Заказать звонок

Как выбрать будущую профессию: правила, методы, ошибки

18.12.2024
1025
Время чтения: 10 минут
Обновлено: 18.12.2024
Сохранить статью:
Как выбрать будущую профессию
Содержание
  1. Этапы выбора будущей профессии
  2. Проанализируйте свои интересы и навыки
  3. Пройдите профориентационную диагностику
  4. Проанализируйте специальности
  5. Изучите подходящие образовательные программы
  6. Познакомьтесь с выбранной профессией в деталях
  7. Обсудите профессию со взрослыми
  8. Выбор будущей профессии после 9 и 11 класса
  9. Тонкости выбора специальности выпускниками 9 класса
  10. Тонкости выбора специальности выпускниками 11 класса
  11. Востребованные профессии в будущем
  12. Специальности технологического профиля
  13. Специалисты по работе с данными
  14. Специальности будущего в медицине
  15. Специальности, связанные с экологией
  16. Специальности будущего в социальной сфере
  17. Творческие специальности
  18. Навыки и качества, которые нужны в любой профессии
  19. Выбор вуза для получения профессии
  20. Ошибки в выборе будущей профессии
  21. Ошибка 1. Поступать в учебное заведение, которое выберут родители
  22. Ошибка 2. Поступать в вуз за компанию
  23. Ошибка 3. Отсутствие баланса желаний и реальных перспектив
  24. Ошибка 4. Заблуждаться в профессии
  25. Ошибка 5. Выбирать профессию по критерию престижности
  26. Ошибка 6. Выбирать специальность, исходя из рейтинга учебного заведения
  27. Часто задаваемые вопросы о выборе будущей профессии
  28. Как поступить, если не понимаешь, какую специальность выбрать?
  29. Как выбрать специальность, если конкретных умений нет?
  30. Реально ли выбрать специальность на всю жизнь?
  31. Материалы основаны на следующих источниках:

Как выбрать будущую профессию? Этапы можно представить так: определиться с собственными интересами, пройти профориентационную диагностику, изучить и познакомиться изнутри со специализацией, выбрать вуз и посоветоваться с родителями.

На что обратить внимание? Кроме того, стоит ознакомиться с топом востребованных профессий на ближайшие лет 10, а также изучить наиболее распространенные ошибки при выборе карьерного пути.

Этапы выбора будущей профессии

Каждый этап профессионального самоопределения связан с постепенным формированием интересов, навыков и представлений о собственных возможностях и целях.

Проанализируйте свои интересы и навыки

Первым делом разберитесь в себе. Какие у вас таланты, увлечения, умения? Самоанализ поможет подсветить сильные стороны и точки роста. Ответьте на следующие вопросы:

  • «Какая у меня система ценностей?» (финансовая независимость, удаленная работа, творческое самовыражение).
  • «Что меня увлекает?» (рукоделие, рисование, пение, конструирование).
  • «Какая деятельность мне не по душе?» (работа с документами, взаимодействие с людьми).
  • «Какие у меня таланты?» (коммуникабельность, лидерские качества, абстрактность мышления).
  • «Что для меня важно в профессии?» (возможность работы из дома, гибкий график, высокая заработная плата).

Выбирать будущую профессию подростку нужно с учетом его увлечений и способностей. Ошибочно думать, что не возникнет сложностей при изучении интересных дисциплин. Для хорошего усвоения информации важны определенные когнитивные способности. Например, визуальное восприятие и ориентирование в пространстве. Если у человека эти способности слабо развиты, то он будет испытывать трудности с усвоением учебного материала.

Проанализируйте свои интересы и навыки
Источник: freepik / freepik.com

Также обстоит дело с навыками, в особенности если подросток выбирает профессию, связанную с творчеством. Например, увлекается дизайном, но не любит рисовать или интересуется музыкой, но не ориентируется в нотной грамоте и не имеет стремления, желания в этом разбираться.

