Заказать звонок

Ребенку скучно дома: причины, помощь

18.03.2025
693
Время чтения: 12 минут
Обновлено: 18.03.2025
Сохранить статью:
Ребенку скучно дома

Какие причины? Ребенку скучно дома, потому что с самого раннего возраста его не научили находить себе самостоятельное занятие. А если он и начинал развлекать себя сам, то не получал поддержку взрослых (что это ты налепил/нарисовал, не трогай, нельзя).

Что делать? Если ребенку скучно дома, родители могут создать творческую среду, дать ему возможность самовыражаться, уменьшить число посещений различных мероприятий, поддержать исследовательский интерес.

Почему ребенку скучно дома

Причины, почему детям дома скучно, казалось бы, очевидны, но многие родители их не видят. Подумайте, есть ли у ребенка время хотя бы понять, чего он на самом деле хочет. Многие взрослые планируют день так, чтобы каждая минута малыша была занята: утром он идет в детский сад, день проводит там, а вечером посещает разные кружки и занятия. Считается, чем сильнее занят ребенок в течение дня, тем лучше — ему некогда скучать, и он не попадет в неподходящую компанию.

Почему ребенку скучно дома
Источник: freepik/ freepik.com

Однако при таком плотном графике у малыша просто нет возможности послушать себя и решить, чем ему заняться. Он все время задействован либо находится с родителями в дороге в сад, секцию или домой.

Задумайтесь, действительно ли при таком плотном графике ваш сын или дочь не скучает. Скорее всего, вы замечали, что, если в подобном ритме появляется немного свободного времени, ребенок не знает, что делать в образовавшейся пустоте. Он чувствует скуку и дискомфорт и при этом не понимает, что нужно делать.

Конечно же, родители стремятся помочь. Часто они не дают малышу послушать себя и решить, как поступить, а советуют разные занятия (порисовать, поиграть в куклы, слепить что-то из пластилина, посмотреть мультики). Они уверены, что предлагают полезные дела, а на самом деле отбирают у него возможность понять, чего он хочет сам.

Скорее всего, ребенок пойдет делать то, что ему предложили, но не факт, что это дело доставит удовольствие и займет надолго. Потому что он не сам этого захотел. И не нужен ему очередной рисунок или пластилиновая собака. И снова ему дома скучно, и он ждет, когда родители заполнят время следующим занятием.

Обычно развлекать и занимать ребенка стремятся родители, у которых такой же плотный распорядок дня. Они всегда в делах, никогда не сидят на месте, боятся остановиться, чтобы не столкнуться с пустотой, тем самым уходя от скуки.

Эта проблема становится еще глубже из-за того, что сейчас у детей очень много развлечений. Каждому ребенку доступны телевизор, планшет, телефон, разные гаджеты. Они помогают уйти от скуки в любой момент как детям, так и взрослым, лишая людей возможности, да и желания посмотреть вглубь себя.

Психологи и педагоги обеспокоены тем, что дети не могут сами понять, что они хотят делать. И причиной страдания, как ни странно, являются чрезмерная загруженность детей и дефицит личного времени.

Но, кроме того, есть и более серьезный повод: детям не хватает единения с родителями. Если у вас когда-то было ощущение, будто вы не имеете значимости для близких людей, то наверняка вспомните, что в такие периоды нет желания радоваться, что-то изучать и делать. Все силы уходят на то, чтобы удовлетворить свою потребность быть любимым и важным для них. Эти же чувства испытывают и дети.

Почему ребенку скучно дома
Источник: freepik/ freepik.com

Ребенку необходимо понимать, что его любят и ценят, что он нужен родителям. Только при таком условии у него будет желание учиться, развиваться, узнавать и творить.

Прием заявок 

до: 14.04

Это объясняется тем, что потребность в своей значимости превалирует у людей над потребностью в развитии. Это касается и детей, и взрослых. Когда человек уверен в том, что он нужен и что его любят, в нем пробуждаются творческая энергия и готовность развиваться, познавать мир и себя самого.

Игры для детей дошкольного возраста

С одного года

К первому году жизни у ребенка развиваются моторные навыки: он старается самостоятельно есть ложкой, пить из кружки, учится ходить, начинает произносить первые слова. В этом возрасте малыш быстро осваивает разные умения, активно изучает мир вокруг. Он может по просьбе родителя показать какую-нибудь игрушку, знает, как выглядит собака или птичка, какие звуки они издают.

Игры для детей дошкольного возраста
Источник: gpointstudio/ freepik.com

Годовалый ребенок не только способен построить маленькую башню из кубиков, но и интересуется бытовыми предметами, иногда больше, чем игрушками. Он начинает разбираться, почему кубик входит в коробку из-под маминых туфель и не входит в спичечный коробок.

