- О феномене детской лени
- Основные причины лени у ребенка
- Что делать, если ребенок ленивый
- Усталость
- Отсутствие мотивации
- Страх неудачи
- Часто задаваемые вопросы о ленивом ребенке
- Что может ожидать ленивых детей в их будущем?
- Чем апатия отличается от лени у ребенка?
- Что значит лень как симптом скрытого конфликта у ребенка?
- Что значит лень как «оправдание ожиданий»?
- Материалы основаны на следующих источниках:
О чем речь? Ленивый ребенок – проблема для родителей. Метод «кнута и пряника» и уговоры здесь бессмысленны. Важно понять истинную причину нежелания ребенка делать что-либо. Это могут быть отсутствие мотивации, страх, неуверенность в себе, физическое и эмоциональное истощение.
На что обратить внимание? Чтобы бороться с ленью у детей, родителям необходимо создать для них комфортные условия для обучения, поддерживать их интересы и помогать находить мотивацию для достижения успеха. Каждый ребенок уникален, и важно найти подход, который будет работать именно для него.
О феномене детской лени
В словаре В. И. Даля лень характеризуется как нежелание работать, заниматься чем-либо, склонность к безделью и праздному образу жизни. Очевидно, что Даль относился к лени негативно, считая ее недостатком.
С точки зрения биологии, лень — стремление организма экономить энергию. Историки-антропологи, в свою очередь, полагают, что именно лень послужила стимулом для развития науки и техники.
В психологии лень рассматривается как состояние, вызванное более глубокими внутренними причинами. Существуют различные типы лени, источниками возникновения которых могут быть дефицит мотивации, проявление физиологических особенностей и обычное переутомление.
Нередко родители говорят о том, что их ребенок ленивый, подразумевая под этим разные проявления: нежелание учиться, делать уроки, заниматься спортом, помогать по дому, а также привычку откладывать дела (прокрастинация). Родители не стремятся понять суть проблемы, полагая, что плохая успеваемость и беспорядок в комнате — это результат лени. Важно помнить, что дети от природы энергичны и любопытны, поэтому вместо борьбы с ленью необходимо искать ее причины.
Основные причины лени у ребенка
Откуда берется детская лень? Причины, по которым дети избегают труда и предпочитают бездельничать, кроются как в особенностях психики, так и в физиологии.
- Гиперопека со стороны родителей
Стремясь облегчить жизнь ребенку, взрослые, сами того не желая, могут привить ему лень. Постоянные фразы вроде: «Давай я сделаю это за тебя, ты долго копаешься» лишают ребенка возможности проявить самостоятельность. Родители, конечно, быстрее и лучше справятся с задачей, но в результате у ребенка формируется привычка ожидания, что все сделают за него.
- Недостаток мотивации
Когда ребенок увлечен, его глаза сияют, и он добивается успеха. Но домашние дела, учеба и забота о питомце кажутся ему скучной рутиной. Особенно если родители превращают эти занятия в неприятную необходимость, заставляя ребенка выполнять их против его воли. В результате ребенок протестует и отказывается от выполнения просьб. Цветы не политы, уроки сделаны небрежно, а посуда остается немытой.
Прием заявок
до: 05.05
Прием заявок
до: 05.05
- Непонимание, зачем это делать
Дети часто не видят смысла в определенных действиях. У детей младшего возраста (пять-семь лет) свое собственное понимание мира. Например, зачем заправлять кровать утром, если вечером снова придется в ней спать? Подростки тоже могут задаваться подобными вопросами. Зачем изучать математику, если планируешь стать юристом?
Ребенок избегает заданий, если родители только приказывают, не объясняя, зачем это нужно.
- Неуверенность в собственных силах
Иногда за отказом ребенка браться за дело кроется не просто нежелание трудиться, а боязнь неудачи и неуверенность в себе. Если ребенок сомневается в своих способностях, ему сложно начинать что-то новое, ведь он уже заранее представляет себе провал. Он может думать: «Зачем стараться, если у меня все равно не получится?». Это приводит к бездействию, а родители, не разобравшись, говорят: «Какой же ты ленивый!».

