- Особенности стремления детей
- Природа детского стремления
- Проявления стремления детей
- Поддержка стремлений детей
- Почему у детей нет целей и стремлений
- Как воспитать целеустремленного ребенка
- 4 техники постановки жизненных целей
- Линия жизни
- Ресурсы
- Лестница достижений
- Визуализация желаний
- Инициативность и исполнительность
- Подходы педагога в развитии стремления детей
- Часто задаваемые вопросы о стремлении детей
- Почему оно так важно?
- Как можно развивать стремление у ребенка?
- Как распознать, что ребенок теряет стремление?
- Что делать, если ребенок потерял стремление?
- Есть ли возрастные особенности?
- Материалы основаны на следующих источниках:
О чем статья? Стремления детей – желания, интересы и цели, которых они хотят достичь в жизни. Это могут быть мечты о том, кем они станут, увлечения или навыки, которые они хотят развивать. Мотивация отражает уникальные черты личности и помогает детям познавать мир и экспериментировать.
Что учесть? Интересы ребенка существенно меняются в зависимости от этапа развития. Малыши стремятся к игре, тогда как подростки ищут признания и независимости. Каждый ребенок уникален, большую роль играют особенности характера. Важно поддерживать и развивать его личные интересы, а не навязывать свои.
Особенности стремления детей
Стремление детей – это определенный механизм, помогающий сформировать их личность, желания и амбиции. С раннего возраста малыши тянутся ко всему новому, осваивают окружающий мир и стремятся к познанию. Такое стремление не только является фундаментом их будущего, но и важно для эмоционального, социального и интеллектуального развития.
Тяга детей к обучению и освоению мира – важный фактор их становления и самореализации. Этот природный порыв к исследованию способствует формированию не только знаний и навыков, но и личностных черт.
Дети по своей природе очень любопытны. У них всегда большое количество вопросов об устройстве окружающего мира. Это любопытство можно развивать, помогая им в исследовании среды обитания при помощи различных творческих проектов и активностей.
Важным условием является создание поддерживающей атмосферы, в которой дети будут чувствовать себя в безопасности и смогут свободно выражать мысли и идеи. Добиться этого можно, стимулируя обсуждения, предоставляя доступ к разнообразным творческим инструментам и привлекая их к принятию решений.
Взрослые выступают в роли фундаментальной опоры для детских стремлений. Они могут быть наставниками, помогая ребятам находить ориентиры, вдохновляя их и содействуя преодолению препятствий. Необходимо чутко прислушиваться к увлечениям и желаниям ребенка, чтобы поддержать его в поиске пути самореализации.
Развитие критического мышления. Важная составляющая в стремлении детей – формирование объективной оценки и способности анализировать получаемую информацию.
Перспективы. Дети, получившие свободу в реализации своих желаний и увлечений, скорее всего, вырастут успешными и счастливыми. Они освоят умение ставить цели и находить методы их воплощения, что представляет собой фундамент для самореализации.

Стремления детей – это значительный ресурс, который может быть задействован в личностном и интеллектуальном становлении. Поддержка и развитие их родителями, учителями, окружающими играет важнейшую роль в формировании уверенных, творческих и целеустремленных людей.
Природа детского стремления
Влечение ребят к чему-либо сравнимо с подлинным порывом познать мир, самого себя и окружающих. Оно выражается множеством способов: от обыкновенного интереса до целенаправленных усилий для получения новых навыков. Стремление бывает внутренним – когда ребенок сам начинает обучаться или что-либо исследовать, и внешним, которое возникает под воздействием окружения – родителей, педагогов или ровесников.
Прием заявок до
{date}
Прием заявок до
{date}
Прием заявок до
{date}
Крайне важно, чтобы взрослые поощряли и развивали данное стремление у ребят. Благоприятная и поддерживающая обстановка в семье и школе содействует становлению детской уверенности. Когда родители одобряют любознательность и интерес, ребенок чувствует свободу в самовыражении и готов к принятию вызовов. В то время как излишняя критика или недостаток поддержки могут подавлять тягу к знаниям и мотивацию.
Проявления стремления детей
Увлечение выражается в разнообразных сферах:
- Образование. Большинство детей испытывают тягу к получению новых знаний, жажде открытий и освоению навыков. Это может проявляться как в учебной программе, так и в различных внешкольных активностях: чтении книг, посещении кружков или занятии любимыми делами.
