- Основные учебные проблемы школьников
- Индивидуальные особенности развития интеллектуальных способностей
- Пробелы в знаниях
- Завышенные ожидания и давление
- Непослушание из-за неумения следовать правилам
- Конфликты в школе
- Отсутствие интереса к обучению
- Как родители могут поддержать ребенка
- Часто задаваемые вопросы об учебных проблемах школьников
- Почему у ребенка плохая успеваемость?
- Надо ли родителям помогать выполнять домашнее задание ребенку?
- Как повысить успеваемость ребенка?
- Как поддержать подростка, когда у него проблемы с учебой?
- Что делать, если не получается определить причину учебных проблем у младших или старших школьников?
- Материалы основаны на следующих источниках:
С чем связаны? Учебные проблемы школьников часто вызывают беспокойство у родителей. Их основные причины в недостатке мотивации, стрессе из-за высоких ожиданий, а также трудностях с концентрацией внимания.
Что делать? Поддержка родителей играет ключевую роль в преодолении этих проблем. Главное — быть внимательными к нуждам ребенка и помогать ему развиваться в комфортной для него среде.
Основные учебные проблемы школьников
Практически каждый школьник сталкивается с какими-либо проблемами во время учебного процесса. Они имеют свойство накапливаться, образуя замкнутый круг: плохие оценки ведут к снижению самооценки, стрессам, еще большим трудностям в учебе. Чтобы разорвать его, необходимо внимательно проанализировать ситуацию и определить корень проблемы. Остановимся на нескольких ключевых аспектах.
Индивидуальные особенности развития интеллектуальных способностей
Каждый ребенок уникален. Уровень развития памяти, внимания, мышления, а также скорость обработки информации — все это индивидуально. Один ребенок легко усваивает материал, другой нуждается в большем времени и дополнительных усилиях.
Кто-то прикладывает минимальные усилия и учится на «отлично», а кому-то приходится потрудиться, чтобы получить оценки 3 или 4. Неспособность ребенка соответствовать среднему темпу обучения не означает его недоразвитие или лень. Это лишь индивидуальная особенность.

Это нормально, если ребенку, которому дается лучше математика, возникают проблемы с русским, у кого тяга к творчеству — проблемы с точными науками. За разные способности отвечают разные полушария головного мозга, нельзя из гуманитария сделать технаря.
Если вы подозреваете, что учебные проблемы школьника обусловлены его особенностями развития, например — если концентрация внимания, отвлекаемость и быстрая утомляемость присутствует на всех уроках, это вы замечаете не только в школе а и в повседневной жизни — забывает что надо сделать, рассеянный, то это точно повод для обращения к нейропсихологу.
Специалисты проведут диагностику, определят сильные и слабые стороны ребенка и разработают индивидуальную программу обучения и поддержки, учитывающую его когнитивные особенности. Это может включать в себя адаптацию учебного процесса, специальные методики обучения, а также развитие необходимых навыков.
Пробелы в знаниях
Это одна из самых распространенных причин учебных проблем, особенно у младших школьников. Детям в начальной школе сложнее «догнать» одноклассников, если какой-то материал был пропущен. Ребенок, не усвоивший базовые знания по предмету, будет испытывать все большие сложности с освоением нового материала.
Пробелы могут быть следствием частых пропусков занятий по болезни или другим причинам, а также медленного темпа усвоения информации. В любом случае, если пробелов много, это приводит к нарастающему чувству бессилия и отставанию от программы.
Систематическое повторение пройденного материала, дополнительные занятия с репетитором или использование онлайн-ресурсов помогут улучшить ситуацию.
Завышенные ожидания и давление
Стремление родителей к тому, чтобы их ребенок хорошо учился, участвовал в олимпиадах и получал «пятерки», вполне естественно. Однако завышенные требования и постоянное давление могут привести к обратному эффекту.
Прием заявок
до: 14.04
Ребенок, чувствуя постоянную необходимость соответствовать ожиданиям родителей, испытывает стресс, теряет мотивацию и уверенность в себе. Усугубляют ситуацию постоянные замечания и наказания за плохие оценки.
Если за оценки мы и не ругаем, но в целом делаем акцент на оценке, а не хвалим ребенка за его: трудолюбие, умение справляться с трудностями — то есть даем содержательную обратную связь из которой ребенок может про себя узнать не только то, что он молодец, а почему, то это тоже про завышенные ожидания и фиксация на результате. Ты не плохой, но и не хороший.
Создайте поддерживающую и доброжелательную атмосферу. Фокусируйтесь на усилиях ребенка, а не только на результатах. Так вы поможете ему понять, то его любят и ценят независимо от оценок.
Непослушание из-за неумения следовать правилам
Неспособность следовать правилам — распространенная проблема, требующая индивидуального подхода в каждом отдельном случае. Важно понимать, что за внешне похожим поведением могут скрываться совершенно разные причины.
Одни дети просто не хотят подчиняться, другие физически не могут контролировать свои импульсы. Такое бывает, если ребенок гиперактивен, у него есть нарушение внимания, СДВГ или какие-либо неврологические расстройства. В таких случаях педагогических и психологических методов недостаточно.
Необходима комплексная помощь, включающая консультации и лечение у специалистов: невролога, психиатра, психолога. Задача родителей и педагогов — создать поддерживающую среду, адаптировать учебный процесс к особенностям ребенка и сотрудничать с медицинскими специалистами.
Если же ребенок просто не хочет слушаться, здесь причина кроется в недостаточной мотивации, отсутствии понимания правил или их значимости, а также в проблемах с саморегуляцией. Работа с такими детьми требует терпения и системного подхода.
В частности, необходимо сформировать позитивное отношение к правилам, поработать над самооценкой и принятием, пересмотреть систему правил и способ мотивации с учетом интересов и потребностей ребенка.
Важно помнить, что работа по изменению поведения может занять длительное время и потребует тесного сотрудничества родителей, педагогов и, возможно, детского психолога.
Конфликты в школе
Конфликты в школе — это явление, с которыми чаще сталкиваются родители подростков. Дело в том, что среди учеников начальной школы ссоры возникают из-за непонимания, неумения договариваться или конкуренции за внимание учителя. Это возраст, когда авторитет учителя очень высок. И, как правило, педагог решает большую часть проблем самостоятельно. Все сводится к разъяснению правил поведения и развитию навыков коммуникации.