- Особенности темперамента
Кроме того, за маской очень ленивого ребенка может скрываться особенность темперамента. Некоторые дети от природы более спокойные и медлительные, но родители могут ошибочно считать это ленью, особенно когда речь идет о домашних делах. На самом деле такому ребенку просто нужно больше времени, чтобы «включиться» и приступить к заданию.
- Физическое и эмоциональное переутомление
Когда день ребенка заполнен множеством дел, от учебы до дополнительных занятий, лень может быть просто следствием переутомления. Если расписание, составленное родителями, не оставляет времени на отдых и развлечения, ребенок может испытывать физическую и эмоциональную усталость. Это приводит к нежеланию что-либо делать.
Что делать, если ребенок ленивый
Усталость
Современные школьники живут в бешеном ритме: уроки, спортивные секции, творческие кружки, встречи с друзьями – все по расписанию. Чем старше становится ученик, тем больше дел ему нужно успеть, и это может привести к усталости и нежеланию что-либо делать. Если вы заметили, что ваш ребенок неохотно берется за новые занятия, например, языковые курсы или дополнительные задания, возможно, он просто перегружен.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист Академии Ukids
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.
Шпаргалка для родителей: как воспитывать без криков и шлепков
Здравствуйте! Я — Александра Платчихина, педагог и методист Академии Ukids.
С 2020 года мы развиваем у детей гибкие навыки и помогаем родителям.
Мы знаем, с какими трудностями вы сталкиваетесь каждый день.
И подготовили материалы, которые действительно работают.

Александра Платчихина
Методист академии Ukids
Важно помнить, что в распорядке дня школьника, независимо от его возраста и увлечений, должно быть время на отдых, который нравится именно ему. Даже если он будет лежать на диване. Не стоит ругать его за это, заставлять гулять или читать книги, если ему этого не хочется. Пословица «Родители трудолюбивы – и дети не ленивы» в данном случае не подходит.
Решение
Чтобы помочь школьнику справиться с ленью, вызванной перегрузкой:
- Проанализируйте распорядок дня ребенка. Посмотрите, остается ли у него время на отдых. Если нет, нужно скорректировать расписание.
- Отрегулируйте режим сна и отдыха. Детям в возрасте 8-13 лет нужно спать не менее девяти часов, подросткам 14-18 лет – не менее восьми часов. Важно обеспечить ребенку сбалансированное питание, а также ежедневные прогулки на свежем воздухе (не менее часа). Несоблюдение этих условий может привести к усталости и нежеланию что-либо делать.
- Помогите подростку планировать свой день. Обучите его ведению ежедневника, составлению списков задач и определению их важности. Для старшеклассников можно рассмотреть более продвинутые методы управления временем, такие как долгосрочное планирование, использование приложений для отслеживания тайминга и повышения продуктивности.
Отсутствие мотивации
Даже самые лучшие методы планирования и распорядка дня будут бесполезны, если подросток не испытывает интереса к занятиям. Мотивация играет решающую роль в достижении успеха, и ее необходимо развивать.

Решение
- Чтобы помочь ребенку учиться с удовольствием, сосредоточьтесь на его увлечениях.
Поговорите с ним откровенно, внимательно выслушайте, о чем он думает и мечтает. Затем подумайте, как можно связать его обучение с тем, что ему по-настоящему интересно. Когда ребенок занимается тем, что у него хорошо получается и что ему нравится, он испытывает ощущение успеха. Это поможет ему справиться с нежеланием изучать некоторые предметы.
- Если ваш ребенок ленится учиться, объясните ему, почему важно получать знания в разных областях.
Конечно, успехи в любимых дисциплинах – это здорово, но базовые знания по всем предметам необходимы. Ведь даже гуманитарию придется сдавать экзамен по математике. Подростки иногда видят в образовании только узкую специализацию: «Если я хочу быть музыкантом, зачем мне физика?». Важно объяснить, какую пользу принесет изучение даже нелюбимого предмета. Полезные аргументы можно найти в образовательных видеолекциях, например, на платформе TED.
- Чтобы суметь вдохновить даже самого ленивого ребенка, используйте примеры успешных людей.
Этот подход особенно эффективен, ведь тинейджеры часто восхищаются теми, кто достиг высот в своей сфере. Расскажите о выдающихся личностях, которые, несмотря на занятость и жизненные обстоятельства, продолжают учиться и развиваться.
Например, можно привести в пример Илона Маска, который находит время для самообразования, или Эмму Уотсон, сделавшую перерыв в карьере ради учебы. Подчеркните, что стремление к знаниям и самосовершенствованию – ключевой фактор успеха, как это демонстрирует Ричард Брэнсон, считающий чтение лучшей инвестицией.
Страх неудачи
Своей ленью дети старшего возраста зачастую маскируют боязнь провала. Ребенок может избегать усилий, опасаясь не достичь успеха, не соответствовать ожиданиям. Такое поведение, когда подросток «прячется от проблем», со временем усугубляет трудности. Важно скорее помочь ему преодолеть эту привычку.

