- Что такое гиперактивность ребенка
- Как проявляется гиперактивность ребенка
- Причины гиперактивности ребенка
- Что делать родителям, если ребенок гиперактивный
- Хвалите за успехи
- Создайте стабильный распорядок дня
- Выберите подходящий спорт
- Разбивайте задачи на этапы
- Давайте возможность отдохнуть
- Сфокусируйтесь на сильных сторонах
- Советы психологов как общаться с гиперактивным ребенком
- Полезные игры с гиперактивным ребенком
- Для развития внимания
- Для развития самоконтроля
- Для снятия эмоционального и мышечного напряжения
- Часто задаваемые вопросы о гиперактивности ребенка
- Как отличить активного ребенка от малыша с СДВГ?
- Может ли ребенок «перерасти» гиперактивность?
- Всегда ли требуется лекарственное лечение гиперактивности?
- Материалы основаны на следующих источниках:
Что делать, если ребенок гиперактивный? Проявить терпение и поддержать его. Следует приучить чадо к четкому распорядку дня и правилам поведения в семье. Сложные задачи лучше разбивать на несколько простых, так ему будет проще с ними справляться. Существуют также специальные игры, которые помогут ребенку совладать с эмоциями и снять напряжение.
На что обратить внимание? Не все дети, проявляющие избыточную активность, являются гиперактивными. Для диагностики необходима консультация специалиста. Однако стоит обратить внимание на некоторые часто встречающиеся признаки синдрома: беспокойный сон, трудности с концентрацией и обучением, повышенная возбудимость и эмоциональность.
Что такое гиперактивность ребенка
Гиперактивность у детей, также известная как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), относится к группе гиперкинетических расстройств. СДВГ может существенно влиять на жизнь ребенка и его семьи, процесс обучения и воспитания, а также на формирование личности.

Дети с СДВГ испытывают трудности с концентрацией внимания, легко отвлекаются и быстро переключаются на новые стимулы.
Нужно ли что-то делать, если ребенок гиперактивный? Если это подтвержденный диагноз, то необходимо. СДВГ способен вызывать серьезные проблемы с социальной адаптацией и негативно отражаться на нервно-психическом развитии.
Как проявляется гиперактивность ребенка
У малыша она чаще всего становится заметной в возрасте около 4-5 лет и в первые годы занятий в школе (6—8 лет). Именно в это время ребенок сталкивается с требованиями учебного процесса и взаимодействием в детском коллективе, что обнажает особенности его поведения. Такие ребята часто не справляются с программой обучения, у них явны различные нарушения поведения, что вызывает трудности у воспитателей или учителей.
Однако признаки СДВГ могут проявляться даже у младенцев. Они отличаются повышенной активностью и эмоциональностью: часто выпутываются из пеленок, могут упасть, стоит на секунду отвлечься, плохо и беспокойно спят, а иногда способны всю ночь плакать без очевидной причины.
Что делать, если подозреваете, что ваш ребенок гиперактивный? В первую очередь обратите внимание на характерные признаки, указывающие на возможное наличие СДВГ:
- Ребенок постоянно в движении: прыгает, бегает, вертится, забирается туда, куда нельзя. Он не может остановиться из-за отсутствия механизма торможения в центральной нервной системе.
- Неспособен спокойно сидеть. Даже если его усадить, он ерзает, встает или крутится.
- Ребенок часто не дослушивает собеседника, перебивает, отвечает не по теме и действует импульсивно, не задумываясь.
- В играх он не может вести себя тихо: издает громкие звуки, пищит или совершает хаотичные движения.
- Ребенку трудно ждать своей очереди, он быстро начинает капризничать или нервничать.
- Испытывает сложности в установлении контактов со сверстниками: вмешивается в чужие игры, навязчиво общается, не умеет строить дружеские отношения.
- Ребенок не учитывает чувстваи потребности окружающих.
- Часто не контролирует эмоции, будь то радость или гнев, может закатывать истерики.
- Сон беспокойный. Дневной отдых может отсутствовать вовсе. Во время сна ребенок ворочается, принимает скрюченные позы.
- Легко отвлекается, быстро переключается с одного занятия на иное, не завершая начатое.
- Трудно сосредотачивается на заданиях, часто допускает ошибки из-за невнимательности.
Родители часто беспокоятся о высокой активности своих детей, отмечая трудности с послушанием и необходимость постоянного контроля. Однако важно понимать, что активное поведение — это естественная часть детского развития: через движение происходит созревание мозга и развитие интеллекта.
