- Каких детей в школе обижают чаще
- Как понять, что ребенка обижают в школе
- Рекомендации учителям, если ребенка обижают в школе
- Советы родителям, если ребенка обижают в школе
- Кому жаловаться?
- Работа с самим ребенком
- Чего делать нельзя
- Часто задаваемые вопросы о буллинге ребенка в школе
- Какие могут быть последствия?
- Что делать, если ребенка в школе обижает учитель?
- Что говорится в законе о школьном буллинге?
- Материалы основаны на следующих источниках:
Почему ребенка обижают в школе? Причины могут крыться в особенностях характера и поведения. Если ребенок замкнут, он скорее станет объектом нападок. Проверять таким образом могут новеньких, представителей другой национальности, тех, у кого есть особенности внешности. Но если ваш ребенок подвергся нападкам это не значит, что с ним что-то не так. Это говорит лишь о том, что он может чем-то отличаться от других ребят и они побаиваются его, как все мы боимся неизвестного.
Что делать? Начинают с доверительного разговора и вместе с учителем или администрацией школы ищут пути выхода из этой ситуации. Ребенок может скорректировать поведение и попробовать подружиться с обидчиками. А учитель на классных часах должен регулярно проводить работу для сплочения коллектива.
Каких детей в школе обижают чаще
Замкнутым и малообщительным ребятам трудно найти друзей, а ведь именно они являются поддержкой в жизни. Агрессоры реже решаются нападать на тех, кто постоянно в окружении приятелей; кроме того, несколько спокойных детей способны противостоять задиристым одиночкам. Но если ребенок остается один, никто не сможет защитить его от издевательств.
Гиперопека также делает детей уязвимыми для буллинга. Они менее самостоятельны, чем сверстники, поскольку привыкли, что им помогут родители и все за них решат. Почему такого ребенка обижают в школе?

Дело в том, что, когда взрослые постоянно стремятся ограждать его от проблем, он не учится сам решать проблемы. В итоге ребенок оказывается беспомощным перед агрессией, особо если рядом нет взрослых. Он не знает, как себя вести, и этим пользуются другие.
Иногда жертвами становятся дети с особыми интересами и поведением. Например, ребенок, увлеченный наукой, может оказаться непонятым сверстниками. Его могут дразнить и обижать лишь за то, что он не вовлечен в общие популярные интересы. Хотя шалости не одобряют учителя и родители, все же именно через подобные совместные хулиганства часто и завязывается дружба.
Каких еще детей чаще обижают в школе? Например, тех, которые выделяются внешностью или одеждой. Если ребенок отличается от остальных учеников, его могут воспринимать как странного, даже высокомерного. Класс видит «другого» как «чужого» и стремится исключить из своего круга.
Любимчики учителей. Когда педагоги постоянно выделяют одного ученика в качестве примера, остальные ребята начинают отвергать его, считая его своим среди взрослых, но чужим среди них. Это вызывает негативную реакцию, схожую с неприятием самих учителей.
Прием заявок
до: 14.04
Навязчивые дети. Ребенок, который настойчиво добивается внимания и дружбы, также рискует стать объектом насмешек, травли. Его обижают в школе, потому что это поведение воспринимают как проявление слабости.
Те, кто плохо учится. Ученики, имеющую низкую успеваемость, но не агрессивные, а тихие, могут попасть в категорию «тупых» и подвергнуться буллингу. Но это правило не распространяется на тех, кто способен постоять за себя — такие зачастую становятся популярными, а то, что они плохо отвечают на уроках, воспринимается сверстниками как символ бунта против школьных правил.
Как понять, что ребенка обижают в школе
Дети не всегда делятся своими школьными проблемами, поэтому родителям и педагогам важно уметь распознавать признаки того, что ребенок подвергается буллингу. Вот некоторые сигналы, которые могут указывать на это.
- Изменение поведения. Ребенок вдруг стал тревожным, раздражительным, скрывает подробности школьной жизни и общения с одноклассниками.
- Повреждение вещей. Вы можете обнаружить порванную или испачканную одежду, учебники, канцелярские принадлежности или сменную обувь.
- Острое нежелание посещать школу. Ребенок придумывает разные предлоги, чтобы пропустить занятия. Плохие отношения с одноклассниками и тяжелая атмосфера в классе отрицательно сказываются на желании учиться.
- Подавленное настроение. Возвращаясь домой, ребенок выглядит грустным, уставшим, может заплакать без видимой причины.
- Физические травмы. Синяки, царапины, следы ударов.
- Желание сменить класс. Ребенок может попросить перевестись в другую параллель.
Учителя способны наблюдать определенные моменты, которые указывают на возможное давление со стороны сверстников:
- ребенок часто остается один, никто не пытается наладить с ним контакт;
- когда он входит в класс, разговоры резко прекращаются;
- его попытки вступить в беседу заканчиваются насмешками, обидными комментариями;
- во время общения ребенок закрывается защитными жестами, ищет поддержку взглядом;
- после уроков спешит уйти первым либо, наоборот, задерживается дольше всех, стараясь избежать встреч с одноклассниками;
- часто опаздывает или даже пропускает уроки, хотя ранее такого не наблюдалось.