- Творчество: желание выразить себя при помощи искусства, музыки, театра и других креативных направлений позволяет ребенку раскрыть свои идеи и фантазии, способствует укреплению веры в собственные силы.
- Спорт. Физическая активность играет ключевую роль в стремлении ребенка. Она не только формирует тело, но и прививает важные навыки командной работы, умение справляться с трудностями и двигаться к победе.
- Общественные связи: стремление к контактам с ровесниками и взрослыми – неотъемлемая часть социализации. Дети осваивают навыки взаимодействия, учатся понимать чувства других и строить дружеские отношения.
Поддержка стремлений детей
Чтобы поддерживать детей в стремлении, взрослым необходимо:
- обеспечить пространство для исследований: предоставляйте разнообразные материалы, ресурсы и занятия, которые могут пробудить любопытство ребенка;
- слушать и брать во внимание интересы малыша: говорите с ним о его интересах и увлечениях, помогайте ему в постановке целей и их достижении;
- поощрять усилия: хвалите детей не только за успехи, но и за попытки, чтобы они осознавали, что процесс обучения ценнее результата;
- быть примером для подражания: рассказывайте детям о своих стремлениях и опыте, показывая, как важно всегда познавать что-то новое и развиваться.
Почему у детей нет целей и стремлений
Все чаще к помощи психолога прибегают родители подростков, желая понять, почему у их детей отсутствуют цели, стремления, они ничего не хотят. Опасения эти часто обоснованы. Важно понять, почему так происходит.
- Подумайте, позволяете ли вы как родители своему ребенку иметь пространство для желаний и появления стремлений. Может быть, ваш стиль воспитания слишком авторитарный и полностью основан на долженствовании? Когда ребенок находится в жестких рамках, у него уменьшается простор для личных инициатив.
- Обратите внимание на то, в какой области больше всего интересов у вашего чада. Когда нам что-то нравится, то появляется больше энергии и желаний. Познакомьтесь со своим ребенком как бы заново, с интересом. Задайте себе вопрос: какие способности, задатки, таланты и склонности есть у моего чада?
- Умерьте свою родительскую тревогу, которая, как известно, приводит к чрезмерному контролю. Снизьте планку ожиданий в отношении подростка. Но при этом не теряйте с ним связь. Это возможно только в формате диалога, где каждая сторона чувствует принятие и понимание.
- Не обесценивайте попытки ребенка проявить себя в этом мире и его стремление к самостоятельности. Даже если его идеи кажутся вам нелогичными. Старайтесь не использовать такие фразы, как «да зачем тебе это нужно?», «куда ты лезешь?», «у тебя не получится» и так далее. Лучше вместо этого на собственном примере покажите, как обстоят дела на самом деле и почему это так важно лично для вас.
- Для подростков их окружение и среда имеют огромное значение. Если дома отсутствует атмосфера, где родители сами находятся в процессе постоянного развития и осваивают что-то новое, то откуда у ребенка появится такое стремление? Позаботьтесь о том, чтобы в его окружении был человек (учитель, психолог, тренер, наставник), который с увлечением относится к любому делу, буквально живет своей работой, испытывая неподдельный интерес.
Как воспитать целеустремленного ребенка
Чтобы подросток мог ставить перед собой жизненные цели и успешно к ним идти, родителям необходимо научится разделять собственные стремления от желаний ребенка. Если мечтаете, чтобы сын стал футболистом, то это ваше личное желание, а не его. Он может стремиться стать художником, полицейским или врачом, и достижение успеха будет для него гораздо вероятнее именно в той области, которую он выберет самостоятельно.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids

Уже скачали 527 человек
Способность добиваться намеченных целей – это и искусство эффективного тайм-менеджмента, и продуктивная деятельность, и умение владеть собой. Но прежде всего это навык формулировать эти приоритеты. Ведь если цели нет, то и стремится не к чему.
- Желания.
Что служит источником цели? Желание. Следовательно, ребенка следует учить данному умению. Возможно, это покажется необычным, но если предложить нескольким взрослым составить список своих желаний, вы будете поражены: многие из них не в состоянии их сформулировать. Так о какой же целеустремленности мы говорим? Осознавать, что именно ты хочешь – задача не из легких, поэтому многие ставят себе приоритеты, одобренные обществом.
