Заказать звонок

Развитие коммуникативных навыков у детей

07.04.2025
881
Время чтения: 10 минут
Обновлено: 07.04.2025
Сохранить статью:
Развитие коммуникативных навыков у детей

О чем речь? Развитие коммуникативных навыков начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всего детства. Используя разнообразные методы и подходы, особенно игры, родители учат детей общаться со взрослыми и сверстниками.

Почему это важно? Дети, обладающие развитыми коммуникативными навыками, легче находят общий язык с окружающими, успешнее справляются с учебными и жизненными задачами, а также имеют больше шансов на построение крепких социальных связей.

Составляющие коммуникативных навыков у детей

Любой полезный навык правильнее развивать с раннего возраста: малыши прекрасно запоминают информацию, однако важно это делать соотнося с возрастом ребенка и его ближайшими зонами развития. Одна из наиболее важных способностей – умение общаться с людьми и доводить до них свои мысли и желания. Благодаря этому человек легко социализируется и становится успешным.

Коммуникативные навыки – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие с людьми в процессе общения. Их можно развивать на практике, используя специальные методики и проявив некоторую настойчивость.

Л. Чернецкая, автор книги «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников», считает, что навык коммуникации состоит из 3 элементов, которые и нужно формировать в детях:

«Область желания»

Требуется наработать потребность в общении: ребенок должен хотеть разговаривать с окружающими. Без этого прогресс в развитии коммуникативных навыков у детей невозможен. Взрослый может себя замотивировать, а ребенок так не умеет.

Составляющие коммуникативных навыков у детей
Источник: freepik/ freepik.com

В случае отсутствия интереса к общению со сверстниками возможны 2 группы причин:

  • физиологические, связанные с нарушением функций головного мозга;
  • психологические, вызванные эмоциональными травмами (проблемы в семье, негативный опыт общения с ровесниками).

«Область знания»

Имеется в виду то, насколько у ребенка сложились представления о правилах и нормах эффективного общения. В силу того, что сам он изначально не представляет, какими они должны быть, задача родителей – научить малыша, как поддерживают разговор, находят выход из запутанной ситуации, решают конфликты.

«Область умений»

Эта составляющая процесса развития социально-коммуникативных навыков у детей делится на несколько способностей:

  • правильно адресовать сообщение;
  • привлечь к себе внимание собеседника;
  • аргументировать собственную точку зрения;
  • поддерживать доброжелательный тон;
  • быть толерантным;
  • заинтересовать собеседника своей позицией;
  • активно слушать;
  • проявлять эмпатию;
  • урегулировать конфликты и споры.

Ребенок с развитыми навыками коммуникации обладает высоким уровнем сформированности всех трех вышеназванных «областей».

Особенности формирования коммуникативных навыков у детей

Детей дошкольного возраста принято делить на несколько групп, каждая из которых имеет уникальные особенности, связанные с общением:

  • От рождения до 2 лет.

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста начинается с контактов с ограниченным кругом лиц, когда усваиваются основы взаимодействия между людьми.

  • 2–4 года.

Периодически малыш способен вступать в эмоционально-практическую связь со сверстниками – играть с ними, разговаривать.

Прием заявок 

до: 14.04

  • 4–6 лет.

Ситуативно-деловой этап коммуникаций, осуществляемый в основном в игровой форме. Ребенок общается со взрослыми и другими детьми, изучает мир, правила поведения, разные стороны организации жизнедеятельности.

  • 7 лет.

У детей к этому возрасту складывается комплекс избирательно-постоянных предпочтений в коммуникации, где ребенок общается с определенным кругом людей. В него входят родители, члены семьи, воспитатели, друзья.

С течением возраста дети расширяют свои знания о навыках взаимодействия с окружающими, проявляя интерес к неизвестным сторонам личности. Полученный опыт позволяет им давать оценку себе и собственным возможностям.

Роль семьи в развитии коммуникативных навыков у детей

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста во многом определяется активной позицией взрослых, контактирующих с ребенком. Ребята получают информацию о правильном общении, морально-этических нормах из мира взрослых.

Роль семьи в развитии коммуникативных навыков у детей
Источник: freepik/ freepik.com

Родители и воспитатели должны помнить о следующих задачах:

  • показывать нормы правильной коммуникации в обществе и культивировать это в ребенке;
  • укреплять потребность в общении с окружающими;
  • оказывать помощь в усвоении сути социальных ролей, что играют люди в обществе;
  • воспитывать навыки говорить, слушать, определять и разделять эмоции собеседника;
  • привить понимание того, что конфликты можно решать вербальным путем, сохраняя выдержку и самообладание.

