- Что такое синдром дефицита внимания у детей
- Признаки синдрома дефицита внимания у детей
- Основные поведенческие особенности ребенка с СДВ
- Причины возникновения синдрома дефицита внимания у детей
- Гипотезы-причины возникновение расстройства
- Факторы риска развития СДВГ
- Типы синдрома дефицита внимания у детей
- Диагностика синдрома дефицита внимания у детей
- Этапы диагности СДВГ
- Лечение синдрома дефицита внимания у детей
- Часто задаваемые вопросы
- Как лечить синдром дефицита внимания у детей?
- Каковы особенности работы мозга у детей с синдром дефицита внимания?
- Можно ли диагностировать у детей СДВ без гиперактивности?
- Материалы основаны на следующих источниках:
Что это? Синдром дефицита внимания у детей (СДВ) – психоневрологическое расстройство, которое проявляется в трудностях с концентрацией внимания и импульсивности.
Как проявляется? Проявления СДВ сильно варьируются у детей. Некоторые проявляют лишь невнимательность, другие – гиперактивность и импульсивность. Дети могут казаться рассеянными, забывчивыми, им сложно следовать инструкциям. Только специалист может разобраться в признаках и назначить лечение.
Что такое синдром дефицита внимания у детей
Это нейропсихологическое расстройство, характеризующееся нарушениями когнитивных функций головного мозга. В результате страдает способность к восприятию и переработке информации, что может привести к проблемам в обучении. Синдром возникает в детстве и проявляется в нарушениях поведения и мышления ребенка.
Поскольку когнитивные функции охватывают такие процессы как память, внимание, мышление, познание и обучаемость, их дефицит приводит к затруднениям в понимании и запоминании информации. По этой причине детям с СДВ, как правило, очень сложно осваивать учебу.
Развитие СДВ напрямую связано с проблемами в работе участков мозга, отвечающих за психические функции и эмоции. Важно понимать, что этот синдром не означает наличие олигофрении – врожденного или приобретенного слабоумия. Хотя у некоторых детей могут наблюдаться легкие когнитивные нарушения, выражающиеся в невнимательности и отвлекаемости, у большинства из них проблема кроется в минимальной мозговой дисфункции (ММД).
В отличие от других заболеваний мозга, ММД – это временное нарушение его работы, вызванное функциональной незрелостью. В этом случае отделы, отвечающие за эмоции, поведение и познание ребенка, еще не до конца развиты, но сам он практически здоров. Это означает, что нарушения со временем полностью исчезнут. Лишь у небольшой части взрослых, которые в детстве страдали СДВ, могут остаться незначительные проблемы с вниманием и памятью.
Минимальная мозговая дисфункция принципиально отличается от серьезных заболеваний, при которых структура мозга повреждена, а нарушения необратимы.

С конца XIX века ученые исследуют признаки и методы лечения синдрома дефицита внимания у детей, и понимание этой сложной темы постепенно растет. Раньше многие считали, что трудности с концентрацией связаны с неправильным воспитанием ребенка, недостаточностью прилагаемых усилий. Но благодаря науке мы все больше узнаем о том, что СДВ – это особенность работы нервной системы, требующая иного подхода.
Поэтому очень важно, чтобы дети с синдромом дефицита внимания получали не только педагогическую поддержку, но и помощь специалистов, которые помогут ребенку раскрыть свой потенциал и успешно развиваться в дальнейшем.
Утверждения о распространенности этого расстройства заслуживают пристального внимания. Примерно у пяти процентов детей во всем мире диагностирован синдром дефицита внимания. В Америке ситуация еще более тревожная: там потенциально с СДВ сталкивается уже десять процентов подрастающего поколения. Канада также фиксирует высокие показатели – от семи до десяти процентов. Причем в основном синдром наблюдается у мальчиков.
Во Франции семейные ценности крепки, а образование более строгое, поэтому случаи СДВ встречаются реже – у менее половины одного процента детей. Однако фармацевтические компании наживаются на данной проблеме, превратив рынок лекарств от этого заболевания в многомиллиардный бизнес.
За рубежом некоторые родители сознательно стремятся получить диагноз СДВ для своих детей, ведь он открывает доступ к льготам и пособиям, а в некоторых случаях даже к получению статуса инвалидности.
Признаки синдрома дефицита внимания у детей
Эти тревожные симптомы проявляются у детей с самого раннего возраста. Уже во младенчестве у них диагностируется повышенный мышечный тонус. Такие дети не любят пеленания и могут страдать от частой рвоты без видимой причины. С первых месяцев жизни сон ребенка нарушен: он спит мало и беспокойно, тяжело засыпает, а малейшие раздражители – свет, шум, жара или холод – вызывают сильное возбуждение.
Прием заявок до
{date}
Прием заявок до
{date}
Прием заявок до
{date}
В возрасте от двух до четырех лет у ребенка становится очевидной неловкость движений. Он все время что-то опрокидывает, медленно выполняет действия, требующие сноровки. Многие дети с трудом учатся ездить на велосипеде, плохо играют в подвижные игры с мячом. Они словно не чувствуют пространства, цепляются за предметы, натыкаются на углы и дверные проемы.
Дети с СДВ часто не реагируют на боль, как это делают их сверстники. Однако это не значит, что они ее не чувствуют. Просто они спокойнее относятся к порезам, ушибам и даже более серьезным травмам.
Таким детям свойственна выразительная мимика, быстрый темп речи и подвижность глаз. Они постоянно отвлекаются от реальности, не могут сконцентрироваться и сосредоточиться на чем-то одном. Их беспокоят частые головные боли, энурез и тики (непроизвольные сокращения мышц).