Пройдите профориентационную диагностику

Существующие методики позволяют сузить выбор специальности до определенной трудовой сферы. Одни из самых популярных тестов, помогающих выбрать будущую профессию, — это опросники Климова и Холланда. Они появились довольно давно: тест Холланда — около 70 лет назад, а система Климова — в 1980-х. Обе методики не учитывают новые профессии.

Тест Евгения Климова позволяет определить тип деятельности, который подходит индивиду. Автор выделяет 5 сфер профессиональной самореализации. Они базируются на типах объектов, с которыми взаимодействует индивид:

  • личность — техническое оборудование (слесарь, электрик);
  • личность — знаки (разработчик);
  • личность — личность (педагог, воспитатель);
  • личность — окружающий мир (агроном, зоотехник);
  • личность — творческие образы (художник, актер).

Другой известный автор теста на профориентацию психолог Джон Холланд (Голланд) выделил типы личности исходя из системы ценностей и увлечений:

  • конвенциональные личности — ценят порядок и последовательность, работают с документацией и обрабатывают данные (делопроизводитель, менеджер банка);
  • социальные личности — ориентированы на взаимодействие с другими людьми, выбирают профессии, связанные с образованием и помощью (педагог, психолог);
  • практические личности — предпочитают механические виды деятельности, работу с технологическим оборудованием (инженер, водитель);
  • предприимчивые личности — управляют другими людьми и организуют рабочий процесс (предприниматель, руководитель);
  • исследовательские личности — занимаются интеллектуальной работой (научный работник, аналитик);
  • созидательные личности — выбирают профессии творческого плана (дизайнер, артист).

Есть и новые методики. Ресурс CareerExplorer разработал тест на английском языке, в котором используется искусственный интеллект и информация об уровне удовлетворенности профессией.

Отметим, что методики профессиональной ориентации не дают однозначного ответа, какую специальность стоит освоить и как выбрать будущую профессию. Они помогут определить наиболее подходящую сферу деятельности, исходя из типа личности.

Результат тестирования выглядит следующим образом: «Приоритетные профессии в вашем случае ― те, которые связаны с коммуникацией, взаимодействием с другими людьми, управленческой деятельностью, работой со словесной информацией, систематизацией данных и выступлениями на широкую аудиторию.

Итоги опросника помогут выбрать будущую профессию исходя из знаний, навыков и способностей индивида. Выявленные компетенции нужно соотносить с текущей ситуацией на рынке труда. В наше время важнейшую роль играют гибкие навыки. Вместе с этим цифровизация вынуждает учиться новому ежедневно, а это, в свою очередь, показывает ребенку, что знать специальность иногда недостаточно — нужно уметь адаптироваться к динамичным изменениям в выбранной сфере.

Проанализируйте специальности

Немаловажный фактор ― востребованность профессии на рынке труда. По данным ведущей компании глобального прогнозирования и аналитики Oxford Economics, к 2030 году роботы смогут заменить 20 млн специалистов в промышленности. Исчезнет потребность в бухгалтерах, корректорах, банковских специалистах, водителях и нотариусах.

Психолог Юлия Холодова отмечает, что большинство подростков не ориентируются во всем многообразии профессий и сфер деятельности. Как же выбрать будущую профессию после 11 или 9 класса в таком случае? Необходимо познакомить подростков с многообразием профессий, актуальных на сегодняшний день.

Например, с помощью профессиограмм. Это характеристика существующих специальностей, включающая необходимые профессиональные и личные компетенции, способы обучения и наличие медицинских противопоказаний.

На ресурсе «Работа России» профессиограммы классифицированы по отраслям деятельности (согласно методике Климова). Они расположены в алфавитном порядке.

Агентство стратегических инициатив совместно со школой управления «Сколково» разработало каталог специальностей. Он называется «Атлас новых профессий». Здесь содержится информация о том, что собой представляет работа сейчас и в перспективе ближайшего будущего. В каталоге 300 профессий и 28 сфер труда.

