- Что такое творческое воображение ребенка
- Польза творческого воображения для ребенка
- Этапы развития творческого воображения ребенка
- Воображение в 3-4 года
- Воображение в 4-5 лет
- Воображение в 6-7 лет
- 7 советов как развить творческое воображение ребенка
- Часто задаваемые вопросы о творческом воображении ребенка
- Чем отличается фантазия от воображения?
- Почему важно поддерживать, а не критиковать творческие начинания ребенка?
- Какие игры способствуют развитию творческого воображения ребенка?
- Материалы основаны на следующих источниках:
Что это? Творческое воображение ребенка – способность создавать новые образы, идеи и решения, комбинируя имеющиеся знания и опыт. Развитие этого навыка помогает лучше усваивать учебный материал и сохранять концентрацию, улучшает память и повышает уровень самомотивации.
Как развить? Развивать творческое воображение важно с раннего детства, поскольку это период активного формирования личности и когнитивных способностей. Следует ограничить экранное время и заменить гаджеты книгами, обеспечить ребенка разнообразными материалами для творчества, поощрять игру, задавать вопросы и посещать культурные мероприятия.
Что такое творческое воображение ребенка
Это способность человека мысленно воспроизвести образы и ситуации, которые отсутствуют в его непосредственном окружении, опираясь при этом на материал прошлого опыта и воспоминаний. Проще говоря, воображение — творческий процесс получения новых знаний из уже имеющихся.
Воображение бывает нескольких видов:
- Воссоздающее — способность воспроизвести и показать образы на основе имеющейся информации, например при чтении художественной литературы или просмотре изображений. Другими словами этот вид воображения можно назвать репродуктивным, вспоминающим.
- Творческое — процесс создания оригинальных образов с помощью выдуманных событий, то, что берется «из головы». Этот вид воображения приоритетен при изучении детского развития.
- Неуправляемое — та самая «буйная фантазия», где все представления и идеи не связаны между собой, нелепы и не поддаются логике и здравому смыслу.
Формирование творческих способностей и развитие воображения играют важную роль в поведении и становлении творческой активности ребенка. Современные исследования в области психологии и педагогики все чаще акцентируют внимание на значимости фантазии в процессе развития умственных способностей детей.
На улучшение способности к воображению влияют разные факторы: возраст, уровень развития интеллекта с учетом психофизических особенностей и нарушений, личностные характеристики, такие как мотивация, самореализация и самооценка, особенности характера и темперамента. Немаловажно также качество организации воспитательного и образовательного процессов.
Хочется отметить, что творческое воображение ребенка проявляется в очень раннем возрасте и занимает достаточно много места в его жизни, несмотря на то, что оно слабее, чем у взрослого.
Польза творческого воображения для ребенка
Качественно развитое творческое мышление и способность к фантазии играют ключевую роль в полноценном развитии и становлении личности. Все эти навыки помогут ребенку эффективнее осваивать новые знания, адаптироваться в социуме и находить общий язык с окружающими как в маленьком возрасте, так и в сознательной взрослой жизни.

Очевидные преимущества творческой активности:
- Инструмент самомотивации.
Умение творчески мыслить является надежным инструментом самомотивации и самоподдержки, поскольку дает возможность превратить любые проблемы и трудности в интересные задания. А их выполнение является более увлекательным и повышает вероятность нахождения нестандартных, оригинальных решений.
- Получение отличных показателей в освоении знаний.
Перед детьми, у которых хорошо развито творческое воображение и мышление, открываются большие перспективы, помогая им лучше усваивать полученные знания в любом возрасте. Весь секрет во взаимосвязи между созиданием и фантазией. Это не только укрепляет память, но и делает обучение более увлекательным и интересным для ребенка.
Творческое воображение напрямую связано с пространственным представлением ребенка. Ребенок может представить, вообразить и сопоставить это с реальностью. Это дает развитие межполушарных связей, лобной доли. Что дает рост познавательной деятельности.
- Удовольствие от образовательного процесса.
В каждом ребенке заложен природный дар любознательности и желание учиться новому, но только до тех пор, пока он остается в роли активного исследователя и создателя. Стремление подогнать его под установленные стандарты и нормы, как это часто случается в классической системе образования, приводит к потере всяческого интереса к знаниям.
Прием заявок
до: 05.05
Прием заявок
до: 05.05
Спасти ситуацию может добавление творческих элементов в учебный процесс. Таким образом развивается самостоятельность и внутренняя мотивация к обучению. Это позволит ребенку с радостью и энтузиазмом познавать новое и достигать высоких показателей и успехов.
- Расширение мировоззрения.
В ходе творческой деятельности ребенок активно познает мир, как настоящий исследователь. Постепенно он учится видеть связь между разными вещами, объединяет новые знания с уже имеющимися, расширяет кругозор. Под влиянием творческого интереса ребенка охватывает любопытство, он тянется к знаниям в той сфере, которая для него увлекательна. Именно в таком состоянии лучше всего усваивается новое и происходит естественное развитие личности.
