- Проявление школьной дезадаптации детей
- Признаки школьной дезадаптации детей
- Причины школьной дезадаптации детей
- Виды школьной дезадаптации детей
- Последствия школьной дезадаптации детей
- Коррекция школьной дезадаптации детей
- Психологическая диагностика состояния ребенка
- Роль учителя
- Родители
- Семья
- Профилактика школьной дезадаптации детей
- Совет 1. Не спешите
- Совет 2. Развивайтесь, играя
- Совет 3. Готовьтесь к школе
- Совет 4. Посоветуйтесь с психологом
- Часто задаваемые вопросы о школьной дезадаптации детей
- Каковы ранние признаки этой проблемы у младших учеников?
- Влияют ли психоэмоциональные расстройства на дезадаптацию?
- Почему подростки чаще подвержены этому состоянию?
- Есть ли различия в гендерных признаках данной проблемы?
- Может ли смена образовательного учреждения усугубить проблему дезадаптации?
- Нуждается ли ребенок с дезадаптацией в специальном обучении?
- Может ли интенсивная подготовка к экзаменам вызвать дезадаптацию?
- Материалы основаны на следующих источниках:
Что такое? Школьная дезадаптация детей — неспособность ребенка привыкнуть к образовательному учреждению, правилам поведения в учебной среде и распорядку. Она проявляется в виде проблем с усвоением материала, сложностях в установлении контактов с одноклассниками и педагогами, эмоциональной нестабильности.
Как справиться? Важно вовремя распознать признаки проблемы. Способы ее решения зависят от причин дезадаптации, которых множество: от индивидуальных особенностей ребенка до неблагоприятной обстановки в школе. Участие должны принимать учителя, психологи, родители. Роль семьи особенно велика: поддержка и понимание со стороны близких помогут ребенку справиться с трудностями и успешно адаптироваться к школьной жизни.
Проявление школьной дезадаптации детей
Так называется явление, которое характеризуется неприспособленностью ребенка к школьной жизни и учебе в целом. Она часто портит успеваемость, психическое и физическое состояние ребенка.
Время обучения в школе является довольно непростым: в этот период возрастает физическая и умственная нагрузка. Ребенку приходится переживать смену обстановки и режима дня. Все это может вести к возникновению серьезной детской проблемы — школьной «неуспешности».
Понятия неуспеваемости и школьной дезадаптации детей тесно связаны между собой.

Зачастую проявления дезадаптации более всего заметны у детей младшего школьного возраста. Они привыкают к детсадовскому или домашнему укладу. А когда попадают в учебное заведение и начинают жить по четкому распорядку, в котором учителя требуют от них дисциплины, сразу же испытывают сильнейший стресс.
Отсутствие прогресса в знаниях по множеству тем, постоянное перенапряжение, привыкание к новым педагогам — лишь малая толика последствий, которые может ощутить на себе школьник, не подготовленный к учебному процессу, а также его родители. Эта проблема может быть решена, если будет найдена причина и приняты меры.
Школьной и социальной дезадаптацией детей называется их неспособность привыкнуть к учебному заведению, установленным в нем правилам и режиму дня.
Зачастую дети начинают:
- плохо учиться;
- проявлять невнимательность на уроках;
- неудовлетворительно себя вести;
- ссориться с учителями;
- испытывать дискомфорт в общении со сверстниками.
Такая дезадаптация встречается преимущественно у детей младшего школьного возраста. «Синдром первоклассника» характеризуется тем, что ребенок не может адаптироваться к школьной жизни после выпуска из детского сада. Здесь уже нельзя играть, отсутствует тихий час, приходится выполнять домашние задания.
Переживают подобную дезадаптацию и подростки, которые переходят в новую школу или класс. Для сравнения: среди первоклассников встречается всего 7% обладателей такой проблемы, а среди школьников среднего звена — 15%.
Прием заявок до
{date}
Прием заявок до
{date}
Прием заявок до
{date}
Социальная дезадаптация ребенка младшего школьного возраста является в большей степени психологической проблемой. Тем не менее вместо того чтобы вешать ребенку ярлык «психологически неуравновешенный», лучше разобраться в причинах. Любая проблема поддается решению, если вовремя обратить на нее внимание и начать действовать.
