- Проблемы адаптации в новой школе
- Влияние возраста ребенка на адаптацию в новой школе
- Когда переходить в новую школу
- Помощь родителей в адаптации к новой школе
- Рекомендации для ребенка по адаптации в новой школе
- Экспресс-помощь при волнении в новой школе
- Признаки проблем с адаптацией в новой школе
- Что делать, если адаптация в новой школе идет неудачно
- Ошибки родителей в адаптации ребенка к новой школе
- Часто задаваемые вопросы об адаптации в новой школе
- Стоит ли нанимать репетитора летом для подготовки к новой школе?
- По каким признакам можно понять, что ребенок успешно адаптируется к новой школе?
- Что поможет ребенку подружиться с ребятами в новом коллективе?
О чем речь? Адаптация в новой школе – процесс сложный, и положительный результат зависит от многих факторов: характера и возраста ребенка, поведения родителей и учителей, а также коллектива учеников.
На что обратить внимание? Задача родителей – правильно настроить ребенка к переходу, научить справляться со стрессом и поддерживать в первые недели или месяцы. Сам ученик также должен правильно себя вести в новой школе.
Проблемы адаптации в новой школе
Адаптация ребенка в новой школе – это сложный процесс. Переходя в другое учебное заведение, ребенок сталкивается со множеством факторов, вызывающих у него стресс:
- Новый коллектив. Попав в класс, где уже сложились социальные связи и роли, новичок часто ощущает себя чужим. Ему приходится устанавливать контакт с большим числом незнакомых людей, что не всегда проходит легко, так как не все одноклассники настроены приветливо. Это сложная задача даже для взрослого человека. Особенно трудным это будет для детей с низкой самооценкой и тех, кто привык быть во всем лидером. Первые боятся нового окружения, а вторым приходится отстаивать привычное лидерство и статус в новом коллективе.
- Новые учителя. Замена даже одного преподавателя может быть стрессом, а в новой школе ребенку незнаком весь педагогический состав. Потребуется время, чтобы привыкнуть.
- Новые локации. Найти спортзал, столовую или нужный кабинет кажется простой задачей, но в незнакомой школе это превращается в квест. Каждый день приходится ориентироваться в новых коридорах, постоянно спрашивать дорогу, что заставляет ребенка чувствовать себя неуверенно.
- Новые правила и традиции. У каждой школы есть свои правила – как официальные, так и негласные. Это может быть другая форма, другие правила поведения, необычные школьные мероприятия или даже специфические ритуалы. Все это нужно понять, принять и встроить в свою повседневную жизнь.
- Новые обучающие методики. Переход в школу с углубленным изучением предметов может значительно увеличить нагрузку на ребенка. Но даже если уровень сложности такой же, как в старой школе, отличия в методах преподавания или в подходе к урокам первое время будут вызывать сложности.

В такой ситуации ребенок сталкивается как с социально-психологическими, так и с учебными трудностями, а это означает, что процесс привыкания проходит сразу в нескольких направлениях.
Влияние возраста ребенка на адаптацию в новой школе
Смена одной школы на другую называется «вторым адаптационным периодом» и часто оказывается довольно сложным испытанием для детей. Хотя у ребенка появляются новые знакомства и возможности, его успеваемость может заметно снизиться, а сама школа – вызывать неприязнь.
Безусловно, адаптация в новой школе вызывает трудности, которые связаны с внешними факторами, такими как новые учителя, обстановка, правила или нагрузка. Однако перемены происходят не только во внешнем мире ребенка, но и внутри него. Разберем, как меняется отношение ребенка к людям и окружающему миру, как разные виды активности влияют на его развитие и какие физиологические изменения оказывают влияние на его эмоциональное состояние и поведение.
