- Симптомы стресса у детей
- Причины стресса у детей
- Социальные потрясения
- Разлад в семье
- Физиологические изменения
- Чрезмерные нагрузки
- Нарушение привычного уклада
- Родительское напряжение
- Последствия стресса у детей и подростков
- Физиологические последствия стрессовых состояний
- Нарушения психического характера
- Признаки эмоционального дисбаланса
- Трансформация поведенческих паттернов
- Физиологические проявления
- Диагностика стресса у детей
- Лечение стресса у детей и его последствий
- Профилактика стресса у детей
- Дыхание диафрагмой
- Упражнения на развитие гибкости
- Терапевтическая сила юмора
- Эмоциональная разрядка
- Переключение деятельности
- Рекомендации для родителей по профилактике стресса у детей
- Часто задаваемые вопросы о стрессе у детей
- Какие трудности со сном возникают у ребят в этом состоянии?
- Как детям следует использовать гаджеты и телевизор для предотвращения стресса?
- Как связано питание детей и предупреждение стресса?
- Материалы основаны на следующих источниках:
О чем речь? Стресс у детей — серьезная проблема, которая влияет на их физическое и эмоциональное развитие. В отличие от взрослых они не всегда могут выразить свои чувства словами, что делает переживания менее заметными, но не менее значимыми.
Как помочь? Важно вовремя распознать признаки стресса и создать для ребенка безопасную и поддерживающую среду. Открытый диалог, режим дня, физическая активность и творчество снизят уровень напряжения. Если ситуация серьезная, стоит обратиться за помощью к психологу.
Симптомы стресса у детей
Стресс-фактор (стрессор) запускает в организме комплекс реакций, направленных на адаптацию и поддержание аллостаза. Ключевые проявления такого ответа — мышечное напряжение, перераспределение кровотока, ослабление иммунитета, усиление тревожности и гипербдительности.
Однако при хроническом воздействии этих факторов наблюдаются следующие последствия стресса у детей: нарушаются эндокринные, гормональные и вегетативные механизмы, что вызывает срыв адаптации (дезадаптацию).

Далеко не всегда родители сразу замечают, что ребенок находится в стрессовом состоянии. Но существуют характерные признаки. По ним можно определить проявление стресса у детей и подростков:
- эмоциональная нестабильность, вспышки раздражительности;
- необоснованные страхи, повышенная тревожность и гипербдительность;
- быстрая усталость даже после незначительных нагрузок;
- проблемы с засыпанием или беспокойный сон;
- энурез (ночное недержание мочи);
- физиологические реакции: боли в животе, голове, спине или груди;
- одышка, сопровождающаяся мышечными спазмами, покалыванием в конечностях, судорогами;
- невнимательность, хаотичные движения, резкое падение успеваемости;
- стремление к изоляции, избегание общения с семьей и друзьями.
Эти симптомы имеют разную степень выраженности, но все они свидетельствуют о нарушениях адаптации, вызванных стрессом.
Причины стресса у детей
У малышей и подростков они аналогичны взрослым — любая сложная ситуация способна его спровоцировать. Стрессовая реакция возникает как ответ на перемены и необходимость приспособления к ним. Она может проявляться в двух формах:
- конструктивной — когда ребенок успешно преодолевает трудности и адаптируется;
- разрушительной — если у него недостает внутренних ресурсов для приспособления.
Неокрепшая психика делает подрастающее поколение особенно уязвимым к стрессу. Выделим основные провоцирующие факторы этого состояния.
Социальные потрясения
Экономические кризисы, пандемии и другие общественные катаклизмы оказывают мощное воздействие на несовершеннолетних. Данные исследований подтверждают: в зонах военных действий (например, среди 7—9-летних жителей Донбасса) стресс у детей диагностирован в 100 % случаев, причём 63 % из них — средней и тяжёлой степени.
Прием заявок до
{date}
Прием заявок до
{date}
Прием заявок до
{date}
У обследованных отмечались множественные фобии и ухудшение когнитивных способностей. В России резкий всплеск стресса у детей зафиксирован в период пандемии COVID-19.
Разлад в семье
Часто он становится источником эмоционального стресса у детей. К провоцирующим факторам относятся: супружеские конфликты, развод, межпоколенческое непонимание, авторитарное воспитание или гиперопека, безнадзорность, наличие у родителей зависимостей или психических расстройств, а также тяжелые заболевания членов семьи.
Физиологические изменения
Пубертатный период сам по себе создает почву для развития стресса у детей школьного возраста — организм переживает мощную гормональную перестройку.
