Заказать звонок

Школьная дезадаптация детей: причины, проявления, коррекция

12.05.2025
2864
Время чтения: 10 минут
Обновлено: 12.05.2025
Сохранить статью:
Школьная дезадаптация детей
Содержание
  1. Проявление школьной дезадаптации детей
  2. Признаки школьной дезадаптации детей
  3. Причины школьной дезадаптации детей
  4. Виды школьной дезадаптации детей
  5. Последствия школьной дезадаптации детей
  6. Коррекция школьной дезадаптации детей
  7. Психологическая диагностика состояния ребенка
  8. Роль учителя
  9. Родители
  10. Семья
  11. Профилактика школьной дезадаптации детей
  12. Совет 1. Не спешите
  13. Совет 2. Развивайтесь, играя
  14. Совет 3. Готовьтесь к школе
  15. Совет 4. Посоветуйтесь с психологом
  16. Часто задаваемые вопросы о школьной дезадаптации детей
  17. Каковы ранние признаки этой проблемы у младших учеников?
  18. Влияют ли психоэмоциональные расстройства на дезадаптацию?
  19. Почему подростки чаще подвержены этому состоянию?
  20. Есть ли различия в гендерных признаках данной проблемы?
  21. Может ли смена образовательного учреждения усугубить проблему дезадаптации?
  22. Нуждается ли ребенок с дезадаптацией в специальном обучении?
  23. Может ли интенсивная подготовка к экзаменам вызвать дезадаптацию?
  24. Материалы основаны на следующих источниках:

Что такое? Школьная дезадаптация детей — неспособность ребенка привыкнуть к образовательному учреждению, правилам поведения в учебной среде и распорядку. Она проявляется в виде проблем с усвоением материала, сложностях в установлении контактов с одноклассниками и педагогами, эмоциональной нестабильности.

Как справиться? Важно вовремя распознать признаки проблемы. Способы ее решения зависят от причин дезадаптации, которых множество: от индивидуальных особенностей ребенка до неблагоприятной обстановки в школе. Участие должны принимать учителя, психологи, родители. Роль семьи особенно велика: поддержка и понимание со стороны близких помогут ребенку справиться с трудностями и успешно адаптироваться к школьной жизни.

Проявление школьной дезадаптации детей

Так называется явление, которое характеризуется неприспособленностью ребенка к школьной жизни и учебе в целом. Она часто портит успеваемость, психическое и физическое состояние ребенка.

Время обучения в школе является довольно непростым: в этот период возрастает физическая и умственная нагрузка. Ребенку приходится переживать смену обстановки и режима дня. Все это может вести к возникновению серьезной детской проблемы — школьной «неуспешности».

Понятия неуспеваемости и школьной дезадаптации детей тесно связаны между собой.

Проявление школьной дезадаптации детей
Источник: freepik / freepik.com

Зачастую проявления дезадаптации более всего заметны у детей младшего школьного возраста. Они привыкают к детсадовскому или домашнему укладу. А когда попадают в учебное заведение и начинают жить по четкому распорядку, в котором учителя требуют от них дисциплины, сразу же испытывают сильнейший стресс.

Отсутствие прогресса в знаниях по множеству тем, постоянное перенапряжение, привыкание к новым педагогам — лишь малая толика последствий, которые может ощутить на себе школьник, не подготовленный к учебному процессу, а также его родители. Эта проблема может быть решена, если будет найдена причина и приняты меры.

Школьной и социальной дезадаптацией детей называется их неспособность привыкнуть к учебному заведению, установленным в нем правилам и режиму дня.

Зачастую дети начинают:

  • плохо учиться;
  • проявлять невнимательность на уроках;
  • неудовлетворительно себя вести;
  • ссориться с учителями;
  • испытывать дискомфорт в общении со сверстниками.

Такая дезадаптация встречается преимущественно у детей младшего школьного возраста. «Синдром первоклассника» характеризуется тем, что ребенок не может адаптироваться к школьной жизни после выпуска из детского сада. Здесь уже нельзя играть, отсутствует тихий час, приходится выполнять домашние задания.

