- Грусть как эмоция
- Способы выражения детской грусти
- Позитивные эмоции в борьбе с грустью
- Ошибки родителей, когда ребенок грустит
- Как помочь ребенку, который грустит
- Шаг 1. Говорите об эмоциях
- Шаг 2. Помогите понять причины
- Шаг 3. Поддержите
- Шаг 4. Повлияйте на источник проблемы
- Шаг 5. Оценить, долго ли длится грусть
- Советы психологов, которые помогут ребенку справиться с грустью
- Фразы, которые нужно говорить, когда ребенок грустит
- Часто задаваемые вопросы о грусти ребенка
- Чем она отличается от скуки?
- К чему приводит грусть, которую ребенок не прожил?
- Что должно беспокоить в поведении ребенка, который грустит?
- Материалы основаны на следующих источниках:
Как нужно поступать родителям? Если ребенок грустит, важно сразу озвучить малышу эту эмоцию, чтобы он запомнил ее и понял свои чувства. Потом высказывают слова поддержки, понимания, дополняя их объятиями или другими проявлениями любви.
Чего делать нельзя? Чтобы вырастить эмоционально здорового ребенка, не стоит обесценивать его чувства, говорить ему «успокойся», «не стоит переживать из-за ерунды». Запрещено кричать и отстраняться. Такие действия научат детей скрывать эмоции, стыдиться их.
Грусть как эмоция
Чувства проявляются у людей с раннего возраста. Ребенок способен испытывать грусть — это естественная эмоциональная реакция на неприятные события или жизненные обстоятельства, когда мы лишаемся чего-то очень дорогого, важного, когда не можем удовлетворить потребности.
Это сигнал о том, что в нашем внутреннем мире что-то требует внимания, грусть также помогает адаптироваться к изменениям, переживать их. Грустить можно по разным причинам (и это нормально), ведь человек вкладывает свой смысл в ту или иную ситуацию.

Очень важно проследить, как отпрыск воспринимает перемены, может ли адекватно на них реагировать, способны ли родители эмоционально включиться и поддержать его.
Дети воспринимают происходящее в мире буквально. Поэтому они могут грустить от каких-то природных явлений, например, из-за дождя, пасмурной погоды. Некоторые взрослые тоже испытывают похожие эмоции, считая себя сентиментальными.
Способы выражения детской грусти
Маленький ребенок только учится понимать себя, свои эмоции и чувства, поэтому ему сложно справляться со сложными эмоциями и их выражать в том числе (это нормально).
И это «понимание себя» приходит постепенно: младенец сигнализирует о своем дискомфорте плачем — родители реагируют «наверное, ты голодный», «наверное, болит живот» и т.д., удовлетворяют потребность ребенка.
С возрастом ребенок учится говорить, обозначать словами то, что приносит дискомфорт, затем этот дискомфорт может дифференцироваться: я злюсь, я грущу, мне одиноко…
Здесь очень важна роль взрослых, которые будут «отзеркаливать» состояние ребёнка, «контейнировать» его чувства. Это поможет ребенку с возрастом научиться понимать, что с ним происходит и что-то с этим делать
Позитивные эмоции в борьбе с грустью
Некоторые люди предпочитают не замечать негативных эмоций. Это происходит по разным причинам, но не всегда приносит пользу. Ведь человек зачастую надевает розовые очки вместо того, чтобы реально оценивать положение дел, подменяя истинные чувства навязанными обществом установками.
Прием заявок
до: 05.05
Прием заявок
до: 05.05
И от этого притворства не легче. Некоторые родители пытаются воспитывать детей, предлагая позитивную реакцию в качестве таблетки от хандры. Какие примеры демонстрируют подобное поведение:
- Закрывают глаза на трудности. Вместо того чтобы разобраться с ситуацией, предлагают забыть ее и не думать о плохом. Ребенок не учится оценивать и проживать эмоции, подавляя их в себе.
- Демонстрируют чрезмерный оптимизм. Иногда желание во всем искать только хорошее приводит человека к полному отчаянию. Вместо того чтобы признать очевидное, ребенку предлагают улыбаться и не реагировать. Это приводит к подавленности и агрессии в будущем.
- Не считаются с эмоциями. Обесценивание их может выражаться во фразах: «Ничего страшного, бывает хуже», «Зачем ты реагируешь на это?!». Ребенок закрывается, скрывает истинные эмоции, он может вырасти подавленным, склонным к депрессивным состояниям.