Такое состояние может усугубляться как физиологическими факторами (угревая сыпь, диспропорции фигуры), так и психологическими сложностями: самоидентификации, социальной адаптации, конфликтами с ровесниками.
Чрезмерные нагрузки
Интенсивные спортивные тренировки, избыточный график дополнительных занятий, недосып, несбалансированное питание или диеты — все это может вызывать сильный стресс у ребенка. Юные спортсмены особо уязвимы к эмоциональному выгоранию и хроническому напряжению.
Нарушение привычного уклада
Даже позитивные изменения (поступление в сад/школу, появление брата/сестры) — испытание для психики. Серьезное потрясение — переезд, утрата близкого, экзаменационный период.
Родительское напряжение
Стресс у маленьких детей часто зеркалит состояние предков. Научно доказано: даже в утробе матери плод реагирует на ее эмоциональное состояние. Тревожная мама — нервный малыш.
Последствия стресса у детей и подростков
Недостаточно сформированные механизмы адаптации делают ребят особенно уязвимыми к перегрузке. Субъективная оценка стрессовой ситуации в сочетании с индивидуальными особенностями (генетическими, биологическими, психологическими) может вызывать отсроченные негативные последствия на физиологическом уровне, в психоэмоциональной сфере и поведении.
Физиологические последствия стрессовых состояний
При продолжительном или регулярно повторяющемся напряжении наблюдается развитие и обострение затяжных заболеваний. Формирование хронического стресса у ребенка приводит к серьезным последствиям: в России 30—68 % обращений в детские поликлиники связаны с психосоматическими расстройствами.
Особенно опасен хронический стресс в младшем возрасте, он становится причиной развития тяжелых патологий во взрослой жизни. Исследования подтверждают: пережитое в детстве напряжение на 30 % и более повышает риски сердечно-сосудистых заболеваний в будущем.
Нарушения психического характера
Тревожность — наиболее распространённое проявление реакции ребенка, возникающее как при острых, так и при затяжных стрессовых ситуациях. Даже у психически здоровых детей в такой период может появляться чувство беспокойства.
Физиологическая тревога, являющаяся естественной ответной реакцией ребенка на стресс, возникает под влиянием внешних обстоятельств. Она связана с реальной угрозой и пропорционально усиливается в ситуациях важного выбора, при нехватке информации или временных ресурсов.

Это состояние представляет собой начальную фазу стрессовой реакции. Но при длительном или интенсивном напряжении развивается патологическая тревога, которая не мобилизует, а подавляет адаптационные механизмы организма, приводя к их истощению.
У малышей и подростков тревожные состояния проявляются разнообразными клиническими симптомами. Особое внимание требует стресс у детей дошкольного возраста, когда подобные расстройства часто впервые выявляются (3—5 лет).
Эти психические нарушения в детские и юношеские годы приводят к сложностям социальной адаптации, задержкам в развитии познавательных способностей и поведенческих навыков (что выражается в школьной неуспеваемости и проблемах с профессиональной реализацией в будущем).
Тревожные состояния могут проявляться как самостоятельное заболевание, так и сопровождать различные патологии. Они часто сопутствуют речевым нарушениям, трудностям в обучении, СДВГ, мигреням, головным болям напряжения, эпилепсии, последствиям перинатальных поражений ЦНС, черепно-мозговым травмам, нейроинфекциям и проблемам аутистического спектра.
Все проявления тревожных расстройств можно классифицировать на три основные группы, при этом важно учитывать характерные симптомы стресса у ребенка, которые помогают в диагностике.
Признаки эмоционального дисбаланса
Постоянная тревожность, подавленность, вспышки раздражения и гнева, чувство разочарования и неудовлетворенности, беспричинный плач, сохраняющиеся длительное время и не соответствующие текущей ситуации.
Трансформация поведенческих паттернов
Отказ от общения со сверстниками, избегание совместной деятельности, постоянный поиск поддержки у взрослых, чрезмерные извинения, появление тремора, различные нарушения сна (трудности с засыпанием, беспокойный отдых, кошмары, бессонница).
Физиологические проявления
Головные боли, головокружения, ощущение удушья, предобморочные состояния, спазмы и боли в животе, тошнота, рвотные позывы, диарея, покалывание или онемение в конечностях, слабость в ногах.
Часто тревожные состояния скрывают ранние формы депрессии. А внезапные приступы страха могут свидетельствовать об эндогенных психических нарушениях. Депрессивные расстройства обычно проявляются позднее (в 11-12 лет).
