- Влияние гаджетов на здоровье детей
- Роль родителей в пользовании гаджетами
- Знакомство с гаджетами
- Факты и мифы о влиянии гаджетов на детей
- Положительное влияние гаджетов на детей
- Советы по использованию гаджетов с пользой
- Советы по воспитанию правильного отношения к гаджетам
- Часто задаваемые вопросы о влиянии гаджетов на детей
- Как снизить отрицательное влияние гаджетов на детей?
- С какого возраста можно давать ребенку гаджеты?
- Можно ли использовать гаджеты с пользой или это утопия?
- Материалы основаны на следующих источниках:
О чем речь? Влияние гаджетов на детей — сложный и противоречивый вопрос, который вызывает массу споров. Чрезмерное увлечение ими негативно сказывается на физическом и психическом здоровье ребенка и его успеваемости в школе.
В чем плюсы? Гаджеты открывают детям доступ к огромному объему информации, развивают когнитивные навыки и предоставляют возможности для обучения и творчества. Правильно пользоваться смартфоном или компьютером и в разумных пределах должны научить родители.
Влияние гаджетов на здоровье детей
Поколение людей, родившихся до повсеместного внедрения информационных технологий, называют «цифровыми иммигрантами» (digital immigrants). Большинство современных детей гаджеты окружают с раннего детства, поэтому их называют «цифровыми аборигенами» (digital natives).
В современном мире сложно исключить гаджеты из жизни ребенка. Это сделает его аутсайдером среди других детей, а также лишит возможности развивать свои цифровые навыки. Сегодня они играют важную роль в профессиональной самореализации людей.
Роль родителей в пользовании гаджетами
Родителям важно минимизировать негативное влияние гаджетов на детей. Для этого следует ввести правила использования смартфона и контролировать ребенка. Основные аспекты — регламентированное время с гаджетом, осмысленное потребление контента в сети и обучение основам цифровой коммуникации.
В журнале Early Education and Development в конце 2023 года была опубликована работа о влиянии цифровой активности (просмотр телевизора и компьютерные игры) на работу головного мозга ребенка.
Прием заявок до
{date}
Прием заявок до
{date}
Прием заявок до
{date}
В эксперименте принимали участие 30 тысяч детей в возрасте до 12 лет. Цель работы ― определить, как цифровая активность сказывается на пластичности мозга на ключевых стадиях развития ребенка.
Участники эксперимента играли в компьютерные игры, смотрели видеоролики и имели доступ к сети интернет. Любопытно, что в результатах данного исследования влияния гаджетов на детей были отмечены не только отрицательные моменты, но и положительные. Например, видеоигры способствовали развитию когнитивных способностей и исполнительных функций мозга.
При этом отмечено негативное влияние на области мозга, отвечающие за IQ ребенка. Это и многие другие исследования влияния гаджетов на детей и подростков позволяют сделать вывод, что девайсы могут иметь позитивный эффект при условии умеренного взаимодействия с ними. При таком подходе отрицательные факторы нивелируются положительными.
Можно однозначно сказать, что компьютерные игры с утра до вечера плохо скажутся на развитии ребенка. Однако 30 минут в день познавательного досуга в гаджетах принесут больше пользы, чем вреда.
Знакомство с гаджетами
С младенческого возраста ребенок интересуется тем, что его окружает. Он развивается, взаимодействуя с реальными объектами, а не виртуальными. С возрастом совершенствуется зрительное, тактильное и слуховое восприятие ребенка.
По мнению многих специалистов, знакомить детей с гаджетами лучше после 3 лет. В этом возрасте ребенок начинает действовать осознанно. При этом взаимодействие с девайсом должно быть ограниченным по времени. В возрасте 3-4 лет ― не более одного часа в день, а в 5-6 лет ― не более 2 часов в день.
Отрицательное влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что они воздействуют на мышление, восприятие и интеллект. У ребенка не развиваются воображение, фантазия и умение мыслить образно, так как он видит готовые картинки.
Чрезмерное взаимодействие с цифровой средой и отсутствие активного общения с внешним миром снижают когнитивные способности детей.
Негативное влияние гаджетов на детей младшего и среднего школьного возраста выражается также в проблемах с коммуникацией. Виртуальное общение часто заменяет реальное, а смайлики и стикеры ― живые эмоции.
Ребенок не учится доносить свои мысли до окружающих людей, делиться эмоциями и не умеет сопереживать. Из-за увлечения девайсами не развиваются навыки социального взаимодействия, которые необходимы каждому человеку для успешной жизни.

Коммуникация в социальных сетях не позволяет оценить реальную реакцию другого человека. Многие дети не задумываются о том, к каким последствиям могут привести их действия в сети.
Гаджеты влияют на психику детей. Для полноценного развития ребенку нужно взаимодействовать с окружающим миром. Это аудиальное, визуальное и тактильное восприятие всего, что ребенок видит и может осязать.
