- Как проявляется чрезмерная разговорчивость ребенка
- Плюсы и минусы излишней разговорчивости ребенка
- Причины чрезмерной разговорчивости ребенка
- Возрастные особенности
- Поведенческие аспекты
- Черты характера
- Воздействие внешних социально-культурных факторов
- Неврологические состояния
- На что стоит обратить внимание, если ребенок много говорит
- Что делать, если ребенок много говорит
- Часто задаваемые вопросы об излишней разговорчивости ребенка
- Как понять, не является ли чрезмерная разговорчивость признаком СДВГ?
- Чем занять ребенка, чтобы задать рамки его неуемному стремлению говорить?
- Чего не стоит делать, если ребенок много говорит?
- Материал основаны на следующих источниках:
Почему ребенок много говорит? Если исключить проблемы медицинского характера, причиной может быть темперамент, стиль воспитания или эмоциональное состояние. Также болтливость сопровождает детей на определенных этапах психологического развития и является нормой.
Что делать? Чаще всего дети используют речь как способ привлечь к себе внимание окружающих и родителей, поэтому следует больше времени уделять семейному общению и досугу. Если нет сил слушать бесконечные небылицы, можно предложить ребенку поиграть в «молчанку».
Как проявляется чрезмерная разговорчивость ребенка
По мере взросления и освоения навыков коммуникации с родителями и окружающим миром, малыши постепенно от одиночных слов и словосочетаний начинают переходить к построению предложений и фраз, позволяющих вести беседу.
Уже к трем-четырем годам становится понятно, будет этот маленький почемучка молчуном или, напротив, заткнет за пояс любого тамаду.
Мама говоруна никогда не будет гадать о предпочтениях, тревогах и раздумьях малыша. Ей достаточно просто спросить, и у нее тут же будет самая подробная информация, вслед за которой посыплется град самых неожиданных вопросов.
Прием заявок до
{date}
Прием заявок до
{date}
Прием заявок до
{date}
Возможно, она услышит даже больше, чем рассчитывала, и даже устанет отвечать на бесконечные вопросы, но тут уж ничего не поделаешь. Маленький почемучка уже ступил на путь исследований мира взрослых.
Это еще не полноценный диалог, потому что болтунишка просто не способен его вести, ведь он торопится сам изложить все, что у него накопилось, часто еще не умея оформить подходящими словами.
Вместо нескольких слов говорунам приходится сочинять подробный рассказ для того, чтобы донести до окружающих свою мысль. Они настолько захвачены процессом, что могут не услышать ваши вопросы и уточнения, значительно уклониться от темы беседы, следуя за своей фантазией.
Плюсы и минусы излишней разговорчивости ребенка
Но, как бы не утомляла родителей чрезмерная болтливость малыша, никто не станет отрицать, что и из нее можно извлечь определенную пользу:
- болтунишки не скрытничают;
- они посвящают в свои планы взрослых;
- открыты и искренни в эмоциях;
- с ними всегда есть о чем поговорить;
- родители осведомлены обо всех их друзьях.
Конечно, у маленьких говорунов есть свои недостатки:
- они нуждаются в собеседнике 24 часа в сутки;
- могут по 20 раз рассказывать одно и то же;
- способны проговориться, нечаянно раскрыв чей-то секрет;
- готовы обсуждать все и всех, кого видят;
- могут терять друзей из-за избыточной болтливости;
- легко получают репутацию болтуна или сплетника.
Не стоит заострять внимание на чрезмерной разговорчивости ребенка и бежать на прием к врачу. Как правило, пик подобной активности приходится на начальный школьный возраст.
Причины чрезмерной разговорчивости ребенка
Чрезмерная разговорчивость ребенка может быть как особенностью темперамента, так и сигналом определенных психологических или эмоциональных потребностей.
Понимание причин этой активности поможет родителям не только выстроить гармоничное общение, но и вовремя заметить возможные поводы для мягкой коррекции поведения. Ребенок может много, не останавливаясь, и не по делу говорить по целому ряду причин.
Возрастные особенности
Научившись складывать слова в предложения и фразы, дети начинают экспериментировать со словоформами, словосочетаниями, внимательно прислушиваются к разговорам взрослых, схватывая на лету новые слова.

Они могут повторять особенно заинтересовавшие слова и фразы по нескольку раз, завороженные их звучанием, и, конечно, наслаждаясь реакцией взрослых.
Поведенческие аспекты
- Проблемы социализации. Болтливость ребенка может быть вызвана чувством одиночества и ненужности, стремлением привлечь внимание, услышать слова похвалы, ободрения.
- Взволнованность. Причиной бесконечного потока речи может быть эмоциональное потрясение, потребность поделиться чувствами, получить поддержку.
