Заказать звонок

Развитие ответственности личности: принципы и методы

27.03.2025
797
Время чтения: 10 минут
Обновлено: 27.03.2025
Сохранить статью:
Развитие ответственности личности

О чем речь? Развитие ответственности личности начинается с детского возраста. Уже с двух лет можно доверять ребенку выбор цвета одежды, сказки для чтения или блюда на завтрак. Чем старше он будет, тем шире станет круг его ответственности.

На что обратить внимание? Необходимо не только требовать, но и создавать среду, в которой будет развиваться чувство ответственности. Для этого нужно подавать собственный пример, правильно объяснять последствия действий и вознаграждать.

Основа развития ответственности личности

Ответственность – это готовность человека отвечать за последствия своих действий и решений. В общем, если ты создал проблему или ситуацию, то и ручайся за ее разрешение, устранение последствий. Иначе говоря, «кто заварил – тот и расхлебывает».

Быть ответственным означает не только принимать на себя обязанности и последствия своих действий. Она является внутренним чувством, которое помогает человеку отвечать на вызовы и вопросы, которые задает окружающий мир через разные ситуации, социальные задачи, выбор.

На поведенческом уровне ответственность проявляется в следующих действиях:

  • Соблюдение договоренностей, заключенных с другими людьми.
  • Честное и последовательное выполнение данных обещаний.
  • Эффективное соблюдение различных обязанностей и задач в обществе.
  • Принятие решений и поступков на основе собственных убеждений и ценностей.

Развитие ответственности личности ребенка предполагает создание определенных условий и окружения, в котором дети могут успешно применять принципы ответственного поведения.

Есть два противоположных способа взаимодействия родителей с их чадами. Первый описывает реактивное поведение взрослых, когда они отвечают на события, происходящие с ребенком, после того, как они уже закончены. Родители откликаются на свершившиеся происшествия (например, получение плохой оценки, забытый портфель) и вступают во взаимодействие с ребенком, контролируя ситуацию. То есть реакция идет постфактум, без планирования.

Второй способ – создание специальных событий и процессов в семейной среде, то есть целенаправленное и осознанное воздействие на формирование качеств и навыков. Домашний круг играет важную роль в формировании личности ребенка, поскольку именно здесь происходит большая часть его развития через взаимодействие и опыт.

Основа развития ответственности личности
Источник: freepik/ freepik.com

Через организацию специальных событий родители могут обеспечить безопасность и контроль за происходящим. Общие ивенты, такие как выезды на природу всей семьей, совместные игры, подготовка к праздникам, сбор картофеля на даче и так далее, помогают укрепить связь между членами семьи. Каждая может создавать для себя собственные традиции и особые мероприятия, которые станут основой для формирования фамильного опыта.

Навыки и человеческие качества приобретаются ребенком через события в семье.

Правила развития ответственности личности

Формирование ее у детей как основополагающего качества необходимо для их успешного становления и самореализации в будущем. Развитие ответственности начинается еще в раннем возрасте и требует постоянных усилий и родителей, и педагогов.

  • Постановка достижимых целей.

Важен постепенный подход к формированию ответственности у детей. Начиная с простых заданий и постепенно увеличивая сложность, можно помочь ребенку ощутить уверенность в своих силах и развивать навыки выполнения обязанностей. Он будет успешнее справляться с поставленными задачами, если они адекватны возрасту.

Прием заявок 

до: 14.04

  • Обоснование значимости задач.

Важно объяснить ребенку причины и ценности выполнения им обязанностей. Указывая на пользу и влияние его усилий на окружающих или на его будущее, можно помочь увидеть смысл и цель своих действий, тем самым мотивировать становиться более ответственным.

  • Использование механизма поощрения.

Научите ребенка замечать свои маленькие победы. Успел сделать уроки до вечера? Замечательно! Это повод для маленького праздника. Подчеркните, что благодаря его усилиям у него появилось свободное время, которое он может потратить на любимые занятия.

Самопоощрение – мощный инструмент для формирования позитивного отношения к учебе и труду. Предложите выбрать фильм для семейного просмотра в качестве награды за выполненные задачи. Это создаст приятную ассоциацию между усилиями и удовольствием, мотивируя его к дальнейшим свершениям. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что его вклад ценят и замечают.

  • Определение последствий.

Для ребенка важно осознать, что неисполнение обязанностей порождает определенные события, действия. Стоит помогать ребёнку сталкиваться с естественными последствиями поступков.