Переживают подобную дезадаптацию и подростки, которые переходят в новую школу или класс. Для сравнения: среди первоклассников встречается всего 7% обладателей такой проблемы, а среди школьников среднего звена — 15%.

Прием заявок до 
{date}

Прием заявок до 
{date}

Прием заявок до 
{date}

Социальная дезадаптация ребенка младшего школьного возраста является в большей степени психологической проблемой. Тем не менее вместо того чтобы вешать ребенку ярлык «психологически неуравновешенный», лучше разобраться в причинах. Любая проблема поддается решению, если вовремя обратить на нее внимание и начать действовать.

Признаки школьной дезадаптации детей

Знаменитые ученые выделили несколько критериев, по которым можно распознать у детей риск школьной дезадаптации или ее наличие. Самыми яркими из них являются:

  • ухудшение успеваемости, отсутствие необходимых знаний и умений сообразно возрасту;
  • нелюбовь к обучению в целом;
  • частые нарушения поведения, не поддающиеся коррекции;
  • школьная и социальная дезадаптация детей, вызванная нарушениями работы центральной нервной системы;
  • психологические затруднения в приспособлении к окружающей среде, спровоцированные индивидуальными особенностями школьника;
  • эпизоды асоциального поведения.

Исходя из этого, определить ее наличие можно по таким признакам, как:

  1. Сильная усталость и быстрая утомляемость. Ребенок пассивен на уроках, чувствует себя разбитым и постоянно хочет спать.
  2. Плохая концентрация внимания. Ребенок рассеян, плохо сосредотачивается на чем-либо и отвлекает других.
  3. Жалобы на самочувствие. Нарушения сна приводят к ухудшению внешнего вида (лицо бледнеет, в пространствепод глазами появляются синяки). Также часто могут наблюдаться:
    • мигрени;
    • сильные головокружения;
    • обмороки;
    • носовые кровотечения.
  4. Отсутствие желания общаться с кем-либо. В основном ребенок:
    • становится замкнутым;
    • избегает контакта с одноклассниками;
    • плохо держит осанку;
    • перенапрягается.
  5. Проблемы с поведением. При дезадаптации школьник:
    • не следит за временем и постоянно опаздывает;
    • не придерживается принятых в школе правил;
    • хамит и оскорбляет учителей, одноклассников;
    • дерется.
  6. Частая тревога. Будучи неуверенным в себе, ребенок начинает бояться школы вплоть до паники.
  7. Прокрастинация. Школьник имитирует прилежное поведение для родителей, а на самом деле прогуливает уроки. Находясь дома, огромное количество времени проводит за «выполнением заданий».

Случается, что школьная дезадаптация выражается не в проблемах с оценками и дисциплиной, а в отклонениях психогенного характера.

В основном дезадаптация возникает во время переходных периодов. Таковыми являются поступление в школу, перевод из начального звена в среднее, смена учителя или общеобразовательного учреждения, проблемы в семье или отношениях с одноклассниками.

Причины школьной дезадаптации детей

Данная проблема может проявиться как по причине перемен в окружении ребенка (при смене учебной ступени, школы, учителя, неполадках в семье, переезде), так и из-за физиологических трансформаций (прихода пубертатного возраста, который ведет как к перестройке организма, так и к обретению новой роли в социальной среде).

В значительной степени повлиять на школьную дезадаптацию ребенка может и отсутствие мотивации к учебе или ее дефицит, который бывает обусловлен негативным отношением к занятиям в целом.