Навыки общения нужны детям для социальной адаптации и умственно-психического развития. Сформированный уровень коммуникативных умений обеспечит ребенку комфортную интеграцию в коллектив класса и является, кроме прочего, признаком готовности к школе.

10 игр на развитие коммуникативных навыков у детей

Главный вид деятельности для дошкольника – игра. Разные виды этих занятий помогают решить задачу наработки коммуникативных навыков на:

  • установку контакта;
  • бессловесное общение;
  • речевую выразительность;
  • разрешение спорных ситуаций;
  • умение сопереживать.

Игровые ситуации учат ребенка понимать, что у других детей есть собственные мнения и желания, помогают отстоять свою позицию, приучают выстраивать, реализовывать общекомандные планы.

Кроме развития коммуникативных навыков у детей через игру существуют и иные методы – разъяснение, пример взрослых, выполнение просьб, наблюдение. Мы выбрали несколько игр, которые помогут ребятам научиться формулировать мысли, развить наблюдательность, различать интонации и мимику других людей.

  • «Привет!»

Количество игроков – от 2 и более. Цель – здороваться по очереди, каждый раз используя новый вариант (пожать руку, сказать «как дела?» и так далее).

10 игр на развитие коммуникативных навыков у детей
Источник: freepik/ freepik.com

Условие победы – придумать больше всех способов поприветствовать друзей.

  • «Кто я?»

Сложить в непрозрачную емкость (пакет, коробку) игрушки.

Вытаскивайте по одной (не подглядывая), далее расскажите от первого лица историю машинки, куклы или мячика: имя, характер, любимые занятия, настроение.

  • «Рисуем вместе».

Участвуют два игрока. Выбираем тему рисунка, что-то простое – рыбка, солнышко, домик. Далее на столе раскладывается лист чистой бумаги формата А2. Игроки начинают одновременно рисовать заданный предмет, каждый на своей стороне.

Будет замечательно, если получится аккуратно совместить половинки в единое целое. Не важно, если домик в итоге выйдет не слишком симметричным, так даже оригинальнее. Рисунок нужно раскрасить яркими цветами.

  • «Кому комплимент?»

Каждый игрок, обращаясь к кому-то из товарищей говорит фразу «Мне очень нравится, как ты…». Далее нужно придумать окончание, сказав что-нибудь приятное собеседнику. Ценно стараться делать упор не на внешности человека, а на его умениях, талантах. И не обязательно серьезных. «Мне очень нравится, как ты красиво завязываешь бантики кукле» – это прекрасный комплимент.

  • «Эффект домино».

Из костей домино, поставленных на ребро, на пару с ребенком выложите фигуру: ставьте детали поочередно, аккуратно, не роняя предыдущие. А в конце дайте малышу возможность толкнуть первую деталь – вот это да!

  • «Телефон».

Прекрасная игра, помогающая развитию коммуникативных навыков у детей младшего возраста. В качестве телефонного аппарата можно использовать любой предмет (так даже интереснее). Первый участник говорит: «Здравствуйте. Позовите, пожалуйста…» – и описывает представителя какой-то профессии (саму ее называть нельзя). Второй игрок, задавая вопросы, должен понять, о ком идет речь. Если дети помладше, можно «пригласить к телефону» их любимые игрушки и домашних питомцев.

  • «У зеркала».

Первый игрок будет «отражением» второго ребенка в «зеркале». Цель – максимально точно отобразить каждое движение, мимику, жесты, не отставая от оригинала.

10 игр на развитие коммуникативных навыков у детей
Источник: EyeEm / freepik.com

Самое главное (и самое трудное) условие — не засмеяться при этом.

  • «Крокодил».

Всем известная игра для больших компаний отлично помогает развивать социальные умения и навыки. Для детей разумнее выбирать простые образы: герои любимых мультфильмов, сказочные персонажи, животные, предметы мебели, бытовая техника. Заранее нарисуйте на карточках нужные изображения, вытягивайте по очереди и можно играть.

Также можно рассмотреть разновидность этой игры — “эмоциональный крокодил”. Участники в мешочек помещают карточки с разными эмоциями, потом по очереди вытягивают и показывают их, а другие угадывают. Это хорошая тренировка эмпатии для построения эффективной коммуникации

  • «Птицы, звери и цветы».