Не гасите в своих детях желание, повторяя фразы вроде: «Мало ли что ты хочешь! Перехочешь!». Потому что действительно в некий момент ребенок может перестать жаждать чего-либо. А потом родители будут в ужасе от того, что современная молодежь ни к чему не стремится и ничего не добивается.
Итак, представьте себе желание подростка – общаться с другими людьми. Это стремление может обрести профессиональный оттенок, став фундаментом карьеры, например в сфере журналистики, преподавания. Если такая перспектива вдохновляет подростка, то дальше нужно разделить главную цель на несколько мелких, что позволит уверенно двигаться к мечте.

- Разбиение большой цели на маленькие.
Чтобы стать журналистом, необходимо получить высшее образование. Для этого окончить вуз, но первым делом туда поступить. А здесь требуется хороший балл по ЕГЭ и наличие публикаций. Достичь высоких результатов на экзамене можно, если тщательно к нему готовиться. И так далее.
Существуют специализированные школы юных журналистов и блогинга. Так выстраивается цепочка небольших дел: получить пятерку по литературе за четверть, опубликовать статью в школьном издании и т. п. Достигать маленьких целей проще и быстрее, а удовлетворение от полученного результата служит дополнительным стимулом для движения вперед.
Профессиональные цели – ключевой вопрос для старшеклассников. Однако успех не всегда сводится к карьере, и подросткам следует об этом знать. Жизненные цели – это не обязательно стремление стать врачом либо бизнесменом, ведь кроме профессии существуют семья, увлечения, путешествия. Обсуждая глобальные ориентиры с ребенком, важно помнить главное: только он может определять, какими они будут.
4 техники постановки жизненных целей
Есть большое количество методик развития умения ставить глобальные ориентиры. Самым эффективным вариантом считается посещение групповых занятий для подростков. Однако некоторые упражнения можно выполнять самостоятельно, в домашних условиях:
Линия жизни
Возьмите лист бумаги и ручку. Нарисуйте горизонтальную линию – это будет линия жизни подростка. Отметьте на ней сегодняшний день. Затем попросите ребенка (либо сделайте это вместе) отметить важные моменты из его прошлого. После этого предложите заполнить линию важными событиями из собственного будущего, каким он его представляет. Кто-то отметит поступление в университет, кто-то – появление домашнего животного, а кто-то – свою свадьбу.
Ресурсы
Попросите подростка составить коллаж активов – факторов, которые могут помочь ему в достижении жизненных целей. Обычно выделяют 3 группы ресурсов:
- внешние (учебное заведение / должность, место проживания, материальные возможности);
- внутренние (личностные качества, опыт, характерные черты);
- социальные (окружение: педагоги, родители, друзья, супруги).
При отсутствии у ребенка определенной группы ресурсов, это требует особого внимания: вероятно, потребуется совместная работа с психологом для решения возникшей проблемы.
Лестница достижений
Предложите ребенку подумать и записать ту цель, которую он планирует воплотить в реальность в ближайший год. Далее следует нарисовать на листе бумаги лестницу, имеющую 6 ступенек. Нижняя из них – только что появившееся желание, а верхняя – цель полностью реализована. Попросите ребенка возле первой и последней ступени указать 2-3 признака, характеризующие эти состояния. И подумать, на какой ступени достижения цели он находится в настоящее время.
Определив свое местоположение на лестнице, необходимо записать его ключевые особенности. После этого предложите подростку поразмышлять: что необходимо сделать, чтобы подняться на новую ступеньку? Какие движения для этого уже им предприняты, а какие только планируются?
Смысл данного упражнения заключается в наглядном представлении своих целей и желаний, разбиении дороги на отдельные этапы и упрощении собственных действий.
Визуализация желаний
Вам понадобится ватман, большое количество старых журналов и газет и клей. Попросите подростка выбрать из периодики изображения и фразы, которые ассоциируются у него с желаемым будущим: дети, яхты, домашние животные, вдохновляющие цитаты – все, что угодно! Эти вырезки необходимо приклеить на ватман, создав необычный коллаж.
Обсудите с ребенком полученную карту желаний, задавая вопросы: что конкретно нужно сделать, чтобы данные мечты превратились в реальность? Готовую карту можно разместить в комнате подростка, превратив ее в мощный мотивационный инструмент.