Нужно следить, чтобы у малыша в доступе не было мелких деталей, потому что он может их проглотить. А вот пустые коробки и пластиковые бутылки — это очень интересные и увлекательные штуки! Приучайте кроху развлекаться самому, и к году время самостоятельной игры может достигнуть 30 минут.

До трех лет у детей важное значение в исследовании мира имеют тактильные ощущения, и чтобы процесс был интереснее, можно сделать сенсорный ящик. Для этого положите в картонную коробку предметы разной формы и цвета и обязательно отличающиеся на ощупь (буквы, резиновые мячики, щетки, фигурки животных, пряжу и так далее).

Пока ребенок совсем маленький, он будет их просто перекладывать, трогать, крутить в руках, рассматривать. Чуть позже с вашей помощью он научится распределять их по размеру, цвету или форме. Чтобы поддерживать интерес к игре, периодически меняйте наполнение коробки.

Не оставляйте годовалого малыша одного с коробкой, в которую насыпаны крупы, орехи или что-то подобное: он может затолкать их в ухо либо нос или подавиться. Также не экспериментируйте с длинными веревками: это опасно тем, что ребенок может ими обмотаться и даже задохнуться.

С двух лет

К двум годам многие дети уже знают различия между большими и маленькими предметами, а также основные цвета. Они все лучше разговаривают и с каждым днем употребляют все больше слов. Ребенок легко может надеть крупные бусины на шнурок или построить высокую башню. Длительность самостоятельных занятий доходит до 60 минут.

Игры для детей дошкольного возраста
Источник: pvproductions/ freepik.com

Когда детям скучно дома, простые игры помогут занять свободное время. Предложите ребенку бельевую прищепку, чтобы потренировать силу пальцев и развить воображение, но перед этим научите правильно ее раскрывать, поскольку многие нажимают на нее не в том месте.

Сначала просто покажите малышу, как прицеплять прищепку к листу бумаги. Когда он это освоит, пусть попробует из бумажного круга и прищепок сделать солнышко или, например, забавного ежика. В интернете можно найти много разнообразных примеров подобных игр, которые помогут ребенку развить фантазию и больше узнать о том, что его окружает.

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1745272198.png
1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1745273045.png
1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1745272758.png

Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
 

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям. 

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день. 
И подготовили материалы, которые действительно работают. 

1742234616.png

Александра Платчихина

Методист академии Ukids

1742234789.png

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет 

1745272535.png

А можно дать картонную коробку и предложить прикрепить на ее края прищепки, а затем снять их и сложить внутрь. Чтобы было интереснее, подготовьте разноцветные, большие и маленькие, и пусть малыш их сортирует. Или дайте ему веревку с заданием цеплять прищепки на нее — это дело уже не такое простое.

Можно разнообразить игру счетом. Решите с ребенком, какому цвету какое число будет соответствовать, затем нарисуйте на круглом листе бумаги разные геометрические фигуры (например, три круга, два квадрата и так далее) и предложите крохе прикреплять прищепки по кругу в соответствии с количеством фигур. Важно при этом контролировать правильность выполнения задания, иначе оно будет бессмысленным.

С трех лет

В три года у детей уже хорошо развита речь, и они бесконечно задают родителям вопросы, почему и как что-то происходит в окружающем мире. Если вам нужно спокойно делать свои дела, и вы думаете, чем заняться дома детям, когда им скучно, обеспечьте их такими игрушками или занятиями, которые помогут им изучать мир без вашего участия.

Разные игры можно придумать с использованием воздушных шариков. Они помогают развивать глазомер и координацию движений, к тому же это просто весело. Предложите ребенку дуть на шары, чтобы они не падали на пол, и не касаться их при этом руками или передвигать шарик с места на место только с помощью рук или ног. А еще можно учиться удерживать на шарике какую-нибудь маленькую игрушку или бросать его как можно дальше.

Приготовьте шарики с запасом, потому что они периодически лопаются, и, если игра из-за этого закончится слишком быстро, ребенок расстроится.

С четырех лет

В этом возрасте дети уже могут играть с мелкими деталями, не пытаясь их проглотить, а также имеют достаточно развитую моторику, чтобы заниматься рисованием или лепкой. Они умеют сбивать мячом предметы, а также придумывать новые игры для себя. Поэтому, если ребенку скучно дома и вы думаете, чем его занять, создайте ему условия для самостоятельной деятельности.