- Предлагают всегда стремиться быть счастливым. Ребенку часто говорят: «Чего раскис, улыбнись!» Такая реакция приводит к тому, что ребенокначнет скрывать грусть, а улыбка и бодрость будут напускными, чтобы не огорчать родителей. Иногда полезно прожить негативные чувства, это помогает освободиться и начать с чистого листа. Не стоит требовать от ребенка эмоций, которые он не испытывает в данный момент.
Все, что чувствует человек, нельзя игнорировать и подавлять. Надо учиться работать над реакцией на эмоции, уметь распознавать их и проживать экологично. Тогда развиваются здоровая эмпатия и рефлексия. Взрослые должны способствовать этому, а не подавлению чувств и маскировке вместо проявления естественной реакции.
Ошибки родителей, когда ребенок грустит
Что не нужно делать, если малыш испытывает данное чувство:
- Пытаться отвлечь ребенка. Не стоит делать вид, что все хорошо. Жизнь такова, что в ней случается и плохое. Любому родителю сложно сдержаться, когда чадо расстроено. Важно сохранять спокойствие, рационально смотреть на ситуацию. Любая эмоция временная, нужно ее прожить и отпустить. Именно этому стоит учить ребенка, а не подавлять чувства, развлекая и отвлекая.
- Ругать и принижать. Если малыш испытывает грусть, нельзя повышать на него голос, требовать срочно угомониться, угрожать и манипулировать. Фразы, которые нельзя произносить: «Мама с папой все для тебя делают, а ты так себя ведешь» или «Мы из кожи вон лезем, чтобы тебе было хорошо». Это пробуждает чувство вины, никак не влияя на общее состояние ребенка.
- Избегать ребенка или отгонять его от себя. В моменты грусти родители испытывают отчаяние, им тоже хочется спрятаться, оградить себя от неясных эмоций. Такая стратегия говорит о незрелости, поэтому стоит задуматься о своем поведении. Возможно, попытка избежать сложностей приведет к еще большим трудностям.
Как помочь ребенку, который грустит
Каждый ребёнок время от времени сталкивается с грустью, и важно, чтобы рядом в этот момент был понимающий и чуткий взрослый. Эмоциональная поддержка со стороны родителей играет ключевую роль в том, как ребёнок справляется с переживаниями.
Шаг 1. Говорите об эмоциях
Детей нужно учить распознаванию своих чувств и эмоций. Например, если ребенку грустно, он должен четко понимать, как выглядит печаль. Как только малыш заплачет, можно усадить его на колени и проговорить его эмоции: «Ты сейчас сильно расстроен, с тобой не играют. Тебе плохо, поэтому ты плачешь?» Это научит ребенка думать о том, что он испытывает и сопоставлять эмоции с прожитым опытом.
Если малыш просто грустит, а вы не понимаете, что произошло, можно обозначить чувства: «Мне кажется, тебе грустно. Это так? Я могу тебе чем-то помочь?» Ребенок поймет, что вы хотите провести время с ним, не осуждаете и готовы его выслушать. Тогда он осознает, что принят со своими эмоциями, что с ним «все в порядке» и то, что он чувствует -— это нормально
Это не просто сближает, но и позволяет человеку в будущем опираться на других.
Важно, чтобы дети учились проживать грусть, понимать причины ее появления, говорить о своих чувствах. Такие наводящие вопросы способствуют развитию эмпатии, умению слушать и слышать других.
Где-то до достижения ребенком шести лет ему нужно помогать с распознаванием эмоций, вместе проговаривать их, задавать наводящие вопросы. В дальнейшем дети уже самостоятельно разбираются на базовом уровне, что они испытывают, постепенно учатся отслеживать свое эмоциональное состояние и работать над ним.
Шаг 2. Помогите понять причины
Важно распознавать не просто эмоции, но и то, почему они появились. Для этого стоит узнать о физическом состоянии ребенка, расспросить о том, как прошел день. Таким образом постепенно ребенок начнет рассказывать, что привело его к проявлению грусти.
Возможно, это проблемы с друзьями, отношения с учителями, плохая оценка или несправедливое замечание от взрослого. После того, как вы узнаете, что могло повлиять на состояние ребенка, важно перейти к этапу поддержки.

Стоит обсудить способы решения проблемы, в том числе рассказать о собственном опыте. Например, если малыш расстроился из-за двойки, расскажите о своем опыте, возможно, он будет полезен.
Шаг 3. Поддержите
Если ребенок грустит, нужно выявить конкретную причину, которая сказалась на самочувствии. Например, малыш чувствует себя ущемленным, неполноценным, несправедливо обиженным или униженным. С каждой такой реакцией нужно работать индивидуально.
