- Почему желание учиться так важно для детей
- Ошибки родителей, которые отбивают у детей желание учиться
- Ошибка первая
- Ошибка вторая
- Ошибка третья
- Ошибка четвертая
- Ошибка пятая
- Ошибка шестая
- Ошибка седьмая
- Ошибка восьмая
- Ошибка девятая
- Как привить ребенку желание учиться
- Грамотно выстраивайте мотивацию
- Общайтесь с ребенком
- Формируйте его круг общения
- С уважением относитесь к его интересам
- Развивайте его познавательные навыки
- Помогайте и поддерживайте
- Используйте индивидуальный подход на основе личностных особенностей
- Правильно распределяйте нагрузку
- Давайте своевременную и объективную обратную связь на успехи и неудачи
- Часто задаваемые вопросы о желании детей учиться
- Могут ли какие-то внешние обстоятельства отбить это стремление?
- Чего в первую очередь не стоит делать близким?
- Должно ли быть у ребенка свободное время, даже если он сам не против постоянно заниматься?
- Материалы основаны на следующих источниках:
Как поддерживать желание детей учиться? Есть несколько принципов, способных помочь родителям решить вопрос с учебой ребенка. Это обеспечение мотивации, оказание помощи в занятиях, поддержка увлечений. И все это с учетом индивидуальных особенностей детей.
На что обратить внимание? Никакие действия по стимулированию в ребенке желания учиться не помогут, если родителями совершаются критические ошибки вроде отсутствия четкой организации его жизни или завышенных требований к нему.
Почему желание учиться так важно для детей
Когда человек подходит к какому-либо делу с желанием, то достижение поставленной цели становится намного проще. Это касается всех сфер жизни, и учебы в том числе.

Попробуем разобраться, для чего у ребенка необходимо формировать желание заниматься:
- Стремление к знаниям влияет на его интеллектуальное развитие. В процессе обучения у него формируется способность логически мыслить, выстраивать причинно-следственные связи. С помощью полученных знаний дети познают мир, учатся реагировать на окружающую реальность и находить взаимодействие с обществом.
- Получая новую информацию и навыки, ребенок открывает в себе способности и таланты. Далее это способствует не только формированию хобби, но и выбору будущей профессии.
- Очень важный момент: в процессе занятий у ребенка повышается уровень дисциплины и развивается чувство ответственности. Он начинает осознавать важность и ценность времени, учится планироваться режим.
- Дети, которые посещают школы раннего развития, детские сады, быстрее и проще адаптируются в социуме. Это объясняется тем, что в процессе обучения ребенок приобретает навыки межличностного общения, умения выходить из конфликтных ситуаций, становится более уверенным в себе и коммуникабельным.
- Наличие образования всегда открывает перспективу в будущем развитии и становлении личности. Человек, имеющий знания и навыки, имеет возможность получить хорошо оплачиваемую работу, построить карьеру, обеспечить себе достойную жизнь.
Ошибки родителей, которые отбивают у детей желание учиться
В современных реалиях многие дети не видят необходимости получать знания, их мотивация в саморазвитии достаточно низка. При этом нужно отметить, что если ранее такое отношение к образованию демонстрировали в основном подростки в пубертатный период, когда на первый план выходят иные интересы, то в последнее десятилетие даже школьники младшего возраста имеют слабое стремление к учебе.
Почему же так происходит? В первую очередь причина — в поведении родителей. Рассмотрим недостатки, которые могут сформировать у ребенка отсутствие желания учиться.
Ошибка первая
Часто родители не осознают, что их дети еще психологически не готовы к определенным этапам в обучении. Ребенок может достаточно много знать и уметь, но его психика в силу возраста еще не готова к принятию некоторых моделей поведения, при которых нужно подчиняться правилам.
Прием заявок
до: 14.04
Например, первокласснику достаточно сложно понять, почему он не может во время урока встать и ходить по классу, а должен внимательно слушать учителя и выполнять упражнения.
Мотивация к учебной деятельности, формируется только к 7 годам. Когда родители отдают ребенка на подготовку к школе в 5-6 лет, очень важно, чтобы обучающий процесс был выстроен не через учебную деятельность, а через игровую.
Ошибка вторая
Нередко родители предпочитают не отдавать детей в детский сад, кружки, группу дневного пребывания, где ребенок находится в кругу сверстников и имеет доступ к свободному общению с ними под контролем взрослого, считая, что домашнее воспитание принесет гораздо больше пользы.
Однако ребенку, который не получает полноценного общения со сверстниками, достаточно сложно принимать и соблюдать правила, которые диктует общество. Так, например, он не умеет выстраивать контакт с коллективом, совместно играть, считаться с мнением других и отстаивать свои интересы.
Ошибка третья
Неблагоприятный психологический климат в семье, сложные финансовые обстоятельства, ссоры и конфликты — все это откладывает отпечаток на желание детей учиться. Если ребенок постоянно переживает за то, что происходит дома, сталкивается с эмоциональным напряжением и стрессом, то неудачи в садике/школе отходят на второй план.
