- Суть понятия «успеваемость ученика»
- Оценки отражают уровень знаний
- Оценки позволяют сравнивать учащихся
- Оценки обеспечивают обратную связь
- Оценки являются мотивирующим фактором
- Классификация факторов успеваемости ученика
- От чего зависит успеваемость ученика
- 5 советов родителям о повышении успеваемости ребенка
- Поддерживайте ресурсное состояние ребенка
- Дом — это пространство безопасности
- Примите ребенка таким, какой он есть
- Замените упреки на конструктивные вопросы
- Не заставляйте сидеть за уроками до выполнения всего задания
- Часто задаваемые вопросы об успеваемости ученика
- Как правильно реагировать на низкие результаты в учебе?
- Почему сравнение успеваемости детей не приносит пользы?
- Каково влияние интернета на успеваемость школьника?
Чем характеризуется? Успеваемость ученика — не только оценки в дневнике, но и активность на уроках, качество выполнения домашних заданий, а также интерес к обучению. Она зависит от множества факторов: уровня мотивации, способностей, условий и даже психологического состояния ребенка.
Как повысить? Повышение успеваемости ученика требует комплексного подхода и совместных усилий со стороны учителей и родителей. Важно создать комфортную среду для обучения, где ребенок будет чувствовать поддержку и заинтересованность. Регулярное планирование времени, разбор сложных тем, использование дополнительных материалов и методов обучения — все это поможет улучшить результаты.
Суть понятия «успеваемость ученика»
Важной целью педагогической науки является исследование основ успеваемости и анализ её структуры. В современных педагогических словарях «успеваемость» определяется как степень овладения знаниями, умениями и навыками, установленными учебной программой. Она характеризуется глубиной, осознанностью, полнотой и устойчивостью.

Различные оценки, будь то «А», «отлично», «пять с плюсом» и другие обозначения, являются элементами системы оценивания. Шкала оценок преобразует знания ученика в количественные показатели, которые выполняют множество функций, особенно в образовательной сфере.
Оценки отражают уровень знаний
Школьные отметки позволяют ученику, учителю и родителям понять, насколько усвоен материал относительно общей шкалы. На одном её конце находится эталон (отличная оценка), а на другом — минимальный уровень (двойка или неудовлетворительная отметка), и именно эти ориентиры помогают педагогу.
Оценки позволяют сравнивать учащихся
Они используются для разделения школьников на группы, выявления одарённых детей или тех, кто нуждается в дополнительной поддержке. Кроме того, единая система оценивания помогает определять лучших кандидатов для участия в конкурсах и отбора в университеты.
Оценки обеспечивают обратную связь
В условиях школьной программы у преподавателя не всегда есть возможность подробно комментировать работу каждого ученика. В таких случаях отметки выполняют функцию обратной связи: если получена «5» — задание выполнено успешно, если «3» — необходимо углубиться в изучение темы.
Оценки являются мотивирующим фактором
Школьники, получающие высокие отметки, нередко имеют определённые привилегии, что побуждает их стремиться к лучшим результатам. Осознание того, что хорошая успеваемость открывает дополнительные возможности, стимулирует учащихся усерднее заниматься и показывать высокий уровень знаний.
Сравнительный анализ оценок по отдельным дисциплинам позволяет оценить успеваемость в следующих аспектах:
- конкретный учебный предмет;
- группа родственных дисциплин;
- отдельный класс;
- образовательное учреждение в целом.
Высокий уровень успеваемости ученика достигается благодаря применению различных дидактических методов, форм, инструментов, а также воспитательных стратегий. Определенные требования к учащимся служат основой для создания контрольных заданий и системы оценивания.
Образовательные стандарты выполняются только в том случае, если они не превышают физических и психических возможностей ребенка. Эти требования должны соответствовать условиям обучения и воспитания. Возможности ученика охватывают два взаимосвязанных аспекта:
- физический (состояние здоровья, уровень развития организма);
- психический (уровень развития памяти, мышления, внимания, воображения).
Проблема неуспеваемости заключается в том, что учебные результаты и поведение ученика перестают соответствовать дидактическим и воспитательным требованиям образовательного процесса.
Это проявляется в слабых навыках чтения и счета, недостаточной способности к анализу. Дети с педагогической запущенностью нередко бросают учебу, попадая в группу риска. Неуспеваемость является сложным и многогранным явлением школьной жизни, требующим комплексного анализа ее причин и факторов.