В подростковом возрасте приоритеты меняются. В центре внимания — социальный статус среди сверстников, признание и авторитет в группе. Успеваемость и мнение учителя отходят на второй план. Конфликты часто носят более сложный характер и могут быть связаны с противостоянием авторитетам, стремлением к независимости, проверкой границ дозволенного.
Следовательно, и решение проблем требует более глубокой работы с подростком, понимания его потребностей и формирования навыков конструктивного разрешения конфликтов, а также установления доверительных отношений с учителями.
В любом случае эффективное решение проблем поведения и конфликтов в школе требует индивидуального подхода, учета возрастных особенностей и тесного сотрудничества родителей, педагогов и специалистов. Раннее выявление учебных проблем школьников и своевременное обращение за помощью — залог успешной адаптации ребенка в школьной среде.
Отсутствие интереса к обучению
Дети по своей природе крайне любопытны и любознательны, поэтому отсутствие интереса редко является самостоятельной проблемой. Чаще всего это следствие различных трудностей, связанных со школой.
Причинами могут быть неудачи, конфликты с одноклассниками или учителями, частая критика со стороны родителей и постоянное ощущение собственной неполноценности по сравнению с другими. В общем все то, о чем речь шла ранее. Поэтому важно определить первичные причины этой проблемы и сосредоточиться на их решении.
Для эффективной помощи ребенку необходимо проанализировать, какие факторы привели к плохим оценкам и проблемам в школе. В зависимости от ситуации могут потребоваться разные методы. Как правило, в большинстве случаев трудности не одиночные, а представляют собой комплекс взаимосвязанных факторов, требующий поэтапного подхода к решению.
Все нужно прорабатывать постепенно, помогая ребенку сформировать новое восприятие себя и развивать новые формы поведения. При этом следует учитывать, что чем дольше существует проблема, тем сложнее и длительнее будет ее решение.
Как родители могут поддержать ребенка
Важнейшее правило для родителей, чьи дети столкнулись с проблемами в школе: дайте ребенку безусловную любовь. Даже если кажется, что ваше чадо превратилось в агрессивный комок нервов, это лишь сигнал о том, что он нуждается в вашем тепле как никогда.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет
Травля в школе? Проверенный план действий, как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids

Уже скачали 527 человек
5 вещей, за которые ваш ребенок будет благодарен вам через 10 лет

Кроме того, дети не всегда понимают настроение родителей. Взрослый может ругаться и повышать голос из-за раздражения, неконтролируемой злости, обиды или даже бессилия. А дети воспринимают это так, что их больше не любят.
Вот несколько шагов и правил, которые помогут поддержать ребенка и помочь ему преодолеть учебные проблемы школьников:
- Состояние ребенка важнее оценок.
Многие родители, приходя вечером с работы, ограничиваются стандартным набором вопросов: «Как дела в школе? Что получил сегодня?». Из-за этого у ребенка может сложиться ощущение, что его «двойки» или «пятерки» в дневнике важнее его эмоций, чувств, переживаний.
Старайтесь обсуждать с ним различные темы, а не только учебу. То, что происходит у него внутри, гораздо важнее. Например, задавайте вопросы: “Что сегодня больше всего понравилось в школе?”, “Во что играли на перемене?”, “Как дела с твоей подругой — сумел рассказать ей свои идеи для каникул?”
- Всегда быть ЗА своего ребенка.
Дети должны знать, что родители его поддержат и защитят независимо от ситуации. Чем труднее ситуация, тем важнее поддержка.
- Интересуйтесь переживаниями ребенка, задавайте вопросы, инициируйте разговоры по душам.
Вспомните, как вы переживали свои школьные проблемы. Что вам тогда хотелось услышать от родителей? Какую поддержку получить? О чем поговорить? Возьмите за правило слушать детей, и они сами расскажут о своих трудностях.
- Сформируйте правильное отношение к неудачам.
Объясните ребенку, что неудачи — это проблемы, которые можно решать вместе. Помогите ему увидеть ошибки как часть обучения.
- Научите преодолевать страхи.
Помогите ребенку справиться с такими из них, как страх начать новое дело или получить негативную оценку. Покажите на своем примере экологичное поведение, если столкнулись с чем-то подобным.
- Вообще почаще руководствуйтесь собственным примером.
Демонстрируйте, как справляться с заданиями, которые могут казаться скучными, а также учите ребенка отдыхать и поощрять себя при любом прогрессе.
- Создайте условия для учебы.
Обратите внимание на режим дня и рабочее место ребенка. Убедитесь, что ему удобно сидеть за столом, что комната хорошо освещена. Особенно важно правильно организовать пространство для левшей.
Эти меры помогут ребенку чувствовать себя уверенно, что положительно скажется на его учебной деятельности и эмоциональном состоянии. И главное — ему будет интересно учиться.