Решение.
- Найдите союзника, которому подросток доверяет и чье мнение для него важно. Если вы, как родитель, уже не являетесь главным авторитетом, обратите внимание на старших братьев и сестер, друзей семьи или вожатых из летних лагерей. Искреннее одобрение, похвала и проявление интереса со стороны этого человека могут значительно повысить самооценку подростка и помочь ему преодолеть лень.
- Обратитесь к психологу. Профессиональная помощь позволит выявить корни прокрастинации и научиться эффективно преодолевать лень у подростка.
- Будьте рядом с ребенком. Ваша поддержка – самое ценное для него. Даже при плотном рабочем графике старайтесь выделять время для общения, проявляйте искренний интерес к его делам и внимательно выслушивайте его.
- Объясните ценность ошибок. История человечества показывает, что успех приходит не к тем, кто их избегает, а к тем, кто не боится пробовать, учится на своих промахах и делает выводы.
Часто задаваемые вопросы о ленивом ребенке
Что может ожидать ленивых детей в их будущем?
Недостаток интереса к активной деятельности у ребенка часто становится причиной ухудшения качеств его личности.
Психологи выделяют ряд негативных последствий в будущем для детей, которые ленятся: плохие результаты в школе и в вузе; отсутствие инициативы; слабая физическая подготовка из-за малоподвижного образа жизни; трудности в постановке и достижении целей; привычка откладывать дела на потом; постоянное чувство вины за невыполненные задачи; отсутствие ярких эмоций и впечатлений в жизни.
Чем апатия отличается от лени у ребенка?
В отличие от лени, апатия характеризуется всеобъемлющим безразличием. Подросток в таком состоянии не проявляет никаких эмоций, его реакции замедленны, отсутствует интерес к учебе, общению, еде и даже собственной внешности.

Постановка целей для него практически невозможна. Ленивый же ученик проявляет нежелание только к определенным видам деятельности, например, к подготовке к занятиям. При этом он может быть увлечен чем-то другим, например, общением с друзьям или рисованием.
Если вы подозреваете у ребенка апатию, а не просто лень, необходимо обратиться за помощью к психологу.
Что значит лень как симптом скрытого конфликта у ребенка?
Ребенок ограничивается обязательным минимумом, подходит к занятиям без энтузиазма и негативно реагирует на более детальное изучение темы. Вы можете назвать его ленивым ребенком, но что же делать школьнику?
Вероятно, причина кроется в конфликте с учителем или сверстниками. Ребенок испытывает гнев, но не желает или не способен выразить свои чувства открыто. В результате он устраивает своеобразную акцию протеста – выполняет задания, чтобы избежать явного конфликта, но делает это поверхностно, стремясь лишь к тому, чтобы его оставили в покое.
Что значит лень как «оправдание ожиданий»?
Порой взрослые наносят детям душевные раны, навешивая ярлыки «никчемный» и «бесполезный». Постоянные упреки в бездействии могут привести к тому, что ребенок начинает соответствовать негативному образу, созданному родителями.
Еще хуже, когда родители лишают ребенка возможности быть независимым, выполняя за него задания и творческие работы. Они боятся, что тот не справится и «ударит в грязь лицом» перед окружающими. В результате ребенок привыкает к тому, что родители всегда готовы прийти на помощь, и перестает проявлять собственную активность.

Стоит отметить, что часто родители осознают проблему слишком поздно, когда отрицательная схема поведения у ребенка уже закрепилась. Его лень – результат устоявшейся привычки. Опасное заблуждение, в которое, к сожалению, многие продолжают верить: «Пусть отдохнет, еще успеет потрудиться».
Однако ребенок и в зрелом возрасте может сохранить такую же инертность. Подумайте о его дальнейшей жизни. Если различные методы борьбы с ленивым ребенком не дали результатов, рекомендуем обратиться за советом к психологу.
Источник изображения на шапке: freepik/ freepik.com
Материалы основаны на следующих источниках:
- Быкова А. Самостоятельный ребенок, или Как стать «ленивой мамой». – Litres, 2016.
- Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Книга для трудных родителей //М: Звонница. – 1994.
- Посохова С. Т. Лень: психологическое содержание и проявления //Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2011. – №. 2. – С. 159-166.