- Развитие мелкой моторики рук и головного мозга.
В процессе творческой деятельности – рисования, аппликации, работы с пластилином – активно тренируется мелкая моторика. Это является важным фактором для развития мозговой активности ребенка.
Специалисты по изучению работы мозга, психики детей обнаружили закономерность: тренировка мелкой моторики рук напрямую влияет на формирование сознания ребёнка. Дети, успешно справляющиеся с подобной работой пальцами демонстрируют более высокий уровень развития.
Также известно, что занятия, направленные на развитие мелкой моторики рук, оказывают благотворное влияние на формирование функций говорения. А четкая и правильная речь способствует успешному овладению навыками письма и чтения.
- Развитие внимательности и сосредоточенности.
Любая ручная деятельность требует от ребенка концентрации. Лепка из пластилина, рисование красками и кистью, создание аппликаций – это не просто развлечения, а серьезная работа, в процессе которой ребенок анализирует, планирует, продумывает действия и принимает решения.
И, естественно, такие занятия являются мощным толчком в развитии интеллекта. Способность к концентрации и сосредоточенности станут для ребенка настоящими помощниками в обучении и достижении отличных результатов и высот.
- Успех в карьере.
Согласно данным LinkedIn, собранным в 2019 году, умение креативно мыслить и находить нестандартные и оригинальные решения заняло лидирующую позицию среди требований работодателей при подборе персонала.
Этапы развития творческого воображения ребенка
У детей полутора-двух лет, когда они учатся распознавать знакомые предметы на изображениях, зарождается способность к воображению. Однако этот процесс носит исключительно пассивный характер, малыш лишь воспринимает имеющиеся образы без создания новых.

Уже в возрасте 2-3 лет начинает закладываться начальная форма творческого воображения ребенка посредством игровой деятельности. Осваивается новая техника, где простые предметы превращаются в волшебных помощников воображения, что и свидетельствует о наличии фантазии. У ребенка появляется умение подменять одни предметы другими, осознанно подбирать их и рассказывать о своих действиях. И к моменту поступления в дошкольное учреждение у малыша уже сформированы первичные творческие способности.
Воображение в 3-4 года
Формирование образного мышления у детей раннего дошкольного возраста идет параллельно с развитием речевых способностей и навыков. В возрасте трёх лет у малыша появляется желание играть самостоятельно, хотя участие и поддержка взрослых всё ещё играет важную роль. Через копирование поведения старших он формирует свои творческие замыслы, опираясь на знакомые сценарии и предметы.
О развитии творческого воображения ребенка в этом возрасте говорят следующие показатели: умение самостоятельно работать с предметами-заместителями, многообразие сценариев и уникальность игровых действий. Появляется аффективное воображение, связанное с осознанием малышом своей индивидуальности, что приводит к формированию независимого креативного мышления в младшем дошкольном возрасте.
Воображение в 4-5 лет
В среднем дошкольном возрасте наблюдается расцвет детской креативности. Она проявляется во всех сферах: от игр до рассказов. Параллельно с этим развивается способность к построению жизненных планов и мечтаний о будущем, включая выбор профессии и создание семьи.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids
Непроизвольное воображение, возникающее в ответ на эмоциональные стимулы, начинает выполнять интеллектуальную функцию. Формирование образов происходит не только через личный опыт, но и через словесные образы. Несмотря на отсутствие контроля над воображением, ребенок учится понимать чувства окружающих, развивая способность к сопереживанию.
Воображение в 6-7 лет
У детей старшего дошкольного возраста оно становится уже целенаправленным и осознанным.
Способность к фантазированию проявляется в различных ситуациях: при чтении книг, просмотре кино или картинок, общении. Сформировавшийся замысел может настолько увлечь ребенка, что он будет думать о нем в течение длительного времени.
Дети старшего дошкольного возраста демонстрируют способность к самостоятельной организации игровой деятельности. Они создают собственные сценарии, определяют правила и координируют распределение ролей. Примечательно, что ход игры может корректироваться в зависимости от предложений участников. Данный этап является фундаментом для развития целенаправленных мечтаний и формирования нестандартного подхода к решению задач.
7 советов как развить творческое воображение ребенка
У детей оно требует целенаправленного формирования. Благодаря этому ребенку становится проще обнаружить свои таланты, стать более независимым в принятии решений, научиться нестандартно подходить к решению проблем. При этом сам процесс воображения приносит детям радость и удовольствие.
- Предоставляйте простор для воображения.
Современные технологии, несмотря на их способность делать жизнь удобнее, а впечатления ярче, на самом деле сильно сковывают. При чрезмерном увлечении мультфильмами и компьютерными играми воображение ребенка остается пассивным. Выход из этой ситуации есть – необходимо установить лимит экранного времени, предложить альтернативные форматы обучения и развития.