Чаще всего внешние и внутренние причины детской школьной дезадаптации комбинируются:

  • Ребенок не имеет достаточного запаса информации о том, что ждет его в процессе обучения.
  • В его знаниях есть пробелы по причине пропуска занятий, из-за чего ему трудно успевать за программой и прогрессом одноклассников.
  • Взрослые из окружения школьника возлагают на него слишком большие надежды. Ему сложно оправдывать ожидания родителей и педагогов. Это приводит к эмоциональному перенапряжению и последующей дезадаптации.
  • Внутри семьи ребенка слишком сильно опекают, что провоцирует появление неспособности принимать решения самостоятельно, подавление воли. В результате также проявляется дезадаптация.
  • Ребенок не может себя дисциплинировать, планировать время. Как итог — ему бывает сложно привыкнуть к жизни по распорядку.
  • Выраженная эмоциональность, впечатлительность и различные страхи могут затруднять адаптацию ребенка к школьным будням и общение с коллективом.
  • Крайне тяжело проходит привыкание к новым условиям у тех детей, чьи память и внимание недостаточно развиты.

В некоторых случаях главной причиной тяжелой адаптации ребенка к занятиям могут стать проблемы в семье. Случается, родственники школьника тяжело переносят плохую успеваемость и безуспешность ребенка. Сам ученик тоже негативно воспринимает неудачи, так как боится совершить ошибку и получить неодобрение родителей.

Серьезную роль в адаптации детей к школе играют непосредственно педагоги. Иногда учитель просто не знает, как выбрать правильный стиль общения с учеником, из-за чего последний начинает относиться к занятиям негативно.

Причины школьной дезадаптации детей
Источник: freepik / freepik.com

Наибольшее внимание стоит уделить вопросу адаптации подростков к школе. Становясь старше, они пытаются выделиться из толпы, делая это в основном через внешность, поведение. Довольно сильно влияют на адаптацию школьников к новым условиям и их сверстники. Наиболее остро это проявляется у подростков.

Как только причины школьной дезадаптации выяснены, справиться с ней намного легче.

Виды школьной дезадаптации детей

Педагогика и психология выделяют 5 главных видов этого состояния:

  1. Когнитивный. Подразумевает плохую успеваемость ребенка и снижение концентрации внимания. В этом случае ему трудно усваивать материал школьной программы.
  2. Эмоционально-оценочный. Характеризуется пренебрежением к учебе в целом либо к отдельным дисциплинам.
  3. Поведенческий. При нем школьник часто нарушает дисциплину, игнорирует требования учителя и отказывается взаимодействовать как с ним, так и с классом.
  4. Соматический. Проявляется частыми болезнями школьника.
  5. Коммуникативный. При его наличии школьнику сложно находить пути взаимодействия со взрослыми и ровесниками.

Каждый вид школьной дезадаптации ребенка должен корректироваться индивидуально. Часто несостоятельность его в образовательной среде приводит к проблемам в других сферах жизни. Результатом всего этого является общая социальная дезадаптация ребенка, которая делает его нелюдимым, отстраненным.

Последствия школьной дезадаптации детей

Отсутствие привыкания к школьным нормам и правилам может формировать такие устойчивые реакции и состояния, как:

  • частые стрессы;
  • проблемы со сном;
  • нарушения аппетита;
  • гормональные перепады;
  • головные боли и мигрени;
  • кардиологические патологии;
  • неадекватное отношение к людям;
  • приступы агрессии;
  • закрытость, замкнутость;
  • стремление разрушать себя.

Коррекция школьной дезадаптации детей

В каждой ситуации порядок действий должен определяться индивидуально. Так или иначе, решать проблему должны совместно родители, учителя и психологи.

Несомненно, ребенку нужна помощь квалифицированного психолога. Он выяснит, в чем причина трудностей его адаптации к школе. Затем оценит психологическое состояние ребенка и поможет решить все имеющиеся проблемы.

Дезадаптация в школьной среде не является проблемой одного ученика. Это целый набор трудностей, которые с помощью специалиста можно прояснить, сформулировать, а затем выработать стратегию решения.

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

1742235166.png

Александра Платчихина

Методист Академии Ukids

SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

1742235465.png

Уже скачали 527 человек

SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга

Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям. 

Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день. 
И подготовили материалы, которые действительно работают. 

1742234616.png

Александра Платчихина

Методист академии Ukids

1742234789.png

Уже скачали 527 человек

Очень важно учитывать все детали: стиль воспитания ребенка и общения его родных, тип нервной системы школьника, его успеваемость, семейные ценности, отношения между ним и учителями/одноклассниками.