Признаки школьной дезадаптации детей
Знаменитые ученые выделили несколько критериев, по которым можно распознать у детей риск школьной дезадаптации или ее наличие. Самыми яркими из них являются:
- ухудшение успеваемости, отсутствие необходимых знаний и умений сообразно возрасту;
- нелюбовь к обучению в целом;
- частые нарушения поведения, не поддающиеся коррекции;
- школьная и социальная дезадаптация детей, вызванная нарушениями работы центральной нервной системы;
- психологические затруднения в приспособлении к окружающей среде, спровоцированные индивидуальными особенностями школьника;
- эпизоды асоциального поведения.
Исходя из этого, определить ее наличие можно по таким признакам, как:
- Сильная усталость и быстрая утомляемость. Ребенок пассивен на уроках, чувствует себя разбитым и постоянно хочет спать.
- Плохая концентрация внимания. Ребенок рассеян, плохо сосредотачивается на чем-либо и отвлекает других.
- Жалобы на самочувствие. Нарушения сна приводят к ухудшению внешнего вида (лицо бледнеет, в пространствепод глазами появляются синяки). Также часто могут наблюдаться:
- мигрени;
- сильные головокружения;
- обмороки;
- носовые кровотечения.
- Отсутствие желания общаться с кем-либо. В основном ребенок:
- становится замкнутым;
- избегает контакта с одноклассниками;
- плохо держит осанку;
- перенапрягается.
- Проблемы с поведением. При дезадаптации школьник:
- не следит за временем и постоянно опаздывает;
- не придерживается принятых в школе правил;
- хамит и оскорбляет учителей, одноклассников;
- дерется.
- Частая тревога. Будучи неуверенным в себе, ребенок начинает бояться школы вплоть до паники.
- Прокрастинация. Школьник имитирует прилежное поведение для родителей, а на самом деле прогуливает уроки. Находясь дома, огромное количество времени проводит за «выполнением заданий».
Случается, что школьная дезадаптация выражается не в проблемах с оценками и дисциплиной, а в отклонениях психогенного характера.
В основном дезадаптация возникает во время переходных периодов. Таковыми являются поступление в школу, перевод из начального звена в среднее, смена учителя или общеобразовательного учреждения, проблемы в семье или отношениях с одноклассниками.
Причины школьной дезадаптации детей
Данная проблема может проявиться как по причине перемен в окружении ребенка (при смене учебной ступени, школы, учителя, неполадках в семье, переезде), так и из-за физиологических трансформаций (прихода пубертатного возраста, который ведет как к перестройке организма, так и к обретению новой роли в социальной среде).
В значительной степени повлиять на школьную дезадаптацию ребенка может и отсутствие мотивации к учебе или ее дефицит, который бывает обусловлен негативным отношением к занятиям в целом.
Чаще всего внешние и внутренние причины детской школьной дезадаптации комбинируются:
- Ребенок не имеет достаточного запаса информации о том, что ждет его в процессе обучения.
- В его знаниях есть пробелы по причине пропуска занятий, из-за чего ему трудно успевать за программой и прогрессом одноклассников.
- Взрослые из окружения школьника возлагают на него слишком большие надежды. Ему сложно оправдывать ожидания родителей и педагогов. Это приводит к эмоциональному перенапряжению и последующей дезадаптации.
- Внутри семьи ребенка слишком сильно опекают, что провоцирует появление неспособности принимать решения самостоятельно, подавление воли. В результате также проявляется дезадаптация.
- Ребенок не может себя дисциплинировать, планировать время. Как итог — ему бывает сложно привыкнуть к жизни по распорядку.
- Выраженная эмоциональность, впечатлительность и различные страхи могут затруднять адаптацию ребенка к школьным будням и общение с коллективом.
- Крайне тяжело проходит привыкание к новым условиям у тех детей, чьи память и внимание недостаточно развиты.
В некоторых случаях главной причиной тяжелой адаптации ребенка к занятиям могут стать проблемы в семье. Случается, родственники школьника тяжело переносят плохую успеваемость и безуспешность ребенка. Сам ученик тоже негативно воспринимает неудачи, так как боится совершить ошибку и получить неодобрение родителей.
Серьезную роль в адаптации детей к школе играют непосредственно педагоги. Иногда учитель просто не знает, как выбрать правильный стиль общения с учеником, из-за чего последний начинает относиться к занятиям негативно.