Проект нацелен на старших школьников. Рассказ о профессиях дополняют цикл историй о девочке подросткового возраста Нике, рабочие кейсы и творческие задания. В книге есть раздел для взрослых (родителей и педагогов).

Изучите подходящие образовательные программы

Выбрав отрасль труда, можно приступать к поиску нужных программ обучения. В этом помогут специализированные ресурсы в сети, которые содержат сведения о вузах и колледжах («Поступи онлайн», «Учеба.ру», Vuzopedia.ru). Подробную информацию абитуриент может узнать на сайтах учебных заведений или их страницах в соцсетях.

Есть рейтинги учебных заведений (российских и иностранных). Их можно посмотреть в Times Higher Education, QS World University Rankings. Агентство RAEX составило рейтинг российских университетов по регионам.

Познакомьтесь с выбранной профессией в деталях

Психологи советуют поговорить с выпускниками вузов, профессионалами в отрасли. Подойдет вариант стажировки. Информацию можно черпать из Сети на специализированных ресурсах. Например, смотреть ролики, посвященные выбранной профессии, и интервью опытных специалистов. Это позволит комплексно изучить сферу.

У любой профессии есть свои плюсы и минусы. Узнавайте информацию из первых уст. С вами могут поделиться специалисты, которые уже работают в данной сфере. Плюсы и минусы легко узнать на стажировке. Проанализируйте, насколько для вас критичны недостатки профессии.

Обсудите профессию со взрослыми

Родители, опекуны, педагоги могут дать дельные советы. Как правило, они принимают активное участие в процессе выбора будущей профессии.

Ценный совет для родителей: важно в течение длительного времени наблюдать за способностями и интересами ребенка. Если у него появляются какие-то увлечения, нужно их поддерживать. Помощь и подсказки на тернистом пути выбора специальности пригодятся любому школьнику.

Например, можно найти курсы, кружки, которые позволят ребенку освоить необходимые навыки и получить знания для будущей профессии. Родителям не стоит впадать в крайности. Если ребенок попробовал и понял, что специальность ему не по душе, не нужно настаивать присмотреться получше.

Родители могут найти интересные книги, фильмы и интервью, связанные с интересами подростка.

Также хороший вариант поддержать ребенка в выборе будущей профессии ― рассказывать об известных личностях в данной сфере. Это ролевая модель успеха и высокого социального статуса.

Подросткам можно помочь начать зарабатывать на увлечении. Первые деньги вдохновят ребенка продолжать развивать свои знания и навыки в выбранном направлении.

Совместно посещайте профориентационные встречи, мастер-классы, дни открытых дверей. Это сближает и помогает лучше узнать нюансы образовательной программы, а также возможности профессии.

Выбор будущей профессии после 9 и 11 класса

Разница в возможностях и перспективах после окончания 9 и 11 класса требует от подростка осознанного подхода к выбору, основанного на интересах, способностях и целях.

Тонкости выбора специальности выпускниками 9 класса

Как выбрать будущую профессию после 9 класса? Бытует точка зрения, что выбор ограничен только профессиями, связанными с физическим трудом. Например, механик, монтажник. Это не соответствует действительности.

Тонкости выбора специальности выпускниками 9 класса
Источник: 8photo / freepik.com

Если подросток отлично ориентируется в современных технологиях и хорошо разбирается в работе соцсетей, то он может пройти обучающие курсы и работать из дома. Например, заниматься копирайтом, дизайном, продвижением в соцсетях, разработкой сайтов, стать блогером и т. д.

Начать свой карьерный путь помогут:

  • самоанализ и определение своих талантов, сильных и слабых сторон, перспектив;
  • изучение сферы, в которой планируется работа;
  • адекватная оценка своих желаний и возможностей;
  • наличие целей и планов, в которые нужно вносить правки с учетом актуального положения дел в индустрии;
  • умение брать на себя ответственность за результат.