Младший школьный возраст (7-11 лет) | Подростковый возраст (11 – 15 лет) |
Особенности социальных отношений (как ребенок относится к окружающему миру и людям) | |
Младшие школьники в основном ориентированы на взрослых. Они считают мир взрослых идеальным и стараются им подражать, учатся строить свои отношения, ориентируясь на старших | Подростки больше тянутся к сверстникам. Взрослые уже не являются авторитетом в той же степени, а подростки начинают моделировать свои отношения, основываясь на примере окружения |
Ведущая деятельность (деятельность, которая носит наибольший вклад в развитие) | |
Школа – центр социальной жизни и главный источник развития | Общение со сверстниками становится основой развития. Подростки учатся переключаться между разными видами деятельности и более гибко адаптироваться к изменениям |
Особенности системы ценностей | |
Успех определяется школьными оценками. Это единственный критерий, по которому они судят себя и других | Оценка себя и окружающих становится многогранной. Подростки обращают внимание не только на учебу, но и на спортивные, творческие и коммуникативные способности |
Физиологические изменения | |
В этом возрасте активно развивается костно-мышечная система и лобные доли мозга, что способствует формированию навыков концентрации | Организм претерпевает бурные изменения из-за начала полового созревания, что влияет на настроение и поведение |
К пятому классу ребенок оказывается перед целым комплексом новых вызовов. У него изменяются социальные приоритеты и на первое место выходят отношения со сверстниками, критерии успеха становятся более сложными и разнообразными, а физиологические изменения добавляют эмоциональной нестабильности. Все эти факторы усложняют процесс адаптации в новой школе, влияя не только на учебные результаты, но и на поведение, взаимоотношения с одноклассниками и взрослыми.

Взрослым (и родителям, и учителям) важно осознавать, что трудности в этом возрасте естественны. Для того чтобы поддержать ребенка, стоит быть внимательными к его переживаниям, помогать находить общий язык с новым окружением и терпеливо объяснять, что сложный период скоро пройдет. С пониманием и поддержкой взрослых адаптация ребенка в новой школе будет проходить легче.
Когда переходить в новую школу
Смена школы – серьезный шаг. Важно выбрать подходящее время, чтобы адаптация в новой школе прошла максимально легко.
Для младших школьников (1-4 класс) переход в новую школу считается менее стрессовым. В этом возрасте детям больше интересен сам процесс учебы, а дружеские связи еще не успели стать достаточно крепкими.
Для учеников 6-8 классов смена школы может быть сложнее. В этом возрасте общение со сверстниками становится особенно важным, а в устоявшихся коллективах новичку бывает трудно найти свое место.
Старшеклассники (9-11 класс) чаще адаптируются быстрее. Они уже имеют опыт общения, развитые социальные навыки, а их приоритеты смещаются в сторону подготовки к экзаменам и планирования будущей карьеры.
Идеальными моментами для смены школы считаются переходы после 4-го, 7-го и 9-го классов. В эти периоды составы классов часто обновляются: появляются новые ученики, а старые перераспределяются по направлениям или уходят в другие учебные заведения. Это делает адаптацию проще, так как ваш ребенок, скорее всего, не будет единственным новичком.
Наиболее удачное время учебного года – сентябрь или первая четверть. Летние каникулы ослабляют связи между одноклассниками, и новому ученику будет легче влиться в коллектив. Если переход осенью невозможен, лучше планировать его на начало новой четверти или триместра.

Scott Webb / unsplash.com
Срок, в течение которого происходит адаптация ребенка в новой школе, всегда индивидуален и может длиться от одного до трех месяцев. В некоторых случаях он затягивается до полугода. Это зависит от особенностей ребенка, атмосферы в классе и уровня поддержки со стороны родителей и учителей.
Помощь родителей в адаптации к новой школе
Качественная подготовка к переходу в новую школу способна значительно снизить уровень стресса и ускорить процесс адаптации. При смене школы речь идет не только об учебе и усиливающейся нагрузке, но и о новых впечатлениях: незнакомая обстановка, новые лица и отношения могут вызывать беспокойство и напряженность. Во многом то, как пройдет адаптация в новой школе, зависит от родителей. Вот основные рекомендации:
- Ваш настрой – залог спокойствия ребенка
Опасения и тревожность родителей легко передается ребенку. Это может усилить его собственные переживания и усложнить процесс привыкания к новым условиям. Ваш уверенный и спокойный настрой поможет ему почувствовать себя в безопасности и справиться с трудностями. Покажите, что вы верите в его силы и уверены, что все будет хорошо.