Симптомы синдрома дефицита внимания у детей школьного возраста выражаются в том, что ребенок не способен высидеть урок, ему трудно усваивать новую информацию, и он отстает от темпа обучения. Если ему не удастся преодолеть трудности, связанные с СДВ, и добиться позитивных результатов, в будущем его могут ожидать серьезные проблемы.
Основные поведенческие особенности ребенка с СДВ
- трудности с концентрацией внимания и запоминанием материала;
- падение интереса к учебе, особенно в сложных предметах, что в будущем может привести к полному игнорированию этих дисциплин;
- отставание от сверстников в учебном процессе, негативное самовосприятие;
- смена избыточной двигательной активности постоянным беспокойством и страхом;
- появление непроизвольных, повторяющихся мышечных подергиваний;
- депрессивные состояния, проявляющиеся в нарушениях сна, подавленном настроении и потере интереса к привычным детским забавам.
Причины возникновения синдрома дефицита внимания у детей
Выше мы уже говорили о том, что часто основной причиной развития СДВ является минимальная мозговая дисфункция. Но несмотря на вековой опыт наблюдений за синдромом дефицита внимания у детей, более точное определение причин его возникновения до сих пор остается предметом исследований. В настоящее время научное сообщество не располагает исчерпывающей информацией о факторах, вызывающих развитие этого синдрома.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids

Уже скачали 527 человек
Гипотезы-причины возникновение расстройства
- Наследственность. Дети с семейным анамнезом синдрома имеют значительно более высокую вероятность его развития.
- Сложные инфекции и другие патологии во время беременности.
- Злоупотребление алкоголем, никотином и кофеином негативно влияет на развитие плода и может привести к необратимым последствиям для его мозга.
- Преждевременные роды. Ребенок рождается недоношенным и зависит от своевременной медицинской помощи и квалифицированного ухода.
- Резус-конфликт, наличие которого также влияет на развитие плода и дальнейшую жизнь ребенка.
- Родовые травмы в раннем младенчестве.
Факторы риска развития СДВГ
К уже известным факторам риска развития СДВ необходимо добавить еще ряд важных причин, которые могут усугубить ситуацию:
- нарушения функции щитовидной железы;
- злоупотребление сахаром и продуктами с вредными добавками;
- отравление свинцом;
- социально-психологические факторы, такие как стрессовые жизненные условия (частые переезды, развод родителей);
- чрезмерное увлечение ребенка гаджетами и телевизором.
Типы синдрома дефицита внимания у детей
Существует три типа СДВ:
- Самая распространенная форма – это сочетание гиперактивности и проблем с концентрацией. Такие дети не могут усидеть на месте, даже если просто сидят за партой. Однако их умственные способности и обучаемость не страдают, что позволяет им быстро добиваться успеха.
- Ребенок страдает от явного нарушения внимания. Родители зачастую не сразу понимают серьезность проблемы из-за ее специфики, поскольку в этом случае явная гиперактивность особо не выражена. Обычно этот тип синдрома дефицита внимания проявляется у детей дошкольного возраста. При этом интеллект ребенка остается в норме, но он постоянно отвлекается, погружаясь в фантазии и свой внутренний мир. Это приводит к частым ошибкам, которые мешают ему учиться.
- Доминирование гиперактивности. Первые признаки проявляются в раннем детском возрасте и с течением времени усугубляются, что препятствует полноценному социальному развитию. Ребенок испытывает трудности не только с концентрацией внимания на учебной деятельности, но и страдает от избыточной двигательной активности, которую не всегда способен контролировать.