Дополнительные признаки того, что ребенка в школе обижают одноклассники:
- следы грязи на одежде;
- резкая смена настроения;
- небрежность во внешнем виде, несоблюдение личной гигиены;
- он отдает кому-то свой телефон или другие недешевые вещи, оплачивает что-то за других;
- на школьном дворе формируется группа детей, образующая замкнутый круг — это говорит о подготовке к конфликту.
Важно вовремя замечать эти симптомы, чтобы оказать необходимую поддержку до обострения ситуации.
Рекомендации учителям, если ребенка обижают в школе
Буллинг нельзя игнорировать. Но есть некоторые подходы в контрмерах против него, которые еще хуже, чем безразличие. Как ни печально, они до сих пор распространены в наших школах. Вот что часто делают учителя, если ребенка обижают в школе — и чего стоит избегать.
- Они заставляют участников конфликтов помириться — но только формально. Агрессоры и жертвы вынуждены извиняться друг перед другом, мириться, даже обмениваться рукопожатием, создавая иллюзию разрешения ситуации. На практике это лишь усиливает раздражение и подстегивает нападающего.
- Снимают с себя ответственность. Педагог направляет детей к завучу/директору, демонстрируя неспособность и/или нежелание справиться с проблемой самостоятельно. Так учитель теряет уважение в глазах ребят, и его последующие призывы к дружбе теряют смысл.
- Проявляют необъективность. Когда учитель открыто поддерживает одну из сторон, он лишается доверия других ребят, а значит не способен помочь разобраться с проблемой.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids

Уже скачали 527 человек
5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Чтобы максимально снизить риск буллинга, достаточно выполнения простых, но важных действий, которые предполагают постоянную, системную работу и серьезное отношение к проблеме.
- Учитель — это лидер.
Он не подавляет детей, а привлекает к себе — заинтересованностью, компетенцией и добротой. За этой простотой кроется огромная работа, которая кажется незаметной, но на самом деле требует значительных усилий.
- Проводите регулярные беседы с детьми, но акцентируйте внимание не столько на осуждении обид, сколько на важности нашего разнообразия.
Этот мир нуждается в уникальности. Есть активные и быстрые, способные мгновенно реагировать на новые вызовы, а есть спокойные, благодаря которым сохраняются устойчивость и гармония. Каждый имеет уникальные черты.
Наша цель — научить детей осознавать и принимать эти различия в себе и в окружающих. Эти беседы эффективны, если учитель искренне заинтересован темой и вложит душу в процесс.
- Не упрощайте, а расширяйте восприятие ситуации.
Конфликты между детьми часто сводятся к черно-белому мышлению: «я — хороший, он — плохой». Задача учителя — показать многогранность жизни, развить способность думать и делать выводы, а это само по себе снижает риск возникновения буллинга.
- Внимание к «горячим точкам».
Необходимо следить за местами, где чаще всего происходят конфликты, например, за узкими коридорами, подвальными помещениями, раздевалками и другими малозаметными зонами. Постоянный контроль помогает предотвращать потенциальные угрозы.
Советы родителям, если ребенка обижают в школе
Ситуации, когда ребёнок сталкивается с обидами в школе, требуют от родителей особого внимания, деликатности и поддержки. Важно не только выслушать ребёнка, но и правильно отреагировать, чтобы не усугубить его эмоциональное состояние. От поведения взрослых во многом зависит, как ребёнок справится с переживаниями и научится защищать свои границы.
Кому жаловаться?
Если ребенка в школе обижают, что делать родителям? Что должны предпринять взрослые члены семьи? Прежде всего, нужно спокойно оценить ситуацию и понять ее масштабы, узнать мнение ребенка.
Важно выяснить, не является ли он сам инициатором конфликтов. Некоторые дети способны сами урегулировать отдельные споры, вмешательство тут не потребуется. Но если речь идет о настоящей травле или физическом насилии, оставаться в стороне категорически нельзя.

После выяснения количества обидчиков и их имен следует обратиться к классному руководителю. Если педагог не справляется с ситуацией, необходимо обсудить проблему с родителями обидчиков и директором школы.
Иногда достаточно угрозы подать заявление в местное управление образования или прокуратуру, хотя на практике до реальных обращений дело доходит редко. Если все-таки придется прибегнуть к жестким мерам, лучше заранее подготовить доказательства: свидетельства очевидцев, справки из травмпункта, видеозаписи, если имеются.
Работа с самим ребенком
Одноразового урегулирования школьного конфликта недостаточно для полной защиты от обид. Эффект может быть кратковременным, и проблема способна повториться. Чтобы этого избежать, родителям следует продолжать активно действовать.
- Контролировать посещаемость. Некоторое время отводите ребенка в школу и встречайте. Большинство столкновений происходит на ее территории, но вне поля зрения педагогов.