Развитию способствуют общение с другими детьми, ролевые игры, знакомство с природой и т.д. Так ребенок получает положительные или негативные эмоции и впечатления. Они закрепляются в его сознании.
Гаджеты дают детям взаимодействие с картинкой. С ней нельзя пообщаться, потрогать, понюхать. Безусловно, развивающий контент и детские передачи учат ребенка новому. Но отсутствуют столь важный в детском возрасте визуальный, аудиальный, тактильный и эмоциональный контакты. Контент просто гипнотизирует ребенка яркой картинкой.
Маленьких детей интересуют только яркие изображения, сменяющие друг друга. Они не могут уследить за сюжетной линией, воспринимать характеры персонажей и оценивать их действия. Это время ребенок мог бы потратить, занимаясь чем-то, что способствует его развитию.
Факты и мифы о влиянии гаджетов на детей
Приведем данные статистики. Согласно Фонду Развития Интернет:
- 35% детей 8-12 лет используют мессенджеры;
- 36% детей ведут переписку в соцсетях;
- 45% детей до 12 лет в свободное время играют в мобильные игры.
Во многих странах действуют ограничения на использование мобильных телефонов и других девайсов в образовательных учреждениях. В США запрет введен с 2000 года (есть нюансы в разных штатах и конкретных школах).
В Великобритании с 2007 года нельзя использовать гаджеты в половине образовательных учреждений, во Франции и Австралии — с 2018-го, в Канаде — с 2019-го. В Израиле с 2016 года введены ограничения на использование мобильного телефона, которые распространяются и на педагогов. Во время занятий гаджеты должны храниться в шкафчиках.
Результаты исследований демонстрируют положительный эффект от таких ограничений. Младшие школьники внимательнее и вдумчивее воспринимают учебную информацию.
Дело в том, что способность осознанно фокусироваться на определенной задаче формируется в начальной школе. Конечно, ребенку интереснее просмотр видео в TikTok, нежели сложная тема урока.
Нельзя отрицать полезный эффект от использования девайсов в образовательном процессе. Педагоги активно практикуют интерактивные формы и методы обучения. Есть много полезных сервисов.
Детей также важно научить пользоваться современными цифровыми технологиями. Они помогут найти нужную информацию.
Проанализируем распространенные мифы о влиянии гаджетов на жизнь детей:
- «Девайсы и игры негативно сказываются на социализации». Неправда: уже выросло первое поколение детей, которые воспитывались в эру цифровизации. Никаких глобальных проблем с социализацией у них не наблюдается.
- «В играх нет никакой пользы. Дети становятся глупее». Неправда: по данным ряда исследований, видеоигры способствуют росту успеваемости по точным и естественным наукам и английскому языку. Они соответствуют потребностям ребенка и способствуют развитию уверенности в своих возможностях.
- «Интернет полон опасностей. Дети могут увидеть сцены насилия или столкнуться с травлей в сети». Это так. Интернет не является безопасным пространством, как и любое другое времяпрепровождение. Задача взрослых ― научить детей кибербезопасности, отслеживать потребляемый контент и выстраивать доверительные отношения со своим ребенком. Это поможет минимизировать негативное влияние гаджетов на развитие и здоровье детей.
Положительное влияние гаджетов на детей
Положительное влияние гаджетов на детей дошкольного и школьного возраста связано с теми возможностями, которые они дают. Это полезный инструмент в обучении, развитии способностей, общении с друзьями и родственниками, а также для поиска нужной информации, защиты и безопасности.
Родители часто спрашивают, в каком возрасте ребенку нужно покупать первый телефон. Сложно дать универсальный ответ. Есть несколько факторов, которые помогут определиться, стоит ли приобретать гаджет или еще рано.
Во-первых, безопасность. У ребенка отсутствует опыт защиты личных данных в сети. Имеется высокий риск угроз, связанных с кибербезопасностью. Прежде чем купить телефон ребенку, нужно научить его правильному обращению с ним.
Первое время родители должны контролировать действия ребенка в сети. Многие ресурсы в интернете являются потенциально опасными. Общайтесь с ребенком на эту тему.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids

Уже скачали 527 человек
Во-вторых, социальные контакты. С помощью гаджетов дети общаются со своими сверстниками. Это важно для их социализации. Кроме того, девайсы активно используются для обмена информацией в школе и секциях, которые посещает ребенок. Они полезны для развития учебных навыков.
В-третьих, гаджеты влияют на развитие детей. С их помощью ребенок может расширить свой кругозор и найти много новой информации, которая пригодится ему в учебе. Есть интересные приложения, развивающие таланты ребенка. Например, для детского творчества.