- Поделитесь похожим опытом
Важно объяснить ребенку, что изменения в жизни — это нормально, но не всегда адаптация к новому месту протекает без трудностей. Можно рассказать о том, как вы справлялись с привыканием к незнакомому месту и коллективу. Это покажет ребенку, что он не одинок в данной проблеме.
- Организуйте распорядок дня
Перемены всегда легче воспринимаются, если соблюдается продуманный и хорошо организованный режим дня. Постепенно вводите изменения, например, заранее начните вставать и ложиться по расписанию, близкому к школьному. Если предстоят экзамены, важно учесть будущую нагрузку. Организуйте режим, включающий время для учебы, отдыха и физической активности, чтобы адаптация к новой школе прошла быстрее и легче.
- Разговаривайте с ребенком
Ребенок должен иметь представление о том, что его ждет. Рассказывайте ему об этом, при этом показывая, что вы рядом, чтобы поддержать. С маленькими детьми, которым предстоит пойти в школу в первый раз, можно «играть в школу» через различные ситуации, в том числе игру в учителя и учеников, доверять ему самостоятельно собирать рюкзак и тому подобное.
Можно также смотреть мультфильмы или читать книги про школу, чтобы сформировать у ребенка положительный образ и подогреть его интерес к учебе. Если ваш ребенок старше или уже готовится к поступлению в колледж или университет, вместе посмотрите фотографии университета, прочитайте отзывы студентов.
Даже если он кажется спокойным, поговорите о его ожиданиях. Поделитесь своим опытом поступления: расскажите, какие сложности у вас были, как вы справлялись. Ваши истории могут стать для него опорой, особенно если он чувствует себя неуверенно.
Кроме того, постарайтесь объяснить, что страх, дискомфорт, тревога и переживания в целом не являются чем-то плохим или неправильным. Чувства неконтролируемы и их нужно пережить, дать время психике привыкнуть. Это создаст безопасную и стабильную эмоциональную обстановку, которая поможет ребенку в адаптации.
- Развивайте навыки самообслуживания
Перед тем как ребенок пойдет в первый класс, важно научить его базовым навыкам самообслуживания. Научите его мыть руки и вытирать их самостоятельно, а также следить за чистотой. Пусть он привыкнет собирать свой портфель и следить за своими вещами. Объясните, как правильно пользоваться туалетом без помощи. Отсутствие этих простых навыков может сделать первый день в школе трудным и стрессовым, поэтому важно подготовить ребенка заранее.
- «А что будет, если…»
Игра в «что будет, если…» помогает ребенку подготовиться к неожиданным ситуациям и развить гибкость мышления. Главное – поддерживать в процессе игры позитивный настрой, чтобы ребенок чувствовал, что он может справиться с любыми трудностями.
- Не подавляйте негативные чувства ребенка
Психологи утверждают, что игнорирование своих эмоций очень плохо сказывается на ментальном состоянии. Дети же ощущают это в разы сильнее и, как правило, не могут понять, как эти чувства воспринимать, поэтому ни в коем случае не запрещайте ребенку выражать негатив. Наоборот — помогите ему разобраться в его переживаниях.
Именно родители обучают своих детей правильному выражению деструктивных эмоций. Постарайтесь разобрать вместе со своим чадом, что же он все-таки чувствует. Попросите описать его чувства: как он их ощущает?
Вместе с этим не стоит давать ребенку преждевременных советов вроде “все будет хорошо” или “не бойся” — дайте малышу высказаться до конца. Таким образом ребенок будет учиться выдерживать свои негативные эмоции, а затем — экологично с ними справляться.
- Первый день, первая неделя, первый месяц в новой школе
Этот период – настоящая проверка для ребенка, так как он сталкивается с огромным потоком новой информации и эмоций. Организм перегружен, поэтому важно поддерживать его привычный ритм жизни. Особенно это актуально для детей, сдающих экзамены.
- Проявляйте гордость и поддержку. Хвалите ребенка за любые усилия и достижения. Покажите, что вы видите, как он старается справляться с трудностями и как хорошо у него это получается. Избегайте ярких негативных реакций, чтобы не провоцировать капризы или протестное поведение.
