Заказать звонок

Дети с СДВГ в школе: проблемы и способы решения

22.04.2025
918
Время чтения: 11 минут
Обновлено: 22.04.2025
Сохранить статью:
Дети с СДВГ в школе

В чем особенность? Дети с СДВГ в школе не умеют долго спокойно сидеть на одном месте. Они очень быстро утомляются от однотипных заданий и поэтому отвлекают всех вокруг. Им часто свойственны импульсивность, эмоциональность, неаккуратность, они не всегда могут сосредоточиться, а большой объем работы их пугает и отбивает желание трудиться.

Как корректировать? Коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностью требует комплексного подхода, который включает в себя поведенческую терапию, обучение родителей и создание для школьника наиболее благоприятных условий в школе и дома.

Что такое СДВГ

По данным глобальных исследований, около 5% детей во всем мире имеют диагноз или симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это расстройство поведения, суть которого заключается в проблемах с фокусом внимания. Ребенок часто отвлекается, не может сконцентрироваться на заданиях, делает досадные ошибки, не слушается. Все это зачастую сочетается с повышенной активностью и беспокойством.

Дети с СДВГ в школе часто демонстрируют низкую успеваемость, а непоседливость, избыточная двигательная активность и невнимательность создают ученику репутацию нарушителя порядка. Тут важно помнить, что ребенку сложно контролировать свое состояние, поскольку СДВГ обусловлен недостатком определенных нейромедиаторов (дофамина и норадреналина) в головном мозге.

В итоге из-за ярлыка «хулиган/хулиганка» и многочисленных замечаний может страдать самооценка ребенка. При этом умственные способности ребенка, как правило, в порядке: он может ненадолго концентрироваться и решать сложные задачи, но затем теряет внимание и не всегда в состоянии довести до конца более простое задание.

Что такое СДВГ
Источник: freepik/ freepik.com

Когда педагоги и психологи описывают, как дети с СДВГ учатся в школе, они отмечают скачкообразный характер: ребенок ненадолго фокусируется на теме урока, однако очень быстро отвлекается, так и не завершив задание.

Таким детям особенно важно во время перемен двигаться, бегать, делать разминку. Во время урока ребёнку важно выполнять нейрогимнастику, которая помогает лучше концентрироваться на выполнении задания. Все это облегчает поддержание внимания, стимулируя вестибулярный аппарат.

Причины СДВГ у детей

Точные причины СДВГ до сих пор остаются предметом исследований, однако накопленные данные позволяют выделить ряд ключевых факторов, повышающих риск его развития.

Современные исследования, включая функциональную магнитно-резонансную томографию (МРТ), демонстрируют изменения активности в различных областях головного мозга у людей с СДВГ, а также дисбаланс нейромедиаторов, таких как дофамин и норадреналин. Это объясняет проявление характерных симптомов: невозможность сосредоточиться, гиперактивность и импульсивность.

Как правило, указанные признаки проявляются в детстве, примерно до 12 лет. То есть обычно ребенка с СДВГ заметно уже в начальной школе. Однако в отдельных случаях их возникновение возможно как раньше, так и позже. Нередко симптомы сохраняются и в зрелом возрасте, хотя и в менее выраженной форме.

Причины СДВГ у детей
Источник: EyeEm/ freepik.com

Как уже говорилось, ученые не пришли к единому мнению, почему появляется СДВГ. Однако удалось выявить несколько факторов риска:

  • Наследственность и генетические особенности. Исследования показывают, что у 44% детей с СДВГ родители также демонстрируют признаки этого состояния. Вероятность наследования, по некоторым оценкам, достигает 75-91%. Однако механизмы наследования пока не полностью изучены. Вероятно, СДВГ не определяется одним единственным геном, а является результатом взаимодействия множества генов и факторов окружающей среды.
  • Родовые травмы и преждевременные роды. Недоношенные дети могут иметь повышенный риск развития СДВГ. Это может быть связано с незрелостью центральной нервной системы.
  • Злоупотребление веществами, не рекомендованными во время беременности. Воздействие табачного дыма, алкоголя и наркотиков увеличивает вероятность развития расстройства. Также осложняющим фактором может стать контакт с токсичными веществами, такими как свинец и его соединения.
  • Инфекционные болезни головного мозга, черепно-мозговые травмы. Инфекции головного мозга, такие как менингит и энцефалит, особенно в раннем возрасте, могут способствовать развитию СДВГ.
  • Дети, перенесшие травмы головы, также подвержены повышенному риску возникновения СДВГ.