Наибольшее внимание стоит уделить вопросу адаптации подростков к школе. Становясь старше, они пытаются выделиться из толпы, делая это в основном через внешность, поведение. Довольно сильно влияют на адаптацию школьников к новым условиям и их сверстники. Наиболее остро это проявляется у подростков.
Как только причины школьной дезадаптации выяснены, справиться с ней намного легче.
Виды школьной дезадаптации детей
Педагогика и психология выделяют 5 главных видов этого состояния:
- Когнитивный. Подразумевает плохую успеваемость ребенка и снижение концентрации внимания. В этом случае ему трудно усваивать материал школьной программы.
- Эмоционально-оценочный. Характеризуется пренебрежением к учебе в целом либо к отдельным дисциплинам.
- Поведенческий. При нем школьник часто нарушает дисциплину, игнорирует требования учителя и отказывается взаимодействовать как с ним, так и с классом.
- Соматический. Проявляется частыми болезнями школьника.
- Коммуникативный. При его наличии школьнику сложно находить пути взаимодействия со взрослыми и ровесниками.
Каждый вид школьной дезадаптации ребенка должен корректироваться индивидуально. Часто несостоятельность его в образовательной среде приводит к проблемам в других сферах жизни. Результатом всего этого является общая социальная дезадаптация ребенка, которая делает его нелюдимым, отстраненным.
Последствия школьной дезадаптации детей
Отсутствие привыкания к школьным нормам и правилам может формировать такие устойчивые реакции и состояния, как:
- частые стрессы;
- проблемы со сном;
- нарушения аппетита;
- гормональные перепады;
- головные боли и мигрени;
- кардиологические патологии;
- неадекватное отношение к людям;
- приступы агрессии;
- закрытость, замкнутость;
- стремление разрушать себя.
Коррекция школьной дезадаптации детей
В каждой ситуации порядок действий должен определяться индивидуально. Так или иначе, решать проблему должны совместно родители, учителя и психологи.
Несомненно, ребенку нужна помощь квалифицированного психолога. Он выяснит, в чем причина трудностей его адаптации к школе. Затем оценит психологическое состояние ребенка и поможет решить все имеющиеся проблемы.
Дезадаптация в школьной среде не является проблемой одного ученика. Это целый набор трудностей, которые с помощью специалиста можно прояснить, сформулировать, а затем выработать стратегию решения.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids

Уже скачали 527 человек
Очень важно учитывать все детали: стиль воспитания ребенка и общения его родных, тип нервной системы школьника, его успеваемость, семейные ценности, отношения между ним и учителями/одноклассниками.
Основной принцип работы психолога в данном случае — делать акцент на взаимодействии не только с учеником, но и с его семьей. Ведь до определенного возраста он не может существовать отдельно.
Родителям важно повышать самооценку своего ребенка, знакомить с правилами школьного распорядка, приучать обращаться за помощью и строить планы на будущее.
Для решения проблемы дезадаптации к условиям образовательного учреждения нужны усилия как ученика, так и педагогов, родителей и психологов.
Психологическая диагностика состояния ребенка
Она дает возможность оценить:
- особенности его личности;
- эмоциональный фон;
- взаимоотношения с другими людьми.
Проведенные исследования позволят психологу понять, какова тяжесть ситуации. Он даст советы по решению самых острых проблем.
Роль учителя
Педагогу важно принимать детей любыми, со всеми их минусами и плюсами. Также необходимо понимать, какие проблемы есть у ребенка, отслеживать обстановку в классе и принимать правильные решения.
Родители
Прежде всего, они должны быть опорой и поддержкой для ребенка, и:
- помогать в освоении материала;
- поощрять за успехи;
- участвовать в разборе ошибок;
- совместно решать проблемы и спорные вопросы.
Семья
Любому ребенку важно чувствовать любовь, заботу, внимание и тепло по отношению к себе и в доме в принципе. Полезно иметь общий вид досуга. Например, это может быть:
- спорт и катание на велосипедах;
- рыбалка и походы;
- настольные игры и т. п.
Самым большим источником поддержки для ребенка должна быть семья.
Профилактика школьной дезадаптации детей
Ниже перечислено несколько советов, которые являются первичной профилактикой школьной дезадаптации ребенка.
Совет 1. Не спешите
В основном ребенок полностью подготавливается к учебе в возрасте 7-8 лет. Отдавать его в школу раньше не стоит, чтобы не отнимать возможность побыть маленьким.