Именно поэтому в образовательных программах для дошкольников и младших школьников обязательно присутствуют динамические паузы. Диагноз СДВГ может поставить только квалифицированный специалист после тщательного обследования, поскольку повышенная подвижность часто является вариантом нормы развития.
Стоит отметить, что вызывающее поведение у детей не всегда связано с гиперактивностью. Например, двухлетние малыши часто начинают проявлять упрямство и перестают слушаться родителей, а трехлетние склонны к истерикам из-за возрастных кризисов.
Тем не менее, если подобное поведение выходит за рамки возрастной нормы и сопровождается другими признаками гиперактивности, стоит проконсультироваться с педиатром или психологом.
Причины гиперактивности ребенка
Если ребенок гиперактивный, посоветовать, что делать и назначить лечение может лишь квалифицированный специалист. Для этого важно определить точные причины нарушения. Врачи выделяют два основных типа факторов, влияющих на развитие мозга ребенка: то, что могло повлиять на плод во время беременности, и то, что могло произойти в первые месяцы жизни.
Причины, связанные с пренатальным периодом:
- Гипоксия или асфиксия. Нехватка кислорода во время беременности или в процессе родов.
- Инфекционные заболевания у матери. Болезни, перенесенные женщиной в период вынашивания ребенка.
- Вредные привычки. Употребление алкоголя, наркотиков, курение во время формирования нервной системы плода.
- Интоксикация. Воздействие солей тяжелых металлов.
- Сложные роды. Повреждения головы или позвоночника ребенка при рождении.
- Повышенный тонус матки. Постоянное напряжение маточных мышц.
- Прием несоответствующих лекарств. Использование препаратов, противопоказанных при беременности.
Причины, влияющие на ребенка в первые месяцы жизни:
- Инфекционные заболевания. Например, вирусные или бактериальные инфекции.
- Длительные периоды температуры выше 39 °C.
- Нейротоксичные медикаменты: препараты, негативно влияющие на нервную систему.
- Соматические заболевания: врожденные пороки сердца, бронхиальная астма и др.
- Воздействие токсических веществ.
Гиперактивность может быть связана с генетической предрасположенностью. Поломки в генах, отвечающих за дофаминовые рецепторы и выработку дофамина, могут способствовать развитию патологии. Однако наследуется не сам синдром, а склонность к его появлению. Для проявления симптомов требуется дополнительное вредное воздействие из внешней среды.
Что делать родителям, если ребенок гиперактивный
Дети с СДВГ не могут по своей воле изменить поведение, а у взрослых нет универсального решения, которое устранило бы эти особенности. Часто у родителей возникают проблемы, когда гиперактивный ребенок не слушается. Что делать? Применять методы, которые облегчают жизнь таким детям, помогают им учиться, социализироваться и адаптироваться к окружающей среде.
Хвалите за успехи
Позитивное подкрепление крайне важно, если ребенок гиперактивный. Следует сосредотачиваться на конкретных достижениях, хваля не самого ребенка, а его действия: не «молодец, ты нарисовал рисунок», а «как прекрасно у тебя получилось, ты подобрал такие яркие краски».
Важно хвалить за реальные старания и стремление, а не за обычные повседневные обязанности. Если ребенок ошибся, проявите сочувствие, так как дети могут эмоционально реагировать на промахи. Слова поддержки и признание конкретных усилий помогают укрепить уверенность в себе.
Создайте стабильный распорядок дня
Режим помогает уменьшить воздействие биологических факторов гиперактивности. Когда ребенок живет по четкому расписанию, его организм адаптируется, что снижает уровень стресса. Утренний подъем, еда, занятия и отдых должны происходить в одно и то же время.

Особенно важно соблюдать режим в выходные и праздничные дни, так как отклонение от него может привести к резкому регрессу в поведении ребенка. Для достижения лучших результатов вся семья должна придерживаться такого же расписания.
Выберите подходящий спорт
Многим родителям знакома ситуация, когда ребенок гиперактивен в школе. Что делать в этом случае? Занятия спортом могут помочь ребенку направить энергию в полезное русло, но важно правильно выбрать активность.
Агрессивные виды, такие как бокс или борьба, могут быть вредны. Лучше отдать предпочтение плаванию, командным играм или легкой физкультуре. В домашних условиях хорошо подойдет шведская стенка и выполнение нейропсихологических зарядок. Спортивные занятия желательно проводить до обеда, чтобы они не вызывали перевозбуждения перед сном.