  • Поддержка самостоятельности.

Поощряя стремление ребенка к такому решению задач, родители и педагоги помогают формировать уверенность в своих способностях и ответственное отношение к обязанностям. Ошибки, сделанные в процессе самостоятельного выполнения задания, могут стать ценным уроком для малыша и помочь ему понять, как надо правильно действовать.

  • Воспитание эмпатии и социальной ответственности.

Обсуждение с детьми важности помощи другим и вовлечение в волонтерские проекты — отличный способ формирования и развития общественного долга у детей. Участие в этих мероприятиях позволяет им ощутить свою важность в социуме. Такие опыты помогут детям стать более эмпатичными, заботливыми и отзывчивыми гражданами.

Правила развития ответственности личности
Источник: freepik/ freepik.com
  • Создание условий для принятия решений.

Возможность самим делать выбор в пределах собственных обязательств важно для развития ответственности личности. Умение анализировать ситуации, формировать выводы и извлекать уроки из ошибок является ценным навыком.

Развитие ответственности в зависимости от возраста

Формирование ее у детей дошкольного возраста

Для стимулирования данного качества важно давать малышу возможность принимать решения хотя бы в незначительных ситуациях, например: «Ты хочешь рыбу запеченую или тушеную?». Или: «Какую книжку сегодня почитаем?» и так далее. Это не означает, что нужно консультироваться с ребенком по каждому вопросу. Допустим, он еще не сможет подобрать себе одежду по сезону, но можно для начала ему предложить выбрать футболку, давая две-три подходящих.

Когда малыш посещает детский сад, там он выполняет свои первые трудовые функции:

  • помогает накрывать столы перед едой и убирать посуду после;
  • складывает игрушки на место;
  • заправляет кровать после тихого часа;
  • помогает в весенней и осенней уборках территории детского сада.

Малыш вполне способен выполнять те же самые обязанности и дома. Иногда взрослые слишком опекают ребенка, что приводит к тому, что мама или бабушка продолжают одевать его даже до пяти лет, не доверяя элементарные бытовые дела, такие как полив цветов или мытье обуви после осенней прогулки.

Формирование ответственности у детей младшего школьного возраста

В этот период важно расширять круг обязанностей, за которые ребенок несет личное поручительство. Помимо выполнения школьных заданий, это может включать в себя уход за домашними животными, контроль запасов продуктов, покупку необходимых товаров и прочее. Важно, чтобы ребенок научился справляться с обязанностями без постоянных напоминаний.

Младшие школьники еще не обладают полной самостоятельностью и нуждаются в определенной поддержке. Но помощь не в том, чтобы выполнять за ребенка то, что он способен сделать сам, а в том, чтобы своевременно напоминать ему о его обязанностях.

Не обязательно помогать ему с уроками, но важно выяснить, все ли задачи он выполнил, прежде чем перейти к игре. Разумно разместить список его обязанностей на холодильнике или на магнитной доске в комнате ребенка, где каждое слово выделено крупным и ярким шрифтом, и организовать возможность самостоятельного выделения ребёнком уже выполненных задач.

Развитие ответственности в зависимости от возраста
Источник: freepik/ freepik.com

Дети в этом возрасте уже научились работать с книгой, но им все равно нравится, когда родители им читают вслух. Это занятие укрепляет связь между взрослыми и ними, а также знакомит с произведениями, в которых герои берут ответственность за себя и за других.

  • А. М. Волков, «Волшебник Изумрудного города»;
  • А. П. Гайдар, «Тимур и его команда»;
  • А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»;
  • В. П. Крапивин, «Мальчик со шпагой»;
  • В. А. Осеева, «Динка»;
  • Л. Пантелеев, «Честное слово»;
  • А. Я. Бруштейн, «Дорога уходит в даль…»;
  • В. П. Астафьев, «Конь с розовой гривой».

Есть и другие произведения – выбирайте по возрасту ребенка.

Развитие ответственности личности у подростков

В этом возрасте важно развивать не только самостоятельность, но и учить быть надежными и ответственными. Эти качества повлияют на будущую жизнь и отношения с обществом, которые выходят за пределы семьи. Поэтому важно воспитать детей, чтобы они стали ответственными людьми, это является социальным долгом родителей. Подростковый возраст движет ребёнка к расширению границ самостоятельности, где нам важно гибко и умело поддерживать наших детей.