- Сосредоточьтесь на адаптации. В первые недели избегайте посещения новых мест, поездок или долгих расспросов о том, как прошел день. Эти вопросы могут утомлять и раздражать ребенка.
- Не пропускайте школу. Постарайтесь сделать первый месяц максимально стабильным: ни визитов к врачу, ни дополнительных выходных. Регулярное посещение школы создает чувство стабильности.
- Соблюдайте привычный режим. Отложите новые кружки и секции на потом. На данном этапе адаптация ребенка в новой школе важнее всего, и ему необходимо дать время привыкнуть. Поддерживайте понятный и последовательный распорядок дня.
- Делитесь своим опытом. Рассказывайте ребенку, как прошел ваш день. Это создает основу для доверия, и постепенно ребенок начнет делиться своими эмоциями и событиями.
- Ритуал прощания. Важная часть адаптации – легкое и позитивное отношение к изменениям. Придумайте свой ритуал, который будет поднимать ребенку настроение каждое утро. Ни в коем случае не пугайте ребенка школой или учителями, говорите о школе в доброжелательном ключе.
- Сохраняйте связь. Если ребенок старше и, например, поступил в университет, старайтесь поддерживать связь регулярно. Покажите, что вы всегда рядом, даже на расстоянии.
Не забывайте заботиться и о себе. Пока ребенок в школе или университете, уделите время восстановлению своих сил – ваша энергия и позитивный настрой помогут ему справляться с новым этапом жизни.
Рекомендации для ребенка по адаптации в новой школе
- Помните, что это временно
Адаптация в новой школе не может длиться вечно и быть новеньким долго не получится. Уже через пару недель, а может, и быстрее, вы почувствуете себя частью коллектива. Если в прошлой школе у вас были друзья, то и в новой вы сможете подружиться с кем-то. Участвуйте в школьных мероприятиях, общайтесь – так вы найдете тех, с кем у вас есть общие интересы.

- Не бойтесь обращаться за помощью
В новом пространстве вы обязательно столкнетесь с непониманием чего-либо. Это могут быть как сложности в общении с коллективом, так и организационные моменты. Самое важное в таких случаях — это не стесняться, пытаясь разобраться самому, а найти того, кто сможет вам помочь. Очень часто просьбы о помощи помогают выстроить доверительные отношения с новыми для вас людьми.
- Родители всегда на вашей стороне
Во время адаптации в новой школе вы можете столкнуться с несправедливым отношением со стороны и учителей, и одноклассников. При неподобающем отношении важно рассказывать об этом, чтоб мелкие нападки не переросли в травлю. Как бы вы себя не ощущали и какие бы проблемы не испытывали, не забывайте, что родители всегда будут отстаивать вашу позицию.
Экспресс-помощь при волнении в новой школе
Есть экспресс-методы и техники саморегуляции, которые помогают быстро успокоиться и отвлечься, если вас внезапно накрыло волнение. Они могут пригодиться, пока проходит адаптация в новой школе. Можно объяснить старшим детям, что это способ обмануть нервную систему, которая на некоторые ситуации реагирует так, будто «за нами гонится саблезубый тигр».
В таких случаях можно показать мозгу, что все в порядке:
- Сделать дыхательные упражнения
Правильное дыхание отлично помогает успокоиться. Одна из техник – замедление дыхания. Сделайте глубокий выдох, словно говорите: «Фууух!», как будто проблема уже решена или стресс остался позади. Затем сделайте короткий вдох. Это замедляет дыхание и расслабляет.
Второй способ – дыхание «по квадрату»: вдохи, выдохи и задержание дыхания между ними делаются на четыре счета. Повторяйте это упражнение несколько раз, пока не почувствуете облегчение.
- Сильно напрячься и расслабиться
Этот метод помогает снять стресс через физическое ощущение напряжения и расслабления. Попросите ребенка сильно сжать кулаки, затем усилить напряжение еще больше, насколько это возможно. Держать напряжение нужно пару секунд, а после этого резко расслабить мышцы.
- Сменить фокус
Попросите ребенка найти на перемене три предмета определенного цвета или формы, услышать три звука или потрогать три разных на ощупь вещи. Это отвлекает от переживаний и разгружает нервную систему.