Классификация факторов успеваемости ученика
На основе различных моделей была составлена классификация факторов, влияющих на успеваемость в школе. Она предполагает их анализ, исходя из источников и содержания. Основными источниками, определяющими успеваемость, являются сам ребенок, его семья, учебное заведение и социальная среда.
С точки зрения содержания выделяются такие факторы успеваемости, как:
- психические;
- педагогические;
- бытовые;
- медицинские.
Психические факторы, влияющие на низкую успеваемость, становятся ключевыми, так как они определяют влияние всех остальных факторов на процесс обучения.
Успеваемость ученика также зависит от таких аспектов психики, как познавательная, оценочная, эмоциональная, коммуникативная и мотивационная сферы, а также от уровня знаний и индивидуальных особенностей темперамента.
Для учащихся с низкой успеваемостью наиболее значимыми являются особенности познавательной сферы. Это, в свою очередь, связано с состоянием нервной системы. Чаще всего у таких детей наблюдается слабая самоорганизация в учебном процессе.

Они не освоили эффективные методы учебной работы и не имеют устойчивых привычек к правильному подходу к обучению.
Неуспевающие школьники, как правило, не научились учиться. Они не стремятся или не могут систематически обрабатывать изучаемые темы. Эти дети работают нерегулярно как в школе, так и дома. Когда они вынуждены готовиться к уроку, они делают это поспешно, не анализируя учебный материал.
Такие ученики не занимаются систематизацией знаний и не связывают новый материал с ранее усвоенным, что приводит к фрагментарному и несогласованному характеру их знаний.
От чего зависит успеваемость ученика
Исследователи в области педагогики ввели понятие «психологической компетентности» родителей. Оно описывает гармоничные отношения в семье и спокойную атмосферу дома. В таких семьях существуют общие стандарты воспитания, взрослые не критикуют учителей, а наоборот, поддерживают их авторитет в глазах ребенка. В таких условиях дети чаще становятся хорошистами и отличниками.
Выяснилось, что успеваемость учеников оказывается выше, когда родители, независимо от уровня образования, испытывают удовлетворение и радость от своей профессиональной деятельности. Даже если они приходят домой усталыми, их работа приносит им радость, и ребенок, замечая это, получает дополнительную мотивацию для обучения.
Если родители добились значительных успехов в жизни, занимаются любимым делом и в целом удовлетворены своей жизнью, то успехи их детей в учебе и общее благополучие семьи обычно идут рука об руку.
В семьях, где дети показывают хорошие и отличные результаты в учебе, поддерживают прочные семейные традиции, почитают семейные ценности и реликвии, а также изучают свою родословную. В таких семьях праздники не ограничиваются простыми застольями, а включают совместные мероприятия, поездки, что способствует реализации общих интересов и увлечений.
Значимым фактором для успеваемости детей является отношение учителей и степень их поддержки и дружелюбия по отношению к ученикам.
К сожалению, проблема профессионального выгорания сегодня актуальна: несмотря на большой опыт и знания, некоторые более старшие педагоги порой выполняют свои обязанности формально, что приводит к неуважительному и некорректному обращению с учениками. Это, в свою очередь, формирует у детей негативное отношение к учебе.
Если в школьной среде царит доброжелательность, а занятия имеют практическую направленность, ученик не будет задаваться вопросами о том, зачем ему нужны знания по предмету или как часто взрослые используют квадратные уравнения в своей работе. Объяснение учителя о пользе получаемых навыков побуждает ребенка к успехам.
Иногда в классе бывают ученики, не отличающиеся высокими результатами в учебе. Известно, что они могут подшучивать, дразнить и называть более успешных сверстников обидными прозвищами. Родителям следует выяснить, не подвергается ли их ребенок издевательствам в школе, и узнать, с каким настроением он отправляется на занятия.
Наконец, говоря о связи успеваемости с самим учеником, важно трезво оценить его возможности, учитывая состояние его физического и психического здоровья, а также вспомнить, как он развивался в раннем возрасте.
Современной проблемой стали дети, рожденные очень недоношенными, но выжившие благодаря достижениям медицины. Родителям нужно здраво подходить к выбору образовательных учреждений, таких как лицеи и гимназии, не поддаваться амбициям и желанию реализовать через ребенка свои нереализованные цели.
