Заказать звонок

Вредные привычки детей и подростков

09.04.2025
844
Время чтения: 11 минут
Обновлено: 09.04.2025
Сохранить статью:
Вредные привычки детей
Содержание
  1. Как появляются вредные привычки у детей
  2. Главные ошибки родителей
  3. Как избавиться от вредных привычек у детей дошкольного возраста
  4. Профилактика вредных привычек у детей
  5. Нюансы формирования полезных привычек у детей
  6. Вредные привычки детей школьного возраста
  7. Как уберечь детей школьного возраста от вредных привычек
  8. Открытость в семье как основа доверия
  9. Поддержка вместо критики
  10. Снижение уровня тревожности в повседневной жизни
  11. Интересный и сбалансированный досуг
  12. Введение новизны в повседневную жизнь
  13. Часто задаваемые вопросы о вредных привычках детей
  14. Как понять, что у ребенка сформировалась нежелательная привычка?
  15. Какие факторы повышают вероятность появления вредных привычек?
  16. Почему занятия спортом снижают риск подобных привычек?
  17. Насколько вредные привычки могут отразиться на здоровье?
  18. Материалы основаны на следующих источниках:

О чем речь? Вредные привычки у детей не возникают на пустом месте. За ними всегда кроется основная проблема. Чаще всего — отсутствие должного внимания со стороны родителей. Повторяя то или иное вредное действие, ребенок пытается справиться с тревожностью, страхом, грустью или одиночеством.

На что обратить внимание? Если вредная привычка сохраняется в течение длительного времени и самостоятельно с ней справиться не получается, следует обратиться к специалисту. Это может быть детский психолог или психиатр, который определит причину проблемы и разработает план избавления от нее.

Как появляются вредные привычки у детей

Привычка всегда начинается с одного и того же: ребенок совершает определенное действие регулярно, не задумываясь. Он не осознает, зачем это делает, просто это действие помогает успокоиться, снизить тревогу или справиться с чувством неуверенности.

Чем чаще ребенок это повторяет, тем быстрее привычка закрепляется в его поведении, становясь неотъемлемой частью повседневности.

Как появляются вредные привычки у детей
Источник: freepik / freepik.com

Самые распространенные детские привычки: обкусывание ногтей, ковыряние в носу, жевание кончиков волос или одежды, сосание пальца. Взрослым такие действия часто кажутся незначительными, однако они сигнализируют о внутреннем дискомфорте ребенка.

Например, ребенок грызет ногти, когда ему тревожно или скучно, а вытирает руки об одежду из-за растерянности в новой обстановке. Такие привычки могут закрепиться на всю жизнь и стать частью поведенческих реакций, влияя на социальную адаптацию и здоровье.

Откуда же берутся вредные привычки у детей? Главной причиной их появления психологи называют недостаток внимания и эмоционального контакта с родителями. Когда ребенку не хватает поддержки, его мозг интуитивно ищет простой способ снять тревогу.

Взрослым важно не ругать и не игнорировать эти действия, а выяснить, какие вредные привычки ребенка проявляются чаще всего, чтобы выявить и устранить истинные причины — страх, стресс, нехватку ласки или перемены в жизни ребенка.

Главные ошибки родителей

Одной из главных ошибок взрослых является попытка наказать ребенка за его вредные привычки. Такой подход не устраняет само поведение, а лишь усиливает тревожность и чувство вины. Например, если ребенка наказывают за обкусывание ногтей, стресс увеличивается, и ребенок еще активнее пытается успокоить себя знакомым способом.

Еще одна распространенная ошибка — использование устаревших методов. Намазывание пальцев горчицей, перцем или применение горьких веществ кажутся простыми решениями, но на деле наносят эмоциональный вред, усиливая тревогу и неуверенность в себе.

Прием заявок 

до: 14.04

Безучастность родителей не менее опасна. Игнорируя привычки, взрослые рискуют закрепить их навсегда, ведь ребенок не осознает необходимость изменений. Вместо наказаний и старых методов стоит спокойно обсудить с ребенком его действия, выяснить причины и вместе найти подходящую альтернативу.

Как избавиться от вредных привычек у детей дошкольного возраста

Когда у ребенка формируется привычка, это всегда сигнал о том, что ему требуется психологическая защита. Ребенок не выбирает осознанно, что именно станет его способом успокоения, и поэтому его нельзя винить в возникновении таких привычек. Сами по себе вредные действия — не акт непослушания, а подсознательная реакция нервной системы на тревогу или страх.