Иногда ребенок сам придумывает какие-то характеристики, которые когда-то слышал от окружающих. Стоит поговорить о них, сказать, что на самом деле к нему они не относятся. Так как у ребенка не хватает опыта восприятия, ему трудно справляться с неудачами. На этом этапе важно посочувствовать, присоединиться к чувствам ребёнка.
Сказать о том, что «я рядом, и если тебе нужна будет моя помощь в решении этой сложности, ты точно можешь на меня рассчитывать». Это натолкнет ребенка на мысль о том, что он ценен и важен для близких и даст силы на то, чтобы действовать.
Шаг 4. Повлияйте на источник проблемы
Когда вы обсудили с ребенком его эмоции и ваш опыт встречи с подобным, стоит понять, как разрешить ситуацию. Что мешает справиться с грустью здесь и сейчас? Возможно, ребенок не видит выхода. Ему нужно указать, что решение есть всегда, главное — не отчаиваться.
После определения стратегии поведения родитель говорит о том, как стоит поступать в ситуации. Если получил двойку — о вариантах действий: сходить к учителю и попросить дополнительное задание, вместе сделать уроки.
Ребенок устал — прогуляйтесь вместе, чтобы успокоился и отвлекся. Затем сядьте за задание и помогите решить задачку. Стратегия позволит ребенку самому думать над тем, как вести себя в разных ситуациях, не зацикливаясь на грусти и не впадая в прокрастинацию.
Шаг 5. Оценить, долго ли длится грусть
Иногда ситуации бывают сложные. Это заставляет ребенка впадать в состояние меланхолии. Он грустит долго, может переживать ежедневно, его ничто не радует и не успокаивает. Например, его друг уехал в другой город, не дали роль в школьном спектакле, не взяли в футбольную команду.
Такие неудачи могут сильно расстроить. Чтобы ребенок не впал в уныние, для начала нужно проследить, сколько длится его состояние при малейших трудностях. Часто ли малыш грустит, если что-то идет не так, как он привык? Влияет ли на его состояние погода? Так вы поймете, насколько ребенок чувствителен к переменам, и сможете работать над проблемой.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids
Выстраивайте доверительные отношения. Для этого не нужно скрывать собственные эмоции, ведь ребенок часто копирует поведение взрослого. Если плохо, скажите об этом, не надо стесняться чувств. Единственное, о чем не стоит говорить, это то, что вы расстраиваетесь из-за ребенка, такие слова могут ранить и вызвать чувство вины.
Лучше скажите, что сопереживаете и хотите помочь. Доверие позволяет быстро устанавливать причину апатии и справляться в трудных ситуациях. Разберем подробнее, что делать, если ребенок грустит.
Советы психологов, которые помогут ребенку справиться с грустью
Это естественное состояние, его испытывает каждый. Легкое состояние меланхолии проходит со временем. Но если ребенок не умеет справляться с негативными эмоциями, ему нужно помочь. Следует узнать причину, дать выход чувствам, создать обстановку поддержки, понимания.
Психологи советуют, какие действия помогут быстро и качественно разрешить ситуацию:
- Говорите о хорошем. Кроме негатива в жизни много прекрасных моментов. Напомните ребенку о них, например, о том, что у него есть семья, где его всегда выслушают и поддержат, посоветуйте общаться с друзьями и обращаться к ним за помощью. Обсудите планы, например, как вместе совершите поездку в его любимое место.
- Соблюдайте режим дня. Сбой в расписании приводит к нервным срывам. Следите, чтобы ребенок вовремя питался, ложился спать, не зависал долго в интернете, не играл постоянно в приставку. Любые перемены приводят к перегрузке психики и провоцируют выход подавленных эмоций.
- Привлеките к физическим нагрузкам. Лучше делать это в игровой форме. Устройте эстафету, занимайтесь на свежем воздухе семьей. Это убирает стресс и заметно поднимает настроение.
- Раскройте эмоции через творчество. Помогут рисование, сказкотерапия, разные ремесла.
- Покажите, как себя вести. Ваш пример важен на этапе становления и роста ребенка. Если вы покажете, как воспринимаете грусть, справляетесь с тяжелыми последствиями негативных эмоций, он обязательно усвоит этот урок.
- Если ничего не помогает, обратитесь к психологу. Специалист установит причину, скорректирует модель поведения ребенка и при наличии трудностей проконсультирует родителей, как себя правильно вести.