Развитие ответственности в зависимости от возраста
Источник: freepik/ freepik.com

К сожалению, подростки иногда проявляют инфантильное поведение. Мы уже знаем, что формирование или развитие ответственности начинается с раннего детства, но это не значит, что время упущено. Родителям подростков не стоит паниковать и терять над собой контроль. Все еще можно изменить. Это сложно, но выполнимо. Следуйте правилам:

  • Делегируйте часть своих полномочий и дел подростку по принципу «чем больше обязанностей, тем больше прав». Проведенное в Великобритании исследование доказывает, что выполнение каждодневных домашних задач способствует развитию у детей ответственности, самостоятельности, эмпатии и укрепляет связи в семье.
  • Предложите ему альтернативные пути решения проблемы. Часто подросток уклоняется от ответственности именно потому, что не знает, как приступить к решению задачи. Не стоит отгораживать его от семейных проблем: чрезмерная опека сделает его неготовым к самостоятельной жизни. Важно обсуждать с подростком его планы и способы достижения целей. Можно предложить помощь, где ему однозначно не справиться, но без давления.
  • Помогите ему понять, какие последствия могут возникнуть в результате принятых им решений. Учите его правильно расставлять приоритеты: если после школы он проведет много времени за компьютером, то потом придется сидеть допоздна над домашними заданиями. Из-за этого он может не выспаться и опоздать на занятия.
  • Важно дать подростку самому чувствовать результаты своей безответственности. Пусть он отвечает за сбор учебных принадлежностей и уход за своей обувью. Например, если после школы он забыл высушить промокшие туфли, то вечером не сможет выйти на прогулку. В начале это может вызывать дискомфорт как у ребенка, так и у родителей, но в итоге поможет ему развить важные навыки. Приучение к самостоятельности стоит того, чтобы потерпеть несколько непростых моментов.
  • Будьте примером для ребенка. Наши поступки и реальные действия оказывают гораздо большее влияние на других, чем слова и наставления. Двойные стандарты в воспитании неэффективны. Например, если родитель требует от ребенка быть пунктуальным, но сам постоянно опаздывает, это противоречие не поможет развитию ответственности.

Обсуждение с ребенком последствий безответственности

Чтобы ребенок осознал результаты своих неразумных действий, дайте ему возможность самостоятельно решать дела, с которыми может справиться.

Позвольте извлечь урок из отрицательного опыта

Если:

  • Забыл завести будильник и проспал – опоздал в школу.
  • Не поставил посушить сапоги – остался без прогулки из-за мокрой обуви.
  • Не сделал домашнее задание – получил плохую оценку и разочаровал учителя.
  • Забыл купить батон, когда мама просила – ужин будет без хлеба.
1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1745272198.png

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет 

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1745273045.png

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет 

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1745272758.png

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет 

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям. 

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день. 
И подготовили материалы, которые действительно работают. 

1742234616.png

Александра Платчихина

Методист академии Ukids

1742234789.png

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет 

1745272535.png

Ребенок познает мир через опыт. Негативный позволяет лучше понять последствия своей безответственности, чтобы потом сделать все правильно. Например, в следующий раз он поставит сушить сапоги, чтобы не сорвалась прогулка. Не стоит намеренно вредить ребенку, а скорее снижать степень гиперконтроля.

Дайте понять, что ошибки бывают у всех, и их нужно принять

Осознание их позволяет не терять мотивацию и не сдаваться при возникновении временных трудностей, а наоборот, использовать полученный опыт для развития и достижения целей.

Приведем пример: в детском саду, когда все дети делали аппликацию для мамы, Лиза отвлекалась на игру и не успела закончить работу. Когда пришло время собираться домой, она увидела, что у всех есть красивые подарки, а у нее нет, и расстроилась.

Обсуждение с ребенком последствий безответственности
Источник: freepik/ freepik.com

Воспитательница не стала критиковать Лизу за безответственность и не предложила сделать всё на скорую руку. Она сказала: «Лиза, ты занялась игрой, поэтому не успела создать аппликацию. Ты можешь сделать подарок маме завтра, если не забудешь».

Воспитатель помогла ребенку понять, что ее решение заняться игрой, а не выполнением задания, привело к определенным последствиям. Необходимо уметь распределять свое время и расставлять приоритеты, чтобы успешно всё успевать.