- Беспокойство. Возможно, малыша что-то беспокоит. Размеренная музыка, беседа с повторением одних и тех же вопросов, ритмичные движения, поглаживания постепенно успокоят его.
- Неуверенность в себе. Ребенок с комплексом неполноценности может говорить много и часто непонятно, чтобы получить подтверждение своей ценности в глазах взрослого.
- Сложности коммуникации с ровесниками. Ребенок, испытывающий дискомфорт в общении со сверстниками, будет стараться реализовать себя в обществе взрослых, подражать их манере разговора, поведения.
Черты характера
- Общительность и открытость. Если ваш ребенок экстраверт, то разговорчивость — его неотъемлемая черта.
- Повышенная эмоциональность. Чем сильнее ребенок переживает события вокруг себя, тем больше у него потребность делиться эмоциями.
Воздействие внешних социально-культурных факторов
- Наличие внешнего стимула. Ребенок очень много говоритеще и потому, что взрослые побуждают его к взаимодействию.
- Дефицит общения. Чем меньше взрослые общаются со своим малышом, тем чаще он будет стараться привлечь их внимание.
- Непонимание законов коммуникации. Ребенку не объяснили правила ведения беседы.
- Невоспитанность. Малыш не понимает, что выходит за рамки, перебивая взрослых, отвлекая их, стремясь изложить свою мысль во что бы то ни стало.
Неврологические состояния
- СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Этот диагноз могут поставить ребенку, который говорит без умолку, не может концентрироваться, неусидчив и беспокоен.
- Неврозы. Бесконечные разговоры помогают ребенку успокоиться.
- Речевые нарушения. Многословность компенсирует невозможность высказаться.
- Аутизм. Это нарушение связано с дефицитом общения и повторяющимися действиями.
- Синдром Туретта. Нужно сказать, что для этого синдрома нехарактерна чрезмерная разговорчивость, поскольку она осложнена тиками, но тем не менее это возможно.
На что стоит обратить внимание, если ребенок много говорит
Если перефразировать известное выражение, то в каждой семье болтают по-своему. И в самом деле, у кого-то бабушки и дедушки обивают пороги логопедов, переживая за то, что их малыш начал говорить поздно и не стремится к долгим беседам, а в других семьях и рады бы помолчать вечерком, да не тут-то было.
Но, если это не связано с неврозами и отклонениями в развитии, избыточная разговорчивость не должна быть причиной тревоги.
Как правило, взрослея, дети начинают контролировать свой «речевой поток». Как понять, способен ли ребенок к самоконтролю и отдает ли себе отчет в нестандартности своего поведения?
Если малыш говорит без умолку, и вам кажется, что стоит обеспокоиться, понаблюдайте за ним, фиксируя внимание на некоторых моментах:
- Поток речи малыша неудержим, он не может его контролировать и готов говорить даже в самых неподходящих ситуациях.
- Не способен дождаться окончания фразы собеседника. Перебивает любого человека, невзирая на возраст, ситуацию или последствия.
- Не контролирует слова и эмоции.
Подобное поведение может стать причиной отчуждения и социальной изоляции ребенка.
Что делать, если ребенок много говорит
Ребенок торопится поделиться своими переживаниями до того момента, пока этот вечно куда-то спешащий взрослый снова не уйдет по своим делам. Как бы вы ни были заняты, как бы ни устали, дайте ему возможность рассказать вам о своем дне, волнениях, тревогах и радостях.
Пусть это будет ваше особое время перед сном. Малыш будет знать, что этот час принадлежит только ему, и научится терпеливо дожидаться возможности общения.
Любители поговорить — как правило, люди, открытые новым впечатлениям, обладатели буйной фантазии. Их энергии просто необходимо придать правильное направление, а пытливый ум занять развивающей информацией, творчеством.

Пусть ваш маленький почемучка учится сам отвечать на свои вопросы, рассуждать. Помогайте ему, задавая наводящие вопросы, используйте навыки рисования, пения.
Расширяйте круг общения ребенка, делая его более качественным и разнообразным. Малыш должен познавать мир и себя в нем. В этом помогут развивающие кружки, секции, занятия в детском саду, школе.
Развивайте навыки коммуникации, искусство вести диалог, слушать и слышать собеседника, формулировать мысль. Закрепляйте пройденный материал вопросами и повторением.
Включите в список ежедневных занятий чтение вслух и декламацию стихов. Инициируйте беседу о том, что видит ребенок вокруг себя, побуждайте его к подробным и детальным описаниям. Просите дать свою оценку тому, что он видит вокруг. Следите, чтобы он концентрировался на одной теме, не перескакивая на другие, не связанные с разговором.
Терпеливо выслушивайте ребенка до конца, уточняя непонятные моменты, конкретизируя, настаивайте на реалистичном и подробном описании без неуместных фантазий. Учите отделять реальность от вымысла, разграничивать эмоциональную оценку и словесное описание предмета.