Самый эффективный способ формирования воображение ребёнка – книги. Когда он слушает повествование или же читает сам, в его сознании возникают собственные представления и трактовка услышанного. Чтобы стимулировать творческое мышление, предложите ребёнку нарисовать то, что он представил себе в это время. Также можно показать ему изображение с множеством деталей и попросить описать, что он видит.
- Посещайте новые места.
Любому творческому человеку, будь то ребенок или взрослый, необходимы источники вдохновения. Отправляйтесь в небольшие путешествия, посещайте новые маршруты и города, сходите в музей, театр, парк или на выставку. И обязательно поговорите с ребенком, обменяйтесь впечатлениями и выслушайте его мнение о том, сколько удивительного, интересного, необычного он увидел.
- Сочиняйте и рассказывайте истории вместе.
Начните с захватывающей игры «А что, если…?» Например: «Что, если бы все деревья вдруг стали разноцветными?» или «Что, если бы рыбы научились летать?» Задавайте направление сюжета и наблюдайте за развитием фантазии. Также можно собрать коробку с карточками, фигурками и предметами, выбрать 3-4 из них и вместе с ребенком придумать историю, где они будут главными действующими лицами.

- Позаботьтесь о наличии всего необходимого для творчества.
Чем шире ассортимент материалов для созидания, тем богаче детская фантазия. От классических красок, мелков и пластилина до необычных находок: пуговиц, листьев, цветов и ваты – каждый предмет открывает новые возможности для творчества. Создавая поделки из разных материалов, ребенок познает их свойства и учится видеть в обычных вещах потенциал для созидания.
- Вдохновляйте на перевоплощения.
Одним из важнейших моментов для развития творческого воображения ребенка являются сюжетно-ролевые игры. Через них малыши познают мир, учатся новым ролям и примеряют на себя разные образы и ситуации. Приготовьте необходимые для этого вещи: ткани, ненужная старая одежда, аквагрим, интересные аксессуары. Предлагайте совместное творчество и всегда будьте готовы и не стесняйтесь присоединяться к игре!
- Приобретите конструктор.
Он становится универсальным инструментом развития для детей, от малышей до школьников младших классов. Работа с кубиками и блоками не только тренирует фантазию и логику, но и улучшает мелкую моторику и координацию движений, открывая простор для создания интересных конструкций разных форм и размеров из одинаковых элементов.
- Предоставьте ребенку время и место для безделья.
Подобно тому, как взрослые используют медитацию для прояснения мыслей, дети нуждаются в моментах тишины и безделья для обдумывания новых идей. Удивительно, но именно скука часто становится катализатором самых интересных ребячьих задумок. Нейропсихологи рекомендуют давать разгрузку от информации.
Подобно организму, который болеет, перегруженный мозг не сможет выполнять дела и задачи без отдыха эффективно. Не перегружайте ребенка занятиями и дайте возможность найти себе занятие самостоятельно, желательно без гаджетов.
Помимо разнообразных игр и методик, ключевым фактором в развитии детского воображения становится ваша активная поддержка, готовность к диалогу и искренний интерес. День за днем, шаг за шагом, вы увидите, как расширяются границы фантазии, а творческие способности проявляются все более отчетливо.
Часто задаваемые вопросы о творческом воображении ребенка
Чем отличается фантазия от воображения?
Последнее можно определить как способность формировать новые идеи и образы. Они могут быть как реальными, так и придуманными, но при этом опирающимися на реальные знания. Фантазия же представляет собой процесс создания исключительно несуществующих, волшебных ситуаций и объектов (как, например, поделки из природных материалов). Хотя и базируется она на реальных данных.
Почему важно поддерживать, а не критиковать творческие начинания ребенка?
Первое помогает человеку раскрыться и проявить свои таланты. А излишняя критика может привести к потере мотивации, нежеланию продолжать начатое и проявлять любую инициативу.
Какие игры способствуют развитию творческого воображения ребенка?
Это, например: «Что было бы, если…», театрализованные сюжетно-ролевые представления, сочинение рассказов, импровизация и игры на ассоциации.

Творческое воображение – особый талант, который требует внимательного отношения, развития. Обеспечьте ребенку возможность для оригинальной самореализации, поддерживайте игровую активность, обогащайте литературный опыт, развивайте диалог через вопросы. Будьте опорой и поддержкой в творческих начинаниях.
Развитое воображение станет для вашего ребенка ключом к будущим достижениям, формированию уверенности в себе, здоровой самооценки и ощущения счастья.
Источник изображения на шапке: freepik/ freepik.com
Материалы основаны на следующих источниках:
- Могильникова А. Н., Зайнуллин А. М. Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста //Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. – 2017. – №. 3. – С. 92-99.
- Пронина Е. В. Развитие творческого воображения дошкольника //Детский сад от А до Я. – 2009. – №. 3. – С. 111-119.
- Дмитриев А. А., Чукальская В. И. Влияние социокультурного уровня семьи на формирование предпосылок развития креативной компетенции детей с задержкой психического развития в процессе реализации творческой деятельности //Вестник НЦБЖД. – 2020. – №. 1. – С. 24-31.