Не каждый школьник имеет такие умения к 9 классу. Помимо прилежной учебы, нужно заниматься своим развитием как личности. Речь идет о чтении книг, расширении кругозора и знакомстве с деятельностью различных специалистов. Это поможет подростку соотнести себя с той или иной профессией. Если школьник испытывает трудности с выбором специальности, то ему может помочь наставник или тьютор. Он подскажет, в каком направлении лучше двигаться в данном случае.

Тонкости выбора специальности выпускниками 11 класса

Выпускник 11 класса имеет возможность выбрать будущую профессию не только из перечня доступных после 9 класса. Уже нет возрастных ограничений.

Если школьник не посещал кружки и не занимался проектной деятельностью до 9 класса, то рекомендуется исправить эту ситуацию. Дело в том, что человеку нужно получить разный опыт, для того чтобы понять, что ему по душе.

Не стоит бояться трудовой деятельности в школьные годы. Для подростка это прекрасная возможность получить знания и навыки, которые пригодятся во взрослой жизни. Даже такая простая работа, как раздача листовок прохожим, принесет ценный опыт.

Подросток будет приходить в офис организации, общаться с менеджерами. Таким образом школьник учится заводить полезные связи. Это поможет во взрослой жизни.

Еще несколько рекомендаций:

  • Ответственно отнеситесь к обучению таким предметам, как физика и химия. Многие школьники думают, что впустую тратят время на этих уроках. Это ошибочная точка зрения. Точные науки развивают умственные способности. Подросток учится решать поставленные задачи на основании логического анализа.
  • Изучайте иностранные языки. Прежде всего английский. Соискатель с высоким уровнем владения языком будет на голову выше конкурентов. Прекрасно, если школьник выучит несколько иностранных языков.
  • Старайтесь использовать креативный подход. Развитое абстрактное мышление, воображение и творческое начало могут пригодиться в любой профессиональной деятельности.
  • Учитесь справляться со стрессом.Сложности будут встречаться на протяжении всей жизни. В школе это могут быть как обычные контрольные, так и экзамены, которые всегда вызывают переживания. Чем быстрее вы научитесь преодолевать стрессовое состояние, тем легче вам будет при подобных трудностях уже во взрослой жизни и в работе.

Востребованные профессии в будущем

В условиях стремительного развития технологий и изменений на рынке труда тема востребованных профессий будущего становится всё более актуальной.

Специальности технологического профиля

Это группа профессий, связанных с разработкой и поддержкой различных технологических процессов и систем. Например, программное обеспечение и искусственный интеллект. Специалисты технологического профиля разрабатывают алгоритмы для ИИ-систем.

Специалист по защите информации. Сегодня крайне важна кибербезопасность. Такие специалисты занимаются защитой данных организаций от взломов и вредоносных программ. Они предотвращают атаки хакеров и обеспечивают сохранность личных данных. Их основная задача ― комплексная защита информационных систем.

Специальности технологического профиля
Источник: freepik / freepik.com

Специалист робототехники. Занимается проектированием и созданием автоматизированных систем и устройств. Деятельность позволяет создавать новые решения, а также модернизировать существующие технологии. Работа инженера-робототехника важна для инновационного развития в любой индустрии.

Специалисты по работе с данными

Аналитики данных. Специалисты ищут возможности для улучшения бизнес-показателей. Аналитики Big Data обрабатывают большие массивы данных и выявляют закономерности. Они разрабатывают инфраструктуру для хранения, обработки и анализа информации.

Специальности будущего в медицине

Генетики. Специалисты исследуют генетическую информацию пациентов с целью разработки персонализированных методов лечения.

Специальности, связанные с экологией

Специалисты по альтернативной энергетике. Занимаются разработкой новых технологий получения энергии из возобновляемых источников: солнечная, ветровая, гидроэнергетика и т. д.

Специальности будущего в социальной сфере

Психологи-консультанты. Сегодня пользуются спросом онлайн-консультации специалистов.

Цифровые кураторы в образовании. Являются проводниками в онлайн-обучении. Специалисты помогают студентам цифрового пространства, персонализируют процесс обучения и контролируют эффективность усвоения информации.