Наказания в такой ситуации только ухудшают положение. Если вы ругаете ребенка за грызение ногтей или ковыряние в носу, он испытывает дополнительный стресс, а это лишь усиливает потребность в привычном успокоении. Поэтому бороться нужно не с ребенком, а с самим поведением, помогая малышу справиться с ситуацией без давления и обвинений.

Самое важное — понять, почему возникла привычка. Возможно, ребенок переживает эмоциональные сложности, тревожится из-за перемен, конфликтов или нехватки вашего внимания.

Нередко вредные привычки и здоровье детей тесно связаны, поскольку эмоциональные проблемы ребенка часто проявляются физически. Как только вы найдете и устраните первопричину, привычка может исчезнуть сама собой.

Кроме того, вместо запретов полезно использовать отвлечение и замещение. Предлагайте ребенку увлекательную альтернативу. Например, вместо сосания пальца можно дать ему антистресс-игрушку, конструктор или предложить совместное занятие творчеством, переключая его внимание с негативной привычки на позитивное действие.

Одна из самых серьезных ошибок родителей в коррекции детских привычек — сравнение ребенка с другими детьми или высмеивание его действий. Например, если вы регулярно подчеркиваете, что кто-то другой никогда не грызет ногти или не сосет палец, у ребенка формируются комплексы и внутренний страх не соответствовать ожиданиям взрослых. Это не исправляет ситуацию, а, наоборот, укрепляет проблему.

Не менее опасно рассказывать детям страшилки, что у них «волосы перестанут расти» или «пальцы отвалятся». Такие угрозы усугубляют детские тревоги, усиливают нервозность и могут даже привести к устойчивым фобиям.

Как избавиться от вредных привычек у детей дошкольного возраста
Источник: vectorjuice / freepik.com

Также не стоит применять жесткие меры или чрезмерно акцентировать внимание на привычке — это может вызвать у ребенка навязчивую потребность повторять нежелательные действия чаще и интенсивнее.

Кроме того, влияние вредных привычек на ребенка многократно усиливается, если родители оказывают постоянное давление, требуя немедленного прекращения поведения. Строгие внушения или наказания приводят лишь к кратковременному эффекту, а настоящая проблема остается нетронутой. Правильный подход — аккуратно переключать внимание, мягко предлагая позитивную альтернативу и проявляя спокойствие, поддержку и терпение.

Если привычка причиняет ребенку физический вред, сильно влияет на его жизнь и вы не можете самостоятельно справиться с привычкой, то можно обратиться к специалистам.

Профилактика вредных привычек у детей

Формирование привычек у ребенка закладывается еще с младенчества. Грудное вскармливание до года не только укрепляет детский иммунитет, но и психологически дает малышу необходимое чувство спокойствия и безопасности.

Дети, получавшие достаточное количество материнского тепла и заботы в раннем возрасте, реже прибегают к таким способам самоуспокоения, как сосание пальца или обкусывание ногтей.

Когда малыш растет, важна последовательность в формировании личной гигиены: регулярное мытье рук, уход за телом и волосами. Эти действия помогают ребенку закрепить полезные навыки и уменьшают вероятность появления привычек, связанных с нарушением чистоты.

В воспитании избегайте излишней строгости и агрессии. Постоянные упреки или чрезмерная требовательность вызывают у ребенка внутренний протест, который нередко выражается в тревожности и повторяющихся навязчивых действиях. Мягкое отношение, пояснение причин запретов, а не только требования и наказания, позволяют ребенку чувствовать себя комфортно и уверенно.

Важно создать в семье атмосферу доверия и открытости, где ребенок чувствует себя в безопасности и может свободно говорить о своих проблемах и переживаниях. Обращайте внимание на эмоциональное состояние ребенка и помогайте ему справляться со стрессом и негативными эмоциями.

Кроме того, активные игры и достаточное общение с родителями снижают уровень стресса и помогают найти ребенку позитивную альтернативу нежелательным действиям.

Нюансы формирования полезных привычек у детей

Замещение негативных действий полезными занятиями — одна из лучших стратегий профилактики вредных привычек у детей и подростков. Ребенку гораздо проще освоить полезные навыки, если это происходит естественно, через увлекательные активности, а не под давлением запретов или наказаний.

Например, вместо того, чтобы постоянно одергивать малыша, грызущего ногти, можно предложить занятия лепкой или рисованием, которые займут его руки и снизят внутреннюю тревожность.

Детская психика легко откликается на перемены, особенно если ребенку предложить нечто интересное. Чем больше свободного времени остается незаполненным, тем выше вероятность, что ребенок найдет не самый полезный способ его провести.