Основной принцип работы психолога в данном случае — делать акцент на взаимодействии не только с учеником, но и с его семьей. Ведь до определенного возраста он не может существовать отдельно.

Родителям важно повышать самооценку своего ребенка, знакомить с правилами школьного распорядка, приучать обращаться за помощью и строить планы на будущее.

Для решения проблемы дезадаптации к условиям образовательного учреждения нужны усилия как ученика, так и педагогов, родителей и психологов.

Психологическая диагностика состояния ребенка

Она дает возможность оценить:

  • особенности его личности;
  • эмоциональный фон;
  • взаимоотношения с другими людьми.

Проведенные исследования позволят психологу понять, какова тяжесть ситуации. Он даст советы по решению самых острых проблем.

Роль учителя

Педагогу важно принимать детей любыми, со всеми их минусами и плюсами. Также необходимо понимать, какие проблемы есть у ребенка, отслеживать обстановку в классе и принимать правильные решения.

Родители

Прежде всего, они должны быть опорой и поддержкой для ребенка, и:

  • помогать в освоении материала;
  • поощрять за успехи;
  • участвовать в разборе ошибок;
  • совместно решать проблемы и спорные вопросы.

Семья

Любому ребенку важно чувствовать любовь, заботу, внимание и тепло по отношению к себе и в доме в принципе. Полезно иметь общий вид досуга. Например, это может быть:

  • спорт и катание на велосипедах;
  • рыбалка и походы;
  • настольные игры и т. п.

Самым большим источником поддержки для ребенка должна быть семья.

Профилактика школьной дезадаптации детей

Ниже перечислено несколько советов, которые являются первичной профилактикой школьной дезадаптации ребенка.

Совет 1. Не спешите

В основном ребенок полностью подготавливается к учебе в возрасте 7-8 лет. Отдавать его в школу раньше не стоит, чтобы не отнимать возможность побыть маленьким.

Совет 2. Развивайтесь, играя

Для скорого включения ребенка в учебный процесс старайтесь тренировать его память и внимание. Лучше это делать в формате игры. Пробуйте развивать логическое мышление. Ссылки в Сети откроют для вас множество способов, как делать это весело.

Совет 3. Готовьтесь к школе

Говорится в этом случае не только о развитии навыков письма и счета. Расскажите ребенку в подробностях, что его ждет, а также почему учиться — хорошо и обязательно. Играйте с ним в школу, проигрывайте возможные ситуации. Делитесь собственным положительным опытом, так как в адаптации он точно может помочь.

Совет 4. Посоветуйтесь с психологом

Если вы столкнулись с трудностями, нет ничего зазорного в обращении к специалисту, который поможет обнаружить проблему в зачатке и избавиться от нее.

Часто задаваемые вопросы о школьной дезадаптации детей

Избежать проблем с адаптацией к школьному распорядку не всегда возможно, так как все дети уникальны.

Каковы ранние признаки этой проблемы у младших учеников?

Первыми признаками школьной дезадаптации ребенка являются такие проявления, как частая усталость, снижение мотивации к занятиям или ее отсутствие, нежелание посещать образовательное учреждение, агрессия и замкнутость.

Дети могут говорить, что у них сильно болит голова, нет настроения или их обижают одноклассники.

Влияют ли психоэмоциональные расстройства на дезадаптацию?

Конечно же, такие состояния, как тревога, апатия или синдром дефицита внимания и гиперактивности влекут за собой проблемы с концентрацией внимания, мотивацией и интеграцией в социум. Подобные нарушения делают риск дезадаптации детей к школе более высоким.

Почему подростки чаще подвержены этому состоянию?

Предстоящие гормональные и социальные изменения в жизни подростка значительно увеличивают нагрузку на его нервную систему. Ситуацию осложняют новые социальные требования и внутренний кризис идентичности.

У подростка появляются новые обязанности, он ищет себя, на него давят родители, сверстники. Все это делает его уязвимым перед проблемами с адаптацией.

Есть ли различия в гендерных признаках данной проблемы?