Обсуждайте последствия неправильных действий

Если ребенок ведет себя неадекватно, нужно не просто сделать замечание, а объяснить, к чему это может привести. Например: мальчик, сидя в автобусе, размахивает ногами и пинает стоящее впереди сидение. Реакция мамы может быть такой:

  • «Не маши ногами, так нельзя!»
  • «Нельзя болтать ногами, можно ударить кого-нибудь или испачкать, человеку будет неприятно».

Неосознанно мы выбираем первый вариант. Но простое замечание даст только кратковременный эффект, о котором ребенок скоро забудет. Второй вариант реакции направит на размышления о мотивах и последствиях его поступков. Таким образом, помогая ребенку понять причины своих поступков и итоги действий, родители выполняют функцию формирования ответственности и чувства долга.

Часто задаваемые вопросы о развитии ответственности личности

Какие понятия нужно различать?

Ответственность и послушание – два различных понятия, которые часто путают. Последнее подразумевает выполнение поручения без собственного осознания его целесообразности. А ответственность предполагает осмысленное принятие решений. Как и осмысление возможных последствий.

Важно помнить, что истинная ответственность идет от внутренней мотивации и самостоятельного решения, а не от страха наказания.

Что нельзя делать при воспитании ответственности?

Сравнивать. Сопоставления могут быть несправедливыми, так как каждый человек уникален и имеет собственный опыт, который формирует его личность. Нельзя требовать от не имеющего определенного навыка каких-то результатов. Сравнение детей может навредить их душевному состоянию, так как каждый развивается по-своему. Важно знать, что у любого ребенка уникальное ядро психики, которое было сформировано под влиянием разных факторов.

О чем нужно помнить родителям?

Важно находить баланс между задачами, возложенными на детей, и их возможностями, чтобы помочь им развиваться и укреплять самооценку. Если накладывать на них слишком тяжелые обязанности, это может вызвать чувство неуверенности и даже паники.

Часто задаваемые вопросы о развитии ответственности личности
Источник: freepik/ freepik.com

Бернард Шоу сказал: «Свобода означает ответственность. Вот почему люди так боятся ее». Будьте гибкими в выборе методов воспитания, положитесь на свой творческий потенциал и умение слушать детей. Тогда вы добьетесь положительных результатов.

Источник изображения на шапке: rawpixel.com/ freepik.com

Материалы основаны на следующих источниках:

  • Куницына С. М. Развитие ответственности у студентов педагогических вузов в учебно-воспитательном процессе //Краснодар.-2011.-178 с. – 2011.
  • Булатников И. Е. Аксиологические основы развития социальной и профессиональной ответственности личности: что может воспитание? //Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2010. – Т. 16. – №. 1. – С. 110-120.
  • Казанцева О. А. Индивидуально-типические особенности ответственности личности студентов //Автореферат дисс.… канд. псих. наук/ОА Казанцева//Новосибирск. – 2008.
Вам также может понравиться
Цель системы образования и роль родителей в ней
21.04.2025

Цель системы образования и роль родителей в ней

О чем речь? Цель системы образования заключается в развитии ...

Формирование ответственности у детей разных возрастов

Формирование ответственности у детей разных возрастов

Что подразумевает? Формирование ответственности у детей пред...

Невнимательный ребенок: причины, последствия, исправление
21.04.2025

Невнимательный ребенок: причины, последствия, исправление

О чем речь? Невнимательный ребенок выглядит мило в 2-3 года,...

Как развить уверенность у ребенка: основные правила

Как развить уверенность у ребенка: основные правила

В чем сложность? Развить уверенность в себе у ребенка предст...

Тревожность у детей: причины, симптомы и советы родителям

Тревожность у детей: причины, симптомы и советы родителям

О чем речь? Тревожность у детей – повышенное беспокойство и ...

Творческое воображение ребенка: как формируется и чем полезно

Творческое воображение ребенка: как формируется и чем полезно

Что это? Творческое воображение ребенка – способность создав...

Формирование и смена социальных ролей детей

Формирование и смена социальных ролей детей

Как появляются? Социальные роли детей формируются в различны...

Система оценок в школе: для чего нужна и какие бывают
17.04.2025

Система оценок в школе: для чего нужна и какие бывают

О чем речь? Система оценок в школе – совокупность критериев,...

Самооценка у детей и варианты ее развития

Самооценка у детей и варианты ее развития

О чем речь? Самооценка у детей начинает формироваться с само...

Забрать подарок

Забрать подарок

Бесплатный семинар
для родителей
с психологом
Записаться