Творческие специальности

Дизайнеры виртуальных миров (VR) и дополненной реальности (AR). Разрабатывают визуальные и интерактивные элементы для игр, фильмов или обучающих программ.

Школьникам старших классов необходимо осознанно подойти к образовательному процессу с целью усвоения необходимых знаний и навыков. В дальнейшем это поможет успешно учиться на любой специальности.

Студенту факультета «Прикладная информатика в экономике и бизнесе» понадобятся следующие навыки:

  • навык запоминания большого объема цифровых данных;
  • умение работать с таблицами и формулами;
  • знание информационно-коммуникационных технологий;
  • готовность работать за компьютером большую часть трудового дня;
  • уверенный уровень владения персональным компьютером;
  • базовые знания по математике и информатике.

Для успешного обучения на гуманитарных специальностях необходимы:

  • умение четко, грамотно и ясно излагать мысли;
  • привычка читать книги;
  • знание иностранного языка/языков;
  • развитое политическое сознание и умение анализировать социальные явления;
  • знания в гуманитарных дисциплинах (русский язык, литература, история и обществознание).

Для успешного обучения на специальностях, связанных с медициной, экологией и лабораторной диагностикой, необходимы:

  • исследовательские умения, основанные на экспериментах;
  • знания по биологии, географии и химии;
  • стремление заниматься социально значимой деятельностью и помогать окружающим.

Для успешного обучения на специальностях, связанных с творчеством, нужны:

  • наличие творческих талантов: хороший слух, артистизм, пластичность;
  • харизма;
  • яркая индивидуальность;
  • навык публичных выступлений;
  • готовность работать в творческой группе.

Перечисленные выше навыки и теоретическую основу можно получать в школе, в кружках и самостоятельно.

Имеют значение следующие личные качества школьника старших классов:

  • умение концентрировать внимание;
  • лидерство;
  • ответственность;
  • организованность;
  • следование правилам;
  • сосредоточенность;
  • интерес к монотонной работе;
  • способность к организаторской деятельности;
  • навык публичных выступлений;
  • общительность.

Провести анализ навыков и личных качеств индивида поможет психологическое тестирование.

Выбор вуза для получения профессии

Расскажем, почему необходимо основательно подойти к выбору учебного заведения. Энтузиазм получить образование в выбранной сфере может пропасть, если качество обучения будет на низком уровне. Образовательные программы и педагоги могут влюбить молодых людей в дело или, наоборот, вызвать скуку и нежелание развиваться в профессии.

Выбор вуза для получения профессии
Источник: freepik / freepik.com

Придерживайтесь следующих рекомендаций, выбирая вуз:

  • Узнайте, какие преподаватели работают в учебном заведении, а также имеют ли они практический опыт. Желательно, чтобы вуз существовал не менее 7—10 лет.
  • Проанализируйте, какие возможности дают специальности в вузах. Поговорите со студентами. Это можно сделать на открытых мероприятиях, которые проводятся в учебном заведении. Также можно вступить в сообщества в соцсетях. Не забудьте оценить рынок труда и востребованность профессии на базе открытых вакансий.
  • Проанализируйте перспективы обучения в разных вузах. Сопоставьте данные. Есть вузы, в которых практикуются стажировки за границей. В других имеется возможность подработки в крупных организациях, а кто-то организует летние интенсивные программы. Все перечисленные мероприятия позволят познакомиться со специальностью. Молодые люди, прошедшие обучение в разных форматах, могут включить эти данные в портфолио. Оно пригодится при устройстве на работу. Учитывайте, что работодателю важен не факт наличия диплома, а увлеченность специалиста выбранной профессией, активная жизненная позиция и наличие опыта.
  • Ориентируйтесь на свои предпочтения. Это основа того, как выбрать будущую профессию. Эффективна техника «декартовы координаты». Она поможет выбрать подходящий вариант. Задайте себе ряд вопросов: что будет, если вы остановитесь на данном варианте? что вы упустите, если предпочтете что-то другое? что вы приобретете, если не выберете данное направление профессиональной реализации? Метод позволит принять взвешенное решение в спорной ситуации.