- Что-то пожевать
Жевательная резинка или даже спичка помогает переключить нервную систему. Важно следить, чтобы это не перешло в привычку заедать стресс.
- Попить воду
Сделайте пару глотков воды. Это сигнализирует телу, что нет опасности, ведь в экстренной ситуации пить невозможно.
- Порисовать
Рисование узоров, лабиринтов или раскраска картинок помогают успокоиться и переключиться. Лабиринт особенно полезен – он наглядно показывает, что из любой сложной ситуации есть выход.
- Подвигаться
Физическая активность помогает снять стресс. Простая прогулка накануне первого школьного дня или любые упражнения хорошо снимают напряжение.
- Включить воображение
Поговорите с ребенком, чтобы он пофантазировал и ответил на вопрос, что самое страшное может случиться. Разберите этот страх и дайте ему, что угрозы жизни и здоровью нет. Это помогает найти реальную причину волнений и разобраться, как с ними справиться.
Признаки проблем с адаптацией в новой школе
Иногда ребенку сложно справиться со стрессом, но это поправимо. Главное вовремя заметить проблему. Ниже советы психолога о том, как понять, что адаптация в новой школе идет не очень гладко. Обратите внимание на:
- Успеваемость. Если ребенок начинает отставать по учебной программе или вообще не понимает материал, это может быть сигналом о сложностях с адаптацией. Проблему усугубляют завышенные ожидания родителей. Давление или скрытое недовольство делают ребенка неуверенным и мешают сосредоточиться. Лучше мягко поддерживать малыша, хвалить за малейшие успехи и не акцентировать внимание на ошибках.
- Лень. Такое состояние у ребенка может быть вызвано разными причинами: отсутствием мотивации, когда школьник больше увлечен играми или другими делами, неуверенностью в себе из-за страха сделать что-то неправильно, природной медлительностью или избалованностью, когда ребенок привык, что за него все делают взрослые. Чтобы справиться с этим, важно регулярно заниматься с ребенком, чтобы он привык к порядку и ответственности. Мотивируйте его, находя интересные способы вовлечения. Избегайте жестких требований, ведь крики и наказания только усиливают негативное отношение к учебе.
- Низкий уровень продуктивности. Это ситуация, когда ребенок вроде бы не нарушает дисциплину и выполняет задания, но не слушает учителя и не понимает материал, быстро отвлекается или делает только минимум необходимого, чтобы не получить замечание, но без интереса или старания. Проблемы могут быть связаны с особенностями его характера (например, повышенная отвлекаемость), либо с внешними факторами, такими как напряженная обстановка дома. Некоторые дети используют школу как «убежище», чтобы отвлечься от конфликтов в семье. Однако, это не решает их проблемы с учебой. Чтобы помочь ребенку, важно не только контролировать его успеваемость, но и создать дома теплую и спокойную атмосферу.
- Непослушание. Это часто связано с избалованностью и желанием быть в центре внимания. Такие дети могут игнорировать общепринятые правила, что приводит к конфликтам с одноклассниками или учителями. Обычно это заканчивается вызовами родителей в школу и разговорами с педагогами. Однако негативное внимание только усиливает проблему, так как ребенок всё равно получает то, чего хочет – внимание взрослых, даже если оно носит отрицательный характер. Для решения проблемы важно на время игнорировать незначительные проступки, если они не мешают окружающим и учебному процессу. Это поможет ребенку понять, что его поведение не дает желаемого результата. Важно также работать с социальным педагогом или психологом, чтобы выработать правильную стратегию воспитания и скорректировать поведение ребенка.
Что делать, если адаптация в новой школе идет неудачно
Важно помнить, что коллектив – это динамичная среда, и обстановка может измениться. Начните с доверительного разговора с ребенком, чтобы понять, что именно происходит в классе.
Постарайтесь помочь ребенку найти хотя бы одного друга, ведь даже минимальная поддержка может существенно улучшить ситуацию. Узнайте, с кем он сидит за партой, и предложите пригласить этого одноклассника в гости.
Интересуйтесь, чем увлекаются его сверстники – участие во внеклассных мероприятиях, таких как спортивные секции или творческие кружки, может способствовать интеграции в коллектив.