Игры для детей дошкольного возраста
Источник: uryupinanadezhda/ freepik.com

Четырехлетние дети очень хотят быть похожими на родителей и любят надевать предметы их одежды. Дайте ребенку носки, бабочку, сумку, шляпу или что-то еще из своих вещей, и он будет развлекаться, одеваясь, как мама, папа или персонаж любимого мультика. А если к этому добавить еще деньги и кассовый аппарат, ребенок сможет поиграть в магазин и продавать одежду игрушкам.

А можно сделать домашний сортер, наполнив пакет перемешанными носками разного цвета и размера, с рисунком и без, и попросить ребенка правильно распределить их по парам.

С пяти лет

В пятилетнем возрасте дети уже прислушиваются к словам взрослых и понимают, что можно, а что нельзя, поэтому им стоит давать самостоятельно рисовать красками, не опасаясь, что пострадают обои или мебель. Предлагайте ребенку изображать все, что он хочет, а не раскрашивать готовые картинки, чтобы он мог фантазировать и творить.

Хороший вариант — лепка из соленого теста. Она совмещает сразу несколько игр: замешивание теста, лепка фигурки, раскрашивание (после высушивания). И в три года ребенок тоже может лепить из теста или пластилина, но только под присмотром взрослых, потому что в этом возрасте еще велико желание пробовать все на вкус. Пятилетний ребенок уже отлично понимает, что это есть нельзя.

Детям в пять лет нравится экспериментировать, и вместо пластилина они могут попробовать приготовить тесто для лепки своими руками. Это делается легко: смешать один стакан муки с одним стаканом соли, добавить половину стакана воды и одну столовую ложку растительного масла. Воды может понадобиться меньше или больше, поэтому лучше добавлять ее частями. Тесто должно хорошо лепиться и не приставать к рукам.

Что делать родителям, если ребенку скучно дома

Родителям нужно придумать, каким образом наполнить внутренний мир маленького человека. Прямого пути для этого нет. Вы должны заниматься с малышом, проводить с ним вместе время, так поменять его и свою жизнь, чтобы создать условия для продуктивного взаимодействия и развития. Нельзя сказать, что это очень легко — чтобы ребенок развивался, познавал себя и мир, взрослым необходимо приложить достаточно усилий.

Что делать родителям, если ребенку скучно дома
Источник: EyeEm/ freepik.com

Также стоит посмотреть и внутрь себя самого, подумать, что вас интересует, какие знания вы хотели бы передать ребенку и в какой форме это сделать, чтобы ему было интересно и понятно. Если вы не знаете, как это сделать, обратитесь к специалисту. Психологи помогают родителям составить список конкретных мер, что делать, если детям скучно дома. При этом учитываются особенности конкретного ребенка, его возможности, увлечения, характер и так далее.

Еще рекомендация — выбрать хорошие культурные образцы (детские спектакли, литературу, мультфильмы). Театр способствует наполнению внутреннего мира малыша, поскольку приносит много эмоций и переживаний.

Но сами по себе культурные мероприятия не дадут никакого эффекта, они должны иметь значимость для маленького человека. Чтобы это произошло, вы должны разделить с ним его переживания, озвучить важные моменты, выстроить взаимодействие. Взрослые могут поменять внутренний мир ребенка, если ответственно подойдут к этому процессу.

По большому счету значение имеет не скука, как таковая, а то, как мы с ней поступаем. Если ее получается перетерпеть, то человек получает толчок к развитию.

Многие люди начинали писать музыку или сочинять сказки, потому что им было скучно. Неизвестно, написал бы свои произведения Клайв Льюис или нет, если бы имел телевизор или планшет, а не играл в фантастические игры на чердаке вместе с братом. Может быть, мы никогда не узнали бы о таком человеке.

И для Ганса Христиана Андерсена источником творчества и способом преодоления внутренних трудностей стала скука. Жизнь ребенка, которая по нынешним меркам считается унылой и неинтересной, бедной на развлечения, может послужить хорошим стимулом к развитию.

Часто задаваемые вопросы о скучании ребенка дома

Поможет ли ребенку замена смартфона кнопочным телефоном?

Просто избавиться от всей техники мало. Ребенок не виноват в том, что взрослые подводят его к эмоциональному состоянию, которое можно охарактеризовать как «скучно» и «весело». Невозможно проблему внутренней пустоты решить простым «отключением от розетки», как писал Рей Брэдбери в своем произведении «Вельд». Устранение гаджетов — это важное, но не единственное условие, поскольку пустоту внутри необходимо наполнять содержанием.

Можно ли развивать внутренний мир ребенка, чтобы ему не было скучно?

Малыш не рождается сразу готовой личностью, он не получает ее с руками, ногами и головой. Личность необходимо развивать, и в этом помогают культурные образцы. Она не формируется сама по себе, но развить ее по мере взросления может каждый. Родители должны понимать, что для ребенка одинаково большое значение имеет как качество пищи, которую они ему дают, так и качество игр, книг, фильмов и так далее.