Сегодня мир настолько динамичный, что многие сферы деятельности стремительно меняются. Появляются новые профессии. Многие привычные специальности становятся все более актуальными и будут занимать важные позиции на рынке труда в ближайшем будущем. Поэтому немаловажно заблаговременно познакомиться с учебным заведением и преподавательским составом.

Ошибки в выборе будущей профессии

Как выбрать будущую профессию подростку? Выбирать профессию приходится в юном возрасте. Поэтому молодые люди часто ошибаются из-за того, что им не хватает знаний, навыков и умения принимать осознанные решения. Тем не менее сменить вектор деятельности никогда не поздно — у жизни нет графика. Помните, что самую большую ошибку вы допустите, если не попробуете уйти в ту сферу, которая вам интересна, думая, что время упущено.

Самые распространенные ошибки в выборе будущей профессии:

Ошибка 1. Поступать в учебное заведение, которое выберут родители

Многие выпускники 9 и 11 классов дезориентированы и не знают, какую специальность выбрать. Они ориентируются на мнение родственников. Поэтому молодые люди поступают в вуз, выбранный родителями. Это неправильно. Во-первых, если абитуриент выбрал специальность по указке родителей, то велик риск разочарования. Во-вторых, в дальнейшем могут быть обиды на родителей за то, что они настояли на своем.

Отметим, что к мнению родителей нужно прислушиваться. При этом потенциальный студент должен учиться нести ответственность за свою жизнь и принимать осознанные решения. Они могут отличаться от мнения родителей или совпадать с ним.

Ошибка 2. Поступать в вуз за компанию

Многие выпускники не уверены в себе и испытывают трудности в отстаивании собственной точки зрения. Еще один распространенный случай ― поступление в учебное заведение совместно с друзьями и одноклассниками.

Это ошибочный шаг. С течением времени вы можете перестать близко общаться. Поэтому принимайте решение взвешенно. Помните, что это ваша жизнь и ваша ответственность.

Ошибка 3. Отсутствие баланса желаний и реальных перспектив

Оптимальная формула выбора специальности: хочу + могу + необходимо. «Хочу» — это желания человека. «Могу» ― реальные возможности. «Необходимо» ― перспективы профессии и то, насколько она востребована на рынке труда.

Приведем примеры. Молодой человек мечтает работать по профессии за границей. Вполне логично, что будет проблематично трудоустроиться в другой стране с дипломом никому не известного регионального вуза. Или подростку интересна ботаника, но в анамнезе аллергия на пыльцу, что не даст возможности работать с цветущими растениями. Есть ли смысл в данном случае выбирать профессию ботаника? Конечно, стоит взвесить все за и против и самостоятельно принять решение.

Ошибка 4. Заблуждаться в профессии

Ученики старших классов не всегда имеют достоверное представление о той или иной профессии. Многие мечтают стать известными актерами, музыкантами и т. п. Важно осознать, что в любой профессиональной деятельности есть обратная сторона медали. Например, слава лишает человека приватности. Будет сложно избежать пристального внимания со стороны окружающих.

Ошибка 5. Выбирать профессию по критерию престижности

Не стоит ориентироваться только на этот фактор. Престиж профессии не дает гарантии, что человек будет испытывать удовлетворение от работы. Поэтому комплексно подходите к вопросу выбора будущей профессии.

Ошибка 6. Выбирать специальность, исходя из рейтинга учебного заведения

Многие выбирают профессию, ориентируясь на престиж вуза, близость учебного заведения к дому или как дань семейной традиции. Это ошибочный подход. Выбрав вуз на базе этих критериев, студент может разочароваться. Кроме того, в учебном заведении может не быть той специальности, которая наиболее подходит ему.

Часто задаваемые вопросы о выборе будущей профессии

Итак, мы разобрались, как выбрать будущую профессию подростку, на что обратить внимание и как не ошибиться.