Хотя, конечно, многое зависит от учителя. Бывает так, что педагог преподносит материал монотонно, сухо, однообразно. Либо тема слишком скучная и непонятная. В этом случае на помощь могут прийти родители.
Попробуйте заинтересовать школьника, показав, например, как эти знания могут пригодиться в жизни. Как вариант, вы можете посетить научное шоу, мастер-класс, экскурсию, интерактивное занятие, какую-либо реконструкцию, выставку или круглый стол.
И еще совет для родителей: почаще вспоминайте, как вы сами были школьниками. То, что вам сегодня кажется чем-то незначительным, тогда ощущалось как огромная проблема. Поэтому не обесценивайте переживания ребенка.
Ему как никогда нужны поддержка и принятие. Создание атмосферы понимания, безусловной любви и уверенности в том, что дома помогут разобраться в любой ситуации, является залогом успешного и спокойного обучения в школе.
Часто задаваемые вопросы об учебных проблемах школьников
Современные дети сталкиваются с разными трудностями, которые могут оказать влияние на их успеваемость и восприятие учебы.
Почему у ребенка плохая успеваемость?
Как правило, все индивидуально. В числе причин может быть индивидуальный уровень развития способностей, пробелы в знаниях по основным предметам и медленный темп усвоения информации. Для более глубокого анализа ситуации рекомендуется обратиться к детскому психологу, который поможет выявить конкретные проблемы.
Надо ли родителям помогать выполнять домашнее задание ребенку?
Родители должны контролировать выполнение домашних заданий и давать полезные советы. До тех пор, пока данная ноша будет непосильно ребенку. Цель родителя — помочь ребенку научиться самостоятельно учиться.
Важно помочь организовать рабочее пространство, выделить время на учебу и создать поддерживающую атмосферу. Однако следует избегать выполнения заданий за ребенка, чтобы не подрывать его самостоятельность и ответственность за учебу.
Как повысить успеваемость ребенка?
Необходимо создать здоровую атмосферу и наладить коммуникацию. Для этого вовремя хвалите за достижения и указывайте на области, требующие улучшения. Позаботьтесь о режиме, чтобы школьник учился планировать свое время. Создайте удобное рабочее место, а также позаботьтесь об удовлетворении базовых потребностей (сон и сбалансированное питание).
Как поддержать подростка, когда у него проблемы с учебой?
- Поговорите по душам, чтобы он выговорил все свои эмоции и переживания. Ни в коем случае не отчитывайте и не осуждайте.
- Отнеситесь серьезно и с понимание к тому, чем ребенок с вами поделился.
- Предложите советы или помощь, обсудите варианты решения проблемы.
- Будьте терпимы и тактичны.
- Вдумчиво выбирайте слова, учитывая возраст и эмоциональное состояние ребенка. Поставьте себя на место ребенка. Что бы вам хотелось услышать? А что бы еще сильнее расстроило или разозлило?
- Следите за его эмоциональным состоянием и действиями, но соблюдайте личные границы и позволяйте подростку принимать решения самостоятельно.
Что делать, если не получается определить причину учебных проблем у младших или старших школьников?
Лучше всего не затягивать и обратиться за помощью к профессионалу: учителю, психологу или неврологу. Эксперты помогут лучше понять ситуацию и найти варианты решения проблемы.
Тем не менее образовательные учреждения открывают перед ними двери в многогранный мир, способствуя развитию самостоятельности и ответственности, а также помогая определиться с призванием и местом в жизни. Поэтому крайне важно, чтобы школьные годы вашего ребенка были наполнены событиями и оставили лишь добрые воспоминания.
Материалы основаны на следующих источниках:
- Давыдов В. В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования //Вопросы психологии. — 1991. — Т. 6. — С. 5-14.
- Зайцев С. В. Проблемы развития учебной самостоятельности младших школьников //Психологическая наука и образование. — 2019. — Т. 24. — №. 2. — С. 50-58.
- Ивошина Т. Г., Шварева Л. В. Формирование учебной самостоятельности школьников. История проблемы //Известия Пензенск
Изображение в шапке статьи: creativeart / freepik.com