Нюансы формирования полезных привычек у детей
Источник: freepik / freepik.com

Если же досуг наполнен интересными событиями, спортом или творческими занятиями, у ребенка снижается необходимость прибегать к нежелательным действиям ради самоуспокоения.

Семья становится главным ориентиром для ребенка: он смотрит, как ведут себя взрослые, и естественно усваивает их образ жизни. Когда родители ежедневно практикуют здоровое питание, демонстрируют физическую активность, соблюдают режим дня, ребенок незаметно перенимает эти установки, считая их нормой.

Постепенно полезные действия входят в повседневность, вытесняя нежелательные. Систематичность, доброжелательность и терпение родителей помогают ребенку сделать правильный выбор естественным образом.

Вредные привычки детей школьного возраста

Вредные привычки среди детей школьного возраста могут проявляться в самых разных формах: табакокурение, наркомания, алкоголизм, игровые зависимости, шопоголизм, чрезмерное увлечение интернетом и телевидением, переедание, а также привычка ковырять кожу, грызть ногти или щелкать суставами.

Даже у здорового ребенка вредные привычки могут возникнуть в стремлении решить таким образом внутренние проблемы или избавиться от ощущения неудовлетворенности.

Чтобы разобраться в причинах подобного поведения, важно понять, чего именно не хватает ребенку. Например, сильное желание влиться в компанию, где поощряют деструктивные действия, легко превращает подростка в «белую ворону», если он не пытается подстраиваться.

А стремление к быстрому удовольствию становится одним из ключевых факторов формирования пагубной привычки. Иногда к этому добавляются тревожность, безделье или просто любопытство: ребенок интересуется новым опытом и порой выбирает не самый безопасный путь.

Как уберечь детей школьного возраста от вредных привычек

Понимая, почему появляются вредные привычки у детей и подростков, можно создать условия, при которых у ребенка не будет потребности в них.

Открытость в семье как основа доверия

Родители, которые искренне интересуются увлечениями ребенка и его окружением, могут заметить тревожные изменения в поведении раньше, чем они перерастут в проблему. Обращайте внимание на любые изменения в поведении ребенка, такие как замкнутость, раздражительность, снижение успеваемости, изменение круга общения.

Это может быть признаком того, что у него есть проблемы. Возможность приглашать друзей домой помогает лучше узнать круг общения ребенка, при этом не прибегая к контролю, который вызывает сопротивление.

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1745272198.png

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет 

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1745273045.png

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет 

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1745272758.png

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет 

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям. 

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день. 
И подготовили материалы, которые действительно работают. 

1742234616.png

Александра Платчихина

Методист академии Ukids

1742234789.png

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет 

1745272535.png

Поддержка вместо критики

Неудачи неизбежны в любом новом деле, и если родитель реагирует лишь упреками, у ребенка формируется неуверенность в себе. Гораздо результативнее предложить проанализировать промах и поискать другой способ достижения цели.

Так вы снижаете шансы, что он станет искать утешение в пагубных пристрастиях. Уделяйте ребенку внимание, когда он говорит, не перебивайте и не осуждайте. Старайтесь понять его точку зрения.

Снижение уровня тревожности в повседневной жизни

Дети чутко реагируют на постоянные разговоры о страхах, рисках и возможных катастрофах. Повышенная тревога может подтолкнуть к использованию вредных привычек в качестве «лекарства» от стресса.

Спокойный настрой родителей помогает ребенку увереннее смотреть на мир и обходиться без деструктивных способов саморегуляции. Помогите ребенку найти хобби или интересы, которые будут приносить ему удовольствие и помогать справляться со стрессом.

Интересный и сбалансированный досуг

Школьник, чье расписание дополнено творческими, спортивными или познавательными активностями, реже погружается в сомнительные развлечения. Когда день включает увлекательные и полезные занятия, у ребенка просто не остается времени и желания искать сомнительные способы развлечения.

Хобби, спорт, семейные прогулки и даже совместные настольные игры помогают сформировать позитивное отношение к жизни.

Введение новизны в повседневную жизнь

Скука и однообразие часто провоцируют детей на поиски нестандартных, но не всегда безопасных способов развлечения. Новые места, знакомства, события, поездки, даже смена маршрута на прогулке позволяют поддерживать интерес к жизни и насыщать ее естественными яркими моментами, снижая потребность в сомнительных альтернативах.

Часто задаваемые вопросы о вредных привычках детей

Сформировать правильные установки помогает понимание, что вредные и полезные привычки детей не появляются сами по себе, а рождаются в семейной среде. Стоит предложить ребенку совместные ритуалы (например, игру во время чистки зубов) и всегда замечать даже небольшие успехи.