Прием заявок 

до: 05.05

Прием заявок 

до: 05.05

Кроме того, статистика показывает, что синдромом дефицита внимания и гиперактивности мальчики страдают чаще, чем девочки. Вероятно, причина кроется и в генетических, и в гормональных особенностях.

Поведение детей с СДВГ в школе

Многие родители замечают первые признаки СДВГ еще до школы, однако именно школьная среда, с ее структурированием и высокими требованиями к самоконтролю, становится настоящим испытанием для детей с этим синдромом.

Неспособность следовать правилам, сложности с концентрацией на уроке, импульсивные действия – все это может привести к плохой успеваемости и социальным проблемам, например, из-за негатива со стороны одноклассников. При этом следует помнить, что ребенок не становится плохим.

Как же происходит обучение ребенка с СДВГ в школе и в чем ключевые сложности?

Есть около сотни различных проявлений этого синдрома, однако к основным относятся следующие черты:

  • невнимательность;
  • импульсивность;
  • гиперактивность.

Тут важно понять, что традиционное представление о СДВГ как о исключительно гиперактивном поведении неточно. Существует подтип СДВГ – без гиперактивности. Или, как его еще называют, синдром дефицита внимания преимущественно невнимательного типа.

СДВ без гиперактивности

Такие дети не отличаются чрезмерной подвижностью, не срывают уроки и не бегают по всей школе. Они, наоборот, тихие и часто стеснительные.

Они могут казаться медлительными, мечтательными, рассеянными и даже заторможенными. Их гиперактивность проявляется не в моторной активности, а во «внутреннем беспокойстве», множестве мыслей, тревожности и трудностях с концентрацией. У них избирательное внимание, им сложно фокусироваться на чем-то одном, из-за этого они могут «витать в облаках», плохо воспринимать обращенную к ним речь и постоянно отвлекаться.

Поведение детей с СДВГ в школе
Источник: freepik/ freepik.com

Такой ребенок часто не слышит, что к нему обращаются, и витает в своих мыслях. Он часто что-то забывает, теряет, пропускает. Проблемы с памятью могут осложнять обучение. Часто таким детям трудно структурировать информацию, планировать свою работу и следовать расписанию. Они нуждаются в постоянном поощрении и поддержке. Кстати, эмпатия со стороны значимых взрослых – это один из способов помочь ребенку с СДВГ в школе.

Дефицит внимания и гиперактивность с импульсивными проявлениями

Учащиеся с данным расстройством сразу бросаются в глаза. Они срывают уроки, их всегда видно и слышно на любой перемене. Гиперактивность, как следует из названия, проявляется в избыточной двигательной активности. В отличие от активных одноклассников, дети с СДВГ часто демонстрируют бесцельную моторику: хаотичное передвижение по классу, постоянное ерзание или постукивание.

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям. 

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день. 
И подготовили материалы, которые действительно работают. 

1742234616.png

Александра Платчихина

Методист академии Ukids

1742234789.png

Уже скачали 527 человек

Неспособность усидеть на месте особенно заметна в ситуациях, требующих сосредоточенности и тишины. Им трудно сохранять неподвижность на протяжении всего занятия. Стремясь к желаемому, они добиваются этого моментально, с трудом дожидаясь своей очереди или соблюдая установленные нормы. Действуют спонтанно, нередко берут чужие вещи без спроса. Этот список можно продолжать долго.

По статистике, таких детей насчитывается от 3 до 20 %. Исключать их из обучения недопустимо, так как интеллект у ребенка сохранен, а при правильном подходе к обучению, такие дети способны показывать очень высокие результаты. Связано это с тем, что дети с СДВГ могут выполнять задачи очень быстро и обладают способностью к многозадачности.

Если нет каких-либо других расстройств, ребенок с СДВГ должен учиться в обычной школе. Сложность заключается в неэффективности стандартных приемов. Необходим персональный подход как в школе, так и дома.

