- Почему важно развивать финансовую грамотность у детей
- Как развивать финансовую грамотность детей дошкольного возраста
- Рассказывайте о новых понятиях
- Покажите на своем примере
- Учите на конкретных ситуациях
- Покажите наглядно
- Соблюдайте правила
- Финансовая грамотность для детей школьного возраста
- Учащиеся начальной школы
- Учащиеся средней школы
- Учащиеся старшей школы
- Игры для детей на развитие финансовой грамотности
- «Разменяйте»
- «Платное — бесплатное»
- «Определи лучшую цену»
- «Ручейки»
- «Мой бюджет»
- Часто задаваемые вопросы о финансовой грамотности для детей
- В каком возрасте следует начать обучать ребенка финансовой грамотности?
- Какие книги о финансовой грамотности для детей можно почитать?
- Какие настольные игры для повышения уровня финансовой грамотности стоит выбрать?
- Материалы основаны на следующих источниках:
О чем речь? Финансовая грамотность для детей преподается в школе. Дисциплина учит распоряжаться деньгами, планировать покупки, избегать ненужных трат и брать ответственность за потраченные средства. Начинать разговаривать с ребенком о ценности денег стоит с дошкольного возраста — уже в три года он способен понять, откуда берутся вещи дома и какую стоимость они имеют.
Как развить? В первую очередь дети смотрят на личный пример родителей — у них должны быть сформированы здоровые отношения с деньгами. Чтобы ребенку было проще разобраться в финансах, следует чаще использовать наличные купюры, предоставлять чаду возможность самому совершать операции с ними и играть в совместные игры на развитие финансовой грамотности.
Почему важно развивать финансовую грамотность у детей
Некоторые люди стабильно зарабатывают, но не понимают, куда исчезают их деньги. Проблема не в том, сколько средств приносит любимое дело, а в неумении управляться с бюджетом. Неуемные траты, отсутствие накоплений, страх перед инвестированием — все это не позволяет человеку разбогатеть.
Финансовая грамотность дает массу инструментов и знаний, которые нужны для того, чтобы правильно управлять доходами и расходами, не тратить средства по пустякам, не участвовать в сомнительных сделках.

Не стоит путать это понятие со стремлением экономить. Предпринимательской деятельностью такой жизненный подход тоже не назовешь. Ведь финансовая грамотность не учит зарабатывать, она дает основы управления своим бюджетом.
Если человек живет от зарплаты до зарплаты, постоянно выплачивает проценты по кредитам или вкладывается в сомнительные финансовые пирамиды, значит, он имеет неверное представление о деньгах.
В основе финансовой грамотности лежит понимание, что перед совершением каждой покупки нужно подумать. Такие жизненные принципы лучше закладывать в детстве, чтобы они вошли в привычку. Семья на своем примере покажет, как можно обращаться с деньгами.
Основы финансовой грамотности для детей нужны для того, чтобы:
- ребенок понял, откуда берутся деньги, какие способы заработка существуют;
- дети умели пользоваться личными деньгами, откладывать их с целью купить что-то для себя;
- ребенок имел общее представление об экономике, знал, что такое кредитование, инвестиции, зачем платить налоги и откладывать на будущее;
- у детей возникла ответственность за свои решения, связанные с тратой денег, и сформировалось умение совершать осознанные покупки.
Как развивать финансовую грамотность детей дошкольного возраста
Конечно, с ранних лет рекомендуется начать объяснять детям, что такое деньги. Если малыш уже обладает причинно-следственным типом мышления, с ним можно общаться на доступном языке с помощью простых понятий.
Например, деньги следует описывать через игрушки, процесс обмена будет служить способом совершать покупки в магазине. Во время игры ребенку следует рассказать, что деньги берутся на работе, а в магазине их тратят на необходимые покупки.
Прием заявок до
{date}
Прием заявок до
{date}
Прием заявок до
{date}
Малышу можно деликатно объяснить, что такое отсутствие средств, например, использовать фразу «денег нет», когда ребенок будет все время требовать совершить обмен игрушками. Так он поймет, что средства рано или поздно кончаются, а значит, их следует экономить.
Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста — особая «наука», нужно научиться разговаривать с малышами о деньгах.
Родители могут своим примером показывать, что с финансами нужно обращаться бережно и вдумчиво. Понимание финансовой грамотности для детей-дошкольников может быть трудным занятием.
Известно, что через взрослых дети познают мир, поэтому денежные привычки передаются по наследству. Если вы все время говорите «мы не можем это себе позволить», «честные люди не бывают богатыми», то формируете такое отношение к деньгам у своих отпрысков. В будущем им придется столкнуться с этими установками, что способно помешать зарабатывать и копить.
Рассмотрим приемы, по мнению экспертов, могут помочь сформировать основы финансовой грамотности у детей.
Рассказывайте о новых понятиях
Каждый день можно знакомить малыша с незнакомыми словами, например, доступно объяснять, что такое «кредит», «банк», «тратить», «откладывать». Со временем эти слова будут усвоены ребенком, он начнет использовать их в обиходе.