Участники внимательно следят за водящим, который чеканит мячик, говоря «птицы, звери и цветы». Периодически игрушка бросается одному из игроков и произносится любое из этих трех слов. Участник должен не только поймать мяч, но и назвать пример птицы, зверя или цветка. Тот, кто не справился с задачей, становится водящим.

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1745272198.png

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет 

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1745273045.png

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет 

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1745272758.png

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет 

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям. 

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день. 
И подготовили материалы, которые действительно работают. 

1742234616.png

Александра Платчихина

Методист академии Ukids

1742234789.png

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет 

1745272535.png
  • «Сочиняю на ходу».

Сложите в пакет картинки, с изображениями цветов, предметов, овощей, птиц… Первый игрок вытягивает карточку и начинает сочинять историю об этом предмете. Следующий участник достает другую карточку. Его задача встроить в рассказ нового персонажа. И так далее. Поначалу составлять связный рассказ может непросто, это нормально. Ценно поддерживать ребят, давать им возможность ошибаться, мягко помогать

Советы родителям по развития коммуникативных навыков у детей

Возможно, некоторые рекомендации покажутся очевидными, однако это служит лишним доказательством того, что они на самом деле важны и нужны.

  • Разговаривайте со своими детьми.

Ребенок не общителен? Провоцируете его разговоры с вами: придумайте интересную для него тему, задавайте вопросы открытого типа, чтобы дети могли высказать свою позицию, поощряйте длительные размышления.

Не надо философствовать и говорить на отвлеченные темы. Сделайте диалог актуальным для ребенка, рассуждая о том, что находится вокруг него, но при этом вводите в общение новые понятия, концепции, теории.

  • Попросите описать свой день.

Стимулируйте детей делиться рассказами о том, как прошло время. Обычная история, когда подросток в ответ на вопрос «Как дела в школе?» отвечает «Хорошо» и идет в свою комнату.

Советы родителям по развития коммуникативных навыков у детей
Источник: freepik/ freepik.com

Задайте вопрос иначе: «Что тебе сегодня понравилось в школе, а что нет?» , “Чем не понравилось?”, «Что порадовало/удивило/разозлило?”. Такая постановка требует анализа прожитого дня и описания своих эмоций. Прекрасное занятие, способствующее развитию коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта у детей.

  • Дополняйте сказанное ребенком.

Общение в формате интервью – весьма унылое мероприятие. Возьмите в привычку дополнять последнюю фразу ребенка. Например, малыш показал свой рисунок. Похвалите его за старание и творческий подход, а потом спросите: «Что ты хочешь нарисовать в следующий раз?». Или задайте вопросы по рисунку, например: “А кто живет в этом доме?Какой характер у этого мишки? Что он любит?”

  • Научите ребенка языку тела.

Известно, что значительный пласт информации во время контактов мы передаем с помощью невербального общения. Помогите ребенку ориентироваться в нем.

Есть еще интересная методика развития коммуникативных навыков у детей – попросить ребенка показать, как на экране двигаются персонажи мультфильмов или сказок. Подберите эпизод, когда киногерои переживают какие-то ярко выраженные чувства.

Предложите проанализировать, как выглядят герои, когда чувствуют различные эмоции: “Ого, смотри как он сжал кулаки и стиснул зубы, как будто сейчас зарычит. Кажется, он очень сильно разозлился? А как ты выглядишь, когда злишься? Давай вместе попробуем показать злость»

  • Читайте вместе.

По большому счету, не важно, с чем именно вы решили ознакомиться. Оптимально, если книга содержит много диалогов. Пусть ребенок выбирает каждый вечер одни и те же книги – развитие коммуникативных навыков у детей происходит благодаря лучшему пониманию характеров персонажей, запоминанию сюжетной линии и используемых слов.

  • Спрашивайте мнение.

Навыки коммуникации требуют умения анализировать собственные эмоции. Поэтому попросите ребенка взвешенно принимать решения. Это может выглядеть как что-то простое, например: «Как считаешь, когда нам надо пойти в библиотеку?» Может быть вариант сложнее: «На твой взгляд, куда бы нам в этом году съездить в отпуск? Почему именно туда? А что ты думаешь насчет этого места?”» Самое важное – научить детей взвешивать плюсы и минусы каждого решения.