Похвала укрепляет мотивацию лучше любых запретов, позволяя ребенку видеть прогресс без страха осуждения. Так формируются здоровые стереотипы поведения, а вредные привычки детей и родителей постепенно уходят на задний план, освобождая место позитивным моделям, которые закрепляются на всю жизнь.

Как понять, что у ребенка сформировалась нежелательная привычка?

Если вы замечаете повторяющиеся действия, которые стали для ребенка чем-то привычным — например, постоянное желание грызть ногти, сосать палец, теребить нос или уши, накручивать волосы — это может говорить о закрепившейся модели поведения. Чтобы точно определить, нет ли здесь случайности, важно наблюдать за регулярностью и частотой подобных проявлений.

Какие факторы повышают вероятность появления вредных привычек?

Стрессовые ситуации дома или в школе, недостаток внимания со стороны родителей, а также стремление быть принятым в новой компании нередко способствуют возникновению таких проблем.

Кроме того, низкая самооценка и сильная тревожность усиливают предрасположенность к деструктивным действиям. Отсюда вытекает необходимость разговаривать с детьми про вредные привычки, чтобы помочь им осознанно выбирать альтернативы.

Почему занятия спортом снижают риск подобных привычек?

Регулярная физическая активность направляет энергию ребенка в позитивное русло. Она укрепляет дисциплину, учит работать над собой и дает эмоциональную разрядку. Достижения в спорте, даже небольшие, повышают самооценку ребенка, формируют уверенность в своих силах и способностях. Спорт помогает справляться со стрессом эффективнее, поэтому ребенку реже требуется уходить в нежелательное поведение.

Насколько вредные привычки могут отразиться на здоровье?

Некоторые из них, например грызение ногтей, увеличивают риск занесения инфекций и могут привести к стоматологическим проблемам. Постоянное сосание пальца отрицательно влияет на формирование прикуса. Важно учитывать, что вредные привычки среди детей способны подрывать уверенность в себе и создавать дополнительное психологическое напряжение.

Одной из главных особенностей детского поведения является быстрое формирование и закрепление привычек — как хороших, так и плохих. В частности, вредные привычки детей подросткового возраста часто зарождаются еще в ранние годы, когда ребенок ищет эмоциональные опоры для снятия тревоги или борьбы со стрессом.

Источником подобных моделей поведения нередко оказывается сам родитель: если он не демонстрирует позитивный пример (скажем, игнорирует гигиену), ребенок не понимает, почему ему навязывают иные стандарты.

Материалы основаны на следующих источниках:

  • Баркан А. И. Плохие привычки хороших детей. — 2003.
  • Давронов Н. И. Предотвращения вредных привычек у подростков на основе физической культуры и спорта //European research. — 2018. — С. 132-134.
  • Плешакова И. В. Профилактика вредных привычек у детей младшего школьного возраста //Социальная педагогика. — 2015. — №. 2. — С. 42-47.

Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com

Вам также может понравиться
Цель системы образования и роль родителей в ней
21.04.2025

Цель системы образования и роль родителей в ней

О чем речь? Цель системы образования заключается в развитии ...

Формирование ответственности у детей разных возрастов

Формирование ответственности у детей разных возрастов

Что подразумевает? Формирование ответственности у детей пред...

Невнимательный ребенок: причины, последствия, исправление
21.04.2025

Невнимательный ребенок: причины, последствия, исправление

О чем речь? Невнимательный ребенок выглядит мило в 2-3 года,...

Как развить уверенность у ребенка: основные правила

Как развить уверенность у ребенка: основные правила

В чем сложность? Развить уверенность в себе у ребенка предст...

Тревожность у детей: причины, симптомы и советы родителям

Тревожность у детей: причины, симптомы и советы родителям

О чем речь? Тревожность у детей – повышенное беспокойство и ...

Творческое воображение ребенка: как формируется и чем полезно

Творческое воображение ребенка: как формируется и чем полезно

Что это? Творческое воображение ребенка – способность создав...

Формирование и смена социальных ролей детей

Формирование и смена социальных ролей детей

Как появляются? Социальные роли детей формируются в различны...

Система оценок в школе: для чего нужна и какие бывают
17.04.2025

Система оценок в школе: для чего нужна и какие бывают

О чем речь? Система оценок в школе – совокупность критериев,...

Самооценка у детей и варианты ее развития

Самооценка у детей и варианты ее развития

О чем речь? Самооценка у детей начинает формироваться с само...

Забрать подарок

Забрать подарок

Бесплатный семинар
для родителей
с психологом
Записаться