Они в большинстве случаев развиваются на фоне уже существующей тревожности. Наибольшему их риску подвержены дети, испытывающие сложности в общении со сверстниками, хронический испуг, недостаток социальной поддержки, имеющие негативный опыт, проблемы поведения.
И те, чьи родители страдали депрессией. Стресс от школы у ребенка часто — катализатор: одиночество малыша предвещает социальную дезадаптацию у подростка. Это позже приводит к депрессивным состояниям во взрослой жизни.
Диагностика стресса у детей
Психосоматические расстройства встречаются у 10—25 % ребят. Но многие семьи сознательно избегают диагностики стрессовых состояний, включая тревожные недуги и депрессию. В этой ситуации особая ответственность ложится на педиатра. Он должен не только распознать признаки стресса, но и грамотно выстроить стратегию помощи.
Часто за многочисленными соматическими жалобами скрываются недиагностированные психологические проблемы, что приводит к ошибочному симптоматическому лечению и усугублению состояния. Крайне важно понимать, как помочь при стрессе у ребенка.
Это требует комплексного подхода, сочетающего медицинское наблюдение с обязательной психологической поддержкой. Только такой путь позволяет не просто устранить симптомы, но и найти истинные причины стрессового состояния.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids

Уже скачали 527 человек
Первостепенной задачей становится комплексная оценка состояния ребенка с обязательным исключением серьезных психических нарушений, включая психотические расстройства, требующие вмешательства невролога, психолога или психиатра.
Среди основных клинических признаков стресса у детей специалисты выделяют:
- Соматические проявления без органических причин: мигрирующие боли, не поддающиеся стандартной терапии БАДами и безрецептурными средствами; растущие функциональные нарушения (частые рвоты, диарея, выраженная худоба, особенно у девочек).
- Фобические состояния и навязчивые действия.
- Невротические реакции (тики, энурез).
- Двигательные и эмоциональные нарушения (гиперактивность или заторможенность, дурашливость, отсутствие социальных границ).
- Неадекватные поведенческие и эмоциональные реакции, не соответствующие ситуации.
- Аутоагрессия или агрессия к окружающим.
- Социальная изоляция.
- Речевые нарушения (чрезмерная говорливость/молчаливость, вязкость речи).
- Суицидальные проявления (у младших — раздача игрушек, у старших — «приведение дел в порядок»).
- Патологическая увлеченность соцсетями, сопротивление родительскому контролю.
- Следы инъекций.
- Резкие поведенческие изменения.
Характерные признаки посттравматического стресса у детей варьируются в зависимости от возраста и требуют консультации специалистов:
- До 1 года: Беспрерывный плач, невозможность успокоить малыша даже на руках, ранние аффективно-респираторные приступы.
- 1—3 года: Отказ от еды и сна, агрессия или аутоагрессия, навязчивые действия (сосание пальца, обгрызание ногтей, онанизм).
- 3—7 лет: Задержка речевого развития (логоневроз), возврат энуреза, жалобы на боли в животе, крайняя избирательность в еде или полный отказ от пищи, частые рвоты.
- 7—12 лет: Соматические симптомы (головокружения, мигрени, абдоминальные боли), тики, энурез, импульсивность, проявления СДВГ.
- 12+ лет: Резкая потеря веса, пищевые расстройства (веганство, сыроедение), избегание зрительного контакта, социальная изоляция, зависимость от гаджетов.
Эти симптомы посттравматического стресса у детей — тревожный сигнал для обращения к неврологу или психиатру.
Лечение стресса у детей и его последствий
При работе с ребятами, находящимися в состоянии перенапряжения, требуется комплексный подход. Важно грамотно сочетать лекарственные и немедикаментозные методы: фармакотерапию, разные формы психотерапии (индивидуальные или групповые сеансы), поведенческую коррекцию и другие.
Если у ребенка стресс — что делать в первую очередь? Обратиться к специалисту для разработки персонализированной программы помощи.
Психотерапевтические методы остаются золотым стандартом в лечении и профилактике, однако далеко не всегда удаётся достичь желаемых результатов только при помощи психологической коррекции.
В подобных ситуациях для нормализации эмоционального фона, поведенческих реакций и общего функционирования организма показано применение лекарственной терапии.
Важно понимать, что психо- и фармакотерапия не противоречат друг другу. Во многих клинических случаях именно их грамотное сочетание демонстрирует значительно более выраженный эффект по сравнению с монотерапией.
Медикаментозная коррекция — неотъемлемый компонент комплексного подхода при стресс-ассоциированных расстройствах.