Девочкам присущи такие проявления дезадаптации, как внутренние переживания, апатия и тревога. Мальчики же пытаются выплеснуть эмоции в форме агрессии или отрешенности. Это может быть связано со стереотипами, принятыми в обществе, и биологической разностью полов.

Может ли смена образовательного учреждения усугубить проблему дезадаптации?

Из-за перехода в новую школу стресс из-за неприспособленности школьника к незнакомым условиям может только усилиться. Особенно ярко это может проявиться, если адаптация к другим учебным заведениям тоже проходила тяжело. Новые требования, люди и стандарты обучения требуют времени для привыкания.

Нуждается ли ребенок с дезадаптацией в специальном обучении?

Если причиной состояния школьника являются особенности его развития или психологические проблемы, ему, как и подобным детям, предлагается обучение по специальным программам. Они призваны скорректировать поведение и улучшить успеваемость. В комплексе мероприятий по работе с такими детьми имеется работа с педагогом-дефектологом и психологом.

Может ли интенсивная подготовка к экзаменам вызвать дезадаптацию?

Излишний стресс из-за учебы, большие нагрузки и дефицит полноценного отдыха плохо влияют на физическое и психическое здоровье школьника. Непрекращающееся напряжение приводит к быстрой утомляемости, концентрация внимания ухудшается, мотивация падает, тревога растет. Из-за всего этого ученику становится в разы сложнее «влиться» в процесс.

Важно уделять равное количество времени занятиям и отдыху во избежание ухудшения здоровья и плохих оценок.

Тем не менее, последствия можно свести к минимуму, вовремя найдя причину, создав благоприятные условия для учебы и задействовав в процессе родителей. Их задача — поддерживать ребенка, расспрашивать его об успехах и неудачах, помогать с уроками и создать правильный режим дня. Если проблема не решена, лучший выход — консультация психолога.

Материалы основаны на следующих источниках:

  • Каган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации //Вопросы психологии. — 1984. — Т. 4. — С. 5-8.
  • Петрова Е. Ю. Школьная дезадаптация и педагогические условия ее преодоления //Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2012. — №. 11 (126). — С. 166-169.
  • Савина Н. Н. Школьная дезадаптация: природа, структура, причины //Наука и школа. — 2010. — №. 3. — С. 118-121.

Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com

Вам также может понравиться
Правила кибербезопасности для детей

Правила кибербезопасности для детей

Что такое? Кибербезопасность для детей – не более, чем сложн...

Ребенок врет: что делать родителям

Ребенок врет: что делать родителям

О чем речь? Ситуация, когда ребенок врет — неизбежна, ведь в...

Развитие восприятия у детей: способы и упражнения

Развитие восприятия у детей: способы и упражнения

О чем речь? Развитие восприятия у детей происходит поэтапно ...

Послушный ребенок: хорошо это или плохо?

Послушный ребенок: хорошо это или плохо?

О чем речь? Послушный ребенок — мечта многих родителей. Одна...

Недовольный ребенок: как себя ведет и чем ему помочь

Недовольный ребенок: как себя ведет и чем ему помочь

Как себя ведет? Недовольный ребенок отказывается завтракать ...

Логическая память: особенности и способы развития

Логическая память: особенности и способы развития

Что это? Логическая память основана на установлении смысловы...

Как помочь ребенку учиться и не перегнуть палку
30.05.2025

Как помочь ребенку учиться и не перегнуть палку

Как помочь ребенку учиться? Делать это с криками ни к чему х...

Как подготовиться к экзамену: с чего начать и как запомнить информацию быстро
30.05.2025

Как подготовиться к экзамену: с чего начать и как запомнить информацию быстро

Как подготовиться к экзамену? Главное – правильно распредели...

Как успокоить плачущего ребенка: от причины к решению проблемы

Как успокоить плачущего ребенка: от причины к решению проблемы

Как успокоить плачущего ребенка? Прежде всего нужно узнать п...

Забрать подарок

Забрать подарок

7 дней обучения в
Академии ЮКидс
Получить бесплатно