Почему дети издеваются и травят других детей?
У школьного буллинга нет логичных внешних причин, зато поводов бесконечное множество. Оценки, рост, вес, национальность, фамилия, случайная оговорка во время ответа у доски или цвет волос — дети могут издеваться над чем угодно. Жертвой буллинга может стать любой ребенок.
Но предмет насмешек не будет настоящей причиной их появления. Возникновение травли никак не связано с поведением потенциальных жертв или их внешностью.

На самом деле причина буллинга всего одна — внутреннее неблагополучие агрессора и его неспособность вести себя иначе. Буллер или булли (инициатор травли) чувствует себя как будто бы в выигрышном положении. Но это не так. За его кажущейся силой скрывается много неуверенности, боли, одиночества или неприятия самого себя.
Проявить агрессию — единственный способ буллера получить внимание и уважение. Иными словами, это значит, что агрессор чувствует себя настолько некомфортно и плохо, что готов издеваться над другими, лишь бы как-то избавиться от своего внутреннего напряжения и боли.
Почему ребенок выбирает путь насилия — уже другой вопрос. Здесь тоже есть свои причины:
- Семья и влияние взрослых. Насилие всегда порождает насилие. Особенно, когда оно идет из семьи. Но на детей влияют не только родители. Это может быть скандальная соседка по подъезду или дальний родственник, который через каждое слово вставляет мат.
Если взрослые своим примером показывают, что крики, оскорбления или унижение — это нормально, ребенок часто перенимает агрессивные способы взаимодействия и транслирует их на свой круг общения.
- Одиночество и личностные качества. Каждый из нас — и дети не исключение — хочет быть принятым в коллективе. Но не каждый умеет достигать этой цели, потому что мы не рождаемся с навыками общения. Желания завоевать авторитет, найти друзей или показать собственные достижения могут трансформироваться в формулу: «кто сильнее, тот и прав».
Зачинщиками травли всегда становятся дети, которым очень плохо. Н е они плохие, а им плохо. Проблемы их поведения кроются в низкой самооценке, в непонимании своих эмоций, в неумении дружить и решать конфликты — как правило, в несформированных гибких навыках.
Счастливый человек никогда не станет обижать других. Зачинщик травли нуждается в такой же помощи, как и другие ее участники.
Издевки могут быть в любой группе людей. В рабочем коллективе буллинг называют моббингом. В интернете — кибербуллингом. В семье — абьюзом.
Что такое травля?
Bullying в переводе с английского означает запугивание, издевательство. Это психологическое или физическое насилие, которое жертва испытывает регулярно со стороны либо одного человека, либо группы.
Вербальный буллинг
- словесные унижения
- распространение сплетен
- злые шутки и обидные прозвища
- неприятные надписи на доске
- угрозы
- обсуждение внешности и/или одежды
- высмеивание
К жертве часто прилипают клички и ярлыки. Поводы для этого могут быть самые разные. Лишь зачинщик травли выбирает, к чему придраться на этот раз: к одежде, цвету волос или увлечениям. Кроме того, с подачи самого учителя к ребенку может прилипнуть обидное прозвище, если педагог фиксируется лишь на неудачах ученика: «опоздун», «двоечник», «неуч», «лодырь».
Физический буллинг
Это любой нежелательный контакт либо с самой жертвой, либо с ее личными вещами.
- подножки
- толчки
- прикосновения
- избиения
- прилюдное стягивание одежды с жертвы
- отбирание/порча вещей или денег

Ребенка не обязательно избивать, чтобы причинить ему боль. Достаточно спрятать его шапку, поиграть в футбол портфелем или порвать футболку.
Социальный буллинг
Жертву будто не замечают. На уроках от нее отсаживаются за другую парту, на физкультуре никто не хочет брать в свою команду. На переменах разговоры затихают, стоит лишь определенному ребенку подойти к группе школьников.
Бойкот или игнорирование — очень опасные виды буллинга. Формально жертва не получает никакого физического или словесного насилия. Кажется, что проблемы в классе как-будто нет, ведь насильно мил не будешь. Ребенка же не бьют и не обзывают, а заставить дружить и общаться нельзя.
Но это не так. Бойкот является эмоциональным насилием. Ребенок, которого не замечают, чувствует себя неправильным, неуместным, ненужным. Он может еще больше замкнуться и получить психологическую травму, последствия которой иногда серьезнее, чем от синяков и царапин.
— Ты тупой.
— Вау, ты так быстро это понял.
или
— Да, я могу делать глупости.
«Психологическое айкидо» пресекает словесную перепалку. Столкнувшись с этой тактикой, буллер может растеряться и прекратить нападки.
Как вести себя с педагогами?
Постарайтесь построить разговор с учителем без обвинений и упреков. Апеллируйте к фактам:
— что именно произошло;
— какие последствия были у ребенка;
— как давно вы заметили это.
Ища виноватых, проблему травли точно не решить. В противодействии буллингу не может быть воюющих сторон. И родители агрессора, и родители жертвы, и учителя — каждый взрослый выступает против травли. Поэтому задача каждого взрослого, чьи дети столкнулись с буллингом, — объединиться и сделать все возможное, чтобы остановить его.
Дети не разберутся с буллингом сами. Это ответственность взрослых.
Как общаться с теми, кто травит?
Единственный способ достучаться до агрессора — сочувствие. Но проблема в том, что родителям очень сложно посочувствовать обидчику своего ребенка. Они имеют право злиться и испытывать какие угодно эмоции. Поэтому, чтобы не навредить и не усугубить ситуацию еще больше, лучше общаться через классного руководителя или директора школы.
Но если в вас есть достаточно сил и вы способны проявить сочувствие обидчику, без назиданий, угроз, запугиваний и призывов к совести, можно попробовать следующую рекомендацию. Она также подойдет и учителям.
- Искренне посочувствуйте зачинщику травли. Сочувствие — это ни в коем случае не поддержка. Это способность представить себе эмоции собеседника и понять его позицию.
«Бесит он тебя, да? Раздражает? Понимаю. А чем именно?»
- Дальше, установив эмоциональный контакт, просто внимательно слушайте.
- После того как агрессор выскажется, спросите его: «Как думаешь, а что чувствует тот мальчик?», «Как ты считаешь, каково той девочке, когда она слышит обидные шутки про себя?»
Важно: дайте ребенку высказаться. Фразы: «Ну как ты не понимаешь? Тебе было бы приятно, если бы над тобой издевались?» точно не помогут.
Сочувствие и эмпатия — самые сильные и действенные способы разрешения противостояний раз и навсегда.
Для родителей
Замените формальное общение «Как дела? Что нового?» содержательным: «Что тебя порадовало сегодня в школе?», «Расскажи о трех самых радостных событиях за день», «Как ты сегодня отдыхал?»
Вместо назиданий — сочувствие. Если ребенок истерит, приносит из школы двойки или не убирается в комнате — он не плохой. Ему сложно, он не справляется, не понимает, не умеет. Ему нужна помощь и сочувствие родителей, а не наказание. Покажите, что вы его любите просто так, независимо от отметок или раскиданных по комнате вещей.