Часто задаваемые вопросы о скучании ребенка дома
Источник: EyeEm/ freepik.com

Развитие помогает предотвратить скуку, которая загоняет маленького человека в пустоту, заставляет его требовать все новых и новых развлечений. Низкий уровень личностного развития способствует появлению поведенческих и психологических проблем. Таким людям скучно жить: неинтересно учиться, тоскливо оттого, что нужно идти на работу, что уж говорить о том, чтобы создать семью, родить детей и заботиться о них.

Может, мама просто мало уделяет ребенку времени, плохо старается, чтобы было интересно?

Скорее, наоборот — мама слишком усердно стремится развлекать ребенка и считает это своей главной обязанностью. Раньше придерживались подхода, что родители должны ребенка кормить, воспитывать и лечить.

Развлечения и развитие были во дворе, а учила школа. Сейчас за все полностью отвечают родители: они кормят и одевают детей, делают с ними уроки, без конца развивают, водят на шоу, занятия и мастер-классы. И все это сейчас преподносится непременно в форме развлечения, чтобы заинтересовать и расшевелить ребенка.

Такой стереотип сложился благодаря соцсетям, общению с другими родителями, статьям интернет-психологов. Развитие и образование детей все больше уходит в сторону развлечений. С одной стороны, это хорошо, поскольку в игровой форме учеба дается легче. Но, с другой стороны, дети привыкают, что для них все время что-то придумывают взрослые, создают вокруг них активность.

При этом сами ребята просто участвуют в чужих сюжетах, даже не задумываясь, откуда они появляются. Вот и приходится взрослым придумывать, что же поделать детям, когда им скучно дома.

Не старайтесь все время подсказывать ребенку, чем ему себя занять и развлечь. Пусть он прислушивается к себе и своим желаниям, хотя сначала это будет сложно. Малышу нужно увидеть пустоту внутри себя, побыть в ней, пережить этот этап. В это время он может быть капризным, а иногда и агрессивным.

Чтобы помочь ребенку пережить эту скуку, родителю важно проговаривать его эмоции: «Вижу, скучно тебе сейчас, не знаешь, чем себя занять. Иногда скучать это нормально. Хочешь, я тебя обниму или помогу придумать, чем заняться?» Через некоторое время ощущение пустоты исчезнет, и ребенок шагнет не следующий этап. Ваша задача — быть с ним рядом.

Источник изображения на шапке: EyeEm / freepik.com

Материалы основаны на следующих источниках:

  • Чмелева Т. А. БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОМА: КАК ПРАВИЛЬНО ОБУЧИТЬ Аннотация. Дошкольный возраст ха рактеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических воз //К’У’ЕР Енамукова. – С. 129.
  • Колбасина Т. В., Лобурева И. П., Огурцова Г. А. Игры для детей дошкольного возраста. – 2006.
  • Бургонова О. В. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДОМА» //Проблемы педагогики. – 2024. – №. 2 (66). – С. 16-18.
Вам также может понравиться
Цель системы образования и роль родителей в ней
21.04.2025

Цель системы образования и роль родителей в ней

О чем речь? Цель системы образования заключается в развитии ...

Формирование ответственности у детей разных возрастов

Формирование ответственности у детей разных возрастов

Что подразумевает? Формирование ответственности у детей пред...

Невнимательный ребенок: причины, последствия, исправление
21.04.2025

Невнимательный ребенок: причины, последствия, исправление

О чем речь? Невнимательный ребенок выглядит мило в 2-3 года,...

Как развить уверенность у ребенка: основные правила

Как развить уверенность у ребенка: основные правила

В чем сложность? Развить уверенность в себе у ребенка предст...

Тревожность у детей: причины, симптомы и советы родителям

Тревожность у детей: причины, симптомы и советы родителям

О чем речь? Тревожность у детей – повышенное беспокойство и ...

Творческое воображение ребенка: как формируется и чем полезно

Творческое воображение ребенка: как формируется и чем полезно

Что это? Творческое воображение ребенка – способность создав...

Формирование и смена социальных ролей детей

Формирование и смена социальных ролей детей

Как появляются? Социальные роли детей формируются в различны...

Система оценок в школе: для чего нужна и какие бывают
17.04.2025

Система оценок в школе: для чего нужна и какие бывают

О чем речь? Система оценок в школе – совокупность критериев,...

Самооценка у детей и варианты ее развития

Самооценка у детей и варианты ее развития

О чем речь? Самооценка у детей начинает формироваться с само...

Забрать подарок

Забрать подарок

Бесплатный семинар
для родителей
с психологом
Записаться