Фразы, которые нужно говорить, когда ребенок грустит
- Благодарите.
Скажите «спасибо», если ребенок поделился эмоциями. Так вы создаете атмосферу доверия в доме. Ребенок не будет бояться говорить о своих переживаниях, а вы сможете вовремя отслеживать изменения в поведении и помогать справиться с трудностями.
- Я понимаю, как ты себя ощущаешь.
У вас тоже бывают сложные периоды. Не стоит стыдиться, что переживали похожий опыт. Расскажите ребенку, если он грустит, как справлялись, оказавшись в подобной ситуации. Если не получали поддержку в детстве, открыто признайтесь.
- Наверное, это очень тяжело.
Если не понимаете, почему ребенок все время грустит, открыто скажите об этом. Только не обесценивайте его реакцию, а признайте, что такое состояние может быть очень тяжелым. Ребенок почувствует вашу искренность и захочет поделиться подробностями. Не забудьте похвалить его за открытость и желание говорить о проблеме.
- Я очень сочувствую.
Фразы: «Я понимаю, как тебе тяжело», «Ты не заслужил такого отношения», «Я искренне сочувствую твоей беде» помогут «подключиться» к ребенку, чтобы дать ему возможность высказать обиду. Он поймет, что вы готовы его поддержать, ему станет значительно легче.
- Давай вместе проведем время.
Предложите ребенку отвлечься от негативных эмоций. Спросите, чего бы он хотел в настоящем. Может, что-то из еды или какую-то вещь. Стоит вместе поиграть, сходить на прогулку. Отвлечься поможет совместное занятие, например, хобби.
Можно лепить из глины, собрать паззл, рисовать картину. Терапия через творчество освобождает от негатива, дарит массу положительных эмоций.
Главное — поддерживать свое чадо во всем, показывая, что вы — его настоящий друг.
Часто задаваемые вопросы о грусти ребенка
Все дети грустят. Важно, чтобы это состояние не было постоянным. Нужно учить ребенка справляться с состоянием апатии, для этого стоит показать на своем примере, как можно решить проблему.
Чем она отличается от скуки?
Сначала нужно определить, что на самом деле испытывает ребенок. Иногда грусть и скука внешне похожи. Если ребенок грустит, у него нет сил на другие дела. Если скучно — ничем не интересуется, «зависает» мыслями в однообразии.
Если ребенок действительно плохо себя чувствует, это проявится раздражительностью и нежеланием что-либо делать. Грусть появляется из-за каких-то проблем, а скука — из-за отсутствия действий. Поэтому во втором случае ребенку просто стоит предложить какое-то интересное занятие, к которому он сразу подключится.
В случае с грустью сложнее, нужно будет разобраться в ее причинах, потом переключать внимание на какие-то дела.
К чему приводит грусть, которую ребенок не прожил?
Напряжение копится, состояние ухудшается. Со временем он не сможет концентрироваться на важном, часто будет испытывать апатию и усталость. Нежелание делиться эмоциями станет его постоянной реакцией на стресс. Чтобы малыш не испытывал перенапряжение, нужно научить его показывать эмоции, понимать причину их появления и экологично проживать.
Что должно беспокоить в поведении ребенка, который грустит?
Прежде всего нужно обратить внимание на симптомы: долго ли он находится в апатичном состоянии, есть ли объективные причины для расстройства? Проверьте наличие таких факторов:
- нет ли проблемы со здоровьем;
- рацион ребенка сбалансирован;
- нет ли проблем со сном;
- нет ли стрессовых факторов в виде переезда или потери родных и близких;
- достаточно ли вы проводите времени вместе с ребенком.
Если хотя бы одно из условий не соблюдается, стоит задуматься о последствиях, возможно, нужно посетить психолога или педиатра.
Главное — не блокировать эмоции, давать их выплеснуть. Если он грустит, то должен прожить этот момент вместе с вами, не изолируйте и не упрекайте ребенка. Когда он поймет, что помощь и поддержка рядом, то сможет спокойно и правильно реагировать на стрессовые ситуации и перемены в жизни.
Материалы основаны на следующих источниках:
- Винникотт Д. В. Ребенок, семья и внешний мир. — Питер, 2019.
- Готтман Д., Деклер Д. Эмоциональный интеллект ребенка: практическое руководство для родителей. — Манн, Иванов и Фербер, 2014.
- Пантелеева Е. А. и др. Развитие творческих способностей ребенка с двойной исключительностью //Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. — 2019. — С. 59-64.
Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com