Продумывание и обсуждение жизненных целей с родителями, которым ребенок доверяет, играет ключевую роль в формировании адекватных глобальных ориентиров. А это в свою очередь способствует профессиональному и социальному успеху, общему ощущению удовлетворенности своим бытием.
Инициативность и исполнительность
Для успешной реализации поставленной задачи важно корректно определить понятие детской инициативности. И разграничить его с близкими по смыслу понятиями.
Зачастую инициативность отождествляют с самостоятельностью. Но, несмотря на существующую связь, их суть различна. Ребенок может выполнять различные действия, как самостоятельно, по собственной инициативе (поджарить омлет для мамы), так и по указанию извне (приготовить завтрак, потому что она попросила).
При этом данная работа может быть выполнена как в одиночку (нарисовать самому), так и с участием других людей (попросить брата вместе нарисовать открытку для бабушки). Таким образом, инициативность – это самостоятельное принятие решений и планирование своих действий для достижения поставленной цели.
Также это понятие необходимо отличать от исполнительности. Конечно же, в основе обоих качеств лежат воля и моральные принципы. Умение доводить начатое до завершения, отвечать за действия и поступки – важные составляющие и исполнительности, и инициативности. Но первая подразумевает четкие указания извне, без которых выполнить это невозможно.
В то время как инициативность предполагает самомотивацию ребенка, стремление поменять действительность, креативный подход к решению проблемы и способность найти выход в нестандартных ситуациях. Это очень важное отличие, на которое учителя должны обращать пристальное внимание и прилагать педагогические усилия в этом направлении.
В основе каждого действия ребенка, которое инициировано им самим, должны быть определенные нравственные ценности, дабы инициатива не обернулась нарушением личных границ других людей.
К примеру, если для воплощения игрового замысла малышу недостает какой-либо игрушки, и он отбирает ее у сверстника – это проявление негативной активности. Но если в аналогичной ситуации ребенок идет на компромисс (договаривается, чтобы ему дали игрушку, находит другой предмет и так далее), то это уже положительная инициатива. Она основывается на уважении чувств сверстников, учете их мнений и потребностей.
К этому должны прикладывать все усилия педагоги, поощряя стремления ребенка к самостоятельности и инициативности. Дети должны развиваться, основываясь на понимании моральных ориентиров и допустимых границ. Одновременно с этим важно воспитывать в ребятах осознание базовых правил безопасности и объяснять, что некоторые поступки могут иметь негативные, а иногда и опасные для них последствия. Ведь пассивность должна развиться до инициативности, а та не должна переходить в авантюризм.

Инициативность – это сложное многогранное понятие. Являясь характеристикой сильной личности, она содержит в себе такие элементы, как вера в свои силы, ответственность, решительность, сила воли, критическое мышление, креативность и навыки общения. Поддержка стремления детей к инициативе должна быть строго индивидуальной, с учетом достоинств и слабых сторон их характера.
Итак, основная задача педагога – выявить те особенности личности, которые требуют особого внимания, и сконцентрироваться на их проработке.
Так, чтобы ребенок-меланхолик обрел уверенность для принятия самостоятельных решений, надо укрепить его веру в собственные силы. Педагог должен работать над повышением его самооценки. Дети-сангвиники могут страдать от нехватки упорства, не доводя начатое до конца. И педагог сосредоточит усилия на развитии волевых качеств, настойчивости: брошенные на полпути начинания во взрослой жизни обычно приводят к неудаче.
>Флегматики – отличные исполнители, но им тяжело мыслить надситуативно. Здесь важно акцентироваться на развитии креативности и творческого потенциала ребенка. Импульсивным холерикам нужен самоконтроль, чтобы их активность не имела негативных последствий, и они могли учитывать интересы окружающих.
Гармоничное развитие ребят в целом и поддержка их инициативности предполагают психологически благоприятную атмосферу. Крайне важны: уважение личности и интересов ребенка, учет его стремлений и поддержка его активности и любознательности.
Признание помогает создать прочный фундамент для веры малыша в собственные силы. И, как следствие, он перестает бояться быть проактивным и брать ответственность за свои поступки. Авторитет взрослого не должен подавлять стремления детей к инициативности. Напротив, посредством похвалы и поощрения нужно поддерживать их активность. При этом сама попытка проявить самостоятельность или инициативу уже заслуживает внимания, положительной оценки.