Проблемы в школе из-за СДВГ

Первые годы обучения в школе могут стать настоящим испытанием для детей с гиперактивностью. Учеба детей с СДВГ в начальной школе дается им сложно, потому что с самого старта требует дисциплины, усердия, способности концентрироваться и быть внимательным.

Более того, увеличение объема заданий и учебной нагрузки лишь обостряет проблему, делая адаптацию к школьной жизни еще более затруднительной.

Гиперактивность может провоцировать ряд сложностей:

  • Из-за рассеянности и повышенной активности ученика учитель вынужден часто обращать на него внимание.
  • Забывание инструкций учителя приводит к тому, что задания часто остаются несделанными.
  • Потребность постоянно двигаться не дает ребенку спокойно сидеть, что затрудняет соблюдение дисциплины.
  • Импульсивность и бурные эмоции могут создавать проблемы в отношениях со сверстниками.
  • Усвоение нового материала часто дается с трудом.
  • Выполнение заданий, требующих длительной сосредоточенности, становится затруднительным из-за сложностей с концентрацией внимания.

Кроме того, многие родители говорят, что дети с гиперактивностью склонны забывать или терять вещи, школьные принадлежности и даже одежду (например, пиджак или спортивную форму).

Советы педагогам по работе с детьми СДВГ в школе

Работа с детьми с СДВГ в школе требует особого подхода, терпения и понимания. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности часто сталкиваются с трудностями в дисциплине, обучении и взаимодействии с окружающими. Однако правильная стратегия работы может помочь им адаптироваться и раскрыть свой потенциал.

Дисциплина

  • Соблюдайте ритуалы и распорядок. Дети с СДВГ лучше воспринимают информацию, если она представлена в виде схем или картинок. Создайте наглядное расписание и повесьте его в классе.
  • Вовлекайте учеников в создание правил. Совместно разработайте четкие правила поведения, которые будут понятны всем. Это повысит чувство ответственности у детей. Запишите или зарисуйте эти правила и разместите их на видном месте.
  • Давайте краткие инструкции. Используйте не более 10 слов, делая акцент на глаголах. Например, вместо «Сядь и открой учебник на странице 15» скажите: «Открой учебник, страница 15».
  • Позвольте детям самим составлять инструкции. Это развивает их самостоятельность и уверенность.
  • Реагируйте на нарушения спокойно, но твердо. Важно сохранять уважение к ребенку, даже если он нарушает правила.
  • Внедрите систему поощрений. Для детей с СДВГ отлично подходит жетонная система. Награждайте их за хорошее поведение и выполнение задач.
  • Акцентируйте внимание на позитиве. Хвалите ребенка, когда он ведет себя правильно, и подчеркивайте его успехи.
  • Давайте ребенку лидерские роли. Например, поручите ему раздать тетради или принести журнал. Это поможет ему почувствовать свою значимость.

Агрессия

  • Озвучивайте эмоции. Если ребенок начинает злиться, скажите: «Ты злишься, потому что…» и предложите способ выразить эмоции (например, смять бумагу или размять пластилин).
  • Используйте физминутки. Упражнения помогут снять напряжение. Например, игра «лимон»: ребенок сжимает кулаки, представляя, что выжимает сок из лимона, а затем расслабляет руки.
  • Предложите творческое задание. Попросите ребенка нарисовать то, что его разозлило, или просто порисовать карандашом.
  • Создайте «термометр эмоций». Нарисуйте шкалу с разными настроениями и периодически предлагайте детям отмечать свое состояние.
  • Проживайте агрессию в игровой форме:
  • «Подушка злости»: ребенок может поколотить подушку, попрыгать на ней или попинать.
  • «Дорожка злости»: предложите попрыгать по ортопедическим коврикам, прокричав свои эмоции.
  • «Мешочек гнева»: пусть ребенок прокричит в мешочек все, что его злит.
Советы педагогам по работе с детьми СДВГ в школе
Источник: freepik/ freepik.com

Отношения с одноклассниками

  • Отрабатывайте навыки взаимодействия. Используйте игры, терапевтический театр или карточки для развития эмоционального интеллекта.
  • Включайте ребенка в групповые задания. Начните с малых групп (2-4 человека), а затем постепенно переходите к общеклассным мероприятиям.
  • Будьте объективны в конфликтах. Выслушайте обе стороны и не делайте замечания только ребенку с СДВГ, даже если он часто становится зачинщиком споров.