Ребенок будет видеть, что все, что он говорит, имеет ценность, начнет внимательнее относиться к словам, контролировать эмоции.
Чтобы болтунишка не слишком досаждал одноклассникам и учителям, направьте его любознательность и желание высказаться в творческое русло. Найдите театральный кружок, секцию танцев или рисования, может быть, из него получится прекрасный певец.
Подобные занятия станут источником новых впечатлений, событий, дадут пищу пытливому уму и реальные темы для обсуждения.
Чем больше и разнообразнее будет его речевая практика, тем более связной и дозированной будет речь.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids

Уже скачали 527 человек
Учите проговаривать вслух домашнее задание, размышлять, отвечая на вопрос. Рассуждение и повторение помогают лучше усвоить и запомнить информацию. Привыкнув мыслить вслух, ребенок незаметно для себя станет дисциплинированным, собранным, более самостоятельным.
Постарайтесь превратить его говорливость в достоинство, которое будет помогать ему в освоении мира и утверждении своего места в нем. Помогите ему осознать красоту и богатство языка, освоить искусство лаконично доносить мысль до слушателей.
Научите говорить, используя образные выражения, откройте таинство прилагательных, помогающих раскрасить речь эмоциями. Объясните, что умение вести диалог — способ установления контактов и достижения взаимопонимания.
Пусть он с увлечением выступает на утренниках и концертах, оказавшись в коллективе единомышленников, устраивает домашние спектакли или другие события, если в нем есть лидерские качества.
Для того чтобы организовать других людей, нужно как минимум суметь объяснить им суть действия и вдохновить на сотрудничество. А это уже часть ораторского искусства. Подобный процесс принесет много хороших эмоций и вам, и ребенку.
Часто задаваемые вопросы об излишней разговорчивости ребенка
Ваш ребенок — такой же, как и все, и, конечно, особенный. Просто вы еще не узнали тайну его личности. Это его способ познавать мир, и, возможно, его преимущество в поисках своего места под солнцем.
Как понять, не является ли чрезмерная разговорчивость признаком СДВГ?
Как известно, одним из симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности является тот факт, что ребенок слишком много говорит. Малыш может общаться безостановочно, особенно когда заинтересован в теме.
Если же его говорливость неуместна и явно нарушает правила поведения, если он чрезмерно импульсивно реагирует на замечания, есть серьезные трудности с выполнением заданий и поддержанием порядка, нужно призадуматься. Но не стоит раньше времени клеить ярлыки и бить в колокола.
Только грамотное и подробное медицинское обследование, помощь психолога или психиатра помогут получить ответ на этот вопрос.
Чем занять ребенка, чтобы задать рамки его неуемному стремлению говорить?
- Игра «Сорока». Кто раньше не вытерпит и начнет разговор, тот — болтливая сорока.
- Игра «Что? Где? Когда?». Вы спрашиваете, а ребенок отвечает. Ответы на вопросы должны состоять из одного слова.
- Игра «Рассказчик». Нужно изложить содержание сказки несколькими фразами.
- Дыхательные техники. Задержка на вдохе и выдохе, возобновление дыхания по счету подарит спокойствие и контроль.
Чего не стоит делать, если ребенок много говорит?
Не отмахивайтесь от него, называя болтуном. Тем самым вы обесцениваете ребенка. Найдите плюсы в этом качестве и развивайте их, помогая малышу реализоваться.
Если ваш ребенок замучил всех вопросами и разговорами — не беда. Найдите время, чтобы выслушать его и поговорить, прививая навыки диалога. Учите его слушать, задавать уточняющие вопросы, делать паузы в разговоре, и он перестанет перебивать.
Устраивайте игры на концентрацию внимания. Приводите примеры разных способов общения и рассуждайте, какой из них более эффективный. Анализируйте ситуации «вспышек» болтливости и старайтесь ограничивать количество стимулирующих источников.
Демонстрируйте искусство вести беседу на личном примере. Относитесь с юмором к промахам и неловкостям, иногда делайте ошибки сами, чтобы обратить внимание на них и вместе посмеяться.
Не оставляйте его наедине со своими догадками, возьмите за руку и идите вместе с ним. Кто знает, может быть, вам понравится мир, увиденный его глазами.
Материал основаны на следующих источниках:
- Кондрашина О. Е. Речевое развитие дошкольника: сущность, структура, содержание //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2013. — №. 2 (118). — С. 72-76.
- Денисенкова Н. С. Влияние семьи на развитие способностей ребенка //Современное дошкольное образование. — 2012. — №. 2. — С. 60-65.
- Маховская О. Позитивное воспитание. Как понять своего ребенка. — Питер, 2017.
Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com