Разбивайте задачи на этапы
Гиперактивным детям легче справляться с заданиями, если они разбиты на небольшие части. Этот подход помогает упростить выполнение сложных дел. Инструкции лучше оформить в виде красочных картинок и повесить там, где выполняется данное действие, так как дети с гиперактивностью лучше воспринимают визуальную информацию, чем длинный текст или устные указания. Регулярное использование четких инструкций научит ребенка лучше планировать свои действия.
Давайте возможность отдохнуть
Ребенку необходимо чередовать активные занятия с расслаблением. Разделите задания на небольшие фрагменты по 5—8 минут, а затем — короткий перерыв той же продолжительности. Включайте в перерывы нейропсихологические зарядки, они позволяют формировать новые нейронные связи в мозге и учат дольше концентрировать внимание.
В школе важно предусматривать небольшую активность каждые 20 минут: попросите учителя давать ребенку простые поручения, например, сходить за мелом или протереть доску.
Сфокусируйтесь на сильных сторонах
Гиперактивные дети часто обладают особыми качествами, которые помогают компенсировать их слабости. Они быстро думают, решают задачи мгновенно и могут одновременно заниматься несколькими делами. Эти навыки пригодятся в командных играх, интеллектуальных соревнованиях. У таких детей есть стремление к лидерству, которое при правильной направленности может стать полезным в учебе и повседневной жизни.
Советы психологов как общаться с гиперактивным ребенком
Что делать родителям? Советы и стратегии, которые дают психологи, включают следующее:
- Четкость в запретах.
Ребенку с синдромом гиперактивности трудно воспринимать длинные и эмоционально окрашенные фразы. Вместо упреков и критики лучше использовать четкие и позитивные инструкции. Например, вместо: «Опять ты играешь на улице в этой одежде! Я тебе тысячу раз говорила, что так нельзя!» скажите: «Перед игрой на улице надень одежду, которую можно испачкать».
Это и упрощает понимание, и снижает уровень конфликта. Объясняйте, почему правило важно. Например: «Если ты моешь руки перед едой, то будешь здоров и не заболеешь».
- Постановка конкретных задач.
Когда вы просите ребенка выполнить задание, формулируйте его четко и ясно. Объяснение цели может сопровождать процесс, но не должно перегружать ребенка перед началом действия.
- Деление заданий на этапы.
Если хотите, чтобы ребенок выполнил несколько дел подряд, важно избегать перегрузки. Так, вместо: «Убери комнату, пропылесось и помой пол», говорите поэтапно: «Давай сначала соберем игрушки с пола», а когда это будет сделано, переходите к следующему шагу. После выполнения каждой части хвалите: «Отлично, ты собрал все игрушки! Теперь мы пропылесосим». Такой подход помогает ребенку не терять мотивацию и фокусироваться на текущей задаче.
- Контроль времени.
Гиперактивные дети часто плохо ориентируются в нем и могут легко отвлечься. Устанавливайте разумные рамки выполнения заданий, чтобы ребенок понимал, сколько времени у него есть. Это поможет ребенку развивать собственные внутренние часы, не чувствуя излишнего давления.
- Определите четкие границы поведения.
Если ребенок слишком гиперактивный, объясните ему, что разрешено делать всегда, что иногда, а что недопустимо ни при каких условиях. Придерживайтесь этих рамок постоянно, независимо от вашего настроения, занятости или других обстоятельств. Последовательность помогает ребенку лучше понимать и принимать установленные границы.
- Контроль пользования гаджетами.
Родителям важно контролировать взаимодействие ребенка с электронными устройствами: ограничивать экранное время, исключить агрессивные игры и избегать мультфильмов с быстрой сменой сюжета и яркой анимацией. Предпочтение стоит отдавать спокойным мультфильмам с размеренным повествованием и неяркими красками, например, классическим советским.

Современные методики и подходы дают возможность минимизировать влияние синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Родителям важно проявлять терпение и готовность экспериментировать.
Посещения специалистов, изучение литературы и применение различных техник помогут найти подходящий способ поддержки именно вашего ребенка. Сосредоточившись на помощи ему, родители смогут преодолеть многие сложности, а успех станет заслуженной наградой за их труд и упорство.