Например, он начнет интересоваться, как папа или мама зарабатывают, что планируют купить, а на какие вещи хотят откладывать средства.
Покажите на своем примере
Если вы все время ругаетесь с родственниками из-за денег, ребенок будет думать, что ничего хорошего финансы не приносят. Поэтому будьте благоразумны и сдержанны при разговоре о деньгах.
Покажите, что ничего страшного в том, чтобы подумать перед покупкой, нет. Подавайте здоровый пример обращения с деньгами.
Учите на конкретных ситуациях
Например, в магазине нужно не просто говорить, сколько стоит игрушка, а вместе вытащить купюры и посчитать их, затем можно позволить ребенку передать деньги кассиру, взять сдачу. Такой ритуал поможет отложить в голове малыша конкретное действие, он запомнит его лучше, чем долгий разговор.
Покажите наглядно
Дайте ребенку монеты, купюры, банковскую карточку. Пусть он попробует совершить покупку, так он поймет, как фокусироваться на цели и совершать конкретное действие. Вместе положите деньги в коробку, чтобы ребенок осознал, как копить средства.
Соблюдайте правила
Дети ориентируются на родителей. Если вы сами не выполняете требования, о которых говорите, то ребенок не сможет научиться грамотному обращению с деньгами.
Если малыш еще ходит в детский сад, то хорошо, если там ему тоже дадут базовые знания из области финансовой грамотности. В некоторых дошкольных учреждениях разработаны и действуют специальные программы обучения финансовой грамотности для детей или проходят тематические занятия.
Финансовая грамотность для детей школьного возраста
Теперь посмотрим, что стоит изучать из области финансовой грамотности для детей начальной школы. Первоклассникам какие-то знания передадут учителя, а вот родителям стоит подключиться и продолжить общение со своими детьми в игровой форме.
Учащиеся начальной школы
В начальной школе можно позволить ребенку освоить программу финансовой грамотности. Здесь показывают, как вести учет доходов и расходов. Важно, чтобы у ребенка были наглядные пособия и возможность создавать коллажи, для этого пригодятся маркеры, цветные ручки, блокноты, стикеры и яркие картинки.
Финансовая грамотность для детей лучше осваивается через игру. Пригодятся книги и фильмы. В развлекательной форме можно поведать об основах сохранения бюджета. Это может быть сказка или интерактивное задание с наглядными пособиями. Важно после теории на практике показать, какие ситуации, связанные с деньгами, бывают у взрослых людей.
Такой пример: вы создаете ситуацию, когда даете ребенку игрушечные деньги, ему нужно распределить их по дням, чтобы хватило на неделю. Затем помогайте детям создать успешную финансовую стратегию, чтобы они смогли не просто сохранить средства, но и отложить на желаемую покупку.
Можно предложить вложить деньги в «воображаемый» банк, где средства превращаются во вклад. Таким образом их сумма будет удвоена.
Постепенно ребенок начнет понимать по аналогии, как обращаться уже с настоящими деньгами. Если школьник будет совершать ошибки при учете, не ругайте его, а объясняйте, как избежать неприятного опыта в будущем.

После практики можно показать, как пользоваться финансовыми инструментами. Например, завести ребенку его первую дебетовую карту, сегодня некоторые банки дают такую возможность, при этом родители строго контролируют все операции школьника, отслеживать данные можно через онлайн-приложение или интернет-банкинг.
Учащиеся средней школы
В средней школе подход будет значительно сложнее, чем в начальной. Уроки финансовой грамотности входят в программу, теперь дети сами готовы рассказать, в чем заключается процесс траты и накопления средств. Школьники ориентируются в базовых понятиях.
Важно научить детей быть самостоятельными. Например, можно купить ребенку копилку и предложить самому собрать деньги на желаемую вещь, таким образом развивается финансовая грамотность для детей.
В этом возрасте неплохо бы объяснить школьнику, что он сам несет ответственность за неправильное обращение с деньгами. Например, если он потратит деньги на что-то ненужное, старайтесь ограничить расходы, выдав средства только на еду и на проезд.
Так ребенок поймет, что ему нужно экономить для покупки желаемой вещи. Также объясните, что выдаете деньги раз в неделю, если школьник решит пойти с друзьями в кино или в кафе, он будет понимать, сколько сможет потратить за вечер.
Учащиеся седьмого-восьмого класса уже могут посещать финансовые организации. Можно вместе с ребенком прийти в банк, объяснить, как пользоваться банкоматом, снять средства с его личной карты или открыть вклад на его имя.
Учащиеся старшей школы
Понимание финансовой грамотности у детей старшего возраста более развито. Старшеклассники уже осознают, как расходуются средства. Но в этом возрасте часто они пренебрегают правилами и демонстрируют типичные ошибки при обращении с личными финансами.
К тому же в 16 лет многие начинают подрабатывать, чтобы иметь больше средств. Например, редактируют фотографии для соцсетей, устраиваются бариста или официантами.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Уже скачали 527 человек
SOS-инструкция: как действовать прямо сейчас, чтобы защитить ребенка от буллинга
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids

Уже скачали 527 человек
Школьники изучают экономику в старших классах, там они знакомятся с миром финансов, понимают, как работают товарно-денежные отношения. Поэтому дополнительно можно поговорить с подростком об основах экономического анализа.