Советы по использованию гаджетов с пользой
Познакомьте ребенка с возможностями, которые дают гаджеты. Он должен использовать смартфон не только как источник развлечения, а как инструмент для увлекательного обучения и саморазвития. Для этого установите полезные приложения:
- «Учи.ру» — на данном портале ученики могут выполнять интересные задания не только по основным темам школьной программы, но и дополнительным. Также на Учи.ру можно разобраться в вопросах, которые ученик пропустил или не понял в классе.
- Buddy — это виртуальный репетитор английского языка, которые поможет ребенку выучить произношение слов. Buddy распознает речь ребенка и дает ценные советы для отработки произношения.
- «Английский с Фиксиками» ― приложение поможет выучить 300 самых ходовых слов (цифры, цвета, еда и другие).
- LogicLike — это образовательный ресурс, помогающий развивать логику и мышление ребенка. В LogicLike представлены интерактивные задания. Ребенок может выбрать раздел и решать задачи про любимых героев.
Отметим, что игры не всегда должны помогать школьнику усваивать учебный материал. Они могут стать подспорьем в развитии soft skills или гибких навыков личности. Если ребенок интересуется какой-то игрой, то родители могут попросить его научить их играть в нее.

Это способствует развитию навыков коммуникации и трансляции своего опыта другому человеку.
Не все родители используют такую функцию мобильного телефона, как возможность слушать аудиоматериал. Например, художественные произведения. В эру YouTube большинство детей смотрят мультфильмы, а не слушают аудиосказки.
Однако именно последний вариант проведения досуга заслуживает внимания родителей и минимизирует негативное влияние гаджетов на зрение детей. К тому же мозг ребенка не перегружается обилием ярких картинок.
Советы по воспитанию правильного отношения к гаджетам
Многие родители часто практикуют гаджеты в качестве меры поощрения или наказания ребенка. Это формирует представление о том, что успешность и положительная оценка действий зависит от материальных наград.
Также это влияет на коммуникацию с ребенком, игнорирует возможность постоянного обучения и развития с помощью гаджетов и является неэффективным инструментом в перспективе.
Рекомендации родителям, которые помогут научить ребенка правильному отношению к гаджетам:
- Демонстрируйте на личном примере умение использовать мобильный телефон правильно и дозированно. Родители должны научить ребенка искать информацию, общаться с друзьями, учиться новому и другим возможностям, которые дает смартфон.
- Ограничивайте продолжительность использования смартфона. Контролировать время использования гаджета и просматриваемый контент можно с помощью функции родительского контроля. Во многих современных моделях телефона есть специальный режим безопасности для детей.
- Научите ребенка общению в сети. Покажите, как отвечать на звонки и СМС, что можно отправлять другим людям, а что нет. Уделите внимание этике общения. Объясните ребенку, что смартфон является дополнительным инструментом коммуникации и не может заменить живые разговоры и реальные эмоции.
- Оценивайте риски. Родители должны рассказать ребенку о том, с чем он может столкнуться в сети, научить беречь конфиденциальные данные, не скачивать файлы с непроверенных сайтов и контролировать размещаемый контент.
Снизить негативное влияние современных гаджетов на развитие детей можно с помощью хобби, интересного досуга и учебы.
Часто задаваемые вопросы о влиянии гаджетов на детей
Не исключайте гаджеты из жизни ребенка. Внедряйте правила использования смартфона и рекомендации, приведенные выше. Это позволит вам минимизировать риски негативного влияния гаджетов на здоровье детей дошкольного и школьного возраста.
Как снизить отрицательное влияние гаджетов на детей?
Сегодня родители, которые следят за экранным временем, помогают полноценному развитию ребенка. Это зона ответственности взрослых людей. Учитывайте, что родителям нужно предложить ребенку альтернативу девайсам.
Например, развивающие игры, совместный досуг, прогулка и т.д. Безусловно, родители должны много времени взаимодействовать с ребенком. Это основа воспитания.
С какого возраста можно давать ребенку гаджеты?
Маленькие дети любят нажимать на кнопки смартфона. Их очень увлекает этот процесс. До 3 лет ребенку лучше познавать окружающий мир через реальное взаимодействие с ним и живое общение. Минимизируйте негативное влияние гаджетов на здоровье детей дошкольного возраста для их гармоничного развития.
Можно ли использовать гаджеты с пользой или это утопия?
Можно. Гаджеты — это не только лента с рилсами в сети и игры-стрелялки. Это инструмент, который может стать ценным союзником в развитии ребенка, а не пустым времяпрепровождением.
Материалы основаны на следующих источниках:
- Лукьянец Г. Н. и др. Влияние гаджетов на развитие детей //Новые исследования. — 2019. — №. 1 (57). — С. 25-35.
- Белоусова М. В., Карпов А. М., Уткузова М. А. Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста //Практическая медицина. — 2014. — №. 9 (85). — С. 108-112.
- Тимофеева А. М. Влияние современных гаджетов на детей и подростков //Образование и наука в современных реалиях. — 2017. — С. 178-179.
Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com