Успеваемость

  • Давайте индивидуальные задания. Учитывайте уровень нагрузки, который ребенок может выдержать (обычно не более 7-8 минут).
  • Определите тип восприятия. Опирайтесь на зрительное или слуховое восприятие ребенка, но всегда используйте наглядные материалы.
  • Найдите успешные формы работы. Например, разрешите ребенку отвечать устно вместо письменного задания.
  • Делите задания на этапы. Каждый шаг должен быть посильным и иметь четкий срок выполнения.
  • Давайте сложные задания в начале урока. Это поможет ребенку сосредоточиться.
  • Проводите физминутки. Используйте дыхательную гимнастику, зарядку или упражнения на напряжение-расслабление.
  • Поддерживайте мотивацию. Отмечайте даже небольшие достижения.
  • Помогайте завершать начатое. Если ребенок теряет интерес, мягко направляйте его.
  • Учите понимать инструкции. Попросите ребенка повторить задание своими словами.

Невнимательность

  • Сажайте ребенка ближе к учителю. Это поможет ему меньше отвлекаться.
  • Разрешите двигаться. Дети с СДВГ не могут долго сидеть неподвижно. Используйте балансировочные подушки или подножки.
  • Обеспечьте порядок на парте. Уберите лишние предметы, создающие визуальный шум.
  • Держите воду на парте. Это важно для работы нервной системы.
  • Меняйте виды активности. Чередуйте письменные задания, устные ответы, игры и просмотр материалов.
  • Придумайте секретный знак. Например, положите руку на плечо, чтобы вернуть внимание ребенка.

Эти рекомендации стоит соблюдать и родителями, чьи дети с СДВГ учатся в школе.

Важно помнить, что и родители, и учителя должны придерживаться одной линии поведения при выстраивании учебного процесса у ребенка с данным диагнозом. Родители ни в коем случае не должны думать, что их ребенок не такой как все или какой-то неспособный. Тем более, не стоит его за это ругать, так как данное состояние не является признаком невоспитанности и хулиганства, это просто особенность ребенка.

Часто задаваемые вопросы о детях с СДВГ в школе

Как отличить СДВГ от простой невнимательности?

Точно определить наличие СДВГ можно только с помощью специальных психофизиологических методик и диагностики у невропатолога.

Однако если вы (родитель или педагог) замечаете устойчивое проявление симптомов, таких как гиперактивность, импульсивность и невнимательность, и видите, что волевые усилия ребенка не помогают, стоит обратиться к школьному психологу. Он проведет диагностику и при необходимости порекомендует консультацию у невропатолога.

Как отличаются признаки СДВГ в разном возрасте?

Признаки СДВГ у дошкольников и школьников во многом схожи, но могут проявляться по-разному. У подростков гиперактивность часто уменьшается, уступая место дезорганизации и проблемам с концентрацией внимания. Эти симптомы могут быть ошибочно восприняты как лень или протестное поведение. Важно учитывать возрастные особенности и не делать поспешных выводов.

Где учителям искать поддержку, работая с детьми с СДВГ в школе?

Учителя могут получить поддержку у школьного психолога и социального педагога. Они помогут с подбором методов взаимодействия, игр и техник для работы с детьми с СДВГ. Также важно сотрудничать с родителями ребенка, чтобы выработать единую стратегию обучения и воспитания.

Если ребенок посещает занятия у стороннего психолога, можно связаться с ним для получения рекомендаций. Кроме того, педагогам можно работать с психологом, чтобы поддерживать свое эмоциональное состояние.

Какой спорт выбрать детям с СДВГ?

Для детей с СДВГ важно подобрать комфортный вид физической активности. Это могут быть танцы, плавание, легкая атлетика, боевые искусства, езда на велосипеде или роликах. Командные игры, такие как волейбол, помогают развить концентрацию и навыки взаимодействия.