Как поступить, если не понимаешь, какую специальность выбрать?

Не жалейте времени и средств на профориентационное тестирование и помощь тьюторов. Посещайте открытые мероприятия в учебных заведениях. Как правило, к старшим классам школьники осознают, какое направление профессиональной реализации выбрать: гуманитарное или техническое. Благодаря наставнику школьник сможет выбрать самую перспективную сферу трудовой деятельности, исходя из своих интересов, умений и навыков.

Если человеку не по душе профориентация, можно изучить материалы в открытом доступе в интернете. Например, смотреть специализированные каналы в Сети.

Помочь выбрать будущую профессию может и такой формат, как «10 нелепых вопросов о специальности». Изучите информацию на специализированных ресурсах.

Как выбрать специальность, если конкретных умений нет?

Есть профессии, которые основаны на обучении в процессе деятельности. Грамотный работодатель обладает качествами педагога и психолога. Он может эффективно мотивировать персонал материальными и нематериальными способами. У человека возникает ощущение, что эта работа подходит ему лучше всего и успешно развивается на практике.

Выбирать будущую профессию, основываясь только на заработной плате, не стоит. Начинающий специалист получает немного, так как у него нет опыта.

Реально ли выбрать специальность на всю жизнь?

В советское время человек действительно выбирал профессию на всю жизнь. В этом были свои плюсы. Люди концентрировались на одном деле и изучали его от и до. В такой ситуации нет необходимости в частой смене мест работы. Стабильность имеет и свои недостатки. Например, человек может со временем разочароваться в работе.

Сегодня люди могут легко сменить профессию в любом возрасте. Для этого есть все возможности.

Важно определить свои интересы и способности, мыслить рационально, соизмерять свои желания и реальные перспективы.

Материалы основаны на следующих источниках:

  • Бахвалова С. Б., Киселева Э. М., Савельева И. В. Профориентация как фактор профессионального самоопределения школьников //Мир науки, культуры, образования. – 2021. – №. 1 (86). – С. 96-99.
  • Горбачева С. М., Стрижко И. И. Профессиональная ориентация учащихся //Молодой ученый. – 2015. – №. 21. – С. 778-781.
  • Старикова Л. Профессиональное самоопределение и профориентация //Высшее образование в России. – 2007. – №. 5. – С. 75-77.

Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com

Вам также может понравиться
Что такое семья для детей: как создать здоровую атмосферу дома
14.03.2025

Что такое семья для детей: как создать здоровую атмосферу дома

Что такое семья для детей? Это фундамент, который предоставл...

Умение помогать другим – воспитываем детей правильно

Умение помогать другим – воспитываем детей правильно

Что предполагает? Умение помогать другим — способность прояв...

Умение договариваться: основные правила

Умение договариваться: основные правила

Для чего нужно? Умение договариваться является важным навыко...

Умения слушать и слышать: чем различаются и почему важно иметь навык активного слушания

Умения слушать и слышать: чем различаются и почему важно иметь навык активного слушания

Почему важно? Умения слушать и слышать ребенка способствуют ...

Умение аргументировать: правила и способы развития

Умение аргументировать: правила и способы развития

О чем речь? Умение аргументировать — важный навык во взросло...

Профильный класс: плюсы, минусы и особенности
12.03.2025

Профильный класс: плюсы, минусы и особенности

О чем речь? Профильный класс — тип обучения, при котором осн...

Распорядок дня школьника: для чего нужен и как составить
12.03.2025

Распорядок дня школьника: для чего нужен и как составить

О чем речь? Распорядок дня школьника влияет на успеваемость ...

Развитие эмпатии у детей: какие есть способы и почему это важно

Развитие эмпатии у детей: какие есть способы и почему это важно

О чем речь? Развитие эмпатии у детей — важнейшая часть воспи...

Академия Ukids: как мы помогаем, но не делаем за других?

Академия Ukids: как мы помогаем, но не делаем за других?

Работа в компании — это не просто выполнение задач, а возмож...

Забрать подарок

Забрать подарок