и безопасные отношения с другими людьми.
Задача взрослых состоит в том, чтобы развивать навыки, которые пригодятся детям для успешной социализации. Умения общаться, формулировать мысли, выражать эмоции относятся к числу важнейших из них.
Источник изображения на шапке: freepik/ freepik.com
Материалы основаны на следующих источниках:
- Бетанова С. С. Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости //Российский социально-гуманитарный журнал. – 2012. – №. 3. – С. 97-107.
- Хаустов А. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом : дис. – Москва : [Моск. пед. гос. ун-т], 2005.
- Чистякова М. А., Лапшина Л. М. Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР //Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограни. – 2015. – С. 189.