Ошибка четвертая
Отсутствие у ребенка желания учиться — следствие неправильно организованного режима дня. Безделье и безнадзорность культивирует лень. Наблюдения показывают, что дети, которые помимо школы занимаются в дополнительных секциях и кружках, и режим их дня четко расписан по часам, имеют более высокую мотивацию к учебе и лучше справляются с нагрузкой.
Ошибка пятая
Так называемое «двойное воспитание» ребенка со стороны родителей дает возможность выйти за рамки допустимого поведения. Так, например, когда папа требует выполнения определенных правил, а мама относится мягко и снисходительно, или бабушка с дедушкой во всем его поддержат и защитят, то чадо понимает, что может пожаловаться, найти заступника, поэтому не переживает за свои поступки.
Ошибка шестая
Неправильный подход к воспитанию детей всегда является причиной того, что у ребенка пропадает желание учиться. Это касается как авторитарного стиля поведения родителей — угрозы, грубое общение, подавление и унижение, так и наоборот, чрезмерной опеки.
Ошибка седьмая
Часто родители, пытаясь донести до чада, как нужно учиться и стараясь повысить его мотивацию к образованию, указывают на успехи других, при этом высмеивая и принижая достижения своего ребенка.

Они сравнивают его со сверстниками, культивируя в нем ощущение собственной неуспешности. Например, фразы типа: «А вот сын нашей соседки олимпиаду по математике выиграл, а ты не можешь решить простой пример» могут совсем отбить у ребенка желание учиться.
Ошибка восьмая
Случается, что взрослые изначально завышают требования к своим детям в отношении учебы, при этом не берут во внимание реальные возможности успеха и причины неудач. Они считают, что ребенок ленится, и даже не предполагают, что ему элементарно тяжело, он не понимает материал или плохо себя чувствует.
Ошибка девятая
Некоторые родители пытаются навязать детям желания и цели, воплощая в жизнь собственные нереализованные достижения. Они считают, что, если мама в детстве играла на фортепиано, то и дочь тоже обязательно должна обучаться в музыкальной школе.
При этом не учитывают, что стремления ее могут лежать в совершенно другой области. Как следствие, у ребенка нет желания учиться делать то, что не взывает у него интерес.
Как привить ребенку желание учиться
Формирование у ребёнка интереса к учёбе — одна из ключевых задач родителей и педагогов. Желание учиться не возникает само по себе, оно требует поддержки, понимания и создания благоприятных условий. Важно не только мотивировать ребёнка к получению знаний, но и помочь ему увидеть в обучении ценность и личную пользу.
Грамотно выстраивайте мотивацию
Чтобы приступать к любому делу с интересом и с легкостью достигать успехов, необходимо четко осознавать цель каждого действия. Чтобы пробудить в ребенке желание учиться, нужно доступно ему объяснить, для чего это нужно, что принесет ему в будущем образование.
При этом не стоит забывать и о возрастных особенностях детей. Например, чтобы развить интерес к учебе ребенку начальной школы, нужно детально объяснять весь процесс, использовать способы визуализации и интерактивного вовлечения — показывать плакаты, энциклопедии, презентации. Будет полезна система поощрения за достижения.
В первую очередь это должно быть эмоциональное подкрепление (поездка на любимое мероприятие или посещение детских игровых клубов) и ни в коем случае не финансовая награда. Замотивировать учеников среднего звена и старших классов поможет совместное обсуждение планов на будущее.
Общайтесь с ребенком
Выстраивайте атмосферу доверия и открытого контакта. Порой дети задают много вопросов, кажущихся нам глупыми и нелогичными — «а как?», «а почему?», «а откуда ты знаешь?» и так далее. Не пресекайте желание ребенка познавать мир.
Ответьте на интересующие его вопросы. Если понадобится, прибегните к помощи интернета или энциклопедии. Научите его добывать информацию и анализировать ее. Это поможет развить у ребенка желание учиться, и в скором времени он сам с большим удовольствием будет находить ответы на все свои вопросы.
Формируйте его круг общения
Когда ребенок контактирует со сверстниками, которые увлечены учебой или занимаются спортом, то и у него появляется желание соответствовать друзьям, разделять с ними хобби, общее дело, достигать определенных успехов в получении знаний.
С уважением относитесь к его интересам
Очень важно поддерживать увлечения ребенка и поощрять его стремление к новым знаниям. Посетите вместе с ним выставки и концерты, которые ему интересны, сходите в поход, если он увлекается туризмом, купите новую книгу, если он любит читать.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids

Уже скачали 527 человек
5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Развивайте его познавательные навыки
Очень важно научить ребенка получать знания самостоятельно. Покажите ему, как находить информацию, как ее обрабатывать. Если ребенок овладеет этими навыками, то процесс обучения будет для него и простым, и интересным. Как следствие возрастет желание заниматься.