Последний тип встречается реже остальных. Гиперактивность у ребенка сама по себе не всегда является отклонением. Часто она связана с индивидуальными особенностями, темпераментом. Поэтому, прежде чем делать выводы о патологии, стоит провести тщательное обследование.
Для постановки диагноза ребенку необходимо наличие как минимум шести признаков по каждому симптомокомплексу. Наблюдение за ними ведется не менее полугода в различных сферах жизни (как дома, так и вне дома). Диагностируются постоянные проявления, которые существенно препятствуют адаптации ребенка в соответствующей его возрасту среде.
Диагностика синдрома дефицита внимания у детей
Эта сложная задача требует полного квалифицированного обследования. Нельзя ставить диагноз СДВ, основываясь на одном лишь факторе сниженного внимания у ребенка.
Диагностика синдрома дефицита внимания у детей – это задача для неврологов. Успех лечения напрямую зависит от того, что стало причиной расстройства, какие симптомы наблюдаются и в каком возрасте началась терапия.
Чем раньше поставлен диагноз и начато лечение (в три-четыре года), тем быстрее ребенок получит положительный результат. При позднем обращении (в шесть-семь или девять лет) эффект от терапии будет менее выраженным.
Этапы диагности СДВГ
Диагностику проводят в несколько этапов:
- Врач-невролог тщательно осматривает ребенка и расспрашивает родителей о всех деталях беременности, родов и раннего развития. Также используются специальные психологические тесты, чтобы оценить степень отклонений.
- Нейропсихологические и психофизиологические тестирования.
- Исследование биоэлектрической активности мозга с помощью видео-ЭЭГ-мониторинга помогает установить связь между бета- и тета-ритмами, генерируемыми нейронами, и мультимодальными вызванными потенциалами.
- Консультация педиатра и комплексное обследование организма для выявления всех негативных факторов, влияющих на здоровье. Необходима также оценка гормонального фона ребенка.
СДВ диагностируется не только у детей, но и у подростков и даже взрослых.
Лечение синдрома дефицита внимания у детей
Назначается сразу после подтверждения диагноза. При этом учитываются возрастные особенности, выраженность и характер симптомов, а также факторы, способствовавшие развитию синдрома.

Ниже представлены самые эффективные методы, применяемые в работе с синдромом дефицита внимания у детей:
- БОС (биологическая обратная связь). Позволяет стабилизировать электрическую активность мозга и обучить ребенка навыкам, которые даются ему с трудом.
- Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС). Этот метод напрямую воздействует на мозг, улучшая его работу.
- Рефлексотерапия. Влияние на определенные точки тела помогает скорректировать поведение и состояние ребенка.
- Лазеротерапия. Применение лазера стимулирует обменные процессы в организме, что положительно сказывается на здоровье ребенка.
- ЛФК. Такие тренировки помогут детям выплеснуть лишнюю энергию, научиться контролировать свое тело и быть более сосредоточенными даже во время активных занятий.
- Регулярный массаж шеи необходим для улучшения кровообращения в этой зоне и обеспечения мозга достаточным количеством кислорода.
- Коррекционная педагогика. Она дает ребенку конкретные навыки для улучшения процесса восприятия и дальнейшего преодоления учебных трудностей.
- Психотерапевтические занятия и игровая поведенческая терапия. Направлены на развитие социальных навыков, необходимых для полноценного общения со сверстниками.
В сложных ситуациях, когда СДВ серьезно мешает ребенку, в дополнение к коррекционным занятиям и физиотерапии врачи могут назначить медикаментозное лечение. Но в большинстве случаев можно обойтись без психотропных препаратов.
Пройдя полный курс терапии, ребенок с высокой вероятностью полностью избавится от симптомов СДВ и догонит сверстников в развитии еще в начальной школе.
Часто задаваемые вопросы
Как лечить синдром дефицита внимания у детей?
СДВ – серьезное состояние, для коррекции которого требуется активное участие родителей. Существуют эффективные методы лечения, в том числе медикаментозные, которые значительно уменьшают проявления симптомов и помогают ребенку развиваться в соответствии с возрастом.
Немаловажен и выбор стратегии воспитания, от которого зависит, сможет ли ребенок преодолеть СДВ и жить полноценной жизнью. Важно обратиться к квалифицированному специалисту для точной диагностики и разработки индивидуального плана коррекции.
Каковы особенности работы мозга у детей с синдром дефицита внимания?
У детей с СДВ происходят существенные нарушения работы мозга. При данном неврологическом расстройстве страдает его структура, которая влияет на поведение ребенка. Доказано, что у таких детей нарушен баланс нейромедиаторов – веществ, отвечающих за передачу сигналов между разными частями мозга и нервными клетками.
Можно ли диагностировать у детей СДВ без гиперактивности?
Да, такой синдром может существовать без выраженной возбудимости и эмоциональных поведенческих нарушений. Несмотря на то, что многие дети с СДВ демонстрируют импульсивность и повышенную двигательную активность, это не является обязательным признаком.
Некоторые дети могут страдать этим расстройством, при этом проявляя невнимательность и рассеянность. Они могут иметь проблемы с концентрацией и ориентацией в пространстве, но остаются при этом спокойными и уравновешенными.
Родители должны помнить, что диагноз синдрома дефицита внимания – это не повод для страха. Он лишь указывает на то, что ребенок нуждается в особом подходе к обучению и развитию. Своевременное внимание к этой проблеме, успехи развития современной психологии и медицины позволят ему успешно адаптироваться к жизни в обществе. В детском возрасте есть все шансы полностью преодолеть трудности, связанные с этим заболеванием.
Источник изображения на шапке: freepik/ freepik.com
Материалы основаны на следующих источниках:
- Алисандра С. История исследования симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности как психологического расстройства //Studia Humanitatis. – 2020. – №. 2. – С. 10-10.
- Чутко Л. С., Сурушкина С. Ю. Современные подходы к лечению и реабилитации детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью //Детская и подростковая реабилитация. – 2014. – Т. 22. – №. 1. – С. 35-41.
- Студеникин В. М., Балканская С. В., Шелковский В. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: диагностика и лечение //Лечащий врач. – 2010. – №. 1. – С. 31-31.