Медитативные занятия, например йога, сочетают физическую нагрузку с успокаивающим эффектом. Такие активности не только помогают контролировать симптомы СДВГ, но и улучшают настроение, снижают стресс и повышают самооценку.

Часто задаваемые вопросы о детях с СДВГ в школе
Источник: freepik/ freepik.com

Детям с СДВГ подходит и обычная школа, инклюзивная нужна только в особых случаях, когда ребенок совершенно неконтролируем или имеет ряд осложнений в виде других заболеваний. Часто для детей с СДВГ достаточно подобрать частную школу с гуманным подходом, где в классе будет не более 10 человек в начальной школе, а также до 15 в средней и старшей школе.

Это может быть школа с небольшими классами, где педагог сможет уделить больше внимания каждому ученику, или учреждение, где работают психологи и логопеды, готовые помочь ребенку адаптироваться. Однако важно понимать, что независимо от выбора школы, успешная адаптация и развитие ребенка с СДВГ возможны только при условии комплексной работы всех участников процесса. Родители, педагоги, психологи и, при необходимости, врачи должны действовать сообща, разрабатывая единую стратегию обучения и воспитания.

Родителям важно активно участвовать в жизни ребенка, поддерживать его дома и сотрудничать с учителями. Начинать подготовку к школе рекомендуется за 6-12 месяцев до поступления: это время можно использовать для развития навыков самоорганизации, усидчивости и социализации, чтобы ребенок чувствовал себя более уверенно и комфортно в новой образовательной среде.

Источник изображения на шапке: lilibasiha/ freepik.com

Материалы основаны на следующих источниках:

  • Хотылева Т. Ю., Ахутина Т. В. Технологии психолого-педагогической помощи детям с СДВГ в Норвегии //Психолого-педагогические исследования. – 2010. – Т. 2. – №. 5.
  • Серёгина И. Н. Формы организации учебной деятельности детей с СДВГ в школе и дома //Школьные технологии. – 2014. – №. 2. – С. 119-126.
  • Адаскина А. А. Стратегии адаптации детей с СДВГ к учебному процессу //Современная зарубежная психология. – 2016. – Т. 5. – №. 3. – С. 35-40.
Вам также может понравиться
Как понять, чего ты хочешь, и откуда берется неуверенность в собственных желаниях

Как понять, чего ты хочешь, и откуда берется неуверенность в собственных желаниях

Как понять, чего ты хочешь? В первую очередь важно прислушат...

Инициатива детей: почему важна и как поддержать

Инициатива детей: почему важна и как поддержать

О чем речь? Инициатива у детей начинает проявляться в возрас...

Дефицит общения: как наладить продуктивную коммуникацию с детьми
13.05.2025

Дефицит общения: как наладить продуктивную коммуникацию с детьми

О чем речь? Дефицит общения – недостаточная по количеству и ...

Волнение у детей: причины, признаки, советы родителям

Волнение у детей: причины, признаки, советы родителям

Почему возникает? Волнение у детей – естественная реакция на...

Адаптация первоклассников в школе: первые шаги во взрослую жизнь
12.05.2025

Адаптация первоклассников в школе: первые шаги во взрослую жизнь

О чем речь? Адаптация первоклассников в школе – непростой, н...

Художественно-эстетическое развитие детей: как и зачем приобщать их к прекрасному

Художественно-эстетическое развитие детей: как и зачем приобщать их к прекрасному

Почему это важно? Художественно-эстетическое развитие детей ...

Школьная дезадаптация детей: причины, проявления, коррекция
12.05.2025

Школьная дезадаптация детей: причины, проявления, коррекция

Что такое? Школьная дезадаптация детей — неспособность ребен...

Формирование функциональной грамотности в школе: задачи, инструменты, этапы
12.05.2025

Формирование функциональной грамотности в школе: задачи, инструменты, этапы

О чем речь? Формирование функциональной грамотности в школе ...

Финансовая грамотность для детей: как развить и почему это важно

Финансовая грамотность для детей: как развить и почему это важно

О чем речь? Финансовая грамотность для детей преподается в ш...

Забрать подарок

Забрать подарок

Бесплатный семинар
для родителей
с психологом
Записаться