Успехи в учебе также играют важную роль. Если ребенок будет уверенно справляться с заданиями, это поднимет его самооценку и поможет ему активнее включиться в жизнь класса. Дополнительные занятия помогут ему быстро освоить школьную программу и стать увереннее.

Unseen Studio / unsplash.com
Если ребенка обижают в школе, важно действовать быстро и решительно. Буллинг – это не просто проблемы с друзьями, а серьезное насилие, которое может сильно повлиять на психоэмоциональное состояние ребенка. Если в классе наблюдаются следующие проявления, это тревожный сигнал:
- систематические оскорбления, насмешки, придумывание обидных кличек, доведение до слёз;
- порча, кража или выбрасывание вещей;
- физическое насилие (толкания, щипания, удары).
В таких случаях родителям нужно незамедлительно вмешаться. Первым шагом будет разговор с классным руководителем. Если учитель не принимает мер, обращайтесь к школьному психологу и директору. Важно, чтобы взрослые осознавали всю серьезность ситуации и работали над ее устранением в группе детей, так как травля поддерживается именно коллективом, а не одним или двумя обидчиками.
Дома важно поддерживать ребенка, показывать свою любовь и заботу. Не обвиняйте его за происходящее, но и не игнорируйте проблему.
Ошибки родителей в адаптации ребенка к новой школе
Адаптация ребенка в новой школе может стать сложнее, если родители совершают следующие действия:
- Ругают прошлую школу и учителей. Смена школы – это часто решение родителей, а для ребенка это большой стресс. Если родители критикуют прошлую школу, ребенок чувствует, что отрицаются его потребности и чувства, и это может ухудшить его восприятие новой школы.
- Акцентируют внимание на смене школы. Ребенку и так непросто адаптироваться, и постоянные разговоры о том, как было раньше, могут усиливать его стресс и чувство неуверенности. Лучше сосредоточиться на настоящем и будущем, создавая позитивную атмосферу.
- Обесценивают трудности адаптации. Каждый ребенок уникален, и для некоторых детей социализация займет больше времени. Важно поддерживать их, а не принижать их переживания.
- Отбирают гаджеты у ребенка с целью принудительного «живого». Хотя гаджеты действительно могут оказывать влияние на коммуникацию, их запрет не всегда решает проблему. В таких случаях дети часто испытывают стресс, агрессию и обиду, потому что чувствуют, что их лишили возможности общаться так, как им комфортно. Это может привести к ухудшению отношений с взрослыми, которые начинают восприниматься не как поддержка, а как источник проблем. Лучше найти баланс, поддерживая интересы ребенка и помогая ему научиться использовать гаджеты ответственно, при этом поощряя живое общение с окружающими.
Часто задаваемые вопросы об адаптации в новой школе
Стоит ли нанимать репетитора летом для подготовки к новой школе?
Лето – это прежде всего время для отдыха, и каждому ребенку нужен период для восстановления. Однако если он отстает от программы той школы, в которую переходит, можно организовать остаток лета так, чтобы ближе к началу учебного года уделить время для подготовки. Постарайтесь сохранить баланс между отдыхом и занятиями.
По каким признакам можно понять, что ребенок успешно адаптируется к новой школе?
Если ребенок успешно справляется с учебной программой, ходит в школу с удовольствием, завел новых друзей, его сон, аппетит и здоровье в норме, он находится в хорошем настроении и может попросить помощи у учителя или родителей в случае необходимости – можно считать, что адаптация в новой школе проходит успешно.
Что поможет ребенку подружиться с ребятами в новом коллективе?
Лучше всего общаться с одноклассниками в неформальной обстановке, например, во дворе школы или в столовой, где дети чувствуют себя более расслабленно и могут легче раскрыться. Важно быть искренним и открытым. Фальшь легко ощущается, а на честность и открытость дети скорее откликнутся взаимностью.
Помните, что у каждого ребенка адаптация в новой школе проходит по-разному. Это будет зависеть от его характера, атмосферы в классе, профессионализма педагогов и других факторов. Наберитесь терпения и поддерживайте своих детей в этот непростой период.
Изображение на шапке: Jeremy Bishop /unsplash.com