При выявлении клинически значимой тревожной симптоматики и депрессивных проявлений обязательна консультация специалистов — невролога или психиатра. Назначенная ими медикаментозная терапия должна обязательно дополняться домашней психотерапией и работой по устранению внутрисемейных конфликтов.
Часто возникает необходимость в параллельном психологическом сопровождении или психиатрическом наблюдении матери пациента.
В ходе диагностики при жалобах на головные или боли в животе, или когда у ребенка от стресса поднимается температура, могут быть рекомендованы растительные препараты на основе валерианы, зверобоя, гомеопатические составы.
Официально зарегистрированные фитосредства, обладая минимальными побочными эффектами, могут применяться как самостоятельное лечение или для усиления действия рецептурных медикаментов за счет синергетического эффекта.
Основная область их назначения — мягкие тревожные расстройства субсиндромального характера. При нарушениях сна показаны ноотропные препараты с седативным действием.
При риске срыва адаптационных механизмов рекомендуется применение магнийсодержащих препаратов, витаминно-минеральных комплексов и БАДов на основе GABA.
Профилактика стресса у детей
Хотя умеренная перегрузка иногда оказывает мобилизующее действие, хроническое напряжение часто становится причиной психосоматических расстройств. Особенно важно учитывать это при восстановлении ребенка после стресса, когда организм нуждается в бережной поддержке.
Эффективная профилактика включает стратегии управления нагрузкой, направленные на укрепление механизмов адаптации, восстановление нарушенного баланса с окружающей средой.
Это система психотерапевтических и поведенческих методик, призванных стабилизировать биоритмы, физическую активность и пищевое поведение, что в итоге усиливает самоконтроль и развивает эффективные стратегии преодоления стрессовых ситуаций (копинг-механизмы).
Профилактика таких состояний, базирующаяся на управлении перенапряжением для повышения адаптационного потенциала, включает несколько ключевых направлений:
- Освоение фундаментальных антистрессовых техник (диафрагмальное дыхание, здоровое чувство юмора, экологичные способы эмоциональной разрядки).
- Активное вовлечение и поддержка со стороны родителей.
- Соблюдение режима полноценного сна.
- Систематическая физическая нагрузка.
- Сбалансированный рацион.
- Применение медикаментозных профилактических средств.
Регулярное использование этих методик обеспечивает комплексную психологическую и поведенческую поддержку, помогая трансформировать детские реакции на повседневные напрягающие факторы.
Основные техники профилактики направлены на укрепление стрессоустойчивости, восстановление физиологического равновесия и формирование позитивного эмоционального фона.
Особое значение имеет эффективное снятие стресса у ребенка через пять ключевых навыков для самостоятельного применения.
Дыхание диафрагмой
Медленные глубокие вдохи животом особо полезны при вспышках гнева или сильных эмоциях, поскольку продолжительный выдох естественным образом снижает частоту сердечных сокращений.
Важно объяснить, что это не экстренная мера, а постоянная практика, системно улучшающая здоровье и смягчающая стрессовые реакции организма.

Освоив технику диафрагмального дыхания, пациент получает мощный инструмент для мгновенного реагирования в стрессовых ситуациях, предотвращая деструктивные эмоциональные всплески.
Специалисты рекомендуют практиковать это упражнение минимум дважды в день по 5 минут — методика достаточно проста для выполнения как в школьных условиях, так и дома. Для усиления терапевтического эффекта во время тренировок глубокого диафрагмального дыхания полезно использовать фоновое музыкальное сопровождение.
Упражнения на развитие гибкости
Эффективно устраняют мышечное напряжение, неизбежно возникающее при стрессе. Комплекс включает плавные разработки рук и ног, аккуратные наклоны головы, круговые движения плечами и растяжение мышц задней поверхности бедер.
Особую актуальность эти упражнения приобретают для подростков, проводящих много времени за компьютером — им показаны регулярные «стретчинг-паузы» каждые 30—60 минут работы.
Терапевтическая сила юмора
Здоровый смех и позитивное мировосприятие существенно повышают стрессоустойчивость. Научно доказано: юмор активизирует Т-киллеры и увеличивает выработку иммуноглобулинов, укрепляя нейроиммунные связи.
Кому-то поднимает настроение рассказывание анекдотов. Другим поможет просмотр комедий или чтение юмористической литературы.
Эмоциональная разрядка
Крайне важно научить ребенка экологичным способам выражения чувств, поскольку социальные нормы часто создают барьеры для естественного их проявления. Безопасные методы эмоциональной разгрузки включают:
- Ведение дневника— конфиденциальный и доступный способ, требующий лишь уединенного места и записной книжки или электронного устройства. Ребенку предлагается описать стрессовую ситуацию из прошлого или настоящего.