Используйте фразы: «Я вижу, как ты стараешься», «Ты столько усилий прикладываешь, чтобы…», «Жаль, что у тебя пока не получается. Тебе нужна помощь?»
Тренируйте и развивайте сильные стороны ребенка. Чем больше он будет разбираться в своем хобби, чем больше у него будет маленьких и больших побед, тем стабильнее самооценка и больше уверенности в себе.
- Вместо назиданий — сочувствие ученикам и фиксация на положительных моментах.
Назидание и упреки: «Ты задерживаешь весь класс!», «Ты почему такой непонятливый?»
Сочувствие и поддержка: «Давайте подождем Ваню, ему нужно больше времени», «Я вижу, что тебе пока трудно справиться и нужна моя помощь».
Каждый ребенок развивается и научается в своем темпе. Дети разные, но абсолютно все заслуживают уважения. Принятие их особенностей поможет ребятам понять, что они в безопасности. Ведь учитель поддержит каждого из них, а в случае ошибки точно не станет высмеивать или наказывать.
- Создание дружелюбной атмосферы.
Детям важно понять, что они не соперники. У них могут быть разные интересы, таланты, успехи, но это не делает их хуже или лучше. Чтобы каждый из них мог раскрыться с разных сторон, важно поддерживать неформальное общение вне учебной деятельности.
Например, вместе с ребятами придумать школьные традиции: отмечать дни рождения и рисовать стенгазету для именинника, ставить спектакли, ходить в походы, классом выбираться на прогулки или в музеи.
Вывод
Поведение детей — это лакмусовая бумажка того, чему их научили взрослые. Дети не виноваты в своем страхе, одиночестве, низкой самооценке, желании самоутвердиться. Они пытаются справиться с внутренними переживаниями так, как умеют: насилием, криками, травлей. Ведь так привычнее.
За любой агрессией прячется страх и злость. И чем они сильнее, тем жестче будут нападки, потому что у буллера сильное напряжение внутри. Ребенку не показали и не научили, как справляться со своими чувствами. Не рассказали, что кроме агрессии есть другие способы взаимодействия.
Когда все участники буллинга поймут, что на самом деле стоит за насильственными действиями, например желание завести друзей, стать авторитетом в компании или получить внимание, только после этого ребята смогут изменить стратегию поведения.
Жертва буллинга поймет, что дело не в ней. Это снизит риск появления комплексов и стремление угодить другим.
Агрессор научится разбираться в своих истинных эмоциях и узнает, как их можно выражать безопасно. А также научится общаться без унижения и насилия.
Свидетели буллинга научатся справляться с чувством беспомощности и обретут уверенность в том, что насилие можно и нужно останавливать.
Но в одиночку детям не разобраться в своих чувствах. Им нужна помощь взрослых.
В Академии Ukids навыки эмпатии и сопереживания проходят красной нитью через каждый урок. Ребята учатся разговаривать о своих чувствах и проживать их. Это достигается за счет безопасной среды, где мнение ребенка никто не оценивает, но всегда принимают.
Кроме этого, ребята развивают до 48 гибких навыков за год и учатся противостоять манипуляциям и буллингу, в том числе через определенные темы занятий:
- «Формирование дружеских отношений», чтобы находить настоящих друзей и уметь защитить себя от травли;
- «Эмпатия», чтобы разбираться в своих чувствах и чувствах окружающих людей;
- «Самооценка», чтобы развивать уверенность в себе и уметь принимать свои разные стороны;
- «Управление конфликтами», чтобы видеть проблему в общении и знать, как ее решить.
Материалы основаны на следующих источниках:
- Воронцов Д. Б. Особенности буллинга в школе // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020, № 2. С. 129–137.
- Иванюшина В. А., Ходоренко Д. К., Александров Д. А. Распространенность буллинга: возрастные и гендерные различия, значимость размера и типа школы // Вопросы образования. 2021, № 4. С. 220–242.
- Якунина Е. О. Причины школьного буллинга // Вестник науки. 2020, № 5. С. 35–40.