Конечно, многим эта дисциплина может показаться слишком сложной, ее изучают в университете, но некоторые школьники интересуются наукой уже в старших классах.
Игры для детей на развитие финансовой грамотности
Игры позволяют на доступном ребенку уровне объяснить ему основы финансовой грамотности.
Зачастую родители не принимают участие в просвещении ребенка. Из-за того, что дети не знают, как обращаться с деньгами, они часто совершают серьезные ошибки и не получают необходимых навыков.
Самый простой способ научить их финансовой грамоте — это игра. Родители должны принимать участие в процессе, на своем примере показывать, как действовать в той или иной ситуации. Предлагаем обратить внимание на некоторые игры, которые позволят весело и с пользой провести время со своими детьми. Рассмотрим, как работает обучение финансовой грамотности детей через игру.
«Разменяйте»
Возьмите монеты и бумажные купюры. Давайте ребенку по 20 или 30 монеток, а себе оставьте банкноты. Теперь выкладывайте одну купюру, участникам нужно будет быстро ее разменять. Победитель тот, кто первым правильно справится с задачей. Такая игра учит детей считать деньги разного номинала.
«Платное — бесплатное»
Ребенку следует объяснить, что деньги — не единственное, что должно доставлять радость. По сути, игра напоминает «съедобное — несъедобное». Ребенку предлагают выбрать платное и бесплатное развлечение.
Сходить на пляж и искупаться в речке можно бесплатно, а поход в кино будет стоить денег. Ребенок начнет понимать ценность разных видов проведения досуга.
«Определи лучшую цену»
Эта игра поможет выбрать нужный товар за ту стоимость, которая покажется самой выгодной. Перед началом ребенку следует рассказать, что в магазинах есть вещи, которые сильно различаются по цене, но необязательно такие товары будут устраивать покупателя.
После можно с ребенком зайти на сайты и сравнить цену на одну и ту же игрушку. После попросите участника выбрать подходящий вариант, пусть он объяснит, почему сделал такой выбор.
Пусть оценивает размер скидки, стоимость доставки, возможность использовать баллы или бонусы. Посчитайте разницу в ценах с учетом всех факторов, а в конце установите, какую сумму получилось сэкономить.
«Ручейки»
Помогает объяснить ребенку, что существует множество способов получения дохода.
Расскажите ребенку, откуда берутся деньги. Например, мама и папа работают и каждый месяц получают зарплату, однако этого недостаточно для формирования бюджета. Также у родителей есть вклады, на которые они положили накопленные суммы.
После этого рассказа предложите ребенку придумать способы получения средств. Пусть это будут любые, даже фантастические варианты. Важно, чтобы ребенок усвоил важность получения денег из нескольких источников.
«Мой бюджет»
Научит ребенка основам разумного потребления. Дайте ребенку 200 рублей, после чего вместе составьте список тех продуктов, которые он любит. Предложите выбрать крупную покупку, после чего вместе пойдите в магазин.
Ребенок в торговом центре увидит, что денег на все товары не хватает, попросите сделать какой-то выбор без попытки получить дополнительные средства. Пусть дошкольник поразмышляет, какие продукты могут быть необязательными, и он готов отказаться от них в пользу одной крупной покупки.
Таким образом у ребенка развивается критическое мышление и способность управлять своим бюджетом.
Часто задаваемые вопросы о финансовой грамотности для детей
Сегодня важно обучать детей финансовой грамотности с раннего возраста. Это позволит им в дальнейшем грамотно обращаться с деньгами, копить и совершать осознанные покупки.
В каком возрасте следует начать обучать ребенка финансовой грамотности?
Лучше подключать простые обучающие игры, когда ребенку исполнится три года. Можно говорить о деньгах, ценностях покупок, стоимости вещей. Со временем форматы должны соответствовать возрасту ребенка и уровню его развития.
Какие книги о финансовой грамотности для детей можно почитать?
Поучительную историю «Пес по имени Мани, или Азбука денег» написал Бодо Шефер. Еще одна книга, которую можно дать старшеклассникам, — «Богатый папа, бедный папа для подростков» Роберта Кийосаки.
Какие настольные игры для повышения уровня финансовой грамотности стоит выбрать?
Самые известные игры для всей семьи: «Монополия», «Финансы и я», «Денежный поток для детей».
В современном мире, где люди влезают в огромные долги, регулярно берут кредиты и вкладываются в денежные пирамиды, необходимо научить ребенка критически мыслить с целью построить успешное будущее на основе финансовой независимости.
Материалы основаны на следующих источниках:
- Паатова М. Э., Даурова М. Ш. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2014. — №. 2. — С. 173-175.
- Гридин А. Обращайся с деньгами «по-взрослому». Финансовая грамотность для детей от мобайликов. — Litres, 2024.
- Маринина Н. С. Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности //Вестник науки. — 2021. — Т. 5. — №. 5-1. — С. 38.
Изображение в шапке статьи: pikisuperstar / freepik.com