- Доверительные беседы— выражение переживаний в атмосфере поддержки и понимания, что является одним из наиболее эффективных способов преодоления перегрузки.
- Игровые практики— моделирование плача, смеха или крика в безопасной обстановке, позволяющее естественно проявить подавленные эмоции.
Переключение деятельности
Этот подход помогает отвлечь внимание от стрессового фактора, не формируя при этом стратегий избегания. Он сокращает период негативного воздействия напряжения, ускоряет восстановление.
В качестве эффективной смены деятельности могут выступать различные приятные занятия: совместный досуг с близкими, отдых в спокойной атмосфере, способствующей восстановлению эмоционального равновесия.
Релаксационные практики (техники расслабления) служат естественным балансом стрессового напряжения, помогая снизить его негативное воздействие.
Современная психология предлагает широкий выбор методов расслабления. Ключевые критерии эффективной методики: простота освоения и выполнения, регулярность применения (1-2 раза в сутки), оптимальная продолжительность (10—20 минут за сеанс).
Рекомендации для родителей по профилактике стресса у детей
Многие мамы и папы обладают умением урегулировать душевные переживания своих чад. Но если наблюдаются метаморфозы в поступках ребенка, провоцирующие существенные затруднения в учебном заведении, или возникают признаки, настораживающие как родителей, так и учителей, при этом малыш отказывается обсуждать их, разумно проконсультироваться с доктором.
Целесообразно прибегнуть к компетентной поддержке, если любая поведенческая трансформация носит устойчивый характер, порождая тем самым глубокую тревогу у родных.
- Ежедневно посвящайте время ребенку: даже взрослея, он нуждается в вашем внимании.
- Будьте доступны для общения или совместного времяпрепровождения в одной комнате.
- Не принуждайте ребенка к разговору, если он не желает, даже зная о его переживаниях. Иногда детям комфортнее, когда вы просто рядом.
- Создайте безопасную развивающую атмосферу. Главное для родителей — не пропустить, когда ребенок начнет делиться проблемами с посторонними (друзья, соцсети).
- Открытость и доступность предков поможет уберечь чадо от стресса, подготовить к сложным ситуациям и научить находить щадящие выходы из трудностей.
- Ребенку важна уверенность. Напомните ему: «Вы верите, что он справится». Если ребенку сложно обсуждать его проблемы, поделитесь своими. Это покажет вашу готовность решать непростые вопросы, когда он будет этого желать.
Часто задаваемые вопросы о стрессе у детей
Стрессовым ситуациям подвержены все дети, поэтому крайне важно внимательно относиться к самочувствию ребенка и не обесценивать его переживания. Родители способны обучить его преодолевать трудности и контролировать эмоции.
Этому содействует развитый эмоциональный интеллект, осознанность и умение противостоять стрессу.
Какие трудности со сном возникают у ребят в этом состоянии?
Эмоциональные потрясения часто вызывают такие нарушения. Даже после непродолжительного напряжения, сопровождавшегося плохим сном несколько ночей подряд, ребенок может фиксироваться на неспособности уснуть, усугубляя проблему.
В подростковом возрасте эти расстройства могут проявляться инсомнией в первую и вторую треть ночи. Ранние просыпания на фоне поверхностного сна сочетаются с сонливостью днем.
Как детям следует использовать гаджеты и телевизор для предотвращения стресса?
Сократите продолжительность времяпрепровождения перед любым экраном до двух часов в сутки (максимум), особенно за 2—3 часа до отхода ко сну. Для малышей до двух лет телевизор, компьютер, мобильные устройства (планшет, смартфон) должны быть полностью исключены.
Как связано питание детей и предупреждение стресса?
Среди витаминов и минералов наиболее значимы цинк, йод, магний, пиридоксин, витамин Д, омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты и лецитин. Их поступление оказывает нейрозащитное действие, что в итоге способствует формированию адекватных адаптационных реакций организма на стресс.
Материалы основаны на следующих источниках:
- Акарачкова Е. С. и др. Стресс у детей: как активировать адаптационные резервы у ребенка //РМЖ. — 2018. — Т. 26. — №. 9. — С. 45-51.
- Захарова И. Н. и др. Стресс у детей и подростков-проблема сегодняшнего дня //Медицинский совет. — 2021. — №. 1. — С. 218-227.
- Петрова Е. Ю. Как предупредить негативные последствия стресса у детей. — 2010.
Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com