Совет 2. Развивайтесь, играя
Для скорого включения ребенка в учебный процесс старайтесь тренировать его память и внимание. Лучше это делать в формате игры. Пробуйте развивать логическое мышление. Ссылки в Сети откроют для вас множество способов, как делать это весело.
Совет 3. Готовьтесь к школе
Говорится в этом случае не только о развитии навыков письма и счета. Расскажите ребенку в подробностях, что его ждет, а также почему учиться — хорошо и обязательно. Играйте с ним в школу, проигрывайте возможные ситуации. Делитесь собственным положительным опытом, так как в адаптации он точно может помочь.
Совет 4. Посоветуйтесь с психологом
Если вы столкнулись с трудностями, нет ничего зазорного в обращении к специалисту, который поможет обнаружить проблему в зачатке и избавиться от нее.
Часто задаваемые вопросы о школьной дезадаптации детей
Избежать проблем с адаптацией к школьному распорядку не всегда возможно, так как все дети уникальны.
Каковы ранние признаки этой проблемы у младших учеников?
Первыми признаками школьной дезадаптации ребенка являются такие проявления, как частая усталость, снижение мотивации к занятиям или ее отсутствие, нежелание посещать образовательное учреждение, агрессия и замкнутость.
Дети могут говорить, что у них сильно болит голова, нет настроения или их обижают одноклассники.
Влияют ли психоэмоциональные расстройства на дезадаптацию?
Конечно же, такие состояния, как тревога, апатия или синдром дефицита внимания и гиперактивности влекут за собой проблемы с концентрацией внимания, мотивацией и интеграцией в социум. Подобные нарушения делают риск дезадаптации детей к школе более высоким.
Почему подростки чаще подвержены этому состоянию?
Предстоящие гормональные и социальные изменения в жизни подростка значительно увеличивают нагрузку на его нервную систему. Ситуацию осложняют новые социальные требования и внутренний кризис идентичности.
У подростка появляются новые обязанности, он ищет себя, на него давят родители, сверстники. Все это делает его уязвимым перед проблемами с адаптацией.
Есть ли различия в гендерных признаках данной проблемы?
Девочкам присущи такие проявления дезадаптации, как внутренние переживания, апатия и тревога. Мальчики же пытаются выплеснуть эмоции в форме агрессии или отрешенности. Это может быть связано со стереотипами, принятыми в обществе, и биологической разностью полов.
Может ли смена образовательного учреждения усугубить проблему дезадаптации?
Из-за перехода в новую школу стресс из-за неприспособленности школьника к незнакомым условиям может только усилиться. Особенно ярко это может проявиться, если адаптация к другим учебным заведениям тоже проходила тяжело. Новые требования, люди и стандарты обучения требуют времени для привыкания.
Нуждается ли ребенок с дезадаптацией в специальном обучении?
Если причиной состояния школьника являются особенности его развития или психологические проблемы, ему, как и подобным детям, предлагается обучение по специальным программам. Они призваны скорректировать поведение и улучшить успеваемость. В комплексе мероприятий по работе с такими детьми имеется работа с педагогом-дефектологом и психологом.
Может ли интенсивная подготовка к экзаменам вызвать дезадаптацию?
Излишний стресс из-за учебы, большие нагрузки и дефицит полноценного отдыха плохо влияют на физическое и психическое здоровье школьника. Непрекращающееся напряжение приводит к быстрой утомляемости, концентрация внимания ухудшается, мотивация падает, тревога растет. Из-за всего этого ученику становится в разы сложнее «влиться» в процесс.
Важно уделять равное количество времени занятиям и отдыху во избежание ухудшения здоровья и плохих оценок.
Тем не менее, последствия можно свести к минимуму, вовремя найдя причину, создав благоприятные условия для учебы и задействовав в процессе родителей. Их задача — поддерживать ребенка, расспрашивать его об успехах и неудачах, помогать с уроками и создать правильный режим дня. Если проблема не решена, лучший выход — консультация психолога.
Материалы основаны на следующих источниках:
- Каган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации //Вопросы психологии. — 1984. — Т. 4. — С. 5-8.
- Петрова Е. Ю. Школьная дезадаптация и педагогические условия ее преодоления //Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2012. — №. 11 (126). — С. 166-169.
- Савина Н. Н. Школьная дезадаптация: природа, структура, причины //Наука и школа. — 2010. — №. 3. — С. 118-121.
Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com