5 советов родителям о повышении успеваемости ребенка
Поддерживайте ресурсное состояние ребенка
Когда ребенок сильно устал, ему трудно учиться и достигать высоких результатов. Более того, физическое и эмоциональное истощение ослабляет иммунитет и перегружает нервную систему. В результате вместо успешного ученика можно получить ребенка, который часто болеет и склонен к неврозам.
Даже если в школе убеждены, что учеба — это главное, не разделяйте этот подход. Если вы заметили, что ребенок выглядит уставшим, его глаза потускнели, мышцы напряжены, а умственные процессы замедлены — остановитесь, дайте ему время для восстановления.
Дом — это пространство безопасности
Полноценное развитие ребенка возможно только в безопасной обстановке. Стресс, с которым маленький ученик сталкивается в школе, он сможет выдержать только при наличии спокойного и поддерживающего места в его жизни.

Ребенок должен быть уверен, что независимо от того, что происходит в учебном заведении, дома его всегда поддержат, напомнят, что оценки не определяют его ценность как личности. Создавая атмосферу безопасности, вы помогаете ребенку улучшить когнитивные способности, повысить устойчивость к стрессу и научиться справляться с трудностями в учебе.
Примите ребенка таким, какой он есть
Модель «плохо учусь = родители ругают, хорошо учусь = родители любят и хвалят» мешает развитию самоценности у ребенка. Это может привести к его неуверенности, а дети, которые сомневаются в себе, часто учат хуже.
Замените упреки на конструктивные вопросы
Если ребенок получил низкую оценку, вместо упреков задайте следующие вопросы:
- Это задание было для тебя слишком трудным?
- Что, по твоему мнению, можно было бы сделать, чтобы лучше понять этот материал?
- Что бы ты сделал в следующий раз?
- Как я могу тебе помочь?
Сначала предложите ребенку варианты ответа на вопросы. Это поможет ему научиться справляться с трудностями в учебе и развить рефлексию и осознанность.
Не заставляйте сидеть за уроками до выполнения всего задания
Ребенку нужно время для отдыха. Разбейте домашнюю работу на небольшие части и предоставьте пять минут отдыха между ними для приятных занятий. Пусть ребенок отмечает выполнение каждого этапа.
Хвалите его за каждый завершенный пункт. Это поможет избежать ощущения бесконечной рутины, и ребенок начнет видеть, что он уже проделал много работы и осталось немного.
Часто задаваемые вопросы об успеваемости ученика
Каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Родители должны объяснить важность знаний, получаемых в школе, и их значимость в будущем. Признание достижений ребенка, поддержка и помощь с домашними заданиями, создание комфортной обстановки дома — все это существенно повышает шансы на успешную учебу.
Как правильно реагировать на низкие результаты в учебе?
Однозначно сдержанно. Для некоторых оценка является важным показателем, для других же это не имеет значения. Если у ребенка низкие оценки, стоит поговорить с ним о причинах их появления. Также важно обратить внимание на предметы, где оценки не выставляются, ведь в жизни мы не ставим оценок, а оцениваем людей по их личным качествам.
Почему сравнение успеваемости детей не приносит пользы?
Зачастую ребенка сравнивают, образно выражаясь, с «сыном маминой подруги». Постоянное сопоставление с другими может негативно повлиять на развитие малыша. Сравнение детей, особенно на ранних этапах обучения, обязательно приведет к изоляции, пассивности и неуверенности ребенка.
Каково влияние интернета на успеваемость школьника?
Интернет может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на успехи учеников. Отрицательные последствия проявляются в том, что школьники часто отвлекаются на социальные сети во время занятий, что снижает их внимание к учебному процессу и влияет на результаты.
Также чрезмерное времяпрепровождение в интернете может привести к ухудшению физической активности, проблемам со зрением и нарушению сна, что негативно сказывается на успеваемости ученика.
Материал основан на следующих источниках:
- Дилова Н. Г. Влияние технологии сотрудничества на успеваемость учащихся начальных классов //International scientific review of the problems and prospects of modern science and education. — 2019. — С. 63-64.
- Бахтина С. В., Майба Н. С. Психолого-педагогические факторы, влияющие на успеваемость школьников //Психологическое знание в контексте современности: теория и практика. — 2017. — С. 45-50.
- Соколова Л. О., Завальная А. О. Успеваемость учащихся и их уровень самоактуализации //Медицина и образование. — 2021. — №. 1 (7). — С. 33.
Изображение в шапке статьи: creativeart / freepik.com