Помогайте и поддерживайте
Родители в обязательном порядке должны быть заинтересованы в том, как проходит образовательный процесс ребенка. Важно, чтобы дети доверяли вам и чувствовали, что могут обратиться за помощью и поддержкой. Когда ребенок ощущает, что родители интересуются его успехами, готовы помочь в сложной ситуации, то у него «вырастают крылья».
Используйте индивидуальный подход на основе личностных особенностей
Не существует универсального решения вопроса о том, как ребенку развить желание учиться. И то, что подходит одному, совершенно не будет работать с другим. Поэтому пытаясь замотивировать ребенка и пробудить в нем желание учиться, обязательно нужно учитывать все особенности его личности, эмоциональный фон, сферу интересов и так далее. Это касается всех аспектов образовательной деятельности, от выбора школы до выполнения домашних заданий.
Правильно распределяйте нагрузку
Не пытаетесь сделать их своего ребенка вундеркинда, который будет учиться на пятерки и одновременно заниматься во всех секциях. Когда он перегружен, то быстро теряет интерес и желание. Это объясняется тем, что у него просто не хватает энергии и сил.

У ребенка должен быть минимум 1, а в идеале 2 выходных дня от учебы и дополнительной нагрузки, и обязательно минимум 2 часа свободного времени каждый день. При таких условиях он не будет перегружен дополнительными кружками и секциями
Поэтому рационально подходите к режиму дня ребенка, а при выборе дополнительных секций всегда учитывайте его интересы.
Давайте своевременную и объективную обратную связь на успехи и неудачи
Похвала и грамотная критика — очень мощные инструменты, которые помогут пробудить в ребенке желание учиться. Интерес, тяга к знаниям должны быть по достоинству оценены родителями. Но когда вы хвалите ребенка за успехи, не давайте оценок типа «Ты лучше всех!»
Вместо этого опишите то, что чувствуете, когда он достигает поставленных целей — «Я горжусь тобой!», «Я искренне рада, что ты прочел эту книгу» и так далее. Очень полезно в этот момент обсудить его чувства и эмоции.
Объективная критика также необходима, чтоб ребенок желал развиваться и исправлять свои ошибки. Но не забывайте, что нельзя переходить к оценке. Чтобы не отбить у ребенка желание учиться, побеседуйте с ним, вместе проанализируйте причины неудачи, попробуйте найти пути решения проблемы.
Часто задаваемые вопросы о желании детей учиться
Не существует способа, который бы помог моментально пробудить у ребенка желание учиться. Каждый индивидуален, поэтому то, что поможет одному, может быть абсолютно бесполезно в общении с другим. Самое главное в этом вопросе — своевременно решать возникающие проблемы и подходить к ним комплексно. Проявляйте интерес к своему ребенку, будьте терпимы, доверяйте ему, и ваши усилия дадут положительные результаты.
Могут ли какие-то внешние обстоятельства отбить это стремление?
Внешние обстоятельства, безусловно, оказывают влияние на желание ребенка учиться и развиваться. Так, например, чрезмерные нагрузки в школе, конфликты с одноклассниками, большие пропуски занятий по причине болезни могут отбить такое стремление. Родителям нельзя закрывать глаза на эти факторы.
Чего в первую очередь не стоит делать близким?
Наиболее часто встречающиеся ошибки, которых стоит избегать, если хотите пробудить в ребенке желание учиться:
- Не сравнивайте своих детей с другими.
- Нипри каких обстоятельствах не унижайте и не оскорбляйте ребенка.
- Не перегружайте чрезмерной занятостью. Помните, он — ребенок, а не робот. Все, что он делает, должно быть в удовольствие и не вызвать злость и нежелание.
Должно ли быть у ребенка свободное время, даже если он сам не против постоянно заниматься?
Очень важно, чтобы мозг и тело имели возможность отдохнуть и восстановиться. Поэтому если чадо живет в плотном режиме, распределяя свое время между школой и дополнительными секциями, ему просто необходимо периодически устраивать дни полного расслабления.
Это позволит сохранить у ребенка желание учиться и убережет его психику от выгорания и стресса. В зависимости от темперамента ему подойдет тот или иной вид отдыха. Необязательно весь день лежать на диване, ничего не делая, можно организовать семейный поход, покататься на лыжах.
Материалы основаны на следующих источниках:
- Гликман И. З. Школьный порядок и желание учиться //Образование в современной школе. — 2009. — №. 10. — С. 44-48.
- Гордеева Т. ПОЧЕМУ ШКОЛЬНИКИНЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ? //Образовательная политика. — 2019. — №. 3 (79). — С. 38-42.
- Торлопова М. В. КАК НЕ ОТБИТЬ У ДЕТЕЙ ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ //ИННОВАЦИОННЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА. — 2020. — С. 186-189.
Изображение в шапке статьи: pressfoto / freepik.com