  • Поощряйте ребенка вести дневник.

Это хороший метод научить правильно излагать собственные мысли. Ежедневные размышления о поступках, чувствах помогут детям чувствовать себя более подготовленным к ответам на вопросы. Дневник помогает лучше понимать причины своих переживаний и конструктивнее их презентовать другим.

Советы родителям по развития коммуникативных навыков у детей
Источник: freepik/ freepik.com
  • Предложите формы обратной связи.

Можно использовать форматы “Я — позиция” и “принцип бутерброда”. На своем примере вы можете помогать ребенку осваивать техники конструктивной обратной связи.

“Я — позиция” предполагает общение через призму своих ощущений, но в общении с ребенком вы можете направить его при высказывании своих чувств, например: “Разозлился, что я зашла к тебе без стука? Тебе сейчас хотелось побыть одному?».

А “принцип бутерброда” можно использовать в контексте вопросов, направленных ребенку. Можно спрашивать у ребенка, что ему понравилось в рисунке, например, что бы он еще добавил, изменил, улучшил, что бы похвалил?

Часто задаваемые вопросы о развитии коммуникативных навыков у детей

Как помочь ребятам научиться формировать свою точку зрения?

Лучший способ – регулярно обсуждать с ними прочитанные книги, просмотренные фильмы, поступки героев, интересоваться его мнением в бытовых вопросах, давать выбор и спрашивать аргументацию: «Почему хочешь такую игрушку? Чем нравится?»

В чем польза ведения дневника?

Записывание событий прошедшего дня, пережитых эмоций поможет ребенку научиться грамотно формулировать мысли. В дальнейшем это поможет ему анализировать свои чувства и эмоции, почему то или иное событие вызвало конкретную реакцию.

Часто задаваемые вопросы о развитии коммуникативных навыков у детей
Источник: freepik/ freepik.com

Почему важно развивать коммуникативные навыки у детей?

Это умение контактировать с окружающим миром, верно понимая и транслируя информацию, что поможет в будущем отстаивать свою позицию, добиваться желаемых результатов переговоров, решать конфликтные ситуации, строить теплые и безопасные отношения с другими людьми.

Задача взрослых состоит в том, чтобы развивать навыки, которые пригодятся детям для успешной социализации. Умения общаться, формулировать мысли, выражать эмоции относятся к числу важнейших из них.

Источник изображения на шапке: freepik/ freepik.com

Материалы основаны на следующих источниках:

  • Бетанова С. С. Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости //Российский социально-гуманитарный журнал. – 2012. – №. 3. – С. 97-107.
  • Хаустов А. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом : дис. – Москва : [Моск. пед. гос. ун-т], 2005.
  • Чистякова М. А., Лапшина Л. М. Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР //Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограни. – 2015. – С. 189.
Вам также может понравиться
Цель системы образования и роль родителей в ней
21.04.2025

Цель системы образования и роль родителей в ней

О чем речь? Цель системы образования заключается в развитии ...

Формирование ответственности у детей разных возрастов

Формирование ответственности у детей разных возрастов

Что подразумевает? Формирование ответственности у детей пред...

Невнимательный ребенок: причины, последствия, исправление
21.04.2025

Невнимательный ребенок: причины, последствия, исправление

О чем речь? Невнимательный ребенок выглядит мило в 2-3 года,...

Как развить уверенность у ребенка: основные правила

Как развить уверенность у ребенка: основные правила

В чем сложность? Развить уверенность в себе у ребенка предст...

Тревожность у детей: причины, симптомы и советы родителям

Тревожность у детей: причины, симптомы и советы родителям

О чем речь? Тревожность у детей – повышенное беспокойство и ...

Творческое воображение ребенка: как формируется и чем полезно

Творческое воображение ребенка: как формируется и чем полезно

Что это? Творческое воображение ребенка – способность создав...

Формирование и смена социальных ролей детей

Формирование и смена социальных ролей детей

Как появляются? Социальные роли детей формируются в различны...

Система оценок в школе: для чего нужна и какие бывают
17.04.2025

Система оценок в школе: для чего нужна и какие бывают

О чем речь? Система оценок в школе – совокупность критериев,...

Самооценка у детей и варианты ее развития

Самооценка у детей и варианты ее развития

О чем речь? Самооценка у детей начинает формироваться с само...

Забрать подарок

Забрать подарок

Бесплатный семинар
для родителей
с психологом
Записаться