- Исправление недостатков. Если причина издевательств связана с внешностью, помогите ребенку это исправить. Например, можно установить ему брекеты, помочь избавиться от прыщей, контролировать вес.
- Заблаговременно проработать стратегию поведения на случай, если конфликт повторится. Главное сохранять спокойствие, ведь обидчики ждут эмоциональной реакции. Нельзя плакать или злиться, а тем более пытаться силой возвращать отобранное имущество.
- Помочь ребенку найти область, в которой он преуспеет и будет собой гордиться. Оптимальный вариант — спорт. Это поможет укрепить физическое и психическое здоровье, завести друзей с общими интересами.
- Если ребенок проявляет агрессию или, наоборот, застенчивость, проводите с ним больше времени в общественных местах, приглашайте гостей и объясняйте правила социального взаимодействия.
- Следите за аккуратностью одежды школьника, покупайте ему красивые вещи и выделяйте средства на карманные расходы (но соблюдая умеренность).
- С согласия ребенка установите устройство слеженияза его местоположением и окружающей обстановкой.
- Обратитесь к психологу. Порой ребятам требуется поддержка и помощь специалиста.
Иногда вражда между детьми перерастает в дружбу. Организуйте совместные мероприятия, такие как походы на природу или дни рождения, чтобы улучшить взаимоотношения.
Чего делать нельзя
Когда родители узнают, что их ребенка обижают в школе, они задаются вопросом, как поступить. И тогда часто они пытаются публично разобрать ситуацию перед всем классом. Такой подход может временно сработать, однако он даст подросткам новый повод для насмешек, буллинг продолжится. Вот другие ошибки, которых следует избегать:
- оставлять ребенка наедине с проблемой — это еще больше усугубит ситуацию;
- устраивать самосуд (попытку разобраться с обидчиками без участия их родителей или законных представителей);
- обучать, как проявлять агрессию в ответ: между способностью постоять за себя и превращением в агрессора есть существенная разница;
- пытаться подкупить нападающего — попытки завоевать симпатию через подарки или услуги неэффективны и способны привести к обратному результату.
Иногда принимается решение о переводе ребенка на домашнее обучение или в другую школу, но это стоит серьезно обдумать — адаптация к новым условиям и коллективу может не пройти гладко, и в результате он снова столкнется с серьезным стрессом. Но если вы пробовали решить ситуацию и ничего не меняется, то переход необходим для сохранения ментального здоровья ребенка
В некоторых случаях источником унижений выступают не сверстники, а педагог. Придирки и негативные комментарии от взрослого, обладающего властью оценивать знания, могут уничтожить мотивацию к учебе и ухудшить общее отношение к образовательному процессу.
Часто задаваемые вопросы о буллинге ребенка в школе
Проблема продолжает оставаться значимой и требует активного вмешательства взрослых (педагогов и родителей). Жертвы буллинга нуждаются в поддержке и понимании, а агрессоры — в коррекции поведения и обучении позитивному взаимодействию.
Какие могут быть последствия?
Реакции на пережитые обиды часто сопровождают человека на протяжении всей жизни. Далеко не всем удается преодолеть детские комплексы и успешно интегрироваться в общество. Многие бывшие жертвы продолжают испытывать неуверенность в себе, а порой и негатив к миру.
Что делать, если ребенка в школе обижает учитель?
Вот что можно предпринять, если педагог оскорбляет:
- поговорить сначала с учителем: убедитесь, что ситуация действительно серьезная и ребенок не преувеличивает;
- если проблема есть, стоит дать знать руководству школы;
- если директор бездействует, можно написать жалобу в местные органы управления образованием: муниципальные отделы или региональные департаменты;
- в случае серьезных нарушений, угрожающих безопасности ребенка(например, физическое насилие, принуждение к незаконным действиям или вымогательство), следует незамедлительно обращаться в полицию и прокуратуру.
Что говорится в законе о школьном буллинге?
Действующее право не содержит четкого определения термина «буллинг», и ответственность за него прямо не установлена. Тем не менее предусмотрены наказания за конкретные действия, его составляющие, такие как оскорбления, избиения и угрозы. Уголовная ответственность за это наступает с 16 лет, а за особо тяжкие преступления — с 14 лет.
Создание безопасной и доброжелательной среды в школе способствует снижению случаев травли и обеспечивает гармоничное развитие учащихся.
Материалы основаны на следующих источниках:
- Зотова Т. В. ПРЕОДОЛЕНИЕ БУЛЛИНГА В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ //Гуманитарные науки. — 2024. — №. 1 (65). — С. 166-173.
- Тарасова Т. Н. Психологическая готовность ребенка к школе //ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ. — 2020. — №. 11. — С. 63.
- Силиванова Е. А. Особенности коммуникации детей младшего школьного возраста в современных условиях //Психолого-педагогические модели и технологии развития личности в цифровой среде. — 2020. — С. 194-198.
Изображение в шапке статьи: gpointstudio / freepik.com