Полезные игры с гиперактивным ребенком
Этот вид деятельности помогает детям с СДВГ развивать навыки самоконтроля, внимания и эмоциональной регуляции, одновременно предоставляя им возможность выплеснуть накопившуюся энергию в безопасной и полезной форме. Рассмотрим категории игр.
Для развития внимания
Игры из этой категории направлены на улучшение концентрации и способности сосредоточиться на задаче.
- «Лови — не лови». Классическая игра, известная как «Съедобное — несъедобное». Ведущий бросает ребенку мяч и называет различные предметы. Если слово означает съедобный объект, он ловит снаряд, если нет — отбивает. Вы можете разнообразить игру, вводя новые категории, такие как «Транспорт — не транспорт», «Живое — неживое», «Опасно — неопасно» и другие, которые интересны вашему ребенку.
- «Следопыты». Спрячьте небольшую игрушку в комнате так, чтобы ее можно было обнаружить, если внимательно искать. Задача ребенка — найти ее, не отвлекаясь на другие вещи. Эта игра помогает малышу развивать навыки наблюдательности и учит удерживать внимание на одной цели.
Для развития самоконтроля
Эти игры помогают ребенку формировать способность управлять своими действиями и эмоциями.
- «Замри». Включите веселую, энергичную музыку и предложите ребенку потанцевать. Когда вы нажимаете на паузу, ребенок должен замереть в позе, в которой его застала музыка. Эта игра тренирует способность резко переключаться между движением и остановкой.
- «Жди сигнала». Словесная игра, в которой взрослый задает ребенку вопросы, но отвечать на них можно только после определенного знака. Например, когда ведущий дотронется рукой до уха или сложит руки на груди. Такая игра учит ребенка контролировать свои импульсы и ждать подходящего момента для действия.
Для снятия эмоционального и мышечного напряжения
Эти игры помогают ребенку расслабиться, выплеснуть накопившиеся чувства и развить их регуляцию.
- «Ветер — ветерок». Играйте с ребенком, изображая руками движение сильного ветра или слабого дуновения. Темп жестов можно менять в зависимости от музыки: под быструю — изображайте бурю, под медленную — легкий бриз. Это помогает ребенку адаптироваться к различным эмоциональным состояниям через движение.
- «Мыльный пузырь». Представьте, что вы надуваете радужный шарик. А ребенок должен «летать» по комнате, как он. Когда вы произносите команду «лопнул», малыш должен лечь на пол, изображая остатки пузыря. Игра помогает расслабиться, развить воображение и снизить уровень мышечного напряжения.
Часто задаваемые вопросы о гиперактивности ребенка
С гиперактивностью можно успешно справляться при помощи грамотного подхода, терпения и индивидуальных методов работы с ребенком.
Как отличить активного ребенка от малыша с СДВГ?
Первый любит двигаться, задавать вопросы, играть и заниматься творчеством. Но он может сосредоточиться, если его заинтересовать, проявляет спокойствие и в новой обстановке. Ребенок с СДВГ не умеет контролировать свою активность.
Его поведение одинаково хаотично в любых условиях — дома, в детском саду, в гостях, на приеме у врача. Часто эта активность не имеет цели, просьбы и наказания безрезультатны, так как он физически не способен остановиться.
Может ли ребенок «перерасти» гиперактивность?
Симптомы СДВГ обычно уменьшаются или исчезают к подростковому возрасту. Этот этап важно пройти с терпением и поддержкой. Со временем многие дети адаптируются и развивают полезные качества, такие как стрессоустойчивость, умение быстро принимать решения и находить выход из сложных ситуаций. Эти навыки могут стать сильными сторонами во взрослой жизни.
Всегда ли требуется лекарственное лечение гиперактивности?
Нет, медикаменты назначают только когда другие методы, такие как поведенческая терапия, четкий режим дня, работа с психологом, не дают достаточного эффекта. Лекарства выписываются врачом и являются дополнением к комплексному процессу, а не основным методом лечения.
Важно вовремя обратиться за помощью к специалистам, чтобы помочь малышу адаптироваться к жизни, развить сильные стороны и чувствовать себя увереннее в обществе.
Материалы основаны на следующих источниках:
- Ерофеева М. В. Психологическое консультирование родителей по проблеме гиперактивности ребенка. — 2020.
- Иванова С. В. Гиперактивный ребёнок //Проблемы педагогики. — 2015. — №. 6 (7). — С. 15-19.
- Чутко Л. Гиперактивный ребенок //URL: http://www. 2mm. ru/zdorovie/144. — 2004.
Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com