Поддерживать предприимчивость гораздо проще, если она опирается на личную мотивацию ребенка. Это значит, что его интерес к деятельности должен перерасти в самомотивацию, которая является основой инициативности. Внутренний стимул переплетен с интересом ребенка к конкретным занятиям.
Без сомнения, любое дело увлекает в случае достижения положительных результатов. Следовательно, решающее значение в стимулировании инициативности имеет опыт успешного решения задач, одержанных побед и видимых достижений.
Подходы педагога в развитии стремления детей
К эффективным методам помощи в развитии стремления детей относятся: сказкотерапия, коучинг и кейс-технологии.
Если говорить о первой методике как о действенном способе развития личности дошкольника, можно выделить 2 основных направления работы:
- Первое – обсуждение сказок, определение мотивов поведения героев, их оценка. И рефлексия прочитанного с акцентом на то, как бы поступил малыш в подобной ситуации.
- Второе – сочинение сказок, где герой, от лица которого ребенок при помощи взрослого придумывает сценарий. В нем персонаж сталкивается с различными ситуациями, решает проблемы, пробуя разные варианты действий и не боясь ошибиться.
Коучинг-подход предполагает приоритет интересов ребенка. Взрослый в данном методе постепенно снижает контроль над действиями малыша, позволяя ему по своему усмотрению искать ответы на вопросы и исследовать окружающий мир. Это ведет к тому, что у ребенка появляется стремление к самостоятельности. Он активнее проявляет себя в принятии решений, смело воплощает задуманное в жизнь и несет ответственность за результаты своих действий.

Кейс-технологии – современная интерактивная технология ведения образовательного процесса. Данная методика, являясь своеобразной игрой, организованной педагогом, где ребенку предстоит найти решение определенной задачи, развивает интеллектуальные способности, пробуждает любознательность, стимулирует познавательную активность и формирует коммуникативные навыки. Но, что важно, она создает оптимальные условия для выдвижения различных гипотез, разработки альтернативных вариантов решения проблем, поощряя инициативу ребят.
Часто задаваемые вопросы о стремлении детей
Почему оно так важно?
Стремление детей развивает в них уверенность в себе, креативность и настойчивость. Благодаря ему они учатся преодолевать трудности и извлекать уроки из собственных ошибок.
Как можно развивать стремление у ребенка?
Для этого нужно следующее:
- формирование стимулирующей среды: дайте ребенку свободу для исследования окружающего мира и экспериментирования;
- поддержка интересов: разделяйте увлечения малыша, поощряйте его за любопытство;
- позитивная обратная связь: подчеркивайте любые успехи ребенка, хоть и самые незначительные, будьте для него поддержкой в трудную минуту;
- установка приоритетов: учите ставить перед собой небольшие достижимые цели и радоваться их выполнению.
Как распознать, что ребенок теряет стремление?
У него может появиться апатия, отсутствие интереса к любым занятиям, снижение активности в учебе либо играх, он начнет уклоняться от новых вызовов.
Что делать, если ребенок потерял стремление?
Необходимы:
- Беседа: поговорите с ребенком и попытайтесь выяснить причины такого состояния.
- Переосмысление задач: бывает, стоит изменить метод обучения или игры, чтобы вернуть интерес.
- Поддержка и мотивация: помогите отыскать новые увлечения и заинтересоваться чем-либо новым.
Есть ли возрастные особенности?
Стремление детей к независимости и самостоятельности претерпевают с годами изменения. Малыши выражают это посредством игр и исследований, у подростков оно может проявляться через успехи в учебе и общение со сверстниками.
Стремление детей – фундаментальная составляющая их личностного роста, требующая особого внимания и развития. Подпитывая любопытство и амбиции ребенка, мы содействуем формированию уверенной в себе, целеустремленной и счастливой личности, готовой к трудностям взрослой жизни. Создавая благоприятную и вдохновляющую среду, мы вкладываем средства в будущее, где дети будут стремиться к новым вершинам и реализовывать свои желания.
Источник изображения на шапке: freepik/ freepik.com
Материалы основаны на следующих источниках:
- Акатов Л. И. А38 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.—М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.—368 с. ISBN 5-691-01094-8. В учебном пособии рассматриваются психологические аспекты социальной //М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2003.
- Стиллман Д., Стиллман И. Поколение Z на работе //Как его понять и найти с ним общий язык. – 2018.
- Воронова А. Арт-терапия для детей и их родителей. – Litres, 2022.